скань зернь в древней руси
Новое в блогах
ФИЛИГРАНЬ ИЛИ СКАНЬ – ТОНЧАЙШЕЕ ИСКУССТВО.
Вот уже пять тысяч лет мастера по всему миру создают филигрань (скань) — тончайшее кружево из металлической проволоки.
Название филигрань происходит от двух латинских слов – “филюм” (нить) и “гранум” (зерно). Слово “скань” древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.
Филигрань или скань — уникальный стиль в ювелирном деле, который заключается в намотке тоненькой проволоки на ювелирный каркас. С помощью особой техники плетения мастера-ювелиры создают ажурные и невесомые изделия с уникальным объемным рисунком.
Есть ли разница между филигранью и сканью? Небольшая, но есть. Термин «филигрань» имеет латинское происхождение и образован от двух слов: filum — «нить» и granum — «зерно». В России же этот стиль приобрел свое неповторимое «звучание» и название — скань (от древнего слова «съкати» — «свивать» или «скручивать»).
В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX-X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни.
Зернь – мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX-X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана – обилие зерни и полусфер, Костромы – сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.
Филигрань – нежность и воздушность украшений
Практически каждому знакомо выражение «филигранная работа», однако немногие догадываются о его происхождении. Филигрань – это вид ювелирного мастерства, тончайшее переплетение серебряных нитей, из которых создаются настоящие шедевры.
Техника хорошо известна мастерам былых лет, создававших изделия, сохранившиеся и по сей день.
Скань и филигрань
Различия лишь в происхождении слов, они обозначают один вид ювелирного искусства. Наименование «скань» произошло от древнерусского слова «скать», обозначающего «свивать», «ссучивать», точно отражающее суть работы.
Слово «филигрань» произошло от латинских слов, которые переводятся как «зерно», «нить».
Кому принадлежит техника филиграни: историческая справка
Считается, что первые мастера, освоившие интересную технику, появились ещё в Древнем Египте, античной Греции. Старейшие изделия, обнаруженные при раскопках древних городов, датируются VI веком до нашей эры.
Стремительный рост популярности филигранных изделий отмечается в XVIII веке.
Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатых горожан, знатных особ. Расцветом филигранного дела по праву считается XIX век. В это время ювелирные украшения стали производиться массово, были доступны практически всем сословиям.
Русская скань берёт своё начало в древние века. Скань в Древней Руси – это в первую очередь обрядовые изделия, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.
Известная Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.
Виды ювелирной филиграни
В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.
Напайная филигрань
Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.
Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.
Ажурная филигрань
Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.
Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.
Объёмная филигрань
Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.
Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.
Как делают украшения из скани
Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.
Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.
Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.
В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.
Филигрань из серебра: технология изготовления
В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.
На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.
Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.
Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.
Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.
Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.
Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.
История расцвета скани
Рост популярности необычной техники начинается в XVII веке. Создаются шедевры, конкурирующие с хрустальными вазами, статуэтками, предметами быта.
Технология производства становится сложнее: применяются техники соединения металлических филигранных узоров с эмалью, хрусталём, перламутром, полудрагоценными поделочными камнями.
Спад популярности ювелирного искусства начался во время Первой мировой войны.
Казаковская филигрань – современное производство
«Казаковское предприятие художественных изделий» до сегодняшнего дня занимается разработкой, изготовлением уникальных произведений искусства. Казаковская филигрань отличается ажурностью, воздушностью.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
2МВ: авиация Польши в 1939 г. На 1 сентября 1939 общая численность польских ВВС составляла 82.
Бронеавтомобили Вермахта В Германии, которой после поражения в 1-й мировой войне длительное в.
Сталь покоряет Дикий Запад (04.02). Год 1861 – битвы дилетантов Начавшаяся весной 1861 г. гр.
ПРОКЛЯТЫЙ АВГУСТ: ПОЧЕМУ УПАЛИ ЧЕТЫРЕ НАШИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТА. В август мы вошли, тихо постуча.
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение
Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение
Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.
При создании ювелирных изделий мастера используют большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.
Филигрань и скань
Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).
Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.
Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.
Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.
Зернь
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканые узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Чернение
Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.
Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.
Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.
Скань и зернь
Серебряная сканная сухарница. Москва, 1819 г.
Филигрань (от латинского filum – проволока) или скань (от русского «скать» – свивать) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных гладких, накрененных (рифленых) проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решеточки и припаиваются к предмету. Скань делают из чистого золота или серебра, которые из-за отсутствия примесей мягки и способны вытягиваться в очень тонкие проволоки. Особое предпочтение отдавали филиграни из серебра, золотая филигрань встречается реже. Дешевые сканные изделия делали также из красномедной проволоки и затем золотили или серебрили. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, неподвижно укрепленной в тисках или в волочильном станке. Так как отверстия постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после каждого прохождения тоньше. При этом приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или воском, чтобы он легко входил в отверстия. Для получения самой тонкой проволоки употребляются медные кружочки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока.
Коробочка для пряностей серебряной филиграни. Прага, 1830 г.
При изготовлении сканных изделий применяется гладкая проволока, пропущенная через вальцы, превращающая ее в ленточку или проволока, круто свитая в веревочку из двух или трех нитей при помощи сучильного станка, приводящегося в движение палкой или смычком. Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой и ссученной в веревочки проволоки дает мастеру возможность вносить большое разнообразие в сканные узоры. Если сканный орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем (столярным или ацетоновым) и прикрепляя ее таким образом к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными сканными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места, и не сбился рисунок. Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем, смешанным с бурой, кладут кусок древесного угля или асбеста (или слюды), которые не сгорают при пайке, и напаивают скань при помощи паяльной трубки. При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой приклеивают отдельные деталисканных узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканные завитки спаиваются между собой. В древнейшие времена проволока для скани была не волоченая, а кованная – ее ковали мелкими отрезками, которые при надобности спаивали между собой. В Xвеке волоченая скань была уже хорошо известна на Руси.
Зернь или гранулирование (от латинского granum – зернышко) – способ украшения, который заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро). Эта техника увеличивает игру светотени на изделии и способствует созданию живописного эффекта. Часто зернью оживляли сканные изделия. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромба, треугольников, образует рельефные пирамидки и грозди. Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства. Для того, чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен, прежде всего, нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки. Для ускорения этого процесса мастер наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким способом равные по размеру не сомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени паяльной лампы. Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле и застывают в виде шариков. Зернь можно получить и иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на кустке угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Шарики зерни приклеивают в соответствующих местах в орнаменте, посыпают припоем и напаивают, часто положив при этом под шарики сканные колечки.
При изготовлении скани и украшения ее зернью одним из важнейших является вопрос о припое. На древних изделиях он почти не заметен – будто невидимый клей скрепляет детали орнамента с поверхностью изделия. Это, несомненно, является большим достоинством. Вопрос состава этого припоя долго занимал ученых и в 1952 году в результате опытов Ф.Я. Мишуковым утерянные секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.
Ложная скань и зернь. Изготовление изделий, декорированных зернью и сканью, требовало большого искусства от мастеров и занимало много времени. Ремесленники XII-XIII вв. упрощали, ускоряли и удешевляли процесс изготовления украшений, отливая в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые вещи, сходные с украшенными зернью и сканью, но со слегка смазанным, нечетким рисунком.
В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.
Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
История.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.
Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.