сказочник роу краткая биография
Александр Роу
Биография
Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.
Детство и юность
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.
Режиссер Александр Роу
В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.
Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.
Александр Роу в детстве
После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.
Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.
Александр Роу в молодости
По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Фильмы
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.
Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»
Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»
Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.
Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».
Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»
Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.
«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.
Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.
Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»
Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.
Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»
В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.
Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»
В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.
Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.
Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»
Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.
Личная жизнь
Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.
Елена Савицкая, первая жена Александра Роу
Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.
Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.
Ирина Зарубина, вторая жена Александра Роу
Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.
Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.
Смерть
На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.
Могила Александр Роу
Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.
Александр Артурович Роу
Фото Все
Видео Все
Александр Роу. Легенды мирового кино
«Страна волшебника Роу». Документальный фильм @Телеканал Культура
110 лет со дня рождения Александра Роу
Александр Роу — биография
Александр Артурович Роу – советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных. 17-ый фильм «Финист Ясный Сокол» по его сценарию снимался после его смерти.
Создатель киносказок «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и других, Александр Роу, оставил шикарное творческое наследие многим поколениям детей России и других стан. Его добрые весёлые фильмы учат любить славянский фольклор и неизбежно поднимают настроение.
Детство
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (теперь это Ивановская область), в семье эмигрантов. Его отец, ирландец Артур Уильям Роу, в 1905 году приехал в Россию по контракту налаживать мукомольное производство в небольших городах. Мать будущего режиссёра, гречанка из Одессы Эйли Кэраджордж, растила Александра одна, потому что с началом Первой Мировой войны Артур Роу уехал на родину и больше в её жизни не появлялся.
Александр Роу в детстве
Эйли или Юлия Кэраджордж много болела, и Александру с десяти лет приходилось зарабатывать на их общее содержание. Он работал помощником в галантерейной лавке, что делал по случаю в церковном приходе и одновременно с этим учился в семилетней школе Сергиева Посада, куда они с матерью перебрались в 1915 году.
Образование
Окончив школу, Роу поступил в промышленно-экономический техникум. Учёба не помешала ему увлечься театром и в 15 лет стать артистом агиттеатра «Синяя блуза». Вскоре он отказался от экономической специальности и из техникума перевёлся в киношколу для актёров, основанную режиссёром Б.В. Чайковским. В 1930 году Роу её окончил и решил усовершенствовать своё образование в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой.
Александр Роу в молодости
Во время обучения в драматическом техникуме, он делал свои первые шаги в кинематографе. Роу устроился на киностудию «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом знаменитого Якова Протазанова. Двадцатипятилетний ассистент оказывался не лишним на съёмочной площадке великого мэтра – проявлял чудеса дипломатии, умея обо всём договориться с самыми несговорчивыми членами съёмочного коллектива.
Фильмы
В 1937 году на киностудии «Союздетфильм» (так прежде называлась Киностудия имени М. Горького) Александр Роу самостоятельно снял свой первый фильм «По щучьему велению», который появился на экранах в 1938 году. С первой же работы талантливый ученик Протазанова при участии московских инженеров проявил недюжинную изобретательность, заставив ходить дымящуюся печь, убегать вёдра, складываться брёвна, пятиться гусей и разговаривать щуку. Его находки для фильма впечатлили не только детскую аудиторию, но и взрослую. Цензоры написали одобрительные отзывы, но посоветовали режиссёру снимать более патриотичное кино.
Кадр из фильма Александра Роу «Василиса прекрасная»
Следующим фильмом выдумщика, основанном на русской народной сказке «Царевна-лягушка», была картина «Василиса Прекрасная», вышедшая в 1940 году. В роли русского богатыря снялся Сергей Столяров, для которого фильм был дебютным, в роли Бабы Яги – непревзойдённый Георгий Милляр. И в этой картине Александр Роу дал разгуляться своей фантазии. Его Змеем Горынычем пятиметровой высоты, длиной 11 метров, управляли двадцать человек. Чтобы создать образы страшных обитателей сказочного леса Роу собрал команду лучших гримёров и мастеров комбинированных съёмок, которые в последующих его фильмах продолжали творить чудеса на съёмочной площадке.
С началом войны вместе с киностудией Роу уехал в эвакуацию в Душанбе. Там он снял патриотичную сказку «Кащей Бессмертный», на создание которой его вдохновил немецкий киноэпос «Нибелунги», выходивший в 1924 году. Это была своего рода пародия на произведение немецких кинематографистов. В сказке Роу Кащееву армию, олицетворявшую зло, громило русское войско. Фильм был удостоен массы положительных оценок, но после войны режиссёр на какое-то время оказался не у дел, поскольку снизилось общее финансирование кинопроцессов и Сталин спустил директиву снимать позитивные фильмы о современной жизни. От сказок надо было отказаться.
Режиссер Александр Роу во время работы на съемках
Тогда Роу переключился на документальное кино и выпустил три картины на Ереванской киностудии. К жанру сказки он вернулся в 1952 году, поставив цветной стереофильм «Майская ночь, или Утопленница» по одноимённой повести Н.В. Гоголя.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая составляющая его работы, росло количество спецэффектов, усложнялся грим и декорации. Имея постоянную команду мастеров, режиссёр предпочитал работать с одними и теми же актёрами. К новичкам относился с недоверием. Его любимчиком стал Милляр, который в некоторых фильмах исполнял по три персонажа («Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы»). Ещё одной героиней его фильмов стала до поры неизвестная Инна Чурикова, сыгравшая вредину Марфу в сказке «Морозко».
Кадр из фильма «Морозко»
Роу в основном занимался экранизацией русского фольклора и старался донести до зрителей не только назидательное мудрое содержание сказок, но и передать сам дух русской сказки, подать её как нравственную традицию родной литературы. В его фильмах, наполненных оптимизмом, юмором и озорством, находилось место и поэзии. В них часто сочетались известные поговорки с современными словечками и каламбурами.
Самым успешным периодом творчества Александра Роу считается конец 1950-х – конец 1960-х годов, когда вышли фильмы «Марья-искусница» (1959 год), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 год), «Королевство кривых зеркал» (1963 год), «Морозко» (1964 год), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 год), «Варвара-краса, длинная коса» (1969 год), «Золотые рога» (1972 год).
Выдающийся фильм «Морозко» получил признание на кинофестивале в Венеции, завоевав его главный приз в 1965 году. Через год он стал обладателем главного приза Всесоюзного кинофестиваля в Киеве. В 1968 году Роу было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР.
В 1972 году режиссёр начал готовиться к съёмкам сказки «Финист — Ясный Сокол». Он успел написать киносценарий, отобрать актёров, но больше сделать ничего не успел. По материалам, бережно переданным вдовой режиссёра, замысел был завершён его учеником Геннадием Васильевым.
Личная жизнь
Известный режиссёр дважды пытался ужиться с актрисами, но оба брака были непродолжительными. И только на третий раз он нашёл себе верную помощницу и подругу.
Первой пассией Роу была яркая комедийная актриса Елена Савицкая, для которой брак с режиссёром был третьим по счёту. Талантливая пара разошлась без скандалов и обид.
Александр Роу и Ирина Зарубина
Второй раз Роу всерьёз влюбился в исполнительницу роли Маланьи в его фильме «Василиса Прекрасная», ленинградскую актрису Ирину Зарубину. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Они жили семьёй до начала войны, затем Роу отправился в эвакуацию, а Зарубина с ним не поехала. На том и расстались. Известно, что внук режиссёра Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге.
Роу мог озорничать не только на съёмках, но и в обычной жизни. В начале 1960-х годов режиссёру досталась некая часть наследства от его отца. Глава мукомольной компании, которая после смерти Артура Роу продолжала существовать, решил продать её и справедливо разделить выручку между наследниками. Поскольку дело было во времена железного занавеса, ирландские родственники, не зная, как разыскать советского наследника, подали объявление в газете «Известия», что, мол, разыскивается Александр Роу. Он откликнулся и получил свою долю наследства размером в 300 фунтов. Этих денег хватило на приличное пальто и фотоаппарат. Но когда знакомые расспрашивали его о наследстве, он хмурил брови и убедительно отвечал, что получил в наследство пароходную компанию и публичный дом, и теперь не знает, что с этим со всем делать. Со своей роднёй в Ирландии он связаться никак не мог, по тем временам это бы плохо отразилось на его репутации.
Роу много путешествовал по роду своей профессиональной деятельности и очень любил получать свежие впечатления от посещения разных мест. Со своими фильмами он побывал в 22 африканских странах, что било все советские рекорды по количеству посещений. Ходили разговоры, что в него была влюблена одна африканская принцесса, пожелавшая стать его женой. Немолодой уже Роу был несколько смущён и отказал чернокожей красавице.
Смерть
За пять дней до смерти неунывающий оптимист Роу, лёжа на больничной койке, распорядился, чтобы прощание с ним устроили на родной киностудии, а в момент выноса гроба симфонический оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Близкий друг режиссёра Лев Потёмкин именно так всё и организовал.
Могила Александра Роу
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года. Его похоронили на Бабушкинском кладбище Москвы.
В 2004 году по телеканалу «Культура» был показан документальный фильм «Киносказочник Александр Роу, посвящённый творчеству режиссёра» и приуроченный к 100-летию мастера.
Избранная фильмография
Ссылки
Александр Роу
фотографии >>
биография
Роу Александр Артурович
8 марта 1906, Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область — 28 декабря 1973, Москва.
Советский кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1961).
Народный артист РСФСР (13.03.1968).
Его отцом был ирландец Артур Говард Роу (Rowe) — ирландский инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью.
С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Окончил семилетку и по совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).
Работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1937) и у других режиссёров.
С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени Горького).
Один из немногих отечественных режиссёров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.
Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя Александра Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки? Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле. Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.
От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — всё. А на их недоумённые возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Но у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.
Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию.
Лучший фильм Александра Роу «Морозко» наглядно демонстрирует всё перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.
Похоронен великий режиссёр в Москве на Бабушкинском кладбище (16 участок, 1 ряд, левая сторона от ценртальной аллеи кладбища).
В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва).
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы с Еленой Яковлевой?
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма свекровь!
12 интересных фактов о фильме «Пятый элемент»
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Мариной Дюжевой по одному кадру!
Журнал
Судьба режиссёра: Александр Роу
Как знаменитый «сказочник» создавал спецэффекты, что получил в наследство из Ирландии и почему распались два его брака.
У знаменитого советского режиссёра были ирландские и греческие корни. Его отец Артур Роу в 1905 году приехал из Ирландии в Россию работать по контракту. Он налаживал мукомольное производство в небольших городах, и в городе Юрьевец познакомился с гречанкой из Одессы Юлией Карагеоргий. У них завязался роман и в 1906 году родился сын Александр, но когда мальчику было восемь лет Артур вернулся на родину. Контактов с семьей он не поддерживал и сына больше не видел.
Фото: rupost.info
Детство Александра Роу кончилось быстро — мать тяжело заболела, и все заботы легли на его плечи. В десять лет он работал продавцом галантерейной мелочёвки и помогал в церковном приходе, а параллельно учился в семилетке. В 15 лет он поступил в экономический техникум и начал работать в агиттеатре «Синяя блуза». Актёрский мир оказался гораздо интересней экономики, и вскоре Роу бросил техникум и поступил в киношколу.
«По щучьему велению», к/к «Межрабпом», 1938, реж. А. Роу
В 1930-м году он устроился на студию «Межрабпомфильм» и стал ассистентом знаменитого режиссёра Якова Протазанова. Через семь лет его пригласили режиссёром на киностудию «Союздетфильм», и Роу сразу же взялся за экранизацию сказки «По щучьему велению», которая вышла в 1938 году. Он с азартом принялся экспериментировать — придумал как снять самоходную дымящую печь, убегающие вёдра, самоскладывающиеся бревна и прочие чудеса, которые удивляли даже взрослых. Кроме того, это была чуть ли не первая длинная детская сказка — её хронометраж был целых 56 минут! Цензоры фильм одобрили, но посоветовали режиссёру в будущем снимать более патетичное и патриотичное кино. Этот совет преследовал Роу на протяжении всей работы.
«Василиса Прекрасная», к/к «Межрабпом», 1939, реж. А. Роу
Изготовление «самоходной» печи Роу поручил московским инженерам, и они сделали своеобразный автомобиль в виде печки — внутри было место для водителя и пиротехническое устройство, выпускающее клубы дыма. Для фильма «Василиса Прекрасная» Роу поехал в загорскую мастерскую игрушек и договорился о создании Змея Горыныча. Фигурой в 11 метров длиной и 5 метров высотой управляли двадцать человек. У режиссёра собралась очень мощная команда гримёров, которая превращала актёров в героев советского сказочного «хоррора», и лучшие мастера комбинированных съёмок. Роу старался не менять съёмочную группу и работать с уже знакомыми актёрами.
«Василиса Прекрасная», к/к «Межрабпом», 1939, реж. А. Роу
Во время съёмок «Василисы Прекрасной» режиссёр познакомился с игравшей роль Маланьи актрисой Ириной Зарубиной, которая стала его второй женой. Роу к этому моменту уже был разведён — их брак с яркой комедийной актрисой Еленой Савицкой, для которой он был уже третьим мужем, распался быстро. Творческие личности не смогли ужиться и разошлись без претензий друг к другу. С Зарубиной они тоже прожили недолго — в 1940-м году у супругов родилась дочь, а через год началась война. Роу с киностудией уехал в эвакуацию в Душанбе, жена отказалась покидать Ленинград, и на этом их совместная жизнь закончилась.
«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу
Во время эвакуации в Душанбе Александр Роу снял патриотическую сказку «Кащей Бессмертный», в которой русское войско громило кащееву армию. Намёк был очевиден, но мало кто знал, что на создание образов режиссёра вдохновил немецкий киноэпос 1924 года «Нибелунги», и «Кащей Бессмертный» был отчасти пародией на него…
Несмотря на успех фильма, после войны Роу остался практически без работы. Кинопроизводство было в упадке, началась эпоха «малокартинья», а народные сказки оказались вне государственных интересов — Сталин постановил снимать позитивное и идеологически правильное кино о современности. Роу снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, экранизировал повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», снял музыкальную комедию «Драгоценный подарок» и только в конце 50-х вернулся в свой сказочный мир.
«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу
Именно с конца 50-х начался самый успешный период для режиссёра — за десять с небольшим лет он снял свои знаменитые сказки. «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Королевство кривых зеркал», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Золотые рога» — каждый фильм Роу с восторгом встречали зрители всех возрастов. «Морозко» добился даже международного признания, он получил приз на Венецианском кинофестивале и принёс режиссёру звание народного артиста РСФСР.
«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу
В начале 60-х режиссёр получил неожиданный привет из Ирландии. Его отец к тому времени уже умер, превратившись из великолепного ирландского инженера в канадского дворника-пьянчужку, но семья Роу по-прежнему владела мукомольным бизнесом. Когда глава компании решил продать бизнес, то поручил поделить выручку между всеми наследниками, в том числе доля причиталась и Александру Роу.
Родня, никогда не видевшая советского родственника, не придумала ничего лучше, чем дать объявление в газете «Известия», что разыскивается Александр Артурович Роу. И он нашелся! Режиссёр получил 300 фунтов — этого хватило на хорошее пальто и фотоаппарат, но когда его расспрашивали о наследстве, то он с озадаченным видом говорил, что получил пароходную компанию и публичный дом в Ирландии и никак не решит, что с этим делать… На связь с родственниками он не вышел — в то время контакты с иностранцами могли сильно осложить жизнь.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
В 1972 году Александр Роу начал работу над сказкой «Финист — Ясный Сокол», написал сценарий, утвердил актёров, но до начала съёмок не дожил. Фильм снял его ученик Геннадий Васильев, которому третья жена режиссёра передала все готовые материалы режиссёра. По воспоминаниям современников, Роу был очень добрым «большим ребёнком» с хорошим чувством юмора, но тему семьи никогда не обсуждал. Поэтому кем была его третья жена и как сложилась судьба его дочери Татьяны неизвестно, нет информации и о внуке — Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге и не поддерживает никаких контактов с прессой.
«Огонь, вода и. медные трубы», к/с им. М. Горького, 1967, реж. А. Роу