система форм обучения истории
Презентация на тему: «Формы организации учебной работы по истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формы организации учебной работы по истории Учитель истории Калымтаев Амангельды Талгатович
1. Формы организации обучения 2. Современный урок 3. Требования к уроку 4. Классификация уроков 5. Комбинированный урок. Вопросы:
Номер материала: ДБ-246609
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Активные формы обучения на уроках истории
Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. В традиционной знаниевой парадигме основной упор в процессе обучения делался на накопление знаний и только после – на их практическое применение, причём чаще всего – не в реальной, а в сугубо учебной ситуации. Таким образом, школа рассматривалась только как подготовка к будущей взрослой жизни, а огромное количество полученных знаний и навыков просто утрачивалось за невостребованностью. Однако последние результаты международного исследования РISA в очередной раз за последние несколько лет продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Эффективная подготовка старшеклассников к ЕГЭ (особенно к части С) также предполагает свободный, творческий, а не репродуктивный уровень владения материалом.
Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача новой школы. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Конечно, активные формы обучения давно применяются и в рамках знаниевой парадигмы, но, скорее, как исключение, и поэтому не дают нужного эффекта. Необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет. Остановимся подробно на двух формах – групповой практической работе (командная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальной практической работе (практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.
Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.
Исходя из опыта работы, можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной.
Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.
Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.
Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Обычно я практикую в конце такого урока обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Естественно, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Это способствует развитию рефлексии.
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.
Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует процессу интериоризации (работает механизм «действие – ощущение – мысль»), развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.
Много работая над созданием системы индивидуальных письменных заданий по истории, я приняла для себя и могла бы рекомендовать учителям некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.
Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).
Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.
Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ребята учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.
Предлагаю такой алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:
Определение целей и отбор материала | 1. Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы. 2. Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы. 3. Выделение главного в изучаемом материале. 4. Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы. 5. Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории. 6. Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты). 7. Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся. | |||
Основной материал для изучения | Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст) | Текст учебника | Видео- или аудиоматериал | Историческая карта, картина |
Технология создания раздаточного материала | 1. Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное осмысление изучаемого материала. 2. Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала. 3. Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение. |
В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары).
Например, в 5 классе мы начинаем с увлекательных командных развивающих игр: «Жизнь первобытных людей глазами историка», «Библейские сказания», «Поэмы Гомера» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические партии России в 1917 г.» и т.д.
В настоящее время, в связи с постепенным переходом к Единому государственному экзамену, активные формы обучения приобретают особое значение. Ведь они позволяют не «натаскать» на экзамен, а обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию, что важно не только при выполнении заданий части С, но и при выполнении стандартных тестовых заданий частей А и В.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах: вводная лекция с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации), практикум по решению познавательных задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории с 5 по 11 класс позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.
Новые активные методы и формы обучения на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Новые активные методы и формы обучения на уроках истории»
История в наше время есть центр всех познаний, наук,
естественное условие всякого развития;
направление историческое обнимает все!
Ни для кого, ни секрет, что системе исторического образования в настоящее время происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и пеагога в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между преподавателем и студентами (урок) с целью приобщения последних к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Активный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и студент находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей обучающихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
Активные формы учебной деятельности классифицируются следующим образом:
1.Моделирование (игровая деятельность),
2.Коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность),
3.Изучение источников (исследовательская деятельность).
Опыт позволяет сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить студентов в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения. Цель реализуется через решение следующих задач:
— систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
— разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении;
— отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории.
Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.
В своей практике я использую следующие модели учебных занятий
На основе игровой деятельности:
• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);
• Игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);
• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).
Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.
Игры с правилами используются на всех этапах процесса обучения истории как познавательные, развивающие и аттестационные, включают в свое содержание все структурные компоненты учебного исторического материала (факты и теорию, даты, картографию, персоналии, понятия и т.п.), не требуют предварительной подготовки и поэтому широко распространены в учебной практике
На основе дискуссионной деятельности:
• семинары (индивидуальная работа);
• структурированные дискуссии (групповая работа);
В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.
В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе.
Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Студенты овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит Важный вклад в их личностное развитие.
В самом общем виде в зависимости от принципов организации, задач и планируемых результатов можно выделить несколько видов исторических дискуссий.
1.Структурированная (регламентированная) дискуссия. Название говорит само за себя: ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всему классу.
В начале урока преподаватель формулирует общую проблему, выдвигает возможные гипотезы ее решения.
Дискуссия с элементами игрового моделирования. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только нашего современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого.
Часть ребят представляют «реальных», т.е. современных нам экспертов, высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев». Группы формируются довольно большие по составу (как правило, по рядам).
Проектная дискуссия. В ее основе лежит предварительная работа групп учащихся над проектами. Модель анализа проблемы сообщается за одну-две недели до урока:1) исторический анализ проблемы;2) выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы;3)разделение проблемы на отдельные вопросы;4) поиск и разработка частных задач решения общей проблемы;
5) выработка гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
На уроке ученики выявляют предпосылки возникновения данной проблемы. Предмет дискуссии состоит в том, что в результате ее исследования и выявления трудностей решения школьники намечают возможные способы ее разрешения. Проекты представляют собой не что иное, как обоснованные гипотезы (предложения) решения данной проблемы. Проекты готовятся в малых группах и обсуждаются в классе.
Командная дискуссия (дебаты). На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть. В каждой команде — по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй — усиливает аргументацию, третий — представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймкипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.
Дискуссия — «круглый стол». Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть класса. Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.
К дискуссиям относят также уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты и др.
На основе исследовательской деятельности:
• практические занятия (коллективная деятельность класса);
• проблемные занятия (групповая работа);
• исследовательские уроки (индивидуальная работа)
Так же возможны практикумы по проверке результатов творческо-поисковой деятельности. Они тоже могут завершать тематический блок, изучение раздела или курса, а также выливаться во внеурочные формы работы по предмету. Здесь заслушиваются и обсуждаются рассказы студентов об исторических событиях, составленные с помощью приемов персонификации, драматизации и стилизации, или подготовленные на материалах краеведческих музеев, региональных архивов и семейных преданий. Здесь же обучающиеся могут представить реферат или научный доклад.
Видовое разнообразие практических занятий позволяет успешно применять их во всех группах, где изучается история.
Используя проблемный метод, я учитываю готовность студентов группы к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данной группе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данной группы. В группе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в группе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому и в конце провести опрос проблемного характера.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает преподаватель Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Студенты следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный. Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики на 1 курсе. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двухглавого орла? Студентам предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда студенты обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь студентов в активный познавательный процесс. Меняется роль преподавателя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Преподаватель становится организатором самостоятельного учебного познания студентов. Проблемное занятие поддерживает интерес студентов к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, преподаватель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить студентов применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
Активное сотрудничество преподавателя и студента в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний, студент опираясь на помощь преподавателя, организует самостоятельный процесс поиска. При этом важно иметь четко разработанную долгосрочную программу исследований с учетом устойчивых интересов, реальных условий и возможностей для успешной работы.
В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии студента и преподавателя;
• создании преподавателем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда студенты могли связать новый материал с предыдущим;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.
Преподаватель истории О. Г. Васильев