сиденко а с метод проектов история и практика применения
Сиденко а с метод проектов история и практика применения
ПИ № ФС 77-69346
ISSN 2541-9250
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018
Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, Магистрант 1 курса, факультет истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: История развития проектного метода обучения
Статья просмотрена: 812 раз
Дата публикации: 06.04.2018
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Федулкин Дмитрий Юрьевич
магистрант 1 курса факультета истории и права
Аннотация. В статье рассматривается процесс зарождения и развития проектного метода обучения. Анализируется как метод проектов развивалась за рубежом и в нашей стране. Указываются основные отечественные и зарубежные специалисты которые разрабатывали данный метод.
Ключевые слова: Проектный метод, проект, школа, обучение, деятельность.
На данный момент времени можно смело утверждать, что проектный метод является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данный метод мотивирует обучающихся на формирование творческих способностей, помогает выработать у них навыки самостоятельной работы, поиска информации и подталкивает их к созданию окончательного продукта. Предпосылки возникновения проектного метода можно увидеть уже, начиная с V века до нашей эры.
Одним из направлений введения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети занимались выполнением «проектов» – конкретных заданий, которые были связанны с учебным материалом, но по факту количество теоретических знаний при этом было довольно низким. Главная мысль состояла в организации деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся [1, с. 55]. Вместо школьной системы, которая основывалась на получении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение «путем делания», на основании которого ученики должны извлекать знания из собственного опыта по решению различных проблем, взятых из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.
В дальнейшем, уже при советской власти, данные идеи стали обширно, но не совсем продуманно и последовательно вводиться в школу. В советской школе делались попытки модифицировать метод проектов, использовать его в сочетании с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения) и коллективной работой учащихся, в результате чего появился бригадно-лабораторный метод обучения. Однако в 1931 году вышло постановление ЦК ВК П( б) в котором метод проектов был осужден [3, с. 84]. Тем не менее «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов». Но в полном объёме метод проектов в практике советской школы не осуществлялся. Вместе с тем в зарубежной школе он продуктивно и довольно успешно продолжал своё развитие.
Метод проектов: история и практика применения
, профессор АПК и ПРО, г. Москва
МЕТОД ПРОЕКТОВ: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Немного из истории метода проектов
История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восхо-дит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принци-пу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие инте-ресует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.
Универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к разработке комплексно-проектных программ (1929–1930 гг.). Учебные предметы как таковые от-рицались, а систематическое усвоение знаний под руководством учителя заменялось преимуще-ственно работой по выполнению специальных практических заданий – проектов (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Учащиеся, работая на фабрике, за-воде, в школьных мастерских, в колхозе, на учебно-опытном участке, приобретали те знания, ко-торые в той или иной мере были связаны с выполнявшейся ими практической работой. Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Поста-новления ЦК ВКП(б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проек-тов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.
Об актуальности метода проектов в наши дни
Однако в настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популяр-ность. Это обусловливается прежде всего наличием кризисных явлений во всех областях общест-венной жизни, включая сферу образования. Разрушение прежней системы образования, центра-лизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального зака-за, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности мно-гих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое дру-гое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущ-ная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федераль-ном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в базис-ный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Теперь как бы сделать так, чтобы благое де-ло не превратилось в профанацию или в крайность? Для этого важно определить границы педаго-гической целесообразности, условия эффективного применения метода проектов. И не скатывать-ся в прежнюю крайность, считая его панацеей от всех болезней общества.
Представим для начала некоторые примеры и подходы в организации современных учеб-ных проектов.
Одним из интересных примеров является финский проект «Город – как – школа» (1996 г.), в котором конструируется система комплексной помощи молодежи. Позиция разработчиков заклю-чается в том, чтобы дать учащимся, у которых сложилось негативное отношение к учебе, что не-редко во многих школах, новое представление о том, как можно учиться, как можно найти новые перспективы образования – образования для себя. Чем больше дети и молодые люди, по мне-нию авторов проекта, узнают, как в результате их деятельности получается нужный обществу продукт, тем лучше они будут учиться. Авторы различают простое выполнение учебно-практического задания и продуктивную (проектную) деятельность таким образом, что последняя соединяет индивидуально проектируемую внешкольную активность, основанную на получении не-посредственного опыта, с культурными традициями, личностной ориентацией, междисциплинар-
ным преподаванием учебных предметов. Все это связывает вместе и социальный опыт, и обуче-ние, и осмысление учащимися происходящих процессов. Целью проектного обучения в данном подходе является овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию соци-ального сознания. Благодаря участию в общественно нужном деле предполагается преодоление отрицательной установки к учению.
Аналогичным может считаться отечественный проект с одноименным названием «Город как школа» (авторы С. Чистякова, Л. Дмитриева, О. Щигирева), идея которого состоит в оказании по-мощи подросткам в их профессиональном самоопределении с помощью диагностического центра, осуществляющего основные направления комплексной диагностики: психолого-педагогическое, психо-физиологическое, медико-педагогическое. Планируется, что на основе самодиагностики ре-бята смогут сделать более обоснованный и ясный для себя выбор возможной профессии – именно это составляет содержание вновь приобретаемого ими социально-психологического опыта.
Следующий подход связывается с разработкой проектно-исследовательской технологии обучения. Разработка этой идеи В. Васильевым основывалась на понимании того, что сейчас во всем мире стала актуальной задача обновления содержания образования, понимаемого не только как сумма знаний, объем некоторой информации, запоминаемые учащимися, но и как деятель-ность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу. Реализация проектно-исследовательской технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Преподаватель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками. Последние вносят свои кор-рективы, предложения, предлагают способы выполнения заданий. Дети распределяются по микро-группам, где намечают контуры будущего результата, договариваются о формах подведения ито-гов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образова-тельных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабаты-вать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значе-ние групповой работы.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения по-степенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приоб-ретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и осно-вывается на актуальных детских интересах.
А это значит, что часть школьной программы может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и наполняться, прежде всего, фактами и стимулами из окружаю-щей действительности. При таком построении учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно или с помощью сло-жившихся привычек и умений, так и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоя-тельно добыть, найти для достижения поставленной практической цели.
Конкретных примеров реализации этих позиций очень много. В частности, в Воронеже в рамках экспериментального курса «Дом – семь «Я» (образовательной области «Тех-нология») организуется творческая проектная деятельность учащихся. В ходе этой деятельности ученик создает творческий продукт, обладающий субъективной новизной. По данной методике ребята учатся пользоваться «звездочкой обдумывания» в центре которой – объект исследова-ния, а на периферии – факторы, определяющие его потребительские, полезные свойства: исполь-зуемые материалы, оборудование, технологическая и экономическая целесообразность. Учащие-ся готовят дизайн-папку, сопровождающую изделие, и содержащую необходимые идеи, мысли, зарисовки, эскизы, диаграммы, схемы, записи решений, анализ принятых решений и прочие мате-риалы. Тематика проектов может быть очень разнообразной: «Диванные подушки», «Салфетка в лоскутной технике», «Платье», «Лоскутный мячик» и др.
Метод проектов:история и современность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОД ПРОЕКТОВ : ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. Понятие «Проектная деятельность» и «Метод проекта»………………….….5
2. Классификация метода проектов ………………………………………………9
3. Метод проектов в начальной школе……………………………………….….11
4. Методика организации метода проектов в начальной школе…………….…12
Введение
В настоящее время становится актуальным развитие самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
Учитель начальных классов использует в своей работе методы обучения, которые развивают общеучебные умения и навыки, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Среди таких методов ведущее место принадлежит методу проектов.
В современном обществе образованный человек не только должен владеть знаниями, но и уметь применить эти знания на практике, делать это целенаправленно. Речь идет о формировании общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой и социальной компетенции.
Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
В последнее время значительного распространения в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников.
Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.
В основе проектной деятельности лежит умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть и решить проблему.
проект педагогический начальная школа обучение
1. Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»
В отечественном образовании в последние годы произошли изменения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
1.Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
Развивали бы в первую очередь исследовательские и рефлексивные умения и навыки;
Формировали бы умения, связанные с опытом их применения в практической деятельности;
Были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.
Среди таких методов ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.
В его основе лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении различных проблем.
Внешний результат можно увидеть и применить в реальной практической деятельности, а внутренний результат становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи трактует метод проектов « как способ обучения через делание»[5], когда учащиеся включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы.
Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой [1].
Сиденко А. С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий [7].
Полат Е. С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом[5].
Метод проектов создаёт предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. В его работах отражается связь школы с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, т. е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как трудовая и игровая деятельность, в которой ребёнок самообучается и самосовершенствуется. Учащиеся самостоятельно открывают свойства и закономерности предметов и явлений, а учитель только отвечает на их вопросы.
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т. е. научить учиться.
Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, согласно природе детского познания.
Эти идеи оказали большое влияние на систему образования XX столетия, которая использует наглядность, практические работы, поисковый и проблемный метод. В связи с развитием активных методов и форм обучения возрос интерес к идеям Джона Дьюи. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала.
У.Килпатрик выделил четыре типа проектов:
1.Воплощение мысли во внешнюю форму.
2.Получение эстетического наслаждения.
3.Решение задач, проблемы.
4.Получение новых данных.
Таким образом, все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако их выполнение не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений. Интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея Килпатрика о построении учебного процесса с учетом только интересов ребенка не целесообразна[5].
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России, в 20-х годах XX века. Период существования был недолгим, так как в советскую школу был перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ. Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних комплексных программ. Работая по ним, школа не могла обеспечить учащихся необходимым объемом систематических знаний. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получил тогда широкого применения в практике массовой школы.
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка принесёт оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения.