сикорский авиаконструктор национальность биография родители
Утраченный гений: Почему имя знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского было забыто на родине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Игорь Сикорский родился в 1889 г. в Киеве в семье профессора, доктора медицины, специалиста по психиатрии Ивана Сикорского. С детства он мечтал стать инженером, а авиацией заинтересовался во время учебы в Киевском политехническом институте. В 20 лет он построил во дворе своего дома первый вертолет, способный поднимать собственный вес. А в 1911 г. он создал самолет С-5, на котором сдал экзамен на звание пилота и установил 4 всероссийских рекорда. Тогда же он начал работать над проектированием «Русского витязя» – первого тяжелого многомоторного самолета. Вскоре талантливого инженера пригласили работать конструктором в Петербурге.
Кроме тяжелых бомбардировщиков, в 1914-1917 гг. Сикорский создал легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель и штурмовик, то есть практически все типы летательных аппаратов, которые использовались во время Первой мировой войны.
С приходом к власти большевиков на производстве прекратились работы, на заводе начались забастовки, выпуск самолетов приостановился. Сикорский был убежденным монархистом, и его жизнь оказалась в опасности, как и жизни многих офицеров и инженеров. Сын авиаконструктора Сергей рассказывал: « Игорь Иванович уехал из России, потому что ему грозил расстрел. В начале 1918 г. один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой и сказал: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Это было время красного террора, когда расстреливали на месте, без суда. А Сикорский представлял для коммунистов двойную опасность: как друг Царя и как очень популярный человек. Его знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя… ».
В 1918 г. Сикорский решил принять предложение французского правительства продолжить работу на заводах союзников и выехал за границу. Но вскоре авиаконструктор остался без работы и решил переехать в США. Вопреки его ожиданиям, в Америке он тоже не смог работать конструктором – авиапромышленность сокращалась, и Сикорский, оставшись без средств к существованию, устроился учителем математики в вечернюю школу. Только спустя 4 года ему удалось собрать русских эмигрантов, причастных к авиации, и открыть мастерскую – правда, первое время она размещалась в обычном ангаре. Немногие верили в то, что из этой затеи может что-то получиться.
В 1923 г. композитор Сергей Рахманинов одолжил Сикорскому 5 тысяч долларов, и на эти деньги он открыл небольшую конструкторскую фирму. Уже через год он выпустил двухмоторный биплан, ставший самым крупным в Америке. На эту новость советская пресса отреагировала агрессивно: Сикорского называли «царским крестником», «авиационным белогвардейцем», а его имя на родине предали политической анафеме.
Тем временем авиаконструктор выпустил новую модель – двухмоторную амфибию S-38, которую называли в прессе одной из лучших воздушных машин в США, «летающей лодкой», совершившей переворот в авиации, ведь она приземлялась там, « где раньше бывали только индейские пироги да лодки охотников ». Заказы увеличивались, доходы фирмы росли, и вскоре у Сикорского уже был собственный завод. На нем трудились рабочими и инженерами многие выходцы из Российской империи.
Несмотря на то, что остаток жизни Сикорский провел в США, он продолжал считать себя русским и заботился о том, чтобы сохранять и развивать русскую культуру в эмигрантской среде. На свои средства авиаконструктор построил церковь, открыл русскую школу и построил русскую оперу. « Нам нужно работать, а главное – учиться тому, что поможет нам восстановить родину, когда она того от нас потребует », – говорил он. Сикорский стал членом правления Толстовского фонда и Общества русской культуры.
Первые пассажирские перевозки через Атлантический океан осуществлялись на самолетах Сикорского. Самолет-амфибия С-42 побил 10 мировых рекордов и был закуплен многими странами мира, в том числе и СССР. В 1938 г. начался новый виток в биографии Сикорского и в истории авиации – он начал работать над созданием вертолета. Уже через год вышла первая экспериментальная модель, и вскоре авиаконструктора уже называли «вертолетчиком №1». Сегодня Сикорского называют основателем мирового вертолетостроения.
Несмотря на то, что Сикорский не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим в России, он всегда подчеркивал то, что остается патриотом и не теряет надежды вернуться на родину. Однако этого так никогда и не произошло. В 1972 г. он скончался в США. Заслуги Сикорского на родине долгое время не признавали и замалчивали, даже авторство «Ильи Муромца» приписывали некой «группе молодых конструкторов». Только через 30 лет после его смерти о нем начали писать и говорить в России. В 2008 г. в Киеве возле главного корпуса КПИ открыли памятник авиаконструктору, создавшему 17 новых типов самолетов и 18 типов вертолетов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Игорь Иванович Сикорский. Биографическая справка
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения авиаконструктора Игоря Сикорского.
Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье дипломированного врача, профессора психологии Киевского университета. У мальчика рано пробудился интерес к моделям летательных аппаратов: в возрасте 12 лет Игорь смастерил небольшой «геликоптер» с резиновым моторчиком, взлетавший вверх.
В 1903 году он поступил в Петербургское морское училище, чтобы стать кадровым офицером, но уволился со службы в 1906 году, поскольку испытывал тягу к техническим наукам. После непродолжительного технического обучения в Париже Сикорский вернулся в Киев и в 1907 году поступил в Политехнический институт. Сикорский неплохо закончил академический год, но решил, что абстрактные науки и высшая математика, которые приходилось там изучать, имеют мало отношения к практическим проблемам, и что интереснее будет работать в своей собственной мастерской и лаборатории.
Лето 1908 года Игорь Сикорский провел в поездке по Европе, тогда же он узнал об успешных полетах братьев Райт и познакомился с европейскими изобретателями, искавшими свои пути в области полета.
С финансовой помощью сестры Сикорский в январе 1909 года снова поехал в Париж, чтобы продолжить занятия и приобрести двигатель малого веса. Вернувшись в Киев в мае 1909 года, он начал строить «геликоптер», как тогда называли вертолеты. С первой моделью он потерпел неудачу, выявившую ряд практических трудностей. Второй летательный аппарат, с более мощным двигателем, испытанный в 1910 году, тоже не полетел. Сикорский принял решение заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом. В начале того же года им был испытан первый биплан С-1. Мощность двигателя 15 л. с. оказалась не достаточной, но на переделанной модели С-2 с более мощным двигателем Сикорский совершил свой первый полет. Затем последовали более совершенные модели С-3, С-4 и С-5.
Летом 1911 года на С-5 с мотором мощностью 50 л. с. Игорю Сикорскому удалось пробыть в воздухе более часа, достичь высоты 450 м и совершить небольшие перелеты по прямой.
С 1912 по 1917 года Игорь Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге (Петрограде), поставлявшего аэропланы для русской армии. Здесь им были построены аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов в 1912 – 1913 годах. Здесь он в 1913 году построил (и лично облетал) первый в мире четырехмоторный аэроплан «Гранд», предшественник многих современных бомбардировщиков и транспортных самолетов. Затем под руководством Игоря Сикорского были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы (опытные и серийные), поплавковые варианты сухопутных самолетов, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца» и др. В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.
В 1917 году Игорь Сикорский эмигрировал из России в Европу, а в 1919 году в США. Там он с несколькими партнерами, среди которых были и бывшие российские офицеры, основал собственную компанию «Сикорски аэро инжиниринг».
В 1957 году Игорь Сикорский ушел в отставку с должности менеджера по конструкторским разработкам своей компании, но оставался консультантом до самой смерти.
Еще при жизни Игорь Сикорский был признан выдающимся авиационным конструктором, он был лауреатом высших орденов и медалей, а также премий по авиации, в том числе российского креста Св. Владимира, премии им. Сильвануса Альберта Рида от Института авиационных наук в Нью-Йорке, медали им. Дениэла Гутгенхейма, премии им. Элмера Сперри, Премии национальной обороны США и др., получил немало почетных докторских званий, почетных членств в научных и технических обществах США и
Игорь Сикорский скончался 26 сентября 1972 года в своем доме в городе Истоне, штат Коннектикут (США).
10 фактов об Игоре Сикорском
К 41-й годовщине со дня смерти легендарного авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского предлагаем вашему вниманию подборку примечательных фактов из его биографии.
1. Дед
Дедушка Игоря Сикорского был украинским православным священником. Протоиерей Алексий Сикорский служил в селе Антоновка, близ города Сквира Киевской губернии, где у него родился сын Иван. Впоследствии отец Алексий был настоятелем одного из киевских храмов.
2. Отец
Иван Алексеевич Сикорский до поступления в университет учился в Киевской семинарии. Но стал не священником, а выдающимся ученым-медиком. Доктор медицины, профессор Университета им. Св. Владимира Иван Сикорский получил мировую известность благодаря многочисленным работам по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. Он написал более сотни трудов, в том числе неоднократно переиздававшийся учебник о воспитании детей для студентов. Закатом научной карьеры Ивана Сикорского стало участие в качестве эксперта в «деле Бейлиса». Именно он предположил ритуальный характер убийства Андрюши Ющинского. После скандального процесса профессор заболел и больше уже не вернулся в университет.
3. Дебют
Игорь Сикорский возглавил конструкторское бюро по созданию самолетов в возрасте 23 лет, будучи недоучившимся студентом Киевского политехнического института. Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. Машина выиграла проводившиеся в рамках выставки соревнования летательных аппаратов и была награждена золотой медалью. Победителя заметил и пригласил на ужин председатель правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской Империи. «Руссо-Балт» как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие. За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. Финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал. Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу, где за год создал самолет-гигант «Русский витязь», первый многомоторный самолет в истории. Осмотревший машину император Николай II в благодарность подарил Сикорскому золотые часы.
4. «Илья Муромец»
После того, как «Русский витязь» случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант «Илья Муромец» стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекордный перелет вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось. А «Илья Муромец» стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте «Муромцы» отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а гасили огонь прямо в полете.
5. Побег
6. Композитор-инвестор
Переехав в США и не имея ни гроша, в 1923 году Сикорский основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. А вице-президентом и инвестором стал гениальный композитор и пианист Сергей Рахманинов. Он выделил Игорю Ивановичу огромную по тем временам сумму – пять тысяч долларов. Позже, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
Сергей Рахманинов и Игорь Сикорский
7. Амфибия
Еще в России авиаконструктор занимался самолетами-амфибиями, способными взлетать с водной поверхности. В США такие самолеты оказались очень востребованы. Десятиместная амфибия S-38, которую Сикорский создал с единомышленниками, стала неимоверно популярной. А следующая, сорокаместная S-42 поразила самого конструктора. Когда Сикорский впервые увидел салон собранного самолета, то вспомнил, что именно такой салон приснился ему еще в возрасте 11 лет.
Амфибии Сикорского у США закупал СССР. Одна из них попала в знаменитую кинокомедию «Волга, Волга».
8. Шляпа
Как известно, свои машины Сикорский испытывал сам. За штурвал он садился в рубашке с галстуком и в шляпе, которую называл женским именем Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу. Сейчас эта шляпа хранится под прозрачным колпаком в рабочем кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят в музей, чтобы прикоснуться к шляпе — на счастье. Подобная традиция существует и в Киевском политехе, на территории которого стоит памятник Сикорскому со шляпой в руках. Перед экзаменами студенты приходят к памятнику, чтобы прикоснуться к легендарной шляпе.
9. V.I.P. – вертолеты
Все президенты США выбирают вертолеты фирмы Сикорского. Вернее, выбирает группа экспертов, от инженеров и летчиков, до агентов ФБР. Их неизменный выбор – лучшее свидетельство надежности вертолетов.
В 1959 году в Америке гостил Никита Хрущев. Президент Эйзенхауэр предложил генсеку прокатиться на президентском вертолете, а когда Никита Сергеевич заинтересовался новинкой, то и пообещал подарить пару машин. Вертолеты были доставлены в СССР, их отправили в соответствующие конструкторские бюро. Вскоре появился очень похожий на вертолет Сикорского советский вертолет Ми-4. На нем Хрущев и летал.
10. Дом
Киевский особняк на Ярославовом Валу, в котором Игорь Иванович родился, вырос и конструировал свои первые машины, сохранился. Он принадлежит Министерству обороны Украины и долгие годы он находится в крайне запущенном состоянии. В 1989 году, когда в СССР приезжали сыновья Сикорского Сергей и Игорь, дом в срочном порядке отремонтировали и установили памятную доску. Кто и когда украл ее – неизвестно. Дом, который облюбовали бомжи, рушится на глазах. В 2000 году здание было передано на 49 лет в аренду Международному фонду «Музей авиации и воздухоплавания имени Сикорского». Фонд обещал сделать в особняке музей, но до сих пор так и не сделал.
Исторический миф: «московский инженер» Игорь Сикорский — украинец
В последние годы вопрос об этническом происхождении и национальном самоопределении выдающегося авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского (1889 — 1972) стал чрезвычайно острым, что видно по значительному читательскому интересу к этой теме и в России, и на Украине.
Для тех, кто способен слышать и видеть (вне зависимости от происхождения, гражданства и занимаемой стороны в современном украинском конфликте), ответ на этот вопрос очевиден: Сикорский был ярым монархистом и русским националистом, мечтал о возрождении Российской империи, сотрудничал в газетах под говорящими названиями «Державная Русь» и «Воскресение России», был членом Российского политического комитета, Пушкинского общества и Толстовского фонда, спонсором множества русских эмигрантских организаций — и культурных, и общественно-политических.
Казалось бы, все уже давно сказано и доказано, но на противоположную сторону, считающую Сикорского «відомим українцем» и находящуюся в мире своих собственных фантазий, вряд ли повлияют какие-то дополнительные аргументы. При всем этом биография Сикорского чрезвычайно интересна сама по себе, и с каждым годом появляются все новые факты и свидетельства. Гений без высшего образования. Игорь Сикорский и его 130 лет
Мы не будем пересказывать в очередной раз и так всем известные вехи биографии авиаконструктора, а попробуем посмотреть, как его образ воспринимался современниками и как он менялся на протяжении времени.
Эмигрантская пресса — и русская, и украинская — является важным источником по биографии Сикорского, причем вторая намного более примечательна и показательна, что мы и продемонстрируем.
Но начнем все же с русской эмигрантской прессы.
Тут ничего неожиданного, конечно, нет. «Типичным русским успехом является карьера конструктора «Ильи Муромца» Сикорского», — писал автор рижского иллюстрированного журнала «Для Вас» 13 мая 1934 г. в статье «Неугасаемый светоч. Русская культура и ее мировое значение».
Газета «Голос народа» (№ 70 от 14 сентября 1933 г.) сообщала, что в Збраславском замке недалеко от Праги был открыт Музей русского творчества. Этот музей собирал материалы, относящиеся к жизни, творчеству и быту русских за рубежом. И неудивительно, что фотографиям, чертежам и документам авиационного завода Сикорского была отведена целая витрина.
Приезды Сикорского становились праздниками для русских эмигрантских общин, они позволяли отвлечься от серых будней жизни в изгнании, давали возможность порадоваться за своего соотечественника.
Вот как, к примеру, анонсировала посещение Белграда Сикорским местная газета «Царский вестник»: «По полученным нами сведениям, между 17 и 20 октября тек[ущего] года в Белград прибывает на несколько дней наш знаменитый соотечественник Игорь Иванович Сикорский, прославленный изобретатель и высокоталантливый конструктор летательных аппаратов и в то же время горячий русский патриот.
Игорь Иванович Сикорский известен русским людям не только как конструктор и создатель первого в мире большого моторного самолета «Русский витязь», но и как стойкий борец за русские национальные заветы и за Православную церковь. Надеемся, что прибывающему в Белград дорогому гостю русскими людьми будет оказан прием как одному из тех людей, имя которого войдет в славные страницы нашей истории…» (№ 623 от 18 сентября 1938 г.).
В одном из последующих номеров «Царского вестника» рассказывалось о том, как прошла встреча с Сикорским.
21 октября 1938 г. Русский научный институт и Военно-научные курсы устроили в белградском Русском доме в честь Сикорского «чашку чая». Авиаконструктор рассказал о том, как «при содействии русских людей он создал свое дело в Америке, подчеркнув исключительное значение своих русских сотрудников в успехе своего дела». «Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш»: к 100-летию со дня смерти профессора Сикорского
После «чашки чая» в том же Русском доме состоялось торжественное собрание в честь Сикорского, на котором выступили начальник управления по делам русских эмигрантов Василий Штрандман, представитель Русского общевоинского союза генерал-лейтенант Иван Барбович, представители различных общественных организаций и русских газет. «На другой день И.И. Сикорский, побывав на Опленце, помолившись у гроба Блаженнопочившего Короля Александра I Рыцаря, покинул Белград, оставив самое лучшее впечатление на русских людей г. Белграда» (№ 629 от 30 октября 1938 г.).
Примерно в таком же ключе выдержаны и другие публикации о самом Сикорском или о его встречах с представителями русских организаций в той или иной стране.
Но, может быть, это все выдумки «москалей», их извечное желание присвоить себе чужие достижения?
Да нет, ничего подобного. Для того чтобы убедиться в этом, обратимся к украинской эмигрантской прессе — уж она-то точно не будет врать и играть на руку русским!
Возьмем для примера газету «Свобода» — ведущее и старейшее издание украинской эмиграции в США, непрерывно выходящее с 1893 г. Что мы видим?
Вот, к примеру, заметка от 3 марта 1927 г., которая говорит сама за себя — «Московский инженер строит самолеты для путешествия через океан».
Этот самый «московский инженер» — Сикорский, но, конечно, авторы газеты имели в виду не то, что Сикорский уроженец Москвы, а то, что он «москаль». Впрочем, в самом тексте заметки Сикорский обозначен и как «русский инженер». В заметке от 25 октября 1927 г. Сикорский вновь назван «русским инженером».
В номере «Свободы» от 19 апреля 1958 г. помещена статья «Не общее, а московское дело», в которой критикуется деятельность одной из антисоветских организаций — Американского комитета по освобождению от большевизма (АКО). В чем же провинился перед «Свободой» и украинскими националистами этот комитет?
А в том, что на свою радиостанцию «Освобождение» (ныне «Радио Свобода») практически не зовет украинцев, зато перед микрофоном радиостанции постоянно появляются всякие «русские «светочи»». Среди которых, как нетрудно догадаться, упомянут и авиаконструктор Игорь Сикорский. Дополнительно «Свобода» указывала и еще одну его «вину»: он финансирует русских монархистов, в частности, газету «Знамя России».
«Как можно вести успешную противосоветскую пропаганду при помощи реакционных сторонников царской системы, идеи которых ненавистны на всем европейском Востоке и всеми демократами свободного мира?» — возмущался сотрудник «Свободы» и ехидно задавался вопросом, почему издания АКО не публикуют лозунги «Союза русского народа» времен Пуришкевича. День в истории. 5 июня: русский князь в Киеве взлетел на первом отечественном самолете
В целом же «Свобода» уделяла не очень много внимания Сикорскому, а если и упоминала его, то или просто как «инженера», или как «русского инженера». Авторам газеты было очевидно, что идея объявить русского монархиста и противника «украинства» Сикорского — тогда еще вполне живого и здорового — украинцем не вызовет ничего, кроме смеха окружающих. Впрочем, вероятно, такая идея им и в голову не приходила, настолько она нелепа.
Но прошло время, Сикорский умер, ушли в мир иной почти все люди, близко его знавшие. И с конца 1990-х гг. в украинской эмигрантской прессе начинаются осторожные попытки присвоить его имя себе. Впрочем, в той же «Свободе» мы не обнаружим безумия, которое можно наблюдать в современных украинских СМИ — эмигрантская газета пыталась сохранять здравый смысл, и, надо сказать, в большинстве случаев ей это удавалось.
Обсуждение фигуры Сикорского активизировалось в начале 2000-х гг. в связи с идеей присвоения его имени одному из киевских аэропортов. «И. Сикорский принадлежит всему миру, но его талант, первые мечты про полеты, навеянные рассказами матери, первые самолеты, поднявшиеся в воздух, и попытки построить вертолет родились в Киеве. Потому Украина должна отдать должное одному из своих гениальных сынов, присвоив международному аэропорту его имя», — писал в номере от 9 июля 2004 г. Микола Кравец.
20 августа 2004 г. была опубликована одна из самых известных статей, на которую любят ссылаться украинские СМИ, — «Игорь Сикорский: «Мой род — чисто украинского происхождения»». Ее автор, Дарья Маркусь, обратила внимание на письмо Сикорского историку Василию Галичу, написанное 30 августа 1933 г., в котором читаем такие строки:
«Мой род чисто украинского происхождения, из села на Киевщине, где мой прадед и прапрадед были священниками» («My family is of purely Ukrainian origin, having come from a village in the State of Kiev where my grandfather and great-grandfather were priests»).
Письмо это реально существует, оно хранится в фонде Галича в архиве Университета Миннесоты (Wasyl Halich papers. Box 2. Folder 13). Само собой, украинские СМИ любят цитировать только начало этого письма, «забывая» упомянуть его окончание. Буквально следующие строки выглядят так:
«Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая украинский народ как неотъемлемую часть России, так же, как Техас или Луизиана являются неотъемлемой частью Соединенных Штатов». (However, we consider ourselves Russian by origin of a certain part of Russia, considering the Ukrainian people an integral part of Russia, just as Texas or Louisiana is an integral part of the United States»).
Это отчасти признала и Дарья Маркусь, пусть и нехотя: «То, что он определял себя как русского, можно было бы не столько оправдать, сколько прояснить в контексте времени и приоритетных интересов И. Сикорского. Он принадлежал к тому слою украинской интеллигенции начала XX века, которая себя обозначала как «малороссы». К сожалению, такая же ментальность и сегодня наблюдается среди украинцев в немного ином представлении, мол, мы, русские и украинцы — братские народы и должны быть всегда вместе. А сегодня такое мышление уже труднее оправдать».
Кроме того, она рассказала о своей переписке с сыном Сикорского Сергеем. Так вот, Сергей Сикорский в письме к Маркусь определил своего отца как «Russian and a proud son of Kiev» («русского и гордого сына Киева»).
Из той же статьи Маркусь происходит и другой миф: якобы Сикорский обращался за ссудой в 5 тысяч долларов, нужных ему для строительства самолетов, к Украинскому народному союзу (УНС) в США. Он будто бы получил отказ, но в итоге ему дал нужную сумму композитор Сергей Рахманинов. Исторические мифы: Сталин собирался депортировать всех украинцев
Маркусь, сообщив эту информацию, все же предусмотрительно оговорилась, что история про обращение Сикорского в УНС — слух, который сегодня тяжело проверить.
На самом деле все оказалось достаточно просто: в номере «Свободы» от 10 сентября 2004 г. было напечатано письмо экс-председателя УНС Ульяны Дячук, в котором она решительно опровергла всю эту историю про отказ Сикорскому в ссуде:
«Мне известно, что УНСоюз до сегодняшнего времени сохраняет в Главной канцелярии переписку по финансовым делам за десятки лет. Никогда не находила переписки или прошения Игоря Сикорского. Прошение могло быть передано по телефону или лично, но доказательств этого нет. В начале 1950-х гг. многолетний главный кассир Роман Слободян много рассказывал мне про разные дела в украинской громаде и про людей, которые их творили в 1920-х, 30-х и 40-х годах. В моей памяти не осталось никакого упоминания про И. Сикорского».
Само собой, таких упоминаний и быть не могло, так как Сикорский являлся активным участником русских эмигрантских организаций, а не украинских.
Вообще статья Марусь вызвала достаточно бурную дискуссию среди читателей «Свободы».
Роман Рычок из Мейплвуда предупреждал, что если аэропорт будет назван в честь Сикорского, то этому обрадуются русские, а мир воспримет это как «очередную русификацию Украины». Впрочем, размышления его не лишены основания: «Национальное происхождение не равнозначно национальности. Игорь Сикорский был русским, про что заявляет его сын в письме Д. Маркусь. В нашей истории много выдающихся русских и поляков были украинского происхождения». Но, задавался вопросом Рычок, можно ли убедить литературный и музыкальный мир в том, что Николай Гоголь и Артемий Ведель были украинцами? «Второй после Эвереста». Как одессит открыл миру новую страну
Завершил свое письмо бдительный читатель рассуждениями о том, что аэропорт надо назвать в честь тех фигур, которые этого заслуживают и которых мир знает как украинцев. Так что аэропорт имени Сикорского, по его мнению, не годится, это проявление «русификации». Вот аэропорт имени Симона Петлюры или Михаила Грушевского — это совсем другое дело!
В заключение отметим, что если бы не чрезвычайная политизированность темы, то точку в споре могло бы поставить высказывание самого Сикорского, любившего отвечать на расспросы о происхождении следующим образом:
«Моя семья русского происхождения. Мой дедушка и другие предки со времен Петра Великого были русские православные священники. Следовательно, русская национальность семьи должна считаться достоверно установленной» («Sikorsky Archives News», 2013, April, p. 2).
Это высказывание, конечно, никак не противоречит тому, что Сикорский был представителем южной ветви русского народа, мог говорить на простонародном «украинском» наречии, о чем есть ряд свидетельств, и любил как Россию, так и свою малую родину — Киевщину, Украину.