семиотика искусства история и онтология лободанов
Семиотика искусства история и онтология лободанов
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Семиотика. Семиотика искусства
Цикл лекций «Семиотика» (общая, семиотика искусства)
Лектор Александр Маркова — доктор филологических наук, кандидат философских наук, преподаватель РГГУ, МГУ
Пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем, связанных с пониманием и передачей смыслов, сосредоточенных в художественном произведении. Наибольший вклад в разработку художественно-семиотической проблематики внесли R Барт, Р. Якобсон, П. Флоренский, В. Шкловский, Г. Шпет, В. Пропп, М. Бахтин, Ю. Лотман, У. Эко, Б. Успенский, В. Топоров, Вяч. Иванов и др.
Семиотика как таковая и семиотика искусства в частности складывались на протяжении всего XX в. Для названия этой дисциплины было использовано понятие семиотики, некогда введенное в научный лексикон английским философом Дж. Локком, который считал, что задача учения о знаках заключается в том, чтобы исследовать «природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим».
В проблемной сфере, образуемой культурной динамикой функционирования знаков и значений в пространстве духовной и социальной жизни, важное место занимают обширные комплексы философских, культурологических, социологических и социально-психологических проблем.
Значительный вклад в развитие семиотики внес структурализм — философское направление, сложившееся и оформившееся в XX в. в социогуманитарных исследованиях К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакана и др., опирающихся на применение структурного метода. Структура как ключевое понятие данного метода означает комплекс устойчивых связей и взаимозависимостей между элементами системы, сохраняющими общий строй своих отношений при всех тех изменениях, которые происходят как с системой, так и с окружающей ее средой. Структурный метод предполагает следующие аналитические процедуры:
1) выявление в социокультурном пространстве совокупности тех элементов, между которыми возможно существование структурных связей;
2) анализ тех отношений, которые имеют структурообразующий характер и создание общего концептуального эскиза обозначившейся структуры;
3) выявление всех наличных и вероятных последствий, которые открываются перед теоретическим сознанием, сосредоточившимся на анализе данной структуры. Наибольшая продуктивность структурного метода обнаружилась при внимании к знаковым системам и при исследованиях таких сфер, как культура, язык, мифология, религия, искусство, литература и т. д. На социальном фоне почти всеобъемлющей идеологизированности проявлений духовной жизни XX в. позиция структуралистов изначально несла в себе установку на полную свободу от всех форм вненаучной ангажированности. Их теоретическая мысль проникала в такие уровни форм и содержания знаковых систем, которые складывались под влиянием бессознательных устремлений бесчисленных множеств человеческих индивидов.
В процессе становления семиотики возникло внутреннее разграничение нескольких проблемных сфер:
— прагматика, исследующая взаимоотношения человека со знаками, в том числе вопросы социальной коммуникации, обслуживаемой знаками, из которых складываются естественные языки
— семантика, предметом которой являются отношения между знаками и значениями
— синтаксис, изучающий взаимодействия знаков со знаками.
Категории знака и значения составляют в семиотике базовую концептуальную диаду. Она используется везде, где человек наделяет окружающие его и создаваемые им предметы и формы важными для него смыслами. Знаки — это чувственно воспринимаемые формы, вещи, предметы, явления, выступающие представителями других вещей и явлений, позволяющие людям обмениваться информацией и взаимодействовать. Язык, слова имеют способность переводить отдельные вещи из объективного пространства в знаковую реальность. При этом происходит определенная унификация, нивелировка их особенных свойств. Среди всего многообразия знаков наиболее распространенной и общедоступной их формой являются слова естественного языка.
Существует несколько концептуальных подходов к пониманию природы знака:
— знак — обладающая структурой целостность, состоящая из означающей формы и означаемого содержания, связь между которыми имеет социально-конвенци- альный характер (Ф. де Соссюр);
— знак — стимул, побуждающий к определенным реактивным, т. е. ответным действиям (бихевиористский подход);
— знак — символ, фиксирующий индивидуальные и коллективные бессознательные влечения (психоаналитический подход);
— знак — сигнал, указывающий на определенные социальные отношения (символически-интеракционистский подход);
— знак — информативное послание, функционирующее внутри коммуникативной системы, направленное от одного субъекта к другому с тем, чтобы последний его понял (Ю. М. Лотман).
Знаки могут быть неизменны в своих значениях. Но возможно и такое, что знак меняется за счет того, что в нем происходит потеря особенных свойств за счет приобретения общих, либо, напротив, утрата общих качеств за счет обретения индивидуальных.
Значения — это содержательные формулы, выражающие суть конкретных смыслов, ценностей, норм, играющих определяющую роль в психоментальной жизни и социокультурной деятельности человеческих сообществ. Знаки являются носителями значений и способны заменять явления и предметы, сущности и феномены. Из знаков складываются коммуникативные системы, которыми люди пользуются при общении и социальном взаимодействии. Чем сложнее система значений, тем содержательнее сопряженные с нею знаки. Это отчетливо проступает в науках и искусствах — математике, музыке, живописи, балете и т. д.
Каждое конкретное творение культуры, будь то алгебраическая формула, геометрическая фигура или художественный образ, — это система знаков и значений, аккумулирующих социальный, духовно-практический опыт людей и предполагающих, что одни субъекты, используя их, посылают общественно значимую информацию, а другие воспринимают ее и стараются расшифровать, чтобы понять смыслы значений. Из таких знаковых систем складываются сверхсистемы индивидуального и коллективного социокультурного опыта. Каждый человек обладает внутренним миром, содержание которого складывается из бесчисленного множества знаков и значений, а его психическая, духовная жизнь представляет собой совокупность разнонаправленных процессов, в ходе которых значения видоизменяются, смыслы группируются, дифференцируются, трансформируются, взаимообогащаются и т. п.
Социальное поведение каждого человека, отдельной группы, большого сообщества всегда имеет знаковый характер и представляет собой макросистему значений.
«Некоторой условной исходной точкой можно взять стадное поведение и/или поведение генетически унаследованное, которое не было ни индивидуальным, ни коллективным, поскольку не знало этого противопоставления. То, что не входило в этот обычный тип поведения, являлось знаково не существующим. Этому “нормальному” поведению, не имеющему признаков, противостояло только поведение больных, раненых, тех, что воспринимались как “несуществующие”. Так, например, Толстой в “Войне и мире” глубоко показал сущность этой древней стадной психологии, описав, как во время отступления пленных русских вместе с отходящей французской армией погибает Платон Каратаев. Пьер Безухов, вместе с ним совершающий этот трудный поход, перестает замечать своего друга. Даже момент, когда французский солдат убивает Платона Каратаева, Пьер видит/не видит — происходит расслоение психологического и физиологического зрения. Следующий этап состоит в том, что нетиповое поведение включается в сознание как возможное нарушение нормы — уродство, преступление, героизм. На этом этапе происходит вычленение поведения индивидуального (аномального) и коллективного (“нормального”). И только на следующем этапе возникает возможность индивидуального поведения как примера и нормы для общего, а общего — как оценочной точки для индивидуального, то есть возникает единая система, в которой эти две возможности реализуются как неразделимые аспекты единого целого» (Ю. М. Лотман. Семиосфера).
Лотман обозначил целый комплекс культурно-исторических проблем, неразрывно связанных с трансформациями знаковых систем в процессе социально-исторической жизни и тем самым прочертил магистральное направление возможного продуктивного взаимодействия семиотики с социогуманитарными дисциплинами.
Как система знаков, выстроенных в определенной последовательности, соответствующей правилам данного языка, текст является носителем информации. Бахтин рассматривал текст как связный знаковый комплекс, образующий целостное художественное произведение и предполагающий с одной стороны — автора, замышляющего и осуществляющего его, а с другой — истолкователя. Он выделял три разновидности текста — письменный, устный и подразумеваемый, полагая, что каждый из них несет в себе потенциальную возможность диалога с воспринимающим его субъектом. Так возникают разные смысловые плоскости, на уровнях которых текст может существовать.
Тексту, как правило, сопутствует контекст, представляющий собой еще более обширную и масштабную систему знаков. Не растворяясь в контексте, текст сохраняет свою уникальность, хотя и несет на себе различные семантические «блики» контекста.
Существуют общие психологические закономерности восприятия текста, предполагающие ряд этапов — чувственное восприятие знаков, их узнавание, затем понимание их значений в рамках данного контекста и, наконец, включение содержания текста в контекст собственного миросозерцания и миропонимания.
Согласно Лотману, текст может существовать как текст, т. е. как социально осознаваемая, социально функционирующая реальность только в тех случаях, когда ему уже предшествовал другой текст. Это равнозначно тому, как развитой культуре должна предшествовать развитая культура.
Структура проблемного пространства семиотики искусства. В проблемном пространстве семиотики искусства выделяются три крупные исследовательские сферы.
Первая — это область художественно-эстетической сигнификации. Сюда входят вопросы генерирования творческим сознанием знаков, образов, символов, составляющих структурные основания конкретных художественных микросистем. Вся система искусства предстает как совокупность огромного множества конкретных моделей сигнификации, где у каждого крупного художника существует своя манера устанавливания связей между знаками и значениями.
Вторая — область эстетической коммуникации. Она включает разнообразие вопросов, связанных с функционированием каналов, по которым эстетическая информация мигрирует в культурном пространстве.
Третья — сфера проблем, связанных с закономерностями, согласно которым происходят смены и обновления моделей сигнификации и коммуникации. В каждый конкретный исторический момент культурная система в целом и художественный мир в частности располагают своим набором доминирующих и периферийных систем эстетической сигнификации и коммуникации. Общественное мнение, властные институты, устоявшиеся традиции поощряют одни из них и оттесняют на задний план другие. С радикальными переменами в институциальных сферах модели могут менять свое положение на шкале социальной значимости. В отдельных случаях может происходить полная замена одних моделей другими, новыми.
Юрий Лотман. «Статьи по семиотике культуры и искусства»
Книга Ю. М. Лотмана (1922–1993), выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которых иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма — культуры.
Семиотика искусства: история и онтология
Рекомендовано для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств.
В книге излагаются в историко-онтологическом аспекте основы дисциплины «Семиотика искусства» как науки о знаковой природе искусства. В ней дается системное описание основных понятий, терминов и категорий семиотики как эмпирического и теоретического знания. Кроме того, проводится исследование свойств, структуры и типов знаков; особое внимание уделяется неприкладным и прикладным искусствам; дается анализ семиотических систем (специальных и интегральных); намечаются общие исторические черты развития семиотики как гуманитарного знания.
Книга содержит глоссарий терминов, таблицы и схемы, иллюстрации и нотные примеры. Цель автора – дать целостное и обозримое изложение дисциплины, разработка которой может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств. Книга также будет полезна всем, кто интересуется искусствознанием, историей и теорией искусства.
доктор филологических наук,
Декан факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова подробнее, ещё книги
В книге излагаются в историко-онтологическом аспекте основы дисциплины «Семиотика искусства» как науки о знаковой природе искусства. В ней дается системное описание основных понятий, терминов и категорий семиотики как эмпирического и теоретического знания. Кроме того, проводится исследование свойств, структуры и типов знаков; особое внимание уделяется неприкладным и прикладным искусствам; дается анализ семиотических систем (специальных и интегральных); намечаются общие исторические черты развития семиотики как гуманитарного знания.
Книга содержит глоссарий терминов, таблицы и схемы, иллюстрации и нотные примеры. Цель автора – дать целостное и обозримое изложение дисциплины, разработка которой может быть продолжена в академических исследованиях и университетском преподавании.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, специализирующихся в области искусств. Книга также будет полезна всем, кто интересуется искусствознанием, историей и теорией искусства.
Для цитирования Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология. – 2-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 680 с.