синичкин история русского баптизма
Особенности возникновения и формирования российского баптизма
Оп. в кн. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Москва, 2007
В России баптизм появился и нашел своих сторонников в 60-х годах XIX столетия. Центрами нарождавшегося русского баптизма явились Украина, Кавказ, Таврическая губерния и Санкт-Петербург.
Существенную роль в ознакомлении россиян с этим религиозным направлением сыграли представители т.н. «европейского» или «континентального» баптизма, сформировавшегося в Германии в середине XIX в. Лидером его был Иоганн Онкен (1800-1884), организовавший в 1834г. первую общину баптистов в Гамбурге. К 1851г. в союзе немецких баптистских общин насчитывалось 4000 членов и 41 церковь. И. Онкен со свойственной ему немецкой педантичностью организовал в Европе миссионерскую сеть, которая оказалась очень эффективной. Уже при жизни Онкена баптистские церкви были организованы практически во всех уголках Европы. Центром подготовки баптистских служителей стала, организованная Онкеном в 1881 г. Гамбургская семинария. В ней училось немало будущих лидеров русских баптистов.
Сам Онкен с евангельской миссией четыре раза посетил Россию. Б то время в России существовали жесткие законы, запрещающие «совращать» православных в иное вероисповедание, и предусматривавшие за это наказание в виде каторги и ссылки. Поэтому богослужения и миссионерская деятельность ограничивались населением немецких колоний на территории Украины, возникших в конце XVIII в. во исполнение указов Екатерины II.
В других округах, независимо от деятельности И. Вюста, также возникали новопиетистские группы, но уже среди меннонитов, которые получили название «церковные меннониты». Спустя время, в 50-60-х годах XIX в., из их среды выделяются церковные группы, выступавшие за введение ряда изменений в обрядовой стороне: еженедельное проведение обряда причащения и допуск к нему лиц, переживших «духовное возрождение»; совершение «крещения по вере» и другие. Они были признаны государством в качестве самостоятельной религиозной группы и за ними закрепилось наименование «братские меннониты».
В середине 60-х годов происходят серьезные изменения и в церковной жизни последователей Иоганна Вюста: они пришли к необходимости введения водного крещения. Пережившие покаяние и возрождение, члены его кружка хотели быть крещены полным погружением. 10 мая 1864 г. были приглашены представители братских меннонитов для того, чтобы совершить обряд крещения, что и было сделано. Образовалась группа, которая с самого начала взяла баптистское вероучение и стала называть себя баптистами. Так в 1864 г. на Украине возникла первая баптистская церковь, состоящая исключительно из российских немцев бывших лютеран, реформатов и меннонитов.
Семен Уклеин, имея довольно много последователей, как среди духоборцев, так и среди православных, избрал себе в помощники 70 учеников, называл их апостолами, а себя счел за богопросвещенного пророка, призванного к восстановлению истинного христианства. Со своими учениками он торжественно, с пением псалмов, вошел в Тамбов для открытой проповеди своего учения и сокрушения «идолов» (икон). Местная полиция арестовала его вместе с учениками и посадила в тюрьму. Ученики скоро возвратились в православие и получили свободу, а Уклеин, после долгого увещания духовенством и угрозы судом, притворно раскаялся и тоже был освобожден. Во избежание новых преследований, он странствовал по Тамбовской, Воронежской, Саратовской и Астраханской губерниям, распространяя свое учение. Новые последователи занесли свои верования на Дон в среду казачества, на Кавказ и в Сибирь. Вскоре молоканство распространилось в Курской, Харьковской, Рязанской, Пензенской, Нижегородской и Симбирской губерниях.
У молокан большие проблемы с триединством и христологией. В этих вопросах много путанного, не проясненное отношение к Ветхому и Новому Заветам, существуют некоторые пищевые запреты. Молокане, как выходцы из православия, через духоборцев очень много взяли из православного исповедания веры, например, они молятся за умерших, у них сильно развит культ почитания старших, большая строгость в одеждах. Среди молокан не было по настоящему образованных людей. Отсюда расколы, непонимание между общинами.
Учением «водных» молокан был увлечен в 60-х гг. способный юноша молоканин из Тифлиса Никита Исаевич Воронин (1840-1905). Вскоре он заметил неполноту учения «водных» молокан. Изучая Библию, Н.И. Воронин пришел к сознанию своей греховности и пережил «покаяние» и «возрождение». После этого он стал искать, как и через кого он мог бы креститься в воде через погружение. В это время в Тифлисе был проездом на родину (в Персию) Яков Деляков, с которым Н.И. Воронину довелось встретиться. В беседе выяснилось сходство в понимании ими вопросов покаяния, обращения, возрождения, но вопрос крещения Я. Делякову длительное время не вполне был понятен: он был в то время по вероисповеданию пресвитерианином, признававшим детское крещение в младенчестве. Позже он поменяет свое понимание крещения и станет баптистом, но в тот момент он не смог по своим убеждениям свершить обряд крещения над Н.И. Ворониным.
Я. Деляков знал о жившем тогда в Тифлисе баптисте Мартине Карловиче Кальвейте (1833-1918), который родился в лютеранской семье. В 1858 г. Кальвейт пережил возрождение и принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губернии (Литва). С 1863 г. он жил с семьей в Тифлисе. Деляков просит баптиста Кальвейта крестить Воронина. М.К. Кальвейт входил в небольшую баптистскую общину в Тифлисе, которая состояла из 15 немцев. Они жили обособленно и никак не соприкасались с русскими. Русские на Кавказе даже не знали такое понятие, как «баптист», потому что маленькая немецкая община никакую агитационно-миссионерскую работу не вела.
20 августа 1867 г. ночью на реке Куре Мартин Кальвейт совершает обряд водного крещения над русским молоканином Никитой Исаевичем Ворониным. Этот день считается днем рождения русского баптизма.
В 1876 г. И. Онкен рукоположил 22-летнего В.Г. Павлова миссионером. Возвратившись в Россию, В.Г. Павлов, прежде всего, перевел с немецкого языка на русский так называемое Гамбургское исповедание веры баптистов, состоящее из 15 разделов. Однако это вероисповедание с трудом приживалось в молоканской среде из-за своей кальвинисткой направленности. Не могло кальвинистское богословие безболезненно лечь на молоканские корни. Позже в это вероисповедание будут внесены изменения, исключающие крайний кальвинизм.
В 1880 г. В.Г. Павлов был утвержден губернатором в звании духовного наставника (проповедника) тифлисской общины и, как пишет В.Г. Павлов, «таким образом, тифлисские баптисты получили право свободного исповедания своей веры, каковыми правами они пользовались до 1886 г.». В тифлисской общине был разработан ряд правил: правила ведения заседаний, преломления хлеба, бракосочетания, внутреннего устройства общины (разработаны вопросы домостроительства поместной церкви). Следует заметить, что эти правила нашли признание во всех поместных евангельско-баптистских церквах России и в своей основе сохранились в практике жизни поместных церквей до сего времени.
Тифлисская община начала активную миссионерскую деятельность, благодаря которой появились баптистские общины в Закавказье, Северном Кавказе, Баку и Бакинской губернии. Тифлисская община не оставалась безучастной к народному горю, вызванному русско-турецкой войной 1877 г. Община выделила двух сестер-сиделок и двух братьев-санитаров для ухода за ранеными, за что в 1880 г. была награждена от Кавказского окружного управления Общества Красного Креста знаком «Красного Креста». Решением членского собрания общины чести носить этот знак был удостоен М.К. Кальвейт.
Таким образом, на Кавказе возник особый русский баптизм, который позже нашел контакты с немецкими баптистами, однако при самом зарождении кавказский баптизм был чисто русским явлением, вобравшим в себя молоканские этические и культурные традиции, которые присутствуют в русском баптизме до настоящего времени, делая его уникальным и самобытным.
Еще одним очагом возникновения русского баптизма стала Таврическая губерния. В Таврической губернии на юге Левобережной Украины возникновение баптистских общин, состоящих из русских и украинцев, относится к 60-м гг. XIX в. и началось оно в среде русских молокан. К этому времени в Таврической губернии, в Мелитопольском и Бердянском уездах, жили, по преимуществу, немцы-колонисты (мен-нониты и лютеране), русские молокане и отчасти православные русские и украинцы. Здесь находился центр новопиетистского движения среди российских немцев, живших в непосредственной близости от молокан и православных. Здесь возникла первая община братских меннонитов, о которых не могли не знать молокане Ново-Васильевки, Астраханки и других селений. Здесь даже возникла самая ранняя группа штундистов новопиетистского (меннонитского) влияния в среде православных, оказавшаяся, однако, нежизнеспособной: зародившийся было здесь новопиетистский штундизм недостаточно укоренился и не получил распространения среди здешних малороссов и русских.
Во второй половине 70-х гг. XIX в. таврических молокан стали посещать баптистские проповедники и постепенно возникают общины баптистов. Внутреннее устройство их было таким же, как и у закавказских баптистов: образцом устройства была тифлисская поместная церковь.
К 1882 г. молокан Таврической губернии посещали регулярно И.Г. Рябошапка, Н.И. Воронин и другие проповедники из русских баптистов, которые имели большой успех в проповеди Евангелия среди молокан. Общины баптистов в Ново-Васильевке, Астраханке и Новоспасском быстро росли. Новообращенные были, в основном, из среды молокан первого донского толка и захаровцев. Последних отделял от баптистов, по существу, только один шаг (они признавали как крещение взрослых по вере, так и крещение младенцев верующих родителей). Епископ Алексий, часто бывавший на совместных беседах молокан обоих донских толков с баптистами, пишет: «Разбитые в целом ряде бесед, молокане в огромном количестве перешли в баптизм».
Со временем почти все евангельские христиане-захаровцы присоединились к баптистам. Таким образом, баптизм в Таврической губернии, начавшийся с проповеди пресвитерианского проповедника, был по своему происхождению уже вполне русским.
Четвертый центр зарождения русского баптизма находился в Петербурге. Здесь баптизм возник в самой, что ни на есть православной среде, причем в среде высшей аристократии. В начале эти люди никак не ассоциировали себя с баптистами, однако позже, будучи отринутыми православной церковью и ища своих единоверцев, они осознали себя баптистами.
Лорда Редстока стали приглашать для бесед в дома петербургских аристократов. Перед ним открыли двери особняки княгинь Ливен, Гагариной, графов Корфа и Бобринского, чуть позже основным местом собраний стали два особняка, принадлежавшие гвардейскому полковнику Пашкову. С этого времени началась так называемая «салонная миссия» Редстока. Собрания проводились регулярно и вскоре стали очень популярными, можно сказать, признавалось модным среди знати бывать на этих приемах.
В петербургской общине, которая образовалась в результате проповеди Редстока, не было церковной организации, как у кавказских и украинских баптистов, многие верующие еще признавали действительным детское крещение. Однако подчеркивалось значение возрастания в благодати и освящения. В какой-то степени это было связано с личностью их наставника, лорда Редстока. Его желанием было привести людей ко Христу, а не в церковь, и он этого и достигал. Сам он принадлежал к свободной открытой церкви дарбистов (с открытым хлебопреломлением). Хотя он никогда не подчеркивал свою деноми-национную принадлежность, она оказала известное влияние на первоначальное устройство петербургской общины, которой еще предстояло уразуметь роль церковной организации и взрослого крещения. Этими вопросами уже после высылки Пашкова за границу будет заниматься И.В. Каргель.
Полковник Пашков, великолепный организатор и администратор, очень хорошо понимал, что невозможно эффективно проповедовать Евангелие в России, не объединив все разрозненные течения в один могучий поток. Он начал активно налаживать связи с представителями Кавказа, Таврии и Украины.
Однако Пашков мечтал о большем. Он мечтал об объединении верующих в России, чтобы они могли узнать лучше друг друга и потом совместно трудиться для распространения Евангельского учения. 24 марта 1884 г. было разослано письмо-воззвание ко всем общинам, подписанное В.А. Пашковым и М.М. Корфом, с просьбой прислать своих представителей на конференцию, которая созывается 1 апреля в Петербурге. Всего прибыло на съезд около 100 человек. Это был первый съезд в истории евангельского движения в России. Специальных протоколов не вели. Пять дней участники в непринужденной обстановке высказывали мнения, дискутировали и приходили к единому пониманию евангельских истин. Однако завершить намеченную программу не удалось. 6 апреля участники съезда были арестованы в гостинице, и под конвоем отправлены в Петропавловскую крепость, где их подвергли допросу и суду, а затем в сопровождении жандармов отвели на железнодорожный вокзал и отправили из столицы, строго предупредив, что если кто-то из них снова появится в столице, будет подвергнут наказанию.
Обер-прокурор Священного Синода очень обеспокоился перспективой объединения всех евангельских кругов России для исполнения Великого Поручения Иисуса Христа. Пока евангельские верующие локально сидели в своих поместных церквах, он проявлял к ним скорее любопытство, но когда они начали объединяться ради миссии, тут уже все черные силы, противостоящие духовному пробуждению России, поднялись против Евангелия. В конце 1884 г. лидеры петербургских верующих были высланы за границу. Но объединение ради миссии все же состоялось на съезде в Ново-Васильевке, который начал свою работу 30 апреля 1884 г. Этот съезд считается первым самостоятельным съездом русских баптистов. На нем был образован Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. Именно с этого момента русский баптизм существует в России как целостная структура, а не как отдельно действующие центры.
В дальнейшем судьба русского баптизма складывалась непросто. В 1905 г. из него выделяется Русский евангельский союз во главе с Иваном Степановичем Прохановым. Этот союз, оставаясь вероучительно и организационно баптистским, развивается уже по своей традиции параллельно с союзом баптистов. Разделение произошло не по догматическим вопросом, а скорее по менталитету. Строгие молоканские традиции кавказских баптистов вошли в конфликт со свободным исповеданием петербургских общин. В течение десяти лет велись переговоры о слиянии этих двух мощных традиций в один союз, но ни в рамках Российской империи, ни Советской России успехом они не увенчались. Только осенью 1944 г. эти два союза слились в один, образовав Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1945-1947 гг. под нажимом государственной власти к этому союзу присоединены были чуждые ему вероучительно различные течения пятидесятничества, что привнесло в общины ВСЕХБ известные противоречия и несогласия.
В конце 50-х гг. под нажимом властей ВСЕХБ принял ряд внутренних документов, противоречащих собственному вероучению. Это привело к тому, что в 1965г. образовался новый баптистский союз, известный как Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), который начал развиваться уже по своей традиции. В 80-х гг. из этого союза отделилось большое количество общин, которых не устраивала внутренняя жизнь и устройство СЦ ЕХБ на тот момент, они основали движение так называемых автономных церквей, положив начало новой традиции в русском баптизме.
Параллельно с этим в России создаются новые миссионерские союзы как, например, Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС), которые действуют параллельно с давно существующими союзами, но по вероучению являющиеся баптистскими.
За 140 лет в русском баптизме сформировались несколько параллельно действующих традиций, представляющих все многообразие русского баптизма. И в этом его уникальная особенность. Развиваясь параллельно в четырех центрах, русский баптизм слился в одно движение, из которого со временем стал выделяться целый ряд параллельных традиций, каждая из которых имеет право называться русским баптизмом.
Сегодня таких традиций пять. Это Российский союз евангельских христиан-баптистов, Международный совет церквей, два крыла автономного движения и миссионерские союзы. Эти традиции в России представляют полтора десятка официально существующих баптистских Союзов, которые носят разные названия и далеко не всегда включают в себя само определение «баптистский», но по своим вероучитель-ным принципам все же остающиеся баптистскими. Это новая фаза развития русского баптизма. Что будет завтра. покажет время.
Синичкин А. Особенности возникновения и формирования российского баптизма
В России баптизм появился и нашел своих сторонников в 60-х годах XIX столетия. Центрами нарождавшегося русского баптизма явились Украина, Кавказ, Таврическая губерния и Санкт-Петербург.
Существенную роль в ознакомлении россиян с этим религиозным направлением сыграли представители т.н. «европейского» или «континентального» баптизма, сформировавшегося в Германии в середине XIX в. Лидером его был Иоганн Онкен (1800-1884), организовавший в 1834г. первую общину баптистов в Гамбурге. К 1851г. в союзе немецких баптистских общин насчитывалось 4000 членов и 41 церковь. И. Онкен со свойственной ему немецкой педантичностью организовал в Европе миссионерскую сеть, которая оказалась очень эффективной. Уже при жизни Онкена баптистские церкви были организованы практически во всех уголках Европы. Центром подготовки баптистских служителей стала, организованная Онкеном в 1881 г. Гамбургская семинария. В ней училось немало будущих лидеров русских баптистов.
Сам Онкен с евангельской миссией четыре раза посетил Россию. Б то время в России существовали жесткие законы, запрещающие «совращать» православных в иное вероисповедание, и предусматривавшие за это наказание в виде каторги и ссылки. Поэтому богослужения и миссионерская деятельность ограничивались населением немецких колоний на территории Украины, возникших в конце XVIII в. во исполнение указов Екатерины II.
В других округах, независимо от деятельности И. Вюста, также возникали новопиетистские группы, но уже среди меннонитов, которые получили название «церковные меннониты». Спустя время, в 50-60-х годах XIX в., из их среды выделяются церковные группы, выступавшие за введение ряда изменений в обрядовой стороне: еженедельное проведение обряда причащения и допуск к нему лиц, переживших «духовное возрождение»; совершение «крещения по вере» и другие. Они были признаны государством в качестве самостоятельной религиозной группы и за ними закрепилось наименование «братские меннониты».
В середине 60-х годов происходят серьезные изменения и в церковной жизни последователей Иоганна Вюста: они пришли к необходимости введения водного крещения. Пережившие покаяние и возрождение, члены его кружка хотели быть крещены полным погружением. 10 мая 1864 г. были приглашены представители братских меннонитов для того, чтобы совершить обряд крещения, что и было сделано. Образовалась группа, которая с самого начала взяла баптистское вероучение и стала называть себя баптистами. Так в 1864 г. на Украине возникла первая баптистская церковь, состоящая исключительно из российских немцев бывших лютеран, реформатов и меннонитов.
Семен Уклеин, имея довольно много последователей, как среди духоборцев, так и среди православных, избрал себе в помощники 70 учеников, называл их апостолами, а себя счел за богопросвещенного пророка, призванного к восстановлению истинного христианства. Со своими учениками он торжественно, с пением псалмов, вошел в Тамбов для открытой проповеди своего учения и сокрушения «идолов» (икон). Местная полиция арестовала его вместе с учениками и посадила в тюрьму. Ученики скоро возвратились в православие и получили свободу, а Уклеин, после долгого увещания духовенством и угрозы судом, притворно раскаялся и тоже был освобожден. Во избежание новых преследований, он странствовал по Тамбовской, Воронежской, Саратовской и Астраханской губерниям, распространяя свое учение. Новые последователи занесли свои верования на Дон в среду казачества, на Кавказ и в Сибирь. Вскоре молоканство распространилось в Курской, Харьковской, Рязанской, Пензенской, Нижегородской и Симбирской губерниях.
У молокан большие проблемы с триединством и христологией. В этих вопросах много путанного, не проясненное отношение к Ветхому и Новому Заветам, существуют некоторые пищевые запреты. Молокане, как выходцы из православия, через духоборцев очень много взяли из православного исповедания веры, например, они молятся за умерших, у них сильно развит культ почитания старших, большая строгость в одеждах. Среди молокан не было по настоящему образованных людей. Отсюда расколы, непонимание между общинами.
Учением «водных» молокан был увлечен в 60-х гг. способный юноша молоканин из Тифлиса Никита Исаевич Воронин (1840-1905). Вскоре он заметил неполноту учения «водных» молокан. Изучая Библию, Н.И. Воронин пришел к сознанию своей греховности и пережил «покаяние» и «возрождение». После этого он стал искать, как и через кого он мог бы креститься в воде через погружение. В это время в Тифлисе был проездом на родину (в Персию) Яков Деляков, с которым Н.И. Воронину довелось встретиться. В беседе выяснилось сходство в понимании ими вопросов покаяния, обращения, возрождения, но вопрос крещения Я. Делякову длительное время не вполне был понятен: он был в то время по вероисповеданию пресвитерианином, признававшим детское крещение в младенчестве. Позже он поменяет свое понимание крещения и станет баптистом, но в тот момент он не смог по своим убеждениям свершить обряд крещения над Н.И. Ворониным.
Я. Деляков знал о жившем тогда в Тифлисе баптисте Мартине Карловиче Кальвейте (1833-1918), который родился в лютеранской семье. В 1858 г. Кальвейт пережил возрождение и принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губернии (Литва). С 1863 г. он жил с семьей в Тифлисе. Деляков просит баптиста Кальвейта крестить Воронина. М.К. Кальвейт входил в небольшую баптистскую общину в Тифлисе, которая состояла из 15 немцев. Они жили обособленно и никак не соприкасались с русскими. Русские на Кавказе даже не знали такое понятие, как «баптист», потому что маленькая немецкая община никакую агитационно-миссионерскую работу не вела.
20 августа 1867 г. ночью на реке Куре Мартин Кальвейт совершает обряд водного крещения над русским молоканином Никитой Исаевичем Ворониным. Этот день считается днем рождения русского баптизма.
В 1876 г. И. Онкен рукоположил 22-летнего В.Г. Павлова миссионером. Возвратившись в Россию, В.Г. Павлов, прежде всего, перевел с немецкого языка на русский так называемое Гамбургское исповедание веры баптистов, состоящее из 15 разделов. Однако это вероисповедание с трудом приживалось в молоканской среде из-за своей кальвинисткой направленности. Не могло кальвинистское богословие безболезненно лечь на молоканские корни. Позже в это вероисповедание будут внесены изменения, исключающие крайний кальвинизм.
В 1880 г. В.Г. Павлов был утвержден губернатором в звании духовного наставника (проповедника) тифлисской общины и, как пишет В.Г. Павлов, «таким образом, тифлисские баптисты получили право свободного исповедания своей веры, каковыми правами они пользовались до 1886 г.». В тифлисской общине был разработан ряд правил: правила ведения заседаний, преломления хлеба, бракосочетания, внутреннего устройства общины (разработаны вопросы домостроительства поместной церкви). Следует заметить, что эти правила нашли признание во всех поместных евангельско-баптистских церквах России и в своей основе сохранились в практике жизни поместных церквей до сего времени.
Тифлисская община начала активную миссионерскую деятельность, благодаря которой появились баптистские общины в Закавказье, Северном Кавказе, Баку и Бакинской губернии. Тифлисская община не оставалась безучастной к народному горю, вызванному русско-турецкой войной 1877 г. Община выделила двух сестер-сиделок и двух братьев-санитаров для ухода за ранеными, за что в 1880 г. была награждена от Кавказского окружного управления Общества Красного Креста знаком «Красного Креста». Решением членского собрания общины чести носить этот знак был удостоен М.К. Кальвейт.
Таким образом, на Кавказе возник особый русский баптизм, который позже нашел контакты с немецкими баптистами, однако при самом зарождении кавказский баптизм был чисто русским явлением, вобравшим в себя молоканские этические и культурные традиции, которые присутствуют в русском баптизме до настоящего времени, делая его уникальным и самобытным.
Еще одним очагом возникновения русского баптизма стала Таврическая губерния. В Таврической губернии на юге Левобережной Украины возникновение баптистских общин, состоящих из русских и украинцев, относится к 60-м гг. XIX в. и началось оно в среде русских молокан. К этому времени в Таврической губернии, в Мелитопольском и Бердянском уездах, жили, по преимуществу, немцы-колонисты (мен-нониты и лютеране), русские молокане и отчасти православные русские и украинцы. Здесь находился центр новопиетистского движения среди российских немцев, живших в непосредственной близости от молокан и православных. Здесь возникла первая община братских меннонитов, о которых не могли не знать молокане Ново-Васильевки, Астраханки и других селений. Здесь даже возникла самая ранняя группа штундистов новопиетистского (меннонитского) влияния в среде православных, оказавшаяся, однако, нежизнеспособной: зародившийся было здесь новопиетистский штундизм недостаточно укоренился и не получил распространения среди здешних малороссов и русских.
Во второй половине 70-х гг. XIX в. таврических молокан стали посещать баптистские проповедники и постепенно возникают общины баптистов. Внутреннее устройство их было таким же, как и у закавказских баптистов: образцом устройства была тифлисская поместная церковь.
К 1882 г. молокан Таврической губернии посещали регулярно И.Г. Рябошапка, Н.И. Воронин и другие проповедники из русских баптистов, которые имели большой успех в проповеди Евангелия среди молокан. Общины баптистов в Ново-Васильевке, Астраханке и Новоспасском быстро росли. Новообращенные были, в основном, из среды молокан первого донского толка и захаровцев. Последних отделял от баптистов, по существу, только один шаг (они признавали как крещение взрослых по вере, так и крещение младенцев верующих родителей). Епископ Алексий, часто бывавший на совместных беседах молокан обоих донских толков с баптистами, пишет: «Разбитые в целом ряде бесед, молокане в огромном количестве перешли в баптизм».
Со временем почти все евангельские христиане-захаровцы присоединились к баптистам. Таким образом, баптизм в Таврической губернии, начавшийся с проповеди пресвитерианского проповедника, был по своему происхождению уже вполне русским.
Четвертый центр зарождения русского баптизма находился в Петербурге. Здесь баптизм возник в самой, что ни на есть православной среде, причем в среде высшей аристократии. В начале эти люди никак не ассоциировали себя с баптистами, однако позже, будучи отринутыми православной церковью и ища своих единоверцев, они осознали себя баптистами.
Лорда Редстока стали приглашать для бесед в дома петербургских аристократов. Перед ним открыли двери особняки княгинь Ливен, Гагариной, графов Корфа и Бобринского, чуть позже основным местом собраний стали два особняка, принадлежавшие гвардейскому полковнику Пашкову. С этого времени началась так называемая «салонная миссия» Редстока. Собрания проводились регулярно и вскоре стали очень популярными, можно сказать, признавалось модным среди знати бывать на этих приемах.
В петербургской общине, которая образовалась в результате проповеди Редстока, не было церковной организации, как у кавказских и украинских баптистов, многие верующие еще признавали действительным детское крещение. Однако подчеркивалось значение возрастания в благодати и освящения. В какой-то степени это было связано с личностью их наставника, лорда Редстока. Его желанием было привести людей ко Христу, а не в церковь, и он этого и достигал. Сам он принадлежал к свободной открытой церкви дарбистов (с открытым хлебопреломлением). Хотя он никогда не подчеркивал свою деноми-национную принадлежность, она оказала известное влияние на первоначальное устройство петербургской общины, которой еще предстояло уразуметь роль церковной организации и взрослого крещения. Этими вопросами уже после высылки Пашкова за границу будет заниматься И.В. Каргель.
Полковник Пашков, великолепный организатор и администратор, очень хорошо понимал, что невозможно эффективно проповедовать Евангелие в России, не объединив все разрозненные течения в один могучий поток. Он начал активно налаживать связи с представителями Кавказа, Таврии и Украины.
Однако Пашков мечтал о большем. Он мечтал об объединении верующих в России, чтобы они могли узнать лучше друг друга и потом совместно трудиться для распространения Евангельского учения. 24 марта 1884 г. было разослано письмо-воззвание ко всем общинам, подписанное В.А. Пашковым и М.М. Корфом, с просьбой прислать своих представителей на конференцию, которая созывается 1 апреля в Петербурге. Всего прибыло на съезд около 100 человек. Это был первый съезд в истории евангельского движения в России. Специальных протоколов не вели. Пять дней участники в непринужденной обстановке высказывали мнения, дискутировали и приходили к единому пониманию евангельских истин. Однако завершить намеченную программу не удалось. 6 апреля участники съезда были арестованы в гостинице, и под конвоем отправлены в Петропавловскую крепость, где их подвергли допросу и суду, а затем в сопровождении жандармов отвели на железнодорожный вокзал и отправили из столицы, строго предупредив, что если кто-то из них снова появится в столице, будет подвергнут наказанию.
Обер-прокурор Священного Синода очень обеспокоился перспективой объединения всех евангельских кругов России для исполнения Великого Поручения Иисуса Христа. Пока евангельские верующие локально сидели в своих поместных церквах, он проявлял к ним скорее любопытство, но когда они начали объединяться ради миссии, тут уже все черные силы, противостоящие духовному пробуждению России, поднялись против Евангелия. В конце 1884 г. лидеры петербургских верующих были высланы за границу. Но объединение ради миссии все же состоялось на съезде в Ново-Васильевке, который начал свою работу 30 апреля 1884 г. Этот съезд считается первым самостоятельным съездом русских баптистов. На нем был образован Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. Именно с этого момента русский баптизм существует в России как целостная структура, а не как отдельно действующие центры.
В дальнейшем судьба русского баптизма складывалась непросто. В 1905 г. из него выделяется Русский евангельский союз во главе с Иваном Степановичем Прохановым. Этот союз, оставаясь вероучительно и организационно баптистским, развивается уже по своей традиции параллельно с союзом баптистов. Разделение произошло не по догматическим вопросом, а скорее по менталитету. Строгие молоканские традиции кавказских баптистов вошли в конфликт со свободным исповеданием петербургских общин. В течение десяти лет велись переговоры о слиянии этих двух мощных традиций в один союз, но ни в рамках Российской империи, ни Советской России успехом они не увенчались. Только осенью 1944 г. эти два союза слились в один, образовав Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1945-1947 гг. под нажимом государственной власти к этому союзу присоединены были чуждые ему вероучительно различные течения пятидесятничества, что привнесло в общины ВСЕХБ известные противоречия и несогласия.
В конце 50-х гг. под нажимом властей ВСЕХБ принял ряд внутренних документов, противоречащих собственному вероучению. Это привело к тому, что в 1965г. образовался новый баптистский союз, известный как Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), который начал развиваться уже по своей традиции. В 80-х гг. из этого союза отделилось большое количество общин, которых не устраивала внутренняя жизнь и устройство СЦ ЕХБ на тот момент, они основали движение так называемых автономных церквей, положив начало новой традиции в русском баптизме.
Параллельно с этим в России создаются новые миссионерские союзы как, например, Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС), которые действуют параллельно с давно существующими союзами, но по вероучению являющиеся баптистскими.
За 140 лет в русском баптизме сформировались несколько параллельно действующих традиций, представляющих все многообразие русского баптизма. И в этом его уникальная особенность. Развиваясь параллельно в четырех центрах, русский баптизм слился в одно движение, из которого со временем стал выделяться целый ряд параллельных традиций, каждая из которых имеет право называться русским баптизмом.
Сегодня таких традиций пять. Это Российский союз евангельских христиан-баптистов, Международный совет церквей, два крыла автономного движения и миссионерские союзы. Эти традиции в России представляют полтора десятка официально существующих баптистских Союзов, которые носят разные названия и далеко не всегда включают в себя само определение «баптистский», но по своим вероучительным принципам все же остающиеся баптистскими. Это новая фаза развития русского баптизма. Что будет завтра. покажет время.
Источник: Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Москва, 2007