с чего начинается ветхий завет

Ветхий Завет

Ве́тхий Заве́т (греч. παλαιὰ διαθήκη, лат. Vetus Testamentum):
1) наиме­но­ва­ние первой части Свя­щен­ного Писа­ния, объ­еди­ня­ю­щей в себе книги, состав­лен­ные в дохри­сти­ан­ские вре­мена;
2) назва­ние, обо­зна­ча­ю­щее союз, или завет, между Богом и изра­иль­ским наро­дом (заклю­чен­ном при Моисее);
3) наиме­но­ва­ние, при­ла­га­е­мое к разным союзам-заве­там, заклю­чен­ным Богом с людьми в дохри­сти­ан­скую эру (напри­мер, с Ноем ( Быт.6:18 ), с Авра­амом ( Быт.15:18 ), с Иса­а­ком ( Быт.17:21 )).

с чего начинается ветхий завет. Смотреть фото с чего начинается ветхий завет. Смотреть картинку с чего начинается ветхий завет. Картинка про с чего начинается ветхий завет. Фото с чего начинается ветхий завет

Для чего совре­мен­ному хри­сти­а­нину читать Ветхий Завет?

По мысли святых отцов, в част­но­сти, бла­жен­ного Авре­лия Авгу­стина, «Новый Завет в Ветхом скры­ва­ется, Ветхий Завет в Новом рас­кры­ва­ется». Ветхий Завет – это не сбор­ник древ­них мифов, ска­за­ний и легенд, как неко­то­рые пола­гают. Читая Ветхий Завет через призму Нового, чело­век, в какую бы эпоху он ни жил, может уви­деть, что Ветхий Завет гото­вил чело­ве­че­ство к при­ня­тию Сына Божия, что это было его глав­ной зада­чей. Бесе­дуя с зако­но­учи­те­лями, Иисус Хри­стос гово­рил: «Иссле­дуйте Писа­ния, ибо вы дума­ете чрез них иметь жизнь вечную; а они сви­де­тель­ствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). То есть Ветхий Завет гово­рит нам об Иисусе Христе, и именно потому нам, хри­сти­а­нам, стоит читать его даже спустя тыся­че­ле­тия со вре­мени его напи­са­ния. Ветхий Завет ведет нас ко Христу и поз­во­ляет лучше понять Новый.

Кроме того, Ветхий Завет явля­ется частью Свя­щен­ного Писа­ния (причем по объему своему он зна­чи­тельно пре­вос­хо­дит Новый Завет), значит, он был напи­сан по Божьему вдох­но­ве­нию, через Свя­того Духа, дей­ство­вав­шего в избран­ных мужах. Всё Свя­щен­ное Писа­ние – будь то Ветхий Завет или Новый – есть духов­ная пища, бла­го­датно воз­дей­ству­ю­щая на нашу душу, насы­ща­ю­щая её Словом Божьим. Поэтому читать Ветхий Завет и полезно, и нази­да­тельно.

Почему многие тре­бо­ва­ния Вет­хого Завета кажутся столь жесто­кими?

Оце­ни­вая неко­то­рые вет­хо­за­вет­ные (уза­ко­нен­ные) нормы пове­де­ния, а также неко­то­рые дей­ствия людей дохри­сти­ан­ской эры, совер­шен­ные по осо­бому тре­бо­ва­нию Бога, многие совре­мен­ники рас­це­ни­вают их как неоправ­данно жесто­кие. Нередко это вызы­вает упреки в адрес хри­стиан со сто­роны ино­слав­ных или ате­и­стов, мол, смот­рите, в какого жесто­кого «бога» вы верите. В дей­стви­тель­но­сти Бог не явля­ется ини­ци­а­то­ром неоправ­дан­ной, чрез­мер­ной жесто­ко­сти. Он – Чело­ве­ко­лю­бец. Выстав­ляя подоб­ного рода оценки Вет­хому Завету, его обли­чи­тели, как пра­вило, не учи­ты­вают в долж­ной мере тот исто­ри­че­ский кон­текст, в рамках кото­рого про­ис­хо­дили собы­тия, и нрав­ствен­ное состо­я­ние людей дохри­сти­ан­ской эпохи. Заме­тим, что если в те вре­мена кро­ва­вые сцены мно­гими вос­при­ни­ма­лись как норма, а ныне их опи­са­ние шоки­рует чита­те­лей Библии, то это может рас­смат­ри­ваться как сви­де­тель­ство истин­но­сти хри­сти­ан­ского учения, дей­ствен­но­сти хри­сти­ан­ства, под вли­я­нием кото­рого нрав­ствен­ное созна­ние масс изме­ни­лось в лучшую сто­рону.

Как пра­вильно читать Ветхий Завет?

Есть мнение, что изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния лучше начи­нать с Нового Завета, причем, изу­чать его нужно с опорой на пра­во­слав­ные тол­ко­ва­ния. И лишь после озна­ком­ле­ния с кни­гами Нового Завета уместно при­сту­пать к изу­че­нию вет­хо­за­вет­ного Писа­ния. Такой подход помо­жет избе­жать ново­на­чаль­ному чита­телю Библии мно­же­ства соблаз­нов, недо­уме­ний, вопро­сов из серии: «Где же тут любовь к ближ­нему?», «Куда смот­рел Бог?»… Конечно, эту реко­мен­да­цию нельзя счи­тать без­услов­ной, но, тем не менее, в ряде слу­чаев она дей­стви­тельно при­ме­нима.

Помимо этого, при­сту­па­ю­щим к изу­че­нию Вет­хого Завета можно поре­ко­мен­до­вать читать его не сразу от корки до корки, а бло­ками: начать с одной книги, парал­лельно изучая ком­мен­та­рии, инфор­ма­цию о том, в какое время, кем и для кого она была напи­сана. Важно погру­зиться в кон­текст. Затем можно при­сту­пать к про­чте­нию и осмыс­ле­нию второй, тре­тьей и т. д. Можно читать и по главе.

Для систем­ного, более глу­бо­кого изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния можно вос­поль­зо­ваться допол­ни­тель­ной лите­ра­ту­рой экзе­ге­ти­че­ского, тек­сто­ло­ги­че­ского, исто­ри­че­ского, дог­ма­ти­че­ского харак­тера и пр. Данные про­из­ве­де­ния широко пред­став­лены на сайте «Азбука веры» в раз­деле «Биб­ле­и­стика». Боль­шим под­спо­рьем изу­ча­ю­щему Писа­ние может стать «Тол­ко­вая Библия» А.П. Лопу­хина. Не будем забы­вать и о тво­ре­ниях святых отцов. Все это помо­жет более полно озна­ко­миться с тек­стами Вет­хого Завета, избе­жать бук­ва­лизма и фор­ма­лизма.

Кто автор Вет­хого Завета?

Ветхий Завет, как часть Библии, – про­из­ве­де­ние Бога и чело­века. С одной сто­роны, утвер­жда­ется, что Ветхий Завет напи­сан целым кол­лек­ти­вом авто­ров, выда­ю­щихся пред­ста­ви­те­лей еврей­ского народа, живших в разные исто­ри­че­ские пери­оды. Их про­из­ве­де­ния отли­ча­ются друг от друга не только по содер­жа­нию: к при­меру, каждое из них имеет свой лите­ра­тур­ный стиль. Объ­еди­няет же их основ­ная тема: все они рас­ска­зы­вают нам о Боге и о том, как Он дей­ствует в этом мире. Однако глав­ное, что при­дает биб­лей­ским книгам един­ство, это то, что все авторы биб­лей­ских книг чер­пали свое вдох­но­ве­ние из общего источ­ника. Этим источ­ни­ком был Дух Божий. Задача людей, как соав­то­ров, состо­яла в том, чтобы выра­зить и пред­ста­вить то, что им откры­ва­лось по вдох­но­ве­нию Божию, в над­ле­жа­щей лите­ра­тур­ной форме.

Какой исто­ри­че­ский период опи­сы­вает Ветхий Завет?

В Ветхом Завете опи­саны собы­тия от начала сотво­ре­ния мира до I века до Рож­де­ства Хри­стова.

На каком осно­ва­нии мы назы­ваем Завет «Ветхим»?

Выра­же­ние «Ветхий Завет» имеет осно­ва­ния в Свя­щен­ном Писа­нии. Оно встре­ча­ется в Посла­нии апо­стола Павла к Корин­фя­нам ( 2Кор.3:14 ), где свя­зы­ва­ется с Мои­се­е­вым Зако­ном. В алле­го­ри­че­ском сопо­став­ле­нии Сарры и Агари ( Гал.4:22-26 ) апо­стол Павел про­ти­во­по­став­ляет Синай­ский Завет Новому Завету, под­ра­зу­ме­ва­ю­щему сво­бод­ное и осо­знан­ное стрем­ле­ние чело­века к еди­не­нию с Богом.

Каса­тельно ран­не­хри­сти­ан­ской лите­ра­туры можно отме­тить, что, напри­мер, во II в. поня­тие «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαιὰ Διαθήκη), в отли­чие от Нового Завета (Καινή Διαθήκη), исполь­зо­вали Мели­тон Сар­дий­ский и Ориген (См. по этому поводу: «Эклоги»).

Что каса­ется выра­же­ния «Новый Завет», то осно­ва­нием для его упо­треб­ле­ния явля­ется, в част­но­сти, про­ро­че­ство Иере­мии о заклю­че­нии Нового Завета: «Вот насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, когда Я заключу с домом Изра­иля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заклю­чил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы выве­сти их из земли Еги­пет­ской; тот завет Мой они нару­шили, хотя Я оста­вался в союзе с ними, гово­рит Гос­подь» ( Иер.31:31-32 ).

Исполь­зу­ется ли Ветхий Завет в цер­ков­ном бого­слу­же­нии?

Ветхий Завет широко исполь­зу­ется в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Напри­мер, псалмы упо­треб­ля­ются как посто­ян­ная основа еже­днев­ных служб: «вечер­ний псалом» (103) за вечер­ней; шесто­псал­мие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102, 142) и хва­лит­ные псалмы (148, 149, 150) во время утрени; по три псалма на каждом часе; «бла­го­дар­ствен­ным псал­мом» (33) закан­чи­ва­ется Литур­гия, в начале же Литур­гии слова мы слышим «Изоб­ра­зи­тель­ные» анти­фоны (102 и 145 псалмы) и так далее. Кроме того, вся Псал­тирь раз­де­лена на два­дцать частей – кафизм, кото­рые чита­ются еже­не­дельно за вечер­ней и утре­ней. Во время Вели­кого Поста вся Псал­тирь про­чи­ты­ва­ется два раза каждую неделю. Опять же, во время Вели­кого поста прак­ти­ку­ется чтение других вет­хо­за­вет­ных Книг. Еще одной состав­ля­ю­щей пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния, свя­зан­ной с исполь­зо­ва­нием Писа­ния Вет­хого Завета, явля­ется чтение паре­мий – фраг­мен­тов Библии, пред­на­зна­чен­ных для чтения в особых слу­чаях. Паре­мии чита­ются в наве­че­рие ряда боль­ших (или хра­мо­вых) празд­ни­ков, в дни Вели­кого поста, а также при совер­ше­нии неко­то­рых треб. Не будем забы­вать и о Вели­ком пока­ян­ном каноне, автор кото­рого, св. Андрей Крит­ский, для обзора пере­чис­ля­е­мых грехов рас­смат­ри­вает Биб­лей­скую исто­рию, при этом в первых восьми песнях канона он обра­ща­ется пре­иму­ще­ственно к Вет­хому Завету.

Для удоб­ства изу­че­ния можно ли раз­де­лить Ветхий Завет на своего рода блоки по содер­жа­нию?

По спо­собу напи­са­ния книги Вет­хого Завета делятся на кано­ни­че­ские и нека­но­ни­че­ские. Первые при­зна­ются Цер­ко­вью бого­вдох­но­вен­ными, тогда как вторые не при­зна­ются. Между тем, и нека­но­ни­че­ские книги счи­та­ются нази­да­тель­ными и полез­ными.

По содер­жа­нию книги Вет­хого Завета можно раз­де­лить на:

Источник

Введение

Святая Библия – Книга Книг

Священная летопись человечества заключена в Святой Библии. Среди величайших книг, какие только имеются в литературной сокровищнице человечества и служат его духовному просвещению, Священная Книга книг – Библия занимает совершенно исключительное положение. Любая книга содержит в себе слово, как воплощение духа или разума человеческого, и чем возвышеннее и совершеннее дух или разум человека, тем выше ценится и его литературное слово и тем дороже для нас становится сама его книга. Но в Книге книг содержится Божественное Слово, как воплощение бесконечного Духа и всесовершенного всеобъемлющего абсолютного Разума. Отсюда Святая Библия настолько же выше всех других книг, насколько Божественный бесконечный Разум выше и совершеннее конечного, ограниченного человеческого разума. Поэтому Библия среди величайших светочей литературы занимает более важное положение, чем солнце среди планет. Она не только всегда была источником истинного духовного света, лучи которого лишь случайно и слабым мерцанием просвечиваются в простых человеческих книгах, но в течение веков и тысячелетий озаряла ум человечества сверхъестественным светом, открывая перед его духовным взором такие истины, которые он напрасно хотел постигнуть своими собственными силами.

Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям. Желающие ознакомиться с естествознанием и историей должны читать естественно – научные и исторические книги. Но кто хочет знать, как ему спастись, тот должен читать Библию: по этим вопросам мы не найдем в Библии ни одной ошибки, ни одного противоречия. Если и думают иногда видеть в Библии ошибки и противоречия по религиозным вопросам, то тут ошибки не в Библии, а в людях, которые неправильно толкуют Библию.

О Святой Библии, об этом бесценном духовном сокровище, которое получило человечество от Бога, имеются многочисленные замечательные высказывания великих светочей человеческой мысли.

Так, известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: «Из какой книги?» – великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: «Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это – дар Бога людям, любящим и почитающим Его Слово».

Величайший поэт Байрон хорошо знал содержание Библии и любил её. В своей карманной Библии он собственноручно записал следующие слова: «В этой святейшей Книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди всех смертных те, которым Бог даровал милость – слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относиться к ней».

«Множество книг, написанных людьми, – говорит Спурджон, – давным-давно умерли или же сохранились такими безжизненными, как египетские мумии; время, протекшее с их появления, обесценило их, их учение отвергнуто, и они не имеют жизни для нас. Отройте их в библиотеках, если хотите, но они уже не заставят биться человеческое сердце, не согреют его душу. Но эта благословенная Книга Бога, хотя существует среди людей уже тысячи лет, бессмертна в своей жизни и неувядаема в своей силе. Роса её молодости ещё и теперь на ней, ее слова и теперь падают с неба, свежие, как дождь; ее истины – вечно живое утешение. Никогда ни одна книга не говорила так, как эта Книга; её голос, как голос Бога, могущественен и полон величия всегда».

Наш русский поэт И.С. Никитин так писал о «Новом Завете»:

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И сущего в мире значенье,

Причина и цель, и конец,

И Вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души

Этот список замечательных высказываний великих людей о Библии можно было бы продолжить и дальше, но этого делать не станем, а только отметим, что если так относились к этому бесценному духовному сокровищу светские люди, то насколько благоговейней и с любовью должен относиться к нему священнослужитель, для которого Слово Божие и служение ему есть его жизнь.

Название и Содержание Библии

Прежде чем приступить к изложению библейской истории, дадим краткие сведения о Святой Библии.

«Библия» (biblia) – слово греческое, на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в четвертом веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Св. Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен ещё при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.

Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т.е. богодухновенные, их – 39, и неканонические, т.е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер – их 11.

При всем разнообразии содержания Святой Библии в ней замечается чудесное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Святая Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения. Но чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени – рука ли историка, законодателя или поэта, Моисея, наученного всей мудрости египетской, или его преемника – Иисуса Навина, ученого св. ап. Павла или рыбака св. ап. Иоанна, – все они говорят о том же едином Боге, милосердном и правосудном. Все писатели Святой Библии говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном. Все они говорят о тех же ангелах и святых, принимающих живое и деятельное участие в жизни человека, и о том же блаженстве вечной жизни. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, например, лучшие сочинения по медицине, появившиеся в течение 1400 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого лечения не поздоровилось бы. То же самое надо сказать и о других сочинениях, например по философии. Другое дело – Библия, она представляет яркий образец органического единства в разнообразии; все подробности в содержании Библии служат раскрытию одной истории, истории Царства Божия, начиная от сотворения неба и земли и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли. Одна мысль, один дух проникают собою Библию и превращают ее в стройное целое. Даже различия между Ветхим и Новым Заветами, доходящие иногда, по-видимому, до противоречий, оказываются, при ближайшем рассмотрении, различными ступенями единого процесса спасения рода человеческого.

В Святой Библии все назидательно, хотя и не все сразу понятно. Назидательна, например, дивная вера Авраама, по слову Господа покинувшего родину, чтобы идти в неизвестную землю, готового затем принести в жертву своего единственного сына, так как он был убеждён, «что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр. 11:19 ).

Но не все в Библии предлагается для подражания. Она, приводит нам также ужасающие примеры заблуждения и падения, по которым можно изучать психологию греха, чтобы всем своим существом возненавидеть его и не допускать его в своей жизни.

Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке.

В III веке до н.э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому этот перевод сокращенно называется переводом семидесяти. В IV веке н.э. блаженный Иероним перевел Библию с еврейского языка на язык народной латыни. Поэтому он стал носить название «Вульгата», что значит – распространенный, доступный. Этим переводом пользуется католическая церковь до настоящего времени.

На славянский язык Святая Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья перевели Библию на славянский язык с греческого перевода семидесяти. На русский язык Библию переводили и с еврейского языка – Ветхий Завет, и с греческого – Новый Завет. Перевод был закончен в 1876 году, и так как он сделан по благословению Святейшего Синода, то его стали называть Синодальным переводом.

По своему содержанию книги Ветхого Завета делятся на четыре разряда: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Это, конечно, не значит, что в Библии одни книги содержат только историю, другие – только законы; третьи – пророчества и т.д., но это значит, что одни книги по преимуществу законоположительные, другие по преимуществу учительные и т.д.

Ветхозаветная история начинается с творения Богом мира и человека и заканчивается пришествием в мир Христа Спасителя. По преданию церковному, с появления первого человека до Рождества Христова прошло 5508 лет, но эта цифра приблизительная и не имеет догматического характера.

Если Святая Библия есть Священное Слово Святейшего Бога, то и читать ее надо с глубокой верой и благоговением. Вера есть внутреннее духовное зрение, которое может увидеть то, что неспособно видеть наше телесное око. Если мы откроем святые страницы Библии без живой, пламенной веры в Бога, то мы будем воспринимать ее просто как литературное произведение человеческого разума, наполненное различными неправдоподобными легендами, в которых встречаются одни противоречия. Неверующий человек, потерявший духовное зрение, не увидит и не воспримет своим неверующим духом в Библии ее духовных спасительных истин, он не увидит в ней Бога. А глубоко верующий человек, когда читает Св. Библию, то беседует с Богом, т.к. Библия есть слова Божии, посредством которых Бог говорит с людьми.

О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания

Смысл Священного Писания, т.е. те мысли, которые священные писатели, вдохновленные Святым Духом, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно – через слова, или посредственно, – через лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Поэтому различаются два главных вида смысла Священного Писания:

в первом случае – смысл словесный или буквальный;

во втором – смысл предметный или таинственный, духовный.

Священные писатели, выражая свои мысли через слова, употребляют их иногда в собственном, прямом значении, а иногда – не в собственном, переносном значении. Так, например, слово «рука» по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец Давид молится Господу: «Простри руку Твою с высоты» ( Пс. 143:7 ), то очевидно, что здесь слово «рука» употреблено в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, таким образом, первоначальное значение слова переносится на предмет духовный, высший, умопредставляемый.

Сообразно с таким употреблением слов и буквальный смысл Священного Писания подразделяется на два вида:

смысл собственный или буквальный;

смысл несобственный или буквально-переносный.

Так, например, в книге Бытия (гл. 1: 8–10) слово «вода» употребляется в собственном, буквальном смысле: «И сказал Бог да соберется вода. а собрание вод назвал морями», а в псалме 68: 2 – «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]» – в переносном, в смысле скорбей и бедствий.

Далее, в книге Чисел (6: 3), под именем вина разумеется охмеляющий напиток, сделанный из винограда; а в устах Христа Спасителя ( Мк. 2:22 ) «вино новое» означает новозаветное учение. Вообще же Св. Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах духовных, умопредставляемых, например, о Боге, о Его свойствах, действиях и тому подобное.

Когда мысли в Священном Писании выражаются не через слова непосредственно, а через лица, вещи, действия и события, описываемые словами, тогда является таинственный смысл. Но так как при этом лица, вещи, действия и события священными писателями берутся из разных областей, ставятся в неодинаковые отношения между собой и к выражаемым понятиям, то поэтому и формы выражения таинственного, смысл Св. Писания можно разделить на следующие виды: прообраз

А. Прообразом называется такой способ выражения таинственного смысла Св. Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших духовных предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия.

Ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви Ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них будущие события Церкви Новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предизображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.

Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Всевышнего ( Быт. 14:18–20 ), вышел навстречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны, Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи.

Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего современно-исторического значения для патриархальных времен, приведенное повествование из 14-й главы книги Бытия имеет и глубокое, таинственно-прообразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека, по объяснению ап. Павла ( Евр. 7:1–2 ), явилось прообразом Иисуса Христа. Предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии.

Историческое событие – переход израильтян через Красное море ( Исх. 14:16–30 ), помимо своего современно-исторического значения, по мнению ап. Павла ( 1Кор. 10:1–2 ), прообразовало новозаветное крещение, а само море заключило в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачной Невесты – Девы Марии.

По словам ап. Павла ( Евр. 10:1 ), весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ.

Б. Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события, хотя и не исторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обыденной действительности – то такая литературная форма выражения таинственного смысла Священного Писания называется притчею. Таким образом, притча – это иносказание. На Ближнем Востоке ещё в древние времена люди любили выражать свои мысли в форме притчи. Поэтому не случайно свое учение Господь наш Иисус Христос часто излагал притчами. Такой способ изложения духовных истин был доступен простому народу.

В. Когда, для выражения какой-нибудь мысли священные писатели животным и даже неодушевленным предметам приписывают свойства и действия человеческие так, что они говорят и действуют как люди, то такая форма выражения таинственного смысла Св. Писания носит название – аполога.

Из ветхозаветных апологов можно указать на аполог, заключающийся в книге Судей (гл. 9:8–16). Здесь деревьям священный автор приписывает свойства человеческие, так что деревья могут и мыслить, и говорить, как люди. Все это он делает для того, чтобы раскрыть глубокую нравственную истину Святого Писания.

Г. Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные образы и картины, которые Господь показывал избранным людям, находящимся при этом, обыкновенно, в особом, мистическом состоянии, во сне или наяву, тогда такой способ раскрытия смысла Священного Писания называется видением.

Так, например, Иаков видит во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, по которой восходит и нисходит сонм ангелов, наверху которой стоит Сам Господь ( Быт. 28:11–17 ). Лестница Иакова явилась прообразом Божией Матери. Само же видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях через посредство Своих ангелов, а когда исполнились времена, Он Сам сошел к людям, воплотившись через Святую Деву Марию.

Пророк Иезекииль ( Иез. 37:1–14 ) видит поле, усеянное сухими человеческими костями. Эти кости, повинуясь слову Господа, соединяются вместе, облекаются плотью и кожей, им даётся дух животворящий, и они делаются живыми людьми. По объяснению Самого Бога, это видение означало политическое восстановление израильского народа, томившегося в вавилонском плену и потерявшего надежду на возвращение прежней политической самостоятельности. По толкованию святых отцов, это видение также указывало на грядущее всеобщее воскресение мертвых.

Д. Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками, то такой способ выражения таинственного смысла Священного Писания называется символом.

Так, пророк Исаия по повелению Господа три года ходит наг и бос в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда царь ассирийский отведет их в плен нагими и босыми (Ис. гл. 20).

Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбивает новый глиняный сосуд в знак разрушения Иерусалима халдеями (Иер. гл. 19).

О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания

Толкуя Св. Писание, надо всегда помнить, что мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.

Способами уяснения и разъяснения смысла Св. Писания называются приемы, при помощи которых мы открываем подлинный смысл данного текста.

Подлинный смысл Священного Писания можно находить:

при помощи самого Священного Писания;

при помощи разных вспомогательных источников.

Способы нахождения подлинного смысла Священного Писания посредством самого же Писания следующие:

рассмотрение данного места в контексте;

снесение параллельных мест;

определение смысла слов по словоупотреблению и согласованию с целью.

A. Рассмотрение данного места Священного Писания в контексте есть такой способ, при котором изъясняемое место берется в связи с предыдущими или последующими словами, или с теми и другими вместе. Этот способ важен тем, что он предотвращает толкователя от всегда возможного увлечения и произвола навязать словам Священного Писания такое значение, какого сам писатель вовсе не хотел давать им.

B. Снесение параллельных мест Священного Писания есть такой способ, по которому данное изъясняемое место Священного Писания сносится с другими, сходными с ним местами Священного Писания. Следовательно, параллелизмом называется сходство по мысли, по словесному выражению двух или нескольких мест Священного Писания.

Как контекст, так и параллелизм объясняют слова Священного Писания самим же Писанием. Но способ параллелизма обширнее способа контекста. При помощи контекста изъяснения Священного Писания простираются только на предыдущие и последующие слова одной и той же книги или главы и, притом, когда они находятся в логической связи. Способ параллелизма обширнее тем что он простирается на все книги Священного Писания. Значение этого способа состоит в том, что непонятные выражения одного места соотносятся с более ясными и определенными, тождественными или сходными выражениями и мыслями других мест Священного Писания.

C. Определение смысла слов Священного Писания по словоупотреблению есть такой способ, благодаря которому известным словам и выражениям Священного Писания придаётся такое значение, какое придавал им сам писатель, т.е. какое свойственно языку и обычному употреблению этих слов в ту эпоху, в какой жил писатель. Не все священные писатели одним и тем же словам и выражениям придают всегда одно и то же значение, один смысл. У священных писателей, разделенных особенно значительным промежутком времени и важными историческими событиями, мы можем замечать и различие в словоупотреблении. Это различие наблюдается, например, у ветхозаветных священных писателей, живших до плена вавилонского, и у священных писателей, создававших свои произведения после плена. Это различие наблюдается у священных писателей ветхозаветных по сравнению с новозаветными.

Словам и выражениям священных писателей нужно придавать такой смысл и значение, какие свойственны именно их языку и способу выражения, применяя при этом контекст и параллелизм.

Следующие способы – это выявление подлинного смысла Священного Писания при помощи разных вспомогательных источников. К этим способам относятся:

обращение к подлинникам и древнейшим переводам Священного Писания;

обращение к толкованиям древних иудейских и христианских толковников (к святоотеческим творениям);

обращение к данным разных наук.

Способ обращения к подлинникам и переводам Священного Писания при изъяснении текста Священного Писания состоит в снесении отрывка какого-либо славянского текста с текстом подлинника и с переводами. При этом имеется в виду не только одно уяснение текста через сравнение чтений на разных языках, но и определение подлинности смысла данного места Священного Писания.

Для уяснения правильного смысла Священного Писания очень важно обращаться к древним толковникам, особенно же к святым отцам.

Многие благочестивые ученые, как иудейские, так и христианские, в продолжение многих веков посвящали себя изучению Священного Писания. Их труды, сохранившиеся до наших дней, составляют богатый материал, в котором можно найти сведения по Св. Писанию. Драгоценность их состоит в том, что они основываются не только на научном исследовании Слова Божия, но и на Св. Предании, идущем от самих святых апостолов. Такими толковниками Св. Писания являются св. Ефрем Сирин, блаж. Иероним, св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий и др.

Обращение к данным разных наук, как например, истории, археологии, лингвистики, филологии и других, также способствует лучшему уяснению смысла Св. Писания.

Главным руководственным началом изъяснения Св. Писания является Святая Вселенская Церковь. Решающий голос в этом вопросе принадлежит Святой Церкви, потому что она является истинной хранительницей Св. Предания и Вселенской учительницей веры и благочестия. Этот голос принадлежит Церкви не только относительно правильного и непогрешимого понятия истин, содержащихся в Св. Писании, но и по отношению к подлинности, каноническому достоинству и боговдохновенности книг Св. Писания.

Источниками, в которых содержится этот решающий голос Церкви, являются:

древние Символы и Символ веры Никео-Цареградский;

вероисповедания Вселенских и Поместных Соборов;

творения святых отцов и учителей Церкви;

церковные службы и песнопения;

Соборы поместных Церквей.

Краткое содержание книги «Бытие»

Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.

Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.

Первая (1–3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.

Вторая (4–11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру после потопного человечества.

В третьей (12–50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *