семинар как форма проведения занятия по истории

Доклад «Семинарские занятия на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Семинарские занятия на уроках истории

Туркова Ирина Александровна

Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21» города Рудного

Учение – это труд души, ума, тела. И любой труд каждого человека, будь то ребенок или взрослый, ученик или учитель, студент или преподаватель, рядовой труженик или лидер страны – это учение. По сути, в каждом из нас живет ученик или учитель.

Работая в школе, ни на один шаг не отступаю от принципа: прежде учиться самой, а потом учить других. Главное в моей работе – это не просто дать знания, но и научить добывать знания, овладеть необходимыми для этого навыками. Образно говоря, “ухватить” ту самую “нить Ариадны”, которая поможет отыскать нужную дорогу в лабиринте знаний.

Очень часто, продолжая образование после средней школы, студенты не могут успешно учиться потому, что школа не подготовила их к специфике подобного обучения. Все мы знаем, что значительный объем материала выносится там за рамки лекционного: семинары, рефераты, курсовые и дипломные работы. Одной из главных задач моего учительского труда считаю подготовку учеников к дальнейшему обучению.

За годы работы сложился определенный педагогический почерк. Важное место здесь занимает научная организация труда школьников. Мной накоплены рекомендации и разработки в этой области, есть собственные находки. У каждого ученика имеется папка с материалами-памятками и рекомендациями по подготовке рефератов, докладов, сообщений, выступлений на семинаре, конспектированию, составлению плана, рецензированию ответов и т. д.

Более подробно остановлюсь на подготовке и проведении семинарского занятия. Семинары провожу не часто – два, три, максимум четыре раза в год, помня о том, что история не единственный предмет в школе. Да и времени на подготовку к нему должно быть достаточно, поэтому тему, вопросы, список литературы объявляю заранее.

Семинарский тип занятий широко применяются в вузах, но было бы ошибкой механически переносить методику вузовских семинаров на школу. Семинары в школе не могут быть такой же системой, как в вузе. В школе семинарские занятия возможны лишь по некоторым темам, наиболее значимым, проблемным, актуальным. В своей работе использую следующие виды семинаров:

Семинар как составная часть изучаемой темы. Ему предшествует лекция учителя по узловым вопросам.

Семинар как заключительное занятие по теме.

Семинар как самостоятельное изучение темы. Такой семинар проводится в хорошо подготовленных классах, владеющих навыками самостоятельной работы.

Первым этапом подготовки учителя к семинару является выбор темы. При этом следует отбирать темы, обладающие важным образовательным и воспитательным значением.

При изучении темы “Гражданская война и военная интервенция”, планирую семинар с использованием регионального компонента “Партизаны поселка Алексеевка или Вербное воскресенье алексеевцев”. Этот семинар проводится в конце изучения темы, учащиеся уже получили достаточный объем знаний, поэтому предваряющей семинару лекции не даю. Кстати, в апреле 2014 года отмечается 95-летие со дня расстрела партизан Алексеевки, поэтому семинар планируется с участием музейных работников.

Вторым этапом является разработка плана семинарского занятия и списка рекомендуемой литературы, что влияет на эффективность подготовки учащихся к семинару. Важно, чтобы вопросы были сформулированы проблемно, не ориентировали учащихся лишь на простое воспроизведение знаний. К списку рекомендованной литературы также предъявляется целый ряд требований. Прежде всего, его нельзя перегружать большим количеством названий, а также включать произведения, не имеющие прямого отношения к выбранной теме.

Третьим этапом подготовки к занятию является определение методики его проведения и разработка заданий для учащихся. В одних случаях – это развернутые выступления учащихся с последующими дополнениями, в других – дискуссия с обобщением учителя, в третьих – элементы того и другого. От избранной методики во многом зависит характер заданий для учащихся. Задания могут быть как общими для всего класса, так и индивидуальными (подготовка доклада, сообщения, изготовления наглядного пособия и т. д.).

Ученики при подготовке к семинару пользуются следующими памятками из своей папки:

Приступая к обсуждению спорной проблемы, установите предмет спора. Не начинайте спорить, если Вы плохо разбираетесь в предмете спора, если о споре известно заранее, тщательно подготовьтесь к нему. Не теряйте предмета спора в процессе его обсуждения. Не упускайте главных положений, из-за которых ведется спор. Занимайте определенную и твердую позицию в споре.

Выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые Вы предполагаете использовать в споре.

Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента. Не унижайте его достоинства, не оскорбляйте резкими словами, не прибегайте к грубости. Говорите в спокойном, дружественном тоне. Сохраняйте выдержку и самообладание. Не следует горячиться по пустякам.

«Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо» (Плутарх). Вырабатывайте у себя умение слушать мнение оппонента и учитывать его во время обсуждения. Такая психологическая установка поможет Вам во время обсуждения наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий между вами. Контролируйте свое поведение во время обсуждения.

Начинайте спор тогда, когда будете обладать достоверными и достаточными аргументами для доказательства своей точки зрения.

Формулировка вопросов должна быть четкой и краткой. Пользуйтесь простыми вопросами. Все вопросы должны быть конкретными, правильно поставленными.

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, правильное, конкретное изложение темы.

2. Логичность, последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретичесеих положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Богатство речи: образное и яркое изложение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.

4. Правильность речи, чистота речи.

5. Овладение стилем изложения, терминологией.

6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

УЧИСЬ РЕЦЕНЗИРОВАТЬ ОТВЕТ

1. Выскажи общие впечатления об ответе своего товарища.

2. Оцени знание материала и осмысленность его изложения.

3. Оцени умение сравнивать, выделять главное.

4. Охарактеризуй эмоциональность речи.

5. Сделай общий вывод об ответе обучающегося.

Роль учителя исключительно велика не только при подготовке к семинарскому занятию, но и в период его проведения. Учитель в течение всего занятия должен направлять обсуждение в нужное русло, обращать внимание учащихся на выявление главного, в случае необходимости разъяснять допущенные ошибки, поэтому ему, как руководителю семинара, принадлежит ведущая роль. Пассивность с его стороны, даже при достаточной активности класса, неуместна. Следует избегать и другой крайности – стремления самому ответить на поставленные вопросы. Вопросы, которые учитель по ходу семинара может задать учащимся, продумываются заранее. Следует избегать вопросов, требующих односложных ответов, они должны побуждать к живому обмену мнениями, высказыванию и обоснованию своей точки зрения, а возможно, и к спору. Высшим достижением результативности семинарского занятия является возникший на нем спор.

Многие учащиеся не приучены внимательно слушать выступления своих товарищей, поэтому я предлагаю рецензирование ответов, заранее научив их этому на обычных уроках. Составляя краткие рецензии о положительных и отрицательных моментах в выступлениях, учащиеся приучаются анализировать ответы своих товарищей с точки зрения их содержания, глубины и полноты раскрытия вопроса.

Подведение итогов семинара тоже очень важный и обязательный этап. Нужно отметить как положительные, так и отрицательные стороны выступлений и ответов, обратить внимание на ошибки и пробелы в знаниях, которые выявлены на семинаре, оценить ответы и выступления. Далее следует сформулировать все основные выводы по теме, наметить связь между изученным и тем, что предстоит в дальнейшем.

Содержание и процесс работы над ученическими семинарами предусматривают формирование у учащихся следующих компетенций:

-умение проводить групповую, парную и коллективную работу по сбору информации;

— умение вести диалог, с использованием знаний, полученных на уроках истории;

— умение слышать других и выражать собственные мысли, владение культурой общения.

Компетенция разрешения проблем и самоменеджмента:

— осознание сопряжения глобальной истории (в данном случае истории Казахстана) и собственной историей школьника;

— умение выявлять основы социальных, общественных явлений и традиций и усвоение культурологической ценности;

— формирование чувства гражданской ответственности;

— овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности;

— владение навыками планирования, анализа и самостоятельной оценки учебно-познавательной деятельности;

— освоение креативных навыков творческой деятельности: поиск знаний, восприятие сведений непосредственно из реальной жизни.

— умение извлекать информацию из различных источников и эффективно ею пользоваться;

— умение анализировать, систематизировать собранную информацию, принять на ее основе решение;

— умение обрабатывать, систематизировать, сохранять и транслировать информацию путем использования новейших информационных технологий.

Источник

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский авиационный колледж им.Н.Е. Жуковского»

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по истории

2 Темы и список литературы для проведения семинарских занятий по истории………5

3 Как подготовиться к семинару по истории……………………………………………10

4 Как подготовить доклад к семинару по истории………………………………………11

1 Пояснительная записка.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм в том, что он ориентирует студентов на проявление большой самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, т.к. в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные в результате самостоятельной работы над источниками, документами, дополнительной литературой.

Дидактические цели семинарских занятий:

Углубление, систематизация, закрепление знаний;

Привитие умений и знаний самостоятельной работы;

Развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, слушать других, задавать вопросы.

Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекциями, уроками изучения нового материала, повторительно-обобщающими уроками, с самостоятельной работой студентов. Учебный материал семинаров не дублирует материала, изложенного преподавателем на лекции или уроке, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.

Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, вычленении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.

Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы и быть краткими, четкими, понятными всем студентам, их можно формулировать как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносится не более 4-6 вопросов, т.к. большое количество рассеивает внимание студентов и ведет к неглубокому рассмотрению вопросов.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинарских занятий:

В докладе выделяют три основные части: вступительную, в которой определяется тема, ее значимость; основную, в которой излагается содержание темы; заключительную, в которой обобщается тема, делаются выводы. Особое внимание обращается на убедительность и доказательность доклада. По продолжительности он не должен быть 10-15 минут. Центральным на семинаре подобного вида является обсуждение докладов (прения), после ответов на вопросы и обсуждения доклада докладчик выступает с заключительным словом.

Подготовка реферата – более высокая форма творческой работы учащегося, по сути, оп представляет собой сочинение, законченный труд.

Выполнение творческих работ, например, рефератов, оказывает большое воздействие на развитие исследовательских способностей учащихся, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой.

Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут осуществляется в форме диалогического общения ее участников. Он предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Смешанная форма семинара, на котором сочетаются обсуждение докладов, свободные выступления студентов, дискуссионные обсуждения, также используются в средних специальных учебных заведениях.

Педагогическое руководство подготовкой студентов к семинару состоит в том, что преподаватель помогает подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и убеждений, сформулировать тезисы выступлений, консультирует учащихся по другим вопросам.

2 Темы и список литературы для проведения семинарских занятий по истории.

1 Причины реформ Петра I и их особенности.

2 Основание города Петербурга.

3 Основание города Омска.

4 Полтавская битва.

2 Основные положения и значение «великих» реформ.

3 Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века:

освободительное движение 60-70-х годов XIX века;

русское народничество 70-80-х годов XIX века;

начало социал-демократического движения;

4 Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Семинар 3 Индустриализация. Коллективизация. Политика раскулачивания.

1 Неизбежность «большого скачка» (ускоренного перехода к социализму). Чем был вызван такой переход, его внутренние и внешние причины.

2 Коллективизация сельского хозяйства. Политика раскулачивания:

а) суть аграрной политики;

б) когда начался переход к «сплошной коллективизации», как она проходила;

в) почему началось раскулачивание, как оно проходило;

г) каковы итоги коллективизации.

а) причины и цели индустриализации;

б) источники средств для проведения индустриализации;

в) как проходила индустриализация, каковы ее итоги.

4 Культурная революция, ее задачи и достижения.

2 Голод 1932-1933г.г.

3 Пятилетние планы. Стахановское движение.

4 Развитие образования и науки в СССР в 20-30-е годы.

5 Развитие культуры и искусства в СССР в 20-30-е годы.

6 Соколов А.К. Курс советской истории 1917-1940 г.г.- М.: Высшая школа, 1999.

Семинар 4 Итоги и уроки Великой Отечественной и II мировой войны.

1 Почему не удалось предотвратить II мировую и Великую Отечественную войны?

2 Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны? Какую роль сыграли оборонительные сражения в срыве планов Германии?

3 Что означает коренной перелом в ходе войны? Определите место и значение в нем битвы за Москву, Сталинград, на Курской дуге.

4 Какую роль в ходе войны сыграло развертывание в тылу врага партизанского движения и подполья?

5 Какие трудности стояли перед советской экономикой? Какой вклад внесли омичи (моя семья) в разгром фашистской Германии? Наш техникум в годы войны.

6 Каковы основные итоги II мировой и Великой Отечественной войны? Почему фашистская Германия не смогла установить свое мировое господство? Каковы уроки войны?

3 История второй мировой войны: в 12 т.- М.: Военное издат., 1982.

4 Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2001.

1 Дайте характеристику государственной системы России в начале XX века, в чем ее главное противоречие?

2 Каковы причины, характер, особенности и итоги I российской революции?

3 Каковы причины Столыпинской аграрной реформы, ее сущность и последствия?

4 Охарактеризуйте внешнюю политику России в начале XX века, определите роль Восточного фронта в I мировой войне.

5 Каковы причины и особенности февральской революции 1917 г. Какие альтернативы щестобвенного развития существовали в России после февраля 1917г.

6 Какие факторы обусловили победу большевиков в Октябрьской революции 1917г., в гражданской войне? Мог ли быть иной исход? Если «да», то при каких обстоятельствах?

7 Как менялась экономическая политика советской власти на протяжении 1917-1939 гг.? Чем вызваны столь серьезные изменения?

8 Дайте характеристику политической системы СССР в 30-е годы. Каковы итоги развития СССР в 30-е годы?

9 Каковы основные итоги II мировой и Великой Отечественной войны? Почему фашистская Германия не смогла установить свое мировое господство? Каковы уроки войны?

2 История России: XX век. Курс лекций по истории России. Под редакцией Б.В. Личмана.- Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 1993.

3 Материалы к изучению истории Отечества. Россия в начале XX века. Выпуск I – Омск: Омич, 1992.

7 Соколов А.К. Курс советской истории 1917 – 1940гг.- М.: Высшая школа, 1999.

Семинар 6 Причины, проявления, итоги «холодной войны».

1 Предпосылки «холодной войны».

2 Проявления «холодной войны»:

а) Берлинский кризис;

в) «Оттепель» в «холодной войне»;

г) Карибский кризис.

3 Разрядка международной напряженности, ее причины, проявления, крах.

4 Перестройка и «новое мышление» во внешней политике. Завершение «холодной войны».

5 События 1989 – 1991гг. в странах Восточной Европы. Причины, суть, итоги.

2 Карибский кризис.

3 Война в Афганистане.

4 Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: дрофа,2001.

Семинар 7 Повторительно – обобщающий урок по 5 разделу «Мир во второй половине XX в. – начале XXI в.

Как вы думаете, почему победа в Великой Отечественной войне привела к укреплению тоталитарного режима? В чем это выразилось?

Почему десятилетний период правления Н.С. Хрущева получил название «оттепель»? Какие изменения происходят во внутренней и внешней политике, экономике, культуре?

Правомерно ли называть весь период с 1964 по 1985 гг. периодом «застоя»?

Когда началась перестройка, каковы ее причины, итоги, достижения и просчеты?

Какие задачи встали перед Россией после декабря 1991 г.? В чем сущность «нового двоевластия», чем оно закончилось?

Какие черты правового государства вы видите в политической системе современной России?

С чего началось проведение экономических реформ в России, что, по вашему мнению, мешает их успешному проведению?

Каковы на сегодняшний день основные достижения и провалы российских реформ?

2 Новейшая история Отечества. XX век. Учеб. пособие для студентов вузов в 2т. Т.2 – М.: ВЛАДОС,1999.

3 Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,2001.

4 Поцелуев В.А. История России XX столетия (Основные проблемы). Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997.

3 Как подготовиться к семинару по истории.

Ознакомьтесь с планом семинарского занятия заранее, т.к. подготовить выступление за один-два дня невозможно. У вас должно быть время для поиска литературы, ее изучения, обработки записей.

Изучите предложенную литературу по данной теме, которая имеется в читальном зале библиотеки авиационного техникума, дополнительную литературу вы можете в других библиотеках города, поработав с каталогом.

Еще раз изучите лекции по теме семинарского занятия, они помогут вам при подготовке к семинару.

Изучив предложенную литературу, найдите ответы на вопросы семинарского занятия, сделайте записи в тетради, они помогут вам при ответе.

Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, т.к. они могут помочь вам лучше подготовиться к семинару.

Записи ведите, как правило, своими словами. Это способствует лучшему осмыслению текста.

Применяйте систему подчеркивания, выделяйте наиболее важное, используйте условные обозначения и сокращения.

Оставляйте в конспекте широкие поля для заполнений, различных заметок, записи незнакомых имен и терминов, требующих разъяснений.

Отвечайте четко, ясно, аргументируйте свое выступление.

Внимательно слушайте выступления других студентов, чтобы при необходимости сделать дополнения.

Если в ходе семинара возникнет дискуссия, умейте выслушивать мнение своего товарища, не перебивайте. Доказывая и опровергая, говорите ясно, отчетливо. Помните, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные, бесспорные факты, аргументы, логика.

4 Как подготовить доклад к семинару по истории.

Выберите тему для доклада на семинарском занятии заранее, у вас должно быть время, чтобы найти литературу и изучить ее.

Составьте план доклада, подумайте, какие вопросы и в какой последовательности вам необходимо раскрыть. В процессе работы над литературой план может корректироваться, формулировки могут меняться.

Изучите литературу по данной теме. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки автора на источники, т.к. они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой, при подготовке реферата.

Выбирайте книги, в которых на ваш взгляд тема раскрыта наиболее полно. По этим книгам сделайте основные записи. Не следует текст из монографии переписывать дословно. Изменяйте фразы, сохраняя их смысл таким образом, чтобы они соответствовали стилю вашей устной речи, а главное были понятны вам самому и вашим слушателям. Сразу группируйте выписки по вопросам плана доклада.

Заранее оговорите с преподавателем время, которое должно занять ваше выступление на семинаре. Обычно доклад длится 10-15 минут. Готовясь к выступлению, засеките время, а затем вслух и внятно, в обычном темпе, прочтите доклад. В соответствии с полученным результатом скорректируйте объем доклада.

Обязательно поработайте с терминологией. Поставьте ударения в тех словах, в произношении которых сомневаетесь или совсем не знаете (здесь вам помогут словари).

Будьте готовы к тому, что преподаватель и студенты, после окончания доклада, захотят задать вам вопросы, поэтому надо хорошо не только знать текст, но и вникнуть в тему, понять ее.

Доклад оформляется по требованию преподавателя. Оформление стандартное: титульный лист, содержание, текст доклада, список литературы.

Общая оценка за доклад выставляется с учетом следующих требований:

полное раскрытие темы;

логическая связанность материала;

свободное владение текстом;

соблюдение оговоренного времени;

умение отвечать на вопросы, аргументировать свое мнение.

Источник

Методическая разработка на тему «Проведение семинарских занятий по дисциплине»История»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проведение семинарских занятий по дисциплине «История»

Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Передовые педагоги всегда считали, что обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель руководить этим самостоятельным трудом. По моему мнению, самой эффективной формой проведения учебного занятия, где студенты приобретают навыки самостоятельности и самообразования, в системе среднего профессионального образования является семинар. Эта форма используется для того, чтобы дать студентам практику использования введённых на лекции теоретических понятий в процессе формулирования своей точки зрения, позиции по дискуссионной проблеме. Поэтому функции семинара не только контроль и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний, но и формирование познавательной активности и профессиональной мотивации студентов.

Существует множество методик проведения семинарских занятий. Я разработала свою. Моя задача – вовлечь в дискуссию всех слушателей, включая малоактивных, поэтому в работе семинара участвует вся группа. Такие занятия интересны всем.

Сложилась система: первые семинарские занятия провожу я, делая вступление, открывающее дискуссию, заключение. Потом (по желанию!) выбираются ведущие последующих семинаров. Активность, как правило очень высокая. Для ведущих мною разработана схема подготовки для проведения семинара. (Приложение 1)

Заранее выдаю темы для подготовки. Тема разбивается на вопросы для обсуждения. Как показал опыт, для проведения 2-ух часового занятия, достаточно 5-6 вопросов. Подготовка идет малыми группами. Малые группы формируются по выбору студентов или случайной выборкой. Это тоже интересный момент, который нравится участникам. Можно назначить старших в группе, а остальные добавляются сами. А можно поиграть с помощью генератора случайных чисел – рандом.

Каждая группа готовит доклад по своему вопросу, презентацию, наглядный материал. Так во время проведения семинара «Китай – новая мировая сверхдержава?» кабинет наполнился духом Китая: монеты, китайские божки и иероглифы. А на семинар «Молодежная культура», проводимого в форме слета, прибыли представители молодежных субкультур (Рокеры, байкеры, готы, эмо), фанаты и болельщики, пионеры, октябрята и комсомольцы, лидеры политических молодежных организаций (Молодая гвардия, Наши, Россия молодая, Вперед).

При разработке методики проведения семинарских занятий был реализован личностно-ориентированный подход и учтены психологические возрастные особенности студентов: возраст, желание быть увиденным и услышанным, возможность для творческого самовыражения, возможность самооценки и рефлексии. Для будущей самостоятельной жизни важно научиться оценивать не только свои и чужие работы, но и нужно учиться воспринимать чужое мнение. Такое умение вырабатывается при совместном открытом оценивании результатов семинара.

Оценивание происходит по четко разработанным критериям, поэтому не возникает споров по поводу оценки. Кроме того, оценочный лист позволяет проводить самооценивание и совместное оценивание.

Работу в группе студенты распределяют сами: кто-то готовит презентацию, кто-то выступление. Студенты могут получить дополнительные баллы за активную работу на занятии (ответы на вопросы, формулирование вопросов по предложенной тематике, написание синквейна).

Когда первый раз проводила такое занятие, опасалась, что студенты будут завышать оценки. Опасения были напрасны. Как правило, оценивают объективно.

Ежегодно я провожу анкетирование студентов. Большинству нравятся такие формы проведения занятия, где требуется самостоятельная подготовка: 21 (54%) студентам нравятся семинары, дискуссии и игры-викторины, 10 (26%) – экскурсии. Только 7 (18%) нравится лекционная форма проведения занятий.

Семинары позволяют построить учебный процесс на принципах общения, сотрудничества, обеспечить каждому студенту условия для проявления и развития его способностей, творческого потенциала, самостоятельности. Такая форма проведения занятия студентам нравится, вызвает положительную эмоциональную реакцию. Возможно и мой опыт пригодится в вашей педагогической деятельности.

Схема семинара «Глобальные проблемы человечества»

(памятка для ведущих)

Вопросы для подготовки:

2. Демографическая проблема

5.Энергетическая и сырьевая проблема

6. Проблема использования мирового океана и освоения космоса

Всем: + интересные сведения +3 вопроса по своей теме +презентация +раздаточный материал, фото, презентации, таблицы и т.д Дополнительный балл – связь с будущей профессией

Приветствие: Доброе утро всем участникам семинара (Симпозиума, коллоквиума, саммита)!

Мы рады приветствовать вас и желаем всем успеха …

Тема семинара : Какую цель мы ставим перед собой? Что хотим узнать? Что для этого должны уметь? Для чего нам это нужно? Раскрыть, познакомиться с понятием, способы решения проблемы)

Представление участников семинара… (заполнение таблицы)

Оглашение регламента – 7-10 минут

Договор о максимальном количестве баллов за каждый параметр таблицы

Проверка готовности – тетрадь, ручка, выключенные телефоны. Не забывайте про вопросы и конспекты.

Подведение итогов (вывод по цели) достигли или не достигли цели

Семинар «Глобальные проблемы человечества»

Фамилия участника семинара __________________

Содержательность доклада (вступление, раскрытие темы, цели, вывод)

Форма изложения ()доступность, объяснены незнакомы термины, четкость речи, логичность,)

Качество наглядного материала и презентации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *