северные козули история создания
Козули
Обрядовое печенье, выпекаемое зимой, на Солнцестояние и к Рождеству
Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».
История
Козули первоначально являлись обрядовым печеньем народов Русского Севера. Обряд этот связан с периодом зимнего Солнцестояния. Это период 22 — 25 декабря.
Это лепные фигурки в виде животных: олени, коровки, бычки, козы, а также могли быть птички, тюлени, коники (на Терском берегу Белого моря, на Мезени). Также на Лешуконье в эти же зимние дни лепили витое печенье в виде животных.
Существуют различные версии происхождения названия. Одна из них — за извитую, змееобразную форму древнее поморское печенье получило своё название — козули, от поморского слова «козуля» — змейка, завиток.
Первые козули появились на поморской земле много веков назад. Их считают наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века. Имеется летописное свидетельство, что еще в XII веке наши предки лепили из теста фигурки быков и коров.
Поверья
В народном земледельческом календаре совершались магические обряды: гадали на замужество, на урожай, о погоде. считалось, что магические свойства обрядового хлеба перейдут всем, кто его попробует.
Козуль скармливали скотине, ели сами. Не редко их использовали в дальних переходах, поскольку солёное тесто имеет свойство долго сохраняться, а размоченное в воде приобретает качества простого хлеба.
Изображение фигурок — это символические «дары», обеспечивающие благополучие. В Рождественской колядке поётся:
« Кто даст пирога — тому двор живота! А кто даст рогушек — тому двор телушек».
Одаривание парней козулями считалось хорошей приметой, к удачному замужеству в Новом году.
Козули — прянички
Архангельские расписные пряники-козули появились на Русском Севере, когда населению губернского центра стали доступны сахар и пряности (корица и гвоздика), то есть не раньше XVIII века.
Постепенно традиция прижилась и красивые и вкусные северные прянички-козули стали считаться традиционными. Их использовали в качестве детских игрушек, для поздравлений на свадьбах, а особенно на Рождество.
Изготовление
Козули изготавливают из специально приготовленного теста. Кусочкам теста придают форму различных животных — козочек и козликов, оленей, барашков, коровок и бычков, а также котов, тюленей и птичек. фигурки запекают в печи или духовке на смазанном маслом листе.
Козули также считают и региональной разновидностью русских пряников. Современные козули по способу изготовления можно отнести к вырезным пряникам.
Рецепты теста довольно разнообразны, причём многие семьи имеют свои рецепты изготовления теста, которые хранятся в семьях десятилетиями.
В тесто добавляется специальный ингредиент — «жжёнка», который представляет собой сахарный сироп, уваренный и карамелизованный до янтарно-коричневого цвета.
Козули-пряники обычно красочно украшают с помощью глазури, которую изготовляют из взбитых белков с добавлением различных природных красителей.
На Урале тесто для козуль приготовляют с добавлением мёда. Для красоты здесь козули также украшают глазурью разных цветов: белой, розовой и голубой.
Разновидности
Обычаи и легенды
Прошлое
Раньше поморы пекли козули только один раз в году — на Рождество. Козули тогда изготавливались из ржаного теста. Изготовленные фигурки козочек, баранов и коровок символизировали «небесные стада» — облака.
Также козулями называли и специальные хлебы в виде венка, которые выпекались на Семик (обрядовый праздник древних славян). С этими козулями люди направлялись в лес «завивать берёзки».
Современность
В настоящий момент козули изготовляются в Архангельской и Мурманской областях (например, в селе Варзуга). Здесь козули считаются символом Поморья.
Традиционно в этих областях козули пекут на новогодние праздники — на праздник Коляды и Рождество.
Также козули изготовляют и на личные праздники — новоселье, свадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают.
Традиция изготовления козуль от поморов была перенята и жителями Урала. На Урале козуль также изготовляли к Рождеству.
Изготовляли и выпекали козуль здесь в форме северных оленей, кота (кот также считался символом дома), ангелов, ёлочек и домиков. Готовыми выпеченными фигурками украшали рождественскую ёлку.
Тетёры
В Каргопольском районе козули делали в виде свернутых в круги змеевидных завитков под названием «тетёры» и пекли их в середине марта, что тоже относится к очень древнему обряду, приуроченного к весеннему равноденствию.
Поморы верили, что такие козули-змеи принесут в дом богатство, достаток.
Приговорки
Козули катали и в импровизированной форме сочиняли приговорки:
Рубрика: Северные козули
Пряники архангельские
По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. И с того момента, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание праздника с традиционным обрядом украшения елки и раздаривания сладких гостинцев детям и подарков родне и знакомым «на счастье» в новом году.
Мастерица ловко раскатывает на столе темно-коричневое тесто, выбирает нужную форму-резец и начинает множить пряники, экономно укладывая форму, чтобы меньше оставалось невырезанных крайчиков. Готовые силуэтные фигурки укладывает на противень и смазывает желтком яйца, отчего поверхность пряника после выпечки станет блестящей.
Читать далее «Пряники архангельские»
Пекарские изделия
Пряники и лепные фигурки из теста игрушками в буквальном смысле не назовешь. Но поскольку в наше время эти изделия предназначаются главным образом для детей, а оформление таких «съедобных игрушек» порой не уступает по красоте самым удачным произведениям народной декоративной пластики из глины или из дерева, поговорим здесь и об искусниках пекарях.
Чрезвычайно интересны своей архаичностью лепные пекарские фигурки «козули», которые пекли в Архангельской губернии и пекут до сих пор в селе Варзуга (южное побережье Кольского полуострова). В Сибири, в центральных областях России выпекали похожие изделия под названием «коровки». Их давали детям или, размочив в воде, скармливали скоту. Некоторые исследователи видели в этом действии отзвуки обрядов жертвоприношения. Однако выпечка фигурок животных и птиц не была заменой жертвенного животного его изображением. Изготовление «козуль» и «коровок» имело для наших праотцев значение продуцирующего обряда. Ведь нашим предкам представлялось, что если они окропят землю водой — пойдет дождь, а если напекут целое стадо животных из теста — увеличится поголовье скота в их дворах, будет больше дичи в лесу. Выпечка хлебных лепных фигурок на побережье Белого моря, как и в более южных районах Архангельской и Олонецкой губерний, была приурочена к празднованию Нового года, когда отмечался древний ритуальный праздник «коледа» («виноградье»), имевший смысл заклинанья хорошего урожая в предстоящем году.
Северные козули
Словно пришельцы из древнего мира старых поверий, ожили в доме Марфы Егоровны Сидоровой фантастические хлебные фигурки — лепные рождественские козули.
— Это вот — козулька, а это — козлик, а это — курочка своего детеночка несет…
Марфа Егоровна расставляет готовые фигурки на противне, чтобы затем посадить их в русскую печь.
Еще недавно в северных деревнях — на реках Мезени и Пинеге, на Терском берегу Белого моря лепили накануне Рождества хлебные фигурки в виде домашних животных и птиц. В этом обряде, давно утратившем свое магическое значение, сохранились отголоски древних языческих верований. Праздник нарождения Солнца у древних славян был богато обставлен действиями, направленными на обеспечение здоровья скота, хорошего урожая, благополучия семьи. Языческие жертвоприношения богам священных животных — оленя, коровы, барана, бывшие необходимым элементом давнего праздничного обряда и впоследствии запрещенные христианской религией, заменялись ритуалом поедания изображений животных из теста1. Не случайно на Мезени рождественские вечеринки, где девушки угощали парней своими козулями, назывались братчинами.
— Накатаем козуль, договоримся — кто поскольку… А парням накажем: вы, ребята, из лесу придете — не пейте, не ешьте — будем сегодня чай с козулями пить у кого ли… Едим козули да хвалим, у кого всех вкусней наделаны. А потом веселье да игры начнутся. Называлось это — братчина, это на 3-й день либо на 4-й после Рождества, — вспоминает Мария Ефремовна Базарева, родом из Лешуконского района Архангельской области. Здесь козулями называли не только фигурное печенье из пресного ржаного теста, но и сдобные, на масле, «витушки» из белой муки.
По старому Рождественскому обычаю
Яркие звезды в холодном январском небе еще не поблекли, а свет в заснеженных избах на Терском берегу уже горит. Седьмого января в поморских деревнях просыпаются рано, чтобы успеть приготовить к утреннему чаю козули. Так уж повелось в этих северных местах: в день Рождества стряпают из ржаной муки печенье в виде фигурок коз, лошадей, овец, коров, оленей — их-то и называют козулями.
Каргопольские тетеры
Каргопольское весенне-обрядовое витое печенье «тетёры» («тетёрки»), «вьюхи» или «кокурки».
Тетеры. Архангельская обл., 1977
Архангельские козули — искусство Севера
Своеобразную область народного искусства Севера представляют художественные изделия из теста — козули, выпекаемые по сохранившемуся здесь обычаю мастерицами Архангельска в канун Нового года. Они отличаются от печатных пряников Центральной России — тульских и московских; в Архангельске существует своя школа пряничного дела.
Архангельские козули
Поморские козули
В поморских семьях сохранилось много предметов старины – памятников народной культуры поморов. К ним относится и игрушка, вековая история которой связана с творчеством народа, его национальным своеобразием.
В деревнях Чапоме, Пялице, Чаваньге, Тетрино, Стрельне до сих пор делают игрушки из ржаного теста.
Терские игрушоцки
После Нового года, в короткие полярные дни, когда оранжевое полыхание утренней зари незаметно переходит в зарево вечернее, когда днем тени на снегу звучно фиолетовы, терчане ходят по селу из дома в дом «шелюханами», «маскированными» (ряжеными), с плясками, с песнями, шутками, смехом. В пышащих жаром русских печах пекутся целые стада козуль.
Козуля — будь то петух, гусь, бык, олень, корова или тюлень — это миниатюрная скульптура из теста. Имеется летописное свидетельство, что еще в XII веке наши предки лепили из теста фигурки быков и коров, поедали их, а затем «рикали, аки волове». В наши дни фигурное печенье утратило свой изначальный магический смысл и стало игрушкой. На Терском берегу козулями оделяют ряженых детей, которые ходят с поздравлениями и добрыми пожеланиями из дома в дом. Однако в сути своей происхождение фигурного печенья восходит к обычаям ритуальных трапез — братчин и «питий молебных пив».
Северные козули
В какой-то мере сохраняется на Мезени и еще один вид народного творчества: изготовление лепных пряников — «козуль». В д. Ценогоры Лешуконского р-на живет известная по всесоюзным выставкам мастерица изготовлять лепные «козули» М.Г.Семенова. Хотя ее фигурки из теста носят общее название «козули», они представляют разных животных: лосей, коней, коров, а также птиц. Считается, что подобные изображения животных свидетельствуют о существовании в некоторых районах России обычая водить на святках животных. Замечу со своей стороны, что само название «козули» может свидетельствовать о вождении козы в большей мере, чем других животных. Это тем более вероятно, что коза считалась животным, посвященным богу-громовнику, пережитки почитания которого прослеживаются на Мезени в жатвенных обычаях.
Исследователи выделяют на Севере три «школы» пряничного производства. В поморских деревнях делали печатные пряники. Другой вид пряничного промысла практиковался в деревнях близ Архангельска с центром в д. Соломбала, коренные жители которых и по настоящее время выпекают вырезные «формовые» козули, украшенные цветным сахаром. К третьей «школе» относятся «козули», которые по форме можно причислить к круглой скульптуре. Именно к последнему типу относятся «козули» из д. Ценогоры. Судя по рассказам местных жителей, изготовление подобного святочного печенья имело место в прошлом не только в Ценогорах, но и во многих деревнях Лешуконского р-на. В том же районе существовал и другой вид обрядового печенья, хотя и под тем же названием «козули». Одна из соседок М. Г. Семеновой в д. Ценогоры,— одиннадцатилетняя школьница показала мне «козульки», которые она
испекла вместе с матерью. В отличие от изделий М. Г. Семеновой они сделаны в виде спирали, восьмерки, плетенки и т. п. Подобные орнаментальные фигуры известны и по другим видам народного творчества мезенцев — прялкам, вязаным и тканым изделиям. Древний характер орнамента рассматриваемых «козуль» свидетельствует о том, что их выпечка носила когда-то ритуальный характер.
По материалам Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. — Москва, Наука, 1988. — с. 160-161
С. Писахов «О козулях»
Уходящий старый быт уносит с собой загадку происхождения рождественских козуль.
Издавна завелось к рождеству печь козули. Но почему они пекутся к рождеству только? И откуда это название — козули? Это до сего дня вопросы… Наши этнографы пропустили их мимо внимания, видимо, потому, что приезжали в Архангельск летом, когда козуль не бывает. Попробую сказать несколько слов о козулях. Может быть, кто-либо откликнется и можно будет выяснить начало козуль.
Самые древние козули — холмогорские и мезенские — из черного теста, иногда расцвеченные белым тестом. Холмогорские козули по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца). И вся козуля кажется перенесенной из очень давнего языческого мира. Чудится какая-то оккультная запись в этой странно красивой фигуре. Размер такой козули бывает 5-6 вершков. Меньшего размера козули делают без яблок на рогах, а только с птичками (птички напоминают кисти рук с растопыренными пальцами). Пекут козули и маленького размера — около вершка, упрощенные по рисунку, или пытаются придать им сходство с коровой, конем (иногда с всадником на коне). Профессор Зелинский в 1913 году заметил, что эти маленькие козули по форме и размеру очень похожи на фигуры каменного века.
Пряники «Архангельские козули»: история, рецепт с фото
«Архангельские козули»: история возникновения
Происхождение этих вкусностей имеет несколько версий, каждая из которых по-своему удивительна. По одной из них, «Архангельские козули» ранее были традиционной выпечкой поморов (жители побережья Белого моря), так как само слово «козуля» на их языке означало «змейка» или «завиток». Другая же версия говорит о том, что первоначально пряники пекли в виде козы, которая в давние времена считалась символом богатства и благополучия.
История пряников «Архангельские козули» утверждает, что их родиной является всем известный город Архангельск, от чего и пошло такое название. В разных поселениях, привязанных к определенной местности, сохранилась собственная техника выпечки и украшения пряников. Стоит отметить, что даже в одной и той же области они могли кардинально отличаться друг от друга. Наиболее известными пряниками являются:
В любом случае северные козули являются не просто национальной вкусностью, которая готовилась по уникальному рецепту, а традиционным ритуальным блюдом. Создание таких пряников считается непростым старинным обрядом, куда первоначально был заложен глубочайший философский смысл.
Магическая сила
В древности люди считали, что «Архангельские козули» обладают магической силой. По версиям некоторых современных историков, в те времена люди придумали их сперва не как пищу, а именно как ритуальные изображения животных.
Данная версия подтверждается и тем, что фигурки требовалось вырезать конкретным способом: все они обязательно должны были смотреть влево. Если же на пряниках изображался человек, то его нужно было делать лицом вперед. В самом низу козули люди всегда оставляли пустую полосу, которая была символом земли.
Пряники в старые времена
Раньше козули пекли лишь один раз в году. Это были дни святок, а также рождественских праздников. Народы севера верили, что эти вкусности принесут им богатство, благополучие и удачу в дом. Они считались оберегом и часто дарились семьям.
В день Рождества козули получали в качестве подарка все родственники, друзья, соседи и, конечно же, колядующие дети. Нередко перепадало и домашним питомцам, так как северные народы были полностью уверены, что скотина в таком случае принесет отличный приплод.
Пряники развешивались в конюшнях и хлевах как обереги. Они защищали дома от проникновения злых духов и использовались в качестве непременного атрибута для гадания девушками и юношами в крещенские вечера.
Козули никогда не съедали сразу. Их принято было хранить некоторое время, а только потом есть. Подаренную или сделанную самостоятельно фигурку ни в коем случае нельзя было выбрасывать, даже если она была сломана, так как это было прямым путем к неудачам.
Символ Поморья в современности
На сегодняшний день «Архангельские козули» пекутся не только на их родине, но и в других местностях. Современные люди уже давно отступили от традиций, поэтому делают их к любым торжествам в качестве вкусного и оригинального десерта. Также ими активно украшают елку, применяют на колядках и используют как детские игрушки.
Пряники в домашних условиях
В старину пряники «Архангельские козули» пекли настоящие пряничники, которые хранили секрет приготовления теста, глазури и декоративного убранства. Уникальный рецепт, в который повара вкладывали свою изюминку, передавался из поколения в поколение, но только по женской линии.
В те времени фигурки делались особым способом. Первым делом делали тесто из ржаной муки. Есть предположения, что именно на таком фоне рисунок из глазури смотрелся наиболее выигрышно. Мука для этого бралась самая темная. В нее добавляли соль, а затем круто замешивали. Через некоторое время тесто начали готовить из пшеничной муки, поэтому для его затемнения использовали пережженный сахар.
Потомственные архангельские пряничники отмечают, что печь лакомства необходимо без спешки и только в хорошем настроении. При этом нужно думать только о хорошем и оградить себя от посторонних, чтобы никто не мешал.
В наше время прянички готовятся не только по классическому рецепту, дошедшему еще с тех времен. Повара уже давно придумали несколько измененные способы выпечки. В любом случае процесс приготовления будет увлекательным и долгим. Он состоит всего из трех этапов:
Несколько лучших рецептов, которые подойдут для всех мероприятий, приведены ниже.
Медовые козули
Традиционный рецепт «Архангельских козуль» обязательно нужно использовать перед тем, как начать рассматривать его модификации. Классическим вариантом являются именно медовые прянички.
Для приготовления понадобятся:
Рецепт «Архангельских козуль» с фото представлен ниже. Если четко следовать инструкции, в итоге можно получить уникальное блюдо, способное удивить каждого человека.
Пошаговое приготовление
На самом деле рецепт «Архангельских козуль» прост. Для начала нужно приготовить жженку. Первым делом расплавляется сахар, а затем к нему добавляется крутой кипяток и мед. В итоге получается густой и довольно сладкий сироп. Когда он немного приостынет, можно добавить сливочное масло и размешать до однородности. Далее в получившуюся смесь добавляются специи и сода. Сразу после этого туда высыпается заранее просеянная мука, и все это тщательно перемешивается, чтобы не осталось комочков. Заключительным этапом в приготовлении теста нужно вымешать его на доске, небольшими порциями добавляя муку. В конце оно должно выйти мягким, эластичным и похожим на пластилин по консистенции.
Готовое тесто следует охладить, затем разделить на несколько частей и раскатать их пластом. Далее аккуратно вырезаются фигурки по контуру ножом или формочками. Затем уже почти готовые прянички нужно смазать желтком (1 шт.) с водой (0,5 стакана) и разложить на противне, заранее застеленном пергаментом.
Потомки классических козуль
Ингредиенты для уральских козуль берутся такие:
Пряники «Архангельские козули»: рецепт
Сначала требуется вскипятить в отдельной емкости воду и мед. Когда эта смесь немного остынет, туда нужно высыпать муку, добавить яйца и остальные компоненты. Все это тщательно перемешивается и вымешивается руками. Затем, как и в предыдущем рецепте, куски теста раскатываются на пласты, из которых впоследствии вырезаются фигурки (делать это можно как ножом, так и формочками).
После выкладывания будущих пряников на противень их обязательно нужно смазать желтком. Выпекаются они при температуре 200 градусов до образования румянца. После того как пряники будут готовы, их требуется остудить и только потом украсить глазурью. При желании их можно полить сиропом или посыпать кокосовой стружкой.
Украшение пряников
Как северные, так и уральские козули должны быть традиционно расписными. Раскрашивать их необходимо цветной глазурью. Активнее всех применяется белый цвет, потому как он является символом снега, а также розовый, отражающий северное сияние. Коричневый цвет на пряничке обозначает землю или дерево.
Процесс раскрашивания козуль нельзя назвать простым. Здесь придется проявить не только фантазию и вкус, но и мастерство художника. Ведь в любом случае самым важным моментом в украшении козуль будет аккуратная роспись тоненькими линиями сладкого сиропа.
Узор на лакомстве может быть совершенно любым. В процессе рисования обязательно пригодится кулинарный шприц или обычный кулек в форме конуса с маленьким отверстием. Неплохое изображение может получиться и с акварельными кисточками или же карандашами с уже готовой глазурью.
При этом стоит помнить, что в давние времена люди рисовали узоры при помощи деревянной палочки. Такой способ используется и по сегодняшний день, но только лишь потомственными козульщицами.
Если есть желание больше покреативить, можно сперва залить пряники тонирующей жидкой глазурью любого цвета, а затем, когда основа хорошенько застынет, начинать изображать на ней цветы, узоры и прочие элементы. Такой способ довольно хорош, но он требует немало времени, так как глазурь застывает не так быстро, как хотелось бы. Зато это дает возможность современным поварам создавать на пряничках целые произведения искусства.
Глазурь
Выбрав подходящий рецепт «Архангельских козуль», не стоит забывать и о глазури. Вариантов ее приготовления существует множество, но чаще всего люди пользуются классическим. Для него потребуется взять:
Первым делом необходимо взбить белки с сахарной пудрой до загустения массы. Затем ее нужно распределить по чашкам (в зависимости от количества используемых цветов). Лучше всего брать, конечно, натуральные красители, но пищевые тоже подойдут. Как только белая масса будет смешана с красителями и обретет новый цвет, глазурь готова к использованию.
Натуральные цвета получают такими способами:
Козульных дел мастер
Наталья Янковская печет на продажу козули. Это пряники со славной историей: в Великую Отечественную они спасли от голода целый город. Сегодня расписную выпечку родом из Архангельска может попробовать любой петрозаводчанин, главное – научиться правильно ее есть.
— Я теперь везде вижу пряники, — рассказывает мастерица Наталья, раскладывая на столе съедобных лис, оленей и елочки. — Например, пеку козули в форме кота из стикеров «ВКонтакте»: друзья мне как-то подарили доску с таким изображением, и я вдохновилась.
Козули – это архангельская традиционная выпечка, которую готовят перед Рождеством и Новым годом. Их пекли еще в 19-ом веке: в некоторых семьях рецепты передаются из поколения в поколение. Наталья Янковская родом из Архангельска, делает пряники по рецепту прапрабабушки-голландки.
В Петрозаводск девушка переселилась чуть больше года назад. Дома она занималась репетиторством, а на карельской земле решила зарабатывать на жизнь пряниками.
Наталья Янковская. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Съедобные обереги
Козули на севере пекут не одно столетие. Поморский вариант известен с 12-го века: ржаные фигурки в виде животных – барашков, коз – были не столько едой, сколько оберегами от злых сил. А вот архангельские козули – более поздняя версия, в которой соединились традиции русского севера и Европы.
— В Архангельске была Немецкая слобода, где жили немцы и голландцы, — рассказывает Наталья. – Они готовили имбирные пряники, козули на них чем-то похожи. Но в имбирный пряник добавляют имбирь и свежий мед, а на севере где их в таких количествах взять? Козульное тесто делается на основе жженого сахара, который отличает эти пряники от всех других.
Поморскую козулю Наталье подарила коллега — карельская мастерица-козульщица. Фото: ИА «Республика».
Архангельские козули – это плоская выпечка в виде животных, людей или предметов: подков, саней, елок, звезд. Каждый пряник расписывают глазурью, по традиции – белой (в цвет снега) или розовой (в цвет северного сияния).
Раньше такие пряники готовили в каждой семье. Поскольку тесто для козуль не самое простое, помалу их не делали: пекли сразу по 100-200 штук. Обязательно готовили несколько больших и красивых пряников, один из которых ставили дома на видное место, иногда даже рядом с иконами. Остальные – помельче и попроще – съедали с чаем.
— Как у нас говорят: «Козулька в дом – прибыток в нем». Поэтому раньше, когда шли в гости на праздник, обязательно несли с собой козули. Каждый год пряников готовили так много, что их не успевали съесть: складывали в жестяные банки и хранили на чердаке, они там лежали по пять-шесть лет. Без доступа воздуха они прекрасно хранятся, как сухое печенье, и не портятся. Запасами козуль Архангельск питался в войну: от голода город спас тюлений жир и пряники.
Пряники, оставшиеся от большой новогодней партии. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Архангельские козули. В ассортименте. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Не грызть, а ломать
В тесто для козуль входят мука, яйца, сливочное масло, жженый сахар, вода, немного соли и пряности. У разных мастериц могут отличаться пропорции и добавки: кто-то положит больше корицы, кто-то – гвоздики, кто-то сдобрит тесто медом. Кстати, степень жжености сахара в козулях можно определить на глаз: чем сильнее он жжется, тем темнее получится пряник.
Скоропортящиеся продукты Наталья покупает по мере надобности, а вот сахар, муку и пряности закупает сразу помногу: каждый день носить по два-три килограмма очень утомительно.
На одну партию козуль уходит не меньше четырех дней. Сначала тесто нужно замесить и заморозить. Сейчас с этим справляется морозилка, а раньше тесто заворачивали в полотно и отправляли за окно, в сугроб.
Потом тесто раскатывают и вырезают фигурки. У Натальи в арсенале несколько десятков форм, в том числе — четыре жестяных, которые достались ей еще от бабушки: лиса, елка, гриб и домик. Раньше такие в каждой семье делали мужчины для своих мастериц.
Запасы муки. Фото: ИА «Республика» /Сергей Юдин.
Гвоздику Наталья мелет непосредственно перед тем, как замешивать тесто: так вкус пряности раскрывается гораздо лучше. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Та самая форма, которую в семье Натальи используют не один десяток лет. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
После выпечки козули сутки лежат на просушке, потому что из них должна полностью испариться вода. Жженый сахар и гвоздика – это природные консерванты, поэтому пряники хранятся очень долго – до 12 месяцев. А еще они получаются довольно твердыми – «стекленеют» от сахара.
— В Архангельске-то все знают, что козули нужно отламывать по кусочку и запивать горячим чаем, а тут их пытаются откусывать. И потом у меня спрашивают: почему они у вас такие черствые, вы что, несвежее продаете? Приходится объяснять, что козули такими и должны быть. А если хочется, чтоб они стали мягкими, то можно за несколько минут перед едой положить пряник в пакет с хлебом (там козуля быстро впитает недостающую влагу и станет податливей — прим. авт.)
Готовые козули Наталья расписывает глазурью из белков, сахарной пудры и лимонного сока. Иногда делает эскизы заранее, иногда рисует сразу – как рука пойдет.
Заготовки. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Раскатывать тесто Наталье иногда помогают подруги, но расписывает пряники она всегда сама. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Глазурь не совсем такая, какую использовали для росписи пряников в старину: рецепт Натальи попроще, и работать с такой глазурью удобнее. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Печь круглыми сутками
— Я сразу решила, что в Петрозаводске попробую открыть свое дело. Поначалу пекла в газовой плите, а потом она перестала справляться с объемами, и к Новому году я купила большую электрическую плиту.
Хоть козули и рождественская выпечка, мастерица их делает не только зимой: придумывает оригинальный дизайн на разные праздники, может сделать пряник на заказ. Хотя Новый год – это самый пик продаж: печь приходится практически круглыми сутками.
— Что я поняла: к новогодним праздникам готовиться нужно с октября. Пока получалось так, что ночью я пекла, под утро расписывала пряники, а днем продавала на ярмарке – и так несколько дней подряд. Это, конечно, не очень полезно для здоровья. Хотя я люблю стоять за прилавком сама, всегда так радуюсь реакции людей: «Ой, смотри, зайчики! Котики! Лошадки!».
Наталья Янковская. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Пряники Наталья продает не только на ярмарках. Часть отдает на реализацию в магазины, отдельные серии придумала для туристических мест – Рускеалы, Беломорска с его петроглифами. Но там продажи пошли не очень хорошо. Может быть, дело в упаковке: туристам из других городов неудобно везти пряники в пакетах. Сейчас мастерица думает о создании плотных коробочек для козуль.
Ну и конечно, львиная доля продаж идет через группу в соцсети.
— Очень удобно делать подарочные наборчики: для мамы, для любимой девушки, для учителя. Такого, чтобы кто-то заказал у меня десять пряников для себя, практически не бывает. Хотя часто покупают наборы «Чайная мелочь», это маленькие прянички без росписи.
«Мелочь» Наталья начала делать по просьбе друзей, которым было жалко есть большие расписные козули: слишком уж красивые.
Пряники-козули. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.