северный речной вокзал история строительства

Артефакты города: Северный речной вокзал — порт пяти морей

История главного московского порта в архивных и современных фотографиях

Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересно, что построили его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть фактически на суше. Вокзал, который также называют Химкинским, считается одним из символов города и интереснейшим памятником сталинской архитектуры.

Общая длина причалов вокзала — около полутора километров. Здание выполнено в форме огромного корабля, который как бы держит путь в направлении пяти морей, с которыми, благодаря системе шлюзов, у Москвы есть возможность сообщения. Отсюда и почти мифологический лозунг, что Москва — это порт пяти морей.

Вход украшен майоликовыми панно, на которых изображена «Москва будущего». Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска. В здании вокзала расположен ресторан. К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. В нем установлен памятник — бюст Алексея Николаевича Крылова (кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР).

Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935–1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз.

От Северного речного вокзала отправляются суда, работающие на круизных маршрутах до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и суда, работающие на прогулочных маршрутах до бухты Радости, Троицкого. Наиболее популярны прогулки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег. Можно также заказать прогулку на теплоходе за город в зоны отдыха. До 2005 года существовала навигация до некоторых подмосковных районов на теплоходах «Ракета». Теперь «Ракеты» осуществляет только туристические прогулки.

Источник

История Речного вокзала

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Строительство Северного речного вокзала началось в 1937 году. Руководителями проектов стали А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский. Возведение объекта проходило до момента заполнения Химкинского водохранилища.

Постройка была оформлена в виде корабля, шпиль которой был украшен звездой, привезённой со Спасской Башни столичного Кремля.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

На входе в помещение можно видеть декор из керамики, украшенной глазурью, выполненный Н.Я. Дянько. Многие отмечают майолику, которая изображает футуристическую для своего времени столицу государства. По бокам вокзал предусматривает комфортабельные дворики, где ранее были установлены фонтаны. Южный фонтан был изготовлен И.С. Ефимовым, декорирован статуями девяти дельфинов. Северный был украшен скульптурой скалы с медведями и гусями, выполненными из меди Л. Кардашевым.

Многие архитектурные элементы вокзала не удалось сохранить и реставрировать. Некоторые элементы декора были привезены из других регионов страны. Например, куранты были транспортированы из Волоколамска, Воскресенского собора. Особенностью изделия становится ручное производство всех механических элементов конструкции.

Однако руководством в 1996 году было решено заменить механизмы на электронику, так как заводить их необходимо было два раза в сутки.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

В башне комплекса расположен механизм, посредством которого можно регулировать высоту шпиля. Изначально проект предусматривал подъём и опускание оного при открытии, закрытии навигации. Но часто выполнять данные манипуляции не было необходимо.

В 1941 году звезду было решено опустить, чтобы она не стала ориентиром для военной авиации немецкой армии. Также особенностью локации становится крыша, декорированная фонарями-ландышами. Её можно видеть в кинофильмах «Новая Москва», «Волга — Волга». В помещении вокзала путешественники могут посетить ресторан, который также фигурировал в съёмках российского фильма.

На сегодняшний день объект полностью отреставрирован.

Источник

Что нужно знать о Северном речном вокзале

Откуда взялся Северный речной вокзал и почему он так важен?

Северный речной вокзал появился в эпоху грандиозных строек и бурного развития Москвы. Тогда же, в 1930-е годы, началось строительство метрополитена и проектировался Дворец Советов. Конструктивизм постепенно вытесняла неоклассика: архитектура столицы становилась особенно величественной и пышной. Ну а речной вокзал, яркий памятник сталинского ампира, создавался в непосредственной связи с каналом «Москва-Волга» (сегодня – Канал им. Москвы) – уникальным водным сооружением с гидростанциями, шлюзами, распределительными устройствами. Сегодня он дает городу более 60 % всей потребляемой воды – как питьевой, так и для промышленных нужд, позволяет завозить различные грузы – строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь, обеспечивает подачу электроэнергии. Кроме того, на берегах канала появилось множество баз отдыха и рыболовства. Словом, значимость его огромна, а о необходимости такого канала думал еще Петр I.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Shutterstock

Речной вокзал стал «венцом» грандиозного комплекса и водными вратами Москвы. Поражающий воображение памятник архитектуры был вообще-то экспериментальным проектом – подобных сооружений в стране до этого не возводили. Зато позже он послужил образцом для речных вокзалов в других городах. Благодаря ему и каналу столица стала по праву считаться «портом пяти морей»: отсюда стало возможно добраться на Черное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское моря. А в число основных направлений навигации вошли Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград. Когда-то вокзалом пользовались 1,5 миллиона пассажиров за сезон, и теперь, после восстановления, пропускная способность сможет вернуться к этим цифрам.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Canva.com

Еще один интересный исторический факт: именно в акватории вокзала начинались советские арктические авиаэкспедиции 1930–1940 годов.

Архитектура и декор

Северный Речной вокзал – первый по-настоящему красивый речной вокзал страны. Даже так: он первым был задуман, как красивый. Как не только функциональное сооружение, но и место притяжения, достопримечательность, где можно прекрасно провести время.

Здание вокзала напоминает корабль – огромный круизный лайнер. Его открытые веранды с колоннами должны были символизировать палубы; открытые галереи с фонтанами по обеим сторонам – нос и карму; центральная часть – корпус корабля с каютами; а центральная башня – мачту или трубы парохода (существуют разные интерпретации, но суть понятна).

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

Помимо морской тематики его архитекторы, Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, вдохновлялись Дворцом дожей в Венеции – величественным памятником итальянской готической архитектуры XIV-XV веков.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Shutterstock.com

27-метровый шпиль вокзала украшает огромная позолоченная звезда, похожая на знаменитую кремлевскую звезду со Спасской башни. Механизм шпиля – подвижный: проектировщики хотели, чтобы его можно было задвигать обратно в башню в конце навигационного сезона. Однако эта функция оказалась невостребованной: шпиль убирали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал мишенью для немецких бомбардировщиков. Вместе с ним высота здания составляет 75 метров.

Как и любая выдающаяся архитектура, Северный речной вокзал производит мощное общее впечатление и в то же время привлекает деталями. Так, например, большой популярностью у любителей фото пользуются его знаменитые фонтаны, расположенные по краям здания – «Север», украшенный фигурами гагар и диких гусей, и «Юг» со скульптурами резвящихся дельфинов.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

Понравился посетителям и новый фонтан («Юг» и «Север» были отреставрированы), который установили на площади перед вокзалом: это светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров. северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

Весьма примечательны 24 фарфоровые тарелки-медальоны на колоннах у обоих входов на вокзал – со стороны набережной и парка. Все они имеют 1,5 метра в диаметре и украшены уникальными полихромными рисунками, объединенными темой достижений нашей страны. Там и освоение Арктики, и станция метро «Киевская», и Театр Красной Армии, и различные корабли, и даже романтичный и удивительный дирижабль. Он, как и многие другие изображения на медальонах, имеет реальный прототип: это самый большой советский дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», построенный в городе Долгопрудный на комбинате, который так и назывался – «Дирижаблестрой». На одной из тарелок изображен Дворец Советов – каким он задумывался. Реставрация этих элементов декора была каверзной задачей, но теперь мы можем любоваться ими в первозданном виде. Все диски расписала вручную художница-керамист Наталья Данько. Среди других известных ее работ – серия фигурок, что до сих пор находятся на станции метро «Театральная». северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Shutterstock

Интерьеры вокзала очень пышные и светлые. Посещение их должно было стать настоящим событием для советского человека. И снова большое внимание к деталям: люстры имели форму раковин, светильники – соцветий ландыша, полы украшала мозаика, а потолки – эффектная роспись. Когда вокзал открылся в 1937 году, здесь уже было все необходимое для комфортного пребывания – душевая, телеграф, комната матери и ребенка с игровой и спальней, библиотека, парикмахерская, обувная мастерская, комната врача, буфеты.

Работу над каналом и Северным речным вокзалом высоко оценили и в стране, и за рубежом. По завершению проекта Рухлядева наградили орденом Ленина. В том же 1937-м архитектор представил его на Всемирной выставке в Париже и получил диплом Большой премии. В 1987 году Северный речной вокзал признали памятником архитектуры регионального значения.

Прилегающая территория

Под стать величественному зданию и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, геометрично расположенными аллеями и цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. Он был создан в 1936–1938 годах по проекту Тимофея Шафранского и тоже является объектом культурного наследия регионального значения.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

Проект благоустройства преобразил всю территорию вокруг вокзала – и этот парк, и 17 причалов, и набережную, раскинувшуюся почти на полтора километра. Темой обновленного дизайна этих пространств стала «река». Вдоль набережной теперь течет 400-метровый «ручей», изображающий канал им. Москвы. Его украшают латунные копии шлюзов канала – сооружений для пропуска судов на реке («Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2»), а также миниатюра здания Северного речного вокзала. Выглядит композиция очень необычно и красиво – это самостоятельный арт-объект и отдельная достопримечательность комплекса. По ручью можно и нужно запускать кораблики, что непременно оценят юные гости.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

Чем заняться

Мы уже писали, что Северный речной вокзал был изначально задуман как место для прогулок и отдыха. Эксперты считают, что теперь, после реконструкции, он будет не только туристическим маст-хэвом для гостей из-за рубежа и других городов России, но и центром внутреннего туризма, куда москвичи будут нередко заезжать в выходные и праздничные дни. То есть встанет в одном ряду с ВДНХ, Парком Горького, Зарядьем. На открытие вокзала пришло очень много людей, и восторженных отзывов было не сосчитать. Ведь получилось и правда очень здорово.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

Посетителям мы рекомендуем познакомиться с вокзалом поближе – на экскурсии. Из-за пандемии они временно приостановлены, но, когда позволит обстановка, такая прогулка станет отличной идеей. Проводят их экскурсоводы Музея Транспорта Москвы и в том числе его директор – Оксана Бондаренко.

В здании вокзала открыли выставочное пространство этого же музея. Планируется, что оно даже станет его «визитной карточкой». Первой экспозицией стал проект «Порт пяти морей и одного воздушного океана», посвященный роли Северного речного вокзала в освоении Арктики.

Не только подкрепиться, но еще поностальгировать и полюбоваться интерьерами в особом стиле «советского шика» можно в ресторане «Волга-Волга». Легендарное заведение было открыто в далеком 1939 году. Сегодня там подают главные хиты советской и русской кухни – костромской борщ, волжских раков, жареных карасей, котлеты из щуки, птичье молоко и другие.

Конечно же, отсюда отправляются речные круизы ­– выбирайте и бронируйте в местном туристическом офисе. Ну а дальше будет больше. В следующем сезоне на территории Северного речного вокзала начнут проводить культурные мероприятия – для этого уже возведен амфитеатр. Посетители смогут насладиться пляжным отдыхом в зоне с тремя бассейнами с подогревом для взрослых и детским бассейном глубиной 0,5 метров.

Поблизости открылись площадки для воркаута, стритбола, шахматных турниров и настольного тенниса, а также каток с хоккейной коробкой. Юным гостям непременно понравится уютная детская площадка, оформленная в морской тематике.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительстваФото: Александр Калашников

И, пожалуй, самые волнующие планы – долгосрочные: в ближайшие годы между станциями «Сходненская» и «Речной вокзал», как раз над каналом, построят канатную дорогу длиной 2,3 километра. Она соединит несколько районов и станет важным транспортным объектом в округе. Ну и увлекательным аттракционом, конечно же!

Источник

Москвич

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Московская легенда: Северный речной вокзал

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

После долгих лет простоя и реставрации в Москве наконец-то открылось здание Северного речного вокзала. Того самого, что у станции метро «Речной вокзал». За десять (или пятнадцать, смотря как считать) лет некоторые горожане кроме местных успели забыть о его существовании, но в первые же дни работы сюда приехали толпы людей.

— Много народа на открытии было? — обратился я к здешнему охраннику.

— И не спрашивайте, — ответил он и закатил глаза. — Четверть Москвы, не меньше.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Охранник, конечно, махнул лиха, но метафора в целом подходящая. Как заявил руководитель московского дептранса Максим Ликсутов, 5 и 6 сентября речной вокзал посетили почти 20 тыс. человек, что не так уж мало в наши посткарантинные времена. Остальные, как и я, решили подождать и заехать позже, чтобы не толпиться и не участвовать в помпезно-официозном торжестве. Но даже в полдень четверга здесь нашлась очередь. Правда, в туалет, и то лишь потому, что кабинка на весь вокзал одна. Ну да ладно, это все мелочи. Перед нами все-таки великая архитектура с почти столетней историей, а не просто какой-нибудь транспортный объект.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Северный, он же Химкинский, речной вокзал нарисовался на карте города в 1937 году. Его начали строить четырьмя годами раньше, одновременно работая над каналом Москва—Волга, который сегодня знаком нам под названием «канал имени Москвы». Если вдруг вы забыли (хотя вряд ли), то именно благодаря КиМу столица получила гордый народный статус «порт пяти морей». В общем, важному транспортному объекту требовалось не менее мощное архитектурное решение. Так оно и вышло. Северный речной решили делать по всей красоте, отказаться от сугубо функционального назначения и сделать акцент на эстетике.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Само здание получилось настолько крутым, что москвичи приезжали любоваться Северным вокзалом даже в годы абсолютного упадка. Все-таки это один из самых ярких образцов сталинского ампира. Вокзал напоминает пароход — издалека, тем более в вечерней темноте, подсвеченные этажи практически невозможно отличить от открытых веранд трехъярусного судна, а шпиль — от трубы. И это только издалека. Внутри советских граждан ждали расписные своды потолка, витражи и бронзовая фигура Сталина, которого через некоторое время от греха подальше выпилили из вестибюля. Вокруг вокзала и на его балконах тоже не экономили — статуи, фонтаны. Главный архитектор Алексей Рухлядев прямо в год завершения строительства получил орден Ленина и диплом Большой премии Парижской международной выставки искусств и техники.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Проект вокзала разрабатывался и для комфорта пассажиров. Здесь были открыты большой ресторан и несколько буфетов, библиотека и газетный киоск, душевая и парикмахерская, комната матери и ребенка со спальней и игровой зоной.

В 1938 году вокзал вошел в историю кино, сыграв важную роль в фильме «Волга-Волга», который в свою очередь был посвящен каналу Москва—Волга. Потом в той или иной роли здание фигурировало в советских «Коллегах», «Горожанах», «Гонках по вертикали» и «По семейным обстоятельствам», а заодно в сравнительно современных «ДМБ» и «Дне выборов». Но настоящую славу получила именно «Волга-Волга». Тут и Любовь Орлова, и любовь Сталина, и премия его имени.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Уже на закате СССР, в 1987 году, вокзалу присвоили статус памятника архитектуры. Увы, это слабо повлияло на людей, отвечавших за его сохранность. Год за годом пассажиропоток становился все меньше, здание практически не использовалось, а потом на него просто забили — зато в 1990-х здесь проходили очень зрелищные рейвы (именно потому что забили). В 2005 году здесь работал один лишь ресторан, все остальное было брошено. Еще через три года был опущен шпиль. Позже здание перешло во владения ФГУП «Канал имени Москвы», которое объявило о реконструкции, но тут же бросило эту затратную идею и в 2015 году по указу правительства Москвы вернуло речвокзал городу. Кое-как ситуация с реконструкцией разрешилась, когда «Архнадзор» уже включил здание в свою Красную книгу. И понеслась — охранные обязательства, общественное обсуждение, определение компании-подрядчика и прочая суматоха. В 2018 году работы по восстановлению наконец-то начались. И пусть рабочие еще доделывают всякие мелочи, но здание все же открылось. Даже звезду вернули на место — ту самую, с серпом и молотом, на которых сверкают более 700 полудрагоценных камней.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

От станции метро «Речной вокзал» до самого вокзала меньше 10 минут пешком. Первые 4 минуты — по парку «Дружба», затем, после подземного перехода через Ленинградское шоссе, еще столько же по парку Северного речного вокзала. Выглядит все это довольно мило. Шахматные столы и детские площадки, пара уличных кофеен и сувенирных лавок, белки и птички. Не знаю, что здесь творится в выходные, но в будни это прекрасное тихое место.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Само здание вокзала — чистый восторг. Им восхищаешься так же, как если бы это была величественная городская усадьба у реки. Народа еще мало, но все заняты одним и тем же. Они снимают Северный речной со всех сторон и делают бесконечные селфи. Обходишь вокзал слева и справа, фотографируешь со стороны парка и набережной, поднимаешься по внешней лестнице на второй этаж, третий, проходишь по балконам. Это открытие так долго ждали и так мощно пиарили, что ходить по речвокзалу с постной равнодушной миной просто невозможно.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Сам вестибюль может немного разочаровать. Да, здесь есть ресторан «Волга-Волга» — прекрасная стилизация под советский шик с практически идеальным светом и историческим интерьером. Можно заглянуть, осмотреться и сделать пару фото. Цены терпимые, но совсем не советские. Кроме него здесь есть крохотный музей не самого очевидного содержания. Дело в том, что он посвящен покорению Севера, хотя ждешь от него, конечно же, старых фотографий вокзала, газетных статей о его строительстве и чего-то такого. Указатели говорят, что рядом с музейчиком должен быть сувенирный магазин, но он либо находится в тайной комнате, либо просто еще не подготовлен.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

В целом на этом можно поставить точку. Нормальное движение по реке, по словам встречающего администратора, будет запущено к началу следующего сезона. Тогда же на набережной и в парке откроются новые уличные радости, да и в самом вокзале могут появиться дополнительные кафе или что-то типа того. Пока что только проекты. А сейчас слева от входа стоит закрытый кассовый павильон, справа — кафе «Дружба» с вывеской «Скоро открытие», а в здании — таблички «Проход закрыт» у каждой лестницы вверх и вниз.

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

северный речной вокзал история строительства. Смотреть фото северный речной вокзал история строительства. Смотреть картинку северный речной вокзал история строительства. Картинка про северный речной вокзал история строительства. Фото северный речной вокзал история строительства

Тем временем Ликсутов сообщает, что в скором времени будет реконструировано здание Южного речного вокзала, который на проспекте Андропова, возле «Коломенской». Там, конечно, архитектура не такая интересная. Первый деревянный Южный речвокзал был построен еще в 1930-е на Варшавском шоссе, в 1970-х сместился на Нагатинскую набережную к современному причалу Кленовый бульвар и только в 1985-м был открыт современный павильон. Теперь, с учетом транспортных амбиций Собянина, москвичи могут ждать реанимации речного транспорта.

Источник

Мифы и легенды Северного речного вокзала

Весной 2019 года в столице началась реставрация Северного речного вокзала. Благодаря этому исследователи получили доступ к архиву Канала имени Москвы, где хранятся оригиналы чертежей вокзала. Ещё недавно эти документы были засекречены, поскольку строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД. Среди тех, кому удалось поработать в архиве, оказалась искусствовед Анна Гайнутдинова. Она написала для Strelka Mag статью о своих находках, а также предоставила редакции фотографии архивных чертежей.

Проектная перспектива. Вид со стороны гавани, 1937 год / Фонды Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева. Цветная отмывка. Фото автора

Здание Северного речного вокзала находится в ряду самых известных раннесоветских архитектурных сооружений Москвы. Оно строилось в 1933–1937 годах одновременно с каналом Москва — Волга (с 1947 года — Канал имени Москвы). Речной вокзал стал важнейшим объектом этой водной артерии, в 1987 году его признали памятником архитектуры.

В 1930-х годах в монографических сборниках и в периодической печати выходило множество публикаций, посвящённых строительству канала. Даже журналы «Мурзилка» (1937 г. № 6) и «Техника молодёжи» (1936 г. № 11–12) выпустили по номеру о «главной стройке страны». Последний особенно интересен тем, что в качестве иллюстраций в нём были использованы рисунки заключённых художников Дмитлага Глеба Куна и Константина Соболевского.

Профильные издания, такие как «Архитектура СССР», «Строительство Москвы» и «Архитектурная газета», публиковали статьи авторов проектов сооружений канала. Среди них был и Алексей Михайлович Рухлядев — главный архитектор здания Северного речного вокзала.

Страницы из журнала «Техника молодёжи» (1936 г. № 11–12)

В то же время проектные и рабочие материалы по строительству канала на протяжении десятилетий были недоступны исследователям. Эти документы были засекречены спецслужбами, поскольку канал Москва — Волга строили заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря, Дмитлага, и весь проект находился в ведении НКВД. Из-за дефицита информации вокруг здания вокзала сложилось множество ошибочных представлений и мифов.

Благодаря реставрации вокзала, которая началась в 2019 году, исследователи смогли обратиться к фондам ведомственного Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Там на хранении находится невообразимое количество проектных и рабочих материалов времён строительства канала и его последующей эксплуатации. Это эскизы и чертежи к подавляющему большинству декоративных элементов и предметов интерьера с подробным перечнем материалов и техник, которые предстояло использовать при их изготовлении, в частности, всех видов осветительных приборов, дверных ручек, капителей колонн и пилястр, вентиляционных решёток, дверей, циферблатов часов.

«Звезда со Спасской башни»: главный миф речного вокзала

Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год ( увеличить )

Монтаж звезды в Кремле, 1935 год ( увеличить )

Со Спасской башни звезду демонтировали в октябре 1937 года вместе с оригинальными звёздами с остальных башен. Звезду на шпиль Речного вокзала установили весной 1937-го перед торжественным открытием канала, о чём свидетельствуют фотографии этого периода. Кроме того, в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских», а не одна из уже существующих.

В конце концов, звёзды с башен Кремля снимали из-за того, что они сильно потемнели и перестали выглядеть представительно. Едва ли на центральном объекте такого амбициозного комплекса, как канал Москва — Волга, стали бы устанавливать потемневшую и потрёпанную ветрами звезду.

Демонтаж звезды Северного речного вокзала в июле 2019 года / Фото автора

Сейчас звезда Речного вокзала демонтирована со шпиля и отправлена на реставрацию в мастерскую компании «Арт-Бронза», которая также принимала участие в реставрации металлических элементов комплекса ВДНХ. За девять десятилетий звезда, конечно, значительно потемнела. Особенно сильно покрылись патиной серпы и молоты. Уральские самоцветы, которыми они инкрустированы, также требуют чистки, но большая часть этих камней — подлинная.

Ошибка в Реестре памятников москвы

Документальный фильм о строительстве канала Москва — Волга

Кроме того, во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается, в частности, тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи или фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.

исчезнувший часовой механизм и перекрашенный циферблат

Ещё один вопрос пока остаётся неясным. Существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала (или его часть) был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, от него не осталось никаких следов. В процессе реставрации в башне будет установлен новый механизм.

Кирпичная кладка и облицовка башни / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Всего в оформлении вокзала было использовано пять часов. Четыре однотипных циферблата установлены на третьем ярусе башни, пятый циферблат расположен на скате свода в зале ресторана. Последний полностью соответствует эскизам с подписью архитектора из архива канала. Башенные часы несколько отличались от архивных набросков.

Габаритный чертёж капители вестибюля / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Чертёж полотна раздвижных ворот / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Однако в процессе реставрационных работ был расчищен сегмент одного из циферблатов, и оказалось, что рисунок, открытый реставраторами под слоем поздних закрасок, полностью повторяет авторский замысел. Выяснилось, что циферблаты были перекрашены: их диаметр увеличился, вместо золотой краски для минутных делений была использована серебряная, а цифры и стрелки были покрыты серой эмалью. Теперь циферблаты будут расчищены и приобретут первоначальный вид.

Сколько раз поднимался шпиль

Все четыре массивных якоря, установленные на третьем ярусе башни, первоначально были бронзированы и сверху покрыты бесцветной эмалью. Однако в скором времени их покрыли чёрной краской, потому что под воздействием погодных условий якоря быстро потемнели, перестали блестеть и стали не видны на фоне светлой стены. После реставрации якоря также останутся чёрными.

Чертёж окна / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Этой весной все фигуры были демонтированы, и по слепкам с них — также из бетона — сделали копии. Подлинники будут экспонироваться в новом музее истории канала, открытие которого пока остаётся в планах, а копии установят на башне.

Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы. Вероятно, это связано с тем, что высокий тонкий шпиль, увенчанный массивной звездой, был не в состоянии противостоять ветрам, сила которых на открытом пространстве Химкинского водохранилища довольно высока.

Четыре фонтана вместо двух

Самым серьёзным повреждениям в результате длительного небрежения подверглись фонтаны, располагающиеся в южном и северном дворах, образованных галереями. В южном дворе располагался фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева.

До настоящего времени полностью сохранились только каменные элементы фонтанов, требующие серьёзного реставрационного вмешательства. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Птицы не сохранились.

Общий вид, план и схема южного фонтана с фигурами дельфинов / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Южный фонтан довольно хорошо известен по фотографиям 1950–1970-х годов, а в архиве канала были обнаружены его эскизы и чертежи. Другие эскизы и модели были открыты в архивах семьи автора этой композиции, скульптора Ивана Ефимова. С северным фонтаном такого обилия материалов, к сожалению, обнаружить не удалось, и его восстановление пока представляет собой нерешённую задачу.

Кстати, мало кто об этом знает, но на вокзале не два фонтана, а четыре.

Кроме двух больших фонтанов, со стороны Речного фасада на уровне цоколя в полукруглых нишах у торцов здания расположены два небольших фонтана-родничка. Первоначально из протомы в виде головы осетра струйка воды била в гранитную чашу. Место расположения этих фонтанов было выбрано не случайно и должно было ассоциироваться со сквозными отверстиями в бортах для стока воды с палубы, шпигатами. Сейчас фонтанчики не функционируют, но после окончания реставрации должны снова заработать.

Возвращение Крыши-террасы

Реконструкция вокзала подразумевает не только возобновление его работы, но и создание на его территории общественных пространств. План особенно интересен в свете того, что изначально архитектор Рухлядев старался приспособить здание к круглогодичному использованию и в целом повысить его функциональность. Он задумывал свой вокзал не только как «транспортное» сооружение, но и как «место для отдыха», рассчитанное на транзитных пассажиров, экскурсантов и спортсменов.

Вариант торцевого фасада / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

«Крыша-терраса», как называл её Алексей Рухлядев, должна была привлекать отдыхающих и связывать здание с «перспективами на окружающий ландшафт». После реставрации смотровые площадки и крыша снова будут доступны.

архив в мешках

На протяжении многих десятилетий фонды архива канала были полностью засекречены, поскольку там содержались сведения о непосредственных строителях канала — заключённых Дмитлага.

В первые годы Великой Отечественной войны архив был эвакуирован в Ульяновск. В эвакуации его разделили на две части. Одна состояла из проектной и рабочей документации, вторая — из личных дел узников ГУЛАГа. После войны первая часть более или менее целиком вернулась в Москву.

План первого этажа вокзала с экспликацией помещений, 1937 год / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора ( увеличить )

Судьба второй части доподлинно не известна, и что-то узнать о ней можно только по воспоминаниям очевидцев. Одна из сотрудниц архива, которая вместе с ним находилась в эвакуации, рассказала мне, что перед возвращением в Москву наблюдала за погрузкой документов на пароход. По её словам, мешки с личными делами сотрудники МГБ просто выбрасывали в Волгу. При этом сортировка материалов с рабочей документацией проводилась «на глазок»: мешок с документами вскрывался, и из него вынималось первое попавшееся дело. По его содержанию принималось решение, сохранить остальное содержимое всего мешка или нет. Поэтому в проектной документации есть странные пробелы.

Часть дел заключённых Дмитлага всё же вернулась из эвакуации, но была уничтожена уже в 1990-е при передаче архива в ведение ФГБУ «Канал имени Москвы». Тогда последние мешки с делами сожгли неизвестные.

Значительная часть фонда до недавнего времени так и лежала в мешках. Несколько лет назад сортировкой и систематизацией документов занялась одна из сотрудниц ФГБУ «Канал имени Москвы» в свободное от работы время. Именно благодаря её усилиям были обнаружены архивные материалы.

В фондах по-прежнему остаются неизученные и неопубликованные документы по шлюзам и прочим сооружениям канала. Часть материалов по-прежнему хранится — правильнее сказать, гибнет — в мешках.

Национальный памятник регионального значения

Северный речной вокзал — уникальный памятник, и его ценность с точки зрения истории и культуры имеет общенациональное значение. Сегодня в реестре объектов культурного наследия он числится как региональный, а не федеральный памятник, и это кажется несправедливым.

Более того, Северный речной вокзал необходимо охранять в составе огромного архитектурно-инженерного ансамбля. Вокзал проектировался и строился как часть канала Москва — Волга. Он расположен на территории двух субъектов федерации и включает в свой состав десятки объектов: шлюзы, гидростанции, мосты, путепроводы, пристани, посёлки, жилые дома и места захоронения истинных строителей канала — заключённых, которых свозили на стройку со всей страны. Практически ничто из перечисленного не имеет охранного статуса. Памятником признан лишь вокзал, и это означает, что прочие части ансамбля могут быть кардинально трансформированы или вовсе уничтожены. В этом случае Речной вокзал, даже тщательно охраняемый сам по себе, потеряет свой контекст, а вместе ним и львиную долю ценности.

Попытки поставить на охрану отдельные узлы или объекты канала успехом не увенчались. Так было и с Карамышевским гидроузлом, и с Домом работников Карамышевского гидроузла, и с пристанью Серебряного Бора. Причины этих отказов остались неясными.

Строительство канала Москва — Волга

Кажется также чрезвычайно важным в корне пересмотреть концепцию репрезентации всего комплекса канала. Нельзя маскировать историю с помощью нарядных архитектурных форм, нельзя молчать о судьбах жертв репрессий, чьими руками все эти сооружения были выстроены. Этот пласт нематериального наследия, прочно связанный с архитектурными и инженерными сооружениями канала, необходимо сохранить и наглядно представить не только в научных статьях и музеях. Каждый турист, путешествующий по каналу, должен знать историю его возникновения.

Автор благодарит Константина Беляева, главного архитектора проекта реставрации Северного речного вокзала за увлекательный рассказ о процессе реставрационных работ, а также Бориса Кондакова за сведения о попытке включения элементов ансамбля Канала им. Москвы в реестр объектов культурного наследия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *