сказка с пуговкиным в роли царя
За кадром киносказки «Огонь, вода и медные трубы»: Почему Михаила Пуговкина выносили на съемки на руках
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.
Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались. На этот раз он рисковал еще больше, ведь Алексей Катышев не был выпускником театрального института, да и вообще не собирался становиться актером. Юноша работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, где однажды случайно попался на глаза Александру Роу.
Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: « Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет ».
На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.
Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: « Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя ». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.
Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.
Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.
Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.
Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: « Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей! » А сам Александр Роу признавался: « Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов ». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.
Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.
Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: « Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался ». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В 1969 году Александр Роу пригласил меня сняться в роли царя в сказке «Огонь, вода и медные трубы». После съемок Александр Артурович сказал мне:
— Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей.
Затем он пригласил меня на роль царя Еремея в сказку «Варвара-краса», где впервые играла актриса Татьяна Клюева-Гагина. Очень хорошенькая, глаза огромные. На нее были постоянно атаки с мужской стороны. Александр Роу очень трогательно ее оберегал.
Сына моего сыграл впервые Сергей Николаев, а второго «сына» играл Алексей Катушев. Бабу Ягу играл знаменитый Георгий Францевич Милляр.
Этот фильм нас всех так соединил, что до сих пор мы дружим и чтим светлую память нашего дорого сказочника Александра Роу.
— Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино.
Пырьев вообще был особый человек. Сначала он устраивал артистам нормальное жилье в экспедиции, и не только артистам, а всей съемочной группе. И только потом начинал снимать. И когда Пырьев начинал работать, никто уже не смел ему сказать, мол, я устал, не могу работать. Все работали с огромной отдачей, потому что быт и работа неразделимы. На костях много не наиграешь. В жизни все пригодилось. Причем в кадре «Кубанских казаков» я появляюсь всего один раз, но в седле держаться я научился на всю жизнь.
Роу был большим чаевником. Во время съемок всегда сооружали столик. Роу снимет несколько дублей и кричит:
— Луиза Ивановна! Михаил Иванович хорошо сыграл. Ему кружку чая.
Луиза Ивановна была его ассистентом по реквизиту. И персонально, как премию, выдавала чай от Роу.
Как-то пили чай, и Александр Артурович сказал в шутку:
— Михаил Иванович, знаете, что я вам скажу, разбойники у вас получаются лучше, чем цари.
— Это потому, что с разбойниками я встречался, а с царями пока не пришлось.
Роу очень жизнь любил. Во всех ее проявлениях.
«Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина
Почётное звание Народного артиста СССР Пуговкин получил в 1988 году, а вот стал он им гораздо раньше – зрители Пуговкина просто обожали. Роли он всегда играл небольшие, но его персонажи врезались в память иногда глубже, чем главные герои того или иного фильма.
Начинал свою карьеру Михаил Иванович, как и многие его коллеги в то время – играя в драмкружке при заводе, на котором работал. Разумеется, такой талант и харизму сразу заметили. Пуговкина пригласили попробовать свои силы на сцене профессионального театра, а потом в его жизни случилось и кино.
EG.RU вспоминает самые яркие образы, которые артист создал на киноэкране.
Степаша Барский в фильме «Дело Артамоновых», режиссёр Григорий Рошаль, 1941 год
Эта роль в экранизации одноимённого произведения Максима Горького стала для Михаила Ивановича дебютной. Пуговкину тогда было 18 лет. Работа над этой картиной была закончена в 1941 году, однако премьера фильма состоялась лишь в 1947 году. Началась война, и юный Пуговкин ушёл на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен в ногу, но благодаря таланту полевого хирурга удалось избежать ампутации. Михаил Иванович рассказал врачу, что он актёр и что без ноги ему ну никак нельзя. Опытный медик сделал всё, что смог, однако ранение напоминало о себе всю жизнь.
Яшка-артиллерист в фильме «Свадьба в Малиновке», режиссёр Андрей Тутышкин, 1967 год
Вообще режиссёр Тутышкин в Роли Яшки видел только Пуговкина – других кандидатур просто не было. Не было и проб. Кандитатура Михаила Ивановича была утверждена без раздумий. Но сразу снимать сцены с участием артиста постановщик не смог, так как у артиста не было подходящей хореографической подготовки, а мы же все помним, что главный эпизод с участием Пуговкина – это танец «втустепь». К съёмкам совсем непродолжительного момента Пуговкин готовился несколько месяцев. С ним каждый день занимался профессиональный хореограф прямо на съёмочной площадке.
Но овчинка, конечно, стоила выделки: сцена стала одной из самых ярких во всём фильме. Кстати, этот советский мюзикл снимали в украинском селе Хорошки. Киношники активно задействовали местных жителей в процессе, а Михаил Пуговкин стал для всех них «своим». Люди приходили просто поболтать с артистом, попросить у него совета и послушать смешные истории, которые Михаил Иванович очень классно рассказывал.
Царь Еремей в фильме «Варвара-краса – длинная коса», режиссёр Александр Роу, 1969 год
До этого фильма Михаил Пуговкин уже снимался у великого советского сказочника Роу в картине «Огонь, вода и…медные трубы» и тоже в роли царя, однако Еремей из «Варвары-красы» стал персонажем культовым. Михаил Иванович работал на площадке не только как актёр, но и как учитель верховой езды. На съёмках «Кубанских казаков» Пырьева он здорово натренировался скакать в седле и для него в этом деле не осталось никаких секретов, тогда как его более молодые коллеги после просьбы режиссёра сесть на лошадь тушевались. Опытный Пуговкин не оставил своих товарищей в беде – он рассказал им обо всех премудростях верховой езды и съёмки продолжились.
Александр Роу очень любил Пуговкина и часто расстраивался из-за того, что их творческие пути пересеклись поздно. Сам же Михаил Иванович относился к работам в картинах режиссёра очень серьёзно. Он считал, что роли в фильмах-сказках для детей это двойная ответственность.
Отец Фёдор в фильме «12 стульев», режиссёр Леонид Гайдай, 1971 год
Гайдай просто обожал работать с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Однажды во время личной беседы с артистом режиссёр признался, что очень ценит в Пуговкине то, что он всегда приходит на площадку подготовленным. Действительно, за всю свою продолжительную карьеру Михаил Иванович никогда никого не подвёл. Он очень трепетно и уважительно относился к своим коллегам и не допускал того, чтобы из-за него останавливался съёмочный процесс.
Сам Пуговкин был человеком верующим, поэтому когда Гайдай предложил ему надеть рясу и сыграть хитрого, жадного и изворотливого священника-стяжателя, артист призадумался. Он посоветовался со своей матерью и, в конце концов, согласился. Режиссёр ждал ответа целых три недели. Часть картины снимали на Кавказе, где Пуговкину пришлось лезть на крутую скалу. Всё было очень натурально – Михаил Иванович даже руки ободрал до крови, но комиссии эта сцена почему-то не понравилась, поэтому было принято решение построить эту самую скалу в одном из павильонов «Мосфильма» из фанеры и переснять эпизод.
Карп Якин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, 1973 год
Вообще Пуговкин снялся в шести гайдаевских фильмах, но роль кинорежиссёра Якина в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» стала самой любимой зрителями. Перед стартом съёмок было заседание худсовета и знаменитые постановщики, входившие в состав комиссии, выступили категорически против кандидатуры Михаила Пуговкина на эту роль. Мотивировали они своё решение тем, что артист, который всё время играет каких-то дураков, не может играть кинорежиссёра. Главным аргументом было то, что у Михаила Пуговкина «неинтеллигентное лицо». Гайдай задавил всех своим авторитетом, сказал, что актёр «всегда носит с собой интеллект в специальной сумочке» и добился того, чтобы Пуговкина не заменили.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы с Еленой Яковлевой?
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма свекровь!
12 интересных фактов о фильме «Пятый элемент»
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Мариной Дюжевой по одному кадру!
Журнал
Судьба актёра: Михаил Пуговкин
Ученик электромонтёра с тремя классами образования, фронтовик, отчисленный за неуспеваемость студент — всё это факты из биографии Михаила Пуговкина, одного из самых популярных и любимых актёров советского кино!
Михаил Пугонькин — именно такой была его настоящая фамилия — родился в бедной семье из деревни Рамешки Костромской области. Сельская жизнь была тяжёлой, работать на поле и огороде мальчик начал даже раньше, чем пошёл учиться, а из-за необходимости постоянно помогать родителям бросил школу после третьего класса. Когда будущему актёру исполнилось тринадцать лет, его матери потребовалось длительное лечение, и семья переехала к родственникам в Москву. Прибавив себе два года, Пуговкин устроился на тормозной завод учеником электромонтёра, а после работы ходил в драмкружок при местном клубе. Именно там началась его счастливая актёрская судьба.
www.9kino.ru
Однажды на спектакль драмкружка попал главный режиссёр Московского драматического театра — была такая практика: искать таланты среди любительских коллективов. Он заметил молодого человека и пригласил попробовать себя на сцене профессионального театра. Так Михаил оказался артистом вспомогательного состава театра на Сретенке. Почти сразу же им заинтересовался режиссёр Григорий Рошаль, увидевший в молодом актёре харизму разудалого купца и пригласивший в свой фильм «Дело Артамоновых» на маленькую роль Степаши Барского. Съёмки эпизода закончились 22 июня 1941 года, а через два дня актёр ушёл на фронт добровольцем.
«Дело Артамоновых», к/с «Мосфильм», 1941, реж. Г. Рошаль
Служил Пуговкин разведчиком в стрелковом полку, без единой царапины прошёл тяжёлые бои под Смоленском, а в 1942 году был ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение было серьёзным — началась гангрена и встал вопрос об ампутации. Ему удалось уговорить хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: «Я же артист! Как же я работать буду!». Ампутации удалось избежать, но на фронт он больше не вернулся — его сразу комиссовали. Из госпиталя Михаил вышел с фамилией Пуговкин — во врачебных документах была допущена ошибка.
«Крепость на колесах», к/с им. А. Довженко, 1961, реж. О. Ленциус
В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в московский театр и поступил в Школу-студию при МХАТе. На экзаменах он читал лиричное произведение — пушкинскую «Ночь», и удивлялся, что приёмную комиссию его серьёзное исполнение очень веселит… Во время учёбы Пуговкин снимался в кино — с его участием вышли фильмы «Кутузов», «Свадьба» и «В шесть часов вечера после войны». Учёба давалась тяжело — сказывалось отсутствие образования. На втором курсе актёр «завалил» сессию — не сдал зачёты по марксизму, истории и французскому языку. За неуспеваемость был отчислен и отправился на службу в танковое училище, где стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год Пуговкин продолжил учёбу.
Михаил Пуговкин в фильме «Свадьба», Тбилисская к/с, 1944, реж. И. Анненский
В 1947 году Михаил Пуговкин первый раз женился — его избранницей стала актриса Надежда Надеждина. Свадьбы как таковой не было, молодые супруги вернулись в общежитие и отметили это событие кастрюлей фасолевого супа. По распределению уехали работать в мурманский театр Северного флота, а через год у них родилась дочь Алёна. Спустя двенадцать лет супруги развелись — одной из причин была тяга актёра к алкоголю, которую с годами он поборол. К тому же Пуговкин оказался очень ревнивым человеком, и постоянно подозревал жену в неверности. Вскоре после развода Надеждина уехала работать в Омский драматический театр, а дочь осталась в Москве — жила в её комнате в коммуналке и поддерживала отношения с отцом. Актёрскую профессию Елена Пуговкина не выбрала.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
В 50-х годах Пуговкин стал популярным актёром — он работал в Ленкоме и активно снимался в кино. Он очень часто появлялся на экранах в эпизодических и второплановых ролях, например, в массовке знаменитых «Кубанских казаков», но узнаваемость к нему пришла в 1955-м году после фильма «Солдат Иван Бровкин». За десять лет вышло более двадцати фильмов с его участием, и актёр понял, что совмещать театр и кино без ущерба у него не получится. Пуговкин принял решение оставить сцену ради экрана.
«Кубанские казаки», к/ст. «Мосфильм», 1949, реж. И. Пырьев
После увольнения из театра, Пуговкин был штатным актёром сначала студии «Мосфильм», а потом — киностудии им. Горького. Кино захватило его полностью — режиссёры бились за то, чтобы он снялся в их фильме. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей… Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актёр считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд.
«Свадьба в Малиновке», к/с «Ленфильм», 1967, реж. А. Тутышкин
Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика». Только что вышел детектив «Дело «Пёстрых», где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он сыграет хулигана Верзилу. Но когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актёра так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!».
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
Когда Гайдай взялся за «Двенадцать стульев», то опять просто прислал Пуговкину сценарий. Актёру такой подход вообще не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссёр не скажет, в какой роли его видит сам. Так Пуговкин и стал отцом Фёдором… На съёмочной площадке его нарядили в настоящую церковную рясу и надели крест. Актёр почувствовал себя неуютно и пошёл к режиссёру: «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина…». На что Гайдай ответил, что он тоже верующий, поэтому «давайте перекрестимся и начнём снимать». Самой сложной оказалась сцена с разрубанием стульев топором — стулья оказались очень прочными и «отец Фёдор» шесть часов рубил их на берегу штормящего моря! На этой сцене его продуло так, что актёр несколько месяцев потом болел.
«12 стульев», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Л. Гайдай
Съёмки комедии «Спортлото-82» тоже не обошлись без происшествий. Михаил Пуговкин ездил на съёмки с любимым литровым бидоном и кипятильником, и однажды он вскипятил воду и случайно вывернул весь бидон на себя. Съёмки остановили на три недели — именно столько актёр лежал в больнице. После выписки он приходил на съёмки забинтованным и поначалу не мог даже повернуться. Фильм «Спортлото-82» стал последним совместным фильмом Пуговкина и Гайдая.
«Спортлото-82», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Л. Гайдай
В 1959 году актёр женился второй раз. Во время гастролей он познакомился с певицей Александрой Лукьянченко, в то время он был весёлым холостяком, она — замужней дамой на одиннадцать лет старше. Сопротивляться чувствам певица долго не смогла и вскоре ушла от мужа. Из роскошной квартиры в Каретном ряду она переехала к Пуговкину, в комнату в коммуналке. Они расписались и счастливо прожили более тридцати лет. В 1991 году Михаил Пуговкин стал вдовцом.
www.kinoistoria.ru
Актёр с удовольствием снимался у сказочника Александра Роу — сказочные герои вообще занимали отдельное место в его фильмографии. Он сыграл царей в фильмах «Огонь, вода и… медные трубы», «На златом крыльце сидели» и «Варвара-краса, длинная коса», Атамана в «Золотых рогах», Воеводу в «Финисте — Ясном Соколе». Роу очень сожалел, что они встретились только 1969 году — он был готов давать ему роли в каждом фильме, но успел снять только в четырёх. Режиссёр считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным!
«Огонь, вода и. медные трубы», к/с им. М. Горького, 1967, реж. А. Роу
Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актёров. Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съёмок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали «Старые песни о главном», которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину ещё раз сыграть одного из своих самых яркин персонажей — режиссёра Якина… В 1991 году актёр переехал в Ялту, где основал Центр Михаила Пуговкина. В Центре проходили кинопоказы и встречи местных жителей не только с самим Пуговкиным, но и с его друзьями-актёрами. Там же он женился в третий раз — его супругой стала администратор Союзконцерта Ирина Лаврова.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью! В одном из интервью он говорил: «Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать. Помню, стояли мы с одним известным актером, к нам, как водится, подошел какой-то благодарный зритель. А мой коллега как шуганет его: „Уйдите отсюда!“ Я поначалу опешил, а потом словно невзначай спрашиваю у него: „Вот курточка на тебе такая модная, кожаная, откуда она у тебя?“ — „Купил“. — „Так не забывай, что ты купил ее на деньги зрителей…“. Вот так я его, говоря шукшинским словечком, срезал. Кажется, он после этого что-то понял…»