семенов история средних веков
Семенов В.Ф. История средних веков
Семенов В.Ф. История средних веков
Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1975. — 591 с.
Информация о файле: pdf, 52 mb
Термин «средние века» сравнительно новый. Он был введен историками-гуманистами XVI—XVII вв., заимствовавшими его в свою очередь у гуманистов-филологов, деливших латинский язык на древний, средний и новый (новый в смысле тогдашнего времени — Ренессанса, или Еозрождения). Окончательно эта терминология утвердилась в XVIII в.
Средняя, или, как стали чаще называть, средневековая, история в разное время имела разные хронологические грани. Некоторые историки считали началом средневековья царствование Константина Великого (начало IV в.), а концом его — падение Константинополя в 1453 г. Историки XIX в. хронологическими границами чаще всего считали 476 г.—год падения Западной Римской империи и 1492 г.—год открытия Америки.
Началом европейской средневековой истории является крушение Римской рабовладельческой империи, павшей в результате внутренних противоречий — кризиса рабовладельческого хозяйства, крайнего обострения классовой борьбы, ослабления и распада экономических и политических связей Италии и ее провинций— и внешних — массового нашествия варваров, завоевавших империю и образовавших на ее территории ряд варварских королевств. Эти королевства, образовавшиеся в V—VI вв. н. э., явились зародышами средневековых западноевропейских государств. Концом средневековья в марксистско-ленинской литературе принято считать XVI и первые десятилетия XVII в., период глубокого разложения феодализма и формирования элементов капиталистического строя, что было связано также с резкими Социальными, политическими и культурными переменами, характерными для Западной Европы этих веков. Английская революция 40-х годов XVII в., первая крупная буржуазная революция в Европе, составляет грань между историей средних веков и новым временем и вводит в курс новой истории.
Содержание
Введение
Раннее средневековье. V–XI вв.
Западная Европа и Азия в XI–XV вв.
Западная Европа и Азия в XVI–XVII вв.
Хронологическая таблица
Литература
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Семенов В. Ф. История средних веков
—>
За границу заказы не высылаются.
1. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА заказа на сумму от 1000 рублей осуществляется курьерской службой EMS в населённые пункты России (кроме города Севатополь, регионов Сибири и Дальнего Востока).
2. СКИДКА 50% на доставку заказа на сумму от 1000 рублей, осуществляемой курьерской службой EMS в город Севастополь, населённые пункты регионов Сибири. Скидка не действует в регионы Дальнего Востока.
3. СКИДКА 50% на доставку заказа на сумму от 1000 рублей, осуществляемой Почтой России в населённые пункты России (кроме регионов Сибири и Дальнего Востока).
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ УВАЖАЕМЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ
После получения Вашего заказа мы максимально быстро укомплектуем заказ и сообщим Вам стоимость заказа с доставкой, реквизиты для предоплаты на карту Сбербанка.
2. ФОТО И ОПИСАНИЕ КНИГ
Все без исключения лоты имеют только реальные фото, Вы покупаете то, что видите на фото. Все дефекты указаны в описании.
3. СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ ПО РОССИИ
Стоимость пересылки заказов рассчитывается строго по тарифам Почты России.
4. БЕСПЛАТНАЯ УПАКОВКА ЗАКАЗА
5. СРОКИ ОТПРАВЛЕНИЯ ЗАКАЗА
Заказы рассылаются по вторникам и пятницам. Заказы с курьерской доставкой рассылаются по пятницам.
6. КАК ОТСЛЕДИТЬ ДВИЖЕНИЕ ПОСЫЛКИ С ЗАКАЗОМ?
Всегда без напоминаний сообщаем покупателю номер почтового идентификатора его заказа.
7. ПОКУПАТЕЛЯМ ИЗ СТАВРОПОЛЯ
Заказы покупателям из Ставрополя можно без пересылки по почте получить на нашем складе.
Семенов история средних веков
Учебник для учительских институтов. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Учпедгиз. 1951. 424 стр.
Вторая часть учебника (составляющая треть книги), посвященная периоду с конца XV до середины XVII в., гораздо полнее, глубже, более научна и лучше продумана и изложена, чем первая. Можно считать, что, несмотря на некоторые недостатки, в основном она отвечает требованиям, предъявляемым к советскому учебнику для высших учебных заведений.
В настоящей рецензии речь будет идти о первой части учебника и о тех недостатках, которые не были отмечены в рецензии З. В. Мосиной и З. В. Удальцовой и, к сожалению, сохранились во втором издании, несмотря на то, что на них было обращено внимание издательства.
Наиболее крупный недостаток учебника состоит в том, что при объяснении некоторых очень важных вопросов средневековой истории проф. Семёнов следует за буржуазными историками.
1 См. «Вопросы истории» N 11 за 1950 год.
2 Сборник «К изучению истории», стр. 24. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937.
4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 64.
5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 392.
Объясняя процесс феодализации во Франции, проф. Семёнов о классовой борьбе даже не упоминает.
Такое объяснение недопустимо и является шагом назад по сравнению с тем, как трактуется этот вопрос в учебнике по истории средних веков для высших учебных заведений под редакцией Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина.
Говоря о древнеславянском обществе, автор не делает никаких выводов о том, что славяне по уровню развития культуры, экономики, политическому строю стояли не ниже германцев, как это видно даже из немецких хроник Гельмольда, Видукинда. Адама Бременского и других.
В учебнике полностью отсутствует историография наиболее важных проблем средневековья, давно решённых марксистской исторической наукой, но по поводу которых в буржуазной науке существует много теорий и споров (причины падения Римской империи, происхождение феодализма, возникновение городов, цехов и т. д.).
По нашему мнению, в вузовском учебнике критика буржуазных теорий необходима, так как она вырабатывает у студентов умение самостоятельно разбираться в научных вопросах и показывает со всей очевид-
6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 638.
7 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 395, 410.
8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 639.
9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 395.
10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 14.
11 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. I, стр. 399.
12 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 161. Госполитиздат. 1950.
ностью несравненное превосходство марксистской методологии над буржуазной.
Классовой борьбе в средневековых городах проф. Семёнов уделяет слишком мало внимания, в частности, упускает из виду борьбу подмастерьев и учеников с мастерами. А ведь эта борьба была одним из важнейших этапов классовой борьбы в средневековых городах, непосредственной предшественницей борьбы между пролетариатом и буржуазией при капитализме. Говоря о зарождении и развитии буржуазии (стр. 280), проф. Семёнов не считает даже нужным указать на зарождение и развитие пролетариата. Вообще о классовой борьбе, этой движущей силе истории, и героях этой борьбы проф. Семёнов или не упоминает или описывает их очень коротко и сухо, в то время как яркие и прочувствованные слова о народных вождях и героях могут иметь огромное воспитательное влияние на молодёжь, на развитие у неё патриотизма, мужества, стойкости, ненависти к угнетателям и сочувствия к угнетённым.
Крупнейшим недостатком учебника является также неоправданная краткость изложения некоторых весьма важных исторических разделов. Так, средневековой инквизиции, этому страшному орудию духовного и политического террора, наводившей ужас и трепет на всю Европу, автор уделяет всего семь строчек (стр. 219), не вскрывая ни сущности инквизиции, ни её пагубного влияния на развитие Западной Европы.
При обзоре арабской культуры, поверхностному описанию которой проф. Семёнов посвятил всего одну страницу, ничего не сказано о величайшем арабском историке XIV в. Ибн-Халдуне, очень близко подошедшем к материалистическому пониманию истории. Крупнейшего арабского историка Табари автор почему-то относит к «летописцам» (стр. 109).
13 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 4. Огиз. Госполитиздат. 1952.
14 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 640.
15 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. X, стр. 719.
деревни, о характере гуситского движения и многих других. В результате некоторые события остались неразъяснёнными или не совсем правильно объяснёнными.
Изложение носит большей частью описательно-догматический характер и притом по сухости сходно с изложением энциклопедических словарей, и то кратких. Очень мало критики, анализа, объяснений, что делает учебник в значительной степени объективистским и непедагогичным.
Однако в остальном все, вплоть до опечаток, осталось по-старому. Между тем учебник нуждается в коренной переработке, как об этом заявлялось и в опубликованной в «Вопросах истории» рецензии (N 11, 1950) и в многочисленных отзывах на учебник, присланных с мест в редакции исторических изданий.
Наряду с несомненными достоинствами учебника он страдает коренными пороками методологического, характера. В этом нетрудно убедиться, подвергнув книгу анализу по основным методологическим вопросам, освещение которых составляет главную задачу всякого учебника по истории. В настоящей рецензии мы остановимся на освещении в учебнике двух проблем, а именно роли народных масс в период феодализма и явлений политической и идеологической надстройки.
В учебнике говорится о развитии производительных сил феодального общества, о совершенствовании орудий труда, но дело изображается таким образом, будто орудия труда, производительные силы, составлявшие основу развития всего феодального общества, развивались сами по себе, без участия трудящихся масс.
Не показана историческая роль и не прослежена историческая судьба крестьянской общины как у германских, так и у славянских народов. Говоря об итогах варварских завоеваний, автор утверждает, что «пришедшие в пределы Римской империи варвары-крестьяне отличались от римских рабов и колонов только большей свободой и независимостью» (стр. 30), но не отмечает, что у варваров был общинный строй, которого не было у рабов и колонов Римской империи.
О формировании народностей упоминается только в связи с распадом империи
17 Добавления в тексте произведены за счёт иллюстраций, опущенных, к сожалению, в новом издании учебника.
18 См. «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 116.
Карла Великого («Страсбургская клятва», стр. 40), как будто кроме французской и немецкой народностей других народностей в Европе и не существовало. Подобное освещение обедняет историю народов в средние века.
Если в первой части учебника ещё так или иначе говорится о народе (племенах, классах и т. п.), то во второй излагается только история государств, переходящая местами в историю королей. Возьмём для примера главы о Франции (XXII и XXIV). Здесь одни подзаголовки говорят сами за себя: «Людовик VI и Людовик VII», «Филипп II Август», «Людовик IX Святой и его судебно-административные реформы», «Филипп IV Красивый» и т. д. Похоже, что излагается не история Франции, французского народа, а история французских королей, «знаменитых» Капетингов и Валуа, «облагодетельствовавших» французский народ и так «счастливо» объединивших раздробленную страну в единое французское королевство.
Но может быть, это только форма? Вчитаемся в содержание, например, заключительной части главы XXII: «Людовик XI. Завершение объединения Франции». Непосвящённый читатель вправе сделать вывод, что не будь во Франции такого короля, как Людовик XI, в столь критический момент её истории, французское государство раздробилось бы или было бы поглощено могущественной Бургундией. Так ли нужно освещать роль личности и роль народных масс в истории? В ожесточённой борьбе французского королевства с «промежуточным» Бургундским государством, начавшейся ещё со времени Столетней войны, не «хитрый» Людовик XI победил «рыцарственного» Карла Смелого, а стремящийся к национальному единству французский народ одержал победу над разнородным в этническом отношении Бургундским государством.
В том, что именно так проф. Семёнов представляет себе королевскую власть, нетрудно убедиться по приведённой в учебнике характеристике сословной монархии во Франции. Автор замечает: «В результате создания генеральных штатов государственное развитие Франции сделало шаг вперёд, так как появился новый важный орган, связывавший короля с широкими и влиятельными слоями населения» (стр. 157). Генеральные штаты связывали короля всего лишь с привилегированными сословиями, с дворянством и с верхушкой городской буржуазии. При чём же здесь «широкие слои населения»?
Классовая суть феодального государства в учебнике не раскрыта, смысл той или иной его формы читателю не разъяснён. Королевская власть выступает в трактовке автора учебника как самодовлеющая сила, служившая неизвестно какому классу и защищавшая неизвестно чьи интересы.
То же следует сказать и об идеологии. В учебнике не всегда раскрывается классовая суть тех или иных идей, того или иного мировоззрения. Это относится в первую очередь к характеристике гуманизма и Возрождения. Говоря о зарождении гуманизма, автор указывает прежде всего на формальную преемственность от античности, но недостаточно показывает буржуазный характер культуры гуманизма. Следовало указать на зарождение в итальянских городах буржуазных форм производства и появление буржуазных элементов как предпосылки нового буржуазного мировоззрения.
Не лучше обстоит дело и с характеристикой различных революционных учений. Автор преувеличивает влияние идей Виклефа на Яна Гуса. Нельзя согласиться, на-
пример, с такой формулировкой: «Церковные и социально-политические взгляды Гуса развились в значительной мере под влиянием современного ему английского реформатора Дж. Виклефа» (стр. 229). Социально-политические взгляды Гуса развились прежде всего под влиянием чешской действительности начала XV в.; они являлись идейным выражением той освободительной борьбы чешского народа, о которой автор говорит несколькими строками выше.
Недостатки учебника этим не ограничиваются. Вот их дополнительный неполный перечень.
То, что подобные недостатки имеют место во втором, «исправленном и дополненном издании, свидетельствует о том, что автор не ставил перед собой цели серьёзно пере» работать учебник. В этом убеждает наличие в книге многих неудачных выражений, ошибок и опечаток, в том числе и в заголовках (стр. 144, 267, 393).
Рецензируемый учебник и в новом издании не отвечает в полной мере своему назначению. В нём нет обобщений, которые необходимы для взрослого читателя. Даже во вводных и итоговых главах книги дано лишь описание исторических явлений, без проникновения в их суть, без достаточного научного анализа. На это должен обратить внимание автор при дальнейшей работе над совершенствованием учебника.
Семенов История средних веков для пед. ВУЗов 1970
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Покупатель первым сообщает свой индекс для расчета стоимости доставки покупки по тарифам почты РФ. Предоплата в течении 7 дней. Доставка почтой за счет покупателя. |
Покупка нескольких лотов сокращает Ваши расходы на доставку
№29511008 |
к47 1970г. Тир. 40 тыс. 607 стр, твердый переплет, содержание и состояние- см. фото.
Все вопросы- до ставки. После покупки обсуждения не принимаются. Покупателям с 0 рейтингом перед ставкой подтвердить
серьёзность желания покупки в разделе «задать вопрос продавцу», иначе оставляю за собой право ставку снять!
Покупатель первым сообщает свой индекс для расчета стоимости доставки покупки по тарифам почты РФ. Предоплата почтовым переводом, Контакт, Блиц, карта СБ в течении 7 дней.
Семенов история средних веков
КНИГИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Название: История средних веков. В 2-х томах
Автор: (ред.) Карпов С.П.
Жанр: учебное пособие
Описание: Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V- XV вв.). Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и институтов Российской академии наук, он отражает современные достижения медиевистики и дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.
История Средних веков. Том 2: Раннее Новое время
Во втором томе учебника излагается история стран Европы в позднее Средневековье (раннее Новое время) — XVI — середина XVII в. Показаны коренные изменения в экономическом, социальном и культурном развитии стран Европы, возникновение раннекапиталистических отношений, великие географические открытия, коренные перемены в государственной структуре Германии, Англии, Франции. Большое внимание уделено общеевропейским процессам, таким, как Реформация, Контрреформация, Возрождение. Освещаются история первой общеевропейской войны — Тридцатилетней — и ее последствия для развития региона.
Для студентов исторических факультетов.
Источники по истории позднего средневековья (раннего нового времени). О.В. Дмитриева.
Основные тенденции исторического развития Западной Европы в конце XV — первой половине XVII в. Л.M. Брагина, О.В. Дмитриева.
Экономическое развитие стран Западной Европы в раннее новое время. Л.М. Брагина.
Великие географические открытия и возникновение колониальной системы. Э.Э. Литаврина.
Германия в XVI — первой половине XVII в. В.М. Володарский.
Швейцария в XVI — первой половине XVII в. В.М. Володарский.
Католическая церковь в раннее новое время. Контрреформация и католическая реформа. С.Л. Плешкова.
Испания в XVI — первой половине XVII в. Э.Э. Литаврина.
Нидерланды в XVI — первой половине XVII в. В.М. Володарский.
Италия в XVI — первой половине XVII в. Л.М. Брагина.
Англия в XVI — первой половине XVII в. О.В. Дмитриева.
Франция в XVI — первой половине XVII в. С.Л. Плешкова.
Страны Северной Европы в XVI — первой половине XVII в. А.А. Сванидзе.
Австрия в XVI — первой половине XVII в. Т.П. Гусарова.
Венгрия, Трансильвания, Молдавия и Валахия в XVI — первой половине XVII в. Т.П. Гусарова.
Венгрия и Трансильванское княжество.
Молдавское и Валашское княжества.
Международные отношения в XVI — первой половине XVII в.
Развитие международных отношений в Европе в XVI в. С.Л. Плешкова.
Европа и Османская империя в XVI — первой половине XVII в. Т.П. Гусарова.
Тридцатилетняя война. В.М. Володарский.
Хронологическая таблица. О.В. Дмитриева.
Библиография. О.В. Дмитриева.
Учебник: в 2 т. — 6-е издание. — М.: Издательство Московского университета: Печатные Традиции, 2008. — 432 с. (Классический университетский учебник).