сказка скотный двор царя авгия
Жизнь и подвиги Геракла. Скотный двор царя Авгия
СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (подвиг шестой)
И вновь Копрей в Тиринф с заданием явился
и повелел Гераклу путь держать в Элиду,
чтоб вычистить… навоз, что тридцать лет копился
в загоне скотного двора царя… Обиды
Геракл – не показал. Он развернул лишь плечи:
«Ну что ж… Покуда срок служения – не вышел,
я не могу ни отказаться, ни перечить…
О скотном же дворе в Элиде… я наслышан».
(…Как повествуют нам аэды, – так и было).
…Царь Авгий был немало удивлён: «…Нашёлся
желающий очистить скотный двор. Отлично».
Геракл вмиг осмотрел хозяйство и вернулся:
«Царь Авгий! Чем заплатишь, если же я – лично! –
за день один-единственный очищу стойла?»
Царь Авгий рассмеялся: «Это невозможно.
Всего за… день? Один. Ха-ха-ха-ха. Довольно
смешить меня, Геракл, а то… умру. » – «А всё же?»
«Н-ну… если ты действительно очистишь скотный
двор зА день. – то есть – до захода солнца завтра,
я дам тебе… Я дам тебе… Да: дам охотно
десятую часть от всего скота…» – «Да. » – «Правда».
И наступил день подвига. Геракл проснулся,
когда звезда ещё сияла в небе бледном…
Он сразу же пришёл к АлфЕю: окунулся
в речном потоке, – и потом занялся делом…
Расчёт был прост… – всё гениальное тАк просто!
В двух противостоящих стенах вынул камни
и и м и – изменил реке Алфею русло…
Река потоком мощным, чистыми струЯми
заполонила скотный двор почти мгновенно, –
и нечистоты все своим потоком смыла…
Геракл восстановил разобранные стены.
Алфей вернулся в русло… Словом, всё – как было.
Геракл доволен результатом. Не успело
ещё и солнце сесть, а скотный двор – очищен!
Но Авгий… не доволен: «Нет, Геракл: пол-дела
тобою сделано. А обещал… всё! лично.
К тому же, я узнал, ты – служишь Эврисфею.
И это – он! – послал тебя конюшни чистить…
Поэтому – не дам, что обещал. Не смеешь
ты платы требовать з а б е г А л ф е я б ы с т р ы й…»
И… так пришлось в Тиринф вернуться… без награды.
…Геракл обиды не прощал: царю Элиды
герой отмстил стрелою с ядом. Без пощады.
Нет, никогда не забывал герой обиды.
Когда с л у ж е н и ю Геракла вышли сроки, –
герой собрал на Авгия большое войско.
…Война была кровопролитной и жестокой.
«Сияющий»* убит стрелою смертоносной, –
и город ПИса пал! под натиском Геракла.
…Победа принесла богатую добычу.
Но… вся она: скот, драгоценности и злато… –
принесена богам Олимпа в жертву. Л и ч н о.
. Священным деревом несущей жизнь оливы, –
в дар данной людям мудрой девственной Афиной, –
Геракл – пред павшей Писой – обсадил равнину,
и учредил на ней во славу жизни мирной
в честь всех богов Олимпа – игры: их проводят
с тех пор торжественно… И возжигает факел
и г р О л и м п и й с к и х – каждые четыре года
в е с ь м и р! – д о н а ш и х д н е й.
*СИяЮЩИЙ – значение имени А в г и й в переводе с греческого.
Сказка скотный двор царя авгия
Скотный двор царя Авгия
Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды [104], сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришел к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.
После укрощения критского быка Гераклу, по поручению Эврисфея, пришлось отправиться во Фракию к царю бистонов [106] Диомеду. У этого царя были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Царь Диомед кормил этих коней человеческим мясом. Он бросал им на съедение всех чужеземцев, которые, гонимые бурей, приставали к его городу. К этому фракийскому царю и явился со своими спутниками Геракл. Он завладел конями Диомеда и увел их на свой корабль. На берегу настиг Геракла сам Диомед со своими воинственными бистонами. Поручив охрану коней своему любимому Абдеру, сыну Гермеса, Геракл вступил в бой с Диомедом. Немного было спутников у Геракла, но все же побежден был Диомед и пал в битве. Геракл вернулся к кораблю. Как велико было его отчаяние, когда он увидел, что дикие кони растерзали его любимца Абдера. Геракл устроил пышные похороны своему любимцу, насыпал высокий холм на его могиле, а рядом с могилой основал город и назвал его в честь своего любимца Абдерой. Коней же Диомеда Геракл привел к Эврисфею, а тот велел выпустить их на волю. Дикие кони убежали в горы Ликейона [107], покрытые густым лесом, и были там растерзаны дикими зверями.
— mr_logika Николай Кун «Шестой подвиг Геракла. Скотный двор царя Авгия»
«Мёртв я; мёртвый — навоз, и земля состоит из навоза / Если ж земля — божество, сам я не мёртвый, но бог.» Эта оригинальная эпиграмма в переводе Ф. Петровского, принадлежащая перу Эпихарма, идейного предшественника Омара Хайяма, связывает воедино божественное, человеческое и сами понимаете какое начало и поэтому имеет непосредственное отношение к одному из самых трудных деяний великого сына Зевса. Это единственный подвиг, совершая который Гераклу не пришлось никого убивать, не пришлось никого ловить и похищать, а пришлось просто очень энергично вкалывать на земляных работах в течение всего светового дня и ещё некоторое время при свете факелов без перерыва на обед. Как ни странно, работодатель Геракла Эврисфей этот подвиг Гераклу не засчитал, поскольку царь Элиды Авгий Геракла нанял за плату (десятую часть скота Авгия). Очевидно, Эврисфей оплачиваемые подвиги таковыми не признавал, а правосудие (т. е. боги Олимпа) эту точку зрения разделяло. Все подготовительные работы Гераклу помог провести его племянник, друг и возница Иолай*. В итоге могучим потоком двух рек многолетний слой навоза был вынесен в Средиземное море, освободив от этого источника заразы (его было слишком много) не только конюшни, коровники и овчарни царя, но и нижележащие пастбища, за что Гераклу были благодарны все жители Элиды от мала до велика. Кроме подлого царя Авгия. Десятину он Гераклу не отдал, возможно его наглость основывалась на том, что он был сыном не то Гелиоса, не то самого Посейдона. Очевидно, царь запамятовал, чьим сыном был обманутый им герой, и через несколько лет был жестоко, но справедливо им наказан. Гераклу достались все богатства этого недальновидного глупца.
Внимательно читайте древнегреческие мифы, они очень тесно связаны с современной жизнью и многое помогают объяснить и правильно понять.
*) Иолай вообще много помогал своему великому дяде, но после Лернейской гидры Геракл уже не видел смысла в такой помощи. Дело в том, что, хотя с Лернейской гидрой Геракл едва ли справился бы без помощи Иолая, этим тут же воспользовался хитрый Эврисфей, не засчитав Гераклу этот подвиг. При подготовке к чистке конюшен Авгия Геракл в виде исключения договорился с Эврисфеем об участии Иолая, т. к. эта подготовка не считалась за подвиг. Но Эврисфею это было по барабану, он уже знал, как перехитрить Геракла другим способом.
**) Согласно всем источникам, Геракл учредил Игры в честь Зевса, но это была простая формальность или общепринятый стандарт, ну как же — такое событие и без Верховного? Но мы-то понимаем, что учредить эти Игры можно было бы в любое время, и Геракл таким образом действительно отметил свою победу; ему просто не пришло в голову, что в сознании будущих поколений учреждение Игр окажется связанным с уничтожением авгиевых запасов навоза.
***) Нижеследующий небольшой комментарий взят мной из энциклопедического труда Роберта Грейвса «Мифы Древней Греции».
PS. Мой совет тем, кто пожелает оставить свой голос в классификаторе. В разделе «общие характеристики» не стоило бы отмечать пункт «с использованием мифологии». Книга Куна в целом и отдельные её части это изложение мифологии, там кроме мифологии ничего нет. Мифология с использованием мифологии — характеристика, мягко говоря, неудачная.
Кун Н.А.: Легенды и мифы Древней Греции
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)
Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришел к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.
Примечания
104. Область на северо-западе Пелопоннеса.
105. Олимпийские игры – важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции всеобщий мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылались послы, приглашавшие на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летоисчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н. э. Существовали олимпийские игры до 393 г. н. э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфея. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX в. н. э., главным образом с 1875 и по 1881 г., дали нам возможность получить точное представление о былой Олимпии и об олимпийских играх.
Подвиги Геракла — Керинейская лань, Эриманфский кабан, Скотный двор царя Авгия
Продолжу рассказ про скрытый символизм мифов в подвигах Геракла.
Четвертый подвиг — «Керинейская лань«. На это раз Гераклу было поручено избавить Аркадию от лани, посланной богиней Артемидой в наказание людям. Она опустошала поля и была неуловима. Лань была необычайно красива — рога золотые, а ноги медные. Целый год Геракл пытался догнать быстроногую лань, но она ускользала от него в дремучей чаще. Наконец, на склонах гор ему удалось ранить ее стрелой в ногу. Тут же явилась разгневанная Артемида, оскорбленная тем, что обижают ее любимицу. Герою удалось вымолить прощение, объясняя, что сами боги велели ему прислуживать царю Эврисфею, который и отправляет его на различные задания. Артемида отдала лань Гераклу, который живой принес ее в Микены.
Исследователь Роберт Грейвс (я приводила ранее его цитаты из «Белой богини») пишет: «Преследование лани символизировало погоню за мудростью, которая согласно ирландской мистической традиции, прячется под дикой яблоней». Вспомним, что последний подвиг Геракла называется «Яблоки Гесперид».
Погоня за ланью не случайно четвертый подвиг. Ранее Геракл обуздывал свои инстинкты и боролся с внутренней агрессией. Сейчас он готов постигать духовные знания. Путь в горы — путь путь преображения.
Кабан, опустошающий поля — инстинктивное разрушительное начало, уничтожающий посевы и плоды. Но эти посевы — искажены и иллюзорны. Это не сравнение с реальными плодами, естественно. Здесь плоды — это идеи или предметы, созданные еще несовершенным человеком.
Конюшни — дом для скота. Скот — силы инстинктов. Скотный двор имеет аналогию с сознанием, которое давно никто не чистил и которое полно всякими смешанными и пустыми мыслями и чувствами. Геракл очищает свое сознание водами двух рек. Вода — это символ очищения, действенной активной силы, уносящей все сгнившее.
Этот подвиг говорит об очищении души и сознания от отходов негармоничной деятельности психо-ментальной сферы.