ситроен история моделей фото
Ситроен история моделей фото
Конструкция Citroen 5HP Torpedo была настолько надежной, что в 1925 г. этот автомобиль своим ходом из Франции приехал в Пекин. Причем, дважды. Один из участников того пробега Париж-Пекин сегодня находится в экспозиции автомобильного музея Пекина.
Еще одним серьезным ралли-рейдом Citroen 5HP Torpedo считается его 5-месячный пробег по Австралии. «Маленький Лимон» прошел тогда 17000 миль. Да-да – это тот самый автомобиль, который за легкость управления полюбили французские женщины. Он пользовался таким спросом, что всего за 3 года было реализовано свыше 80 тыс. единиц Citroen 5HP Torpedo в разных кузовах.
Для своего времени Citroen Traction Avant был технически продвинутым. Он имел гидравлические тормоза на четырех колесах, независимую подвеску с торсионом, двигатель на упругом креплении, которое уменьшало вибрации и гидравлическую подвеску (с 1954 г). С двигателем мощностью 46 л.с. и 3-скоростной коробкой передач, автомобиль развивал скорость до 106 км/ч.
Эту модель разрабатывали еще до Второй мировой войны и планировали показать на Парижском автосалоне в октябре 1939 г. Но он, по понятным причинам, не состоялся. А вот после войны, когда были нужны эффективные и бюджетные решения, тогдашний директор Citroen Пьер Буланже возродил довоенный проект.
Премьера Citroen 2CV все же состоялась на автосалоне в Париже, но в 1948 г. Шедевром дизайна его назвать сложно, но президент Франции, присутствовавший тогда на презентации Citroen 2CV назвал его внешность романтичной. И он был прав. Автомобиль, получивший прозвище «Гадкий Утенок» впоследствии стал всеобщим любимцем и символом Парижа. А после завершения его производства, для соблюдения европейских экологических норм Citroen 2CV стали переделывать в электромобили, на которых сегодня по Парижу катают туристов.
На самом деле, лучше всего о романтике написано в технических характеристиках 2CV. В частности там говориться: «Автомобиль, рассчитанный на перевозку четырех человек и 50 кг картофеля, развивающий скорость до 60 км/ч, с расходом 3 литра бензина на 100 км, который должен обеспечивать комфортабельную езду».
Кроме того, бюджетненько в данном случае, – совсем не значит халтурно. Это был надежный автомобиль. Уникальная подвеска обеспечивала комфорт даже при поездке по вспаханному полю. А в 1970 году для владельцев Citroen 2CV был организован раллийный автопробег Париж-Кабул-Париж. Не говоря уже о Rally Afrique, в котором 50 «утят» проехало через пустыню, преодолев 8000 км.
Надежность 2CV подтверждает еще и то, что многие «утята» дожили до сегодняшних дней. И, как это ни странно, пользуются популярностью в Германии – а немцы знают толк в практичности. В Германии до сих пор можно встретить 2CV в отличном состоянии. И сегодня многие мировые автомузеи считают не зазорным, а престижным выставить у себя в экспозиции Citroen 2CV. «Гадкий Утенок», почти, как в сказке, стал знаменитым на весь мир.
В течение часа после презентации на Парижском автосалоне, на покупку Citroen DS19 подали почти 800 заявок. А к концу дня было оформлено уже 12 тыс. заказов. До закрытия автосалона в Париже, владельцами Citroen DS19 пожелали стать 80 тыс. человек! Чтобы удовлетворить огромный спрос Citroen впоследствии наладил производство DS19 в Великобритании и Бельгии.
Конечно, в первую очередь потенциальных покупателей привлекал незаурядный и ни на что не похожий дизайн кузова, созданного Фламинио Бертони. Невероятно, что Citroen DS19 создал тот же дизайнер, который нарисовал «Гадкого Утенка». Но оба автомобиля (каждый по своему) отражают основной принцип творчества Бертони: форма должна соответствовать содержанию, а совершенство достигается единством скорости и безопасности, а также комфорта и простоты.
Но не только дизайн был исключительным у Citroen DS19. Автомобиль имел гидропневматическую подвеску, аналогов которой в мире не существовало. Поэтому, Citroen DS19 отличала непревзойденная плавность хода, а дорожный просвет (с 1956 г) можно было увеличивать и уменьшать нажатием клавиш на приборной панели. И седан, при необходимости, превращался в кроссовер.
Рулевое управление и тормоза также имели гидроусилитель. А еще Citroen DS19 мог похвастать наличием ABS и 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач. Силовым агрегатом стал мотор от Traction Avant с увеличенным до 2 л объемом мощностью 69 л.с.
Citroen DS19 был героем почти всех французских фильмов того времени. В том числе – и приключенческого сериала о супер злодее Фантомасе. Его Citroen DS19 был оснащен не хуже автомобиля Джеймса Бонда и даже летал.
Но Citroen DS19 был героем и в реальной жизни. Можно сказать, что он спас жизнь президенту Франции Шарлю де Голлю. Благодаря гидропневматической подвеске, во время покушения на президента, автомобиль с пробитыми шинами ехал на трех колесах и ушел от преследователей.
То, что Citroen SM был воплощением не только скорости, но и безопасности, комфорта и стиля в 1972 году подтвердил влиятельный американский (не французский!) журнал Motor Trend. Он наградил Citroen SM титулом «Автомобиль года».
SM – один из самых престижных «Ситроенов». Когда в 1972 году во Францию приезжала британская королева Елизавета, специально для нее Генри Шапрон построил кабриолет на базе Citroen SM. Он называется Citroen SM Presidentiele.
Citroen — история креатива (Часть вторая)
Официальная статистика по количеству автомобилей на душу населения: в 1926 г. около трети автомобилей на дорогах во Франции — это автомобили марки Citroen.
28 сентября 1926 компания Citroen представляет модель B14 — автомобиль для массового потребителя, сочетающий в себе фукнции класса люкс. Он был одним из самых популярных автомобилей в межвоенный период. Citroen также представляет автомобиль B15 — первый французский коммерческий автомобиль с закрытой кабиной.
В 1926 году Citroen издает первое руководство по ремонту с каталогом запасных частей для дилерской сети.
К этому времени компания Citroen насчитывает 31000 рабочих и производит по 400 автомобилей в день — рекордная производственная мощность в Европе.
21 мая 1927 года Чарльз Линдберг, совершивший первый трансатлантический перелет, посещает завод Citroen.
1 октября 1928 года на парижском автомобильном салоне Citroen представляет две новые модели C4 и C6
В 1929 году запускается в производство первый во Франции быстроходный грузовой автомобиль C61. Полезная нагрузка: 1800 кг, 6-цилиндровый двигатель, 42 л.с. Стальная закрытая кабина.
16 марта 1929 года состоялось торжественное открытие легендарного гаража Марбеф. Шедевр архитектуры, который проложит путь другим знаковым местам бренда.
1 октября 1929 года, демонстрируя в очередной раз свой характер первооткрывателя, Андре Ситроен открывает двери своего завода на набережной Жавель для публики по случаю открытия парижского автомобильного салона.
В 1930 году на публике впервые появляется коммерческий автомобиля С4. Практичный, с модульной конструкцией — он оснащен задними съемными сидениями и дверцей багажника, состоящей из двух частей. Семейная версия автомобиля, получившая индекс «C4 F», укорочена на 7 см, в ней заменены карбюратор, коробка передач и сцепление.
Через пять лет после «Черного рейда», 4 апреля 1931 года организуется экспедиция «Желтый рейд». На этот раз компания Citroen не признавая никаких намеревается пересечь азиатский континент от Бейрута до Пекина.
В октябре 1931 года Андре Ситроен возвращается из Соединенных Штатов с новыми идеями, одна из которых подразумевает использование двигателя на упругой подвеске — идея, которая внесла свой вклад в модернизацию автомобилей. Эта инновационная технология заключается в смягчении вибрации от двигателя путем установки между двигателем и шасси резиновых блоков.
В апреле 1932 года Автомобили C4 G и C6 G получают двигатель на упругой подвеске, получивший название MFP (Moteur Floating Power). Citroen в очередной раз обходит своих европейских конкурентов. Теперь все автомобили Citroen без исключения оснащаются двигателем на упругой подвеске.
В октябре 1932 года на очередном Парижском автомобильном салоне Citroen представляет автомобили серии «Rosalie»: 8CV, 10CV и 15CV. Две первых модели заменили автомобиль C4, а третья с шестицилиндровым двигателем пришла на смену C6. В 1931 г. благодаря серией новых рекордов скорости на автодроме Лина-Монтлери все три модели быстро получили прозвище «Rosalie».
В 1933 году Ситроен решает полностью перестроить свои заводы и спустя пять месяцев на месте прежнего предприятия появляется автогигант общей площадью 55 тысяч квадратных метров. Его производственные мощности позволяют полностью удовлетворить потребности Франции в автомобилях. Мощность предприятия по тем временам просто феноменальная.
Автодром Монтлери 300000 км. 134 дня. средняя скорость 93 км/ч. Это новый мировой рекорд, установленный автомобилем «Petite Rosalie» (8CV) 27 июля 1933 года.
Инновации. Безопасность. Комфорт. Эффективность. 18 апреля 1934 года Citroen представляет принципиально новую модель автомобиля «Type 7A», которая имеет следующие отличительные особенности: передний привод, моноблочный стальной кузов без рамы, гидравлические тормоза на четырех колесах, независимая подвеска с торсионом, двигатель на упругой подвеске с клапанным механизмом верхнего расположения и съемные гильзы цилиндров. Благодаря своей инновационной конструкции машина долгое время была на острие технического прогресса что позволило ей продержаться на конвейере аж до 1956 года. Кстати именно благодаря ей в последствии компании удалось относительно быстро восстановится после кризиса. Но это было потом.
1 октября 1934 года. Новая модель Traction на Парижском автомобильном салоне: 11. Разработана на базе корпуса модели 7, расширена на 14 см и удлинена на 20 см. Эта модель с двигателем мощностью 46 л.с. и 3-скоростной коробкой передач, развивающая скорость до 106 км/ч.
Citroen — история креатива (Часть четвертая)
В марте 1951 года началось производства фургона 2CV; выпуск этого автомобиля будет насчитывать более 1,2 миллиона экземпляров в период до марта 1978 г.
Для удовлетворения потребностей своих клиентов Citroen в 1952 году удлиняет заднюю часть кузова модели Tractions Avant, что позволяет вдвое увеличить объем багажника.
В 1953 году коммерческий автомобиль Type 55 приходит на смену Type 45. Бензиновые и дизельные двигатели, 76 л.с., полезная нагрузка 5 000 кг при полной массе автомобиля 9 300 кг. Также выпускается автобус «55 UADI» с 6-цилиндровым дизельным двигателем на 29 мест.
В мае 1954 года прошла модификация модели 15-Six — сзади оснащается гидропневматической подвеской с фиксированной высотой. Настоящий технический прорыв конструкторского бюро Citroen.
Но 20 июля 1955 года производство автомобиля 15-Six завершается после успешной 23-летней карьеры.
И уже 6 октября того же года свершилась техническая и эстетическая революция на Парижском автомобильном салоне. Citroen представляет легендарный DS, автомобиль словно сошедший со страниц научно-фантастического романа. Оригинальный дизайн, авангардная отделка салона, гидропневматическая подвеска и полностью гидравлическое рулевое управление. Автомобиль вызвал изумление и восхищение. Авангардный дизайн DS стал «новым словом» в мире автомобилестроения. Посетители и журналисты не устояли перед шармом нового автомобиля, а конкурирующие автопроизводители могли только аплодировать его гениальной конструкции. 750 автомобилей продано всего за 45 минут, 12 000 на следующий день и 80 000 до закрытия салона.
В мае 1957 года в линейке появляется модель ID 19. Поставляется в версии «Стандарт» (63 л.с., 4 000 об/мин и 130 км/ч) и версии «Люкс»» (66 л.с., 4 500 об/мин и 135 км/ч).
В июле 1957 года завершается производство автомобиля Traction Avant после выпуска более 750 000 экземпляров.
Почти год спустя, в марте 1958-го, состоялась презентация автомобилей 2CV 4×4, также известный как 2CV Sahara. Этот полноприводный автомобиль с двумя двигателями 425 см3 обладает повышенной проходимостью: он способен с полной нагрузкой подниматься на песчаные склоны с уклоном более 40%
Знаменательное событие произошло 9 октября 1958 года — в честь основателя компании набережная Жавель получает название набережной Андре Ситроена.
Первопроходец. В 1959 году Citroen получает приглашение принять участие с экспозицией кузова автомобиля DS в международной выставке дизайнерского искусства под председательством архитектора Джованни Жио Понти, в музее Триеннале в Милане.
Еще 1959 год ознаменовался победой ID 19 на ралли в Монте-Карло с экипажем Колтелони-Александр-Дерозьезаняла, заняв первое место в общем зачете. В том же году марка выиграла Кубок Конструкторов. В течение многих лет автомобиль финишировал в числе первых. В результате Citroen принимает решение участвовать в различных автомобильных соревнованиях.
Шестидесятые годы становятся для компании годами активного роста. Заключается договор с Югославской компанией Томос договор о производстве на ее мощностях знаменитого 2СV. Помимо Европы компания открывает производства в Канаде, Чили, Африке. В это же время Citroen приобретает контрольный пакет акций компании Maserati. Заключается договор с немецкой компанией NSU-Motorenwerke на разработку нового двигателя, производство которого должно быть налажено на совместном производстве «Комобил» в Женеве. В октябре 1960 года на Парижском автомобильном салоне Citroen представляет кабриолет DS 19 с кузовом от Анри Шапрона. В этом автомобиле представлен широчайший набор опций для персонализации: 76 цветовых комбинаций, 13 цветов кузова и 11 оттенков кожаной отделки о обивки!
Еще в 1960 году состоялось открытие завода в пригороде г. Ренн (Бретань). Обладая самым современным оборудованием и автоматизацией, завод спроектирован для производства 1200 автомобилей в день. Это первый завод Citroen с полным циклом сборки.
24 апреля 1961 года состоялся запуск Ami 6 в один и тот же день по всей Европе. Автомобиль Ami 6 дополнил модельный ряд; его основными отличиями стали ярко выраженные линии кузова и заднее вогнутое стекло.
В октябре 1962-го, на парижском автосалоне, который впервые проходит выставочном центре Порт де Версаль (Porte de Versailles), Citroen представляет обновленный DS 19. Он отличается новым дизайном передней части и новыми бамперами, которые были разработаны с целью улучшения аэродинамических свойств и характеристик (скорость автомобиля достигает 160 км/ч).
В 1963 году компания создает спортивное подразделение Citroen под руководством Рене Коттона.
7 февраля 1964 года легендарный дизайнер Citroen Фламинио Бертони уходит из жизни. Он стоял у истоков создания легендарных DS 19 и Ami 6.
В сентябре 1964 года Citroen представляет DS 19 Pallas — утонченный автомобиль, в котором большое внимание уделено внутреннему дизайну и отделке.
Октябрь 1964-го. Парижский автомобильный салон: презентация автомобиля Ami 6 с кузовом «универсал» и новой опции для всех автомобилей Citroen — ремней безопасности.
Citroen — история креатива (Часть пятая)
С декабря 1964 года автомобиль 2CV получает новые передние навесные двери.
Сентябрь 1965 года ознаменовался появлением нового DS 21. Более мощный, оснащенный новым двигателем с коленвалом с 5 подшипниками, автомобиль DS 21 также оборудован устройством автоматического наклона фар для компенсации динамических колебаний высоты шасси автомобиля над полотном дороги.
Январь 1966 года. Последнее ралли для автомобиля Citroen DS под управлением «Летучего финна» Паули Тойвонен завершается победой в Монте-Карло.
Между версиями 2CV и Ami 6 в июле 1967 года модельный ряд Citroen пополняется автомобилем Dyane. В этом автомобиле используется проверенная ходовая часть модели 2CV (двухцилиндровый двигатель объемом 425 см3, 4-ступенчатая коробка передач, скорость до 100 км/ч и расход 4,9 литров/100 км) и абсолютно новый кузов. Благодаря задней двери багажника и откидным задним сиденьям этот автомобиль представляет собой седан со всеми преимуществами кузова «универсал».
В сентябре 1967 года все модели DS и ID получили обновленный дизайн (крылья, капот, бампер, нижний обтекатель, а также оптическая система из четырех фар, две из которых поворачиваются по направлению движения).
В январе 1968 года дебютирует модель Dyane 6. Этот автомобиль оснащен более мощным двигателем по сравнению с моделью Ami (602 см3, 110 км/ч и расход 6,1 литров/100 км).
В мае того же года выпуском модели Méhari Citroen расширяет семейство небольших двухцилиндровых автомобилей. Оригинальный, универсальный автомобиль повышенной проходимости. Благодаря применению пластикового кузова устраняется риск коррозии и повышается устойчивость к небольшим ударам.
В марте 1969 года Ami 8 приходит на смену модели Ami 6. Этот автомобиль отличается новым дизайном кузова, упрощенным и более изящным, обеспечивающим улучшенный обзор.
Сентябрь 1969-го. Еще одна победа над конкурентами с появлением модели DS 21 ознаменовывается первым применением системы впрыска с электронным управлением на французских серийных автомобилях. (127 л.с., 188 км/ч для 10 литров/100 км). Подробные технические характеристики легенды можно посмотреть на Бибипедии.
7 октября того же года состоялся выпуск миллионного по счету автомобиля DS — модели DS 21 с кузовом золотого цвета.
Январь 1970 года. Ограниченная серия в 267 экземпляра. Кузов на базе модели Ami 8. 2-дверное 4-местное купе. Гидропневматическая подвеска. Однороторный поршневой двигатель объемом 995 см3 и 4-скоростная коробка передач. Прототип M35 — это настоящая лаборатория на колесах. Citroen предлагает его своим заказчикам, которые хотят испытать его, с пробегом более 30 000 км/год.
Март 1970-го. Появившийся на свет в результате подписания соглашения с Maserati в 1968 г., спортивный и респектабельный туринговый автомобиль Citroen SM унаследовал весь опыт модели DS по разработке полного привода и гидравлической подвески. Он оснащен шестицилиндровым V-образным двигателем Maserati, пятиступенчатой коробкой передач и системой рулевого управления с электроусилителем «Diravi». Его динамические качества покоряют знатоков не только во Франции и Европе, но и в Соединенных Штатах Америки.
Октябрь 1970 года. Занимающий в модельном ряду Citroen место между Ami 8 и DS, автомобиль GS, представленный на Парижском автомобильном салоне, отличается новым кузовом, который на долгие годы остается самым аэродинамичным в мире. Он также оснащен плоским четырехцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением и гидропневматической подвеской.
В августе того же 70-м году, организуя ралли Париж-Кабул-Париж, компания Citroen дарит людям из разных слоев общества увлекательное путешествие за рулем 2CV, модели Dyane или Méhari. В ралли принимали участие 494 автомобилей. Следую по легендарному маршруту Croisière Jaune (Желтый рейд), участники ралли преодолели расстояние в 16 500 км. Успех был настолько велик, что год спустя Citroen организовал еще одно ралли. В пробеге Париж-Персеполис-Париж приняли участие 467 автомобильных экипажей, проделавших путь длиной в 13 500 км до древней столицы Персидской империи. В 1973 году пятьдесят автомобилей 2CV, принимавших участие в Raid Afrique (Африканский пробег), преодолели расстояние в 8 000 км по пустыне Сахара.
1971 — автомобиль GS получает звание «автомобиль года».
Апрель 1971 года — Первое участие в соревнованиях, первая победа. Речь идет о Citroen SM на ралли в Марокко.
В сентябре 1972 года автомобиль DS 23 с карбюратором и системой впрыска с электронным управлением приходит на смену DS 21. Он оснащен новым двигателем объемом 2347 см3, (скорость до 188 км/ч и расход 12 литров/100 км).
Февраль 1973 года — в свет выходит Супер Ami. Супер Ami = Кузов Ami + 4-цилиндровый двигатель GS.
Семидесятые годы, после триумфального шествия по миру, вновь стали для Citroen тяжелыми. Разразившийся нефтяной кризис привел к тому, что технически инновационные, экстравагантные Citroen вновь стали плохо проаваться. Причина банальна — машины потребляли много топлива. В итоге на компании вновь заговорили о банкоротстве. Спасти компанию мог только альянс. В итоге, в 1974 году, было принято решение об объединении компаний «Automobiles Citroen» и «Automobiles Peugeot». Целью такого решения было создание крупной промышленной группы, способную стать максимально конкурентоспособной на международном рынке. Чуть позже, была создана холдинговая компанию PSA Peugeot-Citroen Alliance, включившую в себя Citroen SA и Peugeot SA. И хотя Citroen вошел в холдинг на правах самостоятельного, тем не менее сохранить свою исключительную индивидуальность не удалось…
В марте 1974 года на рынок выпускается автомобиля C35. Коммерческий автомобиль с полезной нагрузкой 1 885 кг построенный совместно с Fiat.
В октябре 1974-го представлен Citroen CX на автомобильном салоне в Париже. Являясь менее революционным, чем его предшественник — DS, который он заменил, автомобиль CX сочетает в себе последние технические достижения компании. Лучшим доказательством этого служат поперечно установленный в передней части узел двигатель/коробка передач, гидропневматическая подвеска с фиксированной высотой, однощеточный стеклоочиститель, вогнутые задние фары и футуристическая приборная панель. Уже в январе 1975 года CX получает звание: «автомобиль года», награду за безопасность и награду за стиль.
24 апреля 1975 года последний автомобиль DS выходит с конвейера завода Жавель. 1 330 755-й и последний экземпляр — это DS 23 Pallas Bleu Delta с системой впрыска с электронным управлением. С окончанием производства модели DS, машиной президентов, как ее тогда называли, закрывается фабрика на набережной Жавель. За все время работы этого предприятия из его ворот вышло более трех миллионов автомобилей.
В январе 1976 года состоялась первая презентация универсального автомобиля CX.
1 октября 1976 года на автомобильном салоне в Париже проходит первая презентация автомобиля Citroen LN. Самый маленький двигатель в модельном ряду с самым маленьким кузовом (на базе купе Peugeot 104). Двухцилиндровый двигатель объемом 602 см3 с воздушным охлаждением, 32 л.с., 4-ступенчатая коробка передач, скорость до 120 км/ч и расход 5,9 литров/100 км.
В конце 1976 года во время автомобильного тура в Сенегале автомобили CX 2400 занимают первые 5 мест.