семейные традиции древней руси
Древнерусская семья: ее традиции и ценности
Культурология
Похожие материалы
В наши дни, в условиях «демографической ямы», когда все большую тревогу общества вызывают процессы, происходящие в современных семьях — низкая рождаемость, сокращающееся число браков, возрастающее количество разводов, — почти невероятной предоставляется реальность и обыденность повседневной жизни наших соотечественников в традиционных русских семьях — больших, крепких, многодетных. Именно о такой семье рассказывают древние летописи, художественные произведения, фольклор в течение всей многовековой русской истории. Семейные отношения людей в нашем государстве в течение времени развивались, заметно изменялись, но основанием всех изменений являлись духовные и религиозные древнерусские традиции, уходящие корнями вглубь времен.
В начальный период существования Древней Руси, до её крещения, семейно-брачные отношения регулировались нормами обычая, государство в семейное воспитание не вмешивалось [1]. Повесть временных лет рассказывает о том старинном языческом способе заключения брака древлянами, радимичами и другими племенами — о похищении («умычки») невесты женихом. Во время игрищ с песнями и плясками, на которые собиралась молодежь из разных сёл, женихи «умыкали» своих невест. Предварительную договоренность молодых не скрывает и автор летописи Нестор.
С принятием христианства Русь переняла многие нормы византийского права. В X–XV вв. в Древней Руси постепенно формируются нормы семейного права, на которые большое влияние оказывала церковная доктрина, а также и народные обычаи. Также с принятием христианства было запрещено многоженство: теперь нахождения в браке являлось препятствием к вступлению в новый брак [2].
В брак могли вступать достаточно рано (юноши в 14–15 лет, девушки в 12–13 лет). Родителей жениха засылали в семью невесты сватов, которые выясняли, согласны ли родители выдать свою дочь замуж и каково её приданое. «Роспись» приданого сообщалась жениху. Следующий этап — смотрины, на которые родители невесты созывали гостей, среди которых была и «смотрильщица» (родственница или «доверенное лицо» жениха), которая заводила с невестой непринужденную беседу на разные темы, испытывая её ум, оценивая характер и внешность.
Специальным «сговором» — своего рода брачным контрактом — определялся размер приданого, сроки свадьбы, а также и размер «неустойки» (выплаты в случае расторжения брака до свадьбы виновником денежной компенсации пострадавшей стороне).
В день свадьбы вместе с женихом в дом невесты отправлялись «бояре» (его старшие родственники), тысяцкий (распорядитель свадебного обряда, обычно им был крестный отец жениха), священник и «дружки» (друзья жениха). После получения благословения от родителей невесты, в храме происходил торжественный обряд венчания молодых. Из церкви новобрачные направлялись в дом жениха, где уже его родители их благословляли, и начинался свадебный пир. После третьего блюда «дружки» просили у родителей жениха благословения для новобрачных идти почивать. Отпустив молодых, гости продолжали пировать. Никакой музыки, кроме труб и литавр (тарелок) на свадьбах того времени не было. Разъезжаясь с пира, гости узнавали о здоровье новобрачных и посылали к родственникам невесты сказать, что молодые в добром здравии. На другой день гостей у себя принимали родители невесты, где жених еще раз благодарил тестя и тещу за их дочь. В третий день новобрачные и гости вновь могли отправиться гулять к жениху в дом. Так, свадебное гулянье могло длиться несколько дней. Затем праздничные свадебные дни сменялись семейными буднями.
Внутрисемейные отношения между мужем и женой, родителями и детьми регулировались нормами христианской морали и народными традициями. В своём «Поучение детям» князь Владимир Мономах наставлял: «… старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело… Что имеете хорошего, то не забывайте, а что не умеете, тому учитесь. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего» [3].
Внутрисемейная иерархия строилась следующим образом. Глава семьи — отец. Он — «государь» в собственном доме: в его безоговорочном подчинении находились не только слуги и холопы, но и жена, дети, все домочадцы. В его обязанности, как супруга и отца, входило и «поучение» домашних. На нем лежит основная ответственность не только за материальное, но и духовное благополучие семьи. Власть отца непререкаема. Ему принадлежит право решать внутрисемейные споры, в случае необходимости наказывать своих детей. «Родителя присно (вместе) с Богом чти равно», — наставляли сборники «учительского содержания», бывшими настольными книгами в домах людей русского средневековья. А тех, кто, не уважая родителей, пренебрегал заботой о них, называли «смехом, и срамом, и бесчестием роду». Но и к обоим родителям — отцу и матери — предъявлялись требования разумной строгости в отношении к детям: «не озлобляй, наказуя, дитя», ласки и доброты. В древнерусских семьях на супругов возлагались не только родительские обязанности, но и требования по уходу и содержанию друг друга. Ни при каких условиях «лихий недуг, слепота ли, долгая болезнь» не давали право бросить спутника жизни, развестись с ним.
Исследователи правовых норм в Древней Руси приходят к выводу, что хотя светские власти вмешивались неоднократно в решение семейных проблем, но православная церковь была монопольным регулятором развития семейно-брачных отношений. Церковными судами на Руси регулировались все вопросы семейной жизни. Православная церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный. Совершение брака после крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. На практике сохранялись ещё и прежние, языческие формы заключения брака, что законом осуждалось. Вся церковная литература была пронизана идеей о божественности, а потому нерасторжимости брака. Юноши и девушки на Руси, несмотря на всю простоту их незатейливого образа жизни, осознавали, что значит вечная связь, даруемая венцом.
Исследователи данного периода русской истории отмечают нашедшую отражение в летописях, былинах, сказаниях, песнях высокую роль матери в древнерусских семьях. Об этом свидетельствуют поучения в церковных сборниках, некоторые гражданские акты и летописи. Неоднократно подчеркивают летописцы при описании многих значительных поступков в жизни князей и бояр роль мудрого влияния матери в принятии судьбоносных решений [4]. Так, Анна, жена князя Всеволода Ярославича, убеждает сына, Владимира Всеволодовича (Мономаха) прекратить междоусобную борьбу со Святополком Изяславичем (XI в.); великая княгиня Мария Ярославна благословила сына Ивана III на борьбу с ханом Ахматом в 1480 г., приведшую к свержению ордынского ига.
Воспитание «чад» в Древней Руси было в основном домашнее, и это непростая обязанность возлагалась преимущественно на женщин. Именно они должны были «нрав детинный исправляти». Женщины из знатных семей были грамотны, владели иностранными языками, а также знали азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Эти знания они передавали своим детям. Берестяные грамоты подтверждают, что и в низших слоях населения горожанки были грамотными. По неписаным законам того времени, после смерти отца право старшинства в семье приходило к матери, и дети, даже взрослые, не должны были «из воли матерней выматься» (то есть выходить из-под её опеки). Уже в XII веке «Русская Правда» рекомендовала матери в случае вдовства «детям воли не дати» [4].
Отношение к старшим в семье было особым — подчинением им беспрекословное и обязательное. Тех, кто пошел против воли родителей, изгоняли из дома и вычеркивали из рода семьи. Таких людей называли «извергами». Конечно, не редки были в повседневной жизни средневековья и неизбежные в любой семье внутренние конфликты. Свидетельство о них содержит и летописи, в особенности берестяные грамоты, содержащие в свою очередь судебные акты, подтверждающие распространенность таких случаев.
Древнерусское бракоразводное право утверждалось по мере распространённости венчального брака [5]. Основной повод расторжения брака — «по вине любодеяния». Для мужчины поводом к разводу с супругой, приравненным к любодеянию, были покушения на его жизнь, участие жены в языческих игрищах и сборищах, наведение воров на имущество мужа, а также проступки нравственного порядка: «аще жена без мужня слова имеет с чюждими людьми ходити, или пити, или ясти, или опроче дому своего слати — а о том уведает муж…». В более поздний период, в XIV–XV вв., правовое положение женщины менялась к лучшему, что и отразили «Книги законные», имевшие на Руси большое распространение в XIV веке.
Правами на развод по физиологическим причинам обладали равным образом оба супруга. По физической неспособности мужчины к брачным отношениям право женщины на развод было признано уже в XII веке. В этом случае она уходила из семьи со всем своим имуществом: «и приданное всё с нею въследует, и отдаст (он) ей всё, еже аще принял буде…» [5].
В ряде случаев древнерусские нормативные акты признавали право на развод только за женщиной: когда муж оказывался пьяницей, клеветником или он скрывал свой подлинный более низкий социальный статус (был, например, холопом) [6]. Если жена обнаружила у мужа «долг мног» и не желала расплачиваться за его траты, то древнерусский закон давал ей право уйти от мужа со всем своим имуществом и детьми. А в Новгороде епископ Нифонт счёл, что «жена не виновата, идучи от мужа», если он насильно принуждает её к исполнению супружеских обязанностей.
Таким образом, исследователи брачно-семейных отношений приходят к выводу, что давними традициями, характеризующими внутрисемейных климат древнерусских семьях в XV-XVI вв. были взаимное уважение между членами семьи и о многих вопросах — повседневных, житейских имущественно-правовых — равноправие отца и матери, мужа и жены.
Что грозило любовнице мужа, почему матери душили детей и другие семейные традиции на Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Магические ритуалы отвадят любовницу
В Древней Руси женщины с особой скрупулезностью относились к личным вещам. Они старались не оставлять без присмотра свои косынки и платки, передники, заколки и прочие небольшие аксессуары. При расчесывании тщательно собирали все оставшиеся на гребне волоски, которые вместе со срезанными ногтями сжигали в печи. Ревностная охрана своей одежды имела простое для тех времен объяснение. Любая оставленная без присмотра вещь могла послужить для совершения черного ритуала.
Заподозрив в другой женщине соперницу, жены особо не церемонились и тут же обращались к деревенским колдуньям за помощью. Те предлагали поквитаться с любовницей самым действенным способом, — а именно навести порчу. Она могла быть разной степени тяжести: от болезни до смерти соперницы. Но чтобы ритуал возымел свое действие, необходимо было принести колдунье любую вещь разлучницы, пусть даже обычную ленту, которую раньше вплетали в косу.
Чтобы быть счастливым — лучше походить на отца
Во времена, когда о генетической экспертизе еще не было и речи, самым веским доводом в пользу кровного родства выступало внешнее сходство. С первых дней жизни в ребенке пытались разглядеть отцовские черты лица — например, заостренный нос, голубые глаза или пухлые губы. Если же он имел другой цвет волос или был совсем не похож на родителей, мать могли обвинить в прелюбодеянии и жестоко наказать.
Сейчас, когда появились знания о рецессивном гене и доступна процедура генетического установления отцовства, подобные способы определения родства выглядят недостаточными. Однако в былые времена к таким детям относились с явным неодобрением и не упускали случая напомнить о проступке матери. А иногда даже отдавали их в сиротские дома или попросту выгоняли из дома.
Нередко отцы, не обнаружив в младенческих лицах свои черты, отказывались от родного ребенка, а также незаслуженно подвергали жен страшному физическому наказанию и позору. И наряду с этим искренне любили детей, у которых были такие же зеленые глаза, русые или кудрявые волосы. Хотя последнее не гарантировало полного генетического родства. Процветающее в те времена «снохачество» иногда оканчивалась беременностью женщины от свекра. В результате недозволенной связи рождался похожий на официального мужа ребенок, который фактически являлся ему не родным.
Больные дети — это небесная кара или происки нечистой силы
В Древней Руси к рождению ребенка относились обыденно. В семьях обычно было около десяти детей, иногда больше. Они с малых лет учились сами себя обходить и помогать родителям в быту. Забота о младших сестрах и братьях в большинстве случаев перекладывалась на старших детей. При этом родители предпочитали, чтобы у них рождалось больше сыновей. В будущем они становились помощниками и всегда оставались в семье, в отличие от девочек.
Рождение больного ребенка воспринималось как небесная кара или происки нечистой силы. Если повитуха замечала у новорожденного какие-либо физические отклонения, он был обречен. Они могли быть какими угодно: неполноценное развитие пальцев на руках или на ногах, альбинизм, прочие недостатки. Тяжелое материальное положение и боязнь стать предметом для нападок вынуждали родителей идти на крайние методы. Таких младенцев могли оставить в лесу или незаметно подбросить в «скудельницу». На Руси так называли общие могилы, где по обыкновению захоранивались утопленники или замерзшие люди, личность которых не была установлена.
В порыве отчаяния матери прибегали к крайней мере. Ночью, по обыкновению уложив младенца спать рядом с собой, они якобы случайно наваливались на него, что приводило к удушению. Доказать вину в таком случае было невозможно, поэтому юридически подобные ситуации никак не регламентировались.
Мужеложство наказывалось лишением всего имущества и ссылкой
Противоестественные сексуальные отношения между мужчинами хотя и случались на Руси, но никогда не были распространены. Впрочем, это не помешало Петру I учредить «Артикул воинский», согласно которому все ненатуральные прелюбодеяния мужчин с мужчинами, мальчиками и скотиной должны были караться сожжением на костре. Положение касалось только военных, гражданское же население по-прежнему наказывалось за подобные прегрешения церковью.
В качестве покаяния последним назначалось долговременное отлучение от причастия, необходимость выполнить большое количество земных поклонов или придерживаться строгого поста на определенный батюшкой срок. Простые люди не наказывались финансово, как и не ограничивалась их свобода.
Со временем государь пересмотрел воинский устав и заменил смертную казнь телесным наказанием, которое выражалось в прилюдной порке кнутом. В случаях, когда мужеложство осуществлялось не по доброй воле и отягощалось применением насилия, к физическому наказанию добавлялась вечная ссылка.
Юридическое разрешение на порку за однополые контакты просуществовало вплоть до царствования Екатерины II. Позже императрица отменила его, полагая, что виновным в содомии достаточно того стыда и бесславия, которое они испытали при аресте. После этого физическая расправа за гомосексуальные отношения больше не применялась. В качестве меры наказания оставили пожизненную ссылку в Сибирь и полное лишение всех прав на имущество.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Семейные традиции древней руси
Библиотека Березанского сельского поселения
«Семья на Руси: традиции и современность»
Если русские традиции добра и любви — необходимые каждой семье, поколению — наши отцы, в определенных обстоятельствах, забудут, то мы — сыновья и внуки — их вспомним. Именно семейные традиции будут всегда главным условием неразрывной связи прошлого, настоящего и светлого будущего.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Обычаи народа, семейные традиции. Что это?
Нужны ли они нам и нашим семьям?
Давая серьезное определение слову традиция, мы говорим о совокупности связи времен между поколениями путем передачи многовекового опыта.
Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.
Говоря простым языком, мы понимаем, что появлению традиций в обществе, и традиций семейных — способствует простая передача знаний. Огромный опыт наших предков показывает — что плохо, а что хорошо.
Благодаря информации поколений, мы знаем, как устроить свой быт — и сами, порой, вносим улучшения в семейные традиции. Мы помним о грехе и чтим память ушедших. Мы радуемся рождению новой жизни и учим радоваться этому младших.
Так создается крепкая семья, а следовательно и крепкое общество. Уважение и почтение становятся не просто словами, а определенным ритуалом, стержнем поведения человека. Любовь к родине и своей семье в сознании людей обретают смысл церемонии, то есть традиции.
Если традиции каждой семьи, а значит и традиции общества в целом, стоят в сознании народа выше их законов, то эту нацию ждет прекрасное, достойное будущее.
А теперь окунёмся в историю.
Как создавалась и какова была семья в древней Руси?
Вслед за тем составляли «роспись» невестиного приданого и сообщали об этом жениху. И, если ему невеста и её приданое понравились, тогда назначались смотрины. «Смотрильщица» расспрашивала девушку о разных вещах, испытывая её ум, оценивая характер и внешность. В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Затем родители невесты благословляли молодых, и они отправлялись в церковь. После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха и получали благословение его родителей. Потом все садились за стол и начинали пировать.
На следующий день после свадьбы, жених созывал гостей к себе. Потом ездил к тестю и тёще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.
После праздников начинались семейные будни.
Наставления и поучения, касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый сборник «Домострой».
В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всём подчиняться мужу и отцу. Большое внимание уделялось и повседневным хозяйственным заботам. Хорошая хозяйка не только должна была следить за исполнением своих указаний, но и сама умела печь, стирать, убирать, мыть посуду и рукодельничать. Она должна была постоянно быть за работой и избегать праздности и лености.
Расторжение брака в те времена практически не встречалось. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом.
Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские обычаи на русской почве, царь Пётр I разрешил мужчинам и женщинам самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и маскарадах и других празднествах. Но ещё долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи.
Не призывая следовать обычаям многовековой давности, думаю, что и в наши дни не стоит забывать об опыте прошлых поколений.
Крестьянская семья имела немало особенностей. Это был коллектив людей, ведущих совместное хозяйство. Главным в семье был старший (больший) по возрасту и положению мужчина – «большак».
Он руководил хозяйственной деятельностью семьи. Большак распределял трудовые обязанности мужчин, производил все необходимые по хозяйству расходы, руководил бытовым укладом семьи. Отец-домохозяин следил за общественной и религиозной нравственностью членов семьи. Он же представлял свою семью перед лицом общины на сельском сходе. И, самое главное, он являлся основным работником в семье. Материальное благополучие семьи целиком зависело от хозяйственной смётки и практических навыков главы семьи, его умений и распорядительности. Власть отца как главы семьи была непререкаема.
Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – «большуха», жена главы семьи.
Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин. «Большуха» во всем была советницей мужу, а в домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае длительной отлучки мужа, например при его уходе на заработки, она брала на себя руководство всем хозяйством, включая полевые работы.
Права и обязанности старшего обязательно переходили старшему мужчине в семье, как правило, старшему сыну, реже – брату.
Внутри семьи соблюдалась чёткая иерархия – безропотное подчинением младших членов семьи старшим, жён – мужьям, детей – родителям. Наибольшим авторитетом в семье после «большака» и «большухи» пользовался старший сын. К нему всегда обращались по имени – отчеству. Сын помогал отцу в хозяйственных делах. Он ездил на ярмарку, продавал хлеб, покупал необходимые для семьи товары. Жена старшего сына была первой помощницей свекрови и пользовалась уважением среди других снох-невесток.
Наиболее тяжёлым было положение младшей невестки и снохи («молодухи»). Если свекровь или кто-нибудь из старших обижал младшую невестку, то муж не мог защитить жену, а только утешал её.
Строгое соподчинение в семье отчётливо прослеживалось в том, как рассаживались члены семьи за столом.
Под святой угол садился глава семьи, рядом с ним – старший из сыновей. Мужчины рассаживались по одну сторону стола – на лавках, женщины – по другую, на приставных скамейках. Ели из одной миски деревянными ложками. За столом сидели чинно, если бы кто-то засмеялся, свёкр ударил бы его ложкой по лбу.
Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя.
Как же воспитывали детей на Руси? Божья заповедь «Почитай отца своего» красной нитью легла в основе русской традиции воспитания детей. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости – основы воспитания детей на Руси. Семьи были большими, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали свой жизненный опыт.
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет.
Это нашло отражение в русском народном фольклоре: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри – не сходи».
Детей из разных сословий готовили к выполнению разных ролей в обществе. Крестьянские дети, часто не знавшие грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а с 6-7 лет почти полностью выполняли работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сёстрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счёту, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.
Русские пословицы и поговорки донесли до нас то, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнётся, учи дитятку, пока слушается». Книги очень почитались нашими предками как источник знаний. Они бережно переписывались и хранились. Огромными библиотеками владели монастыри. Подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, очень популярны были жития святых, откуда детям и взрослым предлагалось брать пример для подражания.
Наши современные семьи сильно отличаются от тех давних семей. Эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.
Давайте сравним, какие семейные традиции и устои сохранились до наших дней, а какие – исчезли или изменились.
В России много дружных крепких семей, которые составляют основу нашей любимой Родины, являются её силой, мощью и славой. Ведь всё начинается с семьи.
Березанская сельская библиотека. Использованы ИНТЕРНЕТ-ресурсы: