символы власти в россии при царе
Держава и Скипетр символ власти монархов Российской империи
Держава и Скипетр. Опять обман?
Все мы знаем важнейшие регалии правителей Европы – Скипетр и Державу, называемую также «яблоком». Энциклопедии доходчиво нам разъяснили, что они обозначают и какова их эволюция. Но всё ли так очевидно? Может, изначально это были совершенно иные предметы?
Эта статья – не полноценное расследование, она не даст ответа на поставленный вопрос. Это скорее предположение, требующее проработки. Обычно я поступаю иначе и веду читателя через символы и образы к конкретному, пусть и не всегда верному, выводу. В моих исследованиях важен их ход, семантика, отсылки, а не «конец статьи». Благодаря этому я прокладываю свой и, надеюсь, ваш путь к познанию язычества, к впитыванию его образной стороны, философии (а не тупо внешней части, «позёрства», не имеющего ничего ценного). Поэтому меня, признаюсь, мало волнует чье-либо мнение, комментарий, возражение и даже согласие. Ведь у меня есть мощная база и постоянно подтверждаемая исследованиями концепция, а статьи – лишь способ упорядочить мысли. Но в данном случае мне действительно интересно мнение со стороны. Разумеется, мнение в рамках представленной теории, а не абсолютно «левое», типа: «Нет, всё было не так, на самом деле это древние устройства связи со звездолётом рептилоидов» (с отсутствием всякой аргументации). Всё-таки надо общаться на одном языке, иначе сообщество не построишь.
На этом «организационная» часть закончена, переходим к материалу. Сразу Википедия:
«Инсигнии (лат. insignia «украшения») – внешние знаки могущества, власти или сана.
Исторические регалии Российского государства – материальные признаки правителей России в период существования власти в этом государстве и стране…
В России императорские регалии: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит»
Всякие церемониальные мечи, булавы, плети вполне очевидны в своем символизме. Царская печать – тоже. Трон – с одной стороны понятен. сидеть-то надо на чем-то, но с другой стороны является кое-чем интересным, если смотреть на него в рамках моей теории (и вообще всего, что я понаписал в серии «как стать князем» и последующих статьях) – об этом еще расскажу. Про корону в конце кое-что скажу, но не расследовал ее отдельно (там надо ж с нимбами святых сравнивать). Здесь же меня интересуют самые видные и непонятные – держава и скипетр.
Держава и Скипетр
«Держава императорская (также «Царское яблоко») – одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти. При подготовке к коронации Екатерины II в 1762 году обнаружилось, что старая держава Елизаветы Петровны исчезла – драгоценные камни сняты, а золото «пущено в дело». Тогда по приказу будущей императрицы придворный ювелир Георг Фридрих Экарт за две недели изготовил новую державу. Она имела вид небольшого, безукоризненно отполированного золотого шара с бриллиантовым пояском и была увенчана полуобручем с крестом. Свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I, в начале XVIII века.
Императорский скипетр – одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м – дополнен бриллиантом «Орлов»… Скипетр представляет собой золотой жезл длиной 59,6 см и весом 604,12 грамма. Жезл визуально разделён на четыре сегмента: рукоятку, две центральных части и навершие…»
Елизавета I, Англия, 16-й век
Фридрих V, Чехия, 17-й век
Екатерина Великая, Россия, 18-й век
Александр III, Россия, 19-й век
Елизавета II, Англия, 1953
Историки говорят, что Скипетр произошел от Посоха, т.е. царь – пастырь для народа. Тот же символизм у Папы Римского, например. Изображения это подтверждают:
Наполеон, Франция, 19 век
Видим самый настоящий посох. Однако есть и другие изображения этой же коронации. Например:
Прикольная штука с рукой. чесать спину, видимо. Шучу.
Наполеон примерно так отреагировал бы на мою шутку:
Но я это к чему. В англоязычной Вики вычитал следующее:
«Самые ранние английские описания коронаций 9 века упоминают скипетр (sceptrum) и посох (baculum). В описании коронации Этльреда II появляются скипетр (sceptrum) и посох (virga), как и в порядке проведения коронации в 12 веке. В описании коронации времён Ричарда I есть королевский золотой скипетр с золотым крестом (sceptrum) и золотой посох с золотым голубем на вершине (virga), упомянутый в исторических записях впервые. Около 1450 года Спорли, Вестминстерский монах, составил список реликвий, в состав которого входили статьи о коронации Святого Эдуарда Исповедника, оставленные им для преемников. Там говорится о золотом скипетре, деревянном позолоченном посохе и железном посохе (жезле)».
Коронация Эдуарда Исповедника
То есть нельзя сказать, что скипетр – это посох. В записях путаются термины: скипетр, посох, жезл, – поскольку обозначают почти одно и то же, и при переводе замещают друг друга, однако видно четко, что это разные предметы. Есть длинные посохи, есть короткие. ну, назовем их «скипетрами», раз уж речь о них, хотя можно было бы и «жезлом» величать.
Теперь, понимая, что у царей был и посох, и скипетр, можно отбросить мысль, будто скипетр – это только лишь укороченный со временем посох, и сосредоточиться на его изначальной «короткости», оставив посохи там же, где и плети – в «пасторском» отделе (хотя и там не так всё просто – к концу статьи увидите). Их символизм ясен, достаточно вспомнить, что слово «Дисциплина» произошло от французского хлыста (вроде бы).
А скипетр – это скипетр. Не зря же именно его, а не посох, пародировали шуты:
А мы ведь понимаем, что шуты – это наследие святочных ряженых. У шутов, как вы видите, на конце скипетра была кукла вместо христианских крестов и голубей, вместо имперских орлов (тоже языческих). И это, скорей всего, не забавы ради изначально было.
Пока вы оцениваете шикарные ноги нарисованного шута, скажу, что чую местом, откуда они растут: нельзя рассматривать скипетр отдельно от так называемой «державы», ведь они всегда идут бок о бок, составляя единое целое. В отличие от того же посоха. И именно пристрастие к нему Шутов, т.е. грубо говоря, Волхвов или Язычников, намекает нам то, чем же изначально являлась «держава», которую, кстати, нельзя увидеть в шутовских руках. Почему – я вам тоже скажу.
О державе говорят так: крест на шаре обозначает власть Христа над миром. А царь как бы носитель этого порядка. Опускаясь с неба на землю, говорят, что шар – это территория (orbis terrarum), над которой властвует царь. Допустим, так и было в недавних веках, но это не значит, что держава вообще появилась из понятия «Земной шар» и уж тем более «Территория».
Второе наименование её – «яблоко» – уже более символическое. Мы ведь помним, откуда у будущих князей это яблоко, не так ли? От «мирового древа» и его «молодильных яблок», конечно же. Это историки тоже не учитывают, ссылаясь просто на схожесть форм шара и яблока. Но я вам сейчас не о яблочном символизме хочу рассказать, а о другом предмете, который тоже связан с «мировым древом», являясь его частью и в шаманских культурах не отделим от того, что назвали «скипетром». а Европа изначально была очень даже шаманской.
(Только не думайте, что шаманизм – это прям истинное мировоззрение. Он так же далёк от своего корня, как и Христианство. Однако это не мешает им всем быть носителями исконных традиций).
Впервые об этом я задумался, когда изучал Кибелу.
Весь миф приводить не буду, там много всего понамешано и как-то неуважительно не посвящать ей отдельную статью. Но вкратце: там есть все те же самые мотивы про «курганную бабу» и святочный обряд, что и в любом греческом мифе («древние греки» знали свои северные корни, а писатели, явившие «Элладу» миру, – нет, видимо). А Кибела предстаёт пред нами в чисто шаманском облике. При этом является «Матерью богов» и носит КОРОНУ. Ага, то бишь третья царская регалия, обязательная на изображениях скипетра и яблока. Также она сидит на ТРОНЕ – четвертая обязательная регалия. В общем, вся царская атрибутика у нее соблюдена, да еще и главным любовником был Аттис. Почему-то культурологи никак не хотят сравнить его имя (Ἄττις) со старым названием Греции – Аттикой (Ἀττική). Ну, да ладно.
Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.
Безумство – это отличительная черта Кибелы. Авторы никак не могли выразить экстатический характер Обряда, поэтому применяли термины «ярость, помешательство, опьянение», как и в случае с Дионисом, и только с написанием Нового Завета появился еще один интересный для этого термин – «Страсти» (хоть никто вам этого и не признает никогда). Видно и наложение «арийской» Традиции на местные варварские племенные воззрения (а что вы хотели? Колонизируемые земли, однако). Но мы посмотрим на главное:
«Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у неё тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве».
Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?
Понимаете, это просто ересь какая-то. Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!
Тимпан – это маленький барабан, по которому бьют рукой. Например, как на этой фреске с Дионисом:
«В Грецию инструмент попал и к V веку до новой эры распространился по всей её территории вместе с оргиастическими культами Диониса и Кибелы из Фракии и Фригии; греческое слово, обозначающее барабанный бой, также обозначает служение Кибеле. Многочисленны упоминания тимпана в античной литературе (например, в трагедии Еврипида «Вакханки», в «Пире мудрецов» Афинея) и его изображения в античной вазописи (наиболее часто – в руках менад и корибантов)» (Википедия).
Всё остальное пропускаю – там надо доизучить перед тем, как с вами делиться, а вот то, что её культ связан с Кабирами, Корибантами, Куретами и прочими танцующими в боевом хороводе юношами, нам пригодится. Ведь это греческий вариант ряженой толпы (как и Кентавры), В КОТОРОЙ И РОЖДАЛСЯ БУДУЩИЙ КНЯЗЬ. Кстати, в мифе есть прямая отсылка к этому, когда говорится, что Кибела – это Рея, а Рея родила В ГОРЕ (на кургане) Зевса (Перуна, Индру, Тора – олицетворения жениха-князя. не менее «безумного», чем те же кабиры, кентавры, вакханки).
Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!
И если всякие «фракийцы» и «фригийцы» (фрязи, фризы и франки) якобы не знали настоящий бубен, то их предки, рисовавшие Кибелу, явно знали. Ибо колотушка – наиважнейший шаманский инструмент. Некоторые шаманы камлали БЕЗ БУБНА, НО С КОЛОТУШКОЙ!
Тут мне остаётся только комментировать, ведь всё есть у профессионалов своего ремесла. Передаю слово Мирче Элиаде:
«. инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна. Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу«.
Вот вам и связь бубна с Яблоками, которые тоже висят на Мировом древе. За внешним образом скрывается глубокая суть. Что уж там говорить, когда все наши заговоры, которые, суть, языческие молитвы, всегда обращаются к тому же «центру мира».
А вы вспомните невероятно богатые украшения «держав», а также любимую деталь в виде Т-образного перекрестка, идущего от «экватора»:
Сравните с описанной «держалкой» бубна:
Рудимент, оставшийся в виде украшения, или простое совпадение в моей воспаленной фантазии?
Я уж молчу про наименование бубна «конём», поскольку его музыка способствует экстатическому трансу шамана. Это чуть ли не самое устойчивое сравнение во всем шаманском мире. Ну, и сравните это с «духом» (сивкой-буркой), который опьяняет будущего «князя» («конязя, кентавра») во время обряда.
Про бубны сказано много, но такова участь современного отношения к шаманизму, что лишних вопросов задавать нельзя. Бубен сакрален, мистичен, и всё тут. Просто сделай умный вид и промолчи. Хотя оно и ежу понятно, что сам бубен тут не несёт важности – важен его бой, музыка – Пегасов источник Муз, вдохновляющий, опьяняющий, несущий экстаз. А вы думаете просто так англичане с американцами подняли музыкальную индустрию до заоблачных высот? Вытекающее из этого следствие: бубен = болван, т.е. временное вместилище духа (той же музы).
Но бубен бесполезен без ударного инструмента – руки или колотушки, дающей и комфорт игры, и более глубокий звук. Приведу первое попавшееся описание (оно всё равно у всех народов одинаковое):
«При камлании шаманами обязательно употреблялся ритуальный жезл, носивший хакасское название «орба». В научной литературе за ним закрепился термин «колотушка». Шаман мог камлать и без участия бубна, только «орбою».
«Орба» во время камлания служила не колотушкой, а орудием управления, наказания и устрашения. Шаман пускал ее в ход для усмирения как людей, присутствующих на сеансе камлания, так и для наказания духов-тёсей, отправленных на задание. Поэтому жезл носил дополнительное определение «алтын хамчы» – букв, золотой кнут. Орба применялась в качестве орудия гадания (торік). Она выполняла функции ударного инструмента, под грохочущие звуки которого посылались духи-тёси к Ирлик-хану. Она применялась для лечения больных и представляла особый инструмент в руках шамана, ограждавший человека от злых сил (хурайлачац агас). В обычные дни орба хранилась внутри бубна, заложенной за рукоять. После смерти шамана его жезл вешали внутри бубна на дереве у могилы, в некоторых случаях родственники оставляли его дома для передачи следующему преемнику. Слово «орба» имеет свои аналоги в бурятском языке, где термин «хорьбо» применяется в отношении посоха, ритуальной трости. Вполне вероятно, что корень слова «орба» связан с близко звучащим термином «хорба» – побеги березы, из которых вырезался ритуальный жезл. Хакасская «орба» изготовлялась по единой форме, напоминающей загнутую назад большую ложку. Лицевая сторона или ее ударная часть делается выпуклой. Выпуклая сторона носила название «солбы» или «хара солбы» – черная солба. Она считалась при гадании «тёрик» (торік) несчастливой. Тыльная сторона делается вогнутой и носит название «арт» – спинка, «олбы» или «ах солбы» – белая солба. Она при гадании определяла счастливый исход камлания. Материалом для изготовления «орбы» служили дерево или кость. В древние времена предки хакасов изготовляли ритуальные жезлы из камня (тас орба) и даже из бронзы (хола орба). Бурятские посохи «хорьбо» так же, как и у хакасов, вырубали из березы. Костяные жезлы являлись прерогативой сильных шаманов, которые, отправляясь к Ирлик-хану, обязательно должны были предстать перед ним с костяной орбой в руках. Последние изготовлялись из плоских рогов трехлетнего лося и назывались «муус орба» – букв, роговой жезл. Костяной жезл из рога лося, хранящийся в Хакасском республиканском краеведческом музее, имеет длину 225 мм; длина ударной части – 140 мм, ширина – 68 мм; длина рукояти – 85 мм, ширина – 25 мм.
Камлали при помощи двух деревянных инструментов – орба. Ударные инструменты представляли собою палку с изображением коня, увешанного девятью кольцами. Они исполняли «ту же роль, что бубен у других татар. У мелетцев деревянный корпус (улуг орба) носил название «хам теми». К нему прикреплялись девять медных колец. Ударный инструмент (кічіг орба) носил название «халлах» (букв, лопасть) и был в виде лопаточки. «Начинающий шаман у кызыльцев камлал не с бубном, а посохом с колотушкой, – отмечала В.П. Дьяконова. – Посох (…) представляет собой палку с вырезанным на ней изображением коня. К нему (колл. 1833-6, дл. 61 см.) прикреплена скоба с семью железными кольцами. Как сообщают собиратели, во время камлания шаман садился верхом на палку у порога двери и бил по ней колотушкой. Колотушка (дл. 33,5 см.) к посоху лопаточкообразной формы вырезалась из дерева, с петлей для руки (колл. 1833-7)». Посохи, считает В.П. Дьяконова, являлись одним из древних видов культовых принадлежностей. Аналогичные посохи употреблялись шаманами Северного Алтая. Бурятские «хорьбо» всегда имели на верхнем конце изображение конской головы. В Аларском ведомстве Г. Потанин видел шаманские «костыли» под названием «хорьбо». Это была пара деревянных четырехгранных немножко кривых палок. Один конец имеет вид лошадиной головы. Посохи у бурятских шаманов были «у каждого, тогда как бубны не у всех; как более дорогой предмет бубен заводится после».
Итак, ритуальный жезл «орба» прошел длительную эволюцию – от посоха, сделанного из побегов дерева «хорба», первоначально служившего кнутом мифической лошади, до символа власти шамана, представлявшего его боевое знамя, бунчук. Силой ритуального орудия «орба» шаманы прикрепляли пойманную душу «хут» к бубну, которую затем ударами жезла возвращали больному человеку» (Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая, 2006)
Как видите, тут вам и хлыст, и посох, и жезл. И даже два жезла, как у некоторых правителей. Еще чуть о колотушках:
«Колотушка изготавливалась из священного дерева (у разных народов оно разное) и обтягивалось кожей или мехом диких животных (в основном камусом (шкура с ног оленей)). Многие шаманы получают колотушку от своих предков как отдельный атрибут. Иногда считается, что хорошая колотушка лучше хорошего бубна. В Орбе так же живёт отдельный дух-помощник (тёс, ээрен).
[У монголов] Колотушка в виде палочки называлась гисунь (ср. название колотушек у эвенков и амурских народов), что значит «речь», «слово». Этим же термином обозначались удары в бубен, осознававшиеся как «речь» шамана к духам» (Источник).
Оттого у шутов и венчала жезл карикатурная голова – лик духа. Что ж, думаю, достаточно.
Кибела была не единственной Матроной-шаманкой в мифологии. Вспомнить хотя бы знаменитого Одина-Вотана, отца северо-западной Европы, от которого пошли германцы. Те самые, которые потом активно использовали Скипетр и Державу в качестве регалий власти. Самый настоящий князь-шаман со всеми атрибутами, приведший «Асов» с Востока. В мифах упоминается его восьминогий конь Слейпнир, на котором он путешествовал по мирам, – это и есть бубен шамана.
И для последнего сравнения:
Знаменитая шапка, превратившаяся в корону. Прочтём снова у М. Элиаде:
«У некоторых племен (например, у юрако-самоедов) самой важной частью шаманского наряда считается колпак. По мнению самих шаманов, значительная часть их могущества сокрыта в этих колпаках. Поэтому, когда шаманский сеанс демонстрируется по просьбе русских, то шаман обычно выполняет его без колпака. Расспрошенные мною шаманы отвечали, что без колпака они были лишены всей настоящей силы, и поэтому вся церемония была только пародией, целью которой было прежде всего развлечение присутствующих. В западной Сибири его заменяет широкая лента вокруг головы, на которой подвешены ящерицы и другие животные-покровители, а также множество ленточек. На восток от реки Кеть колпак либо напоминает корону, увенчанную железными оленьими рогами, либо выполнен в виде медвежьей головы, с прикрепленными к ней самыми важными кусочками шкуры с настоящей головы медведя. Самым распространенным является тип колпака с рогами северного оленя, хотя у восточных тунгусов некоторые шаманы утверждают, что железные рога, украшающие их колпак, изображают рога обычного оленя. В других районах, как на Севере (например, у самоедов), так и на Юге (например, у алтайцев), шаманский колпак украшен птичьими перьями: лебедя, орла, совы, – например, перьями золотого орла или коричневой совы у алтайцев, перьями совы у сойотов (тувинцев) и карагасов (тофаларов) и т. д. Некоторые телеутские шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения».
Случайных совпадений всё больше.
Верны ли мои догадки? Пока не знаю, найдется ли подтверждающая информация. В мою концепцию данное сравнение ложится просто идеально. Держава-Бубен, Скипетр-Колотушка, Корона-Колпак. Плюс сам трон – четвертый символ власти. А ведь у оракулов-шаманов тоже был трон!
Но посмотрим, как оно пойдет дальше. Что думаете по этому поводу?
Главные атрибуты царской власти на Руси
Булавы, Скипетры, Державы 3. Истинный смысл скипетра и державы.
В. Чудинов. Что такое Держава
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…
Царские регалии
Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.
Царские регалии в коллекции Оружейной палаты
Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице — это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье «Венчание на царство». Кратко повторим основные факты.
Царские регалии. Шапка Мономаха
Существует старинное «Сказание о князьях Владимирских», согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о «Сказании о князьях Владимирских» рассказано в статье «Мономахов трон в Успенском соборе»).
На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.
Мономахов трон. Фрагмент
Историю о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.
По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.
Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.
Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.
Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.
Церемония венчания на царство
Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.
Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192
Первая подробно описанная церемония венчания на великое княжение на Руси относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы — золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.
В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.
Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.
Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии
Шапка Казанская. Царские регалии
Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ. Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.
В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.
Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.
У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.
При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.
Костяной трон. Царские регалии
«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.
В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.
Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.
Костяной трон. Фрагмент
Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.
Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.
В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. И.Е.Репин в картине «Иван Грозный и его сын Иван» также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).
Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии
Бармы
Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.
Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит — Деисус — молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.
Регалии царя Бориса Годунова
Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.
Трон царя Бориса Годунова
Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии
Держава
Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.
Царь Михаил Фёдорович
Дипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).
Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.
К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.
Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.
Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.
Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.
Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.
Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.
Венец царя Михаила Фёдоровича
Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.
Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича
Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.
Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.
Трон царя Михаила Фёдоровича
Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.
Среди камней преобладают камни красного цвета — турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы — сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня — ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости «золотого» трона.
Посох
Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.
Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.
Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии
Алмазный трон
Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.
Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.
Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.
Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии
В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.
Держава и скипетр царя Алексея Михайловича
Хронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.
Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.
Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии
Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.
Двойной трон
Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.
Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).
Алмазные венцы
Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.
Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича
Шапка алмазная царя Петра Алексеевича
Шапка алтабасная
Выполнили её для царя Ивана. Металл заменили на ткань, чтобы уменьшить вес регалии, она легче алмазного венца в два раза.
Пластины, украшающие шапку, турецкой работы. Есть версия, что для этой регалии переделали венец Алексея Михайловича. Но, возможно, для венца использовали запоны, которые нашивались на рукава и обшлага.
Посох. Стамбульский заказ Алексея Михайловича – главный символ царской власти, апелляция к королевской лилии – форма рукояти. Посох стоит у платна Петра.
Царские регалии XVIII века
В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.
1.Императорская корона императрицы Екатерины I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.
2. Корона императрицы Анны Иоановны.
Корона императрицы Анны Иоанновны
Фенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.
3.Щит. Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.
Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.
Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.
Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.
Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.
Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.
Статья написана по материалам Кремлёвского лектория. Также использовались книги:
И.А.Бобровницкая «Регалии российских государей», М, 2004
И.В.Фаизова «Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Государственной Оружейной Палате Московского Кремля», М, 2011