сердобский машиностроительный завод история

Сердобский машиностроительный завод история

1940 год. Осенью нанесена разметка участка земли, вбиты колышки, натянута веревка в запланированное строительство в 1941 году паровозоремонтного завода. Строительство так и не начато в связи с началом Великой отечественной войны.

1947 год. 23 мая был заложен фундамент паровозоремонтного завода.

1953 год. В связи с нецелесообразностью строительства паровозостроительного завода, принято решение корпуса достраивать с учетом производства более нужной продукции. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС принято решение «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР», где было указано на необходимость скорейшего подъема сельского хозяйства и его комплексной механизации. 14 октября 1953 года исполняющий обязанности Министра машиностроения П. И. Паршин подписал приказ № 876 о принятии Сердобского паровозоремонтного завода в состав Главсельмаша и организации на нем производства тракторных и автомобильных прицепов.

1954 год. Сдан в эксплуатацию машиностроительный завод. Первым директором назначен П. М. Резайкин (с 1953 по 1958 годы). В сентябре 1954 года выпущен первый тракторный прицеп-самосвал «ПТС-3,5» грузоподъемностью 3,5 тонны. За 10 лет их было изготовлено более 140 тысячи штук. Наиболее современным и популярным являлся прицеп «ПТС-4М» модель 785А. Он был лучшем в стране, за что получил в 1965 году на международной выставке сельхозтехники Диплом Всесоюзной промышленной палаты.

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

1955 год. Наряду с производством тракторных прицепов параллельно начато производство низкорамных автомобильных прицепов для нужд Министерства обороны СССР. Прицепная техника СМЗ нашла широкий спрос не только в регионах Союза, но и поставлялась в 19 зарубежных стран.

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

Предприятия уделяет большое внимание решению социальных проблем. Увеличено строительство жилья в двух микрорайонах города. Работает детский сад. Создан заводской музей и клуб. Строится помещение столовой-ресторана по улице Гагарина. Заводской физкультурно-оздоровительный комплекс ежедневно открыт для работников завода. Открыта поликлиника и работает больница. Заводская база отдыха «Зори Хопра» на живописном берегу самой чистой европейской реки Хопер является любимым местом отдыха не только заводчан, но жителей и гостей города.

Труд машиностроителей отмечался высокими правительственными наградами, В. Н. Журавлев стал первым в области полным кавалером Ордена Трудовой славы, в числе удостоенных звания «Заслуженный машиностроитель РСФСР» директор И. Н. Чирков, cреди передовиков и ветеранов завода отмечены И. Ф. Курбатов, С. И. Черкасов, Г. В. Боровиков, В. Н. Мурграф, Н. А. Гладков, Д. С. Федин, Е. С. Кармишина, Е. А. Крикунова и другие.

11 апреля 1961 года приказом Совнархоза за № 188 для подготовки специалистов без отрыва от производства создан Сердобский вечерний машиностроительный техникум. Под учебные классы отведены подвальные помещения в трех жилых домах, расположенных по улице Гагарина, занятия проводятся вечером. Педагогический коллектив сложился из специалистов-практиков, которые помогали создать материальную базу, разработали учебные пособия и передавали свой опыт и знания первым студентам техникума. Первым директором Машиностроительного техникума стал Симонов Петр Павлович. Первыми преподавателями были Полубояров Петр Ефимович, Евзерова Ольга Константиновна, Желудкова Елизавета Игнатьевна, Ткач Абрам Романович, Щенникова Елена Афанасьевна, Воронкова Нина Яковлевна.
В 1962 году директором учебного заведения назначена Чиркова Галина Васильевна.

Автомобильные и тракторные прицепы, изготовляемые Сердобским машиностроительным заводом, завоевали широкую популярность безотказной работой при любых погодных условиях, высокими эксплуатационными качествами и простотой обслуживания. На ВДНХ в 1968 года прицеп 2-ПТС-4М был удостоен диплома I степени.
Сердобские прицепы стали известны и за границей. Если в 1968 году в семнадцать стран мира было отправлено 553 тракторных и 51 автомобильный прицеп, то в 1969 году в 21 страну ушло 796 прицепов. Еще больше производится их на экспорт в юбилейном году: только за 9 месяцев отправлено 682 прицепа. Среди них и такие, которые приспособлены к эксплуатации в тропических условиях.

В 1990-х годах на заводе приложены усилия к тому, чтобы не допустить сокращения выпуска основной продукции — картеров ведущих мостов к автомобилям ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133, ЗИЛ-130Г, а также к дизельным автомобилям, сборки прицепов к автомобилям ГАЗ-51, УРАЛ-375Д, ЗИЛ-131. За короткий срок освоено несколько новых видов продукции: изготовление деталей и сборка задних мостов к автомобилям ЗИЛ-431410, передних мостов к автопогрузчикам Львовского завода, картеров ведущих мостов к перспективным тягачам ЗИЛ. Специалисты завода разработали и изготовили опытные партии автопогрузчика грузоподъемностью 3,2 тонны, самосвалов грузоподъемностью 7 тонн. Довольно широк ассортимент товаров народного потребления: прицепы к легковому автомобилю, кухонные гарнитуры и другое. Выпуск продукции значительно возрос за предыдущие годы.

Источник

Россия, Пензенская область, город Сердобск

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

Справочник телефонов Сердобского машзавода, код города +7(84167)

Список контактов
Приемная управляющего4-23-12
Приемная первого заместителя ген. директора4-23-13
Отдел кадров4-21-05
Отдел маркетинга4-25-70
Отдел сбыта4-24-23
Конструкторский отдел4-23-58
Технологический отдел4-23-53
Отдел материально-технического снабжения4-23-11
Охрана завода4-23-25
Служба сертификации4-27-01
Канцелярия4-26-96
Начальник ЖКХ4-23-48
Здравпункт4-23-03
Музей4-21-96
Председатель профкома4-23-97
Главный бухгалтер4-23-23
Начальник фин. бюро4-22-26
Начальник отдела труда и техники безопасности4-23-36

# Автопогрузчик вилочный модели 4015

# Автопогрузчик вилочный модели АП-35

# Автопогрузчик вилочный модели 403201
# Комплектующие для автомобилей ВАЗ

# Комплектующие к автомобилям ЗИЛ
# Прицеп автомобильный модели 8326-01

# Прицеп бортовой 2-П-4М модели 8335.2-010

# Прицеп бортовой с надставными бортами 2-П-4М модели 8335.2-020

# Прицеп автомобильный многоцелевой модели 8335.2-030

# Прицеп с безбортовой платформой с настилом 2-П-4М модели 8335.2-040

# Прицеп безбортовой с платформой без настила 2-П-4М модели 8335.2-045

# Прицеп-шасси модели 8335.4

# Прицеп бортовой модели 8335.2-010-10

# Прицеп-шасси автомобильный многоцелевой модели 83082

# Прицеп к легковым автомобилям модели 8165

# Прицеп к легковым автомобилям модели 81651

# Прицеп-шасси модели 83012

# ПЕРЕЧЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КОМПЛЕКТАЦИЙ на базе прицепа-шасси мод.8326-01

История развития завода

1953год. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС принято решение «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР», где было указано на необходимость скорейшего подъема сельского хозяйства и его комплексной механизации.

Строительство первых цехов

14 октября 1953 года исполняющий обязанности Министра машиностроения П.Паршин подписал приказ № 876 о принятии Сердобского паровозоремонтного завода в состав Главсельмаша и организации на нем производства тракторных прицепов. В сентябре 1954 года вышли первые прицепы с маркой СМЗ. Наиболее современным и популярным был прицеп «ПТС-4М» мод. 785А. Он был лучшем в стране, за что получил в в1965 году на международной выставке сельхозтехники Диплом Всесоюзной промышленной палаты.

С 1955 года наряду с производством тракторных прицепов параллельно начато производство низкорамных автомобильных прицепов. Прицепная техника СМЗ нашла широкий спрос не только в регионах Союза, но и поставлялась в 19 зарубежных стран.
Строительство первых цехов

Ручная сборка прицепов

С 1963 года открылась новая страница в истории завода. В этом же году вышли первые картеры ведущих мостов к автомобилям семейства ЗИЛ. Впервые в нашей стране было освоено производство штампо-сварных картеров для выпуска ведущих мостов на все автомобили семейства ЗИЛ. В 1969 году Сердобский машиностроительный завод входит в производственное объединение ЗИЛ.

К 1975 СМЗ – одно из крупнейших предприятий города и области с передовой культурой производства.Благодаря этому СМЗ становится равноправным предприятием в числе 16 филиалов России и Украины, входящие в ПО ЗИЛ.

Приказом генерального директора АМО ЗИЛ № 339 от 21 декабря 1994 г. на базе Сердобского машиностроительного завода создается Акционерное общество закрытого типа “Сердобский машиностроительный завод”. Согласно учредительным документам, зарегистрированным администрацией г. Сердобска № 542 от 5 декабря 1994 г.

Сердобский машиностроительный завод

На переломном этапе перехода к рыночной экономике, в 1995 году на завод приходит новая команда руководителей. В сложных экономических условиях новому руководству пришлось менять производственную и экономическую политику завода.

В 1997 г. начинается новый этап развития и сотрудничества с ОАО “АВТОВАЗ” по производству комплектующих для легковых автомобилей. В 2002г. – ЗАО Производственное объединение “Сердобский машиностроительный завод” – основание (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица МРФ НС № 1025800 599670 от 31 октября 2002 г.).

В 2005 году в связи с укреплением производственных связей, дальнейших планов по наращиванию производства для ОАО «АВТОВАЗ», руководством заводов было выработано совместное решение о создании единого имущественного комплекса на базе производственной площадки ЗАО ПО СМЗ (путем объединения имущества ЗАО ПО СМЗ и передачи оборудования с ОАО «АВТОВАЗ»).

В соответствии с решением совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» (протокол от 24.03.2005 г. №12/10-8) вновь созданное предприятие – ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» является дочерним обществом ОАО «АВТОВАЗ».Свидетельство о государственной регистрации № 1055800709910 от 03 июня 2005 г. в МИФНС №4 по Пензенской области. ИНН 5805008450.

В настоящее время предприятием планируется осуществление новых программ и направлений, позволяющих подняться на новый технологический уровень, отвечающий требованиям рыночной экономики, ведется интенсивный поиск новых заказчиков.

Многолетний опыт работы, использование передовых технологий, стремление идти в ногу со временем и репутация надежного партнера служат гарантией взаимовыгодного сотрудничества с нами.

Источник

КАМАЗ планирует запустить промпарк «Мастер» в Пензенской области

На этой неделе генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин встретился с врио губернатора Пензенской области Олегом Мельниченко. Руководители посетили Сердобский машиностроительный завод — предприятие группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), входящей в структуру КАМАЗа.

В рамках визита стороны обсудили перспективу развития Сердобского машиностроительного завода и реализацию проекта «Создание индустриального парка «Сердобский промышленный парк «Мастер»».

«Мы стремимся оптимизировать все площади Сердобского машиностроительного завода. Хотим, чтобы направление штампового производства было здесь сохранено. Перед многими компаниями в России, производящими автомобили, стоит проблема — развивать собственное производство или отдавать производство штампованных деталей на аутсорсинг, — приводят слова Когогина „Вести КАМАЗа“. — Сейчас наша компания ведет переговоры с „АВТОВАЗ Рено“ и другими производителями, чтобы включить Сердобский машиностроительный завод в эту цепочку поставок. Но с сегодняшним состоянием производства пройти аудит у глобальных производителей непростая задача».

Когогин поблагодарил администрацию Пензенской области за содействие. Он отметил, что предприятие поддержали в вопросе сокращения площадей СМЗ, которые были переведены в индустриальный парк. «Мы наведем порядок в старых корпусах, доведем их до состояния, чтобы любому производителю хотелось сюда прийти. После сегодняшнего посещения будем рассматривать усиление традиционной компетенции этого завода и думать, какой якорный проект станем переводить сюда от КАМАЗа. Географически Пензенская область находится в очень хорошем месте — до Москвы недалеко, до южных регионов», — подчеркнул генеральный директор автогиганта.

В свою очередь, Мельниченко поблагодарил Когогина за сохранение производства в Сердобске, отметив, что машиностроительный завод, специализирующийся на производстве комплектующих и запасных частей к автомобилям семейства «ВАЗ», всегда был для Сердобска градообразующим.

Проект «Сердобский промышленный парк „Мастер“» планируется запустить к концу 2021 года. Уже сейчас есть три предприятия, готовых войти в индустриальный парк. В настоящее время идет набор заявок.

Напомним, решение о создании производств на территории индустриального парка было принято на инвестиционном форуме в Сочи в 2019 году. Тогда же был подписан меморандум между правительством Пензенской области и ПАО «КАМАЗ» о намерениях сотрудничества в целях поддержки и развития моногорода Сердобск.

Отметим, что ранее КАМАЗ уже реализовал в стране несколько подобных проектов. Аналогичный парк успешно работает и развивается в Набережных Челнах с 2004 года и входит в число лучших технопарков в России и крупнейших промышленных парков Европы.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник

Сердобский район

Численность населения по годам, тыс. жит.

На 1.1 1998 в 46 населённых пунктах (без Сердобска) 21,9 тысяч жителей

По национальному составу преобладают русские – 86%, Мордва составляют 8%населения, а татары 6%. Большинство в районе христиане, затем ислам.

Достопримечательности Сердобского района

В Сердобском районе имеется государственный заказник «Мещерский», где обитают лоси, кабаны, куницы, норки и другие виды ценных животных. При селе Куракине находится памятник природы «Куракинский лесопарк» В районе находится 3 памятника истории, 21 памятник архитектуры, главным образом церковные храмы в с. Зелёновка, Куракино, Соколовка; в том же Куракино – находится остатки одного из лучших в России дворцово-парковых ансамблей русского классицизма Надеждинской усадьбы. Она находится на правом берегу реки Сердобы и представляет собой ансамбль зданий, центральное место в котором занимает огромный трехэтажный дворец, по обе стороны которого находится одноэтажные дугообразные корпуса, с проездными воротами-башнями посередине и двухэтажными флигелями по краям. Они образуют внутренний парадный двор овальной формы, раскрывающийся в сторону парка. Он формировался в конце XVIII века, когда сюда в1782 году был отправлен попавший в немилость князь А.Б. Куракин (он символично переименовал имение в село Надеждино). С 1792 года началось строительство каменного дворца, а прилегающая дубрава была превращена в английский (пейзажный) парк. Дворец со стороны реки отмечен ионическим портиком, предающим зданию величественный вид. Размещённое на высоком плато, здание царит в окружённом пространстве, слившись с ним удивительной гармонией. Разработку проекта выполнил, несомненно, незаурядный зодчий, каким, учитывая композиционные приёмы и архитектурные особенности Надеждинской усадьбы, предположительно мог быть Д. Кваренш, замечательным образом садово-паркового искусства является парк, к сожалению, полностью утративший не только все парковые сооружения, но и свою первоначальную композицию, сочетавшую в себе регулярные и пейзажные принципы. Регулярная система планировки строилась в виде радиально-лучевой сетки аллей, а пейзажная достигалась совокупным расположением дорожек, полян и посадок. В 1907 году её продали купцам Асеевым. После революции она была национализирована, в 1931 в сохранившихся от пожара корпусах открылся краевой дом партийной учёбы, в1939-землемерный техникум, а в 1959 усадебные постройки передали под дом инвалидов. Также находится 33 памятника археологии это здания бывшего земства (1876), женской гимназии (1910), реального училища (1913), школы (конец 19 в.), пожарного депо (начало 20 в.), собор Михаила Архангела (1895-1905).

С Сердобским районом связаны биографии князя А.Б. Куракина, писателей В.А. Слепцова, В.Н. Ладыженского, драматурга, и героя СССР генерал-лейтенанта И.Д. Зайцева (Псевдоним И. Рачада), изобретателя П.Н. Яблочкова, художника И.В. Кузьмина, революционера Н.А. Ишутина и др.

Промышленность Сердобского района.

Всего в настоящее время в Сердобске имеется 11 промышленных предприятий и два перерабатывающих предприятия (мясокомбинат и маслозавод). Промышленными предприятиями города выпускается более 15 видов продукции. Основные виды продукции: грузовые прицепы, легковые прицепы, часы бытовые, электролампы, сборный железобетон, кирпич строительный, кондитерские изделия, безалкогольные напитки, пиво, хлебобулочные изделия, колбасные изделия, масло сливочное, цельномолочная продукция, крышка для консервирования и некоторая другая продукция.

В селе Куракино находится спиртовой завод. Площадь с/х угодий составляет 119815 га, в том числе пашня 101489 га, пастбищ 15270 га, садов 4700 га. С 1930 года издаётся районная газета. Промышленные предприятия сосредоточены главным образом в Сердобске. На территории района размещены 4 промышленных предприятия, из которых ОАО «Мечта» производит 24 наименования молочной и кисломолочной продукции; ОАО «Мясоптицекомбинат Сердобский » производит 22 наименования мясных и колбасных изделий; Надеждинский спиртзавод производит спирт; лесоперерабатывающее предприятие выпускает 15 видов продукции деревообработки.

Сердобский машиностроительный завод.

Завод создан в 1953 году (на базе паровозоремонтного завода) для выпуска тракторных и автомобильных прицепов. В 1954 году выпущен первый тракторный прицеп-самосвал ПТС-3,5, грузоподъёмностью 3,5 тонны. За десять лет их было изготовлено более 140 тыс. штук. В1963 году началось производство картеров задних мостов к автомобилям ЗИЛ-130, штамповосварочной конструкции, впервые осваиваемых в нашей стране. В 1969 завод слился с Московским автомобильным заводом им. И.А.Лихачёва, была произведена реконструкция предприятия, завод стал специализироваться по производству картеров. На предприятии действуют более 26 автомобильных линий, 14 лоточных и поточно-механизированных линий, около 8 тыс. погонных, подвесных, напольных и стружно-уборочных конвейеров, 6 робототехнических комплексов, внедрены 3 автоматические сварочные линии: по производству картеров ЗИЛ-130 Г и ЗИЛ-133 Г1,и автоматические линии ЛА-26, приварки рычагов и опор к балке картера заднего моста ЗИЛ-131, не имеющий аналогов в стране. В 1990 годах, когда повсеместно начался спад производства, на заводе были приложены усилия к тому, чтобы не допустить сокращения выпуска основной продукции картеров ведущих мостов к автомобилям ЗИЛ-131, ЗИЛ-133, ЗИЛ-130 Г, а также к дизельным автомобилям, сборки прицепов к автомобилям ГАЗ-51, УРАЛ-375 Д. За короткий срок был освоен выпуск нескольких видов новой продукции: изготовление деталей и сборка задних мостов к автомобилям ЗИЛ-431410, передних мостов к автопогрузчикам Львовского завода, картеров ведущих мостов к перспективным тягачам ЗИЛ, довольно широкий ассортимент ТНП: прицепа к легковому автомобилю, кухонные гарнитуры. Выпуск продукции в 1997, по сравнению с 1996, вырос в 2,3 раза. В 1992 году предприятие акционировано и создано ЗАО «Сердобский машиностроительный завод» АМО ЗИЛ.

Сердобский часовой завод

На этом заводе выпуск продукции начался в 1941 году на старом демонтированном оборудовании Московского и Чистопольского часовых заводов. С 1944 года стали делать первые, АС-52 часы с боем и кукушкой. В 1957 году созданы балансовые часы с семидневным заводом. С 1965 года начали выпускать настенных электронно-механических часов. Первым получили гос. знак качества часы оригинальной конструкции «Шалаш». К 1993 году производство часов «Кукушка» достигло 15 мил. штук, свыше миллиона экспортировалось в 44 странах мира (США, Канада, Швеция, Бразилия, Мексика, Монголия и др.) Завод неоднократно участвовал в международных выставках. На заводе работают трудовые династии: Бабурины, Вакуловы, Глатовы, Дмитриевы, Жарковы, Ивановы и др. Многие награждены орденом Ленина: И.Б. Храмченко, С.И. Алфёров. Изобретатели: С.И. Абрамов, В.Д. Андреев, Л.Н. Володин, К.И. Китаев и др.

Сердобский электроламповый завод

По производству ламп накаливания для автомобилей, кораблей, светофоров, железно дорожного транспорта: кварцевых галогенных малогабаритных для кино и диапроекторов и иных приборов. Создан на базе Сердобских межрайонных мастерских капремонта с/х машин в 1958 году. С 1975 года предприятие становится филиалом Саранского ПО «Светотехника». Прирост выпущенной продукции был достигнут без увеличений числа работающих. Большой вклад в производство внесли технологи: А.А. Кривошеева, М.П. Буслаева, династий трудовых Ермиловых, Гуськовых, Комаровых и других. За счёт внедрения новых технологий завод в 1980 годах приступил к выпуску галогенных источников света в основном для автомобилей «ВАЗ» и «КАМАЗ». Качество выпускаемой продукции отвечает мировым стандартам. 8 типов автоламп прошли международную сертификацию. В 1975 импортёрами сердобских автоламп стали 29 стран мира, в. т.ч. США, Канада, Куба, Перу, Мексика. С1992 Сердобский электроламповый завод преобразовали в ВОАО.

Сердобское предприятие бытового обслуживания «Силуэт» (ТОО)

Возникло как предприятие малого бизнеса в числе первых в области. (В1991 году) Устойчивое положение и непрерывное развитие ТОО обеспечивается комплексным сочетанием различным видом услуг (индивидуальный пошив и ремонт одежды, парикмахерская, фотография, пошив головных уборов), и высоким качеством производимой продукции и услуг, завозом импортных тканей для швейного производства, мехов, отделочных материалов, а также расширением ассортимента оказываемых услуг. Готовая продукция реализуется в собственных магазинах ТОО: »Одежда», «Товары повседневного спроса». Для сбыта произведенной продукции организуются демонстрации новых моделей одежды для взрослых и детей, осуществляется широкая реклама в местных газетах, на радио и ТВ. Коллектив предприятия, включая опытных квалифицированных швей, закройщиков и продавцов. Это разработчики новых моделей закройщики: Г.А. Щетинина, Т.Н. Вишнякова, А.В. Краснов, швейщики: Г.А. Ларина, М.Е. Макарова. Директор Л.В. Витова.

Источник

Горный провал. Кто разрушает редкоземельную отрасль России

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

Проживающий в Австрии пермский бизнесмен Петр Кондрашев не оставляет надежд вернуть под свой контроль крупнейшего в России производителя магния — Соликамский магниевый завод и входящий в его структуру Ловозерский ГОК. Между тем ситуация на нуждающихся в модернизации предприятиях ухудшается. Низкие зарплаты работников, нарушение требований техники безопасности, частые поломки оборудования — все это ведет к постепенной остановке производства. В истории вопроса разбиралась «Лента.ру».

В середине июня Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Пермь) назначил на 4 августа разбирательство по новой апелляционной жалобе Петра Кондрашева по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Речь идет о лишении права голоса принадлежащих ему и аффилированным с ним лиц 65 процентов акций Соликамского магниевого завода и признании незаконными сделок по покупке этих акций. ФАС России оспаривает ряд сделок с акциями СМЗ и долями входящего в его группу ООО «Ловозерский ГОК», совершенных в 2014 году. Участниками предприятий тогда стали четыре кипрских компании. Считается, что основной пакет в обоих обществах консолидировал Петр Кондрашев. По версии антимонопольного органа, в результате контроль над стратегическими предприятиями без согласования с правительством получили иностранные инвесторы.

Суть спора в следующем. В 2014 году кипрские компании Slontecco, Volesko и Fullcircle приобрели в общей сложности 57,4 процента акций СМЗ, как писал «Коммерсантъ», у зарегистрированных на Кипре структур Сулеймана Керимова. Кредит для сделки под залог этих акций предоставила Prenston Enterprise Ltd, ее бенефициар — Петр Кондрашев. В 2016 году произошла следующая серия сделок, в ходе которой акции от трех кипрских компаний перешли физлицам — Петру Кондрашеву (24 процента), который в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2020» занимает 70-е место с капиталом 1,4 миллиарда долларов, Тимуру Старостину (25 процентов) и Сергею Кирпичеву (8,4 процента, его доля в СМЗ в целом — 15,45 процента). Также в число акционеров завода с небольшим пакетом акций вошел Михаил Дворкович — брат бывшего вице-премьера правительства России.

Команда ФАС

Соликамский завод, созданный в марте 1936 года, — единственный в России производит редкоземельные металлы. Помимо этого, предприятие — крупный производитель ниобия и магния. На сайте общества уточняется, что на его долю приходится почти 100 процентов соединений редкоземельных элементов, ниобия и тантала, более 60 процентов товарного магния и 4−5 процентов губчатого титана в России.

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

ФАС считает, что в 2014 году покупатели нарушили требования закона об иностранных инвестициях. СМЗ — стратегическое предприятие, и закон обязывает зарубежных инвесторов запрашивать согласие правкомиссии на приобретение контрольного пакета. При этом ФАС считает Slontecco, Volesko, Fullcircle и Prenston одной группой лиц с Петром Кондрашевым.

«Федеральная антимонопольная служба инициировала судебное разбирательство, касающееся незаконной смены акционеров холдинга на нерезидентов России без согласия правительственной комиссии по иностранным инвестициям, несмотря на то, что ОАО «Соликамский магниевый завод» является стратегическим предприятием. Изучив все доступные материалы о холдинге, в который помимо Соликамского магниевого завода входит также Ловозерский ГОК, и проведя консультации с другими миноритарными акционерами и представителями ФАС России, я принял решение выступить с самостоятельным иском к контролирующим акционерам ОАО «СМЗ» с целью защиты как своих интересов, так и интересов других миноритарных акционеров. Все эти вопросы сегодня внимательно изучают российские правоохранительные органы на предмет возможного нарушения уголовного кодекса», — так Михаил Дворкович говорил о причинах, побудивших его стать акционером СМЗ, в интервью сетевому изданию The Moscow Post. По странному стечению обстоятельств его интервью стало недоступно на сайте издания, но, раз опубликованное в сети, совсем исчезнуть не может. «Лента.ру» обнаружила текст этого материала благодаря ресурсу web.archive, сохраняющему все публикации в своем архиве.

Михаил Дворкович считает, что на Соликамском магниевом заводе сегодня безраздельно властвует Петр Кондрашев. Дивиденды не выплачиваются, зарплаты рядовых сотрудников не растут, а налоги в бюджет Пермского края и города Соликамска поступают крошечные. Все предложения членов совета директоров, представляющих интересы миноритариев, направленных на развитие предприятия, игнорируются. Весь пакет, около 65 процентов акций, контролируется структурами, близкими к Петру Кондрашеву.

Суд первой инстанции, а затем и апелляция признали недействительными сделки 2016 года. Но суд не стал применять последствия их недействительности — двухстороннюю реституцию. Как указывается в решении, вернуть акции Slontecco, Volesko и Fullcircle невозможно, так как, по мнению суда, они приобрели их в 2014 году с нарушением закона об иностранных инвестициях. А передать их предыдущим владельцам (то есть обратить вспять сделку 2014 года) тоже нельзя, поскольку компании-продавцы были ликвидированы. В связи с этим суд просто лишил господ Кирпичева, Кондрашева и Старостина права голоса по их акциям. Источник «Коммерсанта» говорил, что «сложилась во многом парадоксальная ситуация, когда Петр Кондрашев, Тимур Старостин и Сергей Кирпичев потеряли возможность управлять СМЗ, но технически остались владельцами акций и могут получать дивиденды».

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

Стратегический вопрос

Как писала The Moscow Post по информации из собственных источников, решением Петра Кондрашева как контролирующего акционера, без согласия других акционеров, продукция магниевого завода напрямую продается компаниям в Соединенных Штатах. Эти американские компании производят высокотехнологичное оборудование для военно-промышленного комплекса стран НАТО.

Но не стоит забывать, что Ловозерское месторождение является единственным в мире местом добычи лопаритовой руды. Концентрат из руды содержит уникальные редкие и редкоземельные металлы (РЗМ) в составе которых: титан, тантал, ниобий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и гадолиний.

«В ближайшее время РЗМ как фактор геополитики будут вызывать международную напряженность, и конфликты будущего возникнут не из-за углеводородов, а из-за редкоземельных металлов, которые изо дня в день играют все более и более важную роль в бурно развивающейся отрасли высоких технологий, — рассказал «Ленте.ру» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Без собственной базы РЗМ будет невозможно развитие продукции высоких технологий. Применение РЗМ — это будущее автомобилестроения, электрических батарей, топлива, а также новых систем противоракетной обороны, истребителей шестого поколения и так далее». По его словам, в настоящее время на долю Китая приходится около 97 процентов мировых поставок редкоземельных металлов, что ставит США, Японию и европейские страны в зависимость от Пекина и позволяет Китаю диктовать свои условия не только экономически, но и с точки зрения безопасности. Остальные 3 процента — это в основном Ловозерское месторождение. Что позволит в будущем оставаться России конкурентоспособным участником рынка в развитии новых технологий.

«Особенно мне не нравится тот факт, что решением Кондрашева как контролирующего акционера, без согласия других акционеров общества, продукция завода напрямую продается американским компаниям, производящим высокотехнологичное оборудование для военно-промышленного комплекса стран НАТО, — говорил в интервью The Moscow Post Михаил Дворкович. — Фактически это означает, что сырье, производимое ОАО «Соликамский магниевый завод», присутствует в оружии, которое может быть применено против нашего государства. А это уже перебор».

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

Опасная работа

«Мы осознаем ответственность за сохранение жизни и здоровья работников предприятия. Мы признаем, что обеспечение безопасности производственных объектов является неотъемлемой частью деятельности предприятия и обязательным условием его развития, — говорится в Заявлении о политике ООО «Ловозерский ГОК» в области промышленной безопасности. — Наша цель — сведение к минимуму рисков возникновения аварий на вверенных нам опасных производственных объектах, а также повышение надежности оборудования, зданий и сооружений». Этот документ за подписью гендиректора Ловозерского ГОКа Андрея Матыцына размещен на сайте комбината в разделе «Охрана труда». Андрей Матыцын — из потомственной семьи рабочих, не красный директор и всерьез понимает все тонкости и сложности производства — пытался добиться лучших условий для рабочих. Но добиться перемен при полном отсутствии финансирования предприятия невозможно.

Так, осенью 2019 года в Ловозерском ГОКе сотрудники Ростехнадзора нашли более сотни нарушений по промышленной безопасности во время плановой выездной проверки предприятия. Тогда было выявлено 119 нарушений требований промышленной безопасности. По итогам проверки к административной ответственности привлечено одно юридическое и одиннадцать должностных лиц предприятия.

Ранее сотрудники предприятия в разговорах с журналистами сетевого издания Nord-News говорили о несчастных случаях на производстве, о частично затопленных шахтах с оголенными проводами в пакетах из супермаркетов, об отсутствии нормального освещения, а также о доставке взрывчатых веществ не в закрытом вагоне.

«Работа на ГОКе в небольшом монопоселке Ревда Ловозерского района — это единственный источник дохода для большинства семей, поэтому рабочие обратились в редакцию Nord-News c просьбой донести информацию до общественности и пожелали остаться анонимными, — рассказывает издание. — Лично в прокуратуру писать люди боятся — другой работы в поселке не найти. А за такие видео и фото в лучшем случае уволят». «Народ напуган, а делать что-то боится», — признается Nord-News работник ГОКа Александр. «Несчастные случаи на производстве — явление частое», —добавляет мужчина и вспоминает, что только за последние три года несколько сотрудников выходили со смены с переломами, случились и два ЧП с летальными исходами. В обоих случаях виноваты сами работники из-за невыполнения техники безопасности. Один бурил под заколом, и его придавило. До этого проходчик пошел в непроветриваемую выработку и там задохнулся газом. Если переломы, то работника пытаются уговорить, чтобы он отметил эту травму как бытовую, а не производственную, поясняет Александр.

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

Вспоминается и такой вопиющий случай на промышленной площадке «Карнасурт», когда в ночь в шахту должны были спуститься 360 горняков. Перед тем как выйти в ночную смену, шахтеры ужинали в столовой комбината. Случилось ЧП: из-за массового отравления пострадали более 120 человек, на больничной койке оказался 81 горняк. Трое из них попали в реанимацию. Региональный Минздрав направил на место ЧП экспертов-эпидемиологов. В итоге было возбуждено уголовное дело по факту массового отравления по части 1 статьи 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

«Если электровозный троллей замкнет на рельсы, то будет коротить, пока что-нибудь не сгорит, так как защита вся отключена. А так осуществляется доставка взрывчатых веществ до нужного места, а должно провозиться в специальном закрытом вагоне. Пару лет назад был случай, когда так везли вещества, и они загорелись, вследствие чего один взрывник умер, надышавшись продуктами горения», — рассказывал Nord-News еще один работник ГОКа Иван. — Есть «Гостехнадзор», который приезжает на проверки с Кировска, но там все проплачено. Для профилактики выпишет штраф тысяч на 20 и отправляется восвояси. Приезжали как-то с телевидения, так их водили по тем местам, где все замечательно, так сказать, по показательным местам».

В январе 2019 года мурманская межрайонная природоохранная прокуратура предъявила претензии ГОКу в связи с грубым нарушением экологических норм и выявленным в ходе проверки выбросом ядовитых веществ в воздух и вредных физических воздействий на него. По сведениям прокуратуры, ГОК при наличии источников, выделяющих вредные химические вещества, не обеспечил утверждение проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Последнее ЧП на комбинате произошло в январе этого года. «На руднике «Карнасурт» ООО «Ловозерский ГОК» 20 января 2021 года в восточном крыле очистного блока 19/13 западного участка №1 произошел вывал горной массы из кровли очистного пространства, в результате чего горнорабочий очистного забоя получил травмы, несовместимые с жизнью, — сообщает Северо-Западное управление Ростехнадзора. — Создана комиссия по расследованию технических причин аварии несчастного случая».

Еще одним примером развала стратегической отрасли является то, что ранее была закрыта, а затем и затоплена фабрика второго рудника Ловозерского ГОКа — «Умбозеро».

По мнению Михаила Дворковича, контроль над предприятием со стороны мажоритарных акционеров позволяет им блокировать выплату дивидендов и направление инвестиционных ресурсов на развитие предприятий, что, несомненно, ведет к постепенному износу основных фондов, а как следствие — к последующему снижению стоимости акций.

«Если говорить о Ловозерском ГОКе, то условия труда на этом предприятии могут привести к катастрофе. И нанести непоправимый вред жизни и здоровью многих людей, — отметил Михаил Дворкович в интервью The Moscow Post. — Все это, с моей точки зрения, происходит в связи с тем, что практически все средства, полученные от деятельности холдинга, выводятся с применением различных схем за рубеж контролирующими акционерами для собственного обогащения. Продукция продается аффилированным с мажоритариями компаниям по заниженным ценам, и таким образом основная прибыль формируется не на ОАО «Соликамский магниевый завод», а на принадлежащих им компаниях-посредниках. Все эти вопросы сегодня внимательно изучают российские правоохранительные органы». По его словам, условия работы шахтеров с момента основания рудника практически не изменились.

сердобский машиностроительный завод история. Смотреть фото сердобский машиностроительный завод история. Смотреть картинку сердобский машиностроительный завод история. Картинка про сердобский машиностроительный завод история. Фото сердобский машиностроительный завод история

«Меня приятно удивило в Ревде качество дорог и развитость инфраструктуры — магазины, дом спорта с бассейном, детские кружки, — рассказывала изданию «Форпост Северо-Запад» кандидат экономических наук Анни Никулина, получившая грант Президентской программы Российского научного фонда на исследование перспектив привлечения в Арктику человеческих ресурсов. — Удручающе выглядят лишь дома с заколоченными окнами, которых все больше и больше. Также очень грустно видеть комбинат, ради которого и был построен поселок. (…) Мой дедушка Лейес Вайно трудился здесь более 15 лет и жил со своей семьей в Ревде. Им была выделена большая удобная квартира, дети ходили в музыкальную школу, занимались спортом, а зарплата «северян» позволяла всей семьей ежегодно отдыхать на юге. Теперь ГОК переживает не лучшие времена. Например, наладчики, которые трудятся в том числе под землей, получают 35-38 тысяч. Для Севера это совсем мало. Причем некоторые виды работ приходится выполнять в забое, в буквальном смысле ползая на коленях. Об этом рассказывал еще мой дедушка, получается, что в плане организации условий труда за 40 лет ничего не изменилось?!»

Выход есть

В конце 2019 года ФАС России были собраны доказательства нарушения закона № 57-ФЗ группой иностранных компаний под руководством Петра Кондрашева при получении контроля над ООО «Ловозерский ГОК», и подан иск в Арбитражный суд Мурманской области — сделки совершены без предварительного согласования Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Арбитражный суд Мурманской области сделал ничем не обоснованный, не мотивированный вывод о том, что обороноспособность страны и безопасность государства не являются нематериальными благами, и отказал в иске. «Обеспечение обороны и безопасности государства не указаны в статье 150 ГК РФ в числе нематериальных благ. Закон № 57-ФЗ так же не содержит сведений о применении статьи 208 ГК РФ к правоотношениям, которые им регулируются», — говорится в решении суда.

Это решение неоднократно оспаривалось в апелляционных инстанциях, но до недавних пор безрезультатно. Первую победу в этом деле ФАС одержала в июне. Решением Арбитражного суда Северо-Западного округа (резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года) дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Впрочем, пока будут идти судебные споры, ситуация на комбинате может еще ухудшиться. «Если не произойдет немедленного вмешательства органов безопасности России, это приведет к полной потере стратегической отрасли производства редких и редкоземельных металлов, — считает Артем Деев. — А Россия навсегда попадет в список безвозвратно отставших стран, потеряв имеющиеся возможности в развитии отечественной высокотехнологичной промышленности и попадет в полную зависимость от Китая и западных стран». По его словам, без срочной модернизации, вложений в безопасность предприятия и рабочих и поднятия заработных плат Ловозерскому горно-обогатительному комбинату может грозить остановка, которая приведет к социальному взрыву, а окружающей среде грозит экологическая катастрофа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *