сказочные персонажи на украинском
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Персонажи украинских сказок
Мавка
Маавки (наавки) — славянские мифические существа, злые духи, русалки: у украинцев — мавки, майки, нявки, нейки, у болгар — навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье. По ряду признаков близки русалкам, карпато-украинским «лесным паннам» или горным женским духам.
Слово мавка (навка), видимо, образовано от общеславянского «навь», означавшего «смерть», «мёртвое тело». Существует предположение, что оно восходит к праиндоевропейскому корню *nau- «труп», ср. готск. naus «мертвец» и тохар. naut «погибнуть»
Считалось, что мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Украинцы считают, что после смерти такие дети попадают к русалкам. Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».
На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать родила, некрещёную похоронила!» (укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!»).
По единичным украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью».
По представлениям словинцев, Мавки летают по воздуху в виде больших чёрных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.
Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребёнок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остаётся мавкой.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
У А. Н. Толстого есть стихотворение, озаглавленное «Мавка»:
Пусть покойник мирно спит;
Есть монаху тихий скит;
Птице нужен сок плода,
Древу — ветер да вода.
Я ж гляжу на дно ручья,
Я пою — и я ничья..
Что мне ветер!
Я быстрей!
Рот мой ягоды алей!
День уйдет, а ночь глуха,
Жду я песни пастуха!
Ты, пастух, играй в трубу,
Ты найди свою судьбу,
В сизых травах у ручья.
Я лежу — и я ничья.
Мавка — главный персонаж произведения Леси Украинки «Лісова Пісня».
Мавка — главная героиня балета М.Скорульского «Лесная песня», литературной основой которого является одноименная драма-феерия Леси Украинки.
Чугайстер (Чугайстрин, Лесной Человек, укр. лісова людина) — персонаж украинской мифологии. Весёлый, жизнерадостный, обросший чёрной или белой шерстью лесной человек с голубыми глазами, который танцует, поёт и охотится за мавками, которые заманивают молодых лесорубов и пастухов в чащу и губят их.
Образ Чугайстра знают только в Украинских Карпатах — он неизвестен прочим славянам. В Бойковщине его называют просто Дедом, а в Закарпатье — Ночником. Происхождение названия «Чугайстер» доподлинно не известно. Современные исследователи связывают это слово с «чугой», «чуганей» (верхней одеждой, которую ткут так, что она имеет вид большой овечьей шкуры с длинной шерстью), с «гайстром-журавлём», или даже со сторожевыми казацкими башнями, которые называли «чугами», и естественными проточинами в камне — «чугилом».
Встретив в лесу живую душу, Чугайстер не причиняет ей зла, а вежливо приглашает потанцевать. Множество черт Чугайстера объединяют его с ветром. Он и сам может появляться в образе ветра, или вихря. Как ветер, Чугайстер может залезать в дымоход и петь. Танцует он как вихрь и танец этот губителен для обычного человека, он так быстр, что обувь не выдерживает. Напротив, хорошего танцора Чугайстер может и наградить. Во время танца Чугайстер шепеляво припевает: «Людже люджем іграють-співають, а ми собі такой так, такой так!» (укр.) (Записано С. Пушиком). Именно эта шепелявость и заставляет думать, что Чугайстер принадлежит к потусторонним существам. Чрезвычайно древние, не всегда обладающие зубами, они могут не выговаривать как следует всех звуков. С другой стороны — пристрастность Чугайстера к людям, его качество охранника (уничтожение мавок) свидетельствует, что он может быть предком, который оберегает лесорубов и тех, кто проводит лето на полонине (горное пастбище). В жертву Чугайстеру приносят кулеш и бануш, зная про его беззубость. Часто говорят, что Чугайстер «на одной ноге». Он, как Баба-Яга, может оторвать свою ногу — и рубить ей дрова. В лесу Чугайстера не следует свистеть и кричать, чтобы не призвать Лесного Человека. Всё это — признаки представителей «нижнего мира»: одноногость, а также призывание свистом — их признаки.
Против Чугайстера, как и против прочих потусторонних «пришельцев», использовали топор — как оберег. Имея его, этого мифического великана можно удержать двумя мизинцами и узнать от него будущее: «Чугайстер зайшов до полонинської колиби, поправляв ватру. Вівчар каже: „А що ти тут робиш?“ — „Хочу зігрітися“. А вівчар схопив сокиру та й перед ним поклав вістрям угору. „Сідай“, — сказав. Той сів. Став Чугайстрин проситися, аби його відпустили. „Не пущу!“ — зловив його двома мізинчиками вівчар і тримав. „Пустіть, то скажу, що завтра тут буде“. І Чугайстрин попередив, аби не спали пастухи завтра, бо прийдуть на полонину вовки й ведмеді та й усю худобу понесуть. І дійсно, другого дня прийшли вовки та ведмеді — всі по парі, та вівчарі їх відігнали від отари» (укр.) (записано А. Онищуком).
Чугайстер со своим исполинским ростом может закручиваться в огромное колесо вокруг костра и греться. Этим он похож на змея, потусторонняя природа которого несомненна. С. Пушик считает, что Чугайстер — прообраз бога Велеса, который объединяет Лесного Человека с медведем (из-за его шерсти) и гайстером-журавлём.
Когда лесорубы готовили еду, они обязательно оставляли немного Чугайстеру на матице (балка под потолком). Они верили, что Чугайстер сможет её оттуда достать, потому что он обладает огромным ростом. Когда вечером они возвращались и еды на месте не находили, они радовались, потому что можно было спокойно спать: приходил Чугайстер, значит в этом месте мавок уже не было. Защитник пастухов и лесорубов, Чугайстер мог предупредить про нападение медведя. Верили, что Лесному Человеку подвластны все звери. Он был и пастухом зверей, который пас «лесной скот» в «мужские дни недели» — понедельник, вторник и четверг. Считалось, что именно в эти дни можно охотиться, потому что пастух, в отличие от пастушки — Лесной Девы, — позволял ловить дичь. Пас Чугайстер на пастбище и коз беднякам — вместе со своими. Власть над животными у Лесного Человека была такой, что они выполняли для него даже самые мелкие поручения: за водой Чугайстер посылал лиса или волка.
Чугайстер беспокоился о воде. Ночью он приходил в дом и проверял, есть ли она в запасе. Если её не было, — чтобы наказать хозяина ґазду (укр.), забирал с собой ребёнка. Такие действия Чугайстера указывают на его родственность с лешим, кравшим младенцев, за которыми плохо следили, чтобы воспитать из них таких же, как он сам.
Говорят, что Чугайстер учил мастеров, которым не удавалась их работа. «Чугайстер всякий дар людям дал», — говорили гуцулы. Чугайстера также знали как защитника бедных. В одной из легенд он встречает бедного слугу, обиженного хозяином (паном), и предлагает ему свою помощь, а позже наказывает пана: «І напустив Чугайстрин на пана ведмедя, що той постоли в потоці лишив, сердак на суці завис…» (укр.) (записано С. Пушиком). В другой истории Чугайстер — настоящий добродетель: он не только спасает парня от поветрули, но и выводит его из лесной чащи: «Пішов хлопець по гриби і єго ніч застала. Ну і він рішив розложити ватру і до ранку переночувати. Тут дето коло дванадцятої години появився вітер, і перед його очима прокотився клубок. Подивився назад і побачив іззаду себе діда. Дід спитав у нього щось незрозуміле і побіг дальше за тим клубком Через кілька хвилин вертається дід. Хлопець замітив, що то була повітруля у діда в руках. І дід її надів на рожен, над ватрою спік, з’їв і попросив тютюну. Хлопець єму дав закурити. Дід єго почав розпитувати, що і як він попав у той ліс. Говорить: „Тобі ще пощастило, що я тебе побачив, а то б ти до ранку не дожив. Була б тебе повітруля заманила в ліси. А тепер збирайся, я тебе виведу на дорогу“. Ну він за тим дідом пішов і очутився недалеко від своєї хати» (укр.) (записано С. Пушиком)
Злыдни
Вий — в восточнославянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи.
Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.
— Примечание Н. В. Гоголя
Существует предположение о происхождении имени Вия от укр. вія, війка, белор. вейка — ресница.
Народный образ
По русским и белорусским сказкам, веки (ресницы, брови) Вия поднимали его помощники вилами. Человек, на которого посмотрел Вий, не выдерживал взгляд и умирал. Украинскую легенду пересказал Н. В. Гоголь в повести «Вий».
Возможно соответствие образа Вия Кощею. В русской народной сказке «Иван Быкович» встречается упоминание о том, ведьминому мужу поднимают брови и ресницы железными вилами[3].
По мнению Е. Дмитриевой, на образ Вия перешли черты языческого Велеса.
Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами — св. Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Св. Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк из неустановленной летописи, уничтожает город силой своего взгляда. Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен.
В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.
Вий Гоголя
Известна литературная обработка предания о Вие, сделанная Николаем Васильевичем Гоголем. Согласно исследованию Д. Молдавского, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния, укр. вія — ресница и повіка — веко.
В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем. Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Фома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха.
Что вы могли не знать об украинских сказках: факты, которые удивят
В украинских сказках есть много интересного не только для детей, но и для взрослых! О малоизвестных фактах о сказках – читайте в материале.
Персонажи украинских сказок отличаются от героев литературы в западноевропейских или западных книжках. Интересные факты об украинских сказках рассказывает «ВСВІТІ».
Украинские сказки
Украинские богатыри
Украинцы не имели привычки записывать тексты сказок и легенд, несмотря на очень развитое устное народное творчество. Поэтому многие наши персонажи и истории перешли к соседям, которые охотно их присвоили. Так, знаменитый богатырь Илья Муромец – украинский герой.
Так как былины, которые возникли в период становления Киевской Руси, были древнейшим жанром героического эпоса украинского народа.
И вот в былине богатырь Илья Муромец доезжает из дома в Киева. Его дом – это городок Муромск, на Черниговщине.
Еще один богатырь, Кирилл Кожемяка, с самого начала жил в Киеве.
Украинский богатырь / Иллюстрация svitkazok.blogspot.com
Герои, которые есть только в украинских сказках
Ивасик-Телесик в украинском фольклоре / Фото artfile
Супергерой украинской сказки / Иллюстрация ternopil.dityvmisti.ua
Что общего между украинской сказкой и мастером Йода
Персонаж Ох из одноименной сказки не так популярен, как мастер Йода, однако очень интересен.
Он маленький, зеленый, умный и наделен волшебной силой. Ох берет себе в ученики парня. С помощью жестких, или же даже жестоких методов, делает из него самого могущественного волшебника.
Персонаж Ох из сказки / Иллюстрация dialogimam.com
Не совсем плохие герои
Злотворец Змий, например, всегда спрашивает: «Будем драться или мириться?», давая право первого удара.
В древних украинских сказках персонажи могли быть злыми или помогающими. Русалки – они же могут защекотать, если не ответить на их загадки. Наказать за отсутствие разума. А вот Водяной может затянуть на дно того, кто купается под колесом мельницы, так как этого делать нельзя.
Первый украинский информационный — 5 канал
Поиск по сайту
Соцсети
«Мастер Йода» из леса Кобылья голова и другие: ТОП неожиданных фактов про украинских сказочных героев
Принцессы должны быть трудолюбивыми
Во многих странах есть сказки о нелюбви между мачехой и сиротой. Однако украинские сказки, с таким сюжетом, в корне отличаются от других.
В западноевропейских сказках, что мачеха, что сирота – обе стройные красавицы. Вспомните хотя бы «Золушку» или «Белоснежку». Красота – главная черта героинь, герою – богатому человеку – должно понравиться красивое личико и стройная талия.
На западе, в старые времена считаться «на свете всех милее и красивее» – это был вопрос выживания, ведь женщины по закону не имели права наследования или права собственности, следовательно, без прекрасного принца героиня, которая стремилась жить долго и счастливо, никак не могла обойтись.
В Украине же по феодальному праву существовало понятие материзны – то есть наследство передавалось по материнской линии и никто из мужчин не мог на него претендовать. Эта традиция брала начало с древних времен и продолжалась до казацкой эпохи.
Что же ценили в украинский женщине значительно больше красоты?
Ответ найдем в сказках – главным достоинством девушки считалась трудолюбие. Умение обрабатывать землю и вести быт, создавать домашний уют – это было залогом удачного брака, в том числе и для сказочных героинь. Именно благодаря этому «украинская Золушка» – Дедова дочь – всегда выигрывала у злой мачехи и ее ленивой дочери.
Илья – не из Мурома, а из Муромска
Самым древним жанром украинского героического эпоса были былины. Возникли они давно – еще в период становления Киевской Руси, и основными действующими местами были украинские города – Киев, Чернигов и другие.
Былины про Илью Муромца відкриті джерела
Как же случилось, что этих супергероев мы преимущественно знаем в контексте русских сказок? Дело в том, что у нас, украинцев, несмотря на развитое устное народное творчество, не было традиции записывать тексты сказок и легенд. Истории передавались из уст в уста – так дошли они впоследствии и до северных соседей, которые охотно их присвоили и перекроили на собственный лад.
Кощей Бессмертный – «правнук» Козелка
В украинской сказке про Ивана Ветра главным антигероем является страшный змей Козелок, преодолеть которого в поединке не удавалось никому.
Потерпев поражение, Иван Ветер решает действовать хитростью: с помощью жены змея выведывает, где хранится сила Козелка. И оказывается, что она – в чистом поле, где под большим камнем спрятана в сундук. В сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, разбив которое, Иван и преодолевает змея. Знакомый сценарий, конечно.
Сказочный Змей shlyahta.com.ua
Но, по мнению исследователей, сюжет об Иване, который в современном виде имеет много тематических наслоений разных эпох, впервые возник еще во времена архаики (то есть украинской античности, до н. э. – ред.), итак, Козелок намного старше российского персонажа Кощея Бессмертного.
Только в украинских сказках
Сюжеты сказок во всем мире часто имеют общие мотивы и похожих героев. Однако существуют персонажи, которых можно встретить только в украинских сказках.
Девка-семилетка – ребенок, который, имея всего лишь 7 лет от роду, спасает отца от разорения, одну за другой разгадывая за него очень сложные загадки господина.
Пан Коцкий – старый кот, которого хозяин вывел в лес умирать, но вместо этого хитрый кот неплохо устроился, обманув всех лесных зверей, да еще и взяв лисичку в жены.
Пан Коцкий Садочок ТБ
Есть у нас и эксклюзивные персонажи: Железноносая Баба – мать черта, страшная ведьма с железным носом настолько большим, что аж до пола достает, а также Кобылья Голова – она имеет способность летать и может наградить за трудолюбие огромным сокровищем или же съесть за лень.
Также аутентичными украинскими героями являются Ивасик-Телесик – мальчик, который убежал от змея на крыльях лебедя, и Котигорошко, который разобрался со змеем по-своему – одним ударом огромной булавы.
А еще интересный персонаж – Видимо-Невидимо: невидимый волшебный помощник, который помогает бедному человеку проучить жестокого господина.
Сказка Ивасик-Телесик lviv.dityvmisti.ua
Сказки-путешественницы
Некоторые украинские сказки переехали в другие страны.
Например, Котигорошко «перебрался» в соседнюю Беларусь, а сказка «Про Ужа-Царевича и верную жену» известна в Литве как «Эгле – королева ужей».
Украинская сказка «Про Ивана Богатого» – это то же, что и французская сказка «Кот в сапогах».
Но есть примеры гораздо большего «покрытия»: так, украинская «Хроменькая уточка», известна в Японии под названием «Журавка», «Про богатого и бедного брата» – во Вьетнаме как «Карамблола», а сказка «Почему море соленое» с таким же названием и сюжетом существует на Филиппинах.
«Мастер Йода» по-украински
Украинские сказки удивительным образом переплетаются и с попкультурой.
Сказка о Оха knygy.com.ua
Например Ох – персонаж из одноименной сказки – маленький, зеленый, очень умный, наделенный волшебной силой. К тому же – учитель, который берет себе в науку парня, из которого с помощью очень жестких (и даже жестоких) методов делает такого же могущественного волшебника, как и он сам.
Неизвестно, придумывая своего мастера Йода, Джордж Лукас знал ли про украинского Оха, но получилось очень похоже.
Не слишком плохие «плохиши»
Что особенно выделяет украинские сказки, так это отсутствие 100-процентно отрицательных персонажей. Исследователи объясняют этот факт древним происхождением большинства сказочных сюжетов, которые возникли задолго до прихода христианства с его однозначным делением на черное и белое.
Например, самый популярный сказочный злодей – Змей – проявляет рыцарское благородство: угощает героя, который пришел его побороть, всегда спрашивает «будем биться или мириться?», передает противнику право первого удара и тому подобное.
В древних украинских сказках зло может быть с одной стороны грозным, а с другой – помогает. Например, русалки – они могут защекотать, если не ответить на их загадки: то есть наказывают за отсутствие ума. Водяной может затянуть на дно того, кто купается под колесом мельницы, чего делать нельзя. Полевик насылает вечный сон на тех, кто работает в поле в полдень, когда солнце больше всего печет. То есть сказочные, условно злые герои служат для регламентации поведения.
Ярко выраженные негативные признаки появляются у подобных персонажей лишь с течением времени. Например, у древних украинцев бытовал культ волка: с архаических времен люди поклонялись ему как тотемном божеству.
С приходом христианства языческие боги и тотемные животные были демонизированы, и таким образом волкодлаки (люди в волчьих шкурах, которые поклонялись божеству и не творили зла) превратились в вурдалаков – однозначно отрицательных персонажей-убийц.
Украинские «аватары»
Как известно, слово «аватар» означает воплощение божества в различных образах. В индуизме этот термин чаще всего ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами, самые популярные из которых – Кришна и Рама.
Аватары отражают различные черты и проявления одного божества. И в украинских сказках есть очень похожие существа. Их трудно сосчитать: Вернидуб, Вернигора, Тот, кто ест и никогда не наедается, Пыйвода, Холод и десятки других. Их объединяет общая черта: каждый из них способен выполнять лишь одну специфическую функцию, нужную главному герою для преодоления каких-то препятствий.
Функции эти могут быть какие угодно: от способности поглотить любое количество жидкости (как у Пыйводы) к умению играть на музыкальных инструментах так, что никто не может прекратить танцевать (Музыка).
Но эти персонажи реализуют свои сверхспособности не ради себя, а ради главного супергероя: то есть фактически они являются его «руками и ногами» – аватарами.
Нестрашные страшные сказки
В древние времена сказки не столько развлекали, сколько объясняли мир во всех его проявлениях – включая самые темные и строгие. Именно поэтому в сказках за будничными вещами скрыто много символов, имеющих сакральное значение.
Так, например, обычный лес, через который путешествуют главные герои множества украинских сказок, – это символ потустороннего мира: ведь именно «на том свете» мифические герои должны пройти свои испытания-посвящения.
Сказочный лес ulmg.odessa.gov.ua
Полотенце, который постоянно появляется в разных сказках, – это символ дороги, а еще смерти: ведь именно на полотенцах опускали гроб в могилу.
Даже в обычном доме есть потусторонние «порталы» – это окна и камин: через них – и только через них, – может попасть в жилище нечистая сила, ведь двери для нее закрыты.
Змей и Мачеха: что общего?
Сказки – это мир бесконечных превращений, отражающих изменения в обществе и человеческом мышлении. Особенно это заметно в украинских сказках на примере перевоплощений главного злодея.
Самым первым из них, появившемся еще в архаичные времена, был Змей – своим собственным обличьем. С течением времени он, хотя так же назывался Змеем, выглядел уже как человек – это отражало процесс постепенного отхода общества от магического мышления.
С приходом христианства, Змея с позиций «плохиша № 1» вытеснил Черт. А ближе к современности, когда магическое мышление уже уступало рациональному и социально-бытовые сказки стали более популярными, чем героико-волшебные, чаще всего упоминаемым творцом зла стала Мачеха – персонаж, лишенный всего волшебного, но который, фактически выполнял ту же функцию, что и древний Змей.
Мама читает сказку ребенку smartum.com.ua