сказка о царе салтане птушко

Сказка о царе Салтане

Признание в любви, страшная ненависть обиды и волшебство — чего там только не было. Тридцать три богатыря, и все как на подбор. Князь Гвидон-то чего только стоит. Там чудеса происходят на каждом шагу. Но любая история должна завершатся по-доброму и волшебному, а куда ж без этого и в нашем фильме? А начиналось все очень завораживающе — три девицы под окном, пряли поздно вечерком…

Сказка о царе Салтане стала советским фильмом, снятым по мотивам одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина. Картина является второй экранизацией данного произведения, а первой стал мультфильм, снятый еще в 1943 году. В 1990 год фильм выпустили на видеокассетах кинообъединением Крупный план. В 2008 году появилась очередная редактированная, но уже полная версия на DVD. Сказка была восстановлена киноконцерном Мосфильм в 2001 году. Также в фильме можно услышать всеми известную и любимую песню Во саду ли, в огороде.

Картина была рождена сразу в Крыму и Московской области. Режиссер Александр Птушко, также является знаменитым сценаристом, художником и оператором. Родом Александр с Украины. За всю свою творческую карьеру завершил 29 проектов. В 1969 году был награжден звания Народного артиста Советского Союза. В 2004 снялся в фильме Легенды мирового кино.

Помимо Александра сценаристом стал еще один человек — Игорь Гелейн. Александра Пушкина так же можно смело записать в эти ряды. Игорь Гелей на протяжении своей работы бывал и оператором, и режиссером. Но это произведение стало для него дебютом в работе сценариста. На его счету числится 34 полноценных проектов.

Источник

«Проклятие Билибина», или герои «понарошку»

В предыдущих постах рассказывалось, как Пушкин заимствовал имена для героев своих сказок из героической былины о Бове Королевиче и как в самом конце XIX и начале XX веков художники «Мира искусства», в первую очередь Иван Билибин, задавший каноны для изображения этих персонажей, превратили их в детский и нелепый, хоть и красочный, плодово-ягодный лубок.

В Советском Союзе былина о Бове Королевиче не могла существовать не только в качестве любимого чтива для населения, но и вообще ни в каком качестве. Мало того, что Бова был иностранец, он еще был и королевич, то есть принадлежал к классу угнетателей, которых революция снесла. Кроме того в былине о нем присутствовала еще и тема православного мученичества за веру, когда герой отказался жениться и веру менять, за что и пострадал.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956 г

Уже послевоенное поколение Бову Королевича не вспоминало, а часто и не знало вообще, кто это такой.

Для того, чтобы понять проблему и что это я не шучу, предлагаю ознакомиться с отрывком из стихотворения Маяковского, написанного в 1923 году «Ткачи и пряхи! Пора нам перестать верить заграничным баранам!»

Ну и как выйти из такого положения?

А отделить этику от эстетики как Билибин и прочие мирискустники делали. Убежать от реальности во что-нибудь плодово-ягодное и красочное, чтобы было красиво-красиво и нереально-нереально.

Гвидона обычно изображали субтильным юношей в рубашечке, причем часто или в каком-то берендеевом стиле, или в палехском-иконописном. Не от мира сего мальчик.

А вот на иллюстрации из фильмов и мультфильмов давайте посмотрим, благо их немного.

1943 год ч/б м/ф «Сказка о царе Салтане»

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

1966 год фильм «Сказка о царе Салтане»

Про костюмы в этой сказке Птушко бы пост Сказочные костюмы Ольги Кручининой в «Сказке о царе Салтане» (1966) с объяснениями, из каких византийских и древнерусских источников были взяты идеи для костюмов. То есть вроде в фильме создатели придерживаются некой хоть и сказочной, но историчности.
.
сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год

И даже богатыри, которых в Крыму для съемок набрали из реальных военнослужащих, высоких и осанистых, так золотом блестят, что ощущения какого-то реального войска не вызывают совершенно. Потому что доспехи и мечи из золота не делают, не для сражений металл то.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане» 1966 год

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадр из фильма «Руслан и Людмила». 1972 г

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Кадр из фильма «Руслан и Людмила». 1938 г

Но вернемся к «Проклятию Билибина» на две «лубочно» иллюстрированные сказки без корней и непонятками, откуда взялись герои

1967 год м/ф «Сказка о золотом петушке»

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Воевода и царь Дадон из мультфильма «Сказка о золотом петушке» 1967 год

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадры из мультфильма «Сказка о золотом петушке» 1967 год

А у воеводы (Полкана) абсолютно седая борода, старик стариком, хоть и без радикулита.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко
Кадры из мультфильма «Сказка о царе Салтане» 1984 год. Салтан с женой, Гвидон, Гвидон с матерью.

Вот так вот не повезло Салтану, Гвидону, Дадону и Полкану, были они когда-то давно рыцарями и воинами при Бове Королевиче, а стали прикольным детским лубком.

Надо еще добавить, что в русской сказке в конце существования СССР вообще возник очень серьезный кризис сказочного героя, который почти полностью исчез с поля брани, но зато все более демонстрировал слегка инфантильную сущность некоего «дурачка». Связано это было с кризисом идеологии.

И в этом же 1982 году выходит «Конан Варвар» с голым торсом в исполнении Шварценеггера.

Источник

Продолжаю свой рассказ о прекрасном творческом союзе режиссера Александра Птушко и художника по костюмам Ольги Семеновны Кручининой (начало было тут).
В этой части мы особенное внимание уделим костюмам.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане». «Три девицы под окном» (с.)

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Эскизы костюмов Ткачихи, царя Салтана и Поварихи. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Эскиз костюма царя Салтана. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей Кино

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

Костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Св. Константин и Елена. Икона

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Кадр из фильма. Сцена свадьбы

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

На Мосфильме сохранились эти два костюма Царя и Царицы. Фото мое

Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Emperor Constantine Monomachos, rose to the throne by marriage to Empress Zoe. Istanbul: Mosaics from the Hagia Sophia

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Костюм Царя Салтана. Фото моё

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Деталь костюма. Чеканка по металлу

Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Этот наряд тоже сделан в византийском стиле

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Mary, Queen of HeavensMaria Regina del Cielo (Roma, Santa Maria in Trastevere, Apsismosaik)

Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Деталь костюма Царицы. Фото моё

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Деталь костюма Царицы

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.

Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма. Фото моё

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Однако вершиной творчества Птушко считается фильм «Руслан и Людмила» (1972 г.).
Поэзия Пушкина нашла свое визуальное воплощение в каждом кадре этой красивой кинокартины.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

1-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Не болгарская икона, но доспех похожего дизайна. Monastery of Vatopedi, Agion Oros

Мне показалось, что это может добавить образу Руслана стремительности изображения».

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

2-й костюм Руслана. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

И еще одна интересная деталь: «У Руслана, как на старых иконах, поверх лат есть нагрудные ремни. Они играли функциональную роль: к ним сзади крепился щит, закрывавший спину, а слева привязывался плащ».

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

На съемочной площадке

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Ольга Семеновна готовит костюмы из фильма «Руслан и Людмила» к выставке. Фото из фондов РГБИ

Эти одежды украшает роскошная вышивка камнями и жемчугом.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Эскиз костюма Князя. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Этот костюм Князя вы можете увидеть в музее Мосфильма. Фото моё

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Деталь костюма Князя

Каждая деталь костюма продумана и изящно, точно выполнена. Венцы князя изготовлены из металла и украшены жемчугом и стразами.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Второй костюм Князя из фильма «Руслан и Людмила». Музей Мосфильма. Фото моё

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Головной убор Князя. Музей Мосфильма. Фото моё

Парчовый костюм украшает великолепное ожерелье-бармы.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Бармы из фильма «Руслан и Людмила». Музейный фонд Мосфильма

Бармы, знак царской власти, пришел в Россию из Византии.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Бармы-ожерелье XII века, найденные в 1822 году в Старой Рязани (Оружейная палата)

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Византийские эмали из музея Метрополитен (Нью-Йорк) http://www.metmuseum.org/art/collection/search/464550. Потрясает сходство между американскими музейными экспонатами и мосфильмовским костюмным реквизитом. Снова напоминаю вам, что в те годы интернета не было, про поездку в США в музей не могло быть и речи. И тем не менее, в библиотеках и отечественных музеях художники находили все нужные для фильма материалы.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Эскиз костюма Черномора. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Сейчас этот костюм хранится в специальной комнате на Мосфильме. Фото мои

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Керамика индейцев Наска. Наска — доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска. Подробнее тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наска_(культура)

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Костюм Черномора. Вид спереди

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Костюм Черномора. Вид сзади. Фрагмент. Помимо перуанского орнамента, покоряют цветовые сочетания

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Фрагмент подола костюма Черномора.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Текстиль индейцев Наска

Ольга Семеновна рассказывала, что острая форма плечей слуг Черномора была позаимствована ею из индонезийской одежды, но мне тут видится сиамский костюм

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Эскиз костюма слуги Черномора. Художник по костюмам О. Кручининой. Из фондов РГБИ

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Сиамские актеры (слева) и индонезийский костюм (справа)

Головные уборы служанок были позаимствованы из чувашского национального костюма.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Чувашский национальный костюм

«Когда она [Людмила] в царстве Черномора, нужно было, чтобы ее костюм не вырывался из этой общей гаммы, поэтому я ей сделала бледно-розовый костюм, который хорошо вписался в ту холодную гамму сиреневых, зеленых тонов.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Эскиз костюма Людмилы. Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

Это целая история, как мы делали этот костюм, как искали материалы, потому что очень трудно было с материалами, с тканями.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

. кроме шелков, которые приходилось красить, нужны были какие-то детали из серебряных нитей, которыми были украшены одежда и головной убор. Купить было невозможно, поэтому приходилось разбирать ткань платья на ниточки, вытаскивать оттуда серебряные нити и вышивать ими выпуклые детали ее костюма.
Также и жемчуг. Сами красили стандартный белый жемчуг в разные розовые и голубые тона с помощью цветного лака. Очень трудно было с имитацией драгоценных камушков. Купить их было невозможно, причем необходимость была в таких камнях, которые можно было пришить к платью. Однажды нам повезло, мы купили по объявлению старую балетную юбочку и всю ее отделку (там были и камешки) перешили на костюм Людмилы.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Птушко общается с артистом массовых сцен)

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Ольга Семеновна на съемках фильма «Илья Муромец». Из фондов РГБИ

Да, Птушко любил сказки. Даже не просто сказки, а истории, в которых герои идут на любые подвиги, чтобы произвести впечатление на свою возлюбленную: привозят из дальних стран Птицу Счастья, как Садко, спасают из рук Черномора невесту, как Руслан, или шьют паруса из алого шелка, как капитан Грэй.

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Кадр из фильма «Алые паруса»

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

А. Птушко дома. Фото из сети

Фильм «Алые паруса» давался нелегко, но это была его мечта, поэтому и паруса там были настоящие, шелковые, они не могли быть искусственными, фальшивыми. И костюм Грэя был сшит из натуральной кожи».

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

1960 год, «Голубая бухта». В. Лановой и О. Кручинина на съемках фильма «Алые паруса». Из фондов РГБИ

Ольга Семеновна с нежностью вспоминала съемки фильма «Алые паруса» и на самом видном месте дома держала фотографию со съемок.

Птушко и Кручинина, да и все другие члены съемочных групп, работавшие с ними, делали чудеса своими руками, для себя и для нас. Они верили в эти чудеса, вкладывали в них столько собственного труда, чувства и знаний, что это до сих пор передается нам с экрана. Низкий поклон им за это!

сказка о царе салтане птушко. Смотреть фото сказка о царе салтане птушко. Смотреть картинку сказка о царе салтане птушко. Картинка про сказка о царе салтане птушко. Фото сказка о царе салтане птушко

Послесловие.

Поэтому БЛАГОДАРЮ всех тех, кто откликнулся на мою просьбу и помог собрать материал для этих двух постов:

Киноконцерн «Мосфильм», который позволил выложить в сети фото костюмов и кадры из фильмов;

художника по костюмам Дмитрия Андреева, поделившегося со мной всеми этими костюмными сокровищами, хранящимися на Мосфильме, и помогшего в их публикации;

— библиотеку искусств (РГБИ) и лично Елену Хапланову, предоставившую иллюстративные материалы (фото и эскизы), и за интересный рассказ об Ольге Семеновне Кручининой и Павле Павловиче Пашкове;

— Дину Харкову (ВГИК), которая помогла мне в библиотечных изысканиях и нашла уникальные печатные материалы, на которые я тут ссылалась.

Источник

Олег Видов Часть 2 Глава 11 Сказка о царе Салтане

ГЛАВА 11 – А.С. Пушкин второй раз

Произошло это в 1965 году.

Это был широкоформатный фильм по произведению А.С. Пушкина
« СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »

«Три девицы под окном
пряли поздно вечерком. ».

— Так начинается эта сказка. Все мы с детства помним эти слова.

А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец.

Всем нам в детстве читали эту сказку, когда мы сами еще не могли этого делать.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», или как ее обычно называют «Сказка о царе Салтане» была написана в 1831 году, а опубликована была уже в 1832 году.
Первоначально Пушкин хотел в ней чередовать стихи с прозой, но при ее написании отказался от этого, полностью оставив только стихотворную часть..

Эта пушкинская сказка была вольной обработкой народной сказки, которую Пушкин записал в двух различных вариантах. А.С. Пушкин не следовал в точности ни одному из этих вариантов, а свободно изменил и дополнил сюжет, сохранив при этом народный характер и дух. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке тексты заглавий народных книжек с лубочными картинками.

Свою «Сказку о царе Салтане» Пушкин написал четырёхстопным хореем с парной рифмовкой. В начале 19 века таким стилем часто пользовались поэты подражая народной поэзии.

Мы давно позабыли и не чувствуем глубокого смысла и значения этой сказки А.С. Пушкина, которая остается актуальной и сегодня.

Справедливость в сознании народа всегда есть и будет основополагающим фактором во все времена. При этом Автор передал в своей сказке присущее народу языческое мироощущение, мироощущение единства с природой, гармонии с ней.

Необходимо сказать, что в 1900 году впервые была исполнена Опера по этой сказке. Композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для неё на либретто В. И. Бельского. А в 1943 году появился мультфильм, повторенный второй раз в 1984 году. В результате обращение кинематографа к этому произведению А.С.Пушкина уже имело некоторые традиции.
Художественный фильм, поставленный режиссёром А. Л. Птушко на студии «Мосфильм» в 1966 явился самым ярким экранным воплощением этой сказки.

« Я снялся у Птушко в фильме «Сказка о царе Саултане». Я сыграл князя Гвидона. Этот фильм был такого типа как снимали на «Юниверсал», русские Star Wars или русский «Багдадский вор». Потрясающий фильм. Александр Лукич Птушко, он был удивительным художником, который влюбился в куклы и создавал куклы. У него был фильм «Новый Гулливер», где Гулливер пел свою знаменитую песню « Моя лилипуточка, приди ко мне…» Для нас, ребятишек, тогда это был удивительный мир, такой же удивительный как и другой его фильм, «Золотой ключик». Эти фильмы были подарками моего детства. Эти фильмы подарили мне мир сказки, и я остался привержен этому миру. И миру приключений. После войны советские войска в Потсдаме взяли фильмотеку. И ее показывали по всему Советскому Союзу. Это был год 1952-53… Первый раз тогда я видел «Тарзана», «Остров страданий»… Для маленького мальчишки это была такая отдушина, что в дальнейшем, когда я выбирал профессию, это очень пригодилось.»

А актер Владимир Андреев вот как вспоминает об этом фильме:

«Я особенно люблю фильм «Сказка о царе Салтане», где мне довелось сыграть роль царя Салтана с добрыми и беззащитными глазами. Надо сказать, что фильмы моей молодости мне дороже, чем мои последние работы, в частности, в сериалах, когда все снимается быстро, и за смену нужно снять подряд семь (!) эпизодов, а текст получаешь прямо на съёмочной площадке, и все следует быстро-быстро делать. А в то время можно было поразмышлять над тем, как выстраивается действие в кадре, привыкнуть к глазам и дыханию партнера. Но это время ушло!»

Напомню сюжет фильма не для того, что бы пересказать пушкинскую сказку, а чтобы лучше рассказать о самом фильме, или вернее об игре в нем актеров, ожививших на экране образы пушкинской сказки, и в первую очередь князя Гвидона.

Сдедует пояснить, что в основе своей весь фильм строго следует тексту пушкинской сказки. Создатели фильма Александр Птушко и Игорь Гелейн( режиссер и оператор) вначале вдвоем создали сценарий. Не случайно собираясь экранизировать эту сказку, режиссер Александр Птушко пригласил в соавторы для написания сценария будущего оператора. Они сократили сюжет на один эпизод – первый полет Гвидона – комара к царю Салтану, когда там рассказывается о волшебной белке. Белку они сразу поселили в волшебном городе Князя Гвидона. И таким образом фильм только выиграл. Также они добавили несколько сцен, которые предшествовали встречам царя Салтана с гостями – купцами, расказывавшими о чудном острове и Князе Гвидоне. Но лучше всего, если Мы с Вами проследуем по самому сюжету фильма.

Так вот, оказавшись под тем самым окном, где три сестрицы пряли, Царь Салтан услышал их разговор о том, чтобы они сделали, если бы были царицами. И больше всего ему понравились речи одной из них, котрая была готова родить царю богатыря. И наш Царь в исполнении Владимира Андреева не устоял. Он сразу же, не выходя из этой избы, объявил, что берет ее в жены. И вот всего 12 строк пушкинского текста, следующие после :

авторы превращают в красочные живые сцены с изображением зимнего святочного гуляния, царского свадебного пира, и сцен с изображением завистливых сестер.

Вначале воспитатель Салтана, образ которого создал прекрасный артист Мартинсон, убеждает царя, что ему обязательно следует идти на войну

Царь с царицей нежно прощаются
И войско оправляется на войну

И перед зрителем возникают сцены сказочной войны с непонятными какими-то маленькими человечками. Чтобы мы видели перед собой живых, страшных человечков, на животах реальных актеров рисовали лица этих человечков, а самих актеров так гримировали и одевали, что благодаря прекрасной работе операторов И. Гелейна и В. Захарова все воспринимается реально и правдоподобно, не выходя за рамки сказочного сюжета. Ощущение сказочности строго соблюдается во всем. И воины царя салтана идут в наступление и сказочные пушки стреляют как–то сказочно.

Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,

Во дворце Салтана всеобщая радость, кроме завистливой компании. И царица решает отправить царю известие о рождении сына.

Но, как говорится, враг не дремлет:

« А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

(На фото кадр из фильма Расстроенный царь Салтан)

В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья»
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец,

А его уже пождидают заговорщики.

«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.

Ну а дальше Вы помните –Волна вынесла бочку на берег.

Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.

И царевичу потом
Молвит русским языком:

И дальше следуя за пушкинской сказкой мы становимся свидетелями всех прекрасных чудес, которые творит благодарная Царевна – лебедь. Фильм, вслед за сказкой говорит нам, что человеческие добрые поступки всегда будут вознаграждены, но при этом следут понимать, что они должны быть искреними, бескорыстными.

И вот перед нами проходят и каменный город, и чудесная белочка, и 33 богатыря, и волшебные превращения и полеты князя Гвидона в царство Салтана..

Во всех сценах с участием Олега Видова он играет своего героя таким, каким он и предстает из скупых слов сказки – молодой, естественный, бесхитростный. Таким он предстает и в случае последнего своего путешествия в виде шмеля к батюшке.

«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»

И опять Царь Салтан слышит рассказ о граде и князе Гвидоне и 33 –х богатырях.

«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».

И вот здесь уместно напомнить, что создатели фильма не пошли по пути точной иллюстрации гениального текста. Стихотворный текст сказки это совершенно иной вид образов, изображение действия и его описания. Наложить их как кальку просто невозможно. Режиссер и оператор создают свои – зрелищные образы, наполняя их не только определенной внешностью, что присуще любой книжной илюстрации, но и заставляют эти образы жить, действовать, совершать разные поступки. И эти поступки, действия выстраивать в логическую последовательность событий.
В поэтическом тексте сказки эти причинно-следственные связи могут и нарушаться, или не прослеживаться. Для стихотворного повествования это не в такой степени важно, как для реально действующего персонажа.

Как просто и точно был создан образ народной любви к молодой царевне, чего тоже не было в пушкинской сказке – простой работник в бочку, приготовленную для царевны и её сына втайне от бояр кладет каравай хлеба и еду. А добрая царица в этот момент спасает птенцов на горящем рядом дереве.

Не говоря уже о том, что авторы наполнили фильм разными сценами, которых в сказке тоже не было. Это сцены святочных народных гуляний со скоморохами, сцены на войне с маленькими человечками, сцены, в бане, у колдуньи, и другие. Точно такой же придуманной и мастерски снятой являлись сцены, следовавшие после последнего возвращения Гвидона после полета к Батюшке в виде шмеля.

Хореографическая сцена свадьбы в городе и вслед за ней хоровод вокруг Гвидона на холме возле дуба. Как красиво получилась легкая ревность Царевны Лебедь, устроившей дождь, разогнавший веселых девиц. И как естественно после этого переход разговора о прекрасной царевне между Гвидоном и Царевной Лебедь. И на вопрос Гвидона она, подумав, говорит:

«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.

И конечно она предстает перед ним в этом своем облике.

Ну а очередные заморские гости рассказывают теперь Царю Салтану и об этом невиданном чуде на острове у Гвидона.

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:

Но вернемся в сказку.

Флотилия Царя Салтана, конечно же, тоже сказочная, прибывает на остов князя Гвидона. Его торжественно встречают и готовят ему сюрприз.

Это Пушкинские строки, а на экране перед нами их воплощение в образах.

И за это спасибо всем тем, кто создавал этот фильм, всем без исключения.

Ну и конечно, еще раз поклон Александру Сергеевичу Пушкину. Вечная ему память.

Съемки фильма проходили в Крыму под Севастополем возле древнего Херсонеса и под Москвой. Под Херсонесом были построены декорации двух городов – Царя Салтана и князя Гвидона.

На роль 33 богатырей отбирали рослых ребят среди матросов черноморского флота в Севастополе. Роль Дядьки Черномора исполнил М. Бармин. Конечно, в фильме много комбинированных съемок. Но это само собой понятно, иначе как добиться сказочного эффекта многих сцен. Очень сложными были съемки сцен отражения нашествия маленьких человечков.

В 1965 году не существовало компьютерной графики и все приходилось снимать на натуре. И самое главное, не побоюсь повториться, что создателям фильма удалось полностью создать именно ощущение сказки. И конечно, это было невозможно без привлечения животных. В съемках участвовали: лебедь, которая превращалась в Царевну, черный коршун, которого должен был подстрелить герой Олега Видова, тридцать пять лошадей, четыре павлина, медведь, страус, выдра, кошки, собаки, петухи, белки и настоящий орел. Все они были тоже обитателями сказочного города, своеобразный временный зоопарк.

На фото один из моментов съемки. А фото сделанно со стороны наблюдавших отдыхающих.

А совсем рядом, в 50-30 ти метрах от съемочной площадки, находился крымский пляж с обычными отдыхающими на берегу моря. Декорации и саму площадку отгораживала от пляжа, купающихся, загорающих небольшая изгородь – заборчик.
И от постоянного присутствия смотрящих дется было некуда. Они были повсюду.

Жила съемочная группа в Севастополе и каждый день с раннего утра, пока еще не наступала обычная в это время жара, отправлялась к месту съемок. Вначале к делу приступали костюмеры, одевавшие героев в сказочные наряды, а за ними гримеры. И после этого начинались съемки, которые продолжались целый день с небольшим перерывом на обед. Но актеры оставались в костюмах и гриме, который периодически приходилось поправлять. По многу раз приходилось переснимать некоторые эпизоды пока не удавалось добиться необходимого. В некоторых случаях, чтобы создать впечатление нереальности, сказочности, специальными приборами напускали на площадку туман, создавая некоторые спецэфекты.

Режиссер Александр Птушко во время съемок отличался некоторой несдержанностью и резкостью ( он мог при всех закричать на актера – Что ты ходишь, как мешок с картошкой), и нетерпимостью, когда у него не получалось как он хотел.

Поздно вечером, после девяти,когда наступала вечерняя прохлада, все уставшие возвращались в Севастополь в гостиницу.

В отличии от многих других в съемочной группе, Владимир Андреев и Олег Видов жили не в гостинице, а в арендованных администрацией частных квартирах недалеко от места съемки..
Эти квартиры были в одном из многоэтажных домов, правда в разных подъездах.

Для Олега, вероятнее всего, учитывая его молодость, арендовали комнату в однокомнатной квартире. Хозяйка квартиры на это время обосновалась на кухне.

Случалось так, что к ним приезжали их жены, и тогда они устраивали общие ужины.

В один из вечеров гример съемочной группы отмечал свой день рождения. После обычного застолья он захотел отправиться купаться. Его не отпустили одного и с ним отправилось несколько человек и среди них были Олег Видов и Владимир Андреев. Море было не спокойно, были сильные волны. Но несмотря на это гримёр бросился в воду. Его отнесло к утесам и ему никак не удавалось справиться с волнами, его все время сносило обратно в море. Он начинал терять силы. На берегу это видели. И тогда ему на помощь бросился Олег Видов. Он это сделал также, как в будущем сделает во время съемки в Югославии, когда будет спасать женщину. Когда Олег вытащил обессилевшего гримера на берег, тот усевшись на камне, обхватив голову руками, начал плакать. В свой день рождения он мог погибнуть. Олег начал его успокаивать. Конечно об этом поступке он не стал никому рассказывать. А свидетель случившегося Владимир Андреев запомнил это на всю жизнь.

Съемки в этом фильме сделали их настоящими друзьями. Многие годы они будут дружить и помогать друг другу. Олег будет называть его кинематографическим отцом – ведь Владимир Андреев играл в фильме Царя Салтана.

А вторая жена Владимира Андреева – Наталья Селезнева на многие годы сохранила память об отношении Олега Видова к их семье, к ее новорожденному сыну Егору.

Владимир Андреев родился 27 августа 1930 года в Москве и был на 13 лет старше Олега.. В Великой Отечественной войне по возрасту не учавствовал. После окончания школы решил стать театральным актером.

С 1970 по 1985 год Владимир Андреев был главным режиссером этого театра.

В 1985 году его пригласили в Малый театр на должность главного режиссера. Но театральная эстетика самого Владимира Андреева и как режиссера, и как актера, не вписывалась в эстетику и основополагающие принципы и традиции Малого театра. Он не мог изменить ни себя, ни сам Малый театр с его вековыми традициями. В 1990 году он возвращается в Театр им. Ермоловой, который к тому моменту переживал очень сложные времена. Труппа театра, как и в МХАТе разделилась на две части. И ему пришлось возглавить одну из них и постараться сохранить все лучшие традиции и творческие достижения этого театра. Он становится художественным руководителем Театра имени Ермоловой и оставался на этом посту много лет.

В кино он снимается с 1954 года. Его дебют был в фильме «Верные друзья».

И после этого снялся еще в 48 фильмах.

Среди них : «Битва в пути» в 1961 г.,
« Сказка о царе Салтане » в 1965 году,
« Синдикат 2 » в 1980 г.,
« Хроника одного лета » в 1984 году,
« Три дня вне закона » в 1992 год,
« Стрела любви » в 2002 году,
« Принцеса цирка » в 2007 году и другие.

Как режиссер-постановщик снял 20 фильмов-спектаклей.

О его работе в театре и как режиссера и как актера можно рссказывать очень долго. Я видел многие спектакли им поставленные на сцене Театра им. Ермоловой. Во многих из них он участвовал и как актер.

Его деятельность в этом театре это целая эпоха в истории советского театра со своей особой, его индивидуальной театральной эстетикой, спецификой.

Многие годы вплоть до 1991 он был руководителем курса на актерском факультете ГИТИСа, был профессором этого института.

В 1972 году он был удостоен Звания «Народный артист РСФСР»,
а 1978 году Звания «Народный артист Татарской АССР».
В 1985 году ему было присвоено Звание «Народный артист СССР».
* * *
Все в фильме, как было сказано выше, было сказочным, все. и именно этим фильм очаровывал и продолжает это делать. В этом есть и заслуга актрисы создавшей образ царицы – Ларисы Голубкиной. Как же не рассказать о ней.

Когда проходили съемки фильма Ларисе было уже 24 года и несмотря на это, ее всюду сопровождала мама:

«Даже когда я снималась в «Сказке о царе Салтане», мама приезжала на съёмочную площадку. За мной, конечно, ухаживали. Ребята из морского училища прибегали на съёмочную площадку – а я всё время с мамой сижу. Они пригласили меня поехать на машине в Ялту погулять. А я сказала: «Я не одна, я с мамой». Они взяли и маму.»

Голубкина Лариса Ивановна родилась 9 марта 1940 года в Москве.

в 1964 году отделение музыкальной комедии ГИТИСа.

Работает на радио и телевидении. Выступает на эстраде.

Снялась в 19 фильмах. Среди них:

« Гусарская баллада » в 1962 году,
« Дайте жалобную книгу » и «Как вас теперь называть» в 1965 году,
« Освобождение » в 1968-1970 гг.,
« Трое в лодке не считая собаки » в 1979 году и другие.

В 1991 году удостоена Звания «Народная артистка РСФСР».

Среди ее театральных ролей прекрасные образы:

— Элейн, Бобби, Жаннет в «Последний пылко влюбленный»;
— Аниска в «Нашествие»;
— Мария в «Закон вечности»;
— Лида в «Рядовые»;
— Аполлинария Панфиловна в «Сердце не камень» ;
— Фелициата Антоновна Шаблова в «Поздняя любовь»;
— Мадам Чейзен в «Школа любви»;
— Меропа Давыдовна Мурзавецкая в «Волки и овцы».

Официальным ее мужем был артист театра и кино Андрей Миронов.

От первого, гражданского брака у неё дочь Мария Голубкина, ставшая тоже актрисой.
Выйти замуж за отца Марии Ларисе Голубкиной не позволил ее отец.

В роли Царевны Лебедя снималась балерина Ксения Рябинкина.

Ей тогда было почти 20 лет. На съемки в Севастополь она приехала, как и Лариса Голубкина, вместе с мамой, которая заботилась о ней и постоянно опекала..

Родилась Ксения 4 сентября 1945 года.

Жила и воспитывалась в театрально-артистической среде. Ее мама Цабель А.С была артисткой балета ГАБТа. Старшая сестра Елена Рябинкина тоже стала балериной Большого театра.

В 1964 году Ксения окончила Московское хореографическое училище при Большом театре (педагог Софья Головкина), и с 1964 по 1985 год была солисткой балета Большого театра.

Танцевала сольные партии в балетах: Жермон в «Гусарская баллада», Графиня Вишня в «Чиполлино», Болеро в «Дон-Кихот» и др.

И еще она преподает балетное искусство в частной школе.

С 1965 по 2010 год снялась в 11 кинофильмах

Ну а появление этого фильма безусловно является заслугой его создателя режиссера Александра Птушко.

Советский кинорежиссёр, сценарист, оператор Птушко Александр Лукич родился 18 апреля 1900 года в Луганске

В 1923-1926 годах он учился в московском Институте народного хозяйства.

Работал театральным художником, журналистом, секретарём орготдела Союза строителей Москвы.

С 1927 года работал режиссером, художником-мультипликатором, художником комбинированных съёмок на киностудии «Мосфильм».

Александр Птушко вошел в историю киноискусства как режиссёр новатор, экспериментатор и художник, постоянно стремящийся найти новые возможности в создании фильмов. До прихода в кино работал корреспондентом, был актером и художником-декоратором, конструктором кукол. Последнее заинтересовало его особенно, и в 1928 году состоялся его дебют в качестве режиссера. На экраны вышла серия мультипликационных фильмов с одним героем — неким Братишкиным, который со временем из кукольного персонажа превратился в графически-плоское изображение.

В 1932 году Птушко поставил первый звуковой объемный мультфильм «Властелин быта». Самой знаменитой и значительной работой режиссёра в 30-е годы стал фильм «Новый Гулливер», где мультипликационные персонажи сосуществовали с живым актером. В этой сложной постановке были сняты полторы тысячи кукол, разные внешне, и «по характеру». Через 3 года режиссер повторил успех в работе с актёрами и куклами в фильме «Золотой ключик», где были применены более совершенные методы комбинированных съёмок. А. Птушко становится директором художественно-производственного объединения объёмной мультипликации на «Мосфильме».

В 1932-1949 годах исполняет обязаности профессора ВГИКа, был заведующим кафедрой художественного факультета.

Во время войны работал на Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками для нескольких фильмов.
С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города».

С 1944 по 1946 год был директором киностудии «Союзмультфильм».

С 1946 года Александр Птушко начал снимать игровые фильмы. Он экранизировал сказки и былины. За первую такую работу — «Каменный цветок», он получил «Государственную премию СССР» и приз за цвет на Первом МКФ в Каннах.

Следующий фильм Птушко «Садко» был награжден «Серебряным львом» на кинофестивале в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван лучшим актёром мира в полувековой истории кино.

В 1956 году выходит первый советский широкоэкранный фильм «Илья Муромец», со стереофоническим звуком. В этом фильме Птушко использовал новые художественные средства того времени. В этом фильме были батальные сцены, сокрушительной силы ветры, дремучие леса. Помню как я с родителями с замиранием сердца смотрел этот фильм в только что открытом единственном в Киеве широкоформатном кинотеатре на улице Шота Руставели.

С 1960 года он был художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм».

Впечатление на зрителей произвёл и последний фильм Александра Птушко «Руслан и Людмила», в котором, кроме главных персонажей, действовали Говорящая голова, летающий Черномор, гиганты и «невиданные» звери.

Александр Птушко занял уникальную нишу в отечественном кинематографе, но, к сожалению, достойную смену подготовить не сумел.

В 1969 году ему было присвоено Звание «Народный артист СССР».
Ушёл он из жизни 6 марта 1973 года в Москве.

Рассказывая о «Сказке о царе Салтане», конечно нельзя обойти молчанием снимавшего этот фильм оператора, от которого во многом и зависело, чтобы «Сказка» по-настоящему была сказочной. Тем более, что это очень хорошо понимал и сам режиссер Александр Птушко. Не случайно же он в соавторы сценария этого фильма пригласил оператора, с которым решил снимать фильм.

С будущим оператором и соавтором сценария Игорем Гилейном режиссер познакомился во время работы над фильмом «Три встречи» в 1948 году. Этот фильм об участниках Великой Отечественной войны состоял из трех отдельных новел. И у каждой из них были свои сценаристы, режиссеры и операторы. Как режиссеры выступали, Всеволод Пудовкин и Сергей Юткевич, Александр Птушко.

Опыт написания сценария к своим фильмам у А. Птушко был большой, но вот пригласить в соавторы оператора, он решил впервые. И как мы теперь понимаем, не прогадал. Участие оператора в написании сценария явилось дополнительной заинтересованностью его в процессе самой съемки. А также его опыт позволил уже на стадии сценария найти выиграшные, зрелищные моменты для будующего фильма.

Гелейн Игорь Владимирович

Гелейн И. В. родился 21 марта (3 апреля) 1905 года в Москве.
В 1929—1941 годах работал на киностудиях в Москве и Одессе.
В годы Великой Отечественной войны снимал фронтовые киноочерки.

С 1945 года — оператор киностудии «Мосфильм».

Его операторская работа способствовала успешному внедрению цвета в советском кино, его опыт помогал улучшению операторской техники.
Он впервые осуществил съёмку двухцветным методом и применил в своих съёмках сверхчувствительную плёнку (пользуясь, так называемым, методом гиперсенсибилизации).

Как оператор онн снял 31 фильм и среди них, кроме «Сказки о царе Салтане»:

— 1939 – « Ошибка инженера Кочина »;
— 1954 – « Шведская спичка »;
— 1961 – « Казаки »;
— 1963 – « Русский лес »;
— 1971 – « Руслан и Людмила »;
— 1978 – « Женщина которая поет »;
— 1980 – « Ларец Марии Медичи » ;

Ушел из жизни И. В. Гелейн 7 июля 1985 года.

И вот еще интересная информация об этом фильме, которую я нашел в интернете

« Я дочь Седаш Николая Владимировича. У нас в семье хранятся фотографии со съемок фильма о царе Салтане. Мой папа дублировал Олега Видова. ».

Я написал ей и получил ответ вместе с фотографиями сделанными в далеком теперь 1965 году. Стало ясно, что у Олега Видова действительно был дублер. Но это вероятнее всего был дублер не в трюках, а в самих съемках.

Историко-географическая информация для любознательных:

«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »

Считается, что когда-то остров в языческие времена был крупным центром для поклонения и жертвоприношений жившего вокруг на берегах Балтийского моря населения. Нынче об это говорят останки языческих капищ и несколько десятков жертвенных камней. Местные жители (несколько десятков человек) уверены, что остров обладает чудодейственной силой и населен духами. А согласно одной легенде о Буяне, на осрове располагается камень алатырь – центр мира. И легенда повествует, что у того, кто найдет этот камень сбудутся все желания. Так это, или нет, судить вам самим. Но вот точно известно, что желание одного человека действительно сбылось. Им был замечательный русский изобретатель Александр Попов. Именно на этом острове – Гогланд в 1899 году он смог осуществить первую в истории радиосвязь в ходе операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».

ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »:

1966г. Журнал «Советский экран» № М. Зиновьев « Быт и сказка » Идут съемки

1967г. Журнал «Спутник кинозрителя» №2 «Сказка о царе Салтане»

ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ « СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »

« Шедевр! Удивительная экранизация гениального произведения великого поэта! Помню, как в детстве с трепетом ждала сказочного превращения лебедя в царевну. И вот она, царевна-лебедь, точно такая, какой я представляла себе её, когда впервые услышала от мамы эту чудесную сказку. Как хорошо, что советский кинематограф оставил нам, нашим детям, внукам удивительные шедевры, ведь на современный кинематограф надеяться не приходится.»

«Прекрасный фильм.С самого раннего детства мне читали книгу с картинками.До сих пор помню какая там красивая царевна-лебедь.Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А в фильме тоже очень красивая девушка.Все там актеры хороши.Олег Видов например.»

«Так приятно окунуться в детство! Это я после совместного с дочкой просмотра сказки!»

umnaya (Умная) 8 мая 2012

( На фото Олег Видов и другие актеры со смемочной группой фильма ).

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ « СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »

Полнометражный художественный фильм – сказка

В фильме снимались актеры:

После съемок в « Сказке о царе Салтане » у Олега Видова предстояли занятия на последнем курсе и гос. экзамены во ВГИКе. И в качестве непредвиденного сюрприза его ожидало приглашение сниматься в Скандинавии. Но об этом в следующих главах..

ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ ВЫШЕДШИЕ НА МИРОВЫЕ ЭКРАНЫ в 1966 г.:

«451 градус по Фаренгейту»/Fahrenheit 451, реж. Франсуа Трюффо (Великобритания )

«Библия»/The Bible: In The Beginning, реж. Джон Хьюстон (Италия-США)

«Большая прогулка»/La Grande Vadrouille, реж.Жерар Ури (Франция-Великобритания)

«Большие каникулы»/Les Grandes Vacances, реж. Жан Жиро (Франция-Италия)

«Великолепное трио»/The Magnificent Trio, реж.Чанг Че (Гонконг )

«Война окончена»/La Guerre Est Finie, реж. Ален Рене (Франция-Швеция)

«Второе дыхание»/Le Deuxi;me Souffle, реж. Жан-Пьер Мельвиль (Франция)

«Дракула: Князь Тьмы»/Dracula, Prince of Darkness, реж.Теренс Фишер (Великобритания)

«Звёздный путь»/Star Trek, США, Выпущен пилотный выпуск телесериала

«Как украсть миллион»/How To Steal A Million, реж. Уильям Уайлер (США)

«Кто боится Вирджинии Вулф?»/Who’s Afraid of Virginia Woolf?, США (реж. Майк Николс)

«Маргаритки»/Sedmikr;sky, ЧССР (реж. Вера Хитилова)

«Мужское — женское»/Masculin, f;minin: 15 faits pr;cis, Франция-Швеция (реж. Жан-Люк Годар)

«Мужчина и женщина»/Un homme et une femme, Франция (реж. Клод Лелуш)

«Нежный проходимец»/Tendre Voyou, Франция-Италия (реж. Жан Беккер)

«Операция «Святой Януарий»»/Operazione San Gennaro, Франция- Италия ФРГ (реж. Дино Ризи)

«Операция «Страх»»/Operazione paura, Италия (реж. Марио Бава)

«Охота»/La caza, Испания (реж. Карлос Саура)

«В погоне за «Лисом»»/After The Fox, Великобритания-США-Италия (реж. Витторио Де Сика)

«Персона»/Persona, Швеция (реж. Ингмар Бергман)

«Постель для брата и сестры, 1782»/Syskonb;dd 1782, Швеция (реж. Вильгот Шёман)

«Птицы большие и малые»/Uccelacci E Uccellini, Италия (реж. Пьер Паоло Пазолини)

«Разорванный занавес»/Torn Curtain, США (реж. Альфред Хичкок)

«Сделано в Париже»/Made In Paris, США (реж. Борис Сагал)

«Тупик»/Cul-de-Sac, Великобритания (реж. Роман Полански)

«Фантомас против Скотланд-Ярда»/Fantomas Contre Scotland Yard, Франция-Италия (реж. Андре Юнебель)

«Фараон»/Faraon реж. Ежи Кавалерович, ( Польша)

«Фотоувеличение»/Blow-up, реж. Микеланджело Антониони (Италия-Великобритания)

«Франкенштейн создал женщину»/Frankenstein Created Woman, реж. Теренс Фишер (Великобритания)

«Харпер»/Harper, реж. Джек Смайт (США)

«Хороший, плохой, злой»/Il buono, il brutto, il cattivo, реж. Серджо Леоне (Италия-Испания)

«Человек на все времена»/A Man for All Seasons, реж. Фред Циннеман (Великобритания)

«Чужое лицо»/;;;;, реж. Хироси Тэсигахара (Япония)
* * *
СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ 1966 ГОДА:

— «Айболит-66», режиссер Ролан Быков

— «Андрей Рублёв», режиссар Андрей Тарковский

— «Берегись автомобиля», режиссер Эльдар Рязанов

— «Бэла», режиссар Станислав Ростоцкий

— «Волшебная лампа Аладдина», режиссер Борис Рыцарев

— «Выстрел», режиссер Наум Трахтенберг

— «Два билета на дневной сеанс», режиссер Герберт Раппапорт

— «Дневные звёзды», режиссер Игорь Таланкин

— «Долгая счастливая жизнь», режиссер Геннадий Шпаликов

— «Вертикаль» режиссер Станислав Говорухин

— «Дядюшкин сон», режиссер Константин Воинов

— «Женщины», режиссер Павел Любимов

— «Июльский дождь», режиссер Марлен Хуциев

— «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», режиссер Леонид Гайдай

— «Крылья», режиссер Лариса Шепитько

— «Начальник Чукотки», режиссер Виталий Мельников

— «Неуловимые мстители», режиссер Эдмонд Кеосаян

— «Республика ШКИД», режиссер Геннадий Полока

— «Сегодня — новый аттракцион», режиссер Надежда Кошеверова

— «Сказка о царе Салтане», режиссер Александр Птушко

— «Снежная королева», режиссер Геннадий Казанский

— «Старшая сестра», режиссер Георгий Натансон

— «Три толстяка», режиссеры Алексей Баталов и Иосиф Шапиро

— «Удивительная история, похожая на сказку», режиссер Борис Долин

— «Восточный коридор», режиссер Валентин Виноградов

— «Западня», режиссер Леонид Мартынюк

— «Иду искать», режиссер Игорь Добролюбов

— «Саша-Сашенька», режиссер Виталий Четвериков

— «Я родом из детства», режиссер реж. Виктор Туров

— «Встреча в горах» режиссер Николай Санишвили

— «Игра без ничьей» режиссер Юрий Кавтарадзе

— «Листопад» режиссер Отар Иоселиани

— «Хевсурская баллада» режиссер Шота Манагадзе

— «Маленький принц» режиссер Арунас Жебрюнас

— «Встреча с прошлым» режиссер Семён Долидзе (Грузия-фильм с к/ст им. Горького,)

ЛИДЕРЫ ПРОКАТА 1966 г.

«Берегись автомобиля», (реж. Эльдар Рязанов) — 29 млн.зрителей

«Три толстяка» — (реж. Алексей Баталов). 23 миллиона человек.

Одна тысяча девятьсот шестьдесят шестой год
невисокосный год, начинающийся в субботу

6-7 января на заседании Президиума Союза кинематографистов прошло обсуждкение кинофильма А.Алова и В.Наумова «Скверный анекдот». Подобные обсуждения стали постоянной практикой.

10 января — в Ташкенте подписана Ташкентская декларация.

В феврале В СССР состоялся суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем

16-25 марта – В Москве по инициативе СК состоялся ретроспективный показ фильмов польского режиссера Анджея Вайды.

7 апреля – Кинорежиссеру Швейцеру был вручен новый членский билет СК, взамен утерянного в четвертый раз.

8 апреля — XXIII съезд КПСС упразднил Президиум ЦК КПСС и восстановил Политбюро ЦК КПСС. Одновременно восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Им был избран бывший Первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

22 апреля – Комитетом по Ленинским премиям опубликованы имена Лауреатов. В области кино их получили:С. Закариадзе за роль в фильме «Отец солдата» и М. Ульянов за роль Егора Трубниква в фильме «Председатель».

21-31 мая – В Киеве состоялся Всесоюзный кинофестиваль.

6 сентября – В Венеции закончился XXVII Международный кинофестиваль «Кубок Вольпи» присужден советской киноактрисе Н. Аринбасаровой за лучшее исполнение женской роли в фильме «Первый учитель». В работе фестиваля принимала участие советская делегация: Л. Кулиджанов, В. Санаев, Л. Кулешов, А. Кончаловский, Н. Аринбасарова, Э. Маркова, А. Хохлова и др..

18 сентября – В Бергамо закончился 1-ый Международный кинофестиваль Авторское кино. Первую премию «Золотой щит» получил Генадий Шпаликов за свой дебютный фильм « Долгая, счастливая жизнь ».

22-25 сентября – СК СССР и Советом по Кино при ВЦСПС в Москве был проведен Всесоюзный семинар руководителей киноклубов, киноуниверситетов и кинопропагандистов профсоюзных учреждений. В нем приняли участие 190 клубных работников из 100 городов Советского Союза.

24 сентября – Композитору Дмиртию Шостаковичу было присвоено звание « Героя Социалистического труда »

28 сентября – В москве состоялась встреча советских кинематографистов с делигацией из Швеции: режиссером Б. Видербергом, актрисой И. Тоб, оператором С. Нюквистом.

28 ноября – 11 декабря – СК и Комитет по ТВ провели Всесоюзный фестиваль Телевизионных фильмов.

15 декабря – Ушел из жизни Уолт Дисней, американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер (род. в1901).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *