серж лифарь биография личная жизнь
Дягилев и Лифарь. Чувственная история одной любви.
Сергей Дягилев и Лифарь Серж до самого конца были вместе. Именно в этих отношениях каждый из героев раскрылся чувственно и по-настоящему. Что же между ними было?
Дягилев
К моменту встречи с Лифарем Сергею Дягилеву был 51 год. Чем он был знаменит? Этот крупный человек в роскошной шубе, в мягкой шляпе и с тростью уже успел покорить лучшие города Европы.
Дягилев был организатором “Русских сезонов”. В одном месте он собрал лучших музыкантов, композиторов, артистов балета, певцов, художников и многих других творческих личностей. Труппа с представлениями объездила Париж, Рим, Лондон, Монте-Карло и другие западные города.
Что касается личной жизни Дягилева, то у него был громкий роман с балетным артистом Вацлавом Нижинским. Молодой парень стал настоящей звездой “Русских сезонов”. Вместе они были около 5 лет. Подробнее об их истории любви:
После расставания с Вацлавом Серж начал встречаться с перспективным артистом балета Леонидом Мясиным. Также был не равнодушен и к другим атлетически сложенным юношам… Пока не встретил……
Лифарь
Сергей Лифарь родился в Киеве 15 апреля 1905 года (в некоторых источниках указан 1904 год). Учился в Императорской гимназии близ Крещатика. Серж обожал тенистые улочки Киева. Стук лошадиных подков по брусчатке, звон колоколов Софийского собора и журчание Днепра создавали для него настоящую симфонию блаженства.
Я хочу, чтобы меня поняли правильно: как и всякий человек, я почти никогда не был один. Но я был один среди других — это большая разница. – Сергей Лифарь.
Лифарь был участником гимназического хора и часто пел в Софийском соборе. Также парень поступил в танцевальную школу Брониславы Нижинской, где постиг все азы балетного артиста.
Кстати, на вступительном экзамене Броня напротив фамилии Лифаря оставила комментарий “Горбатый!”. Под началом Нижинской Серж протанцевал несколько лет. А в 1921 году она вместе с семьей уехала в более свободную страну, так как в России в то время находиться она не могла.
Но уже в 1923 году Бронислава прислала телеграмму, в которой говорилось, что Дягилев просит 5 лучших ее учеников для укрепления собственной труппы. В этом списке была указана фамилий Лифарь.
Зарождение отношений
Лифарю на тот момент было всего 18 лет. По началу у него захватывало дух при появлении Сергея Павловича. На самом первом просмотре Серж очень не понравился Дягилеву. Он даже хотел обратно отправить его в Россию. Но Бронислава отстояла своего ученика.
Юному артисту довольно сложно было приспособиться к новой взрослой жизни среди балетной труппы. Здесь был каждый сам за себя.
Однажды в ужасную жару Дягилев работал весь день. Когда Сережа это увидел, на последние деньги купил для своего “босса” 2 сендвича и напиток. Принес ему и сразу убежал, так как очень боялся просто заговорить с Дягилевым. Но тот был очень тронут.
Со временем они стали сближаться. Лифаря ставили на главные роли в популярных балетах. Постепенно он стал “цветочком” и “ягодкой” у грозного Сергея Павловича. Из воспоминаний Лифаря:
Обучение мастера
Сергей Павлович стремился показать ученику весь мир. Дягилев и Лифарь много путешествовали, посещали музеи, дворцы и храмы. Любовались мировыми шедеврами. Ходили на концерты и в театры. Серж посылал юному артисту целые кипы книг для чтения.
Сама Коко Шанель стала “творческой крёстной” Лифаря.
Как-то раз Дягилев полностью обновил гардероб своему фавориту: костюм, обувь, канотье (шляпа с лентой). Но когда Лифарь появился в этом одеянии на публике, труппа его высмеяла, мол, какой “пижончик” пришел. Сережа очень расстроился.
Позже он эту шляпу снял. Но когда Дягилев увидел его в старом кепи, разозлился. Лифарю пришлось надеть канотье обратно, чтобы снова заслужить расположение своего “идола”.
Ревность
В 1924 году Серж Лифарь стал балетмейстером “Русских сезонов”. Их отношения начинали набирать обороты. Все больше они проводили времени вместе, беседуя на сокровенные темы. И существовали вместе вполне гармонично без ссор и упреков.
Были у них и “свои” прозвища. Дягилев был “Котушка”, а Лифарь – “Кукса”. Правда в мемуарах артист вспоминает еще об одном прозвище своего учителя – “Оттелушка”.
В своих письмах к Лифарю Дягилев часто рисовал кота в конце.
Дягилев очень ревновал своего фаворита. Он старался (как и с Нижинским) закрыть его от внешнего мира, оставив возле него только парочку “нужных” друзей. Ко всем остальным он относился довольно скептически.
Ревновал он к артисткам кордебалета, к партнершам по танцам, к случайным знакомым. Даже к Тамаре Карсавиной, которая была любимой балериной Сергея Павловича. Тут разыгралась целая сцена ревности…
Из воспоминаний Лифаря (Тамара Карсавина была его партнершей по балету “Ромео и Джульетта”):
Позже их конфликт был улажен.
Поклонница
Была еще одна занимательная история с поклонницей Лифаря, к которой тоже приревновал Сергей Павлович. Одна немка из хорошей семьи влюбилась в юного артиста. Она всюду следовала за дягилевской труппой. И постоянно сидела в первых рядах на представлениях.
Девушка окружила Лифаря своим вниманием: цветы, записки, “случайные встречи” в кафе или на прогулках. Все это очень раздражало Дягилева.
Из мемуаров Лифаря:
Зависимость
Зависел Дягилев не только от балета, но и от запрещенных средств. А вот Лифарь с гордостью признается, что под его чутким руководством Дягилев смог побороть сей злосчастный недуг. И в один миг отказался от разрушающего его психику порошка.
О зависимости Дягилева говорит и Александр Бенуа в своих мемуарах.
Вместе до конца
В 1928 году здоровье Дягилева значительно подкосилось. Врач диагностировал у него сахарный диабет и прописал особую диету, которую Сергей Павлович не соблюдал. Со временем его тело начало покрываться фурункулами.
В какой-то момент Дягилев очень устал от своей бурлящей жизни. Он все меньше интересовался делами своей труппы. Меньше общался с друзьями и с самим Лифарем. Но всё больше боялся, что юный танцовщик найдет себе другую пассию.
После всех гастролей 8 августа 1929 года Лифарь приезжает в Венецию. Его очень удивило, что Дягилев не встречал его на вокзале, как он делал ранее. Только подходя к отелю, в окне он увидел бледного Сергея Павловича, который махал ему рукой.
Дягилев чувствовал себя плохо все последующие дни. Его температура зашкаливала. Он бредил, задыхался, сердце не выдерживало. Иногда он приходил в себя и начинал вспоминать свое детство и юность. Все эти дни вплоть до его смерти Лифарь был рядом.
Каждый час он измерял температуру, поил его через соломинку, делал уколы, обмывал его одеколоном, чтобы привести в чувства. Но ему не удалось спасти любовь всей его жизни. Сергей Дягилев умер 20 августа 1929 года.
Walter Nouvel, Serge Diaghilev and Serge Lifar on the Lido in Venice. (Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)
Прощание с легендой
Лифарь распорядился, чтобы приехали фотографы и скульпторы. Они должны были снять посмертную маску Дягилева. Затем Серж на целые сутки остался один на один с умершим Дягилевем. Он сам занимался туалетом Сергея Павловича. Помыл его, аккуратно постриг волосы, сделал прическу и подрезал усы.
На похоронах Лифарь чувствовал себя крайне скверно. Находясь в крайнем шоке, юный артист почти не держался на ногах. Дягилев был похоронен на острове San Michele (Венеция).
Серж Лифарь умер 15 декабря 1986 года в Швейцарии.
Дягилев и Лифарь были вместе до самого конца. Их чувственная любовь подарила искусству много знаменитых балетов. До конца жизни Серж Лифарь очень тепло отзывался о своем Котушке.
Спасибо за ваше потраченное время
Как командир Красной Армии предал Родину, стал звездой балета и подружился с Коко Шанель: Киевлянин Серж Лифарь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Киевлянин из семьи крупного чиновника
Сергей Лифарь (по другой версии Лифаренко) родился четвертым ребенком в киевской семье крупного чиновника департамента водного и лесного хозяйства. Мать происходила из знатного казацкого рода зажиточных землевладельцев. Родители души не чаяли в мальчике, который рос умиротворенным, покладистым и ласковым ребенком. В 1913-м восьмилетний Сережа начал обучение в Императорской Александровской гимназии, а спустя год был переведен в 8-ю Киевскую гимназию для мальчиков. Параллельно Сергей занимался в музыкальной консерватории, осваивал скрипку, рояль, пел в церковном хоре и даже получал за свои успехи государственную стипендию. В условиях гражданской войны гимназию переоборудовали в госпиталь, Сергей в числе остальных старших учеников помогал медперсоналу, ухаживал за больными и ранеными.
Красный командир и веление души
Поначалу большевики отступали, но позже вернулись. Отец Сергея, сторонник белого движения, решил уводить семью в глубинку и пережидать там временные успехи «красного вала». Но когда время показало, что никакой угрозы новая власть киевлянам не несет, Лифари вернулись домой. Вскоре Сергей призвался в Красную Армию. Образованного парня направили в школу краскомов (красных командиров). После непродолжительных курсов Лифарь возглавил роту. Перед ним вмиг выросла перспективная карьерная лестница, но душа просила другого.
Мечта, бегство, Париж
В 1939-м, с приходом немецкой оккупации, парижская труппа Сержа продолжала привычную работу, что послужило поводом для дурной славы балетмейстера. Нападение фашистов на СССР в 1941-м Лифарь встретил с воодушевлением, мечтая вернуться в родной Киев после падения советского строя. Натиск германских полчищ он воспринимал как освобождение от ненавистного кровавого большевизма. Друзья рассказывали, что Серж вполне открыто озвучивал это в тесном кругу. В разгар войны, в 1943-м, Лифарь был занят премьерой балета «Сюита в белом», что, судя по всему, могло быть возможным при сотрудничестве с оккупантами. По этой причине французское «Сопротивление» Лондона закономерно обвиняло танцовщика в коллаборационизме. Лифаря приговорили к смертной казни, после чего он перебрался в Монте-Карло.
Высочайший успех и искусство без принципов
После войны приговор Сержа отменили. Танцовщик смог восстановиться в парижской должности. Серж Лифарь стал постановщиков свыше двух сотен балетных спектаклей, создал Институт хореографии, вел теоретический курс танца в Сорбонне, стал профессором Высшей музыкальной школы и почетным президентом Нацсовета танца ЮНЕСКО.
Лифарь долгое время дружил с Коко Шанель, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Марком Шагалом. Связь богемных представителей была логичной: французская элита контактировала с немецкими оккупантами. До партизанского «Сопротивления» парижским тусовщикам дела не было, они всю войну продолжали жить на широкое горло. Некоторые представители знати вполне открыто оказывали услуги разведорганам оккупационных фашистских властей. Среди них вполне мог быть и человек искусства Серж Лифарь из Киева.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Скандальная слава Сержа Лифаря: Как эмигрант из Киева стал мировой звездой балета, и за что его приговорили к смертной казни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
При рождении он получил имя Сергея Михайловича Лифаря. Будущий танцовщик появился на свет в 1904 г. под Киевом, вероятно в селе Пирогово. Основы балетного искусства он постигал в киевских балетных секциях, а его судьбу как танцовщика решило поступление в труппу к сестре знаменитого Вацлава Нижинского. В 1922 г. Бронислава Нижинская эмигрировала во Францию, а вскоре позвала за собой и своих лучших учеников, в числе которых оказался Сергей Лифарь. Через границу он перебирался нелегально, в него стреляли и ранили, но ему удалось бежать. Он добрался до Парижа практически без денег, но там его принял в свою труппу Сергей Дягилев, который увидел в нем новую звезду балета.
Во время немецкой оккупации в 1939 г. парижская труппа под руководством Лифаря продолжила работу, что стало причиной дурной славы, распространившейся о танцовщике в Европе. В военное время, в 1943 г. Лифарь презентовал премьеру балета «Сюита в белом». В результате французское Движение Сопротивления в Лондоне обвинило танцовщика и балетмейстера в коллаборационизме. Лифарь был приговорен к смертной казни. Ему пришлось покинуть Фарнцию, и с 1944 по 1947 гг. он скрывался от приговора в Монте-Карло, где возглавил труппу «Нового балета».
После войны дело Лифаря было пересмотрено, обвинение признали сфабрикованным, и приговор отменили. Танцовщик и балетмейстер смог вернуться в Париж и занять прежнюю должность. Он поставил больше 200 балетов, его постановки («Сюита в белом», «Вакх и Ариадна», «Икар», «На Днепре») вошли в репертуар многих театров мира. Серж Лифарь стал звездой мирового масштаба, но при этом никогда не забывал о своих корнях. « Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть широкий, величавый Днепр », – писал он в своем дневнике.
Более того, когда президент Франции Шарль де Голль предложил танцовщику и балетмейстеру стать гражданином Франции, учитывая то, что он сделал для этой страны не меньше, чем кто-либо другой из знаменитых французов, Лифарь отказался: « Искренне благодарен, господин президент за ваше предложение, но я никогда не был и не буду французом, так как родина моя – мой любимый Киев ».
Дарование Сержа Лифаря было многогранным: помимо таланта танцовщика, у него были способности к живописи. В 1972-1975 гг. прошли выставки его картин в Каннах, Париже, Монте-Карло и Венеции. Кроме того, артист балета увлекался коллекционированием редкостных книг. Из личного архива Сергея Дягилева ему достались сборники театральной живописи и декораций, сам он собрал большую коллекцию старопечатных книг XVI-XIX вв., которую его наследники передали в дар Украине. Лифарь занимался и преподавательской деятельностью: он вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был автором трудов по истории и теории классического танца.
Серж Лифарь ушел из жизни в декабре 1986 г. в Лозанне в возрасте 82 лет. Его имя было на долгие годы вычеркнуто из истории отечественной культуры, так как в СССР его считали изменником родины. Побывать в Киеве ему удалось только спустя 40 лет после отъезда за границу. Об этой поездке он написал в своих воспоминаниях: « Я снова увидел Киев, который существенно отличался от моих воспоминаний, но так же купался в мягком свете… Я снова увидел родной дом. Он выглядел мрачно. Темные ступеньки. А наверху в моей памяти воскресает мама –не в праздничный вечер, когда она была такая красивая, в венке из цветов, в намысте и вышитой сорочке, а во время прощания, когда улыбается сквозь слезы, а я иду навстречу своей судьбе. Ее, как и отца, забрала холера. Я побывал на кладбище, где они почивают рядом. Кладбище запущено: бесконечный пустырь, на нем я отыскал две могилы. От горечи и боли я упал на колени. И сказал им: «Это я, ваш Сергей, ваш Сергунчик. Я танцевал во всем мире, но вы, самые близкие люди, никогда не видели этого… ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Серж лифарь биография личная жизнь
Спасибо за участие.
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Серж Лифарь (настоящее имя и отчество Сергей Михайлович) вошел в историю балетного театра не только как выдающийся танцовщик, известный хореограф и руководитель балетной труппы Парижской Оперы, но и как преданный любовник главы Русского балета Сергея Дягилева. Лифарь мирился с деспотизмом Дягилева, умел быть терпеливым и не рассориться, не убежать от него, как некоторые другие протеже Сергея Павловича. И даже когда их интимные отношения закончатся и Дягилев будет дарить свое внимание другим юношам, Лифарь это стерпит, сохранив верность Дягилеву до конца его дней. А после смерти любовника и наставника станет едва ли не главным по части того, что имело отношение к имени и художественному наследию Сергея Павловича Дягилева.
Все произойдет не сразу. Какое-то время Лифарь, одновременно боготворя и безумно боясь Дягилева, будет делать все возможное, чтобы держаться подальше от Сергея Павловича и его окружения. Но в июне 1923 года, когда труппа даст в Версале торжественный спектакль «Луи ХIV», уже после представление, Лифарь, набравшись храбрости, подойдет к Дягилеву и попросит у него на память программу версальского спектакля. На что Дягилев, который, по всей видимости, уже имеет определенные виды на молодого артиста, скажет: «Прекрасно, Лифарь, зайдите ко мне завтра, я вам дам программу». Однако Лифарь к Дягилеву не придет. Впоследствии Сергей Павлович часто будет вспоминать этот эпизод, говоря: «Почему ты не пришел за программой! Все было бы иначе, и ты не потерял бы напрасно год!»
Понимал ли тогда Лифарь, чего добивается Дягилев, трудно сказать, но, по всей видимости, догадывался. Ведь все в труппе знали о гомосексуальных наклонностях Дягилева, да и сам Сергей Павлович жил со своими любовниками открыто, никого не боясь и не стесняясь.
И, конечно, становится им. Если Дягилев кого-то или что-то захочет, не отступится никогда, вцепится волчьей хваткой. Дягилев отправляет Лифаря в Италию совершенствоваться танцам к лучшему педагогу Энрико Чекетти. Но и на расстоянии не забывает о юноше, забрасывает его письмами, а потом и сам приезжает к нему.
В Италии они переживают то, что можно назвать медовым месяцем. Им так хорошо и уютно вдвоем, что у Лифаря от счастья замирает сердце. Они осматривают соборы Милана, проводят несколько дней в Венеции, а потом приезжают в Падую. И как пишет Лифарь: «Здесь, в Падуе, завершилось мое перерождение красотой и искусством, здесь в городе святого Антония, был заключен мой вечный союз с Дягилевым». Лифарь начинает жить только танцем и Сергеем Павловичем.
Серж Лифарь прожил долгую жизнь: родился 2 апреля 1905 года, умер 15 декабря 1986. И столько в этой жизни было ярких событий и встреч, что хватило бы не на одну, а на несколько жизней. Но те семь лет, что Лифарь проведет с Дягилевым, станут самыми значительными, определив всю его дальнейшую творческую судьбу.
В ваших учебниках истории не написано видно как гетман украинский приполз на коленях к царю русскому с просьбой спасти Украину от Польского гнета и как они вместе с русскими потом 13 лет воевали за независимость?
А потом еще со Швецией, Первую мировую, Вторую.
Развал Советского Союза как единого государства считаю самым страшным преступлением Ельцина. Даже хуже Чеченской Войны.
Нам по моему мнению вообще страшно повезло что до Путина мы дотянули не в качестве 51 штата США.
Кирилл Антонов, не тратьте время и энергию. Отвечать можно кому-то, кого Вы уважаете и кто из себя что-то представляет. Не опускайтесь на уровень мата, тюремного жаргона и паханского поведения.
В нашей украинской культуре и языке нет мата, и такого ужасающего хамства и быдловства. Потому будьте выше и не опускайтесь на их уровень.
Уверена, не все в России такие, остались и нормальные люди, а не только москальские жлобы с понтами.
Феликс, Вы спрашиваете: причем здесь русский или украинец? Например, возьмем Тенесси Уильямса. Разве можно рассматривать его драматургию в отрыве от его родины Америки, его семьи, окружения и условий, в которых он формировался, его личной жизни? Нет, иначе это будет не живой человек, а картонный выдуманный персонаж. Более того, в драматургии Уильямса это все отражено.
Ну давайте будем говорить о Чайковском просто как о композиторе, который взялся ниоткуда и ушел в никуда. Его музыка, изобилующая народными темами и мотивами, неизменно связана с Россией.
Вы же пишущий человек и должны это понимать. Чтобы понять, как данная личность сформировалась, нужно знать его биографию. И кроме того, это элементарное уважение к этой личности.
Что же, получается у выдающегося балетмейстера и хореографа Сержа Лифаря нет корней, отчизны и семьи? Считаю, об этом обязательно нужно было хотя бы упомянуть из уважения к этому выдающемуся танцовщику.
Я писала в свое время серьезную работу по Лифарю. Потому приведу отрывки.
По поводу Собора Парижской Богоматери и квакающих лягушек.
Феликс, я помню Вас, как умного и интеллигентного человека. Зачем Вы искажаете историю? Надеюсь, что это не умышленно.
«Строительство Собора началось в 1163, при Людовике VII Французском. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Строительство западного фасада, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
А теперь история Киева.
Собор Святой Софии, который был построен Ярославом Мудрым в 1037г. играл центральное место в религиозной и культурной жизни государства». В Киеве и вообще на тот момент в Европе была самая крупная библиотека Ярослава Мудрого, которую позже уничтожили татаро-монголы.
Европейские короли хотели жениться и искали руки дочерей киевских князей. В 1048г. в Киев прибыли послы короля Франции Генриха I просить у князя Ярослава Мудрого руки его младшей дочери Анны. И даже есть старый фильм: «Ярославна, королева Франции».