сколько детей было у царя давида
История царя Давида
авид, согласно Ветхого Завета, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Правил предположительно с 1010 г. по 970 г. до нашей эры. Изображается как доблестный воин, талантливый поэт и музыкант, сочинитель многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно Библейским источникам, царь Давид – праведный и мудрый правитель, сведущий в области гражданского и уголовного правосудия. В Библии о нем говорится:
Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего… (Первая книга Царств, глава 13)
Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.
Семья царя Давида
Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.
Жены царя Давида.
У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:
Дети царя Давида.
У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.
Родословие царя Давида
Царствование царя Давида
Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.
…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…
После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.
Давид и Саул
Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.
Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Подробнее о Давиде и Голиафе.
П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год
Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.
Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.
Карта бегства Давида от Саула
Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу
После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.
Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:
Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.
Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.
Давид и Вирсавия.
Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.
… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…
Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.
В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.
Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.
Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 — начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.
Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.
Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.
Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.
Псалмопевец Давид
Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).
Фигура Давида в Христианстве
Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.
Память Давида.
В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.
Семейная драма царя Давида
Часть 2. «Если бы я был царем»
Мы продолжаем читать библейскую историю об Авессаломе.
Иметь сложных детей – это всегда очень серьезная проблема, и у Давида был сложный сын – Авессалом. Давид был праведный, благочестивый человек, он право ходил перед Господом своим. Если Давид допускал какие-то погрешности в своей личной жизни, то он умел каяться. Однако он не мог решить проблем со своим сыном – самым близким, самым родным человеком. Это очень часто бывает: ты умеешь помогать людям, которые мало тебя знают, но близкие люди почему-то не понимают тебя. Как сказано в Евангелии: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4: 24).
Говорится в 15-й главе 2-й книги Царств:
«После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов» (2 Цар. 15: 1).
Отец принял Авессалома, отец допустил его до своего лица, возвратил его из опалы, и, кажется, он должен использовать это время для того, чтобы действительно занять достойное место в обществе, среди народа Божия. Но он думает о другом. Авессалом думает о колесницах, он думает о лошадях, он думает о том, что нужно иметь скороходов, то есть людей, которых можно посылать в разные места с разными поручениями.
Сейчас тоже очень многие молодые люди увлекаются колесницами. Современные колесницы – это машины, иномарки, и молодые люди день и ночь готовы думать об этих машинах: где бы достать хорошую машину, где бы достать хороший движок к хорошей машине, как бы починить машину, как бы перекрасить ее. Путь современной молодежи – это путь Авессалома. Авессалом – очень яркий пример именно современного разложения молодежи, теперешней молодежи, живущей в XXI веке. Он думал о своих колесницах, о лошадях, а сейчас думают о своих машинах, о двигателях к этим машинам.
«И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде» (2 Цар. 15: 2–4).
Слишком критичное осуждение старшего поколения молодыми – это Хамов путч
Вот так рассуждал о себе и о своем государстве Авессалом. Он останавливал людей, у которых были какие-то сложные дела, требовавшие суда, на улице, останавливал людей, которые шли к царю, и говорил: если бы я был судьей (имеется в виду, если бы он был царем, потому что суд в Израиле принадлежал тогда царю), то я решал бы все эти дела совсем иначе.
И сейчас мы очень часто слышим, как наши дети с упреком говорят нам: «Если бы мы жили в ваше время, мы были бы совсем другими, мы не оказались бы в такой нищете, в какой оказались вы». Но наши дети не жили в наше время, они не могут себе представить, что это такое. Молодым людям, высокомерным и наглым, легко говорить о том, что бы они смогли сделать, если бы они заняли какое-либо положение в обществе. Еще апостол Павел говорил, что в последние времена «люди будут… горды… злоречивы, родителям непокорны» (2 Тим. 3: 2). И таких юных, совсем молодых наглецов сейчас стало очень много в обществе, они всё критикуют, всё отрицают вокруг себя, они говорят: «Всё плохо!», а хорошо только то, что они имеют в своих мечтах. Вот те воздушные замки, которые они создают в своем воображении, – это хорошо. Они готовы перестроить, переделать весь мир, и они постоянно осуждают людей старшего поколения. Это путч хамитов – помните Хама, сына Ноя, который смеялся над своим отцом? Молодые люди, которые слишком критично осуждают старшее поколение, подобны Авессалому, наглому, гордому, надменному, красавцу, подобны Хаму, который позорил своего родного отца.
«И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его» (2 Цар. 15: 5).
Говоря современным языком, Авессалом играл в демократию, показывал, что он очень доступный человек, что в нем можно найти поддержку, на него можно опереться, и если он придет к власти, то все будет в порядке.
И когда недавно шла в нашей стране предвыборная кампания, и у нас появилось столько Авессаломов, что трудно себе представить. Все они только о том и говорят, что если придут к власти, то будут поступать совсем иначе, при них все будет хорошо; они готовы сейчас обнимать каждого человека. Но если они дорвутся до власти, то человек не сможет даже дотянуться до них, они будут ездить в бронированных машинах, в окружении плотного кольца телохранителей и, конечно, забудут обо всех своих обещаниях, забудут обо всем, кроме того, что у них есть одно личное, собственное желание – обогащаться. Почему? Потому что все люди, которые в результате так называемых демократических выборов приходят сегодня к власти, – это временщики. Самое страшное – когда человек понимает, что если его избрали, то избрали на короткий срок, и за это время он должен как можно больше успеть обогатиться, успеть обеспечить себя, всех своих родных и близких, молодых послать учиться куда-нибудь за границу, приобрести дачи, дома, машины и так далее.
Да, Авессалом очень современный человек, как мы с вами видим из Священного Писания, это действительно человек нашего времени, человек последних времен, человек периода апостасии, периода всеобщего отступления от истинной веры. То, чем он занимается и о чем мы сейчас читаем, это предвыборная кампания: он хочет, чтобы его избрали царем, вот это для него самая главная задача. И поэтому он обнимает, целует людей, встречается с людьми, он доступен. Царь сидит во дворце, до царя трудно добраться; до Давида трудно добраться потому, что он был очень трудолюбивый человек, проводил время в молитве, в государственных делах, делал все, что мог. Не всегда получается, даже у хороших людей, когда они оказываются у власти, все решить сразу: выйти из всех сложных ситуаций, помочь обществу. Но Давид трудился, а Авессалом фантазировал, Авессалом рассказывал, каким будет царство при нем, как он поможет людям.
Поистине, когда вы сегодня будете наблюдать целую чреду этих нынешних авессаломов, которые изо всех сил стремятся к власти, то чаще вспоминайте слова псалмопевца и царя Давида, который говорил: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145: 3).
Не было спасения и в пустых обещаниях, в льстивых словах Авессалома. Его правление, к которому он действительно прорвется, обманув людей, окончится крахом и трагедией для всего израильского народа.
«Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (2 Цар. 15: 6) –
так и сейчас вкрадываются многие люди в сердце России, хотят завоевать популярность, авторитет.
И вот Авессалом, этот бунтарь, этот человек, не способный к созиданию, вкрался в сердце Израиля, вкрался в сердца многих людей.
«По прошествии сорока лет царствования Давидова (40 лет царь Давид управлял Израилем после смерти Саула. – прот. О.С.) сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне» (2 Цар. 15: 7–10).
Смотрите, как поступает Авессалом, занимаясь своей предвыборной кампанией, – он пытается обмануть своего родного отца, используя чувства религиозные.
Очень часто люди, занимающиеся предвыборным обманом населения, тоже используют имя Господа, постоянно говорят нам о том, например, что они очень хорошо относятся к Церкви и обязательно будут ей помогать – если только наберут нужное количество голосов на выборах. Все эти люди, которые сейчас любой ценой хотят прорваться к власти, очень любят, когда их показывают во время пасхальных богослужений, когда они стоят со свечами, не зная, правда, в какой руке их держать: то ли в левой, то ли в правой. Чаще всего держат в правой – это означает, что они не крестятся, а просто стоят и держат свечу. Но просто стоять в храме и держать свечу может только подсвечник, а православный христианин всегда держит свечу в левой руке, потому что правой он крестится. Эти люди ищут дешевую популярность, дешевый авторитет, и они готовы прикрываться даже именем Господа.
Сейчас очень модно стало: беседует какой-нибудь телеобозреватель с тем или иным политиком и спрашивает: «А вы верующий человек?» Это уже такой распространенный, шаблонный вопрос. Люди превращают религию в некую разменную монету и начинают спекулировать священными для нас понятиями. Мы должны уяснить себе, что все эти люди – чужие для нас, чужие для Церкви; они преследуют свои личные интересы, как и Авессалом преследовал свои личные интересы, когда говорил о некоем обете, который он якобы дал Господу. Ему нужно было только подальше от отца отойти, чтобы отец не смог дотянуться до него острием своего меча, и тогда уже объявить бунт.
И вот Авессалом объявляет бунт; он рассылает повсюду лазутчиков, в определенный момент должны затрубить в трубы, чтобы весь народ – те, кто любит Авессалома, кто поверил его обещаниям, – начал кричать: «Авессалом воцарился в Хевроне!»
Далее Священное Писание говорит:
«С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело» (2 Цар. 15: 11).
Действительно, зачастую люди по простоте своей начинают принимать участие в тех или иных кампаниях, даже не догадываясь, что их используют в каких-то совершенно бесчестных политических махинациях, спекуляциях. Мы должны раз и навсегда отказаться от любых политических спекуляций, мы не должны заниматься политикой – только потому, что никакой политики на самом деле нет. Ведь только задумайтесь, братия и сестры: что такое политика в современном ее понимании? Я не раз говорил об этом и снова к тому же возвращаюсь. Нам объясняют, что есть какая-то жизнь, политическая жизнь, она не религиозная, но она как бы и не отрицает религию. И есть такие люди, которые живут этой жизнью, она за церковной оградой, конечно, эта жизнь, но она не плохая сама по себе и иногда может быть даже полезной для людей, полезной для Церкви. А может и не быть.
Одновременно нам говорят, что Церковь политикой заниматься не должна. Но если под политикой понимать просто общественный порядок, то почему же Церковь не должна принимать участие в жизни общества? Ведь Бог создал нас для того, чтобы мы жили в этом мире и населяли его, а не для того, чтобы мы от него совершенно отрешались: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17: 15).
Есть жизнь во Христе и со Христом, а все, что за пределами ее, – диавольские подделки, суррогаты, ложь
Однако когда речь идет о политике, то речь идет отнюдь не просто об «общественном порядке». Подумайте: что такое жизнь за церковной оградой? Это – служение диаволу, потому что вне церковной ограды, вне тела Христова, есть только духовная смерть; поэтому жизнь ни в коем случае нельзя делить на политическую и религиозную. Есть жизнь во Христе и со Христом, а все, что за пределами ее, – диавольские подделки, суррогаты, обман, ложь.
Простые люди, люди, которые иногда не понимают даже, что происходит, по простоте своей зачастую начинают принимать участие в этой чехарде, водить какие-то демократические, либеральные и прочие хороводы. Пусть Господь спасет нас от всего этого Вавилона греха и словоблудия, пусть Господь научит нас следовать не за современными политиками, которые идут-то, в общем, все в разные стороны, а только лишь за Ним одним. Мы должны помнить, что наше царство – не от мира сего; наше царство существует, это святая Православная Церковь, и мы являемся подданными в этом царстве, а искать для себя счастья где-то в стороне от Дома Божия – безумие.
В нашей стране можно найти людей, которые действительно были бы способны помочь ей, но это должны быть люди воцерковленные, а не те, которые только имеют имя и как бы живы, но на самом деле мертвы (ср.: Откр. 3: 1), которые бьют себя в грудь и говорят: «Мы православные, мы за Святую Русь!» А в храме мы их не видим.
Семейная драма царя Давида
Часть 3. «И повис между небом и землею»
О бунте непокорного сына и его последствиях, о смирении отца – царя Давида, о том, что нам делать, когда наши дети оказываются «между небом и землею», – протоиерей Олег Стеняев, продолжает свою беседу, комментируя библейскую историю об Авессаломе (2 Цар. 14–18).
Сказано в слове Господнем:
«Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12).
Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги царя Давида, забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.
Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, предреволюционная ситуация?
«И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17).
Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего Николая Александровича.
О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.
Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима.
«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15: 18).
То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.
Царская власть не достигается по воле человека – это власть, которая даруется от Господа
Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?
Когда на просторах нашей земли уничтожалось само имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с Небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерейские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.
Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит – уходит пешком, потому что знает: если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.
Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое «правление» с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Право же, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола – путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, – сам становится лишь слепым орудием диавольских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (см.: Мф. 4: 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.
Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравомыслящие люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. И в ходе этой войны Авессалом погибает.
«И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2 Цар. 18: 9).
Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею», и увидел это некий воин – а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе.
«И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома”» (2 Цар. 18: 11–12).
Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им?
Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18: 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, но отрок – его дитя.
Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы… А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.
И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей – за
Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.
Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею», так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.
И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится:
«И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18: 32).
А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду:
«Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18: 32–33).
Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…
Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помазуем их святым миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля – это Святая Русь, и живет, идя путем греха!
Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготавливает памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных – они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба – это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: «Наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится» (Притч. 22: 6).
Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: «Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?» И далее он сказал: «Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь». И я думаю, что каждый из посещающих храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине украшают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах, по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи!
Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: «Сын мой, сын мой Авессалом. »