семинарские занятия по истории средних веков
Рабочая программа и материалы для проведения семинарских занятий по дисциплине «История Средних веков»
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра отечественной истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «История Средних веков»
Для специальности/направлению: 050402 – «Экономика»
Очная форма обучения
Объем в часах всего – 250
практические занятия – 44
самостоятельная работа – 124
Заочная форма обучения
Объем в часах всего – 250
практические занятия – 6
самостоятельная работа – 232
Контрольная работа – 4 сем.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Средних веков»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2007. – ____ с.
ассистент кафедры Отечественнои истории
Учебно-методический комплекс обсуждены на заседании кафедры Отечественной истории УрГПУ
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _____ от _________г.
Человечество вступило сегодня в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире делает актуальным задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей общечеловеческой морали и культуры. Знание пройденного исторического пути, как отдельными странами, так и человечества в целом – становится необходимым условием поиска социальных и нравственных ориентиров новых поколений третьего тысячелетия. Не случайно в соответствии с государственным стандартом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (ОПД. Ф.09,10,11) для специальностей: «Социология», «Бакалавр экономического образования» введен курс «Всеобщей истории» как основной и базовый в объеме 760 ч. (I-III). Вместе с курсом «Отечественная история» «Всеобщая история» рассматривается как наиболее универсальный предмет гуманитарного цикла, становясь его ядром и занимая в нем центральное место.
В целом курс предполагает осмысление студентами поступательности и единства всемирно-исторического процесса через изучение совокупности материальных и духовных достижений человеческого общества на различных ступенях его культурно-исторического развития, анализ вклада каждой из исторических стадий в современное культурное наследие. Системно-хронологический подход делает возможным в процессе изучения привлечение исторического материала в широких хронологических рамках, начиная с рубежа IV-III вв. до н. э. до конца XXв.
Понимая, что история аппелирует не только к разуму человека, но и к его душе, эмоциям авторы в отборе материала пытаются осуществить цивилизационный подход, поставив в центре изучения – человека, рассматривая исторические явления и события через изучение человека в системе природных, экономических, социальных, религиозных и др. факторов.
В целом, после изучения курса «История Средних веков» у студента должны сформироваться основы исторического мышления, что является базисом самоопределения его как личности, понимание им своего места в обществе, своих исторических корней, пробуждению «социальной памяти».
Целью курса является выявление места средневековой Европы и Азии в истории мировых цивилизаций.
— изучение истории стран средневековой Европы и Азии;
— выявление этапов развития стран Европы и Азии в средневековый (V-XV вв.) и переходный к новому времени (XVI- пер. пол. XVII вв.) периоды;
— определение основных понятий курса, выработка системы понятийного аппарата;
— выявление общего и особенного в развитии отдельных регионов;
— изучение всех явлений и структур в динамике с выявлением их генетических корней;
— выявление особенностей политического, экономического и социального развития стран Запада и Востока;
— выявление христианского духа средневековой цивилизации Европы (в ее католическом, православном, и позднее, в переходный период Европейской истории, протестантском варианте);
— показать роль и значение распространения мировых религиозных систем: буддизм, индуизм, конфуцианство и ислам;
— изучение генезиса капитализма, его специфики в различных странах и социальных последствий;
— рассмотрение эволюции типа личности в Европе и на Востоке вплоть до появления ренессансной системы ценностей, присущих переходной к новому времени эпохе;
— освоение исторической карты средневековой Европы и Востока;
— выявление межпредметных связей и акцентирование внимание на взаимосвязи с историей средневековья таких курсов как «История древнего востока и античности», «История нового и новейшего времени», «Отечественная история», «История религии», «Философия» и др. дисциплинами гуманитарного цикла;
— формирование у студентов уважительного отношения к мировому, а также российскому историческому опыту;
— развитие чувства патриотизма у студентов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
Наименование темы, раздела
Европа между античностью и средневековьем
Место Византии в средневековом мире
Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
Православный мир: политические и культурные связи.
Роль христианской церкви в феодальном обществе
Европейская государственность в период классического Средневековья
Гуманизм XIV-XVII вв.
Процесс капитализации Европы
Реформация в Европе
Средневековая европейская государственность позднего Средневековья: абсолютная монархия
Эволюция ментальности средневекового человека
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
Наименование темы, раздела
Европа между античностью и средневековьем
Место Византии в средневековом мире
Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
Православный мир: политические и культурные связи.
Роль христианской церкви в феодальном обществе
Европейская государственность в период классического Средневековья
Гуманизм XIV-XVII вв.
Процесс капитализации Европы
Реформация в Европе
Средневековая европейская государственность позднего Средневековья: абсолютная монархия
Эволюция ментальности средневекового человека
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Средние века – период Всеобщей истории. Хронологические рамки. Этапы. Начало и окончание процесса. Сущность феодализма. Историко-географическая карта средневековых цивилизаций (Западная и Восточная Европа, Ближний восток, Центральная и Юго-Восточная Азия). Особенности эволюции регионов в средние века. Соотношение средневековья и феодализма. Важнейшие источники по истории западноевропейского средневековья.
Тема 1. Европа между античностью и средневековьем.
Античность и варварство: конфронтация и диффузия. Историографический аспект проблемы истоков средневековья. Сущность переходного периода от античности к средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной римской империй.
Великое переселение народов в Европе. Миграция кочевых народов центральной Азии, славянская колонизация Восточно-европейской равнины. Формирование новой этнической и политической карты Европы.
Возникновение варварских государств. Франкское государство времени Меровингов. Англосаксы в Британии. Развитие социальных и политических процессов. Контакты с римской культурой: подражание и адаптация. Принятие христианства. Результаты и значение «варварских завоеваний».
Тема 2. Место Византии в средневековом мире.
Истоки византийской цивилизации континуитет и дисконтинуитет
в развитии социальных, политических, идеологических и культурных сфер жизни ранней Византии. Особенности исторического пути Византии. Авторитаризм в экономике, идеологии, культуре. Отношение к античному наследию. Причины экономической и политической нестабильности. Византия между Западом и Востоком. Историческое значение византийской цивилизации.
Тема 3. Средневековый восток.
Характер перехода Восточного мира от античности к средневековью. Самобытность экономических, политических и культурных комплексов регионов. Общество и человек на Среднем Востоке.
Индия. Этапы политического развития. Религиозно-философские системы: буддизм и индуизм. Особенности социально-экономического развития средневековой Индии: индийская община, касты, организация ремесла и торговли. Город и его особенности. От основания до распада империи Великий Монголов. Обострение в стране религиозных противоречий. Европейские торговые компании в Индии.
Япония. Этапы политического развития. Религия СИНТО. Проникновение буддизма. Складывание Японского классового общества. Упадок старой экономической системы (сочетание государственной собственности на землю, феодально-чиновничьего землевладения и общинного землепользования). Образование самурайства, расширение системы самурайского землевладения. Феодальная иерархия. Микадо и сегун. Развитие городов, ремесла и торговли: цехи и гильдии. Проникновение европейцев в Японию. «Закрытие» Японии. Исторические последствия самоизоляции.
Китай. Проблема генезиса феодализма. Китайская государственность и ее особенности. Этапы политического развития. Конфуцианство, даосизм и проникновение буддизма. Особенности социальной структуры китайского общества. Развитие промышленности и торговли, рост городов. Консервация феодальных порядков. Проникновение в страну европейцев XV-XVIII вв.
Образование и развитие феодального арабского государства. Домусульманская Аравия и ее население: образ жизни и основные занятия. Развитие караванной торговли. Мекка – религиозный, экономический и политический центр Аравии. Проповеди и деятельность Муххамеда. Философские основы ислама. Завоевания арабов. Образование государства мусульман – Арабского халифата. Формирование феодальных отношений. Социальные изменения в арабском обществе. Возникновение течений в исламе. Этапы развития государственности. Арабские города и их социальная структура. Торгово-ремесленные организации. Мусульманская культура и мусульманский ренессанс в странах Арабского Востока.
Османская империя: роль государства в мировом историческом развитии.
Тема 4. Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
Типы государственно-политических образований в эпоху средневековья: варварские королевства, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, город-государство. Франкское королевство при Карле Великом. Его внутренняя и внешняя политика. Верденский раздел. Образование Италии, Германии и Франции. Начало региональной централизации. Первые Капетинги.
Северная Европа в IX-X вв. Экспансия викингов и ее характер. Англо-саксонская династия. Социальный строй. Вторжение данов. Объединение страны. «Правда короля Альфреда». Королевство Кнуда Великого. Нормандское завоевание.
Централизация и децентрализация в развитии Германии. Саксонская династия. Оттон I и провозглашение империи.
Тема 5. Православный мир: политические и культурные связи.
Православная ойкумена. Взаимоотношения с Болгарией, Сербией, Румынией с христианскими государствами Ближнего Востока и Закавказья. Деятельность Кирилла и Мефодия. Византийские культурные традиции в православном мире.
Тема 6. Феодальная Европа.
Соотношение средневековья и феодализма. Понятие «феодализм». Формирование феодальной собственности в Западной Европе: аллод – бенефиций – феод. Сущность и признаки феодальной собственности.
Формирование института иммунитета в странах средневековой Европы, синьорно-вассальные отношения. Соотношение личностных и вещных отношений в институте вассалитета, его политический аспект. Натуральное хозяйство. Степень распространения в странах Европы. Значение внеэкономического принуждения к труду, его формы. Формы феодальной ренты. Концепция феодализма в современной историографии.
Тема 7. Средневековый город
Положение и функции раннесредневекового города в современной историографии. Судьбы города в раннефеодальной Европе. Роль моря и реки в судьбе городов. Функции города в период расцвета средневековья. Коммунальное движение. Город и государство. Социальные движения горожан. Горожане как третье сословие. Городская ересь. Роль бюргерства в историческом развитии Европы. Городская культура средневековья.
Тема 8. Роль христианской церкви в феодальном обществе.
Идейные основы христианства. Конфронтация варварства и христианства в раннесредневековую эпоху. Христианство как официальная религия. Возникновение папства. Союз между церковью и государством. Восточная экспансия папства и разделение церквей. Католичество и православие: догматические, обрядовые и организационные различия. Концепция теократии.
Монашество. Идеал аназоретства и аскезы. Святые. Духовно-рыцарские и монашеские ордена.
Взаимоотношения императора и церкви. Клюнийское движение. Борьба за инвеституру между Генрихом IV и Григорием VII. Вормский конкордат.
«Авиньонское пленение…» и «великий раскол». Крушение политических притязаний папства в XV в. Крестовые походы и их последствия. Политика депортации в средние века. Пилигримство.
Тема 9. Европейская государственность в период классического и позднего Средневековья.
От феодальной раздробленности к централизованному государству. Формирование института центральной королевской власти. Англия и Франция XI-XIII вв. Сословно-представительная монархия. Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе XIV-XVI вв. Столетняя война. Англия и Франция XIV-XVI вв. Децентрализованный путь развития. Германия и Италия XII-XV вв.: республика и монархия.
Начало Возрождения, создание основ ренессансной цивилизации XIV-XV вв. Ранний гуманизм. Его сущность. Трансформация идей гуманизма в творчестве позднесредневековых философов-схоластов. Английское возрождение XVII в. Культура эпохи возрождения.
Тема 11. Процесс капитализации Европы.
Перемены в жизни Европы на рубеже XV-XVI вв. Технические, экономические и социальные предпосылки процесса капитализации. Специфика процесса первоначального накопления капитала в различных европейских странах. Изменение социальных структур в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Великие географические открытия и их роль в европейских переменах. «Революция цен» и ее социальные последствия. Ломбарды, банки, биржи.
Тема 12. Реформация в Европе.
Причины и истоки Реформации как широкого общественного движения. Реформация и гуманизм. Основные реформационные учения. Деятельность теоретиков и адептов Реформации. Протестантизм как направление по преобразованию католической церкви. Контрреформация.
Тема 13. Средневековая европейская государственность: абсолютная монархия.
Политический и социальный аспект абсолютной монархии. Этапы абсолютизма (на примере Франции второй половины XV – первой половины XVII вв.) Процесс абсолютизации власти в европейских странах. Государственный аппарат, армия, сословное представительство в условиях абсолютной монархии. Абсолютизм и культура.
Тема 14. Средневековые республики.
Географические и политические условия возникновения республик. Концепция республики позднесредневекового периода. Итальянские города-государства и тенденции их политической трансформации. Швейцарский союз. Нидерландская революция. Республика соединенных провинций.
Тема 15. Эволюция ментальности средневекового человека.
Картина мира человека раннего средневековья. Хомо антикус – хомо Византинус – хомо медиевалис = хомо христианус. Пространство и время в представлениях средневековья. Христианская система ценностей. Католицизм и православие: два полюса христианской ментальности. Античные традиции в недрах средневекового сознания и формирования личности: Запад и Восток Европы. Переход на Западе к ренессансной системе ценностей (приватизация и интимизация мира человеческих чувств). Византийский индивидуализм личности. Система образования: школы и университеты в средние века.
Темы лекционных занятий
для студентов очной формы обучения
1. Понятие и сущность западно-европейского феодализма
2. Варварские народы Европы
3. Великое переселение народов и падение Римской империи
4. Варварские королевства
6. Общество и человек на среднем Востоке
7. Китай. Проблемы генезиса феодализма
8. Развитие промышленности и торговли в Китае
9. Образование и развитие феодального арабского государства
10. Особенности развития арабского города. Мусульманская культура
11. Индия. Этапы политического развития
12. Развитие городов, ремесла и торговли в Индии
13. Мусульманская культура и мусульманский ренессанс в странах Арабского Востока
14. Проникновение Европейцев на Восток, последствия в развитии Китая, Индии, Японии
15. Типы государственно-политических образований в эпоху средневековья. Этапы становления государственности в Англии. Англо-саксонская династия. Королевство Кнуда Великого
16. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг.
17. Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика
18. Северная Европа в IX-X вв. Развитие Германии. Оттон I.
19. Формирование феодальной собственности в Западной Европе: аллод-бенефиций – феод.
20. Вассально-ленные отношения. Складывание феодальных отношений в Англии.
21. Средневековый город. Роль бюргерства в историческом развитии Европы
22. Борьба между империей и папством за инвеституру в IX-XII вв
23. Процесс разделения христианских церквей: католичество и православие
24. Монашество в средние века: духовно-рыцарские и монашеские ордена
25. Еретические течения
26. Особенности развития Германии в IX-XII вв
27. Этапы централизации Франции IX-XII вв.
28. Норманнское завоевание Англии
29. Столетняя война
30. Средневековая культура
31. Изменения в жизни Европы на рубеже XV-XVI вв.
32. Специфика процесса первоначального накопления капитала в различных европейских странах: ломбарды, банки, биржи
33. Реформация и становление абсолютизма в Англии
34. Гуманизм и начало реформации в Германии
35. Реформация в Швейцарии
36. Реформация во Франции
37. Политический и социальный аспект абсолютной монархии. Этапы абсолютизма (на примере Франции второй половины XV – первой половины XVII вв.)
38. Абсолютизм и культура. Возрождение
39. Становление абсолютизма в Англии
40. Итальянские города-государства, тенденции их политической трансформации
Темы лекционных занятий
для студентов заочной формы обучения
1. Понятие и сущность западно-европейского феодализма
2. Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
3. Роль христианской церкви в феодальном обществе
4. Европейская государственность в период классического Средневековья
5. Реформация в Европе
6. Средневековая европейская государственность позднего Средневековья: абсолютная монархия
Темы практических (семинарских) занятий для студентов очной формы обучения
Планы семинарских занятий по курсу «история средних веков»
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Карельский государственный педагогический университет»
Планы семинарских занятий
«История средних веков»
УДК 94(04/14) Печатается по решению
ББК 63.3(0)4я73-1 редакционно-издательского
П37 совета ГОУВПО «КГПУ»
В.М. Ершова, канд. ист. наук, доц. (Петр ГУ);
Т.Б. Егорова, ст. преподаватель (КГПУ)
О.Ю. Репухова, ст. преподаватель каф. истории
историко-филологического факультета КГПУ
П37 Планы семинарских по курсу «История средних веков»/ (сост. О.Ю. Репухова); Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «КГПУ». – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008. – 32 с.
Семинары по курсу «история средних веков Западной Европы» занимают важное место в учебном процессе, их характер, формы проведения во многом определяют уровень подготовки будущих специалистов. Поэтому, при выборе тем для практических занятий стояла задача дать студентам возможность на материале источников разного характера и происхождения изучить важнейшие события социально-экономического, политического и культурного развития стран Западной Европы в эпоху средневековья. Темы семинарских занятий, вслед за лекционным курсом, включают историю раннего, классического и позднего (раннего нового времени) средневековья. Для каждого семинарского занятия представлены план, источники и литература к указанной теме. К некоторым занятиям представлены темы для студенческих докладов.
Тема 1.Источники по истории средних веков V – XV веков.
1.Классификация средневековых источников.
2.Источники по истории V – XI вв. Общая характеристика
3.Источники по истории XI – XV вв. Общая характеристика.
4.Методы изучения средневековых источников.
Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996.
Памятники средневековой латинской литературы IV—XI вв. М., 1970.
Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв. М., 1972.
Господствующий класс феодальной Европы.- М., 1989.
История Венгрии: в 3 т.- М., 1971.
Тема 2. Общественный строй древних германцев.
1.Основные источники по истории древних германцев.
2.Хозяйственные занятия германцев и изменения в них от Цезаря до Тацита.
3.Отношения собственности и их эволюция.
4.Имущественная и социальная дифференциация среди свободных. Рабство и его особенности.
5.Общинная организация у германцев времен Цезаря и Тацита.
6.Политическое устройство германских племен эпохи Цезаря и Тацита.
7.Повседневная жизнь германцев: обычаи, жилище, одежда, пища.
8.Исторические итоги эволюции древнегерманского общества (I в. до н.э. – III в. н.э.)
Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне // Древние германцы /сост. Б.Н.Греков. – М., 1937.
Тацит Публий Корнелий. Анналы. – Там же.
Грацианский Н.П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря / Н.П.Грацианский // Из социально-экономической истории западноевропейского феодализма. – М., 1960.
Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. – М., 1985. – Т.1.
Кауфман С.А. Раннее германское средневековье в свете археологии / С.А.Кауфман // Средние века. – 1962.- Вып. 22.
Неусыхин А.И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев / А.И. Неусыхин // Проблемы европейского феодализма.- М., 1974.
Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства / Д.М.Петрушевский – М., 1922.
Серовайский Я.Д. Сообщения Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических исследований / Я.Д.Серовайский // Средние века. – 1997. – Вып. 60.
Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века / Сказкин – М., 1968.- гл. 1.
1. Основные источники до социально-экономической и политической истории франков VI в,
2. Образование франкского королевства и его территориальный рост при Хлодвиге.
3. Хозяйственные занятия франков.
4 Отношения собственности.
5.Социальная структура франкского общества.
7. Семья и кровнородственные связи у франков. Функции и характерные черты франкской общины.
8.Политический строй франков в начале VI в.
Грацианский Н. П. О материальных взысканиях в варварских правдах // Там же.
Грацианский Н. П. К толкованию термина villa в Салической правде // Там же.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф.Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.- Т.2.
Тема 4. Развитие феодальных отношений во франкском обществе VII – IX вв.
1.Основные источники, их типы.
2.Особенности хозяйственного строя крестьянского аллода.
3.Социально-экономические и политические причины разорения аллодистов.
4.Основные пути попадания крестьян в поземельную и личную зависимость.
5.Складывание феодального землевладения.
6.Отношение королевской власти к процессу разорения крестьянства. Двойственность политики франкских королей.
7.Изменение в положении общины в процессе феодализации.
8.Сущность аграрного переворота при Каролингах.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф.Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.- Т.2.
1.Основные источники по истории раннефеодальной вотчины.
2.Структура поместья: домен, крестьянские наделы, альменда.
3.Поместная агрикультура: способ обработки земли, сельскохозяйственные культуры, отрасли поместного хозяйства.
4.Натуральный характер поместного хозяйства.
5.Социальная структура поместного населения.
6.Виды повинностей и поборов крестьян-держателей.
7.Система поместного управления.
8.Историческая прогрессивность перехода к поместному строю.
Грацианский Н. П. Крепостное крестьянство на поместьях Св, Германа в начале IX столетия (по данным Полиптика аббата Ирминона) II Там же.
Зелигер Г. Социальное и политическое значение вотчины в раннее средневековье / Г.Зелигер.- М, 1994.- Гл. 3.
1.Оживление культурной жизни в конце VIII – первой половине IX в. Понятие «Каролингское возрождение»,
2.Карл Великий как просвещенная личность.
3.»Капитулярий о занятиях – науками» Карла Великого и реформа школьного образований,
4.Содержание школьного образования и воспитания.
5.Дворцовая Академия Карла Великого: основные направления деятельности.
6.Алкуин и его представления о человеке, мире, роли нравственной философии.
7.Литература эпохи «Каролингского возрождения»: формы, темы, идейное содержание,
8.Историческое значение «Каролингского возрождения» и причины его быстрого угасания.
Зарубежная литература средних веков.- М., 1974.
Тема 7. Возникновение средневекового города. Коммунальное движение.
1.Основные источники по истории средневекового города.
2.Социально-экономические предпосылки возникновения средневекового города.
3.Сеньориальный режим в городе.
4.Причины и цели антисеньориальной борьбы горожан.
5.Отношение королевской власти к коммунальному движению.
6.Результаты коммунального движения.
Негуляева Т.М. Средневековый город и городское право / Т.М.Негуляева // Средневековое городское право XII – XIII вв. / под ред.С.М. Стама.- Саратов, 1989.
Социальная природа средневекового бюргерства.- М., 1979.
Стам С.М. Экономическое и социальное развитие раннего города / С.М.Стам.-Саратов, 1969.-Введение. Гл.1
1.Основные источники по социально-экономической истории средневекового города.
2.Группы городского населения, их профессиональный и социальный статус.
3.Характер и роль торговли в средневековом городе.
4.Виды торговых сообществ и организация морской торговли в средиземноморском городе.
5.Экономические основы городского ремесла. Мастерская ремесленника.
6.Основные функции цеха.
7.Положение мастера, подмастерья и учеников.
8.Процесс «замыкания» цеха. Признаки разложения средневековых ремесленных и купеческих организаций.
9.Исторический вклад города в социально-экономическое развитие средневекового общества.
Бристольские ремесленные цехи в XIV – XV вв:Сборник текстов /Пер, вступ. Статья и примеч. Т.В.Мосолкиной. – Саратов,1995.
Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII – XV вв./ Ф.Я.Полянский.- М., 1952.- Гл. 2, 3, 9.
Сванидзе А.А. Средневековый город и рынок в Швеции XIII – XV вв./ А.А.Сванидзе.- М., 1980.
Стам С.М. Средневековый город и проблема возникновения нефеодальных форм собственности / С.М.Стам // Средневековый город.- Саратов, 1974.- Вып.2.
Ястребицкая А.Л. Западноевропейский город в средние века / А.Л.Ястребицкая // Вопросы истории.-1978.- № 4.
Тема 9. Европейское дворянство XI – XV вв.
1.Основные источники по истории европейского дворянства.
2.Европейское дворянство как сословие: общие черты социально-сословного статуса и региональные особенности.
3.Особенности вассально-ленных отношений в разных странах.
4.Феодальный замок и его основные функции.
5.Основные занятия европейского дворянства.
6.Представления дворянства о долге, чести, независимости.
7.Отношения дворянства к другим сословиям.
8.Исторические причины упадка дворянства к концу XV в.
Коммин Филипп де. Мемуары / Филипп де Коммин.- М., 1986.
Песнь о моем Сиде (любое издание)
Робер де Клари. Завоевание Константинополя / Роббер де Клари.- М., 1993.
Роман о Тристане и Изольде (любое издание).
Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце / О.А.Добиаш-Рождественская.- М., 1991.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф.Кардини.- М., 1987.
Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство / Н.Ф.Колесницкий.- М., 1967.
Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация Запада./ Ж.Ле Гофф.- М., 1992.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали / М.Оссовская.- М., 1987.
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII в. Эпоха. Быт. Костюм./ А.Л.Ястребицкая.- М., 1978.
Тема 10. Крестовые походы XI – XIII вв.
1.Основные источники по истории крестовых походов.
2.Исторические предпосылки и причины крестовых походов.
3.Роль папства в крестоносном движении.
4.Социальный состав участников крестовых походов.
5.Подготовка и события I Крестового похода.
6.Отношения крестоносцев с мусульманским населением на Востоке.
7.Цели и основные события IV Крестового похода.
8.Крестоносная идеология и ее эволюция.
9.Быт и нравы крестоносцев.
10.Историческое значение эпохи крестовых походов.
Усама ибн Мункыз. Книга назидания / Усама ибн Мункыз / пер. М.А.Салье.- М., 1958.
Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах / М.А.Заборов.- М., 1977.
Робер де Клари. Завоевание Константинополя / Робер де Клари.- М., 1986.
История средних веков. Крестовые походы (1096 – 1291) / сост. М.М.Стасюлевич.-СПб., М., 2001.
Васильев А.А. История Византии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204 – 1261)/ А.А.Васильев.- Пг., 1923.
Заборов М.А. Крестоносцы и их походы на Востоке в XI – XIII вв./ М.А.Заборов.- М., 1962.
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке / М.А.Заборов.- М., 1980.
Заборов М.А. Папство и крестовые походы / М.А.Заборов.- М., 1960.
Тема 11. Церковь и духовенство в XI – XIII вв.
1.Источники по истории церкви.
2.Понятие «церковь». Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах средневековой Европы.
3.Церковь в системе феодальных отношений.
4.Место духовенства в сословной структуре общества.
5.Усиление могущества церкви в XI – XIII вв.
6.Католическая церковь и процесс политической централизации в странах Западной Европы.
7.Историческая роль церкви в эпоху средневековья.
Антаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси / Антаньель Тристан.- СпБ, 1907.
Керов В.Л. Католическая церковь в Западной Европе в XI – XV вв. / В.Л.Керов // Очерки истории христианской церкви в Европе.(Античность. Средние века. Реформация).- Смоленск, 1999.
Лозинский С.Г. История папства / С.Г.Лозинский.- М., 1986.
«Ереси второй половины XII –XIII вв. Учреждение инквизиции»
«Рыцарские ордены. Нищенствующие ордены».
1.Основные источники по истории крестьянских восстаний.
2.Обострение социальной напряженности в европейской деревне.
3.Жакерия: причины, ход, требования, взаимоотношения с горожанами.
а) предпосылки и причины;
б) программные требования восставших, исход событий.
5.Отношения современников к крестьянским восстаниям.
6.Сравнительная характеристика крестьянских восстаний XIV в.
7.Причины поражения и историческое значение восстаний.
Косминский Е.А. Классовая борьба в английской деревне XIII – XIV вв./ Е.А.Косминский // Проблемы английского феодализма в историографии средних веков.- М., 1963.
Скогорев А.П. Восстание Уота Тайлера в освещении буржуазной историографии на рубеже XIX – XX вв./ А.П. Скогорев // Общество и государство в древности и средние века в странах Западной Европы.- М., 1985.
1.Основные источники по истории средневековой школы и университета.
2.Городские школы: содержание образования и организация учебного процесса.
3.Возникновение средневековых университетов.
4.Статус университета и его организационная структура.
5.Содержание и формы обучения в средневековых высших школах.
6.Быт и нравы студенчества.
7.Роль университетов в жизни средневековой Европы.
Антология педагогической мысли христианского средневековья: в 2 томах / под ред.В.Г.Безрогова, О.И.Варьяш.- М., 1994.- т.2.
Документы по истории университетов Европы XII – XV вв./ Вступит. статья, пер. и прим. Г.И.Липатниковой.- Воронеж, 1973.
Очерки по истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1988.
Суворов Н. Средневековые университеты / Н.Суворов.- М., 1898.
«Знания европейцев о природе в средние века»
1.Предпосылки возникновения раннекапиталистических отношений
2.Возникновение новых форм производства в ремесле и сельском хозяйстве.
3.Новые отрасли промышленности XVI – XVII вв. и развитие традиционных.
5.Торговля. Политика протекционизма.
6.Роль колониальной экспансии в возникновении капиталистических отношений.
История средних веков. Хрестоматия / сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко.- М., 1988.- Часть 2.
Тема 15. Великие географические открытия и возникновение первых колониальных империй.
1. Географические представления европейцев к концу XV в.
2. Направления и задачи экспедиций Христофора Колумба.
3.Методы колониального подчинения испанцами новых земель.
4.Открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию.
5.Складывание колониальных империй и начало колониального соперничества европейских стран.
«Государства южной и центральной Америки перед европейской колонизацией».
Тема 16. Реформация и Крестьянская война в Германии.
1.Экономическое положение Германии в конце XV – XVI вв., его особенности.
2.Политический строй Германии. Причины и последствия раздробленности.
3.Социальная структура германского общества. Характер противоречий между социальными группами и внутри них.
4.Положение и роль католичества (церкви) и папства в Германии.
5.Выступление Мартина Лютера против римской курии. «95 тезисов против индульгенций».
6.Основные черты лютеровской церковно-реформационной программы. Возникновение лютеранской церкви.
7.Социально-политические взгляды М.Лютера. Отношение Лютера к народному движению.
8.Анабаптисты в Германии. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера и его деятельность в Реформации.
Германия в XVI и в первой половине XVII века //Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина.- М., 1950. – Т.3
Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма / Т.Мюнцер // Средние века. – М., 1989. – вып. 52.
Бурлаченко С.Томас Мюнцер. Религия меча / С.Бурлаченко.// Россия XXI в.- 1993.- 5.
Грибанов А. Протестантизм / А.Грибанов // Наука и жизнь. – 1993. – 8.
1.Политическое развитие Испании после окончания Реконкисты в 1492 г. (до конца XVI в., становление абсолютизма).
2.Основные этапы и отличительные черты религиозной политики испанского абсолютизма.
3.Основные аспекты религиозной политики католических королей.
4.Изгнание евреев, его причины и значение в истории Испании.
5.Испанская инквизиция в борьбе с маронами и морисками.
6.Изгнание морисков, его причины и значение.
Ланда Р.Г. Мориски в Испании / Р.Г.Ланда // Вопросы Истории. – 1994. – 2.
Тема 18. Возникновение и развитие абсолютизма во Франции XVI – первой половины XVII веков.
1.Исторические предпосылки становления абсолютизма в странах Западной Европы.
2.Особенности развития абсолютизма во Франции.
3.Реформация во Франции и причины религиозных войн.
4.Религиозные войны, их итоги и политика веротерпимости французского правительства.
5.Социальная природа абсолютной монархии во Франции и ее отношение к различным классам и сословиям.
6.Экономическая политика французского абсолютизма.
7.Внешняя политика Франции и складывание европейской системы государств.
8.Историческая роль абсолютизма в XVI – первой половине XVII веков.
Варфоломеевская ночь: события и споры.- М., 2001.
Коносов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции / Н.Е.Коносов // Вопросы истории.- 1989. – 1.