семь лет в тибете история реальная
Генрих Харрер «Семь лет в Тибете»
После первой публикации в 1952 году мемуары австрийского альпиниста, по воле случая вынужденного провести в Тибете 7 лет (1944-1951), стали международным бестселлером. До него так подробно честно и увлекательно о быте буддийских монахов, и жизни простых тибетцев, о внутренних конфликтах в стране и китайском вторжении 1950 года не писал ни один европеец.
Генрих Харрер предыстория
На русский язык, книга, ставшая известной всему миру в середине 1950-х, была переведена только в 2016 году. Дело, скорее всего, в биографии автора, который еще до войны и по собственной воле вступил в ряды национал-социалистов и стал обершарфюрером СС.
С ранней юности Харрер увлекался спортом, был великолепным лыжником и альпинистом. Он должен был участвовать в Олимпиаде 1936 года от Австрии, но его родная страна в тот год отказалась от участия в играх в знак протеста против агрессивной политики Германии.
Спортивные достижения и культ здорового тела были важным пунктом в программе национал-социалистов, и в 1938 году Харрер стал инструктором по альпинизму в СС. Изучение восточной философии, религий и оккультных практик также очень интересовало нацистов. В 1939 году, соединяя оба эти направления интересов, в Индию отправилась экспедиция альпинистов, в их числе и Генрих Харрер. Их целью было восхождение на Нанга Парбат, что на северо-западе Гималаев.
До вершины немецкой экспедиции дойти не удалось — в горах их арестовали и взяли в плен английские колониальные власти. Началась Вторая мировая война, но Харреру и его товарищам повезло не принять в ней участия. Они провели в британском лагере для военнопленных почти 5 лет, несколько раз пытались бежать, успехом увенчалась одна из таких попыток в 1944 году. Их целью был Тибет — нейтральное государство, которое бы не вернуло их английским властям.
Добрались до Тибета только Харрер и еще один человек из его экспедиции. На возвращение в Европу им понадобилось еще 7 лет. Это вынужденное пребывание в Тибете, который по признанию Генриха Харрера, напоминал портал параллельную вселенную из мира, охваченного самой страшной войной в истории человечества.
«Семь лет в Тибете» сюжет
Харрер начал книгу рассказом о юношеской мечте о Гималаях и своем увлечении альпинизмом. Дальше следует печальная история экспедиции и английского плена, побега и скитаний по горам, когда их маленький отряд почти все время был в шаге от смерти: от переохлаждения, голода, отсутствия нужного альпинистского снаряжения.
В конце концов им удалось перейти Гималаи, добраться до Тибета, до самого его сердца — закрытого города Лхасы, резиденции Далай-Ламы.
Читайте «Семь лет в Тибете» онлайн на нашем сайте — это мемуары человека с удивительной судьбой, который мог стать участником Второй мировой на стороне Третьего Рейха, но застрял в сказочном ускользающем мире старого Тибета до китайской аннексии. Генрих Харрер не просто лично познакомился с Далай-Ламой XIV, они стали друзьями и после отъезда путешественника переписывались до самой его смерти в 2006 году.
«Семь лет в Тибете» экранизация
Строго говоря, существует 2 фильма по книге Харрера. Первый документальный, вышел в 1956 году, в съемках принял участие сам автор, картина была документальной и снималась с целью привлечь внимание мировой общественности к проблеме китайского вторжения в Тибет.
Второй вышел на экраны в 1997 году, когда проблема независимости Тибета снова привлекла к себе внимание мира. Фильм режиссировал Жан-Жака Анно, а роль Харрера сыграл молодой Брэд Питт. Этот фильм сильно отличается от книги — ради увлекательного сюжета оригинальное повествование сильно разбавили драматическими поворотами и деталями, которых в исходнике не было.
Генрих Харрер поднялся на Нанга-Парбат, одну из самых высоких вершин Гималаев, в качестве члена экспедиции, проводившейся под покровительством рейха. Конец августа 1939 года.
Экспедиции удалось открыть новый путь наверх, и в Карачи участников ждало судно, которое должно было отвезти их в Германию. Оставались считанные дни до начала Второй мировой войны, и напряжение чувствовалось повсюду. 29 августа экспедиция привлекла внимание одной из частей английской колониальной армии…
Генрих Харрер — Семь Лет в Тибете
1 сентября 1939 года немецкие войска перешли границу с Польшей и Англия объявила войну Третьему рейху.
«Через пять минут после объявления войны двадцать пять солдат-индусов, вооружённые до зубов, ворвались в комнату, где мы находились, и увели нас с собой», — сообщает сам Харрер.
С этого момента начались его подлинные «восточные приключения», которые продолжались до самой оккупации Тибета китайскими коммунистами.
«Вандерфогель» — перелетные птицы
Одной из групп, которая большей частью слилась с нацистским движением, была «Вандерфогель», или «птицы-скитальцы». Речь идёт о молодёжном движении, которое призывало к возврату на лоно природы и жизни вдали от городской суеты.
Многие из «птиц» были альпинистами и скалолазами. В середине 1930-х годов «вандерфогели» верили, что их идеи превосходства, силы и дисциплины совпадают с идеалами нацистов и соответственно охотно вступали в партию.
История австро-немецкого альпинизма с 1939 по 1945 год совпадала с путём нацизма. В Третьем рейхе субсидировали экспедиции, лучших альпинистов эпохи принимали в СС, а в Орденских замках техника скалолазания считалась такой же обязательной для изучения, как военная тактика, германская мифология и руны.
Генрих Харрер в молодости
Генрих Харрер, преисполненный духа «вандерфогелей», посвятил восхождениям на горные вершины 18 лет. Он считался спортсменом высшего уровня и за это получил право вступить в СС.
В 1938 году, когда он уже был в составе СС, Харрер и трое других альпинистов из той же группы впервые взобрались на вершину Эйгер в Швейцарии по её северному склону. Это было признано настоящим подвигом.
Свастика на Эльбрусе
В течение всех трёх дней, что длилось восхождение, Гитлер следил за сообщениями о продвижении экспедиции и, когда она успешно завершилась, пожелал познакомиться с её участниками.
Хроника повествует, что фюрер встретил их очень взволнованным вопросом: «Товарищи, а что вы сделали?» Харрер отвечал:
«Мы поднялись на вершину Эйгер ради нашего фюрера».
В 1942 году группа альпинистов СС поднялась на Эльбрус — на Кавказе — чтобы установить на вершине нацистское знамя со свастикой.
Полное значение этой акции можно понять, вспомнив, что древние персидские учёные считали Эльбрус священной горой арийской космогонии.
Эрнст Шефер путешествие в Тибет
В начале 1939 года члены экспедиции на Тибет, которую вёл Эрнст Шефер, член СС и чиновник Института Аненэрбе, получили аудиенцию далай-ламы и в течение нескольких месяцев жили в священных городах Лхасе и Шигацзе.
Различные сведения касательно этой экспедиции, переданные пятью исследователями и двадцатью солдатами СС, хранятся в виде микрофильмов в Национальном архиве Вашингтона.
Эрнст Шефер в экспедиции в Тибете
Хотя официальной целью экспедиции было изучение флоры и фауны этого региона, ходят слухи, что Шефер и его люди добыли для Гитлера некоторые документы такой важности, что он держал их в сейфе берлинского бункера. Есть сведения, что фюрер чуть ли не ежедневно размышлял над одним из этих «документов».
Скорее всего, речь идёт о символическом изображении, или мандале, весьма распространённом в тибетском буддизме. Также кое-кто считает, что члены экспедиции на Тибет привезли документ, в котором далай-лама признаёт Гитлера мировым главой всех арийских народов. Но все эти сведения плотно прикрыты завесой слухов и легенд.
Одно ясно: приказы Шеферу исходили непосредственно от Гиммлера, настоящего маньяка во всём, что касалось оккультизма.
Можно с уверенностью сказать, что экспедиция СС привезла одно настоящее сокровище, которого до тех пор никто на Западе не видел: «Канджур», свод священных текстов в 108 томах на тибетском языке. Говорят, что верхушка СС особенно была заинтересована ритуалом Тантра Калачакра.
Тантра Калачакра
Эта Тантра — одна из высших посвящений в тибетском буддизме, но что парадоксально, она может быть передана даже профанам, правда, после некоторой предварительной подготовки.
Принявшему это посвящение гарантируется перерождение в Шамбале в момент последнего сражения между злом и добром. Посвящение в Тантру Калачакру даже сегодня даётся некоторыми религиозными авторитетами тибетцев, и в 1995 году далай-лама провёл эту церемонию в Барселоне. Речь идёт о воинском посвящении.
Далай Лама и Генрих Харрер
На заре гитлеризма один отдел СС, с Гиммлером во главе, занимался поисками новой мудрости, которую можно было бы привить к нордическо-германской традиции для её возрождения. И искали её там, где существовала живая воинская традиция ариев: на Тибете.
Тибетская и германская традиции имеют кое-что общее: обе говорят о тайном священном центре, Шамбале или Валгалле; о последней битве (Рагнарёк — у германцев), во время которой только элита воинов сможет встретить завершение нынешнего исторического цикла и подготовить наступление Нового Порядка.
Генрих Харрер не задолго до смерти
Ритуал Тантры Калачакры, в который был посвящён Шефер и некоторые из его людей, подтверждал прямую передачу живой традиции и таким образом возможность возрождения нордическо-германской традиции.
В 1937 году немецкое посольство в Калькутте поддерживало движение за независимость Чандра Босса, соперника Ганди, и даже финансировало антибританский еженедельник, выпускавшийся членами высшей индийской касты. Посол фон Зальцман в предвоенное время установил тесные контакты с кастой браминов, поддерживая их антиколониальную борьбу.
Отто Ран изучает граффити в пещере
Отто Ран, другой высокопоставленный член СС, который за год до того глубоко исследовал движение катаров во французской Окситании, в 1941 году направился в Ирак, чтобы стимулировать там антиколониальное восстание, а затем переехал в Италию.
Нет прямых подтверждений тому, что Генрих Харрер был одним из таких немецких интеллигентов, но он определённо пользовался поддержкой режима на высшем уровне, и с началом войны вёл себя как солдат своего правительства.
С того момента, как он попал в плен 1 сентября 1939 года, его единственным стремлением было бежать. Такая возможность ему представлялась дважды и дважды он пускался в почти месячный путь к Тибету.
Заключённый в карцер, он снова пытался бежать, два раза подряд, и, наконец, ему повезло. В своей книге «Семь лет в Тибете» он дотошно описывает, как готовил побег, продумывал всё в мельчайших деталях и вёл себя вовсе не как член элитного отряда альпинистов, а настоящий тайный агент.
17 мая 1944 года он наконец добрался до Тибета. С помощью немецкой делегации, бывшей в Лхасе, Харрер нашёл понимание у тибетских чиновников и в конце концов стал доверенным лицом самого далай-ламы.
Он оставался в Тибете вплоть до китайского вторжения.
Войну он пробыл в плену или жил высоко в Гималаях, и большинство документов, которые могли бы пролить свет на его участие в операциях СС, были уничтожены, поэтому после войны Харрер не был привлечён к суду.
Генрих Харрер. Семь лет в Тибете – отзыв на книгу о Тибете
Книга Генриха Харрера “Семь лет в Тибете” (нем. Sieben Jahre in Tibet. Mein Leben am Hofe des Dalai Lama) стала мировым бестселлером, когда впервые была опубликована в 1952 году на немецком языке, а в 1954 на английском, и снова становилась сенсацией при каждом переиздании. В 1997 году вышел одноименный художественный фильм Жана-Жака Анно с Брэдом Питтом в главной роли, а еще в 1956 году был выпущен документальный фильм Ханса Нитера с тем же названием, в производстве которого автор принимал непосредственное участие. И все это ради привлечения внимание к проблеме завоеванного китайцами Тибета.
Семь лет в Тибете
“Семь лет в Тибете” Генриха Харрера – это одна из самых знаменитых автобиографических книг в мире. Впервые книга вышла сразу после возвращения автора из Тибета, через два года переведена на английский, еще через два года по ней был снят документальный фильм. В конце 90-х к проблеме независимости Тибета привлекли внимание созданием художественного фильма “Семь лет в Тибете”. И вот в 2016 году, наконец, появился полный перевод книги Генриха Харрера на русский язык.
Книга повествует о том, как австрийский альпинист отправился в составе экспедиции в Гималаи. Но тут начинается Вторая Мировая война, и он не успевает покинуть территорию Индии, которая в то время была колонией Англии. Вся команда попадает в плен, а затем пытается в течении нескольких лет бежать из лагеря для пленных. Наконец, некоторым из них это удается сделать. У альпинистов созревает план уйти в Тибет, нейтральное государство, где никто их не сможет выдать и вернуть в лагерь военнопленных.
Генрих Харрер в изображении Брэда Питта
Они путешествуют по Тибету и не сразу попадают в Лхасу, запретный город, где живет Далай-Лама, духовный и политический лидер страны. Однако в конце-концов остаются лишь двое, Генрих Харрер, автор книги, и начальник экспедиции Петер Ауфшнайтер.
Именно они приходят в Лхасу и просят убежища, которое получают, испытывая на себе истинное гостеприимство тибетского народа, несмотря на то, что иностранцы очень редко допускались в Тибет. Со временем два австрийца стали своими среди лхасцев. Они помогают людям, встав на службу правительству и занявшись строительством, а также обучением местных детей.
Как итог сам Далай Лама высказал желание познакомиться с удивительными людьми, которые пришли под его защиту. С тех пор началась большая дружба Далай-ламы XIV, в то время молодого мальчика, и Генриха Харрера, который и для лидера Тибета стал учителем. Они пронесли эту дружбу через всю жизнь и навещали друг друга даже после бегства Далай-ламы в Индию.
Книга Генриха рассказывает о том Тибете, которого больше нет. И именно этим ценна. Как и мемуары другой австрийской женщины, Инге Саргент, которая стала Махадеви Сипо (Мьянма) и рассказала о своей жизни в своей книге “Сумерки над Бирмой“.
Описываются уже несуществующие детали тибетский жизни, такие как золотые шпили Поталы или обычные пни больших деревьев, свидетельствующие о том, какими лесами были покрыты горы Тибета в древности.
Генрих рассказывает об обычаях, которые тибетцы исполняют, уже не понимая их или приписывая им псевдоисторическую реальность. Например, во время празднования тибетского Нового года совершается шествие древних доспехов, шлема которых украшены арабской вязью. Считается, что воины погибли под снежным завалом, но их вернули в город и как героев понесли с почётом. И это стало ежегодной традицией.
Генрих неоднократно ссылается на былое могущество Тибета и удивляется, что сейчас монахи, напротив, выступают против прогресса под угрозой пророчества о захвате их страны с севера. Так тибетцы не хотели применять колесо для упрощения своей жизни, при этом Генрих при раскопках находил колеса, которые прежде использовали. Он делает вывод, что в этой высокогорной стране когда-то было очень развитое общество, жители которого со временем стали деградировать. А сейчас, чтобы не допустить быстрого угасания, тибетцы ограничивают доступ технических новинок в страну. Хотя от былого великолепия осталось много всего, особенно часто используемого в качестве украшений в храмах.
Генрих научил монахов Тибета не только кататься на коньках, но и играть в теннис
Тибет – второй дом Генриха Харрера
Стоит ли сравнивать фильм “Семь лет в Тибете” и книгу? В фильме привнесено много художественного вымысла, который добавляет драмы в развитие главного героя, упрощены сюжетные линии, убраны герои, которые описываются в оригинале и добавлены несуществующие для остроты, как жена Петера или чиновник, который предает Тибет. На самом же деле все это было намного сложнее и интереснее. Если кратко, то фильм – о Генрихе Харраре, а книга – о Тибете.
Поэтому я рекомендую не только посмотреть фильм, если еще не было возможности, но и прочитать книгу. Тем более, что читается она очень легко.
Факты о самом «антикитайском» фильме Голливуда: «Семь лет в Тибете» (1997)
«Семь лет в Тибете» — американская драма 1997 года с Брэдом Питтом в главной роли, снятая по одноимённой автобиографической книге австрийского альпиниста и путешественника Генриха Харрера (1912-2006 гг.).
На роль Генриха Харрера первоначально претендовал Ричард Гир, который даже отправил сценарий Делай Ламе, чтобы получить его одобрение. Далай Ламе сценарий понравился, но на роль уже взяли Питта с гонораром 10 миллионов долларов.
Джетсун Пема в фильме сыграла маму маленького Делай Ламы, но самом деле она приходится родной сестрой реального Делай Ламы.
Супругу главного героя — Ингрид Харрер сыграла российско-литовская актриса Ингеборга Дапкунайте.
Брэд Питт и Ингеборга Дапкунайте
Генрих Харрер в фильме негативно настроен по отношению к нацистам, а в реальности был членом НСДАП и обершарфюрером СС. Позже он сказал, что это были «ошибки юности».
Большая часть съёмок проходила в Аргентине и частично в Непале, Канаде и Австрии. Спустя некоторое время после выхода фильма, режиссер Жан-Жак Анно подтвердил, что две команды тайно снимали кадры для фильма в Тибете.
После выхода фильма — правительство Китая осудило его, заявив, что китайских офицеров-коммунистов показали чрезмерно грубыми и жестокими по отношению к жителям Тибета. И режиссёру Жан-Жак Анно вместе с Брэдом Питтом и Дэвидом Тьюлисом запретили въезд в Китай. Позже этот запрет отменили и режиссёр возглавил жюри 15-го ежегодного Шанхайского международного кинофестиваля в 2012 году, а Питт побывал в Китае в 2014 и 2016 году.
При бюджете картины 70 миллионов долларов в мировом прокате фильм собрал 131 миллион долларов.
Красивые пейзажи Тибета, человеческие судьбы, мудрость жизни и преодоление себя трогают до глубины души. В этом фильме и приключение, и любовь, и история Тибета.
В приключенческой драме Жана-Жака Анно «Семь лет в Тибете» суровая реальность смешалась с режиссёрским вымыслом в примерно равных пропорциях. Основой сюжета послужила книга Генриха Харрера (он же — главный герой фильма) о событиях в Тибете в годы Второй мировой.
Генрих — альпинист, задавшийся целью покорить гору Нанга Парбат. В родной Австрии у него осталась жена, она вот-вот родит ему малыша. Группа, с которой Генрих решается на восхождение, отказывается от этой идеи, поскольку с вершины горы сходит лавина. Но Генрих отстаёт от группы, желая зайти на гору, во что бы то ни стало. Правда, позднее силы оставляют его и он присоединяется к остальным.
Той же ночью всю группу помещают в лагерь для военнопленных, приняв всех альпинистов за граждан Германии. За время отсутствия Генриха его супруга начинает думать, что он просто предал её и ребёнка, и уже не вернётся домой. Он получает от супруги документы на развод. Откуда же ей знать, что он тоскует по семье и мысленно представляет, каким бы мог быть сейчас его ребёнок.
Далай-Лама и другие реальные персонажи
Кинокартина примечательна тем, что в ней задействован Далай-Лама. Юного лидера тибетского народа сыграли сразу двое мальчишек-актёров: Ямыанг Ямцхо Ванчук (в 14 лет) и Сонам Ванчук (в 8 лет). По сценарию Далай-Лама становится другом и наставником главного героя, роль которого исполнил Брэд Питт.
Пленникам удаётся сбежать. В Тибете они знакомятся с Нгапо Нгавангом Джигме — местным политиком и военным. Тот обманывает их, говоря, что тибетскому правительству нужна их помощь. В действительности их вовлекают в начавшуюся войну. Китайцы захватывают Тибет.
Факты про фильм
• съёмки в Тибете проводились тайно. В эту страну была отправлена целая съёмочная группа, а в картину в итоге вошло только 20 минут из всего отснятого материала.
Фильм имеет предсказуемый happy-end — герой Питта воссоединяется с семьёй, его сын постепенно проникается к нему. Однако, на фоне ужасов войны такой типично мелодраматический финал выглядит немного вымученным. Впрочем, тем, кто верит в торжество зла над добром, «Семь лет в Тибете» придутся по душе именно благодаря счастливому завершению. Рекомендуем к просмотру.