системный метод изучения истории заключается в
Системный метод изучения истории
Вы будете перенаправлены на Автор24
Историко-системный метод – это один из основных методов проведения исторического исследования, реализующий принципы системного подхода.
Метод обращен на изучение исторических явлений и процессов как целостных систем: анализ структуры и функций, внешних и внутренних связей, динамических изменений.
Содержание историко-системного метода
Историко-системный метод рассматривается в качестве метода, в основе которого лежит структурно-функциональный анализ, дополняемый характеристиками развития системы.
Познавательный потенциал метода не исчерпывается описанием структурно-функциональных параметров явлений или процессов, но дает возможности для перехода от конкретного знания к теоретическому, к выведению законов действия социальных систем, а также к их моделированию.
Также историко-системный метод решает задачу соотнесения модели и реальных проявлений объекта с оценкой способностей модели «предсказывать» поведение системы.
Особенность историко-системного метода заключается в широком использовании общенаучных методов, метода системного анализа и математического моделирования.
Задачи историко-системного метода
Историко-системный метод приводит к пониманию внутренних механизмов функционирования общественных систем. Основой его применения является единство исторического развития единичного, особенного и общего. Конкретно это единство бывает в исторических системах разных уровней. Функционирование обществ включает основные компоненты, складывающиеся в историческую реальность. К ним принадлежат неповторимые события (рождение Наполеона), исторические ситуации (Великая французская революция) и процессы (влияние Французской революции на Европу). Все названные события и процессы казуально обусловлены, имеют причинно-следственные связи и функционально взаимосвязаны между собой. Задачей историко-системного метода является составление цельной комплексной картины прошлого.
Готовые работы на аналогичную тему
Понятие системности в научном исследовании
Понятие системы описывает идеальный объект. С точки зрения внешних свойств он выступает множеством элементов, имеющих определенные отношения и связи между собой. Благодаря им совокупность элементов превращается в единое целое. Свойства полученной системы оказываются не суммой свойств отдельных элементов, а определяются связями и отношениями между ними.
Система как обособленная целостность взаимосвязанных элементов противостоит среде. Понятие среды имплицитно содержится в понятии системы, система обособлена от выступающего в качестве среды остального мира.
Следующий шаг в описании системы состоит в фиксации иерархического строения. Оно неразрывно связано с возможной делимостью элементов системы и наличием в каждой системе многообразия отношений и связей. Факт возможной делимости элементов системы значит, что все элементы могут быть рассмотрены в качестве особых систем.
Существенные свойства системы:
Зарождение историко-системного метода
Впервые принципы системного подхода были сформулированы биологом Л. фон Берталанфи в 1949 г. Вклад в разработку внесли психиатр У. Эшби математик Н. Винер. В России разработкой метода занимались И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и многие другие исследователи.
Системный метод в основе держит понимание системы как совокупности взаимосвязанных между собой элементов. Предполагаются несколько задач: вычленение элементов, включенных в систему; 2) анализ отношений между элементами; 3) изучение взаимодействия с внешней средой.
Поскольку большинство систем являются открытыми, система стремится к самосохранению поддержанием собственной целостности. Этот аспект проиллюстрирован Р. Адамсом на примере «энергетической теории власти». C его точки зрения, любое стабильное человеческое сообщество, являясь открытой системой, обменивается с внешней средой энергией и преобразует ее. Любая система пытается уменьшить внутреннюю энтропию. Это лучше получается у систем, оптимизирующих хранение и использование потоков энергии. При концентрации власти в руках немногих общество лучше «энергетически адаптируется» к внешней среде. С появлением вождеств контроль над энергией принял иерархически централизованный и отделенный от масс характер. Централизация организации перераспределения энергии является основой стратификации в вождествах, а затем в государствах. По мере совершенствования средств и способов контроля потоков энергии, расширяются способы и объемы воздействия власти.
Составляющие историко-системного метода были использованы еще К. Марксом в исследованиях экономики капиталистических обществ. Многие принципы историко-системного подхода были применены британским антропологом и этнологом Б. Малиновским в 1920-е гг.
Наиболее искусно историко-системный метод использовал М. Блок в книге «Феодальное общество», в которой он проанализировал средневековое западноевропейское общество в качестве целостного общественного организма. Он не только показал ключевые элементы социальной структуры (короли, рыцарство, горожане, крестьяне и др.), но также раскрыл отношения между общественными группами, место Европы в широком геополитическом контексте. Средневековый мир в его работе предстал как развивающийся живой организм.
Поскольку метод системности широко распространен в биологии и экологии, археологи стали его применять для построения моделей архаических обществ. Пионеров использования таких моделей стал К. Флэннери, применивший моделирование энергетических процессов в экосистемах. Поскольку люди тоже являются компонентом экосистемы, их количество может быть только таким, сколько способно прокормиться за счет имеющихся ресурсов. Нарушения равновесия экосистемы (стравливание пастбищ стадами кочевников) приводят к кризису. Экосистема будет стремиться к восстановлению оптимального соотношения между уровнями.
В трудах Дж. Голдстоуна, посвященных революциям Нового времени, общество рассматривается в качестве открытой энергетической системы со сложной иерархической структурой. Увеличение населения приводит к разнообразным последствиям: рост доли молодежи, сталкивающейся с нехваткой рабочих мест; увеличение нагрузки на ресурсы и уменьшение доходов масс; разбухание бюрократического аппарата; увеличение доли элиты и расходов на ее содержание. Следствием становится недовольство широких масс, раскол правящих элит и политическое банкротство власти. Такой кризис приводит к краху господствующего режима.
Методы исследования истории
Для курсовых и дипломных работ, посвящённых истории, нужна своя методологическая база. Чтобы правильно её составить, необходимо знать, какие методы используются в исторических исследованиях.
Вот об этом и поговорим в статье. В ней мы разберёмся в методах исторического исследования и их характеристиках. А также расскажем, как их использовать в своей курсовой или дипломной работе.
А чтобы всегда быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте следить за специальными акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы исследования истории
Каждая научная дисциплина использует определённый набор способов и методик, позволяющих изучать различные вопросы. Не исключение и историческая наука. Студенты вузов, аспиранты и кандидаты заявляют тему работы, определяются с предметом и объектом исследования, ставят цели и задачи и, в соответствии с ними, подбирают комплекс методов.
Научный метод — это определённая технология или методика, в рамках которой организуется и проводится научное исследование. Каждый метод обладает особыми приёмами и правилами, которых необходимо придерживаться в процессе изучения основного материала и работы над ним.
Как правило, исследователи могут выбирать методы, относящиеся к трём категориям:
Мы уже подробно рассказывали, какие универсальные и общенаучные методы бывают в курсовых и дипломных работах. А теперь давайте разберёмся, какие способы познания относятся к узкоспециализированным методам исторического исследования и позволяют изучать сложные исторически важные темы.
Полностью универсальных методов познания не бывает. Все методики тщательно разрабатывались, чтобы решать конкретные проблемы. И для каждой научной дисциплины они будут видоизменяться, чтобы их использование было максимально эффективным.
Методы исторических исследований: таблица
Специальные исторические методы исследования и их примеры мы подробно распишем чуть ниже. А в таблице приведём краткий обзор самых распространённых:
Классические методы | Прикладные методы | Альтернативные методы |
Диахронный метод | Антропологический метод | Лингвистический анализ |
Идеографический (нарративный) метод | Метод контент-анализа | Метод исторической информатики |
Историко-генетический метод | Палеонтологический метод | Метод реконструкции |
Историко-системный метод | Семиотический метод | |
Историко-сравнительный метод | ||
Метод актуализации | ||
Метод синхронизации | ||
Ретроспективный метод | ||
Статистический метод | ||
Типологический метод | ||
Хронологический метод |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Классические методы исторического исследования
Пришло время кратко описать специальные исторические методы исследования, ответив на вопрос: «Какие задачи решает каждый конкретный метод?» — и показать чёткие примеры. И начнём мы с классических методик.
Классическими методами исследования пользуются историки по всему миру. Они помогают глубоко изучать выбранную тему и приходить к логическим и обоснованным выводам.
Диахронный метод
Данный метод исторического исследования использует чёткую периодизацию, изучая различные изменения и явления в отдельно взятом регионе.
Пример: изучение исторического развития крымских татар в разные временные эпохи.
Идеографический (нарративный) метод
Этот метод относится к изучению исторических событий и личностей. Он помогает описывать произошедшее, исследовать биографии и психологические аспекты отдельных людей сквозь призму той эпохи, в которую они жили.
Пример: работы, посвящённые изучению Наполеона, как исторической личности.
Историко-генетический метод
Основу историко-генетического метода составляет принцип историзма. Это значит, что любое явление, событие или эпоха рассматриваются с точки зрения его развития: от рождения до взросления и умирания.
Пример: научное исследование Ф. Арьеса, посвящённое тому, как менялось отношение к смерти в каждую историческую эпоху.
Ф. Арьес написал монументальный труд «Человек перед лицом смерти»
Историко-системный метод
В историко-системном подходе все исторические события рассматриваются как единое целое со своей иерархией. В основе метода лежит понятие изоморфизма.
Изоморфизм — это понятие означает, что если элементы разных систем похожи между собой, то и системы, в которые они включены, будут иметь много общего.
Пример: изучение феодального общества как системы.
Историко-сравнительный метод
В основе историко-сравнительного метода лежит принцип аналогии. Он помогает находить различия или сходства у определённых объектов, даже если очевидных фактов на первый взгляд и нет.
Пример: работы, в которых сравнивают две эпохи или события и устанавливают исторические закономерности.
Метод актуализации
Метод актуализации позволяет учитывать прошлый исторический опыт и прогнозировать развитие возможных событий на его основе.
Пример: оценка революционных движений и их возможной успешности в современном мире.
Метод синхронизации
Метод синхронизации помогает изучать различные события, которые происходят в одно и то же время, но в разных географических местах.
Пример: изучение различных исторических явлений в эпоху Реформации.
Эпоха Реформации в Англии сильно отличалась от событий в Китае
Ретроспективный метод
В рамках этого метода, знание об эпохе воссоздают по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти в наше время.
Пример: изучение средневекового аграрного строя Франции по материалам, описывающим французские деревни XVIII века.
Статистический метод
Этот метод исторического исследования опирается на количественные данные измерений и вычислений, связанные с изучением проблем социально-экономической области.
Пример: исследование, посвящённое количеству развитых городов в Средние века.
Типологический метод
Типологический подход в истории — это метод, при котором информационные материалы или исторические явления, имеющие одинаковые характеристики, разбиваются на классы или типы.
Пример: типологии власти, государств и так далее.
Хронологический метод
Одним из самых популярных методов исторического исследования является хронологический. Он позволяет рассматривать явления и события сквозь призму временных изменений, поэтапно.
Пример: периодизация времени от Первобытно-общинного строя к Новейшему времени, другие виды хронологий.
В мире много учёных, которые пытались придумать свою хронологию. Один из них — русский математик Анатолий Фоменко. Он разработал «Новую хронологию», которую не критиковал только ленивый. Поэтому нужно быть аккуратным с научными теориями и всегда проверять информацию.
Прикладные методы исторического исследования
Прикладные методы чаще всего относятся к междисциплинарным, так как задействуют инструменты разных наук. В исторических исследованиях чаще всего можно встретить следующие методики.
Антропологический метод
Антропологический метод в науке делает основной акцент на роль человека в историческом развитии общества. Чаще всего его используют в рамках цивилизационного подхода.
Пример: изучение истории и культуры древних скифов и их влияние на развитие европейских цивилизаций.
Антропологический подход появился благодаря Л. Февру и М. Блоку. Эти учёные открыли тот факт, что отдельная личность имеет большое значение для исторического процесса, как участник событий, так и свидетель.
Метод контент-анализа
Этот метод изучает документальные исторические данные. Причём документами могут считаться не только официальные законы или правила, выпущенные в изучаемую эпоху, но и объявления, газеты, надписи, найденные на подручных предметах и так далее.
Пример: контент-анализ берестяных грамот, как пример памятника исторической эпохи.
Палеонтологический метод
Палеонтологические методики помогают устанавливать точный возраст исторических источников и делать объективные выводы. В качестве инструментов используют два способа:
Пример: сравнение культурных слоев при раскопках в Калужской области.
Альтернативные методы
Альтернативные исторические методы — это новые технологические способы изучения, которые с каждым днём завоёвывают всё большее внимание современных учёных. Рассмотрим самые перспективные методы.
Лингвистический анализ
Лингвистический анализ нельзя назвать полностью историческим методом. Это скорее дополнительное средство, без которого невозможно исследовать исторические литературные источники. Он помогает найти нестыковки в тексте, ошибочные трактовки, трудности перевода и приблизиться к истине.
Пример: изучение летописи «Повесть временных лет» как источника, который содержит знания о древней эпохе.
Метод исторической информатики
Этот междисциплинарный метод позволяет использовать современные информационные технологии для изучения исторических вопросов. Его применяют для поиска информации, работы с литературными материалами и обработки больших данных.
Пример: обработка большого массива исторических данных по Революции 1917 года.
Информационные технологии проникают во все научные сферы
Метод реконструкции
Метод реконструкции считается одним из самых новых в исторической методологии. Он помогает не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, изучить психологию исторических персонажей, прикоснуться к самой атмосфере.
Пример: реконструкция Бородинского сражения 1812 года.
Неудивительно, что исторические реконструкции стали популярны не только у учёных, но и тех, кто искренне интересуется историей. В России и за рубежом появились целые клубы, которые в мелочах воссоздают определённые события, сохраняя культурные и даже духовные признаки того времени.
Семиотический метод
Ещё один альтернативный метод исследования исторических эпох — семиотический. Эта наука изучает реальность как систему знаков, считая, что каждая культурная эпоха создавала свою символическую историю. И задача специалистов — разгадать эти символы. Этот метод позволяет убрать линейный подход и интерпретировать абстрактные исторические явления.
Как выбирать методы исследования истории как науки
Почему так важно ответственно выбирать методы в курсовой или дипломной работе? Потому что они составляют методологию исторического исследования, от которой зависит, в каком направлении будет идти поиск и к каким выводам студент придёт в конце.
Исторический метод исследования предполагает, что информация, которую с его помощью должен собрать и обработать автор, обязана соответствовать следующим принципам:
Поэтому при выборе методик, обращайте внимание на следующие моменты:
Теперь у вас есть целый список методов, которые можно использовать в историческом исследовании. Выбирайте нужные и пишите рефераты, курсовые или дипломные на высокие баллы. А что делать, если нет времени заниматься самостоятельной подготовкой работы? Доверить это нашему студенческому сервису!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Реферат «Методы исторического исследования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сургутский государственный педагогический университет»
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед современным историком стоит непростая задача разработки методики исследования, которая должна базироваться на знании и понимании возможностей существующих в исторической науке методов, а также взвешенной оценки их полезности, эффективности, надежности.
В отечественной философии выделяют три уровня методов науки: всеобщий, общий, частный. Основанием деления выступает степень регулятивности познавательных процессов.
К всеобщим методам относят философские методы, которые используются в основе всех познавательных процедур и позволяют дать объяснение всем процессам и явлениям в природе, обществе и мышлении.
Общие методы применяются на всех стадиях познавательного процесса (эмпирическом и теоретическом) и всеми науками. Вместе с тем они ориентированы на осмысление отдельных сторон изучаемого явления.
Третья группа – частные методы. К ним относятся методы конкретной науки – это, например, физический или биологический эксперимент, наблюдение, математическое программирование, описательные и генетические методы в геологии, сравнительный анализ в языкознании, методы измерения в химии, физике и т. д.
Частные методы непосредственно связаны с предметом изучения науки и отражают его специфику. В каждой науке складывается своя система методов, которая развивается и дополняется за счет смежных дисциплин вместе с развитием науки. Это свойственно и истории, где наряду с традиционно установившимися методами источниковедческого и историографического анализа, основанными на логических операциях, стали использоваться методы статистики, математического моделирования, картографирования, наблюдения, опроса и т. д.
В рамках конкретной науки также выделяются основные методы – базовые для данной науки (в истории это историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, историко-динамический) и вспомогательные методы, с помощью которых решаются ее отдельные, частные проблемы.
В процессе научного исследования всеобщие, общие и частные методы взаимодействуют и образуют единое целое – методику. Используемый всеобщий метод раскрывает наиболее общие принципы человеческого мышления. Общие методы дают возможность накапливать и анализировать необходимый материал, а также придать полученным научным результатам – знаниям и фактам – логически непротиворечивую форму. Частные методы предназначены для решения конкретных вопросов, раскрывающих отдельные стороны познаваемого предмета.
1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
К общенаучным методам относятся наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и гипотеза, логическое и историческое, моделирование и др.
Эксперимент есть такое изучение объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем, создания искусственных условий, необходимых для выявления тех или иных свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении.
Человек разлагает мысленно предмет на составные части для того, чтобы обнаружить сами эти части, чтобы узнать, из чего состоит целое, а затем рассматривает его как составленный из этих частей, но уже обследованных по отдельности.
Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с предметами при выполнении практических действий с ними, человек стал мысленно анализировать, синтезировать вещь. Анализ и синтез являются основными приемами мышления, потому что процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира и практической деятельности человека.
Индукция и дедукция. В качестве метода исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда единичных фактов. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Индуктивный метод познания, требующий идти от фактов к законам, диктуется самой природой познаваемого объекта: в нем общее существует в единстве с единичным, частным. Поэтому для постижения общей закономерности нужно исследовать единичные вещи, процессы.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Разработаны следующие специально-исторические методы: генетический, сравнительный, типологический, системный, ретроспективный, реконструктивный, актуализации, периодизации, синхронный, диахронный, биографический. Также применяются методы, связанные с вспомогательными историческими дисциплинами – археологией, генеалогией, геральдикой, исторической географией, исторической ономастикой, метрологией, нумизматикой, палеографией, сфрагистикой, фалеристикой, хронологией и др.
К числу основных общеисторических методов научного исследования относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.
Специфика этого метода не в конструировании идеальных образов объекта, а в обобщении фактических исторических данных по направлению к воссозданию общей научной картины социального процесса. Его применение позволяет понять не только последовательность событий во времени, но и общую динамику социального процесса.
Познавательные функции сравнительно-исторического метода 13 :
— выделение в явлениях различного порядка признаков, их сравнение, сопоставление;
— выяснение исторической последовательности генетической связи явлений, установление их родовидовых связей и отношений в процессе развития, установление различий в явлениях;
— обобщение, построение типологии социальных процессов и явлений. Таким образом, этот метод шире и содержательнее, чем сравнения и аналогии. Последние не выступают как особый метод исторической науки. Они могут применяться в истории, как и в других областях познания, и независимо от сравнительно-исторического метода.
Во-первых, он позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов; выявлять общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличное, с другой. Тем самым заполняются пробелы и исследование доводится до завершенного вида.
Во-вторых, историко-сравнительный метод дает возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелям.
В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических методов и менее описателен, чем историко-генетический метод.
Успешное применение историко-сравнительного метода, как всякого другого, требует соблюдения ряда методологических требований. Прежде всего, сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство.
Сравнивать можно объекты и явления и однотипные и разнотипные, находящиеся на одних и тех же и на разных стадиях развития. Но в одном случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходств, в другом – различий. Соблюдение указанных условий исторических сравнений в сущности означает последовательное проведение принципа историзма.
Выявление качественной определенности рассматриваемой совокупности объектов и явлений необходимо для выделения образующих эту совокупность типов, а знание сущностно-содержательной природы типов – непременное условие определения тех основных признаков, которые присущи этим типам и которые могут быть основой для конкретного типологического анализа, т.е. для раскрытия типологической структуры исследуемой реальности.
Индуктивный подход отличается тем, что здесь и выделение типов и выявление их наиболее характерных признаков основывается на анализе эмпирических данных. Таким путем приходится идти в тех случаях, когда проявления единичного в особенном и особенного в общем многообразны и неустойчивы.
В познавательном плане наиболее эффективна такая типизация, которая позволяет не просто выделить соответствующие типы, но и установить как степень принадлежности объектов к этим типам, так и меру их сходства с другими типами. Для этого необходимы методы многомерной типологизации.
Индивидуальные события обладают теми или иными только им свойственными чертами, которые не повторяются в других событиях. Но эти события образуют определенные виды и роды человеческой деятельности и отношений, а, следовательно, наряду с индивидуальными они имеют и общие черты и тем самым создают определенные совокупности со свойствами, выходящими за пределы индивидуального, т.е. определенные системы.
Отдельные события включаются в общественные системы и через исторические ситуации. Историческая ситуация – это пространственно-временная совокупность событий, образующих качественно определенное состояние деятельности и отношений, т.е. это та же общественная система.
Вычленение системы должно проводиться на основе выявления совокупности объектов (элементов), обладающих качественной определенностью, выраженной не просто в тех или иных свойствах этих элементов, но и, прежде всего в присущих им отношениях, в характерной для них системе взаимосвязей. Вычленение исследуемой системы из иерархии систем должно быть обоснованным. При этом могут быть широко использованы методы историко-типологического анализа.
С точки зрения конкретно-содержательной, решение указанной задачи сводится к выявлению системообразующих (системных) признаков, присущих компонентам выделяемой системы.
Недостатком этого метода является применение его только при синхронном анализе, что чревато нераскрытием процесса развития. Другой недостаток – опасность чрезмерного абстрагирования – формализации изучаемой реальности.
Целый ряд специально-исторических методов связан с категорией исторического времени. Это методы актуализации, периодизации, синхронный и диахронный (или проблемно-хронологический).
Первый шаг в работе историка – составление хронологии. Второй шаг – это периодизация. Историк разрезает историю на периоды, заменяет неуловимую непрерывность времени некоей означающей структурой. Выявляются отношения прерывности и непрерывности: непрерывность имеет место внутри периодов, прерывность – между периодами.
Периодизировать значит, таким образом, выявлять прерывность, нарушения преемственности, указывать на то, что именно меняется, датировать эти изменения и давать им предварительное определение. Периодизация занимается идентификацией преемственности и её нарушений. Она открывает путь интерпретации. Она делает историю если и не вполне доступной пониманию, то, по крайней мере, уже мыслимой.
Историк не занимается реконструкцией времени во всей его полноте для каждого нового исследования: он берёт то время, над которым уже работали другие историки, периодизация которого имеется. Поскольку задаваемый вопрос приобретает легитимность лишь в результате своей включённости в исследовательское поле, историк не может абстрагироваться от предшествующих периодизаций: ведь они составляют язык профессии.