символика огня в истории культуры
Символика огня в истории культуры
Сварог, славянский бог семейного очага
Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.
Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба.
По легенде Сварог бил по камню, который принесла русалка Рось, чтобы у нее родился сын от Перуна. И, когда Сварог бил по камню, то искры сыпались во все стороны, и из этих искр и родился Тарх – Дажьбог. Поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог.
Сварог так же считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога, а так же всех своих воинов Ратичей.
Сварог очень способствовал развитию знаний.
Так же мы находим сравнения Сварога с Гефестом (греч.). Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.
Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.
Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост.
Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».
Семаргл, славянский бог огня и Луны
Семаргл. Худ. Н. Антипова.
Его функции до сих пор до конца не выяснены.
Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.
Семаргл не пускает в мир зло.
Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купало.
Дочь Лады, супруга Дажьбога.
Рядом с Сивой и Живой был живой колодец с живой водой, и из этого коло
Древнеримская богиня домашнего очага. Как и Гестия, Веста — богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем. Если Янусу были посвящены двери, то Весте — переднее помещение, находившееся за дверями. Оно называлось «вестибулум», и от этого слова происходит наше «вестибюль». Однако в отличие от греческой богини, почитаемой, но не игравшей особой роли ни в мифах, ни в государственном почитании богов, Веста была не только домашней богиней, но и богиней всего Римского государства. В Риме ей был посвящен всего один храм, в котором пылал вечный и негасимый огонь; римляне верили, что пока он не погаснет — не погибнет и их государство.
Храм Весты. Храм Весты находился в центре города, на Форуме — главной площади Рима. Говорят, что построили его в глубокой древности, при втором римском царе Нуме Помпилии. Храм имел круглую форму. Почему? На это было два ответа. Римляне думали, что Вселенная имеет форму шара, а в центре ее находится негаснущий огонь. Храм Весты с ее огнем и должен был изображать Вселенную. А может быть, все было проще — ведь круглую форму имел домашний очаг, в котором тоже горел огонь Весты. Может быть, храм сделали круглым в подражание очагу.
Агни – Бог Индусов, у которого 3 формы: солнце, молния и огонь.
Аод – Кельтская Богиня огня.
Бригита – Кельтская и неоязыческая богиня огня, мудрости, прорицания и исцеления.
Веста – Римская Богиня Домашнего Очага, ее храм был освещен священным огнем, за которым присматривали 6 девственных жриц, известных как Девственные Весталы.
Гера – Греческая богиня смерти и возрождения, богиня земли и семейного очага, хранительница брачных уз.
Гестия – Греческая богиня домашнего очага.
Гефест – Греческий Бог огня и кузнечного ремесла.
Кеарас (Киарас) – Древне-языческий бог огня.
Локи – Скандинавский бог огня.
Луг – Ранний Кельтский Солнечный Бог, который почитался древними друидами, как щедрый даритель урожая.
Митрас – Был в оригинале персидским Богом Солнца.
Ра – Египетский Бог Солнца; бог рождения и перерождения.
Сварог – Славянский бог огня и металлургии.
Богом огня, жертвенного костра и домашнего очага является бог Агни. При загорании огня, каждый раз рождается Агни. Он является защитником людей, дает им тепло и свет, что дает возможность варить еду и общаться с богами.
Присутствие бога Агни есть во всем, что горит. Он есть и в молниях, в солнечном тепле, в домах, где горит огонь. Так же он есть в животах людей, которые переваривают только что съеденную пищу. Агни очень любит помогать людям и всегда приходит им на помощь.
Люди общаются с богами благодаря Агни. Когда происходит религиозная церемония, священнослужители разжигают костер. В костер они бросают пищу и произносят имя бога, к которому обращено прошение. Агни принимает прошения и в виде дыма доставляет их нужному богу. Агни как бы является посредником между людьми и богом.
Агни известно, кто прав, а кто виноват. Если человек не виноват, а на самом деле виновен, Агни доказывает это. Он бросает человека в огонь и если он выйдет из него живым – значит, человек невиновен. Это испытание божьим судом. Агни может испепелять пороки. Он способен очищать все, к чему он прикасается. Именно так объясняется традиция индусов сжигать тела умерших людей.
Священнослужители бросают в костер подношения богам.
По представлениям африканского племени, проживающего в бассейне Конго, змей Индомбе является богом огня.
И. Г. Татаровская
ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В АФРИКАНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Институт Африки РАН
Центр исторических, национальных и культурных исследований
Символика огня в истории культуры
Мифологические представления о происхождении огня
http://vk.com/wall-56737595_199
В работе Г.Р. Галдановой «Культ огня у монголов», написанной на материалах разных обрядников, дается различная трактовка происхождения огня и представления о внешнем облике божеств огня и, тем не менее, «между божеством огня и самим огнем нет различия».
Очаг в юрте, продолжение:
Множество запретов свидетельствует о том, что божество огня представлялось одушевленным существом. Принося жертвенные предметы огню, поют:
Почитаю тебя жиром и маслом,
Одариваю тебя шапкой из выдры,
Одеваю тебя в золото и серебро.
(Г. Галданова. 150).
На этом торжестве благодарили Галай хана за все хорошее, что было в прошлом году, просили его быть в новом году милостивым, не гневаться. Поклонение огню, закрепленное в различных культах и нашедшее отражение в соответствующих ритуалах, явление мирового порядка. Известный русский этнограф В.Н. Харузина писала: «Культ огня и его проявления в верованиях, обрядах и обычаях народа слишком ярко бросаются в глаза, чтобы остаться незамеченными. Едва ли можно найти этнографическое описание, в котором не было бы затронуто почитание огня».
Буряты ежедневно, сварив утром чай, обязательно угощают им хозяина очага, т.е. ему раньше всех в доме предлагался чай нового дня. Жертвоприношения умилостивительного характера совершались в случаях распространения болезней, пожаров, падежа скота, гибели детей от ожогов, кожных заболеваний.
Огонь, стихия
Мифы о происхождении огня — в числе наиболее распространённых, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование огня — самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения огня: некое существо (выполняющее функцию культурного героя) похищает его у другого существа и передает людям.
В других мифах налицо мотив прецедента: кто-то научился добывать огонь трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике.
Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь: похититель отвлекает внимание владельца огня при помощи пляски и пения. В других мифах похищение заменено поисками огня где-то в отдалённой стране, или добыванием огня с луны, от грома и пр., или получением огня в виде выкупа за похищенного ребёнка.
Во всех мифах о происхождении огня — от Австралии до Америки — главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу огня. Одно и то же животное в одних мифах рисуется как владелец похищаемого огня, в других — как похититель. В некоторых мифах вопросом, как добыть огонь, озабочено не одно, а все животные. Часто действующие лица мифов напоминают типичные образы тотемических предков, выступают как олицетворённые (антропоморфизированные) существа. То, что в подавляющем большинстве мифов люди получают огонь от животных или с помощью животных, не случайно. Перед нами — яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей «некогда». Если в реальной действительности обладание огнём — один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда огнём владели животные, а люди его не имели.
В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание огнём приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об огне нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня — обычно женщина). В некоторых мифах есть намёки на связь огня с половой функцией женщины.
В примитивных мифах о происхождении огня сам огонь не олицетворяется: он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой огонь (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворёнными выступают окружающие его персонажи (владелец, похититель, даритель огня). В сложных мифологических системах классовых обществ мифологизируется и олицетворяется обычно сам огонь, который становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи — это просто люди, поклоняющиеся огню.
Теоретическая литература о мифологии огня бедна. Сторонники старой (XIX в.) мифологической школы считали мифы об огне отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идёт не о земном, а именно о небесном огне. (молния и пр.). Правда, по мнению этих авторов (А. Кун и др.), само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Теория мифологической школы в целом не подтверждается фактами: в подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного огня — последний тоже рисуется вполне реально. Большое количество мифов разных народов об огне собрал английский учёный Дж. Фрейзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени: когда люди совсем не знали огня, когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение огня и культ его несомненно вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи.
Первая победа первобытного человека — укрощение огня — знаменовала собой начало цивилизации. Огонь высекали с помощью двух палочек и колеса — действие, которое в сказках, легендах и фольклоре многих стран символизировало половой акт.
Суть божественного и источник света.
Огонь храмов, могил неизвестных солдат, факелов олимпийских игр и т. д.— свидетельства вечности энергетической основы сущностной силы Творца.
Древние считали огонь проявлением Бога, который таким образом становится доступен для восприятия, в том числе и человеческими органами чувств.
Символ жизни по аналогии с теплом солнечных лучей, огонь, освобождающий материю от нечистот, оставляющий после себя пепел, является действующей силой возрождения и очищения (языки очистительного пламени опустились на головы апостолов в Троицын день).
Движущая сила постоянного обновления, связанная с хтоническими силами
Жар солнечных лучей может оказаться губительным и сравниться с огнем всепоглощающей страсти или войны. Тогда как дым, затмевающий, удушающий,— символизирует помрачение и подавленность сознания.
Пожар, как и фугаски, и зажигательные бомбы, приводит к панике и обращает в бегство. В этом смысле огонь становится орудием кары: так, Люцифер, Светоно-сец, стал Князем адского пламени.
Негативный аспект — адского пламени, губительного огня пожаров, огня небес — молний, огня, исходящего из недр земли во время вулканических извержений и землетрясений.
у истоков человечества, «приручение», укрощение огня знаменовало начало культуры и что «безогненного» человека, дикаря, о котором фантазируют донаучные учения о возникновении человека, не существует.
единственный из всех элементов, который человек может воспроизвести сам, подручными средствами, так что это действительно могло служить свидетельством богоподобия человека. Многочисленные мифы (Древняя Греция, Полинезия) описывают огонь как исключительное достояние богов, и только похищение огня у богов предоставило его в пользование человеку. Огню приписывается очищающее воздействие («очистительное пламя»), свойство уничтожать зло, злых духов, лишать телесности ведьм и других демонических существ.
Tо многих частях света существуют обычаи огненного бега (греч. Pyrobasia, пиробасия), участники которого босыми ногами ступают прямо по раскаленным углям и при этом остаются невредимыми. Этот обычай, восходящий к древним очистительным обрядам, совершавшимся весной, наблюдается и в новейшее время, например, в Tибете (в 15-й день первого месяца).
Чаще всего огонь рассматривается как мужская субстанция (в противоположность воде как субстанции женской) и как символ жизненной энергии, сердца, оплодотворяющей силы, просветления, Солнца. Заклинательные формулы содержат свидетельства того, что огонь представлялся сверхъестественным существом.
Иногда совокупность огненных богов и сверхъестественных существ, взаимосвязанных со стихией огня, в силу двойственной сущности сгорания воспринималась по сути своей как сонм «трюкачей», которым человек не вправе доверять до конца, пример тому — германский бог Локи. Tем не менее господствующее почитание «животворного пламени» доказывается и идущими от античности традициями факельных шествий, и обычаем зажигать на праздничном столе свечи при наличии электрического освещения для придания красоты и торжественности.
Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они — Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов. Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни. В мире овощей огонь представлен семенем горчицы. Огонь и ветер проявления вулканических богов. Огонь домашнего очага — центр дома и является женским аспектом огня. Огонь пожирает, а вода очищает.
В наиболее примитивных культурах огонь являлся демиургом, возникающим из солнца, и его земным представителем. Поэтому он соотносится, с одной стороны, с лучом солнца и молнией (35), а с другой — с золотом. Фрэзер перечисляет множество ритуалов, в которых факелы, костры, горящие угли и даже пепел воспринимаются как способные стимулировать плодородие нив и благополучие человека и животных. Однако антропологические исследования выработали два объяснения праздников огня (сохранившихся по сей день как валенсийские костры в ночь св. Иоанна, фейерверки и освещенная рождественская елка): с одной стороны, по мнению Вильгельма Маннхардта, в этом проявляется стремление путем подражания и магии обеспечить получение огня и тепла от солнца, а с другой, как считают Юджин Могк и Эдвард Уэстермарк, здесь преследуется цель очищения или уничтожения сил зла (21). Однако обе гипотезы не исключают, а дополняют друг друга. Триумфальная власть и жизненная сила солнца — по аналогии, дух сияющего Источника — равнозначна победе над силой зла (силой тьмы); очищение есть необходимое жертвенное средство достижения триумфа солнца. Шнайдер, однако, различает два типа огня в зависимости от их направленности (или их функции): огонь оси огонь-земля (означающий эротизм, солнечное тепло и физическую энергию) и огонь оси огонь-воздух (связываемый с мистикой, очищением или возвышением и духовной энергией). Здесь — точная параллель с амбивалентной символикой меча (обозначающим как физическое разрушение, так и решительность духа) (50). Иными словами, огонь является образом энергии, которая может быть обнаружена как на уровне животной страсти, так и в плоскости духовной силы (56). Гераклитову идею огня как разрушающей и порождающей силы находим также в индийских Пуранах и в Апокалипсисе (27).
Как указывает Элиаде в «Мифах, сновидениях и мистериях» (Лондон, 1960), прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей.
ОГОНЬ-ВОДА Как и другие алкогольные напитки, «огненная вода» есть coincideatia oppmitorum (совпадение противоположностей) и поэтому относится к нуменам и гермафродитам. Вследствие этого алкоголизм можно рассматривать как попытку едитиия, преодоления разлада и отторгнутости.
Двойственное чувство: почитания и страха — лежит в основе ритуалов поклонения огню. В древних и примитивных культурах огню поклонялись как самому Богу, а позже — как символу божественной силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем рождается вновь — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделял его символику. Благодаря той роли, которую огонь играл в жизни людей, в большинстве мифологических традиций он считался результатом божественной деятельности. Поэтому столь часто встречаются легенды о похищении огня у небесных богов героями, такими, как Прометей, или о хитрых уловках, с помощью которых его добыли у подземных божеств, как, например, новозеландский мифический герой Мауи (происхождение этих островов в результате вулканической деятельности выглядит вполне правдоподобным).
Большинство культов огня были ужасающе кровавыми, в качестве примеров можно привести ацтекскую религию или ханаанский культ Молоха, в жертву которому приносили детей. Среди других ритуалов и культов поклонения огню наименее жестокими выглядят традиции, существовавшие в Иране (из которых, в конце концов, и произошел ведический культ бога огня Агни), а также в античном мире, где с огнем были связаны боги с доброй репутацией, такие, как Гефест (в римской мифологии Вулкан). В тех традициях, где огонь не являлся предметом прямого поклонения, он все же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления (как, например, в Библии, Исход, 12:11, где «гора загорелась огнем» и Иегова говорил из его середины с израильтянами); в христианстве огонь считается воплощением Святого Духа.
Символизм огня, связанный с сексуальностью (огонь — метафора сексуального желания), основан на древней технике получения огня с помощью трения.
Огонь всегда было принято считать добрым, необходимым и полезным, хотя (почти до второй четверти XIX века) было прекрасно известно, насколько огонь опасен, и насколько трудоемко было передавать его от очага к очагу (в сущности, до появления такого простого предмета, как спички). Осознание необходимости огня для развития самого рода человеческого, и в то же время опасности, — связаны с преданием о Прометее и Пандоре.
Потеря, утрата огня для очага племени было подлинной катастрофой для первобытных людей. Спасти племя могло только похищение огня у другого племени. Разумеется, такая зависимость людей от наличия или отсутствия огня становилась главной причиной возвеличивания его культа. Первобытная техника получения огня путем трения двух деревянных брусочков, дополняло символику самого огня и способ его получения, как бы некой эротической образностью. Действительно, ведь огонь рождался от того, что один брусок вводили в отверстие другого и сильно терли, сначала рождая тление, а затем и язычок животворного пламени…
в культурах многих народов огонь трактовался и как эмблема эротики.
Невесты в дни свадьбы получали от жениха огонь и воду, как знак прочности супружеской жизни, связи.
Огонь жертвенный, священный, вечный, зажигали и поддерживали и приносили ему жертву в честь богов во многих религиозных культах большинства древних народов Ближнего Востока, у вавилонян-египтян, финикиян и евреев.
Разжигание очага, костра на переломе дня и ночи, лета и зимы — для магической ворожбы по Солнцу, а также во время осеннего и весеннего равноденствий, в давние времена было традиционным.
Первобытные люди представляли огонь, как некоего посланца Солнца, сравнивая его движение, пляску огненных языков с движением небесного светила, с молниями, с золотом. С огнем, его цветом, теплом и даже пеплом, было связано немало сравнений с природными явлениями. Фольклор ряда народов запрещал тушить пожары, возникшие от удара молнии — кстати, это поверье существовало в Польше ещё и в XX веке.
Глотанье огня. Мастера эстрадного искусства и в цирке иногда включают в свои программы глотанье пылающие пакли — в какой-то мере это равно самоубийству. Плутарх рассказывал, что дочь Катона и жена Брута — Порция, узнав о смерти мужа, решила покончить с собой. Она схватила горсть пылающих углей (ее удерживали от трагического шага), и проглотила их. И умерла.
Сигнализация кострами, разожженными на вершинах холмов, гор — одно из самых древних средств коммуникации.
Гримуар
Символика Огня в истории культуры
Символика Огня в истории культуры
Непрочитанное сообщение Цила » Пн апр 30, 2018 8:25 am
Мифологические представления о происхождении огня
Из признаков, отличающих человека от животных, один из самых ясных, однозначных и бесспорных — это умение добывать и пользоваться огнем. Ни одно животное этим умением не обладает. Правда, считается, что есть исключения и среди людей: у жителей Андаманских островов не обнаружено каких-либо приборов для добывания огня. Однако тому есть свое объяснение: андаманцы предпочитали тщательно хранить горящие или тлеющие головешки, перенося их с места на место, чем каждый paздобывать огонь заново.
С чего же началось знакомство наших предков с огнем? Сторонники старой «мифологической» школы (около середины XIX в.) полагали, что первобытные люди смешивали в своем воображении небесный огонь (молнию) и земной, природный огонь (самовозгорание сухостойных деревьев, трущихся друг о друга). Люди пытались-де и сами подражать этим природным явлениям, отсюда возникали древнейшие способы добывания огня путем трения друг о друга двух кусочков сухого дерева. К этим древнейшим мифологическим представлениям с течением времени присоединились другие: будто от возгорания дерева произошли колесо, огненосная птица, священный напиток, да и сам человек. Эту точку зрения в середине XIX в. подробно изложил немецкий этнограф Адальберт Кун. Свою книгу он заканчивал так:
«Первейшим и основополагающим для всех рассмотренных здесь мифических мировоззрений надо считать то, что люди мыслили себе небесный огонь и небесный напиток возникшими. в облаках таким же образом, как и на земле; причем, очевидно что средоточием всего мировоззрения было получение огненной искры; лишь в дальнейшем к этому присоединилось и представление о напитке» [1].
Когда и по каким причинам состоялось первоначальное знакомство наших древнейших предков с огнем?
Многие ученые, преимущественно археологи, ставили этот вопрос. Большинство склонялось к взглядам того же Куна, освобождая их от поэтических мотивов (огненосной птицы, божественного напитка и т.д.). В упрощенной форме мнение большинства сводится к последовательной смене трех этапов: 1) вначале люди не знали огня; 2) позже они научились пользоваться природным огнем (молнией, степным пожаром, самовозгоранием сухостойных деревьев), но еще не умели его добывать; 3) умение добывать огонь трением сухих дощечек или высеканием из двух камней.
По этому последнему вопросу, впрочем, завязались споры.
Трение или высекание? дерево или камень?
Хотя высекание огня с помощью огнива или кресала распространено сейчас почти повсеместно, большинство археологов считают, что это не древнейший способ: для получения «горячей» искры, принимаемой на трут, недостаточно иметь два кремня, нужен пирит (серный колчедан), залежи которого сравнительно редки, или появившаяся гораздо позже сталь. Поэтому почти все писавшие об этом вопросе склоняются к мнению о приоритете трения как способа добывания огня.
Но сравнительно недавно Б.Ф. Поршнев, собравший данные со всех частей света и дополнивший их собственными экспериментами, попытался опрокинуть эту схему: высекание огня с помощью двух камней, по его мнению, было как раз древнейшим способом его получения; однако оно не было сознательно целенаправленным действием — огненные искры получались сами собой, будучи побочным продуктом обработки каменных орудий еще в эпоху нижнего палеолита; прошло много времени, прежде чем человек, обнаружив некую пользу от тлеющей сухой подстилки, научился пользоваться ею [3].
Вот, например, простой миф, записанный в одном из туземных племен Виктории (Австралия). В давнишние времена единственным обладателем огня был зверек двуут-робка (бандикут), не желавший им ни с кем делиться. Другие животные совещались, как бы им завладеть огнем. Попытался сделать это голубь, но неудачно; за ним более удачную попытку сделал сокол, на лету подхвативший головешку, выброшенную бандикутом; от нее загорелась сухая трава, и таким образом огонь стал известен людям [4].
Мифы такого же типа есть и у народов, стоявших на более высоком уровне исторического развития, например у индейцев Северной Америки.
В мифах этого типа главным действующим лицом является похититель огня, передавший его людям. Это так называемый «культурный герой» — мифический персонаж, хорошо известный едва ли не всем народам мира. Ему приписывается установление разных обычаев; введение культурных благ. Самый же огонь в мифах изображается как чисто материальный предмет, у кого-то похищаемый и передаваемый людям. Какого-либо олицетворения или обожествления огня здесь нет и в помине.
Этот тип мифов отвечает древнейшему укладу жизни — охотничьему быту, на завершившейся оседлости.
Харузина вполне права, подчеркивая сохранение этих черт вплоть до наших дней в крестьянском быту: «Женщина, хорошая хозяйка, в русской крестьянской семье знает прекрасно все предосторожности, которые надо принимать, зажигая, вздувая огонь, знает все формы его почитания. За непочтительное обращение хозяйки огонь карает весь дом пожаром» [6].
Поэтому относительно огня, в частности домашнего очага, широко распространены разные поверья, суеверные запреты и пр. В огонь нельзя плевать, мочиться, бросать нечистоты. Зажигание нового огня должно происходить по определенным правилам, с соблюдением известных обрядов.
Социальная природа огня
Во всех изложенных выше фактах сакрализации и символизации огня есть одна черта, которая проходит через всю историю общения человека с огнем. Это социальная природа и социальное опосредствование всей огненной сферы. В чем это выражается?
Подобно любому другому явлению культуры, и материальной и духовной, огонь на службе человека выполняет основные и производные функции. Основные функции огня — борьба со зверями, согревание и освещение жилья, приготовление пищи. А производные? Общение и разобщение людей, интеграция и сегрегация.
Об организации труда в древнейшую эпоху охотничьего хозяйства почти неизвестно. Здесь возможны лишь гипотезы. Вероятно, что облавные охоты требовали все же некоей организации: женщины добывали огонь и охраняли его, мужчины пользовались им при облавах. Уже тогда женщины-хранительницы огня (очага) были как бы стабильным центром орды (рода), мужчины — его более подвижной периферией Женщин и детей огонь очага сплачивал, отделяя от мужчин. В какую-то, пока неясную эпоху произошел раскол рода на семьи. Тогда обнаружилось, что не всякий огонь хорош. Появилось деление на «наш» огонь и «не наш» («чужой»). Следы такого деления сохранились едва ли не у всех народов Земли. Казалось бы, никакого убытка в хозяйстве не будет, если одолжить соседу головешку или горсть углей: но сколько же создалось по этому поводу ограничений и запретов! Нельзя давать соседу огонь в определенные дни, нельзя быть слишком щедрым и т.д.
Это сакральное противопоставление «нашего» и «чужого» огня отразилось в свое время в Библии, где вообще ритуал жертвенного огня упоминается многократно и со всеми подробностями. В книге «Левит» при описании торжественного общенародного жертвоприношения упомянут следующий эпизод: