сказка о царе салтане ссср 1967 1968
Сказка о царе Салтане (фильм)
Только на территории России:
Содержание
Сюжет
Три девицы под окном пряли поздно вечерком… А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец…
В ролях
Съёмочная группа
Технические данные
Музыка
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сказка о царе Салтане (фильм)» в других словарях:
Сказка о царе Салтане (значения) — Сказка о царе Салтане: «Сказка о царе Салтане» сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» опера Н. А. Римского Корсакова (либретто В. И. Бельского; первое исполнение 1900). (подробно) «Сказка о… … Википедия
Сказка о царе Салтане (мультфильм — Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1943) У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Режиссёр Татьяна Басманова Валентина Брумберг Зинаида Брумберг … Википедия
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ — «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ», СССР, Мосфильм, 1966, цв., 87 мин. Сказка. По одноименной сказке А. С. Пушкина. Фильм получил диплом за лучшее музыкальное оформление (Г. Попов) на Всесоюзном кинофестивале 1968 года в Ленинграде. В ролях: Владимир… … Энциклопедия кино
Сказка о царе Салтане — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Иллюстрация И. Я. Билибина (1905) Жанр … Википедия
Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Режиссёр Лев Мильчин Иван Иванов Вано Автор сцена … Википедия
Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1943) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Сказка о царе Салтане Тип мультфильма рисованный Жанр Сказка Режиссёр … Википедия
Сказка о потерянном времени (фильм) — Сказка о потерянном времени … Википедия
Сказка о рыбаке и рыбке — Иллюстрация Ивана Билибина … Википедия
Вий (фильм, 1967) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вий (значения). Вий Жанр … Википедия
Садко (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Садко (значения). «Садко» … Википедия
Сказка о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
— «Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— «Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
» Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
«Проклятие Билибина», или герои «понарошку»
В предыдущих постах рассказывалось, как Пушкин заимствовал имена для героев своих сказок из героической былины о Бове Королевиче и как в самом конце XIX и начале XX веков художники «Мира искусства», в первую очередь Иван Билибин, задавший каноны для изображения этих персонажей, превратили их в детский и нелепый, хоть и красочный, плодово-ягодный лубок.
В Советском Союзе былина о Бове Королевиче не могла существовать не только в качестве любимого чтива для населения, но и вообще ни в каком качестве. Мало того, что Бова был иностранец, он еще был и королевич, то есть принадлежал к классу угнетателей, которых революция снесла. Кроме того в былине о нем присутствовала еще и тема православного мученичества за веру, когда герой отказался жениться и веру менять, за что и пострадал.
Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956 г
Уже послевоенное поколение Бову Королевича не вспоминало, а часто и не знало вообще, кто это такой.
Для того, чтобы понять проблему и что это я не шучу, предлагаю ознакомиться с отрывком из стихотворения Маяковского, написанного в 1923 году «Ткачи и пряхи! Пора нам перестать верить заграничным баранам!»
Ну и как выйти из такого положения?
А отделить этику от эстетики как Билибин и прочие мирискустники делали. Убежать от реальности во что-нибудь плодово-ягодное и красочное, чтобы было красиво-красиво и нереально-нереально.
Гвидона обычно изображали субтильным юношей в рубашечке, причем часто или в каком-то берендеевом стиле, или в палехском-иконописном. Не от мира сего мальчик.
А вот на иллюстрации из фильмов и мультфильмов давайте посмотрим, благо их немного.
1943 год ч/б м/ф «Сказка о царе Салтане»
1966 год фильм «Сказка о царе Салтане»
Про костюмы в этой сказке Птушко бы пост Сказочные костюмы Ольги Кручининой в «Сказке о царе Салтане» (1966) с объяснениями, из каких византийских и древнерусских источников были взяты идеи для костюмов. То есть вроде в фильме создатели придерживаются некой хоть и сказочной, но историчности.
.
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год
И даже богатыри, которых в Крыму для съемок набрали из реальных военнослужащих, высоких и осанистых, так золотом блестят, что ощущения какого-то реального войска не вызывают совершенно. Потому что доспехи и мечи из золота не делают, не для сражений металл то.
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год
Кадр из фильма «Руслан и Людмила». 1972 г
Кадр из фильма «Руслан и Людмила». 1938 г
Но вернемся к «Проклятию Билибина» на две «лубочно» иллюстрированные сказки без корней и непонятками, откуда взялись герои
1967 год м/ф «Сказка о золотом петушке»
Воевода и царь Дадон из мультфильма «Сказка о золотом петушке» 1967 год
Кадры из мультфильма «Сказка о золотом петушке» 1967 год
А у воеводы (Полкана) абсолютно седая борода, старик стариком, хоть и без радикулита.
Кадры из мультфильма «Сказка о царе Салтане» 1984 год. Салтан с женой, Гвидон, Гвидон с матерью.
Вот так вот не повезло Салтану, Гвидону, Дадону и Полкану, были они когда-то давно рыцарями и воинами при Бове Королевиче, а стали прикольным детским лубком.
Надо еще добавить, что в русской сказке в конце существования СССР вообще возник очень серьезный кризис сказочного героя, который почти полностью исчез с поля брани, но зато все более демонстрировал слегка инфантильную сущность некоего «дурачка». Связано это было с кризисом идеологии.
И в этом же 1982 году выходит «Конан Варвар» с голым торсом в исполнении Шварценеггера.