скарлет охара и ретт батлер история любви
Татьяна Шередеко
Психологический ресурс
+7(926)0136836
Когда любовь остается несбывшейся (Wenn die Liebe unerfüllt bleibt)
Почему в истории Скарлетт и Ретта из «Унесенных ветром» нет счастливого конца?
Потому что они держатся за любовь, которая неосуществима. Такое приключается и в реальной жизни с некоторыми любящими: они желают тех, кто для них недостижим. Причины этого могут корениться в ранней стадии детского развития.
Вечное несчастье в любви? Сложности в попытках допустить близость? Возможно, это симптомы неполадок в эдипальной фазе развития.
В истории о длительных любовных переживаниях Скарлетт О’Хара автор Маргарет Митчелл поведала о большой человеческой трагедии. Многие люди до сих пор узнают себя в этой истории; прежде всего те, чья любовная жизнь является беспрестанной чередой надежд и разочарований. Возможно, благодаря универсальности этой темы «Унесенные ветром» не потеряли актуальности за многие десятилетия.
Книги:
«Будьте как можно более счастливы друг с другом» — «Seid möglichst glücklich miteinander»
Насколько очевидна причина этих любовных страданий для психологов, настолько же непонятной она остается для вовлеченных участников. Рассмотрение исходной ситуации, в которой находится Скарлетт О’Хара, может дать объяснение, почему красивая и желанная женщина остается несчастной в любви на протяжении всей жизни. Она влюблена в Эшли Уилкса, который старше ее на 17 лет. Он же, теоретически годный ей в отцы, любит другую женщину, Мелани Гамильтон. Одно это обстоятельство дает понять, что история не может хорошо закончиться для Скарлетт.
Несмотря на всю безвыходность ситуации, всё же ей не удается отвернуться от любимого мужчины. Она явно удерживается за представление, что является лучшей женщиной для него. Втайне она надеется, что он наконец-то осознает, насколько в сравнении с ней скучна и невзрачна Мелани. В своем воображении Скарлетт ставит себя на место, занимаемое Мелани. И ждет того, что в реальности всё сложится соответственно.
Тем временем, недостатка в поклонниках у нее нет. К ним относится и Ретт Батлер. При первом же знакомстве он полюбил Скарлетт, которая по возрасту намного моложе его. Но его сватовство было напрасным. Лишь спустя годы пренебрежения Скарлетт становится его женой. Правда, она выходит за него замуж не по любви, как и за двух своих предыдущих мужей, а исключительно из-за материальных обстоятельств. Таким образом, Ретту приходится считаться с тем, что его жена и далее с полной страстью увлечена другим мужчиной.
Следовательно, его любовная история протекает по такому же образцу: он, привлекательный и жизнестойкий, в течение многих лет тщетно борется за женщину, любящую другого. Вначале он должен пережить, как любимая им женщина вступает в брак с другими мужчинами. А позже, уже являясь ее мужем, ему приходится выслушивать ее рассказы о своей глубокой любви к Эшли. Это означает: он так же привязан к той, с кем у него не может сложиться настоящих любовных отношений. Его фамилия выбрана очень удачно: «Батлер» – дворецкий, и таким образом, он слуга, являющийся одновременно зеркалом главной героини. Скарлетт и Ретт оба стремятся к любви, однако их страстное желание остается неисполненным, так как они постоянно влюбляются в тех, кто либо уже связан, либо остается недосягаемым для них по другим обстоятельствам.
Существует множество людей, которые подобно двум этим известным героям держатся за неразделенную любовь. Однако именно эта неразделенность любви, недосягаемость партнера и есть предпосылка для их страсти. Не зная и не желая того сами, они нуждаются в дистанции между собой и любимым человеком. Точно так же, как Скарлетт и Ретт, они не могут допустить действительной близости к своему партнеру.
Если рассматривать дальше историю любви Скарлетт О’Хара, то продолжение раскрывает ее внутренний – бессознательный – конфликт. Лишь в тот момент, когда ее соперница Мелани находится при смерти, Скарлетт внезапно отказывается от Эшли и отступает. Как нарочно, когда он становится вдовцом и может открыться для новой любви, ей удается освободиться от него. Но этот запоздалый разрыв не вытекает из внутреннего решения. Скорее это страх, вынуждающий действовать. Ведь Скарлетт приходится опасаться, что её страстное желание может быть удовлетворено взаимностью, так как соперницы больше нет. Шанс на действительное воплощение фантазий так её пугает, что она сбегает. Страх, сопровождающий многих людей, действует как невидимый щит, удерживающий их «объекты любви» на безопасном расстоянии. Внезапно Скарлетт вспоминает о своем муже Ретте, который со своей стороны непосредственно до этого отворачивается от неё. Это означает: всё время, пока он добивался её, она отстранялась от него, а когда он её оставил, ей захотелось вернуть его обратно.
Эта история выглядит на первый взгляд трагическим стечением обстоятельств, но она подчинена определенному принципу. Подобную трагедию переживают те люди, которым в детстве не удалось завершить важную фазу развития. Речь идет о так называемой эдипальной фазе. Этой фазе соответствует ряд задач развития, обозначаемых вместе как «эдипов комплекс».
Между третьим и пятым годами жизни ребенок проживает период, когда у него развивается особый интерес к родителю противоположного пола. В настоящее время доказано, что каждый ребенок проходит эту стадию развития, в которой закладывается фундамент его дальнейшей любовной жизни. Фаза включается, когда пробуждается первое сексуальное желание. Ребенок направляет его на родителя противоположного пола и по-настоящему «влюбляется» в него.
В этой влюбленности ребенок ни в коем случае не воспринимает себя как беспомощное существо, каковым он на самом деле является, а чувствует себя равноценным с родителями. Через это иллюзорное восприятие у ребенка создается переживание отношений любовного треугольника. Это означает – третий лишний. Родитель одного с ребенком пола воспринимается как соперник и как таковой изгоняется, так как ребенок хочет единолично обладать желанным человеком. Так ребенок попадает в следующее неразрешимое затруднение: в то же самое время он ни в коем случае не хочет потерять родителя, с которым соперничает. В конце концов, этого родителя он любит не меньше и чувствует, как и прежде, потребность в его любви. Таким образом, в этом конфликте возникает мучительное чувство вины. Чтобы преодолеть эту безвыходную ситуацию, ребенку приходится отказаться от своей иллюзии. Он должен признать горькую для себя правду, что сам еще мал, а «возлюбленный» родитель уже взрослый. Только через признание этой реальности ребенок может принять ситуацию, как она есть. Несмотря на все противоречивые многообещающие фантазии. Таким образом, первая любовь к родителю противоположного пола заканчивается разочарованием. Так как ребенок всего лишь ребенок, он не может иметь в качестве партнера человека, к которому испытывает первые сексуальные импульсы.
На самом деле, он этого и не хочет. Во многом речь здесь идет лишь о желаемом представлении, запускающем важные процессы, чтобы маленький индивидуум мог развиться в способного к любви взрослого. В идеальной семейной обстановке отказ от желанного родителя дается ребенку не так тяжело, потому что потребность в любви и заботе у него в это время гораздо сильнее, чем пробуждающиеся чувственные желания. В целом, маленький человек выходит из этой фазы повзрослевшим. Когда эта фаза развития проходит успешно, она сопровождается многочисленными важными завоеваниями:
Чтобы полностью справиться со всеми поставленными задачами, ребенку требуется помощь родителей. Это означает, что от родителей зависит, насколько успешно ребенку удастся завершить «эдипальную» фазу развития. Важной предпосылкой для этого являются их удовлетворительные личные отношения. Если они таковы, то родителям удастся интегрировать ребенка в близкие отношения. Они смогут обозначить ребенку четкие границы и не вовлечь его в «искушение» неоднозначным поведением. Но это предполагает решение собственного комплекса Эдипа у каждого из родителей. Если же родители сами не смогли успешно пройти эту фазу развития и их взаимоотношения протекают конфликтно, то возможно, они будут склонны время от времени перетягивать ребенка на свою сторону в качестве союзника. В этом случае ребенку будет внушаться, что он является лучшим партнером.
Для ребенка, который таким образом может быть введен в заблуждение или, более того, подвергнут сексуальному насилию, становится невозможным осознать себя маленьким и, как следствие, утратить свои иллюзии. Он попадает в настоящую ловушку: он пойман в своих иллюзиях и не может от них отказаться. Напротив, ребенок будет чувствовать себя победителем родителя одного с ним пола.
Такая мнимая победа имеет весьма нежелательные последствия: во-первых, этот человек в дальнейшей своей жизни будет страдать от чувства вины. Во-вторых, в психосексуальном отношении он застревает в роли ребенка. У такого ребенка, который воспринимает себя большим, отсутствует импульс «стать взрослым». Если никто не придет на помощь в этой ситуации, ребенку будет трудно вырасти в способного на близкие отношения взрослого. Скорее всего, впоследствии этот человек со всеми своими страстями останется фиксированным на фигурах родителей. И он будет убегать от ситуации, принимающей серьезный оборот, как это можно наблюдать на примере прекрасной Скарлетт О’Хара.
Вследствие эротического сближения с желанным человеком, участникам стало бы понятно, насколько маленькими и неподготовленными они чувствуют себя по отношению к другому. Им ничего не остается, как устроить побег.
Если рассматривать историю Скарлетт О’Хара с этой точки зрения, можно четко осознать масштаб ее трагедии. Чувства, которые она проявляет к Эшли, являются эдипальной, детской любовью. Знаком такой любви является упорство в страстном желании, которое остается несбывшимся или, еще точнее, должно остаться несбывшимся. Такие люди, как Скарлетт, неосознанно опасаются, что желанный возлюбленный может когда-нибудь действительно ответить взаимностью. Неосознанно, потому что сознательно они жаждут исполнения своих мнимых желаний, не имеющих отношения к реальности.
Во многих аннотациях к «Унесенным ветром» говорится, что конец истории остается открытым, так как остается неизвестным, будут ли Скарлетт и Ретт всё же вместе. Принимая во внимание их психологическую структуру, напрашивается вывод: они вовсе не могут быть вместе. Во всяком случае, без устойчивого внутреннего взросления. В этом отношении история определенно закончена. В ней нет счастливого конца, потому что для таких людей, как Скарлетт и Ретт его не может быть. Это сложно осознать, тем более что их необычайная приспособленность к жизни скрывает тот факт, что они не повзрослели в одной из важнейших областей жизни.
В практической жизни психосексуально незрелые люди совсем не ведут себя незрело и по-детски. Здесь они действуют, самоутверждаются и следуют стратегиям выживания, выискивающим подобных им. Выглядит это так, будто своими выдающимися способностями они пытаются компенсировать ущербность в другой области. Из таких людей часто выходят колоритные и жизнестойкие личности, не пасующие ни перед каким препятствием и вызовом. Только в вопросах любви им не удается добиться счастья. И лишь немногие знают, почему так происходит.
К этой точке зрения подошел бы принцип «как внутри, так и снаружи». Так из внешней ситуации можно сделать выводы о внутреннем мире. То есть периодически повторяющиеся конфликтные ситуации почти точно отражают внутренние конфликты человека. Теоретически достаточно было бы время от времени задаваться вопросами: Часты ли мои неудачи в любви? Есть ли затяжные конфликты в моей любовной жизни? Как мой партнер обходится со мной? Могу ли я сам допустить ту близость, которую требую от партнера? Ответы на эти вопросы могли бы дать содержательную информацию о внутренних блоках, задержках в развитии и вытесненных травмах.
К сожалению, на практике это не работает, так как результаты подобного самоанализа бывают настолько болезненными, что тут же в дело вступают защитные механизмы. Поэтому пострадавшие в основном остаются в неведении о своих психических структурах и следующих из них образцах поведения. Правдивые ответы о своей личности они часто могут найти с помощью специалиста. Чем драматичней жизненная ситуация, тем больше потребность в компетентном сопровождающем при поиске её причин.
Если бы Скарлетт и Ретт обратились к психотерапевту, консультирующему пары, то в действительности им бы не удалось помочь. Чтобы во взрослом возрасте наверстать настолько фундаментальный шаг в развитии, необходима длительная индивидуальная терапия. Для начала необходимо проработать семейную историю каждого из них. В конце концов, существуют важные причины того, что им не удалось справиться с предстоящими задачами развития в детском возрасте. Это можно проделать только в терапии.
При помощи консультирования пары оба могли бы бережно нащупать взаимосвязи, ответственные за их несчастье в любви. Ибо им неизвестно, что причина скрыта глубоко в них самих. Поэтому для начала необходимо пробудить осознание этого. В следствие нарастающего осознания может назреть потребность завершить в терапевтическом процессе то, что не удалось в детстве.
Этот путь может быть время от времени каменистым, но он стоит того, так как таит в себе шанс на счастливый конец.
Скарлет охара и ретт батлер история любви
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Великолепный абьюзер Ретт Батлер. Трактат в 3-х частях с цитатами
Мировая литература богата абьюзерами, которых пытаются выдать за р-р-романтических героев, но случай «Унесенных ветром» особый, ибо описанную в этой книге историю абьюза критики и читатели воспринимают как историю большой любви. Батлер же предстает едва ли не эталоном «настоящего мужчины» (такой интерпретации немало поспособствовало обаяние актера Кларка Гейбла). На самом же деле отношения Скарлетт и Ретта укладываются в совсем другую формулу: достаточно внимательно перечесть роман, и точки над i расставятся сами собой.
С самого начала Батлер смотрит на нее как на ценный приз. . в его темных глазах она прочла откровенный вызов, словно его пиратский взгляд видел перед собой судно, которое надо взять на абордаж, или женщину, которой надо овладеть. Она понимала, что такой взгляд оскорбителен для женщины, и была раздосадована тем, что не чувствовала себя оскорбленной.
Скарлетт очень юна и пока не понимает, кто перед ней стоит. Впрочем, даже люди поопытнее нее часто не в силах сходу распознать психопата, хотя Батлер не особо маскируется. Его монолог перед гостями о том, что Юг будет неизбежно разбит в грядущей войне, продиктован не желанием продемонстрировать свою проницательность, и тем более не тревогой за родной штат: Батлер испытывает наслаждение, провоцируя других. Можно поспорить на что угодно, что если бы собравшиеся выразили не энтузиазм, а пессимизм и тревогу, Ретт высказался бы в противоположном духе: победа неизбежна, если только ее не сорвут трусы и слабаки.
Ту же линию поведения Батлер продолжает в библиотеке. Поступив омерзительно, он с присущей психопатам изворотливостью делает виноватой жертву.
– Сэр, вы должны были оповестить о своем присутствии!
– В самом деле? – Белые зубы сверкнули, темные глаза открыто смеялись над ней. – Но ведь это вы вторглись в мою обитель.
О том, что ни о какой «любви» даже в патриархальном понимании говорить не приходится, свидетельствует его поведение. Очень показательна в этом плане встреча на балу. Сперва Батлер занимается тонким психологическим абьюзом: он задает Скарлетт вопросы личного характера и высмеивает ответы.
– Давно ли скончался ваш супруг?
– Давно. Почти год назад.
– И канул в Лету, думается мне.
Не будучи уверена в том, что такое «Лета», но безошибочно чувствуя, что в этих словах скрыта насмешка, Скарлетт промолчала.
– И долго вы были замужем? Простите мой вопрос, но я давно не заглядывал в эти края.
– Два месяца, – нехотя отвечала Скарлетт.
– Как поистине трагично. – Он произнес это довольно небрежным тоном.
«О, чтобы тебе пропасть!», – в бешенстве подумала Скарлетт. Будь это кто-нибудь другой, она окинула бы его ледяным взглядом и попросила бы удалиться. Но этот человек знал про нее и про Эшли и понимал, что она не любила Чарлза. Она была связана по рукам и ногам
кое-кто из матрон, сидевших в углу, поглядел в их сторону. Заметив, что вдова Чарлза Гамильтона отнюдь, по-видимому, не скучает в обществе какого-то незнакомца, они осуждающе переглянулись и склонили головы еще ближе друг к другу.
Он пользовался своим преимуществом перед ней, потому что знал ее тайну, и это было невыносимо. Значит, надо найти способ как-то в чем-то восторжествовать над ним.
Проснувшееся желание «переиграть» психопата означает, что Ретту удалось затащить жертву на свою территорию, где он как по нотам разыгрывает Скарлетт. Заканчивается матч в одни ворота знаменитой сценой с танцем, после которой репутация Скарлетт оказывается под ударом. При этом даже не блещущая умом тетушка Питтипэт прекрасно понимает, что произошло: этот ужасный капитан Батлер, который нарочно выставлял вас напоказ.
Анализируя поведение Батлера в доме тетушки Питтипэт, можно выделить целую кучу любимых психопатами трюков: от преувеличения своих заслуг (он ведь с таким риском добывал для тетушки пуговицы и шпильки для волос!) до демонстративного противопоставления Скарлетт и Мелани. Обращаясь с Мелани как с «истинной леди», он заставляет Скарлетт чувствовать себя недостойной. Если я «куда любезнее» с миссис Уилкс, то лишь потому, что она этого заслуживает. Я мало встречал в своей жизни таких искренних, добрых и бескорыстных людей.
Обратите внимание, с какой достоверностью Митчелл раскрывает нам внутренний мир патологической личности. Хорошее обращение для психопата не есть нечто естественное, само собой разумеющееся: это милость, которую нужно заслужить (!). Кто заслуживает такой милости, разумеется, решает только он сам, ибо он стоит неизмеримо выше других людей. Напрасно наивная девочка Скарлетт пытается пробрать Батлера, называя его грубым, негодяем и т.д.: во-первых, у психопатов своя мораль, а во-вторых, все остальные люди для них не более чем вещи, объекты. Представьте, что вас обозвал чайник или зонтик: не станете же вы всерьез воспринимать их писк?
Любопытно, что Скарлетт начинает понимать его подлинную природу:
Она знала, что его изысканная галантность и помпезные речи таят в себе глубоко скрытую иронию. Она понимала, что он просто забавляется, играя роль отчаянно смелого патриота-контрабандиста. Порой он даже, напоминал ей мальчишек – друзей ее детства. Но сходство было неполным: под маской небрежной беспечности Ретта Батлера угадывался злобный умысел, какая-то почти зловещая, хотя и неуловимая, мстительная жестокость.
Батлер ненавидит общество южан, но здесь он не оригинален. Психопаты редко в ладах с обществом, будь то рабовладельческие штаты США 1860-х, средневековая Франция или современная Южная Корея. Дело в том, что общество все же заинтересовано в поддержании какого-никакого порядка, а любой порядок ограничивает широту души и спонтанность психопата.
От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей только потому, что так делалось всегда. И по той же причине тысячу совершенно безвредных вещей вам делать не дозволяется. А сколько при этом всевозможных нелепостей!
Но оставим взаимоотношения мистера Батлера и общества и вернемся к его «роману» со Скарлетт. Южане отступают, Атланта в осаде, и Скарлетт с беременной Мелани остаются в доме одни. Тут-то Батлер, которого Скарлетт перед этим послала по известному адресу, снова возникает перед ней: жертва измучена неопределенностью, страхами, всей сложившейся ситуацией, пора дожимать.
Сперва Батлер весело иронизирует над страхами Скарлетт.
– Но ведь янки же меня…
– Изнасилуют? Не обязательно. Хотя, понятно, такое желание может у них возникнуть.
– Если вы будете говорить гадости, я уйду в дом! – воскликнула Скарлетт, благодаря небо за то, что тьма скрывает ее пылающие щеки.
– Скажите откровенно: разве вы не это имели в виду?
– Разумеется, нет!
– Разумеется, это! Не к чему злиться на меня за то, что я разгадал ваши мысли. Ведь именно так думают все наши чистые, деликатные дамы-южанки. У них это не выходит из головы. Бьюсь об заклад, что даже такие почтенные вдовы, как миссис Мерриуэзер…
Тут, правда, трудно сказать, что движет Батлером: культура изнасилования или психопатические наклонности. В любом случае, проекция налицо: это не он хочет овладеть Скарлетт, это ей, хе-хе, не дает спать похоть. Унизив таким образом женщину, он предлагает ей стать его любовницей.
Подлинное «Я» Батлера великолепно раскрывается в самой драматичной сцене романа. Город горит, янки наступают, население в замешательстве, короче, хаос, безмерно радующий психопата. В темных глазах Ретта плясали веселые искорки, словно все происходившее сильно его забавляло, словно адский грохот и зловещее зарево могли напугать только детишек. Вне сомнений, он остался в городе только для того, чтобы насладиться зрелищем. Не позови его Скарлетт, он и не вспомнил бы о судьбе «любимой женщины», но раз уж позвала, можно и сыграть роль спасателя, да и вообще поиграть, наслаждаясь эффектным моментом. Но даже в этой ситуации психопат не может удержаться от любимого развлечения.
– Это Чарлза.
– Чарлза?
– Ну да, Чарлза – моего мужа.
– А у вас в самом деле был когда-то муж, малютка? – негромко проговорил Ретт и рассмеялся.
Хоть бы уж он перестал смеяться! Хоть бы скорее увез их отсюда!
– А откуда же, по-вашему, у меня ребенок? – с вызовом спросила она.
– Ну, муж-это не единственная возможность…
– Замолчите и поезжайте быстрей!
Предвижу возражения, что Батлер вообще был не обязан спасать Скарлетт: в конце концов, он ей никто. Но тогда непонятно, причем здесь «любовь» и прочее мимими: за любимого человека все же переживают, его безопасность важна. А вот в парадигму отношений психопата и его жертвы поступок Батлера укладывается полностью.
Пока Скарлетт яростно борется за жизнь, став фактической главой семьи, пока она пашет, как вол, и командует, как капрал, о Ретте нет ни слуха, ни духа, хотя после войны он появляется в Атланте с кучей денег. Слухи о преуспевании Ретта и угроза утратить Тару побуждают Скарлетт к совершению нелепого поступка: она решается предложить себя Батлеру в обмен на 300 долларов, доставив тому огромное удовольствие.
Вы с самого начала знали, о чем я буду с вами говорить, и знали, что не дадите мне денег. И однако же вы не остановили меня. А ведь могли бы пожалеть…
– Пожалеть и не услышать всего, что вы тут наговорили? Ну, нет. У меня здесь так мало развлечений. Право, не помню, чтобы я когда-нибудь слышал более приятные вещи. – И он вдруг рассмеялся с обычной своей издевкой.
Надо признать, что отсутствие у Ретта возможности немедленно достать деньги оказалось большим счастьем для Скарлетт, ибо видя, каким абьюзером он оказался в роли мужа, можно догадаться, как бы он разгулялся в роли «спонсора».
Брак с Реттом радует Скарлетт лишь поначалу, хотя и тогда вспышки страсти порой были окрашены жестокостью, а порой – раздражающей издевкой.
Он мог быть страстным, почти нежным любовником, но это длилось недолго, а через мгновение перед ней был хохочущий дьявол, который срывал крышку с пороховой бочки ее чувств, поджигал запал и наслаждался взрывом. Она узнала, что его комплименты всегда двояки, а самым нежным выражениям его чувств не всегда можно верить.
Но музыка играет недолго. Уловив, что Скарлетт подумала об Эшли, Баттлер произнес в тишине:
– Хоть бы бог отправил твою мелкую лживую душонку на веки вечные в ад!
Он встал, оделся и вышел из комнаты, несмотря на ее испуганные вопросы и протесты. Вернулся он лишь на следующее утро, когда она завтракала у себя в номере, – вернулся пьяный, мятый, в самом саркастическом настроении; он не извинился перед ней и никак не объяснил своего отсутствия.
После этого инцидента Скарлетт начинают мучить кошмары, чего с ней прежде никогда не было. Вообще надо признать, что превратить на редкость сильную физически и психологически молодую женщину в нервную начинающую алкоголичку Батлеру удалось довольно быстро.
Муж-абьюзер последовательно и методично ломает Скарлетт, отрицая ее положительные качества, наклеивая на нее ярлык недостаточно хорошей матери и всячески унижая, в том числе и в присутствии ребенка.
Ты вырастешь и будешь таким же храбрым, как твой отец, Уэйд. Постарайся быть таким, как он, потому что он был героем, и никому не позволяй говорить о нем иначе. Он ведь женился на твоей матери, верно? Ну, так вот, это уже достаточное доказательство его героизма.
Кем надо быть, чтобы говорить такие гадости мальчику о его матери? Впрочем, по вескому мнению психопата, Скарлетт недостойна быть матерью его дочери.
Скарлетт, вы вели себя как последняя дура. Вам следовало обеспечить своим детям место в обществе много лет назад, а вы этого не сделали. Вы даже не позаботились о том, чтобы удержать то, которое сами там занимали.
Вчера, под проливным дождем, он ездил в карете со всеми тремя детьми-заметьте, там была и малютка – вверх и вниз по Персиковой улице и даже меня до дому подвез. И когда я сказала: «Капитан Батлер, вы что, с ума сошли, зачем вы держите детей в сырости! Почему не везете их домой?», он ни слова не ответил, но вид у него был смущенный. Тогда Мамушка вдруг говорит: «В доме-то у нас полным-полно всяких белых подонков, так что деткам лучше быть под дождем, чем дома!»
.
Знаете, Долли, мне в самом деле кажется, что он… ну, словом, что он стыдится Скарлетт, но, будучи джентльменом, не показывает этого.
.
Когда мужчина растит маленькую девочку – в этом есть что-то патетическое. Ретт прекрасно понимал, сколь душещипательна создаваемая им картина, а то, что это бросало тень на репутацию Скарлетт, ничуть не волновало его.
Наконец Скарлетт совершает ужасное преступление: поддавшись порыву, бросается в объятия Эшли. Разыгрывается сцена праведного гнева, тем более фальшивая, что о чувствах к Эшли Ретт знал с первого же дня знакомства с Скарлетт.
Скарлетт не хочет идти на прием, но Ретт заставляет ее, насильно одевая.
Он взялся обеими руками за тесемки ее корсета и так их дернул, что она закричала, испуганная, приниженная, смущенная столь непривычной ситуацией.
– Больно, да? – Он отрывисто рассмеялся, но она не видела его лица. – Жаль, что эта тесемка не на вашей шее.
Можно ли было не устраивать скандал, учитывая, что брак фактически был открыт, что супруги довольно давно не спали вместе и что на самом Ретте клейма негде ставить? Можно, конечно, тем более, что скандал бил и по репутации малышки Бонни, которую Батлер так любил, ну так любил. Но нельзя же упустить такой случай поиздеваться всласть над женой.
Причина такого поступка понятна: абьюзер последовательно лишает жертву всех ее ресурсов, до каких может дотянуться. Он лишает Скарлетт любви Бонни, а затем и ее самой. Виноватой, однако, опять оказывается Скарлетт: что такое скорбь матери по сравнению с демонстративными страданиями отца-психопата! Ведь даже публичный дом – это рай для несчастного по сравнению с этим адом, в котором я живу.
Долгие месяцы Батлер упивается своим горем, сумев нажить на трагедии нехилый социальный капитал.
Они понимали или считали, что понимают. Когда он ехал домой в сумерки, пьяный, еле держась в седле, хмуро глядя на тех, кто с ним заговаривал, дамы говорили: «Бедняга!» – и удваивали усилия, стараясь проявить мягкость и доброту. Они очень его жалели – этого человека с разбитым сердцем, который возвращался домой к такому утешителю, как Скарлетт.
А все знали, до чего она холодная и бессердечная. Все были потрясены тем, как, казалось, легко и быстро она оправилась после смерти Бонни, и никто так и не понял, да и не пытался понять, скольких усилий ей это стоило. Всеобщее искреннее сочувствие было на стороне Ретта, а он не знал этого и не ценил. Скарлетт же все в городе просто не выносили, в то время как именно сейчас она так нуждалась в сочувствии старых друзей.
После смерти Мелани Скарлетт наконец разочаровывается в Эшли, она готова начать все сначала, но не тут-то было. Сломанная жертва уже не интересна психопату. Но нельзя же вот так просто взять и уйти? Надо засадить в душу жертве гарпун, который она не сможет вытащить, чтобы она подольше истекала кровью.
Финальный монолог Батлера великолепен.
Там еще много прелестного, но ничего нового к портрету Батлера эти нюансы не добавят. Укутавшись в плащ благородного страдальца, он уезжает в старые города и древние края, оставив Скарлетт в отчаянии. Но то, что он уезжает, вовсе не так плохо: в отсутствие абьюзера Скарлетт быстро восстановится.
Плохо то, что когда она восстановится, психопат вернется. К счастью, об этом Митчелл написать не успела.