семейные традиции на руси для детей
«Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Евгения Неретина
«Семейные традиции на Руси». Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
КОНСПЕКТ
открытого занятия по нравственно-патриотическом воспитании
Тема: Семейные традиции на Руси
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок;определениями: старинный, колыбельная.
Дать представление о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Учить изготавливать оберег «кукла».
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях.
Развивать связную речь, внимание память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С.Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, каждый из вас добавил сейчас своему соседу частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде».
«Наш круг объединил нас с вами в одно целое, настоящий семейный круг — мы все вместе с вами одна …
Дети: большая семья.
Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья — одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Давайте поиграем в игру «Какая моя семья».
Дети дотрагиваясь до плеча друг друга по часовой стрелке, поочередно, называют слова (начинает воспитатель: моя семья счастливая, дети — дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая, спортивная, добрая и т. д.)
«Кто живет в семье» (Пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: «Вся семья вместе, и душа на месте»
Дети садятся на свои места полукругом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Полина: «Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу,
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты».
Даня: «Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья- это много домашней работы,
Маша: «Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите!
Обиды и ссоры подальше гоните!
Хочу,чтобы про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!»
Воспитатель: В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети — уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад». Дети, в каждой семье есть свои традиции, делающие жизнь в семье интересной и насыщенной.
Расскажите, пожалуйста, о традициях вашей семьи (дети рассказывают, воспитатель тоже принимает участие в разговоре, выслушивая каждого ребенка).
Наша группа — тоже семья. И все, что в ней происходит касается каждого из вас. Если что-то у одного не получается — страдает вся группа, а когда все стараются, то выигрывает вся группа. Мне хочется чтобы вы переживали и болели за свою группу, как за большую семью.
Какие традиции есть в нашей группе? В нашем саду?
(Традиции праздновать дни рождения, Новый год, 23 Февраля, Масленицу, 8 Марта).
Показ рисунков, фотографий.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами. Но чтобы туда попасть, мы поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».
Под музыку «Во поле берёза стояла».
Воспитатель: Где же мы?.
Дети: В русской избе.
Рассматривается иллюстрация о большой семье.
Воспитатель: В каждой избе была печь,про нее говорили: «Печь всему голова».
Как вы думаете, почему так говорили про печь?
Воспитательобобщает ответы детей:
Воспитатель показывает чугунок.
Воспитатель: Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклы.
Малыш, это кукла-малыш. Давайте его покачаем.
С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Выбирают одно имя — ребеночка называют Егором.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как выс будут называть, когда вы станете большими? Федя — Федор, Варя — Варвара, Костя — Константин.
Воспитатель: Молодцы. Мы познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что это? (Уголек, зернышко, монетки).
Дети: Уголек, зернышко, монетки.
Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Воспитатель: Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребенка в первый раз купали.
Ребенок кладет уголек.
Воспитатель:Когда клали уголек говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Ребенок кладет зернышко.
Воспитатель:Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребенок кладет денежку.
Воспитатель: Когда клали монетку,говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: А во что одевали ребеночка?
Дети высказывают свои версии.
Воспитатель: В отцову рубашку.
А почему ребенка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?
Воспитатель: Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, вот рубашка, какая она?
Дети: Красивая, праздничная.
Воспитатель: давайте одевать Егорушку.
Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка.
Воспитатель: А что такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребеночка можно было качать в любую сторону.
Воспитатель: У нас есть такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки.
Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соль, дает попробовать.
Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей.Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» (Дети повторяют слова 2-3 раза).
Дети, родители положили ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель: А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.
Спи, Егорка, засыпай!
Наш Егорушка спит, а мы поговорим о другой русской традиции.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, общаться.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления
Для каждой местности характерны свои особенности у кукол. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику. Отношение к куклам было бережное.
Их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних времен. Сейчас я расскажу о не которых из них.
Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом, кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество.
Считалось, что она притягивает в дом богатство.
Кувадка – первая игрушка, развивающая зрение и тактильное восприятие.
Вот ее мы и сделаем сегодня.
Рис 1-3. Прямоугольный лоскут ткани берём и скручиваем несколько раз (как будто выжимаем полотенце).
Рис. 5.Готовим руки: прямоугольный лоскут поменьше перетягиваем нитью в центре и по краям (формируя ладошки, красиво расправляем складки.
Рис. 6. Вставляем руки между лоскутами ткани, перетягиваем нитью крест на груди, завязываем на поясе. Кувадка готова!
К головам кувадок привязывают нити, чтобы их можно было подвесить.Нить удобно привязывать так: берём нитку, складываем пополам. Получается петля. Концы нитки связываем и просовываем в кольцо – голову. А затем протягиваем через петлю и затягиваем.
Посмотрите, какая замечательная кукла у нас получилась.
Вот теперь, ребята, вы можете научить делать таких замечательных кукол своих родителей и друзей.
А этих куколок мы подарим гостям!
Итог занятия.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Что герб нам может рассказать» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Что герб нам может рассказать» Задачи: Образовательные:.
«Семейные обычаи на Руси». Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Семейные обычаи на Руси» тема:.
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной посёлок Лысые Горы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга» р. п. Лысые Горы Саратовской области Лысогорского.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина-мать зовет» Программное содержание: Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Познавательная»,.
Конспект занятия для второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» Конспект занятия для второй младшей группы «Моя семья». Цель: уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Бабушка и дедушка в семье» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Бабушка и дедушка в семье» Цель: Расширять представление о семье. Учить ориентироваться.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по родному поселку» Цель: Продолжать формировать элементарные представления детей о малой Родине – Некрасовское на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый поселок» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый поселок» Составитель воспитатель высшей категории.
Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Праздник Светлой Пасхи» Конспект занятия в старшей группе по нравственно – патриотическому воспитанию «Праздник Светлой Пасхи» Программное содержание. Цель:.
Комплексное занятие для детей 5–7 лет «Семейные обычаи на Руси»
Ольга Румянцева
Комплексное занятие для детей 5–7 лет «Семейные обычаи на Руси»
Воспитатель: Румянцева Ольга Анатольевна.
Открытое комплексное занятие для детей 5-7 лет
«Семейные обычаи на Руси»
(ознакомление с окружающим, развитие речи, ручной труд)
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
Задачи:
1. Познакомить детей со старинным семейным обычаем, связанным с рождением ребенка.
2. Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени, развивать речевую активность.
3. Способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, развивать и тренировать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, к культуре русского народа.
Предварительная работа:
• Беседа «Предметы русской старины»;
• Посещение экспозиции «Мир русской деревни»;
• Организация и проведение с детьми русских народных игр;
• Беседы «Я и моё имя», «Древнерусские имена».
Материалы и оборудование:
Аудиозаписи: колыбельные мелодии, колыбельная песня, плач, ребенка; презентация «В русской избе»; мяч, кукла в колыбельке; кукла – оберег «пеленашка»; лоскутки ткани на каждого ребенка: белая х/б для скрутки 2535см., цветная прямоугольная ткань для пелёнки 1220см., цветная треугольная ткань 152015см, тесьма разного цвета; шпагат или верёвка 15 см.
Ход занятия
1. Организационный момент, вводная беседа.
Педагог:- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся со всеми по русскому старинному обычаю. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу)
Дети рассаживаются возле экрана на стульчики полукругом
Педагог: Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами
• Показ презентации «В русской избе», беседа.
Слайды: изба, предметы старинной домашней утвари
Педагог: Вот мы и очутились возле русской избы.
— Кто жил в таких избах? (ответы детей)
Педагог: В таких избах жили большие крестьянские семьи. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья.
Педагог: В каждой избе была печь, про неё говорили:
— Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей:
Педагог: Посмотрите сколько здесь интересных вещей.
(дети рассматривают слайды)
— Назовите известные вам предметы старины? (ответы детей: самовар, деревянная посуда, чугунок, лапти, сундук)
— Для чего нужны лапти? чугунок? сундук? (ответы детей)
Педагог: Как вам уже известно, в старину люди все делали своими руками. В большой семье никому не приходилось скучать и сидеть без дела.
Долгими зимними вечерами мужчины вырезали из дерева посуду: чашки, ложки, различные ковши.
— А что делали женщины? (ответы детей)
Педагог: Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи,
И ещё женщины украшали вышивкой одежду, скатерти, полотенца.
На специальных станках женщины ткали ковры-дорожки.
2. Семейные обычаи на Руси
Раздается звук плача ребенка.
— Скажите, для чего человеку имя? (ответы детей)
Родители назвали своего сынишку Егорушкой, это имя старое русское. Какие еще старинные имена вы знаете? (ответы детей)
Педагог: Сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой, Егоркой, а когда он подрастет, его будут называть Егором, Егором Николаевичем. Вы растёте, и имя ваше растет. Как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? Ответим на вопросы играя.
• Игровое упражнение «Поиграем с именами»
— А вы знаете, что обозначает имя Егор? (дети высказывают предположения.) Педагог: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос счастливым и богатым, чтобы у него было много-много земли, на которой он мог бы работать и кормить свою семью.
— Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (ответы детей.)
Педагог предлагает детям вернуться на стульчики
Педагог: Дети, посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки, какой-то мешочек, что же в нём? (Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки)
Дети поочередно кладут в воду уголек, зернышки, монетки, педагог купает малыша, сопровождая свои действия словами:
уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,
зернышки – «Будь всегда сыт»,
монетки – «Будь всегда богат».
Дети вытирают куклу
Педагог: Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш!
Так приговаривали, когда вытирали малыша.
Педагог: Вот мы искупали, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? (ответы детей)
— А что такое колыбельная песня? (ответы детей)
Давайте послушаем, какие колыбельные песни пели малышам раньше мамочки (звучит аудиозапись колыбельной песни)
Дети встают со стульчиков
Вот и дети спят, ладошки вправо
Вои и звери спят, ладошки влево
Птицы спят на веточках, взмахи руками, ладошки вправо
Куры спят на жердочках, взмахи руками, ладошки влево, присели
Зайцы спят на травушке, ладошки над головой, присели
Утки на муравушке, ладошки сложить, как носик, присесть
Детки все по люлечкам покачивание туловища влево, вправо
Спят – поспят ладошки вправо, влево
Всему миру спать велят. руки поднять вверх, развести в стороны
— Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения? (ответы детей)
— Как вы думаете, своими руками из чего можно сделать игрушку? (ответы детей: из глины, дерева, бумаги, лоскутков ткани).
— Что такое оберег? (ответы детей: это предмет, который защищал и охранял людей от бед, защищал от болезней.)
Вы всё правильно сказали, самое главное для людей это – здоровье, его тоже надо беречь, и сейчас мы с вами позанимаемся гимнастикой (для глаз, пальчиковая гимнастика, которая укрепит ваше здоровье.
Сегодня у Егорушки первый день рождения! Давайте и мы постараемся и своими руками, как в старину, приготовим для Егорки подарок!
(дети садятся на стульчики)
3. Изготовление куклы-«пеленашки»
— Давайте рассмотрим куклу повнимательнее. (дети называют из каких частей состоит кукла)
— Ребята, как вы думаете, почему у куклы нет на лице глаз, ротика? (ответы детей)
Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
А теперь, посмотрите, как можно смастерить такую куклу.
1. Лоскуток белой ткани плотно скручиваем в скрутку (скрутка – это скрученная в трубочку ткань, педагог просит детей повторить новое слово)
2. Скрутку складываем пополам, чтобы её концы были на одном уровне.
3. Для обозначения головы скрутку перетягиваем веревочкой и завязываем.
4. На голову повязываем косынку. Скрещиваем концы впереди, завязываем на узел сзади.
5. Затем куклу укладываем на прямоугольный цветной лоскуток так, чтобы голова с платком были выше и плотно заворачиваем.
6. Тесьмой «обворачиваем» куколку, сначала сверху, потом внизу и завязываем на узелок.
• Закрепление последовательности выполнения работы
— Что сделаем сначала?
— Что будем делать потом?
— Где будем завязывать платочек?
— Как должна быть расположена голова
куклы, когда вы будите ее пеленать?
• Самостоятельная работа детей
Под музыкальное сопровождение дети начинают изготавливать куклу. В ходе выполнения педагог оказывает индивидуальную помощь.
Примерные варианты пожелания детей:
«Никогда не болей, будь здоров!»
«Расти сильным, крепким да удалым!»
«Слушай отца – батюшку, да родную матушку!»
«Будь добр, и пусть встречаются тебе добрые люди!»
«Пусть живёт – поживает, да добра наживает!»
4. Итог занятия:
Педагог благодарит детей за тёплые слова и за старание, выясняет:
— Что нового и интересного вы узнали, на занятии?
— С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)
— Что обозначает слово оберег? (оберегает)
— Что вам понравилось на занятии?
Оценить работу детей, похвалить!
Презентация педагога на конкурс «Лучший по профессии» в номинации «Воспитатель». Презентация педагога на конкурс «Лучший по профессии» в номинации «Воспитатель» Государственное Специализированное Казённое учреждение Астраханской.
Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
светлана обухова
Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Цель:
Формировать представление о семье и старинных семейных обычаях.
Задачи:
1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые живут вместе; Происхождение своего имени.
2. Упражнять в полной форме своего имени, развивать речевую активность.
3. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
4. Воспитывать интерес и уважение к обычаям старины, к культуре русского народа.
5. Развивать и тренировать мелкую моторику рук.
6. Обогатить словарный запас существительными: семейное древо, кокошник, лапти, чугунок, сундук; Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Предварительная работа:
Изготовление совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись: физ. минутка; мольберт; иллюстрации к занятию; указка; магнитики; письма для каждого ребенка (в конверте письмо с кратким описанием имени ребенка); чай и угощения.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату и проходят на свои места (на стульчики).
Воспитатель:
Сегодня наше занятие посвятим семье и семейным обычаям на Руси.
Основа жизни человека – это его семья.
Я вам предлагаю для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья»?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Соглашусь, могут быть разные варианты ответов: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестра, братья и тетя и дяди и т. д». Одно из самых популярных определений термина «семья» гласит: «Семья- это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Семья и ее составляющие в истинном понимании этого слова поддерживают, любят друг друга, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным.
Игра пальчиковая: «Моя семья»
Массаж (или самомассаж)
Задачи: сохранение физического и психического здоровья, формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук.
(на каждую стихотворную строчку – разминаем подушечку одного пальца)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Ну а этот пальчик – я!
Вот и вся наша семья!
Пальчики все дружные,
(На последних строчках – сгибать-разгибать пальцы, хлопать в ладоши)
Воспитатель:
Во все времена в России семейные традиции чтились и оберегались. Они являются важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?
Важным правилом для любого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялась подробная родословная, бережно хранилась и передавалась.
Многие Россияне и в наше время тщательно ведут своё генеалогическое древо, помнят и чтят своих предков.
Я тоже для вас для примера составила свое собственное семейное древо. (показ воспитателя)
Я знаю, что и вы дома приготовили и принесли свое собственное генеалогическое древо, чтоб его нам показать и рассказать о своей семье.
Дети: (рассказ детей о своей семье)
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель:
В России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, вещи далеких родственников. Молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам. В каждом доме были сундуки, где хранились подвенечные платья, приданное, дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности. (рассмотреть иллюстрации сундуков)
Другой не менее важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Каждый ребенок, уже при рождении получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.
Вот, например когда я родилась, меня мама с папой назвали Света, а отчество у меня Валерьевна, потому что моего папу зовут Валера. А сейчас и вы мне ребята расскажите, как вас зовут по имени отчеству.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
В древней Руси очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. Я для вас ребята приготовила письма, но не простые в них написано, что значит ваше имя и откуда оно появилось. (дети берут письма и каждый по очереди читает о себе)
А еще, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения врачей, военных, пекарей, сапожников, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. Сейчас, к сожалению, такие династии в России встречаются очень и очень редко. (рассмотреть иллюстрации ремесленников)
Важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.
Какие-то из этих традиций не сберегли до наших дней. Но многие из них по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. … А, значит, у нашего народа есть будущее!
Музыкальная разминка: под муз. «русские матрешки»
Воспитатель:
Каждой семье присущи свои традиции и обряды. Даже если вы считаете, что в вашей семье их нет, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже сказанное утром: «Привет!» и вечером: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции.
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но их можно условно разделить на две большие группы: общие и специальные.
Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:
• Празднование дней рождений и семейных праздников. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
• Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам.
• Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и дети.
• Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции делают ее более яркой и насыщенной.
• Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается, и строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи.
• Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять.
• Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
Специальные традиции – это традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или еще что либо. Ребята, а какие у вас в семье семейные традиции?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Да, много интересных семейных традиций есть и было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря говорят о «широкой русской душе». К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка дома выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. После этого все шли за стол, ели, общались, пели песни.
Вот и я сегодня вас всех приглашаю в гости на чаепитие. Милости прошу вас пройти, помыть руки и присаживаться за стол.
Интегрированное занятие на тему: «Познание. Ознакомление с окружающим миром» — группа раннего возраста Конспект: «Мишка в гости к нам пришел»Цель: Дать детям элементарные представления о транспорте. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать.
Конспект НОД «Помощники на подоконнике» подготовительная группа, ознакомление с окружающим ЦЕЛИ: Познакомить детей с лекарственными комнатными растениями; ЗАДАЧИ : • воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность;.
Конспект ООД. Ознакомлению с окружающим миром и развитие речи. (Подготовительная группа для детей с ЗПР). «Фрукты. Сад» П. З. Коррекционно – образовательные Формирование элементарных экологических представлений Уточнить и систематизировать представления о.
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ЗПР 5–7 лет «Семейные обычаи на Руси» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в группе ЗПР (5-7 лет) Тема: Семейные обычаи на Руси Авторы:.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Моя Малая Родина» (подготовительная группа) Программное содержание: Формировать умение любить свой город, гордится своей малой родиной. Цель: Расширять знания детей о своём городе.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир Байкала» (подготовительная группа) Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» Познакомить детей с понятием коллекция. Расширить представления о природе Байкала,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «День Победы» (подготовительная группа) Программное содержание: рассказать детям, какой дорогой ценой досталась людям победа над фашизмом. Воспитывать чувство патриотизма, уважение.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе. Ознакомление с окружающим миром и природой Ознакомление с окружающим и природой, как форма работы над грамматическим строем речи. Тема: «Мы – следопыты» Программное содержание: Образовательные.