сказка о царе позднее все части
Сказка о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
— «Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— «Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
» Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Сказка о царе Поздее
смотрим видео максимуса спинаПодробнее
👑 Сказка о царе КовидеПодробнее
Ижевский юмор | Максимус Спин | RecYou №7Подробнее
Сказка о царе КолбаскеПодробнее
Прикол сказка о царе Салтане 😂😂😂😂Подробнее
Despacito на удмуртском | Команда КВН «Второе Дыхание» | Сдушой | Туж Каллен НоПодробнее
Пушкин в шоке. Мат-перемат EDITION. Сказка о мёртвой царевне. Шедевриально!Подробнее
Сказка о «Братке САЛТАНЕ»Подробнее
Прикол сказка о царе салтанеПодробнее
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Читает М.Царев (1974)Подробнее
Нецензурная сказка о царе салтане. ПриколПодробнее
Сказка о царе Салтане 1984Подробнее
Сказки Пушкина. Сказка о золотом петушкеПодробнее
Сказка про Covid
Сказка о Царе Ковиде
Три Ехидны под окном
Дружно дохали с трудом.
Кабы я была COVIDна,
Молвит первая Ехидна,
Я бы, судя по всему
Кабы я была COVIDна,
Говорит сестра- ехидна
Надевала б каждый день
«Кабы я была COVIDна,
Третья молвила Ехидна
Я б вакцину приняла
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит ОН:
(Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
И решил принять пари
От Ехидны номер три)
«Здравствуй, милая Ехидна!
Раздевайся, коль не стыдно
От озноба и соплей
Уколю тебя в филей
Вот те порция вакцины
От Рассейской медицины
Энтих самых Антител
Вы ж, голубушки-ехидны
(Что страшны и неликвидны)
Лесом, полем и лужком
Там, в общественной геенне
Вас просветят на рентгене
Может, сделают КаТе
Помурыжат две недели
Чтоб вы сдохнуть захотели
Но! Останетесь в живых
Ради графиков кривых!
Шум да гам на всю Европу
Царь вакцину колет в попу
Не себе, а той девице
Что «готовая привиться»
На кушетку прилегла:
Царь вакцину применил
Всех министров побранил
Тёплый, скромный Бункерок
Двум Ехиднам так обидно
(Их колбасит, очевидно)
Жить Ехиднам неохота
То ломОта, то тошнОта
От простуды прямо мрут
Ни кареты, ни врача
И слезится их глазница
Никуда не дозвониться
И в больницах нету мест
А Ехидна номер три
В санатории, в Твери
За участие в испытании
На трехразовом питании
Рядом с нею доктора
С ночи прямо до утра
С темпераментом Отелл
Ждут заветных антител
Чу! Анализы поспели:
Вот такие, брат, дела
Пляшет славная Барвиха
Пляшет баба Бабариха
По Вацапу шлют Гонца:
Родила Ехидна в ночь
То, что может всем помочь:
И мышонку, и лягушке
И неведомой зверюшке
Всем поможет! Тут и там
Как услышал Царь-отец
Вышел. К людям, наконец
И давай им улыбаться
И от брусьев отжиматься
В реки бурные нырять
И устраивать приёмы
Шайбу бросил, мячик пнул
Меркель ловко подмигнул
И такой Покой в природе.
Все мы умерли, Володя
Кроме «лучших» и «своих»
Ради «Графиков» твоих
За периметром Кремля
Ты один, считай, остался
(Со своей Ехидной, ля)
Скачет Валя Терешкова
С результатами мазков
Бодро пляшет ча-ча-ча
Остальные все подохли
Ты, Володя, очень крут
И с твоим ПотребПозором
Коль охота быть Отцом
Может, стоит повернуться
Прививочный сертификат теперь действует полгода
Срок действия прививочного сертификата резко изменили с года до полугода. Без предупреждения.
У меня вернули год.
Какой-то сверхразум похоже апдейты базы писать не умеет. У них там в Госуслугах процессы разработки в жопе полнейшей похоже находятся.
Теперь вопрос звучит другой у меня:
А не пора ли менять менеджмент ГосУслуг если они допускают такие сбои при релизах на самом крупном Гос портале, у которого аудитория теоретическая больше 100 млн человек и который несет такую важность?
Без шуток теперь от него зависят жизни людей.
Трансвакцинация
Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет западных вакцин, чтобы люди «не ехали на Запад»
Александр Лукашенко 26 октября съездил в Лидскую центральную районную больницу, где лечат пациентов с COVID-19. Во время визита он заявил, что в Беларуси не будет «западных» вакцин (Pfizer, Moderna и других, которые производятся в странах Европы и США), потому что привитые ими люди смогут беспрепятственно выехать на Запад.
Колобок и коронавирус
Говорю сыну (6 лет): Ты мой колобок, он от бабушки ушёл, от дедушки ушёл, от зайца ушёл, от волка ушел, а от мамы не уйдешь! (съедаю)
Сын: А как от мамы уйдешь, изоляция же.
Самоизоляция
В Тульской области третьеклассница стала волонтером и читает всем желающим сказки онлайн
Свой вклад в борьбу с коронавирусом и последствиями пандемии может внести каждый. И это не преувеличение. В Тульской области волонтером стала девочка, которой нет еще и десяти лет. Через интернет она читает всем желающим сказки, чтобы проще было пережить самоизоляцию. Мама – доброволец со стажем. И папа тоже, как может, помогает противостоять COVID-19.
Искренняя улыбчивая третьеклассница только в первый день получила под сотню звонков и сообщений. С просьбой почитать сказку на ночь.
И от телефона теперь отрывается, только чтобы сменить книжку. «По щучьему велению», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – золотая классика.
Василина сама захотела стать волонтером, вместе с мамой заполнили заявку на сайте #мывместе2020.рф: «Я хотела помочь другим. Кто-то хочет пообщаться. И я решила либо просто пообщаться, либо что-то почитать деткам».
Наши герои живут в Тульской области. Они сейчас на добровольном карантине, то есть максимально ограничили контакты со всеми посторонними людьми, поэтому делаем сюжет на удаленке. Вот так, через мессенджеры и соцсети. Мама Василины Ольга будет нашими глазами.
Говорят, ждали звонков от школьников. Но оказалось, послушать сказку, да и просто поговорить, хотят не только дети. Вот и Наталья Борисовна из Брянской области, не выходя из дома, благодарит за эту волшебную возможность скрасить вынужденный карантин: «Это большая поддержка. Тем более, это делают дети. Это многих радует. Ведь сейчас нужна радость, нужен иммунитет, нужен смех».
Сказки детства и новости с родины полетели уже на Украину, в Белоруссию, Испанию, Францию.
Общие темы для разговора быстро нашли с одиннадцатилетней Катей из Португалии: «Откуда у нее эта идея появилась, как она хорошо учится, что они делают на карантине. И про рисунки тоже».
А в Шотландии пятилетний Эким с мамой Татьяной не выходят из дома уже неделю: «Он всю неделю спрашивал: мама, ну когда мы позвоним Василине, ну когда мы позвоним Василине?».
Василина поделилась с ними рецептами домашней выпечки. Ей из Португалии показали дымковские игрушки из теста. А школьник из Белоруссии научил рисовать по тетрадным клеткам, как наши родители. Вся в маму, говорит Ольга. Сама волонтер с 20-летним стажем, помогала и средства на помощь больным детям собирать, и районную библиотеку восстанавливать: «Можно сделать намного больше. Когда ты видишь, что у тебя срослось, получилось. И хочется дальше идти, дерзать, творить». Отец Василины Юрий тоже на передовой, трудится на реконструкции инфекционной больницы в Москве: «Мы успеваем, за десять дней мы сдадим этаж». Своими девочками гордится: «Они у меня молодцы. Не падают духом. Людям сейчас всем поддержка нужна, это самое главное».
Им впрочем самим поддержка не помешает. Звонков так много, что не выдержал штатив для телефона, зарядное устройство. Чтобы ответить всем, пришлось завести страницу в Instagram и вести прямые эфиры. Эстафету у дочки подхватывает мама.
Василина говорит, что готова каждый день снова и снова читать книжки и просто болтать с теми, кому это сейчас очень нужно. Мама называет ее то Золушкой, то маленькой феей, которая верит, что и в этой истории будет счастливый конец.
Царь Никита и сорок его дочерей
Царь Никита жил когда-то
Праздно, весело, богато,
Не творил добра, ни зла,
И земля его цвела.
Царь трудился понемногу,
Кушал, пил, молился богу
И от разных матерей
Прижил сорок дочерей,
Сорок девушек прелестных,
Сорок ангелов небесных,
Милых сердцем и душой.
Что за ножка — боже мой,
А головка, темный волос,
Чудо — глазки, чудо — голос,
Ум — с ума свести бы мог.
Словом, с головы до ног
Душу, сердце всё пленяло;
Одного недоставало.
Да чего же одного?
Так, безделки, ничего.
Ничего иль очень мало,
Всё равно — недоставало.
Как бы это изъяснить,
Чтоб совсем не рассердить
Богомольной важной дуры,
Слишком чопорной цензуры?
Как быть. Помоги мне, бог!
У царевен между ног…
Нет, уж это слишком ясно
И для скромности опасно, —
Так иначе как-нибудь:
Я люблю в Венере грудь,
Губки, ножку особливо,
Но любовное огниво,
Цель желанья моего…
Что такое. Ничего.
Ничего иль очень мало…
И того-то не бывало
У царевен молодых,
Шаловливых и живых.
Их чудесное рожденье
Привело в недоуменье
Все придворные сердца.
Грустно было для отца
И для матерей печальных.
А от бабок повивальных
Как узнал о том народ —
Всякий тут разинул рот,
Ахал, охал, дивовался,
И иной, хоть и смеялся,
Да тихонько, чтобы в путь
До Нерчинска не махнуть.
Царь созвал своих придворных,
Нянек, мамушек покорных —
Им держал такой приказ:
«Если кто-нибудь из вас
Дочерей греху научит,
Или мыслить их приучит,
Или только намекнет,
Что у них недостает,
Иль двусмысленное скажет,
Или кукиш им покажет, —
То — шутить я не привык —
Бабам вырежу язык,
А мужчинам нечто хуже,
Что порой бывает туже».
Царь был строг, но справедлив,
А приказ красноречив;
Всяк со страхом поклонился,
Остеречься всяк решился,
Ухо всяк держал востро
И хранил свое добро.
Жены бедные боялись,
Чтоб мужья не проболтались;
Втайне думали мужья:
«Провинись, жена моя!»
(Видно, сердцем были гневны).
Подросли мои царевны.
Жаль их стало. Царь — в совет;
Изложил там свой предмет:
Так и так — довольно ясно,
Тихо, шепотом, негласно,
Осторожнее от слуг.
Призадумались бояры,
Как лечить такой недуг.
Вот один советник старый
Поклонился всем — и вдруг
В лысый лоб рукою брякнул
И царю он так вавакнул:
«О, премудрый государь!
Не взыщи мою ты дерзость,
Если про плотскую мерзость
Расскажу, что было встарь.
Мне была знакома сводня
(Где она? и чем сегодня?
Верно тем же, чем была).
Баба ведьмою слыла,
Всем недугам пособляла,
Немощь членов исцеляла.
Вот ее бы разыскать;
Ведьма дело всё поправит:
А что надо — то и вставит».
— «Так за ней сейчас послать! —
Восклицает царь Никита,
Брови сдвинувши сердито:
— Тотчас ведьму отыскать!
Если ж нас она обманет,
Чего надо не достанет,
На бобах нас проведет,
Или с умыслом солжет, —
Будь не царь я, а бездельник,
Если в чистый понедельник
Сжечь колдунью не велю:
И тем небо умолю».
Вот секретно, осторожно,
По курьерской подорожной
И во все земли концы
Были посланы гонцы.
Они скачут, всюду рыщут
И царю колдунью ищут.
Год проходит и другой —
Нету вести никакой.
Наконец один ретивый
Вдруг напал на след счастливый.
Он заехал в темный лес
(Видно, вел его сам бес),
Видит он: в лесу избушка,
Ведьма в ней живет, старушка.
Как он был царев посол,
То к ней прямо и вошел,
Поклонился ведьме смело,
Изложил царево дело:
Как царевны рождены
И чего все лишены.
Ведьма мигом всё смекнула…
В дверь гонца она толкнула,
Так примолвив: «Уходи
Поскорей и без оглядки,
Не то — бойся лихорадки…
Через три дня приходи
За посылкой и ответом,
Только помни — чуть с рассветом».
После ведьма заперлась.
Уголечком запаслась,
Трое суток ворожила,
Так что беса приманила.
Чтоб отправить во дворец,
Сам принес он ей ларец,
Полный грешными вещами,
Обожаемыми нами.
Там их было всех сортов,
Всех размеров, всех цветов,
Всё отборные, с кудрями…
Ведьма все перебрала,
Сорок лучших оточла,
Их в салфетку завернула
И на ключ в ларец замкнула,
С ним отправила гонца,
Дав на путь серебреца.
Едет он. Заря зарделась…
Отдых сделать захотелось,
Захотелось закусить,
Жажду водкой утолить:
Он был малый аккуратный,
Всем запасся в путь обратный.
Вот коня он разнуздал
И покойно кушать стал.
Конь пасется. Он мечтает,
Как его царь вознесет,
Графом, князем назовет.
Что же ларчик заключает?
Что царю в нем ведьма шлет?
В щелку смотрит: нет, не видно
Заперт плотно. Как обидно!
Любопытство страх берет
И всего его тревожит.
Ухо он к замку приложит —
Ничего не чует слух;
Нюхает — знакомый дух…
Тьфу ты пропасть! что за чудо?
Посмотреть ей-ей не худо.
И не вытерпел гонец…
Но лишь отпер он ларец,
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели,
И хвостами завертели.
Наш гонец давай их звать,
Сухарями их прельщать:
Крошки сыплет — всё напрасно
(Видно, кормятся не тем):
На сучках им петь прекрасно,
А в ларце сидеть зачем?
Вот тащится вдоль дороги,
Вся согнувшися дугой,
Баба старая с клюкой.
Наш гонец ей бухнул в ноги:
«Пропаду я с головой!
Помоги, будь мать родная!
Посмотри, беда какая:
Не могу их изловить!
Как же горю пособить?»
Вверх старуха посмотрела,
Плюнула и прошипела:
«Поступил ты хоть и скверно,
Но не плачься, не тужи…
Ты им только покажи —
Сами все слетят наверно».
— «Ну, спасибо!» — он сказал.
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели
И квартирой овладели.
Чтоб беды не знать другой,
Он без дальних отговорок
Тотчас их под ключ, все сорок,
И отправился домой.
Как княжны их получили,
Прямо в клетки посадили.
Царь на радости такой
Задал тотчас пир горой:
Семь дней сряду пировали,
Целый месяц отдыхали;
Царь совет весь наградил,
Да и ведьму не забыл:
Из кунсткамеры в подарок
Ей послал в спирту огарок
(Тот, который всех дивил),
Две ехидны, два скелета
Из того же кабинета…
Награжден был и гонец.
Вот и сказочки конец.
Олег Видов Часть 2 Глава 11 Сказка о царе Салтане
ГЛАВА 11 – А.С. Пушкин второй раз
Произошло это в 1965 году.
Это был широкоформатный фильм по произведению А.С. Пушкина
« СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »
«Три девицы под окном
пряли поздно вечерком. ».
— Так начинается эта сказка. Все мы с детства помним эти слова.
А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец.
Всем нам в детстве читали эту сказку, когда мы сами еще не могли этого делать.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», или как ее обычно называют «Сказка о царе Салтане» была написана в 1831 году, а опубликована была уже в 1832 году.
Первоначально Пушкин хотел в ней чередовать стихи с прозой, но при ее написании отказался от этого, полностью оставив только стихотворную часть..
Эта пушкинская сказка была вольной обработкой народной сказки, которую Пушкин записал в двух различных вариантах. А.С. Пушкин не следовал в точности ни одному из этих вариантов, а свободно изменил и дополнил сюжет, сохранив при этом народный характер и дух. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке тексты заглавий народных книжек с лубочными картинками.
Свою «Сказку о царе Салтане» Пушкин написал четырёхстопным хореем с парной рифмовкой. В начале 19 века таким стилем часто пользовались поэты подражая народной поэзии.
Мы давно позабыли и не чувствуем глубокого смысла и значения этой сказки А.С. Пушкина, которая остается актуальной и сегодня.
Справедливость в сознании народа всегда есть и будет основополагающим фактором во все времена. При этом Автор передал в своей сказке присущее народу языческое мироощущение, мироощущение единства с природой, гармонии с ней.
Необходимо сказать, что в 1900 году впервые была исполнена Опера по этой сказке. Композитор Н. А. Римский-Корсаков написал музыку для неё на либретто В. И. Бельского. А в 1943 году появился мультфильм, повторенный второй раз в 1984 году. В результате обращение кинематографа к этому произведению А.С.Пушкина уже имело некоторые традиции.
Художественный фильм, поставленный режиссёром А. Л. Птушко на студии «Мосфильм» в 1966 явился самым ярким экранным воплощением этой сказки.
« Я снялся у Птушко в фильме «Сказка о царе Саултане». Я сыграл князя Гвидона. Этот фильм был такого типа как снимали на «Юниверсал», русские Star Wars или русский «Багдадский вор». Потрясающий фильм. Александр Лукич Птушко, он был удивительным художником, который влюбился в куклы и создавал куклы. У него был фильм «Новый Гулливер», где Гулливер пел свою знаменитую песню « Моя лилипуточка, приди ко мне…» Для нас, ребятишек, тогда это был удивительный мир, такой же удивительный как и другой его фильм, «Золотой ключик». Эти фильмы были подарками моего детства. Эти фильмы подарили мне мир сказки, и я остался привержен этому миру. И миру приключений. После войны советские войска в Потсдаме взяли фильмотеку. И ее показывали по всему Советскому Союзу. Это был год 1952-53… Первый раз тогда я видел «Тарзана», «Остров страданий»… Для маленького мальчишки это была такая отдушина, что в дальнейшем, когда я выбирал профессию, это очень пригодилось.»
А актер Владимир Андреев вот как вспоминает об этом фильме:
«Я особенно люблю фильм «Сказка о царе Салтане», где мне довелось сыграть роль царя Салтана с добрыми и беззащитными глазами. Надо сказать, что фильмы моей молодости мне дороже, чем мои последние работы, в частности, в сериалах, когда все снимается быстро, и за смену нужно снять подряд семь (!) эпизодов, а текст получаешь прямо на съёмочной площадке, и все следует быстро-быстро делать. А в то время можно было поразмышлять над тем, как выстраивается действие в кадре, привыкнуть к глазам и дыханию партнера. Но это время ушло!»
Напомню сюжет фильма не для того, что бы пересказать пушкинскую сказку, а чтобы лучше рассказать о самом фильме, или вернее об игре в нем актеров, ожививших на экране образы пушкинской сказки, и в первую очередь князя Гвидона.
Сдедует пояснить, что в основе своей весь фильм строго следует тексту пушкинской сказки. Создатели фильма Александр Птушко и Игорь Гелейн( режиссер и оператор) вначале вдвоем создали сценарий. Не случайно собираясь экранизировать эту сказку, режиссер Александр Птушко пригласил в соавторы для написания сценария будущего оператора. Они сократили сюжет на один эпизод – первый полет Гвидона – комара к царю Салтану, когда там рассказывается о волшебной белке. Белку они сразу поселили в волшебном городе Князя Гвидона. И таким образом фильм только выиграл. Также они добавили несколько сцен, которые предшествовали встречам царя Салтана с гостями – купцами, расказывавшими о чудном острове и Князе Гвидоне. Но лучше всего, если Мы с Вами проследуем по самому сюжету фильма.
Так вот, оказавшись под тем самым окном, где три сестрицы пряли, Царь Салтан услышал их разговор о том, чтобы они сделали, если бы были царицами. И больше всего ему понравились речи одной из них, котрая была готова родить царю богатыря. И наш Царь в исполнении Владимира Андреева не устоял. Он сразу же, не выходя из этой избы, объявил, что берет ее в жены. И вот всего 12 строк пушкинского текста, следующие после :
авторы превращают в красочные живые сцены с изображением зимнего святочного гуляния, царского свадебного пира, и сцен с изображением завистливых сестер.
Вначале воспитатель Салтана, образ которого создал прекрасный артист Мартинсон, убеждает царя, что ему обязательно следует идти на войну
Царь с царицей нежно прощаются
И войско оправляется на войну
И перед зрителем возникают сцены сказочной войны с непонятными какими-то маленькими человечками. Чтобы мы видели перед собой живых, страшных человечков, на животах реальных актеров рисовали лица этих человечков, а самих актеров так гримировали и одевали, что благодаря прекрасной работе операторов И. Гелейна и В. Захарова все воспринимается реально и правдоподобно, не выходя за рамки сказочного сюжета. Ощущение сказочности строго соблюдается во всем. И воины царя салтана идут в наступление и сказочные пушки стреляют как–то сказочно.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
Во дворце Салтана всеобщая радость, кроме завистливой компании. И царица решает отправить царю известие о рождении сына.
Но, как говорится, враг не дремлет:
« А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
(На фото кадр из фильма Расстроенный царь Салтан)
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья»
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец,
А его уже пождидают заговорщики.
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Ну а дальше Вы помните –Волна вынесла бочку на берег.
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
И царевичу потом
Молвит русским языком:
И дальше следуя за пушкинской сказкой мы становимся свидетелями всех прекрасных чудес, которые творит благодарная Царевна – лебедь. Фильм, вслед за сказкой говорит нам, что человеческие добрые поступки всегда будут вознаграждены, но при этом следут понимать, что они должны быть искреними, бескорыстными.
И вот перед нами проходят и каменный город, и чудесная белочка, и 33 богатыря, и волшебные превращения и полеты князя Гвидона в царство Салтана..
Во всех сценах с участием Олега Видова он играет своего героя таким, каким он и предстает из скупых слов сказки – молодой, естественный, бесхитростный. Таким он предстает и в случае последнего своего путешествия в виде шмеля к батюшке.
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
И опять Царь Салтан слышит рассказ о граде и князе Гвидоне и 33 –х богатырях.
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
И вот здесь уместно напомнить, что создатели фильма не пошли по пути точной иллюстрации гениального текста. Стихотворный текст сказки это совершенно иной вид образов, изображение действия и его описания. Наложить их как кальку просто невозможно. Режиссер и оператор создают свои – зрелищные образы, наполняя их не только определенной внешностью, что присуще любой книжной илюстрации, но и заставляют эти образы жить, действовать, совершать разные поступки. И эти поступки, действия выстраивать в логическую последовательность событий.
В поэтическом тексте сказки эти причинно-следственные связи могут и нарушаться, или не прослеживаться. Для стихотворного повествования это не в такой степени важно, как для реально действующего персонажа.
Как просто и точно был создан образ народной любви к молодой царевне, чего тоже не было в пушкинской сказке – простой работник в бочку, приготовленную для царевны и её сына втайне от бояр кладет каравай хлеба и еду. А добрая царица в этот момент спасает птенцов на горящем рядом дереве.
Не говоря уже о том, что авторы наполнили фильм разными сценами, которых в сказке тоже не было. Это сцены святочных народных гуляний со скоморохами, сцены на войне с маленькими человечками, сцены, в бане, у колдуньи, и другие. Точно такой же придуманной и мастерски снятой являлись сцены, следовавшие после последнего возвращения Гвидона после полета к Батюшке в виде шмеля.
Хореографическая сцена свадьбы в городе и вслед за ней хоровод вокруг Гвидона на холме возле дуба. Как красиво получилась легкая ревность Царевны Лебедь, устроившей дождь, разогнавший веселых девиц. И как естественно после этого переход разговора о прекрасной царевне между Гвидоном и Царевной Лебедь. И на вопрос Гвидона она, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
И конечно она предстает перед ним в этом своем облике.
Ну а очередные заморские гости рассказывают теперь Царю Салтану и об этом невиданном чуде на острове у Гвидона.
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
Но вернемся в сказку.
Флотилия Царя Салтана, конечно же, тоже сказочная, прибывает на остов князя Гвидона. Его торжественно встречают и готовят ему сюрприз.
Это Пушкинские строки, а на экране перед нами их воплощение в образах.
И за это спасибо всем тем, кто создавал этот фильм, всем без исключения.
Ну и конечно, еще раз поклон Александру Сергеевичу Пушкину. Вечная ему память.
Съемки фильма проходили в Крыму под Севастополем возле древнего Херсонеса и под Москвой. Под Херсонесом были построены декорации двух городов – Царя Салтана и князя Гвидона.
На роль 33 богатырей отбирали рослых ребят среди матросов черноморского флота в Севастополе. Роль Дядьки Черномора исполнил М. Бармин. Конечно, в фильме много комбинированных съемок. Но это само собой понятно, иначе как добиться сказочного эффекта многих сцен. Очень сложными были съемки сцен отражения нашествия маленьких человечков.
В 1965 году не существовало компьютерной графики и все приходилось снимать на натуре. И самое главное, не побоюсь повториться, что создателям фильма удалось полностью создать именно ощущение сказки. И конечно, это было невозможно без привлечения животных. В съемках участвовали: лебедь, которая превращалась в Царевну, черный коршун, которого должен был подстрелить герой Олега Видова, тридцать пять лошадей, четыре павлина, медведь, страус, выдра, кошки, собаки, петухи, белки и настоящий орел. Все они были тоже обитателями сказочного города, своеобразный временный зоопарк.
На фото один из моментов съемки. А фото сделанно со стороны наблюдавших отдыхающих.
А совсем рядом, в 50-30 ти метрах от съемочной площадки, находился крымский пляж с обычными отдыхающими на берегу моря. Декорации и саму площадку отгораживала от пляжа, купающихся, загорающих небольшая изгородь – заборчик.
И от постоянного присутствия смотрящих дется было некуда. Они были повсюду.
Жила съемочная группа в Севастополе и каждый день с раннего утра, пока еще не наступала обычная в это время жара, отправлялась к месту съемок. Вначале к делу приступали костюмеры, одевавшие героев в сказочные наряды, а за ними гримеры. И после этого начинались съемки, которые продолжались целый день с небольшим перерывом на обед. Но актеры оставались в костюмах и гриме, который периодически приходилось поправлять. По многу раз приходилось переснимать некоторые эпизоды пока не удавалось добиться необходимого. В некоторых случаях, чтобы создать впечатление нереальности, сказочности, специальными приборами напускали на площадку туман, создавая некоторые спецэфекты.
Режиссер Александр Птушко во время съемок отличался некоторой несдержанностью и резкостью ( он мог при всех закричать на актера – Что ты ходишь, как мешок с картошкой), и нетерпимостью, когда у него не получалось как он хотел.
Поздно вечером, после девяти,когда наступала вечерняя прохлада, все уставшие возвращались в Севастополь в гостиницу.
В отличии от многих других в съемочной группе, Владимир Андреев и Олег Видов жили не в гостинице, а в арендованных администрацией частных квартирах недалеко от места съемки..
Эти квартиры были в одном из многоэтажных домов, правда в разных подъездах.
Для Олега, вероятнее всего, учитывая его молодость, арендовали комнату в однокомнатной квартире. Хозяйка квартиры на это время обосновалась на кухне.
Случалось так, что к ним приезжали их жены, и тогда они устраивали общие ужины.
В один из вечеров гример съемочной группы отмечал свой день рождения. После обычного застолья он захотел отправиться купаться. Его не отпустили одного и с ним отправилось несколько человек и среди них были Олег Видов и Владимир Андреев. Море было не спокойно, были сильные волны. Но несмотря на это гримёр бросился в воду. Его отнесло к утесам и ему никак не удавалось справиться с волнами, его все время сносило обратно в море. Он начинал терять силы. На берегу это видели. И тогда ему на помощь бросился Олег Видов. Он это сделал также, как в будущем сделает во время съемки в Югославии, когда будет спасать женщину. Когда Олег вытащил обессилевшего гримера на берег, тот усевшись на камне, обхватив голову руками, начал плакать. В свой день рождения он мог погибнуть. Олег начал его успокаивать. Конечно об этом поступке он не стал никому рассказывать. А свидетель случившегося Владимир Андреев запомнил это на всю жизнь.
Съемки в этом фильме сделали их настоящими друзьями. Многие годы они будут дружить и помогать друг другу. Олег будет называть его кинематографическим отцом – ведь Владимир Андреев играл в фильме Царя Салтана.
А вторая жена Владимира Андреева – Наталья Селезнева на многие годы сохранила память об отношении Олега Видова к их семье, к ее новорожденному сыну Егору.
Владимир Андреев родился 27 августа 1930 года в Москве и был на 13 лет старше Олега.. В Великой Отечественной войне по возрасту не учавствовал. После окончания школы решил стать театральным актером.
С 1970 по 1985 год Владимир Андреев был главным режиссером этого театра.
В 1985 году его пригласили в Малый театр на должность главного режиссера. Но театральная эстетика самого Владимира Андреева и как режиссера, и как актера, не вписывалась в эстетику и основополагающие принципы и традиции Малого театра. Он не мог изменить ни себя, ни сам Малый театр с его вековыми традициями. В 1990 году он возвращается в Театр им. Ермоловой, который к тому моменту переживал очень сложные времена. Труппа театра, как и в МХАТе разделилась на две части. И ему пришлось возглавить одну из них и постараться сохранить все лучшие традиции и творческие достижения этого театра. Он становится художественным руководителем Театра имени Ермоловой и оставался на этом посту много лет.
В кино он снимается с 1954 года. Его дебют был в фильме «Верные друзья».
И после этого снялся еще в 48 фильмах.
Среди них : «Битва в пути» в 1961 г.,
« Сказка о царе Салтане » в 1965 году,
« Синдикат 2 » в 1980 г.,
« Хроника одного лета » в 1984 году,
« Три дня вне закона » в 1992 год,
« Стрела любви » в 2002 году,
« Принцеса цирка » в 2007 году и другие.
Как режиссер-постановщик снял 20 фильмов-спектаклей.
О его работе в театре и как режиссера и как актера можно рссказывать очень долго. Я видел многие спектакли им поставленные на сцене Театра им. Ермоловой. Во многих из них он участвовал и как актер.
Его деятельность в этом театре это целая эпоха в истории советского театра со своей особой, его индивидуальной театральной эстетикой, спецификой.
Многие годы вплоть до 1991 он был руководителем курса на актерском факультете ГИТИСа, был профессором этого института.
В 1972 году он был удостоен Звания «Народный артист РСФСР»,
а 1978 году Звания «Народный артист Татарской АССР».
В 1985 году ему было присвоено Звание «Народный артист СССР».
* * *
Все в фильме, как было сказано выше, было сказочным, все. и именно этим фильм очаровывал и продолжает это делать. В этом есть и заслуга актрисы создавшей образ царицы – Ларисы Голубкиной. Как же не рассказать о ней.
Когда проходили съемки фильма Ларисе было уже 24 года и несмотря на это, ее всюду сопровождала мама:
«Даже когда я снималась в «Сказке о царе Салтане», мама приезжала на съёмочную площадку. За мной, конечно, ухаживали. Ребята из морского училища прибегали на съёмочную площадку – а я всё время с мамой сижу. Они пригласили меня поехать на машине в Ялту погулять. А я сказала: «Я не одна, я с мамой». Они взяли и маму.»
Голубкина Лариса Ивановна родилась 9 марта 1940 года в Москве.
в 1964 году отделение музыкальной комедии ГИТИСа.
Работает на радио и телевидении. Выступает на эстраде.
Снялась в 19 фильмах. Среди них:
« Гусарская баллада » в 1962 году,
« Дайте жалобную книгу » и «Как вас теперь называть» в 1965 году,
« Освобождение » в 1968-1970 гг.,
« Трое в лодке не считая собаки » в 1979 году и другие.
В 1991 году удостоена Звания «Народная артистка РСФСР».
Среди ее театральных ролей прекрасные образы:
— Элейн, Бобби, Жаннет в «Последний пылко влюбленный»;
— Аниска в «Нашествие»;
— Мария в «Закон вечности»;
— Лида в «Рядовые»;
— Аполлинария Панфиловна в «Сердце не камень» ;
— Фелициата Антоновна Шаблова в «Поздняя любовь»;
— Мадам Чейзен в «Школа любви»;
— Меропа Давыдовна Мурзавецкая в «Волки и овцы».
Официальным ее мужем был артист театра и кино Андрей Миронов.
От первого, гражданского брака у неё дочь Мария Голубкина, ставшая тоже актрисой.
Выйти замуж за отца Марии Ларисе Голубкиной не позволил ее отец.
В роли Царевны Лебедя снималась балерина Ксения Рябинкина.
Ей тогда было почти 20 лет. На съемки в Севастополь она приехала, как и Лариса Голубкина, вместе с мамой, которая заботилась о ней и постоянно опекала..
Родилась Ксения 4 сентября 1945 года.
Жила и воспитывалась в театрально-артистической среде. Ее мама Цабель А.С была артисткой балета ГАБТа. Старшая сестра Елена Рябинкина тоже стала балериной Большого театра.
В 1964 году Ксения окончила Московское хореографическое училище при Большом театре (педагог Софья Головкина), и с 1964 по 1985 год была солисткой балета Большого театра.
Танцевала сольные партии в балетах: Жермон в «Гусарская баллада», Графиня Вишня в «Чиполлино», Болеро в «Дон-Кихот» и др.
И еще она преподает балетное искусство в частной школе.
С 1965 по 2010 год снялась в 11 кинофильмах
Ну а появление этого фильма безусловно является заслугой его создателя режиссера Александра Птушко.
Советский кинорежиссёр, сценарист, оператор Птушко Александр Лукич родился 18 апреля 1900 года в Луганске
В 1923-1926 годах он учился в московском Институте народного хозяйства.
Работал театральным художником, журналистом, секретарём орготдела Союза строителей Москвы.
С 1927 года работал режиссером, художником-мультипликатором, художником комбинированных съёмок на киностудии «Мосфильм».
Александр Птушко вошел в историю киноискусства как режиссёр новатор, экспериментатор и художник, постоянно стремящийся найти новые возможности в создании фильмов. До прихода в кино работал корреспондентом, был актером и художником-декоратором, конструктором кукол. Последнее заинтересовало его особенно, и в 1928 году состоялся его дебют в качестве режиссера. На экраны вышла серия мультипликационных фильмов с одним героем — неким Братишкиным, который со временем из кукольного персонажа превратился в графически-плоское изображение.
В 1932 году Птушко поставил первый звуковой объемный мультфильм «Властелин быта». Самой знаменитой и значительной работой режиссёра в 30-е годы стал фильм «Новый Гулливер», где мультипликационные персонажи сосуществовали с живым актером. В этой сложной постановке были сняты полторы тысячи кукол, разные внешне, и «по характеру». Через 3 года режиссер повторил успех в работе с актёрами и куклами в фильме «Золотой ключик», где были применены более совершенные методы комбинированных съёмок. А. Птушко становится директором художественно-производственного объединения объёмной мультипликации на «Мосфильме».
В 1932-1949 годах исполняет обязаности профессора ВГИКа, был заведующим кафедрой художественного факультета.
Во время войны работал на Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками для нескольких фильмов.
С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города».
С 1944 по 1946 год был директором киностудии «Союзмультфильм».
С 1946 года Александр Птушко начал снимать игровые фильмы. Он экранизировал сказки и былины. За первую такую работу — «Каменный цветок», он получил «Государственную премию СССР» и приз за цвет на Первом МКФ в Каннах.
Следующий фильм Птушко «Садко» был награжден «Серебряным львом» на кинофестивале в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван лучшим актёром мира в полувековой истории кино.
В 1956 году выходит первый советский широкоэкранный фильм «Илья Муромец», со стереофоническим звуком. В этом фильме Птушко использовал новые художественные средства того времени. В этом фильме были батальные сцены, сокрушительной силы ветры, дремучие леса. Помню как я с родителями с замиранием сердца смотрел этот фильм в только что открытом единственном в Киеве широкоформатном кинотеатре на улице Шота Руставели.
С 1960 года он был художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм».
Впечатление на зрителей произвёл и последний фильм Александра Птушко «Руслан и Людмила», в котором, кроме главных персонажей, действовали Говорящая голова, летающий Черномор, гиганты и «невиданные» звери.
Александр Птушко занял уникальную нишу в отечественном кинематографе, но, к сожалению, достойную смену подготовить не сумел.
В 1969 году ему было присвоено Звание «Народный артист СССР».
Ушёл он из жизни 6 марта 1973 года в Москве.
Рассказывая о «Сказке о царе Салтане», конечно нельзя обойти молчанием снимавшего этот фильм оператора, от которого во многом и зависело, чтобы «Сказка» по-настоящему была сказочной. Тем более, что это очень хорошо понимал и сам режиссер Александр Птушко. Не случайно же он в соавторы сценария этого фильма пригласил оператора, с которым решил снимать фильм.
С будущим оператором и соавтором сценария Игорем Гилейном режиссер познакомился во время работы над фильмом «Три встречи» в 1948 году. Этот фильм об участниках Великой Отечественной войны состоял из трех отдельных новел. И у каждой из них были свои сценаристы, режиссеры и операторы. Как режиссеры выступали, Всеволод Пудовкин и Сергей Юткевич, Александр Птушко.
Опыт написания сценария к своим фильмам у А. Птушко был большой, но вот пригласить в соавторы оператора, он решил впервые. И как мы теперь понимаем, не прогадал. Участие оператора в написании сценария явилось дополнительной заинтересованностью его в процессе самой съемки. А также его опыт позволил уже на стадии сценария найти выиграшные, зрелищные моменты для будующего фильма.
Гелейн Игорь Владимирович
Гелейн И. В. родился 21 марта (3 апреля) 1905 года в Москве.
В 1929—1941 годах работал на киностудиях в Москве и Одессе.
В годы Великой Отечественной войны снимал фронтовые киноочерки.
С 1945 года — оператор киностудии «Мосфильм».
Его операторская работа способствовала успешному внедрению цвета в советском кино, его опыт помогал улучшению операторской техники.
Он впервые осуществил съёмку двухцветным методом и применил в своих съёмках сверхчувствительную плёнку (пользуясь, так называемым, методом гиперсенсибилизации).
Как оператор онн снял 31 фильм и среди них, кроме «Сказки о царе Салтане»:
— 1939 – « Ошибка инженера Кочина »;
— 1954 – « Шведская спичка »;
— 1961 – « Казаки »;
— 1963 – « Русский лес »;
— 1971 – « Руслан и Людмила »;
— 1978 – « Женщина которая поет »;
— 1980 – « Ларец Марии Медичи » ;
Ушел из жизни И. В. Гелейн 7 июля 1985 года.
И вот еще интересная информация об этом фильме, которую я нашел в интернете
« Я дочь Седаш Николая Владимировича. У нас в семье хранятся фотографии со съемок фильма о царе Салтане. Мой папа дублировал Олега Видова. ».
Я написал ей и получил ответ вместе с фотографиями сделанными в далеком теперь 1965 году. Стало ясно, что у Олега Видова действительно был дублер. Но это вероятнее всего был дублер не в трюках, а в самих съемках.
Историко-географическая информация для любознательных:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »
Считается, что когда-то остров в языческие времена был крупным центром для поклонения и жертвоприношений жившего вокруг на берегах Балтийского моря населения. Нынче об это говорят останки языческих капищ и несколько десятков жертвенных камней. Местные жители (несколько десятков человек) уверены, что остров обладает чудодейственной силой и населен духами. А согласно одной легенде о Буяне, на осрове располагается камень алатырь – центр мира. И легенда повествует, что у того, кто найдет этот камень сбудутся все желания. Так это, или нет, судить вам самим. Но вот точно известно, что желание одного человека действительно сбылось. Им был замечательный русский изобретатель Александр Попов. Именно на этом острове – Гогланд в 1899 году он смог осуществить первую в истории радиосвязь в ходе операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »:
1966г. Журнал «Советский экран» № М. Зиновьев « Быт и сказка » Идут съемки
1967г. Журнал «Спутник кинозрителя» №2 «Сказка о царе Салтане»
ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ « СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »
« Шедевр! Удивительная экранизация гениального произведения великого поэта! Помню, как в детстве с трепетом ждала сказочного превращения лебедя в царевну. И вот она, царевна-лебедь, точно такая, какой я представляла себе её, когда впервые услышала от мамы эту чудесную сказку. Как хорошо, что советский кинематограф оставил нам, нашим детям, внукам удивительные шедевры, ведь на современный кинематограф надеяться не приходится.»
«Прекрасный фильм.С самого раннего детства мне читали книгу с картинками.До сих пор помню какая там красивая царевна-лебедь.Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А в фильме тоже очень красивая девушка.Все там актеры хороши.Олег Видов например.»
«Так приятно окунуться в детство! Это я после совместного с дочкой просмотра сказки!»
umnaya (Умная) 8 мая 2012
( На фото Олег Видов и другие актеры со смемочной группой фильма ).
ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ « СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ »
Полнометражный художественный фильм – сказка
В фильме снимались актеры:
После съемок в « Сказке о царе Салтане » у Олега Видова предстояли занятия на последнем курсе и гос. экзамены во ВГИКе. И в качестве непредвиденного сюрприза его ожидало приглашение сниматься в Скандинавии. Но об этом в следующих главах..
ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ ВЫШЕДШИЕ НА МИРОВЫЕ ЭКРАНЫ в 1966 г.:
«451 градус по Фаренгейту»/Fahrenheit 451, реж. Франсуа Трюффо (Великобритания )
«Библия»/The Bible: In The Beginning, реж. Джон Хьюстон (Италия-США)
«Большая прогулка»/La Grande Vadrouille, реж.Жерар Ури (Франция-Великобритания)
«Большие каникулы»/Les Grandes Vacances, реж. Жан Жиро (Франция-Италия)
«Великолепное трио»/The Magnificent Trio, реж.Чанг Че (Гонконг )
«Война окончена»/La Guerre Est Finie, реж. Ален Рене (Франция-Швеция)
«Второе дыхание»/Le Deuxi;me Souffle, реж. Жан-Пьер Мельвиль (Франция)
«Дракула: Князь Тьмы»/Dracula, Prince of Darkness, реж.Теренс Фишер (Великобритания)
«Звёздный путь»/Star Trek, США, Выпущен пилотный выпуск телесериала
«Как украсть миллион»/How To Steal A Million, реж. Уильям Уайлер (США)
«Кто боится Вирджинии Вулф?»/Who’s Afraid of Virginia Woolf?, США (реж. Майк Николс)
«Маргаритки»/Sedmikr;sky, ЧССР (реж. Вера Хитилова)
«Мужское — женское»/Masculin, f;minin: 15 faits pr;cis, Франция-Швеция (реж. Жан-Люк Годар)
«Мужчина и женщина»/Un homme et une femme, Франция (реж. Клод Лелуш)
«Нежный проходимец»/Tendre Voyou, Франция-Италия (реж. Жан Беккер)
«Операция «Святой Януарий»»/Operazione San Gennaro, Франция- Италия ФРГ (реж. Дино Ризи)
«Операция «Страх»»/Operazione paura, Италия (реж. Марио Бава)
«Охота»/La caza, Испания (реж. Карлос Саура)
«В погоне за «Лисом»»/After The Fox, Великобритания-США-Италия (реж. Витторио Де Сика)
«Персона»/Persona, Швеция (реж. Ингмар Бергман)
«Постель для брата и сестры, 1782»/Syskonb;dd 1782, Швеция (реж. Вильгот Шёман)
«Птицы большие и малые»/Uccelacci E Uccellini, Италия (реж. Пьер Паоло Пазолини)
«Разорванный занавес»/Torn Curtain, США (реж. Альфред Хичкок)
«Сделано в Париже»/Made In Paris, США (реж. Борис Сагал)
«Тупик»/Cul-de-Sac, Великобритания (реж. Роман Полански)
«Фантомас против Скотланд-Ярда»/Fantomas Contre Scotland Yard, Франция-Италия (реж. Андре Юнебель)
«Фараон»/Faraon реж. Ежи Кавалерович, ( Польша)
«Фотоувеличение»/Blow-up, реж. Микеланджело Антониони (Италия-Великобритания)
«Франкенштейн создал женщину»/Frankenstein Created Woman, реж. Теренс Фишер (Великобритания)
«Харпер»/Harper, реж. Джек Смайт (США)
«Хороший, плохой, злой»/Il buono, il brutto, il cattivo, реж. Серджо Леоне (Италия-Испания)
«Человек на все времена»/A Man for All Seasons, реж. Фред Циннеман (Великобритания)
«Чужое лицо»/;;;;, реж. Хироси Тэсигахара (Япония)
* * *
СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ 1966 ГОДА:
— «Айболит-66», режиссер Ролан Быков
— «Андрей Рублёв», режиссар Андрей Тарковский
— «Берегись автомобиля», режиссер Эльдар Рязанов
— «Бэла», режиссар Станислав Ростоцкий
— «Волшебная лампа Аладдина», режиссер Борис Рыцарев
— «Выстрел», режиссер Наум Трахтенберг
— «Два билета на дневной сеанс», режиссер Герберт Раппапорт
— «Дневные звёзды», режиссер Игорь Таланкин
— «Долгая счастливая жизнь», режиссер Геннадий Шпаликов
— «Вертикаль» режиссер Станислав Говорухин
— «Дядюшкин сон», режиссер Константин Воинов
— «Женщины», режиссер Павел Любимов
— «Июльский дождь», режиссер Марлен Хуциев
— «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», режиссер Леонид Гайдай
— «Крылья», режиссер Лариса Шепитько
— «Начальник Чукотки», режиссер Виталий Мельников
— «Неуловимые мстители», режиссер Эдмонд Кеосаян
— «Республика ШКИД», режиссер Геннадий Полока
— «Сегодня — новый аттракцион», режиссер Надежда Кошеверова
— «Сказка о царе Салтане», режиссер Александр Птушко
— «Снежная королева», режиссер Геннадий Казанский
— «Старшая сестра», режиссер Георгий Натансон
— «Три толстяка», режиссеры Алексей Баталов и Иосиф Шапиро
— «Удивительная история, похожая на сказку», режиссер Борис Долин
— «Восточный коридор», режиссер Валентин Виноградов
— «Западня», режиссер Леонид Мартынюк
— «Иду искать», режиссер Игорь Добролюбов
— «Саша-Сашенька», режиссер Виталий Четвериков
— «Я родом из детства», режиссер реж. Виктор Туров
— «Встреча в горах» режиссер Николай Санишвили
— «Игра без ничьей» режиссер Юрий Кавтарадзе
— «Листопад» режиссер Отар Иоселиани
— «Хевсурская баллада» режиссер Шота Манагадзе
— «Маленький принц» режиссер Арунас Жебрюнас
— «Встреча с прошлым» режиссер Семён Долидзе (Грузия-фильм с к/ст им. Горького,)
ЛИДЕРЫ ПРОКАТА 1966 г.
«Берегись автомобиля», (реж. Эльдар Рязанов) — 29 млн.зрителей
«Три толстяка» — (реж. Алексей Баталов). 23 миллиона человек.
Одна тысяча девятьсот шестьдесят шестой год
невисокосный год, начинающийся в субботу
6-7 января на заседании Президиума Союза кинематографистов прошло обсуждкение кинофильма А.Алова и В.Наумова «Скверный анекдот». Подобные обсуждения стали постоянной практикой.
10 января — в Ташкенте подписана Ташкентская декларация.
В феврале В СССР состоялся суд над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем
16-25 марта – В Москве по инициативе СК состоялся ретроспективный показ фильмов польского режиссера Анджея Вайды.
7 апреля – Кинорежиссеру Швейцеру был вручен новый членский билет СК, взамен утерянного в четвертый раз.
8 апреля — XXIII съезд КПСС упразднил Президиум ЦК КПСС и восстановил Политбюро ЦК КПСС. Одновременно восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Им был избран бывший Первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
22 апреля – Комитетом по Ленинским премиям опубликованы имена Лауреатов. В области кино их получили:С. Закариадзе за роль в фильме «Отец солдата» и М. Ульянов за роль Егора Трубниква в фильме «Председатель».
21-31 мая – В Киеве состоялся Всесоюзный кинофестиваль.
6 сентября – В Венеции закончился XXVII Международный кинофестиваль «Кубок Вольпи» присужден советской киноактрисе Н. Аринбасаровой за лучшее исполнение женской роли в фильме «Первый учитель». В работе фестиваля принимала участие советская делегация: Л. Кулиджанов, В. Санаев, Л. Кулешов, А. Кончаловский, Н. Аринбасарова, Э. Маркова, А. Хохлова и др..
18 сентября – В Бергамо закончился 1-ый Международный кинофестиваль Авторское кино. Первую премию «Золотой щит» получил Генадий Шпаликов за свой дебютный фильм « Долгая, счастливая жизнь ».
22-25 сентября – СК СССР и Советом по Кино при ВЦСПС в Москве был проведен Всесоюзный семинар руководителей киноклубов, киноуниверситетов и кинопропагандистов профсоюзных учреждений. В нем приняли участие 190 клубных работников из 100 городов Советского Союза.
24 сентября – Композитору Дмиртию Шостаковичу было присвоено звание « Героя Социалистического труда »
28 сентября – В москве состоялась встреча советских кинематографистов с делигацией из Швеции: режиссером Б. Видербергом, актрисой И. Тоб, оператором С. Нюквистом.
28 ноября – 11 декабря – СК и Комитет по ТВ провели Всесоюзный фестиваль Телевизионных фильмов.
15 декабря – Ушел из жизни Уолт Дисней, американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер (род. в1901).