северный флот история создания
Двести потерянных лет: история самого северного флота России
Официальным днем основания Краснознаменного Северного флота считается 1 июня 1933 года
Краснознаменный Северный флот занимает особое место в структуре современного Военно-морского флота России. В отличие от всех остальных флотов, он является скорее военным округом, точнее, объединенным стратегическим командованием (ОСК) «Северный флот», одной из пяти подобных структур и самой молодой из них, поскольку создана она 15 декабря 2014 года.
Определение «самый молодой» вообще присуще Северному флоту: его годовой праздник приходится на 1 июня в память о том, что в первый день лета в 1933 году вышел циркуляр Главного штаба РККА о формировании Северной военной флотилии. И хотя в том же 2014 году незадолго до появления ОСК «Северный флот» командующий флотом подписал приказ о том, что годом основания СФ нужно считать 1733-й, официальная его история по-прежнему на две сотни лет короче.
Крейсер «Варяг» во время перехода из Владивостока в Романов-на-Мурмане в 1916 году.
Источник: https://commons.wikimedia.org
«Некоторая эскадра для диверсий»
Путаница в исторических корнях Северного флота – прямое следствие того, что свое современное положение «главного» флота России он приобрел только в ХХ столетии. По сути, именно как серьезный океанский флот, способный выполнять задачи в Мировом океане, он действительно складывается только после 1933 года. А если уж смотреть на это совсем строго, то даже после Победы, когда именно на северных рубежах стал формироваться основной морской ракетно-ядерный щит страны.
Но формальная история военно-морского присутствия России в северных морях, конечно, начинается гораздо раньше. Иной раз можно встретить упоминание о том, что стоило бы взять за точку отсчета 1693 год, когда царь Петр I на здесь же построенной яхте «Святой Петр» вышел из Архангельска в свой первый морской поход. Годом позже, кроме «Святого Петра», из Двинской губы на сопровождение английского купеческого каравана из восьми судов вышли еще два корабля – «Святой Павел» и «Святое пророчество», но и это еще не было флотом. И даже то, что в том же 1693 году повелением Петра I там же, под Архангельском, на острове Соломбала заложили одну из первых государственных верфей, тоже не определило появление Северного флота. Корабли, построенные на Соломбальской верфи, отправлялись сухим путем, волоком на Балтику – туда, где они в тот момент были гораздо нужнее. А в Архангельске даже не существовало военного порта, а как считают военные моряки, если нет базы, значит, нет и флота.
Подводная лодка «Святой Георгий» в Средиземном море во время перехода из Генуи в Мурманск, 1917 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Именно поэтому и издал командующий Северным флотом свой приказ о том, чтобы отсчитывать флотскую историю с 15 марта 1733 года. В этот день по указу императрицы Анны Иоанновны на Севере появилась основа основ флота — его военно-морская база. Ею должен был стать закладывавшийся по высочайшему повелению Архангельский военный порт, командиром которого императрица назначила контр-адмирала Петра Бредаля, норвежца по происхождению, он был отмечен как отличный моряк еще самим Петром Алексеевичем. Вскоре вышло указание «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Можно считать, с этого момента и появился первый в России Северный флот.
Флотилия Северного Ледовитого океана
«Эскадра для диверсий» со временем выросла в достаточно солидный морской отряд, охранявший морские интересы России на довольно обширном пространстве северных морей. В зону ответственности Архангельской эскадры вошли Белое море и побережье Кольского полуострова, для чего выделялись специальные отряды судов, а кроме того, пусть и немногочисленные, но имевшиеся в составе эскадры крейсера получили задачу крейсировать в открытом море. Для того чтобы флот мог действовать на этом просторе свободно, а базы на берегу чувствовали себя уверенно, в радиусе действия эскадры заложили дополнительные пункты базирования, основали береговые батареи и стали устанавливать береговые навигационные знаки.
Эсминцы «Рыков» и «Урицкий» в Кронштадте перед отходом в Мурманск, 1933 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Архангельская эскадра просуществовала достаточно долго – 132 года. По иронии судьбы, решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через два дня после очередного его дня рождения – 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.
И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. Для решения этой задачи 30 января 1916 года указом царствующего императора Николая II был сформирован отряд обороны Кольского залива, в его состав корабли – два вспомогательных крейсера, минный заградитель, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.
Буксиры сопровождают корабли отряда ЭОН-1 по пути к Мурманску, 1933 год.
Источник: http://kolanews.ru
Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Кроме того, во флотилии числились и два крайне необходимых в суровых северных условиях военных ледокола – «Святогор» (будущий «Красин», один из самых знаменитых отечественных ледоколов) и «Микула Селянинович».
От Северной морской флотилии до Северного флота
Лидер эсминцев Северного флота «Баку» выходит в море, 1943 год.
Источник: http://waralbum.ru
Тем не менее, поначалу правительство Советской России нашло возможность из кораблей, сохранившихся в Мурманске, сформировать в 1920 году Морские силы Северного моря. Но просуществовали они только два года: в 1922-м это соединение расформировали в ходе общего сокращения советских вооруженных сил. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Но использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу. А если уж до этого дошло дело, было бы странно не использовать ее постоянно, для чего создать при ней хотя бы небольшой отряд кораблей.
Такой отряд появился в Мурманске с 1 июня 1933 года, согласно циркуляру Главного штаба РККА, а первые корабли, которые вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии, вошли в Мурманский залив только 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». До прихода к месту базирования этот отряд носил название первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1), а командовал им флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Он же стал и первым командующим Северной военной флотилии после того, как ее корабли через Неву, Ладогу, Онегу и только что построенные Беломорско-Балтийский канал дошли до своей новой базы.
Эсминец Северного флота «Громкий» в охранении союзного конвоя транспортных судов,
следующих в Мурманск. Источник: http://waralbum.ru
Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов: советские корабли заняли порты Лиинахамари и Петсамо, отрезав Финляндию от получения помощи с севера и обеспечив безопасный путь снабжения наступавшим в этом районе советским войскам. Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования.
Став активно действующим флотом в составе советского ВМФ, имеющим выход на оперативный простор, Северный флот быстро наращивал силы. Достаточно сказать, что на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255! Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота в годы войны получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. В год 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам флот, доказав, что в суровых северных морях военные моряки и через десятки лет могут завоевать такую же славу, как их товарищи в более теплых широтах.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец», пришедшая в Мурманск в числе первых девяти кораблей Северного флота,
на постаменте в Санкт-Петербурге. Источник: http://www.etovidel.net
Военные округа
Северный флот
Краснознаменный Северный флот является межвидовым стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для защиты национальных интересов России на арктическом направлении, а также в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности.
Главная база Северного флота — г. Североморск.
Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 25 мая 2014 года годом образования Северного флота определен 1733. Годовым праздником — 1 июня.
15 (26) марта 1733 года на основании Указа «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства» был создан Архангельский военный порт, командиром которого был назначен контр-адмирал П.П. Бредаль. Из построенных в Архангельске кораблей была сформирована эскадра, ставшая первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону ответственности Архангельской эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова.
Акватория Екатерининской гавани являлась одним из районов базирования кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, созданной 19 июня (2 июля) 1916 года приказом Морского Министра № 333, для охраны морских путей на Севере России.
Флотилия Северного Ледовитого океана располагала базами в Александровске (Полярном), Романов-на-Мурмане (Мурманске), Йоканьге и Архангельске.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот состоял из бригады подводных лодок в составе 15 единиц и 33-х надводных кораблей (8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 сторожевых катеров и 1 минный заградитель), организационно сведенных в пять дивизионов.
ВВС флота в составе 2-х авиационных полков и одной авиационной эскадрильи имели 116 самолетов.
За период войны корабли и авиация Северного флота обеспечили переходы 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Северного Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.
Силами флота за годы Великой Отечественной войны уничтожено 628 и повреждено 237 боевых кораблей и транспортов противника общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, 1308 самолетов.
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны 12 боевых кораблей, частей и соединений флота были удостоены звания гвардейских, 47 награждены орденами, 14-и присвоены почетные наименования.
За героизм и мужество, проявленные в боях, 48 тысяч матросов, старшин, сержантов и офицеров награждены орденами и медалями, 85-ти из них присвоено звание Героя Советского Союза, из них трое — Б.Ф. Сафонов, А.О. Шабалин и В.Н. Леонов – удостоены звания Героя Советского Союза дважды.
В июле 1958 года в состав флота вошла первая отечественная атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол», совершившая в 1962 году поход подо льдами Северного Ледовитого океана к Северному полюсу.
Через год, в сентябре 1963 года, впервые в истории нашей страны в географической точке Северного полюса совершила всплытие атомная подводная лодка «К-181».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, с 15 декабря 2014 г. Северный флот выведен из состава Западного военного округа. Расширена граница ответственности флота. Управление СФ переформировано в объединенное стратегическое командование.
Сегодня флот успешно решает поставленные перед ним задачи в различных районах Мирового океана, выполнены походы на боевую службу в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, Средиземное море и Аденский залив.
В рамках стратегического сдерживания ракетными подводными лодками флота непрерывно решаются задачи боевого патрулирования и боевого дежурства в заданных районах Мирового океана.
В мирное время за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, 30 военнослужащих Северного флота были удостоены высшего звания — Герой Российской Федерации.
Продолжается освоение и изучение Арктического театра, стала повседневной практика походов кораблей и судов Северного флота на острова Новосибирского архипелага, Новой Земли и архипелага Земли Франца-Иосифа. Совершенствуется система военной инфраструктуры на арктических островах.
Активно идёт освоение новой техники, в том числе и для других флотов. Подводные лодки «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск», «Александр Невский» и «Ростов-на-Дону», надводные корабли «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», — далеко не полный список кораблей, прошедших подготовку в суровых условиях Крайнего Севера в последнее время.
Северный флот РФ
История Северного флота ВМФ
Благодаря международному развитию военно-морских сил (ВМС) крупные развитые страны получили возможность определять варианты политического устройства в других странах. Такие страны, объединяясь в коалиции, могут контролировать и военную ситуацию в той или иной части земли. Россия входит в пятерку самых мощных военно-морских флотов (ВМФ). Петр Первый положил начало развития русского военного флота, вторым скачком был период существования Советского Союза. Это было время, когда наша страна находилась в состоянии холодной войны с Америкой и была вынуждена искать варианты демонстрации своей военной мощи. Одним из этих вариантов был военно-морской флот и развитие ядерного вооружения.
Базы ВМС России расположены по всему побережью государства. Учитывая масштаб территории страны, морские силы было принято разделить на отдельные флоты и флотилии для более удобного их управления. Каждый флот выполняет свои задачи в зависимости от политической обстановки в зоне их ответственности. При этом все они работают над выполнением единых целей:
Северный флот России является самым юным армейским морским ведомством страны. При этом у него самая большая территория для выполнения задач – все северное побережье страны и Арктика. В конце 2014 года СФ был выведен из-под ответственности Западного военного округа, куда он был причислен до этого с момента своего создания и стал отдельным военным подразделением. Это было связано с тем, что выполнение военных задач западной части страны никак не коррелировало с выполнением задач на Северном полюсе. Нарукавный знак офицера представляет собой эмблему в виде золотого якоря на черном фоне. А еще недавно, в советское время эмблема выглядела в виде флага ВМФ СССР. В 2018 году на острове Сальный, который находится рядом с основной базой в Североморске, будет установлен памятник Николаю Чудотворцу, заступнику русских моряков.
Предпосылки образования флота
В начале 20 века в России уже функционировали Балтийский и Черноморский флоты, зарождался Тихоокеанский морфлот. На этих территориях уже давно происходили периодические военные стычки с граничащими державами. Многие завоеватели издавна с некой завистью смотрели на российские земли и пытались их подчинить себе. В какой-то момент агрессоры решили захватывать территорию с севера, оттуда, где нет серьезной военной защиты. Ввиду этого, осенью 1906 года контр-адмирал Бострема был отправлен на северное побережье страны с целью создания боевого морского звена – флот Северного моря. На двух кораблях «Цесаревич» и «Слава» он прошел путь из Балтийского моря на север, обогнув Скандинавский полуостров, и стал изучать побережье, искать удобное место расположения для морского флота. Однако эта экспедиция не увенчалась успехом – проход был достаточно сложным, места дислокации найдены не были, финансирование производилось с задержками и впоследствии прекратилось совсем.
Во время I Мировой Войны стало ясно, что Россия значительно проигрывает в военно-морском оснащении в сравнении с другими воюющими странами. Последние активно применяли авиацию и использовали в боях подлодки. В этот период Россия была активно задействована на Балтийском побережье против флота Германии, а на Черном море – против Турции. Снова появилась острая необходимость в формировании мощного северного центра, где базировались бы дополнительные военный силы. Был выбран город Архангельск, где уже существовал торговый порт. К третьему годы войны переоборудовали 5 гражданских кораблей, их оснастили вооружением. Однако на этот момент противники уже заминировали морские пути с Северного флота, что грозило подрывом как военных катеров, так и промышленных лодок. Требовалась мощная военная поддержка, которую возможно было получить только из Дальнего Востока. Путь был длинный и сложный, но несколько военных судов сумели добраться до побережья Баренцева моря и помочь в защите берегов и мореходных путей.
В 1916 создана флотилия Северного Ледовитого океана с тремя пунктами в городах Архангельск, Иоканьга (в н.в. город Островной Мурманская область) и на точка на побережье Кольского залива. Таким образом, планировалось обеспечить контроль над территориями Баренцева и Северного морей, а также над Двинским и Онежским заливами. Их основными задачами являлось охрана городов и прохождение торговых кораблей через минные заграждения.
После Октябрьской революции экономическая ситуация в стране была сложной и правительство решило уменьшить бюджет на развитие армии. Соответственно базы на севере были сокращены до уровня пограничной охраны.
Воссоздание флота и период ВОВ
В первой половине 30-х годов прошлого века по личному указанию И.В. Сталина всего за два года был построен Беломорско-Балтийский канал, благодаря ему грузовым и пассажирским судам больше не нужно плыть опасным маршрутом в обход Скандинавии. Одновременно, в апреле 1933 года Ворошилов подписал приказ о переходе нескольких военный кораблей с Балтийского флота в Мурманск. Это были первые судна, шедшие через новый канал. Летом того же года Заполярье посетил сам генсек, где его встречал экипаж прибывших кораблей, так зародился флот. В состав Северного флота входили 15 субмарин, имеющих современное вооружение тех лет, военные надводные судна и около сотни самолетов.
Вражеские судна не решались наступать с севера. Ввиду сложной климатической обстановки европейские корабли не были готовы к суровому климату северных морей. Поэтому генеральные действия происходили южнее. Учитывая относительную удаленность от ключевого места ведения военных действий, Северный флот сумел не только сохранить большую часть своего вооружения, но и увеличить его в несколько раз. Вооруженные силы других флотов и сухопутные войска были вынуждены постоянно передвигаться – отходить в тыл или наступать на врага. В то же время штаб Северного флота оставался на месте – в Полярном. Также существовала тыловая главная база Северного флота в Мурманске. Это помогало лучше и более оперативно координировать все действия командования с офицерами. Морская пехота Северного флота была отправлена на самые сложные участки и показала себя с героической стороны.
Еще во время войны было принято решение в Североморске установить памятник в честь погибших боевых товарищей. В 1945 году для этого собрали более 5 млн рублей, однако в связи с тяжелой экономической ситуацией руководство флота приняло решение направить эти средства на капитальное строительство. Только спустя почти 30 лет идею реализовали и на 40-летний юбилей Северного флота был открыт огромный памятник героям-североморцам, защитникам Заполярья. Размеры монумента впечатляют – общий его вес достигает 100 тонн.
Советский период Северного флота
Помимо демонстрации своей мощи Кольская флотилия разнородных сил Северного флота проводила постоянные военные экспедиции в зону арктических льдов, в которые входил радиоотряд Северного флота.
Современный Северный флот
Сейчас командование Северного флота базируется в городе Североморске (Мурманская область). В них входят 13 сухопутных подразделений по всей протяженности Белого и Баренцева морей (в частности, 1 дивизия Северного флота), 45 армия ВВС и ПВО Северного флота, авиация, 79 кораблей, развитая инфраструктура в Арктике.
Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» – флагман Северного флота. Это самое мощное и защищенное судно на планете. Он оснащен двумя атомными реакторами, также установлено 2 паровых котла, которые не раз выручали в длительных поездках. Что касается вооружения: основные орудия размещены под палубой – это 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит». При этом сбить такую ракету не под силу даже самым современным разработкам ПВО. Также корабль содержит 176 зенитных ракет, 6 зенитных комплексов, двуствольную пушку калибром 130 мм, мощные системы противовоздушной обороны, три вертолета Ка-27.
В сентябре 2017 года офицеры Северного флота во главе с крейсером «Петр Великий» и 7 оперативной эскадры Северного флота начали полномасштабные учения в Баренцевом море. В этих маневрах задействовано 20 надводных кораблей, 10 атомных и дизельных субмарин, 30 самолетов и вертолетов, около 20 прочих судов, более 300 единиц дополнительной техники и около 5 000 военнослужащих. За время существования Северного флота – эти учения самые масштабные из проведенных ранее. Такие тактические движения необходимы для отработки боевых задач и демонстрации военной мощи страны.
Всего в состав флота входит 79 боеспособных кораблей, а именно:
День Северного флота ВМФ России
День Северного флота России отмечается ежегодно 1 июня, это самый юный государственный флот. В этот день и в день ВМФ Североморск, Мурманск и остальные города, в которых размещены северные военные порты, с размахом отмечают свой профессиональный праздник. Командующие Северным флотом поднимают государственный флаг России и ВМФ, возлагают цветы к памятникам морякам. Так, в 2013 году в Североморске был открыт памятник офицерам, куда ежегодно приезжает армейский корпус и командиры подразделений. Флаг Северного флота выглядит следующим образом – эмблема из двуглавого орла с якорями в лапах на фоне Андреевского флага. Написано множество стихотворений и песен, посвященных юнгам Северного флота.
Северный флот России постоянно проводит масштабные учения и мелкие учения с привлечением небольшого количества вооружения. Благодаря этому отрабатываются необходимые навыки поведения в огневых условиях. Судостроительные заводы занимаются разработкой последних модификаций кораблей с самым современным вооружением.