сидение царя михаила федоровича с боярами в его государевой комнате
Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина
Подобно многим русским художникам и писателям, Рябушкин наиболее яркое выражение красоты и национальной самобытной русской народной жизни видел в патриархальных чертах народного характера и быта. В особых исторических условиях России конца XIX столетия такая точка зрения была своеобразной формой протеста против капитализма, разрушавшего вековые устои крестьянской жизни, несшего в деревню нищету, болезни, кабак, опустошающую человека власть денег.
Повышенный интерес Рябушкина к красоте национальных обычаев, его любовь ко всему красочному, талантливому в народной жизни были связаны, конечно, с характером его дарования, с его творческими воззрениями и пристрастиями.
Именно с этим связано обращение Рябушкина к русской жизни XVII века, когда все дорогие ему черты народного быта выступали в своем, можно сказать, классически чистом виде.
Новаторство Рябушкина в области исторической картины до сих пор по-настоящему не оценено. Он принадлежал к тому поколению русских исторических живописцев, самое появление и успехи которых были подготовлены великим Суриковым. Как тонко заметил один из биографов Рябушкина, лишь фоны исторических полотен Сурикова «дали толчок для изучения обыденных явлений прошлого С. Иванову, А. Васнецову и Рябушкину».
Подобная перестановка акцентов была характерна для многих художников, сверстников Рябушкина. Суриков масштабнее и значительнее своих последователей. Но они сказали свое новое слово в исторической живописи. И Рябушкину здесь принадлежит одно из почетных мест.
А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате
Ранние работы художника на историческую тему (не считая многочисленных заказных журнальных рисунков) представляют собой небольшие жанровые зарисовки быта XVII века. Они являются как бы прелюдией к тому расцвету исторической картины, который начинается в творчестве Рябушкина с середины 90-х годов XIX века.
Одной из первых работ «настоящего» Рябушкина было «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Рябушкин создает выразительные тины царских советников, медлительных тяжелодумов или, напротив, хитрых и лукавых но одинаково степенных и осанистых. Художник подчеркивает в их облике колоритное соединение мужицкой простоватости с азиатской роскошью и пышностью одежд.
В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту. Характерно, однако, что герои Рябушкина при всей своей выразительности еще напоминают переодетых в исторические костюмы статистов. В самом построении картины художник исходил прежде всего из принципа правдоподобия сцены, не уделяя достаточного внимания декоративно-пространственной цельности полотна. Отсюда орнаментальное узорочье покрытых богатым шитьем одежд и расписных стен палаты воспринимается как некий бытовой атрибут.
Надо сказать, что эта картина была одной из немногих попыток Рябушкина изображать определенных исторических героев. Чаще всего его привлекало в историческом прошлом нечто совсем иное: повседневная жизнь народа, характерные типы русских людей XVII века, их обычаи, нравы. Но не быт сам по себе, а его красота, не изобразительная достоверность, а историческая и поэтическая правда были его целью. Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма. В них есть то эмоциональное богатство, то обилие лирических нюансов, которые служат признаком подлинной поэтичности в искусстве. В картинах Рябушкина пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей таилась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Эта-то любовь и заставляла его от документальной точности идти к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Вот почему в картинах Рябушкина всегда ощущаешь ту свободу образной интерпретации прошлого, которая выше музейной правды, превращающей историческую картину в наглядное пособие.
А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день
Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. Изучение летописей, исторических материалов и источников давало ему знание эпохи. Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах. Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре. Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы. В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой. В результате мы проникаемся тем характерным для Рябушкина чувством иронического любования, которое придает его картине неповторимую остроту.
А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке
Впечатление это во многом связано с композиционным построением полотна, явившимся новым словом в тогдашней русской живописи. Срезав по краям картины фигуры людей, расположив толпу по диагонали, Рябушкин достигает впечатления динамичности и фрагментарности композиции. Благодаря этому приему зритель живо представляет огромную оживленную толпу, часть которой изображена на полотне. При всей кажущейся случайности такого решения в нем есть та выверенность и образная выразительность, которые принципиально отличают картину от этюда.
Все это создает поэтическое настроение изменчивости, мимолетности изображения, вызывающее сожаления об этой навсегда исчезнувшей, невозвратимой красоте. И, быть может, именно в этих переживаниях и состоит очарование того истолкования истории, неповторимым мастером которого явился Рябушкин.
Его позднее творчество подернуто какой-то грустной усмешкой. Это грусть поэта уходящей старой Руси, уступающей место новому укладу жизни. Но Рябушкин, в отличие, например, от Нестерова, поэтизировал не духовные идеалы старой Руси, а вместе с ними и ее предрассудки, а те стороны жизни, в которых выражалась художественная одаренность народа, его нравственное своеобразие.
Стремление воплотить художественную неповторимость русского быта XVII века в самом живописном строе, характере рисунка и трактовке формы определяет работу Рябушкина над исторической картиной. Его зрелое творчество дает нам своеобразный вариант тех исканий «национального» стиля, которые были характерны для многих художников его времени (Нестерова, Малютина, Е, Поленовой, Врубеля, Рериха и др.).
Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, «Просвещение», 1969.
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)
Московская девушка XVII века
Московская улица XVII века в праздничный день
Ожидают выход царя
Русские женщины XVII столетия в церкви
Семья купца в XVII веке
Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Уроки Совы Филиновны
Основное меню
План-конспект урока
Начальная школа
Русский язык
Литература
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
История России
Всемирная история
Биология
География
Математика
«Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (А. П. Рябушкин)
На картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» художник А. П. Рябушкин изобразил один из эпизодов повседневной жизни русского царя.
Первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович родился в 1596 году. Он был внуком боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, родного брата Анастасии Романовны, первой жены царя Ивана IV. Его отцом был боярин Фёдор Никитич Романов. Позднее отец Михаила стал патриархом Русской Православной Церкви.
В ноябре 1612 года, после освобождения Москвы от поляков, Михаил с матерью уехали в Кострому. Там в марте 1613 года они узнали о том, что Земский собор избрал Михаила Романова царём. Мать Михаила, тревожась за судьбу юного сына, сначала решительно отказалась принять предложение Земского собора, но после шестичасовых уговоров согласилась. Вскоре Михаил Фёдорович вернулся в Москву, a 11 июня 1613 года был венчан на царство. Он стал основателем царской династии Романовых, которая правила Россией больше трёхсот лет.
Михаил Романов был избран царём не потому, что был лучше других, а потому, что устраивал всех. В отличие от иных претендентов Михаил был относительно нейтрален, и многие надеялись, что с его приходом к власти удастся преодолеть Смуту в государстве.
По характеру Михаил был человек тихий и робкий, во всём слушался отца и мать. Активную роль в управлении страной играли родственники царя.
Его влияние на дела почти не ощущалось. Новый царь не отличался никакими талантами. Он не был сильной личностью и имел слабое здоровье. Тем не менее умеренность Михаила помогла преодолеть Смуту.
В 1624 году Михаил женился на княжне Марии Владимировне Долгорукой, но всего через четыре месяца она умерла. Во второй раз Михаил женился в 1626 году на дочери незнатного дворянина — Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Умер Михаил Фёдорович в ночь на 13 июля 1645 года, прожив 49 лет, из которых 32 года он правил Русским государством.
Царь Михаил Фёдорович и его окружение жили по обычаям своих предков. Повседневная жизнь царя была довольно однообразна и замкнута. Перед народом он появлялся редко. Чаще всего это происходило в большие церковные праздники. Из Москвы царь выезжал только на богомолье в монастыри. Это происходило обычно два или три раза в год. Время от времени царь ездил в ближайшие окрестности на охоту.
Обычно царь вставал около четырёх часов утра и шёл в специальную комнату для молитвы. Там его уже ожидал священник с иконой. Помолившись, царь отправлялся в комнаты царицы и вместе с ней слушал утреннюю церковную службу.
Постепенно во дворце собирались бояре и знатные люди. Когда государь выходил, все низко кланялись. Некоторых он подзывал и говорил с ними. Тот, кто хотел просить о чём-либо, подходил и кланялся до земли. Некоторые бояре просили царя отпустить их в деревню, на свадьбу или на крестины. Без царского разрешения никто не имел права уезжать из Москвы. Поговорив с боярами, царь в сопровождении всех собравшихся отправлялся в одну из церквей. Здесь он слушал дневную церковную службу. Она продолжалась два часа.
Затем царь занимался делами, слушал доклады, прошения. Около 12 часов бояре разъезжались, и царь шёл обедать. Иногда он приглашал к столу некоторых бояр, но чаще обедал один. После обеда царь, как и всякий русский человек того времени, ложился спать. После сна, который продолжался около трёх часов, царь в сопровождении бояр шёл в церковь. Остальную часть дня до ужина государь проводил с семьёй и самыми близкими людьми. После ужина царь молился и шёл спать.
На картине А. П. Рябушкина «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой
комнате» художник изобразил момент, когда царь занимается государственными делами. Михаил Фёдорович сидит на троне. Перед ним сидят бояре, а один из них стоит и обращается к царю с докладом. В левой части картины мы видим знатных людей, которые, видимо, пришли к царю с просьбами и ожидают, когда Михаил Фёдорович их выслушает. Очень тщательно Рябушкин написал красивые костюмы бояр, царя и богатую обстановку государевой комнаты. Даже если не знать названия картины, то сразу становится понятным, что действие происходит в царских палатах, а перед нами русский царь и бояре.
Уроки Совы Филиновны
Основное меню
План-конспект урока
Начальная школа
Русский язык
Литература
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
История России
Всемирная история
Биология
География
Математика
«Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (А. П. Рябушкин)
На картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» художник А. П. Рябушкин изобразил один из эпизодов повседневной жизни русского царя.
Первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович родился в 1596 году. Он был внуком боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, родного брата Анастасии Романовны, первой жены царя Ивана IV. Его отцом был боярин Фёдор Никитич Романов. Позднее отец Михаила стал патриархом Русской Православной Церкви.
В ноябре 1612 года, после освобождения Москвы от поляков, Михаил с матерью уехали в Кострому. Там в марте 1613 года они узнали о том, что Земский собор избрал Михаила Романова царём. Мать Михаила, тревожась за судьбу юного сына, сначала решительно отказалась принять предложение Земского собора, но после шестичасовых уговоров согласилась. Вскоре Михаил Фёдорович вернулся в Москву, a 11 июня 1613 года был венчан на царство. Он стал основателем царской династии Романовых, которая правила Россией больше трёхсот лет.
Михаил Романов был избран царём не потому, что был лучше других, а потому, что устраивал всех. В отличие от иных претендентов Михаил был относительно нейтрален, и многие надеялись, что с его приходом к власти удастся преодолеть Смуту в государстве.
По характеру Михаил был человек тихий и робкий, во всём слушался отца и мать. Активную роль в управлении страной играли родственники царя.
Его влияние на дела почти не ощущалось. Новый царь не отличался никакими талантами. Он не был сильной личностью и имел слабое здоровье. Тем не менее умеренность Михаила помогла преодолеть Смуту.
В 1624 году Михаил женился на княжне Марии Владимировне Долгорукой, но всего через четыре месяца она умерла. Во второй раз Михаил женился в 1626 году на дочери незнатного дворянина — Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Умер Михаил Фёдорович в ночь на 13 июля 1645 года, прожив 49 лет, из которых 32 года он правил Русским государством.
Царь Михаил Фёдорович и его окружение жили по обычаям своих предков. Повседневная жизнь царя была довольно однообразна и замкнута. Перед народом он появлялся редко. Чаще всего это происходило в большие церковные праздники. Из Москвы царь выезжал только на богомолье в монастыри. Это происходило обычно два или три раза в год. Время от времени царь ездил в ближайшие окрестности на охоту.
Обычно царь вставал около четырёх часов утра и шёл в специальную комнату для молитвы. Там его уже ожидал священник с иконой. Помолившись, царь отправлялся в комнаты царицы и вместе с ней слушал утреннюю церковную службу.
Постепенно во дворце собирались бояре и знатные люди. Когда государь выходил, все низко кланялись. Некоторых он подзывал и говорил с ними. Тот, кто хотел просить о чём-либо, подходил и кланялся до земли. Некоторые бояре просили царя отпустить их в деревню, на свадьбу или на крестины. Без царского разрешения никто не имел права уезжать из Москвы. Поговорив с боярами, царь в сопровождении всех собравшихся отправлялся в одну из церквей. Здесь он слушал дневную церковную службу. Она продолжалась два часа.
Затем царь занимался делами, слушал доклады, прошения. Около 12 часов бояре разъезжались, и царь шёл обедать. Иногда он приглашал к столу некоторых бояр, но чаще обедал один. После обеда царь, как и всякий русский человек того времени, ложился спать. После сна, который продолжался около трёх часов, царь в сопровождении бояр шёл в церковь. Остальную часть дня до ужина государь проводил с семьёй и самыми близкими людьми. После ужина царь молился и шёл спать.
На картине А. П. Рябушкина «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой
комнате» художник изобразил момент, когда царь занимается государственными делами. Михаил Фёдорович сидит на троне. Перед ним сидят бояре, а один из них стоит и обращается к царю с докладом. В левой части картины мы видим знатных людей, которые, видимо, пришли к царю с просьбами и ожидают, когда Михаил Фёдорович их выслушает. Очень тщательно Рябушкин написал красивые костюмы бояр, царя и богатую обстановку государевой комнаты. Даже если не знать названия картины, то сразу становится понятным, что действие происходит в царских палатах, а перед нами русский царь и бояре.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Двадцать девятого октября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, в Станичной слободе в семье государственного крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных родился сын Андрей. Петр Рябушкин был ремесленником, но не простым – он писал иконы и был довольно известен в округе. По традиции своему ремеслу стал учить младшего сына, как и его старшего брата.
Андрей оказался очень способен к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться. Тесные контакты в музыкальной среде наложили отпечаток на дальнейшее творчество Андрея Рябушкина, вызвав в мальчике живой интерес к русской культуре и истории.
«Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» 1880
После смерти своего учителя, Василия Григорьевича Перова, Андрей Петрович Р ябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).
Работы его неизменно отмечались наградами.
«Возвращение с ярмарки» 1886
«Пир богатырей у ласкового княза Владимира», 1888
За дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Андрею Петровичу Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.
«Голгофа (Снятие с креста)». 1890
Все это интересовало его давно: еще с 1880-х вынужденный все время подрабатывать студент Андрей Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он занимался и позже). История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Ивановича Сурикова.
|
«Потешные Петра I в кружале». 1892
|
«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893
|
«Московская улица XVII века в праздничный день». 1895.
«Семья купца в XVII веке» 1896.
«Русские женщины 17 столетия в церкви» 1899
«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». 1901.
Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.
«Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 в. 1901
Андрей Петрович Рябушкин и прежде не отличался богатырским здоровьем, а в самом начале двадцатого века вследствие напряженной работы заболел туберкулезом легких и 27 апреля 1904 года скончался в возрасте всего лишь сорока двух лет, полным новых неосуществленных замыслов. Творчество художника стало по праву неотъемлемой частью русской культуры.
Среди последних работ Андрей Петрович Рябушкина есть крошечный символический пейзаж «Новгородская церковь»: одинокий старинный храм стоит на холме, открытый всем ветрам, а ветхие крестьянские избы, вросшие в землю, почти не видны над горизонтом.
Рубрики: | живопись, графика, акварель/Жанровая живопись |
Метки: Рябушкин
Процитировано 10 раз
Понравилось: 10 пользователям
Сидение царя михаила федоровича с боярами в его государевой комнате
Возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социальной окраски. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом.
» П ейзажная живопись в ТПХВ
Художники-пейзажисты составляли значительную часть членов Товарищества, а некоторые из них были членами-учредителями. Ряд художников-пейзажистов, активно выступавших на первых выставках, ныне забыты или почти забыты, как, например, В.Ф.Аммон, С.Н.Аммосов, отчасти Л.Л.Каменев, П.А.Брюллов, А.К.Беггров. Почти все они действительно художники скромного или, точнее, не широкого по диапазону дарования, хотя каждый из них сыграл свою положительную роль в становлении и развитии русского реалистического пейзажа.
» Б ытовая живопись в ТПХВ
Заложенные Перовым и другими художниками-разночинцами 60-х годов традиции бытовой картины, поднимающей острые, животрепещущие вопросы современной действительности, получают в первое передвижническое десятилетие дальнейшее развитие, по-разному преломляясь в творчестве Мясоедова, Максимова, Савицкого и других членов Товарищества. В творчестве этих художников отчетливо проявляется характерное для искусства 70-х годов тяготение к созданию эпических, многофигурных композиций социального, обличительного содержания.