северный морской путь история освоения конспект

Северный морской путь

Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.

История освоения Северного морского пути началась с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идеи его практического использования были высказаны впервые в первой половине XVI в. Освоение морского побережья и арктическое мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах — кочах.

В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.

В 1877 г. начались Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1875 г. по части Северного морского пути состоялось плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда — судно прошло от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива. В 1878—1879 гг. экспедиция Норденшельда совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 гг. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

В гг. обустройство Северного морского пути среди прочих причин обусловило активное освоение северных территорий Красноярского края. Одним из основных портов Северного морского пути стал порт Дудинки, остающийся таковым по сей день. В годы Великой Отечественной войны через порт Дудинки и других городов советской Арктики флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Так, в августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнев» и береговая артиллерия порта Диксон, который в системе Северного морского пути занимал чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, дали героический отпор тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер».

Источник

История освоения Северного морского пути (СМП)

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

Северный морской путь (Севморпуть, СМП), называемый также Северным морским коридором — это кратчайший маршрут вдоль северного побережья Евразии, водный путь между двумя океанами — Атлантическим и Тихим. Если сравнить протяженность СМП с длиной другого маршрута между крупнейшим портом Японии и Мурманском, расстояние выйдет в 2.23 раза короче, что существенно экономит энергозатраты, мотор-ресурс транспортных морских судов

В более узком смысле под СМП подразумевают путь между Дальним Востоком и европейской частью России. Он пролегает через такие моря Северного морского пути, как Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево море.

Одна крайняя точка Северного морского пути России — Мурманск, вторая — Певек. На маршруте имеется несколько портовых городов. Самыми крупными промежуточными портами Северного морского пути являются:

Портовый город Дудинка разделяет СМП на западный и восточный участок.

История Севморпути

Первые попытки освоения морского маршрута вдоль северной границы Евразии датируются рубежом пятнадцатого и шестнадцатого века. Они были предприняты европейскими моряками, искавшими более короткий путь в Индию и другие страны Восточной Азии. На тот момент сложилась монопольная ситуация: Португалия и Испания первыми открыли два маршрута в азиатскую часть Евразии. Один пролегал через Магелланов пролив (между Южной Америкой и Огненной Землей), второй огибал южноафриканский мыс Доброй Надежды. Две эти морские державы-первопроходцы сразу же закрепили за собой право контролировать поток судов других государств Европы, взимать за проход плату.

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

Естественно, остальные европейские страны, располагавшие торговым флотом, не были удовлетворены такой ситуацией, однако в шестнадцатом веке еще не располагали достаточными ресурсами для того, чтобы силой вытеснить испанцев и португальцев со стратегических морских объектов. Поэтому им пришлось искать другие маршруты в Азию. Осуществлялись попытки найти проходы в двух направлениях — вдоль северной границы Северной Америки и побережья Евразии. Последний впоследствии стал именоваться Великим Северным морским путем.

Во второй половине шестнадцатого века европейцами было предпринято три попытки освоить новый маршрут — две экспедиции были организованы англичанами и одна — голландцами. Однако успеха ни одно из этих предприятий не принесло — все суда не смогли продвинуться дальше Новой Земли. Но положительный результат все же оказался: были найдены новые торговые пути в Россию, которые позволили Европе уже в следующем столетии освоить обширный рынок сбыта, ресурсную базу.

Значительно лучше в освоении Северного морского пути продвинулась Россия. Частично побережье российской части Северного Ледовитого океана было разведано еще на протяжении двенадцатого и тринадцатого века местными народностями — поморами, являвшимися выходцами из крупных городов Руси — Новгорода Великого и прочих. На конец шестнадцатого века был освоен маршрут до устья Оби, которым пользовались регулярно в качестве основного товарного пути. На этом маршруте было основано несколько острогов, впоследствии ставших населенными пунктами (Салехард, Березово, Мангазея). В следующем столетии русские моряки добирались уже дальше — до реки Енисей и Колымы, а в середине семнадцатого века знаменитый мореход Семен Дежнев открыл пролив между восточной точкой Евразии и западной точкой Северной Америки. Освоение Северного морского пути считается законченным в 1743 году, когда одна из экспедиций, инициированных Витусом Берингом, преодолела пролив, впоследствии названный именем этого морехода, и исследовала побережье Камчатки и Аляски.

Почти полноценным морским путем сообщения СМП стал только в 1877 году, когда начался регулярный вывоз минеральных и природных ресурсов на мировой рынок. С тех пор началось активное развитие мореходства по Северному морскому пути. Однако в те времена преодоление данного маршрута занимало не один год по причине сезонных скоплений льда. И только с изобретением первого ледокола в 1932 году удалось пройти Севморпуть без длительных стоянок.

Современная история развития Северного морского пути

Практически с момента создания СССР правление страны интересовалось Северным Арктическим морским путем, регулярно организовывались научно-исследовательские экспедиции. Наибольшей активности деятельность в этом направлении набрала в семидесятые-восьмидесятые годы минувшего столетия. В связи с появлением новых на тот момент технологий, развитием научно-технического прогресса Северный морской флот пополнился инновационными ледоколами семейства «Арктика» и «Сибирь». Основной причиной нового витка освоения Северного морского пути стало строительство крупнейшего промышленного комплекса в Норильске, для полноценного функционирования которого требовалась круглогодичная навигация между началом Северного морского пути — Мурманском — и портовым городом Дудинкой. Задача была поставлена в 1970 году руководителю Мурманского морского пароходства, два года спустя первый зимний арктический рейс был осуществлен.

Регулярные транспортные морские перевозки стали осуществляться с 1 мая 1978 года караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых суден. Это число считается датой начала круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

В настоящее время Россия так же активно занимается исследованиями, освоением маршрутов Северного морского пути. Сегодня главными пользователями Севморпути являются такие гиганты российской индустрии, как «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», многие предприятия Саха-Якутии, Чукотки, Красноярского края. Также Северный морской путь обеспечивает развитие инфраструктуры, Северный завоз продуктов потребления для более чем двадцати миллионов человек, проживающих на Крайнем Севере.

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

На сегодняшний день в России имеется четыре ледокола, работающих на атомной энергии — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач» и единственный на планете инновационный лихтеровоз «Севморпуть», являющийся крупнейшим судном на планете для зимней навигации по Северному морскому пути.

Утилизируется или ожидает утилизации еще четыре судна, рассчитанные на зимнюю навигацию — «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз». В настоящее время на санкт-петербуржском Балтийском заводе собирается три ледокола для Северного морского пути модификации ЛК-60Я серии 22200. Данные судна будут оснащены сверхмощными атомными реакторами на 175 мегаватт. Ожидаемые предельные сроки окончания строительства новых ледоколов и спуска их на воду — 2022 год.

Планируется изготовление еще двух суден этой же модификации. Такое беспрецедентно большое количество суден для зимней навигации по Северному морскому пути вызвано необходимостью развитием нового проекта по разработке огромных запасов природного газа, обнаруженных на полуострове Ямал.

Имеется информация о разработке сверхмощных ледоколов, реакторы которых будут способны развивать мощность до 315 мегаватт.

Характеристики и особенности Севморпути

Общая протяженность СМП — 5600 километров, географические координаты ограничиваются на северо-западе мысом Желания и Беринговым проливом на востоке Евразии.

Основной сложностью при преодолении этого морского маршрута является толстый слой льда, намерзающий на поверхности Северного ледовитого океана в зимнее время. Самым ледовитым участком Севморпути считается Восточно-Сибирское море, на восточном участке которого располагается никогда не тающий Айонский ледяной массив.

В зимний период южные ветры смещают ледяной пласт от северной кромки припая, в результате чего с начала лета и вплоть до октября-ноября образуется безледовый участок, однако начиная от новосибирских островов на маршруте всегда имеется лед. По этой причине Айонский ледяной массив является наиболее труднопреодолимой зоной Севморпути, где во время летней навигации постоянно дующие северные ветры доставляют в прибрежную зону значительные скопления льда.

Экспедиции по Севморпути

В 20 веке частные экспедиции, туристические круизы по местам, где проходит Северный морской путь, не устраивались. Первый частный рейс был осуществлен в 2000 году, когда в связи с глобальным потеплением маршрут для обычных суден стал более доступным., существенно снизилась потребность оплачивать услуги ледоколов.

В настоящее время круизные туры по морям, проливам Северного морского пути организовываются дважды в год, причем они позволены не только для российских судов, но и для иностранных. Однако стоимость удовольствия посмотреть красоты Севера не по карману большинству желающих, и количество туристов ограничено. Так, в августе текущего года планируется круиз по СМП. Доступно только сто мест, почти все из них уже раскуплены.

В программу экспедиционного тура входит не только нахождение на борту туристического лайнера. Будут осуществляться периодические высадки на прибрежные зоны, где можно воочию увидеть уникальные природные достопримечательности, северную фауну:

Длительность экскурсионного тура составляет 27 суток. Причем, поучаствовать в этой северной познавательной экспедиции можно как в направлении из Мурманска в Анадырь, так и в обратном. В пути каждый желающий сможет прослушать лекции ученых, профессиональных гидов, просмотреть максимально соответствующие действительному положению дел в Арктике видеоматериалы.

Источник

Северный морской путь: история освоения, где начало, через какие порты проходит

Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.

Что такое Северный морской путь?

Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.

Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:

Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.

История освоения Севморпути

Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.

К идее использовать Севморпуть для регулярной навигации Россия подошла только в 1933 году, когда была организована экспедиция на ледоколе «Челюскин». Однако судно было зажато дрейфующими льдами, и для спасения моряков пришлось принимать экстренные меры. Первый транспортный рейс состоялся в 1935 году: ледокол прошёл от Ленинграда до Владивостока за одну навигацию, доказав возможность использования арктического маршрута.

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.

В 1970-80-е годы эксплуатация Северного морского пути стала намного более активной, а проход судов – более безопасным. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию новых дизельных ледоколов «Арктика» и атомного ледокольного флота.

Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.

Крупнейшие порты Севморпути

Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.

Источник

Урок по географии «Северный морской путь. История и настоящее».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ СМП.pptx

северный морской путь история освоения конспект. Смотреть фото северный морской путь история освоения конспект. Смотреть картинку северный морской путь история освоения конспект. Картинка про северный морской путь история освоения конспект. Фото северный морской путь история освоения конспект

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

СМП
Составила учитель географии
МБОУ «Кехотская СШ»
Холмогорского района
Архангельской области
Крапивина Т.Е.

Описание слайда:
Описание слайда:

Работа на контурной карте
Белое море
Баренцево море
Карское море
Восточно-Сибирское море
Море Лаптевых
Чукотское море
Берингово море
Страницы 109, 116, 118

Описание слайда:

Главное препятствие для прохода судов —

Современное
ледокольное
обеспечение
позволяет
организовать
круглогодичную
навигацию.
лёд
?
ЛЕДОВИТОСТЬ

Описание слайда:

ПОЯСНИТЕ:
торосы припай ледяные берега

Описание слайда:

1878-1879 гг
барк «Вега»
экспедицией шведа Нильса Норденшельда
З
В

Описание слайда:

экспедиция
Бориса Вилькицкого

1914—1915 гг
ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач»
З
В

Описание слайда:

экспедиция Отто Шмидта
1932 г
ледокольный пароход «Александр Сибиряков»
З
В
1932 г

Описание слайда:

Экспедиция В.Ю. Визе
1934 г
ледорез «Литке»

Описание слайда:
Описание слайда:

Работа на контурной карте
Белое море
Баренцево море
Карское море
Восточно-Сибирское море
Море Лаптевых
Чукотское море
Берингово море
Обозначьте крупные порты СМП

Описание слайда:

Работа на контурной карте
Белое море
Баренцево море
Карское море
Восточно-Сибирское море
Море Лаптевых
Чукотское море
Берингово море
Проложите прибрежный маршрут,
оформите легенду карты
и дайте название картосхеме

Описание слайда:

транзитные перевозки по СМП
В 2010 году 100 тыс. тонн
проведено 4 судна
В 2011 году 820 тыс. тонн
проведено 34 судна
В 2019 году 31,5 млн тонн
27 транзитных рейса

Описание слайда:

транзитные перевозки по СМП
прогноз на 2024 год
грузооборот 80 млн тонн

В 2010 году 100 тыс. тонн
проведено 4 судна
В 2011 году 820 тыс. тонн
проведено 34 судна
В 2019 году 31,5 млн тонн
27 транзитных рейса

Описание слайда:

СМП— только 5770 морских миль
морская миля 1.852 км
20 дней
40 дней

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

СМП
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Урок СМП Крапивина Т.Е..docx

Выполнила учитель географии

Крапивина Татьяна Евгеньевна

Разработка урока географии.

«Северный морской путь. История и настоящее».

Тема урока : «Северный морской путь. История и настоящее»

Цель урока : Сформировать у учащихся представление о СМП – его роли и значении в экономике региона и страны.

3. Воспитывающая – воспитывать интерес учащихся к изучению своего региона и государства; коммуникативные навыки.

Предметные: определить значение морского транспорта, его место и роль в экономике региона и России; охарактеризовать по некоторым параметрам основные виды грузоперевозок; сформировать представление об особенностях использования СМП;

Личностные : воспитывать любовь к родине, причастность к ее процветанию, развить самостоятельное мышление, повысить интерес к обучению

Метапредметные: развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, анализировать, синтезировать, обобщать информацию

Формы деятельности : составление опорного конспекта в виде к/к

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа с элементами беседы, просмотра презентаций, практической работы на к/к

УМК: учебник География Архангельской области: учебное пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. организаций; /Н.М.Бызова, Е.К.Преминина, Е.Н.Александрова, Н.В,Коновалова; под общ. Ред. Е.В.Кудряшовой: Архангельск: САФУ – АО ИОО, 2019. Атласы 8 и 9 класс; презентация к уроку «СМП», карточки с заданиями.

Подготовка к уроку:

1. Учебники География Арх. обл на партах

2. Контурные карты РФ, карандаши, ручки

3. Карточки выдаются некоторым ученикам за 3 мин

до начала урока для подготовки к правильному

прочтению вслух исторического материала.

I. Орг. Момент: Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в

Учащиеся: Северный морской путь

В открытии Северного морского пути ведущая роль принадлежит народам России, которые внесли решающий вклад в изучение полярных и приполярных стран, в развитие ледового мореплавания и судостроения. В старинной русской рукописи середины 17 века «Описание, чего ради невозможно от Архангельского города морем проходити в Китайское государство и оттоле к Восточной Индии» говорится: «Пишут же землеписатели, что буде кто не близ берега морем, но далеко в акиане плавати будет, может пройти в Китай».

В 1720 году Пётр первый выдвинул проблему Северного морского пути в ранг государственных проблем и приступил к её разрешению. Интересовало «устройство сообщений по Ледовитому морю, чтобы выяснить, нельзя ли таким образом открыть в интересах торговли более удобный путь на Камчатку, чем длительная сухопутная дорога через всю Сибирь». Отряды Великой Северной экспедиции закартировали всё побережье Ледовитого океана от Белого моря до устья Колымы, что дало возможность россиянам уже в XVII XVIII веках представлять великий северный водный путь во всём его огромном протяжении от берегов Европы до Камчатки и Китая, хотя на картах западноевропейского происхождения его по прежнему изображали значительно менее протяжённым, чем это было в действительности.

После Петра I вопросом о Северном морском пути вплотную занялся Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов был уроженцем Русского Севера. Родина Ломоносова дала много выдающихся полярных мореходов.

По первоначальному мнению Ломоносова, наиболее лёгкий в ледовом отношении маршрут для экспедиции, пролегал от северной оконечности Новой Земли на восток, вдали от сибирских берегов. Ломоносов был сторонником «высокоширотного варианта» Северного морского пути. Думали, что в более высоких широтах льды легче проходимы, чем вблизи побережья Азии. Южный вариант пролегает вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Этим вариантом суда пользуются в настоящее время.

Учитель: Работа на контурной карте: Подпишите моря Северного Ледовитого и Тихого океанов, используя физическую карту России в атласе. СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

Берега Архангельской области омываются тремя морями (Белым, Баренцевым и Карским), но не всегда они назывались так. Заглянем в учебник География Архангельской области: стр 109, 116, 118

Ученики: Белое море ранее называлось Студеное и Гандвик

Баренцево – Русское или Мурманское, Печорское или Студеное

Карское свое название получило от названия впадающей реки Кара.

Учитель: Мы привыкли делить Северный Ледовитый океан на моря, а моряки каждое море ещё делят на части. И каждая часть имеет свои климатические и ледовые особенности, рельеф дна и течения. Всё надо учесть, чтоб преодолеть эти воды.

Главное препятствие для прохода судов —? ЛЁД

Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

Учитель: Что такое ледовитость? В чем может измеряться л едовитость моря?

Ученики: Ледовитость – это количество льда или площадь, занятая льдом или толщина льда или доля по площади, занятая льдом.

Поясните: торосы, припай, ледяные берега. Как они влияют на судоходство?

Ученики: У Белого: ноябрь- апрель, у Баренцева моря: ноябрь- июль, у Карского моря: сентябрь- июль. Более ледовитое Карское море. Баренцево согревается теплым Северо-Атлантическим течением. Порт Мурманск не замерзает – это позволяет вести круглогодичную навигацию.

Торосы, припай ледяные берега затрудняют проход судов.

Учитель: Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой экспедицией Норденшельда на барке «Вега»

Учитель: Первое сквозное плавание в направлении с В на З, с зимовкой у полуострова Таймыр под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».

Учитель : Впервые за одну навигацию с З на В путь был пройден экспедицией Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году.

Учитель : Первое сквозное плавание с В на З за одну навигацию совершено экспедицией В. Ю. Визе на ледорезе «Литке»

Учитель: Используя карты атласа (Транспорт России) нанесите на к/к крупные порты СМП.

Учитель : Проложите прибрежный маршрут судов, выбрав цвет карандаша. В легенде карты оформите условный знак – маршрут. Дайте название картосхеме.

Ученики: К/с назовем СМП.

Учитель: Какова роль и особенности морского транспорта в России?

Учитель : В 2010 году транзитные перевозки составили около 100 тыс. т (проведено 4 судна). В 11 году транзитные перевозки составили почти 700 тыс. т (проведено 18 судов). В 2019 году осуществлено 27 транзитных рейса, в т.ч. 17 рейсов судами под иностранным флагом. Перевозки составили 31,5 млн. тонн. Проанализируйте статистику и сделайте вывод.

Ученики: За 10 лет количество проведенных судов увеличилось в несколько раз, количество перевезенных грузов в десятки раз. Ледоколы стали проводить не только отдельные суда, а и транзитные рейсы.

Учитель: По прогнозу правительства, грузооборот по СМП в 2024 г. составит 80 млн тонн. Мир обратил внимание на выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

ЭТО: экономия на топливе;

— уменьшение продолжительности рейса, что ведет к уменьшению расходов на оплату труда персонала

— уменьшение стоимости фрахта судна;

Учитель: Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.

— на СМП отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу);

— отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);

— отсутствует риск нападения пиратов.

Учитель: Каковы особенности работы Архангельского порта?

Прочтем в учебнике География Архангельской области на стр 195-196 (раздел МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ)

Учитель: Для развития порта следует развивать ИНФРАСТРУКТУРУ. Что она включает?

Учитель: Что стало для вас новым знанием на этом уроке?

Ученики высказывают свое мнение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *