симптомы стойкого регресса поведения и утраты навыков возникают в структуре
Эготизм, регрессия и еще 5 подсознательных механизмов защиты психики
Почему и от чего мы защищаемся
Понятие психологической защиты ввел австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он считал ее результатом конфликта неосознанных потребностей, социальных запретов и истинных чувств. Современные ученые развили теорию и обнаружили, что большинство людей используют сложные комбинации механизмов защиты. Проблема в том, что все они призваны помогать в исключительных случаях, а их постоянная активация ведет к излишнему стрессу, психологическим и социальным проблемам.
Алгоритмы подключения защиты
Нейробиологи тоже активно изучают эту сферу. Исследования с помощью магнитно-резонансной томографии помогают понять, как работает мозг под воздействием стресса. Подсознательные механизмы формируются на фоне опыта человека, а он у всех разный. С самого рождения и на протяжении жизни мозг создает новые нейронные связи и учится защищать организм от стрессовых факторов. Иногда эти способы могут сыграть злую шутку, потому что их трудно контролировать. Так, базовые методы вроде отрицания, регрессии и проекции могут стать помощниками или врагами.
Если стрессовая ситуация выходит из-под контроля, человек может представить ее со стороны так, будто это происходит не с ним. Это помогает правильно реагировать на происходящее, экономить ресурсы и не принимать поспешных решений. Диссоциация может возникнуть как из-за негативных, так и из-за очень приятных, крайне позитивных эмоций. Иногда люди неосознанно прибегают к этому методу при малейших тревожных событиях, а их в течение дня могут быть десятки. Это неизбежно ведет к автоматизму действий, снижению эмпатии и вовлеченности, а в крайних случаях может повлечь потерю связи с реальностью.
Этот защитный механизм стоит на первой ступени пяти стадий осознания неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Он распространен и свойственен большинству людей в самых обычных ситуациях. Если вы узнаете плохие новости, то первым желанием становится оградить себя от них. «Этого не может быть!» — примерно так описывают реакцию большинство тех, кому сообщили печальные известия. Отрицание — это отвержение существующей реальности и связанных с нею чувств, эмоций, событий и мыслей. Вопрос лишь в том, как быстро человек сможет принять произошедшее, не пытаясь от него спрятаться. Отрицание касается не только трагических новостей, но и течения жизни: человек будто не видит, что находится в токсичных отношениях, или не может избавиться от вредной привычки, которая, очевидно, ему мешает.
Не путайте со здоровым эгоизмом. Эготизм — это ретрофлексия, то есть человек вместо внешних изменений реальности концентрируется на самом себе. Чаще всего этот механизм формируется у людей, которым не хватало внимания, и они убеждены, что позаботиться о себе могут только они сами. В результате мир будто сужается до внутреннего Я. При этом человек находится в напряжении из-за невозможности спонтанных действий и активно избавляется от всего «чужого» в своей жизни: мыслей, идей и общения. Хронический эготизм может привести к подавлению всех внутренних импульсов, потере равновесия между самоконтролем и спонтанным, живым поведением. При частом обособлении от окружающего мира и его веяний человек рискует остаться в одиночестве.
Иногда поступить так, как хочется, мешают внутренние установки, общественные правила и страх. Тогда человек направляет агрессию внутрь себя. Например, начинает грызть ногти из-за стресса и злоупотребляет алкоголем как инструментом саморазрушения. В особо сложных случаях подобное поведение может привести к самоубийству. Механизм особенно опасен для детей, которым сложно признать, что родители поступают плохо; поэтому они начинают винить себя в неадекватном поведении старших. Дело в том, что психике проще направить отрицательную энергию внутрь, а не на реальный объект агрессии. Психолог Нэнси МакВильямс, автор книги «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе», считает, что этот механизм присущ людям, склонным к депрессии и мазохизму.
Впадаете в детство? Один из защитных механизмов психики позволяет человеку подсознательно вернуться в то состояние, когда было комфортно и безопасно. Чаще всего это ранний возраст, когда серьезные трудности еще не существовали. При регрессии можно на некоторое время почувствовать «почву под ногами», контроль, собраться с мыслями. К сожалению, переизбыток защиты ведет к перекладыванию ответственности на окружающих. Человек, склонный к регрессии, всегда найдет виноватых в сложившейся ситуации, начиная от родителей, которые не так воспитали, и заканчивая начальником-самодуром. Он будто мгновенно превращается из взрослого, способного отвечать за свои поступки, в ребенка, который не готов сталкиваться со сложностями.
Механизм проецирования выражается в том, что человек наделяет окружающих людей, а иногда и неживые предметы, качествами, которые не признает в себе. Так, ему может показаться, что сосед негативно настроен, хотя на самом деле сам проецирующий не желает с ним общаться без особых причин. Такая защита позволяет рассмотреть пугающие нас личные качества, если их сложно понять в себе. Но она же становится причиной паранойи и жизни в ощущении, что «кругом враги». Причем мозг ищет и находит подтверждения этим мыслям. Злоупотребление проекцией ведет к переложению вины на других и отсутствию необходимости разобраться в себе.
Невозможно постоянно побеждать; у каждого случаются промахи и поражения, на которых надо учиться. Но если трудно пережить неудачу, включается обесценивание: поиск подтверждений тому, что результат был не так уж важен. Например, расставшись по инициативе партнера, человек ищет у него изъяны. Или после провального собеседования находит аргументы в пользу того, что вакансия на самом деле ужасна и можно найти работу получше. С одной стороны, это оптимизм, который позволяет двигаться дальше. С другой — при злоупотреблении механизмом можно обесценить истинные потребности, близких, свои сильные стороны и мир вокруг. Так психика сохраняет ощущение безопасности и надежности, но приводит к разочарованию.
«Регресс как защитный механизм психики ребенка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 11/2020
«Регресс как защитный механизм психики ребенка»
Иногда шаг вперёд требует шага назад.
Как гласит пословица, «хорошо растет то, что растет медленно».
Чтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях.
Развитие человека происходит по спирали — с регулярным возвратом к предыдущим этапам. В отношении детей это свойство развития называют «два шага вперед, шаг назад». У детей регресс появляется очень легко, так как психика и личность ребенка недостаточно сформированы. Откат в развитии ребенка может наблюдаться сразу по нескольким направлениям или по одному из них. Среди них — нарушение речи, моторных функций, нарушения эмоционально-волевой сферы и другое.
Регрессия (регресс) – защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. Понятие регресс (от лат. regressus – «возвращение») и Регрессия (от лат. regression – «движение вспять»).
Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования.
Часто регрессивное состояние у ребенка соотносится с «персональной программой» развития малыша. Скорость освоения новых навыков у детей обычно неравномерна, особенно у мальчиков, и всегда – абсолютно индивидуальная. Вроде бы, ребенок уже начал ходить сам, засыпать самостоятельно, «давать пять» и махать ручкой при прощании, и вдруг эти умения исчезли. На самом деле малыш еще не готов активно использовать новое умение, и пока не готов покинуть свою зону комфорта.
Психомоторное развитие ребенка в первые три года его жизни протекает с невообразимой скоростью: из маленького инопланетянина, который даже дышать-то иногда забывает, он превращается в маленькую личность, способную самостоятельно засыпать, есть, ходить на горшок, самостоятельно одеваться, у него появляется речь, а потом и мышление. Нагрузка на маленький растущий организм при всем этом колоссальная, и любые, вроде бы, ничего не значащие, обстоятельства могут повлиять на закрепление только что усвоенных умений и навыков. Что же это за обстоятельства?
Часто в первое время в садике у детей появляются проблемы с хождением на горшок. С одной стороны, ребенок привыкает к незнакомому, обычно общему, туалету, с полным отсутствием уединенности. С другой стороны, дети часто заигрываются, стесняются попроситься на горшок или забываются в незнакомой обстановке. Следует научить малыша проситься в туалет, объяснить ему, что не нужно бояться сказать вам или воспитателю, что случилась «авария». Можно надевать на него такую одежду, которую он может снять быстро и самостоятельно, хвалите ребенка, когда он успешно пользуется горшком. Чем увереннее в себе он себя будет чувствовать, тем более вероятно, что регресс проживется быстрее.
Разнообразные заболевания. (Вирусы, инфекции, анемии, травмы и т.д.). Маленький и, все-таки, еще слабый организм мобилизует все свои ресурсы на борьбу с болезнью и, как результат, временно приостанавливает любое другое развитие.
Несбалансированное питание. (неправильная диета, недоедание, дефицит питательных веществ и т.д.): организму недостаточно получаемого питания для полноценного развития, и он в определенный момент «останавливается», чтобы пережить неблагоприятный период. Как результат, недостаточно набирается вес, тормозится физическое, а потом и психическое развитие.
На данном этапе очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе. Также на этой стадии крайне важно проявлять терпение и доброжелательность, тщательно следить за своими эмоциями. Наказывать «оставлением», лишением общения категорически нельзя. В этот период важно активно слушать ребёнка, не запрещать ему рассказывать о прошлой жизни, больше общаться, держать ребенка на руках.
РЕГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. Регрессивное поведение проявляется в стрессогенных ситуациях, адекватное поведение в которых оказывается невозможным для индивида в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста).
Регресс в поведении ребенка может выступать не только как симптом невротического поведения, но и как способ восстановить утраченное равновесие и расширить горизонты психической субстанции.
Целью регрессивного поведения иногда может быть получение контроля над происходящим. Например, утром ребенок непременно хочет первым из всей семьи оказаться за столом; если ему это не удастся, он будет рыдать. Устанавливая свои правила в этом пункте, он компенсирует недостаток контроля в других сферах своей жизни.
В психоаналитических теориях регрессивное поведение рассматривается как неэффективная защита, поскольку индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), в которой переживалось чувство удовольствия. В когнитивных теориях под регрессией поведения понимаются обращение к более примитивным схемам познания и действия при взаимодействии с новой, сложной ситуацией, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности. В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности личности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, позволяющей достигать оригинальные, нестандартные результаты за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.
Регрессия извлекает из бессознательного такие содержательные элементы, которые действуют в качестве «преобразователей энергии» и способны вернуть психическому процессу прогрессивную направленность.
Регрессия способствует обогащению сознания, поскольку содержит – пусть и в недифференцированной форме – зерно нового психического здоровья.
РЕГРЕССЫ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Известно, что регрессы отмечаются и в норме. Это главным образом регрессы следующих видов :
Во-первых, в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или вечером в состоянии усталости новообразования , находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребенка (кратковременный регресс навыков).
Во-вторых, в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок, скорее всего, прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности (регресс эмоциональной регуляции).
В-третьих, возможен временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы.
И в норме, и в патологии отмечается регресс, связанный с потерей интересов к довольно узкой, факультативной, области развития. В этих случаях ребенок почти полностью утрачивает интерес к тому, что было его сверхценным увлечением на протяжении некоторого времени, и становится менее успешным в этой области.
Возрастной (временной) аспект:
При затяжном регрессе неизбежны фиксации тех форм поведения, к которым регрессировал ребенок, с последующей их изоляцией и особым аффективным насыщением. Так, у таких детей можно наблюдать своеобразную искусность лепета или автономной речи, с богатством интонаций, иногда «чистую интонацию» в виде мычания или иных звуков, имитирующих язык животных у детей 3—5 лет, которые регрессировали на эту стадию с более высокого уровня в возрасте 1,5—2 лет.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА У ДЕТЕЙ
Необратимый регресс может означать распад функции, однако вплоть до латентного периода (младший школьный возраст) остается надежда, что регрессировавшее образование может быть восстановлено.
Регресс как ограничение, накладываемое самим ребенком на определенную область деятельности, в которой он считает себя неуспешным. Например, ребенок 3-х лет отказывается от рисования из-за того, что не выносит несоответствия своих рисунков образцу, в том числе и воображаемому. Анна Фрейд подобные отказы называет «ограничением Я». Эпизодически такое поведение может встречаться и в норме. В патологии отказ очень упорный. Например, в случае неуспеха в рисовании, ребенок может не брать в руки карандаши в течение нескольких месяцев или даже лет после неудачной попытки.
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕГРЕССА У ДЕТЕЙ
При первых признаках наступающего регресса необходимо своевременно проанализировать сложившуюся ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком : обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?
Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», ребенок станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактировать с ребенком, почаще хвалить и говорить, как вы его любите, оберегать от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивать тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации необходимо поддерживать ребенка и обеспечивать ему чувство безопасности. Чутко и внимательно следует относиться не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у родителей появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.
При наступающих признаках регресса важно:
Выражать понимание чувств вашего ребенка. В случаях наступающих признаках регресса можно попробовать описать чувства вашего ребенка. Говорите, ему то, что вы знаете: что он чувствует себя неуверенно, беспокоится из-за изменившихся обстоятельств. При этом важно убедить его, что все будет хорошо. При этом важно давать ему понять, что любите его и всегда будете рядом, что сможете позаботиться о нем, даже когда физически вы не вместе.
Поддерживать на расстоянии. Подумайте, как помочь ему почувствовать вашу близость, когда вы далеко. Если, к примеру, ребенок не хочет отпускать вас от себя утром в детском саду, можно положить ему в шкафчик небольшую семейную фотографию с мамой и папой или какую-то вашу вещь. Проследите, чтобы у малыша был под рукой «переходный объект» — любимая мягкая игрушка или кукла.
Заботиться, не поддаваясь на манипуляции. При регрессе важно не закрепить такое поведение моментальным удовлетворением потребностей ребенка. Поэтому в момент истерики не нужно давать ему то, чего он требует: больше внимания (пусть и негативного), дополнительное печенье или новую игрушку. С другой стороны, нет смысла вставать в позицию строгого воспитателя или, что хуже, стыдить ребенка, если он внезапно разучился ходить в туалет: лучше не драматизировать это обстоятельство, а просто разобраться с ситуацией.
Каждый вариант регресса у ребенка любого возраста требует незамедлительной помощи и чуткости родителей. Какого бы происхождения ни был регресс, он чаще всего возникает в критические периоды развития ребенка. Если это ранний возраст, мы будем наблюдать утрату моторных навыков и навыков опрятности, если это дошкольный возраст, то утрачиваться будут речевые возможности и общение, в подростковом возрасте, на фоне гормональных перестроек происходит утрата смысла жизни и в связи с этим теряются навыки опрятности и самообслуживания.
Родителям важно помнить, – во время регресса при адаптации на поступки ребёнка больше влияет подсознание, а значит, ребёнок не всегда может управлять собой. Пугать, ругать, ожидать, что он «не будет» – бессмысленно. Ребёнок ждёт от вас безусловной любви вне зависимости от того, хорошим или плохим он выглядит в ваших глазах.
В этот период рекомендуется ограничить учебную и психологическую нагрузку, так как в этот период ребёнку трудно нормально учиться и запоминать книжки, стихи и т.д. Также важно не наказывать ребёнка бросанием, запиранием. Ни в коем случае нельзя говорить, что не любите его, не угрожайте его вернуть – это худшее, что вы можете сделать и для него, и для себя, ведь он вас на это и проверяет! Необходимо проявлять максимум терпения и всегда верить в себя и в ребёнка, тогда выход из регресса пройдёт быстрее и успешнее.
Правила профилактики задержек развития ребенка
Ребенок перестает реагировать на обычные просьбы родителей;
Ребенок перестает или не научается удерживать зрительный контакт с обращающимся к нему человеком;
Ребенок не реагирует на предлагаемый предмет, ведет себя в целом странно или безразлично;
Ребенок беспричинно перестал взаимодействовать эмоционально, а вместо этого появляется постоянный крик как средство выражения своих желаний;
Появляются проблемы с горшком, сопровождаемые частым мочеиспускание или нарушениями стула.
Для родителей регресс ребенка зачастую становится стрессом, так как они редко готовы принять факт, что ребенок, который уже освоил столько всего и уже вполне себе самостоятельный, может утратить эти умения. Такой регресс может спровоцировать у них панику и недоумение. Родитель, осведомленный о таких особенностях детского развития, может не допустить соматического заболевания, принять такой возврат, и помочь своему ребенку восстановиться, в том числе психологически. Родители же с гиперопекой, напротив, могут закреплять регрессивный способ реагирования ребенка, из-за чего ребенок не формирует другие, более зрелые способы принятия трудностей. Какой бы ни была причина регресса, постарайтесь не отчаиваться: это временное явление. Чтобы быстрее и легче его пережить, уделяйте малышу больше внимания, чем обычно. Старайтесь чаще его поддерживать, вселять в него веру в свои силы.
«Джон» Режиссеры: Джеймс и Джойс Робертсоны
Документальный фильм, наглядно показывающий влияние разлуки с мамой на психофизиологическое развитие маленького ребенка. Маленький мальчик Джон на несколько дней оказался в детском доме, в котором за его поведением наблюдали. Фильм стал сенсацией, он помог специалистам и родителям осознать, что происходит с детьми при разлуке.
Съемки на протяжении нескольких месяцев велись в доме ребенка и позволяют увидеть динамику развития четырех детей – Ромы, Вани, Фаи и Алёши. Двое из них находились в контакте с матерями, которые приходили в детдом навестить детей.
Создан в рамках проекта «Привязанность у детей раннего возраста» Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и британской благотворительной организации HealthProm.
Директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете снял небольшой фильм о лабораторном эксперименте под условным названием «“Безжизненное (каменное) лицо». В первой части эксперимента мама играет с малышом, во второй – она делает безжизненное (каменное) лицо, не реагируя на попытки к контакту.
«Регресс как защитный механизм психики ребенка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 11/2020
«Регресс как защитный механизм психики ребенка»
Иногда шаг вперёд требует шага назад.
Как гласит пословица, «хорошо растет то, что растет медленно».
Чтобы вырасти высоким и гордым, дерево нуждается в бурях.
Развитие человека происходит по спирали — с регулярным возвратом к предыдущим этапам. В отношении детей это свойство развития называют «два шага вперед, шаг назад». У детей регресс появляется очень легко, так как психика и личность ребенка недостаточно сформированы. Откат в развитии ребенка может наблюдаться сразу по нескольким направлениям или по одному из них. Среди них — нарушение речи, моторных функций, нарушения эмоционально-волевой сферы и другое.
Регрессия (регресс) – защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. Понятие регресс (от лат. regressus – «возвращение») и Регрессия (от лат. regression – «движение вспять»).
Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования.
Часто регрессивное состояние у ребенка соотносится с «персональной программой» развития малыша. Скорость освоения новых навыков у детей обычно неравномерна, особенно у мальчиков, и всегда – абсолютно индивидуальная. Вроде бы, ребенок уже начал ходить сам, засыпать самостоятельно, «давать пять» и махать ручкой при прощании, и вдруг эти умения исчезли. На самом деле малыш еще не готов активно использовать новое умение, и пока не готов покинуть свою зону комфорта.
Психомоторное развитие ребенка в первые три года его жизни протекает с невообразимой скоростью: из маленького инопланетянина, который даже дышать-то иногда забывает, он превращается в маленькую личность, способную самостоятельно засыпать, есть, ходить на горшок, самостоятельно одеваться, у него появляется речь, а потом и мышление. Нагрузка на маленький растущий организм при всем этом колоссальная, и любые, вроде бы, ничего не значащие, обстоятельства могут повлиять на закрепление только что усвоенных умений и навыков. Что же это за обстоятельства?
Часто в первое время в садике у детей появляются проблемы с хождением на горшок. С одной стороны, ребенок привыкает к незнакомому, обычно общему, туалету, с полным отсутствием уединенности. С другой стороны, дети часто заигрываются, стесняются попроситься на горшок или забываются в незнакомой обстановке. Следует научить малыша проситься в туалет, объяснить ему, что не нужно бояться сказать вам или воспитателю, что случилась «авария». Можно надевать на него такую одежду, которую он может снять быстро и самостоятельно, хвалите ребенка, когда он успешно пользуется горшком. Чем увереннее в себе он себя будет чувствовать, тем более вероятно, что регресс проживется быстрее.
Разнообразные заболевания. (Вирусы, инфекции, анемии, травмы и т.д.). Маленький и, все-таки, еще слабый организм мобилизует все свои ресурсы на борьбу с болезнью и, как результат, временно приостанавливает любое другое развитие.
Несбалансированное питание. (неправильная диета, недоедание, дефицит питательных веществ и т.д.): организму недостаточно получаемого питания для полноценного развития, и он в определенный момент «останавливается», чтобы пережить неблагоприятный период. Как результат, недостаточно набирается вес, тормозится физическое, а потом и психическое развитие.
На данном этапе очень важно не стыдить, не запрещать «детское» поведение, а подстроиться под нужды ребёнка и позволить ему «вырасти» в удобном для него темпе. Также на этой стадии крайне важно проявлять терпение и доброжелательность, тщательно следить за своими эмоциями. Наказывать «оставлением», лишением общения категорически нельзя. В этот период важно активно слушать ребёнка, не запрещать ему рассказывать о прошлой жизни, больше общаться, держать ребенка на руках.
РЕГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. Регрессивное поведение проявляется в стрессогенных ситуациях, адекватное поведение в которых оказывается невозможным для индивида в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста).
Регресс в поведении ребенка может выступать не только как симптом невротического поведения, но и как способ восстановить утраченное равновесие и расширить горизонты психической субстанции.
Целью регрессивного поведения иногда может быть получение контроля над происходящим. Например, утром ребенок непременно хочет первым из всей семьи оказаться за столом; если ему это не удастся, он будет рыдать. Устанавливая свои правила в этом пункте, он компенсирует недостаток контроля в других сферах своей жизни.
В психоаналитических теориях регрессивное поведение рассматривается как неэффективная защита, поскольку индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, вынужден уйти от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), в которой переживалось чувство удовольствия. В когнитивных теориях под регрессией поведения понимаются обращение к более примитивным схемам познания и действия при взаимодействии с новой, сложной ситуацией, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности. В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности личности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, позволяющей достигать оригинальные, нестандартные результаты за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.
Регрессия извлекает из бессознательного такие содержательные элементы, которые действуют в качестве «преобразователей энергии» и способны вернуть психическому процессу прогрессивную направленность.
Регрессия способствует обогащению сознания, поскольку содержит – пусть и в недифференцированной форме – зерно нового психического здоровья.
РЕГРЕССЫ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Известно, что регрессы отмечаются и в норме. Это главным образом регрессы следующих видов :
Во-первых, в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или вечером в состоянии усталости новообразования , находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребенка (кратковременный регресс навыков).
Во-вторых, в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок, скорее всего, прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности (регресс эмоциональной регуляции).
В-третьих, возможен временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы.
И в норме, и в патологии отмечается регресс, связанный с потерей интересов к довольно узкой, факультативной, области развития. В этих случаях ребенок почти полностью утрачивает интерес к тому, что было его сверхценным увлечением на протяжении некоторого времени, и становится менее успешным в этой области.
Возрастной (временной) аспект:
При затяжном регрессе неизбежны фиксации тех форм поведения, к которым регрессировал ребенок, с последующей их изоляцией и особым аффективным насыщением. Так, у таких детей можно наблюдать своеобразную искусность лепета или автономной речи, с богатством интонаций, иногда «чистую интонацию» в виде мычания или иных звуков, имитирующих язык животных у детей 3—5 лет, которые регрессировали на эту стадию с более высокого уровня в возрасте 1,5—2 лет.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕГРЕССА У ДЕТЕЙ
Необратимый регресс может означать распад функции, однако вплоть до латентного периода (младший школьный возраст) остается надежда, что регрессировавшее образование может быть восстановлено.
Регресс как ограничение, накладываемое самим ребенком на определенную область деятельности, в которой он считает себя неуспешным. Например, ребенок 3-х лет отказывается от рисования из-за того, что не выносит несоответствия своих рисунков образцу, в том числе и воображаемому. Анна Фрейд подобные отказы называет «ограничением Я». Эпизодически такое поведение может встречаться и в норме. В патологии отказ очень упорный. Например, в случае неуспеха в рисовании, ребенок может не брать в руки карандаши в течение нескольких месяцев или даже лет после неудачной попытки.
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕГРЕССА У ДЕТЕЙ
При первых признаках наступающего регресса необходимо своевременно проанализировать сложившуюся ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком : обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?
Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», ребенок станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактировать с ребенком, почаще хвалить и говорить, как вы его любите, оберегать от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивать тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации необходимо поддерживать ребенка и обеспечивать ему чувство безопасности. Чутко и внимательно следует относиться не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у родителей появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.
При наступающих признаках регресса важно:
Выражать понимание чувств вашего ребенка. В случаях наступающих признаках регресса можно попробовать описать чувства вашего ребенка. Говорите, ему то, что вы знаете: что он чувствует себя неуверенно, беспокоится из-за изменившихся обстоятельств. При этом важно убедить его, что все будет хорошо. При этом важно давать ему понять, что любите его и всегда будете рядом, что сможете позаботиться о нем, даже когда физически вы не вместе.
Поддерживать на расстоянии. Подумайте, как помочь ему почувствовать вашу близость, когда вы далеко. Если, к примеру, ребенок не хочет отпускать вас от себя утром в детском саду, можно положить ему в шкафчик небольшую семейную фотографию с мамой и папой или какую-то вашу вещь. Проследите, чтобы у малыша был под рукой «переходный объект» — любимая мягкая игрушка или кукла.
Заботиться, не поддаваясь на манипуляции. При регрессе важно не закрепить такое поведение моментальным удовлетворением потребностей ребенка. Поэтому в момент истерики не нужно давать ему то, чего он требует: больше внимания (пусть и негативного), дополнительное печенье или новую игрушку. С другой стороны, нет смысла вставать в позицию строгого воспитателя или, что хуже, стыдить ребенка, если он внезапно разучился ходить в туалет: лучше не драматизировать это обстоятельство, а просто разобраться с ситуацией.
Каждый вариант регресса у ребенка любого возраста требует незамедлительной помощи и чуткости родителей. Какого бы происхождения ни был регресс, он чаще всего возникает в критические периоды развития ребенка. Если это ранний возраст, мы будем наблюдать утрату моторных навыков и навыков опрятности, если это дошкольный возраст, то утрачиваться будут речевые возможности и общение, в подростковом возрасте, на фоне гормональных перестроек происходит утрата смысла жизни и в связи с этим теряются навыки опрятности и самообслуживания.
Родителям важно помнить, – во время регресса при адаптации на поступки ребёнка больше влияет подсознание, а значит, ребёнок не всегда может управлять собой. Пугать, ругать, ожидать, что он «не будет» – бессмысленно. Ребёнок ждёт от вас безусловной любви вне зависимости от того, хорошим или плохим он выглядит в ваших глазах.
В этот период рекомендуется ограничить учебную и психологическую нагрузку, так как в этот период ребёнку трудно нормально учиться и запоминать книжки, стихи и т.д. Также важно не наказывать ребёнка бросанием, запиранием. Ни в коем случае нельзя говорить, что не любите его, не угрожайте его вернуть – это худшее, что вы можете сделать и для него, и для себя, ведь он вас на это и проверяет! Необходимо проявлять максимум терпения и всегда верить в себя и в ребёнка, тогда выход из регресса пройдёт быстрее и успешнее.
Правила профилактики задержек развития ребенка
Ребенок перестает реагировать на обычные просьбы родителей;
Ребенок перестает или не научается удерживать зрительный контакт с обращающимся к нему человеком;
Ребенок не реагирует на предлагаемый предмет, ведет себя в целом странно или безразлично;
Ребенок беспричинно перестал взаимодействовать эмоционально, а вместо этого появляется постоянный крик как средство выражения своих желаний;
Появляются проблемы с горшком, сопровождаемые частым мочеиспускание или нарушениями стула.
Для родителей регресс ребенка зачастую становится стрессом, так как они редко готовы принять факт, что ребенок, который уже освоил столько всего и уже вполне себе самостоятельный, может утратить эти умения. Такой регресс может спровоцировать у них панику и недоумение. Родитель, осведомленный о таких особенностях детского развития, может не допустить соматического заболевания, принять такой возврат, и помочь своему ребенку восстановиться, в том числе психологически. Родители же с гиперопекой, напротив, могут закреплять регрессивный способ реагирования ребенка, из-за чего ребенок не формирует другие, более зрелые способы принятия трудностей. Какой бы ни была причина регресса, постарайтесь не отчаиваться: это временное явление. Чтобы быстрее и легче его пережить, уделяйте малышу больше внимания, чем обычно. Старайтесь чаще его поддерживать, вселять в него веру в свои силы.
«Джон» Режиссеры: Джеймс и Джойс Робертсоны
Документальный фильм, наглядно показывающий влияние разлуки с мамой на психофизиологическое развитие маленького ребенка. Маленький мальчик Джон на несколько дней оказался в детском доме, в котором за его поведением наблюдали. Фильм стал сенсацией, он помог специалистам и родителям осознать, что происходит с детьми при разлуке.
Съемки на протяжении нескольких месяцев велись в доме ребенка и позволяют увидеть динамику развития четырех детей – Ромы, Вани, Фаи и Алёши. Двое из них находились в контакте с матерями, которые приходили в детдом навестить детей.
Создан в рамках проекта «Привязанность у детей раннего возраста» Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и британской благотворительной организации HealthProm.
Директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете снял небольшой фильм о лабораторном эксперименте под условным названием «“Безжизненное (каменное) лицо». В первой части эксперимента мама играет с малышом, во второй – она делает безжизненное (каменное) лицо, не реагируя на попытки к контакту.