Село Вознесенское протянулось вдоль правого берега Амура, расположившись на возвышенной местности. Основную часть населенного пункта занимают частные домовладения. Вблизи возвышаются двухэтажные блочные дома для проживания нескольких семей. Примерно в 130 километрах от сельских окраин (по автодороге) находится Комсомольск-на-Амуре. В зимнее время река становится более короткой транспортной артерией между селом и городом.
История
Местность, где ныне располагается современное село, была заселена в древности. Тому подтверждением служат археологические находки, обнаруженные во время исследований культурных слоев. По ним можно судить о пребывании людей в здешних местах в разные периоды. Так, примерно 1500 лет назад эту территорию занимали представители племени Мохе. Тем временем датируются глиняные сосуды, найденные во время раскопок.
В древности на месте нынешнего Вознесенского обитали охотники и рыболовы. Их жилища располагались в непосредственной близости к реке. Рядом размещались хозяйственные ямы, где хранились съестные припасы, домашний инвентарь, примитивные орудия труда, наконечники для стрел.
Годом основания села считается 1860. В то время сюда прибыли выходцы из западных русских губерний. Высадившись на высоком берегу Амура, они обнаружили нанайское стойбище. Рядом с ним переселенцы решили обосноваться. В числе первых были три семьи, прибывшие в таежное Приамурье.
Один из первых поселенцев, Павел Береснев, спустя 20 лет после обоснования здесь, открыл в селе небольшую лавочку. В ней он вместе с сыном успешно вел торговые дела: пушнину скупал у местных охотников, а затем обменивал ее у купцов на продовольственные и мануфактурные товары. Всё это он продавал в своей лавке.
В 1890 году открылось еще одно заведение, где продавали продукцию виноделов. Спустя год в Вознесенском появилась церковь. Ранее она находилась в нанайском селении Болонь. Но местные жители не посещали храм, поскольку оставались преданными своим древним шаманским традициям. По этой причине здание церкви перевели в Вознесенское.
Село Вознесенское в Амурском районе одно из старейших. По красоте и удобству расположения село бесподобно. Оно стоит на высоком незатопляемом берегу большой и могучей реки, широкие заречные дали которой очерчиваются четкой графической линией восточных отрогов Джаки – Унахта – Якбыяна Хингано – Буреннского нагорья с дымчатой синевой западных отходов Сихотэ-Алиня на горизонте, в окружении неповторимо своеобразного растительного мира и под стать ему царством животных.
Первое поселение, как показывают археологические раскопки, возникло здесь еще в эпоху неолита, шесть тысяч лет тому назад. Здесь очень четко прослеживаются следы древних обитателей – остатки каменного века. Прежде чем на этом месте родилось село Вознесенское, здесь в течение ряда тысячелетий было поселение с полунадземными жилищами и святилищами древних людей. Гораздо позднее, уже в начале нашей эры, образовалось родовое стойбище одного из мохэских племен, предков нынешних нанайцев.
После возвращения России Приамурья по Айгуньскому и Пекинскому договорам 1858 – 1860 годов началось его заселение. С 1859 по 1861 годы переселение совершалось за казенный счет, а с 1862 – уже за счет самих переселенцев, но с сохранением льгот, дающих право приобретения земли в собственность. Крестьянство заселяет в этот период более благоприятный для земледелия Софийский округ, к которому относилась в то время и территория нынешнего Вознесенского. Семьи Карпа Берсенева, Антона Пастухова и Анисима Варова остановились в стойбище Чонгдо (теперешнее Усть – Гур) в августе 1860 года, двигаясь с первой, самой многочисленной партией переселенцев вниз по Амуру. Их остановка не была определена по жребию, кому, где селиться. Иначе говоря, была незаконной, а вынужденной из-за аварийного состояния плота. После ремонта следовало плыть дальше к месту, определенному жребием. Но хорошо встречные жителями нанайского стойбища переселенцы на свой страх и риск так и остались в Чонгдо. В этом же году из соседних сел Орловского, Пермского и других переселились в Чонгдо другие семьи. Прибывшие многочисленные семьи не могли уже разместиться в самом стойбище. Они начали строить дома ниже, на месте нынешнего Вознесенского.
Оказавшись в суровых условиях необжитой тайги на берегу великой реки, первые переселенцы пытались наладить привычное для них хозяйство. С большим трудом корчевали они участки, копали землю лопатами между деревьев в лесу под пашни. Но разве можно было назвать пашней клочки земли в 70-80 шагов длины, 50-60 ширины? Земля при очень примитивной обработке не могла кормить людей. Нерегулярно и в малом количестве доставлялись соль, мука и другие продукты питания. Много было случаев смерти людей от голода на новом месте. Убедившись в бесполезности траты труда на земледелие и приглядевшись к богатству местной природы, переселенцы принимались за промысел рыбы и зверя, которыми были так богаты реки и тайга. Кроме того, они собирали ягоды и орехи, дрова для пароходов. Вдоль берега реки вырос длинный ряд домов с огородными участками и хозяйственными постройками. На берегу реки появились долбленные и дощатые лодки разных размеров.
Жизнь переселенцев начала понемногу налаживаться. Многие семьи обзавелись лошадьми, коровами. В село чаще стали приезжать торговцы – китайцы и русские. Эти торговцы занимались скупкой пушнины, в основном у нанайцев. В 1888 году крестьянином Павлом Берсеневым в селе была открыта чайная лавка, где жители в обмен на пушнину могли приобретать крупу, соль, спички, сахар, охотничьи припасы и другие товары. В 1893 году Благовещенский миссионерский комитет открыл в Вознесенском миссионерскую школу. Открыл ее для того, чтобы нанайские дети учились и готовились к принятию христианства. До этого зимой из нанайского стойбища Болонь по льду Амура в Вознесенское перевезли церковь, которая была сооружена в Болони в 1866 году по инициативе епископа Иннокентия. Церковь в Вознесенском была собрана самими жителями. Ее открытие совершено на сороковой день Пасхи в двунадесятый праздник Вознесения, в честь сего село и получило свое название. Официальной датой образования села считается 1864г., о чем свидетельствует справка российского Государственного исторического архива Дальнего Востока.
На главной площади села, около Дома Культуры стоит памятник жителям с.Вознесенское, погибшим в годы Второй мировой войны. Первые мобилизационные повестки были вручены сельчанам на второй день после начала войны. 25 молодых мужчин ушли на фронт в июне 1941 года, 55 человек – в июле. Всего за 1941-1945 годы в боях с немецко-фашистскими и японскими империалистами приняли участие 360 сельчан. Все здоровые мужчины села до 60-летнего возраста приняли участие в защите Родины. На пьедестале, на возвышении из земли, окруженный оградой стоит обелиск уже 40 лет. На переднем плане с двух сторон обелиска на металлических листах перечислены имена погибших героев. Всего фамилий 139 человек. В 1975 году в день 30-й годовщины со дня победы назвали одну из улиц именем трех братьев Бородиных. Есть в селе улица названная в честь братьев Оненко, тоже погибших на фронте. Самая главная улица села названа в честь 35-летия Победы.
Село сегодня
В 1960 году завершилась работа по реорганизации существующей до этого в селе сельхозартели «Заря Востока» в отделение Комсомольского совхоза овощемолочного направления, ставшего через четыре года самостоятельным хозяйством. Первым директором его был назначен бывший управляющий отделением Григорий Яковлевич Клименко. Владения вновь созданного хозяйства раскинулись на общей площади в 1312 гектаров, которые располагались на трех участках: остров Большой, остров Малый и участок Пресельный. Большая часть занимаемой площади – болота и лесокустарники, между которыми располагались небольшие пашенные участки, затем пастбища и сенокосные угодья. Значительная часть пашенной земли была занята под индивидуальными огородами.
Наибольший расцвет в с. Вознесенском произошел в середине 70-х и 80-х годах. Было построено несколько новых улиц, торговый центр, школа, клуб, животноводческий комплекс. Совхоз «Вознесенский» стал крупным хозяйством, производящим овощи и картофель, мясо и молоко. Когда организовали совхоз, насчитывалось 270 голов крупного рогатого скота и надой составлял 1600 кг. В 1985 году в совхозном стаде было 2023 животных и надой составлял без малого 3000 кг.
Но главным богатством села являются его жители – добросовестные труженики, талантливые художники и поэты, просто добрые и приветливые люди. В общем строю советского народа, поднявшегося на смертный бой с фашистскими захватчиками, достойное место заняли жители села Вознесенское. Всего в 1941-1945 гг. в боях с немецкими фашистами и японскими милитаристами приняли участие 360 человек. Перед войной в Вознесенском вместе с поселком Рыбзавода проживало 1118 человек в 237 хозяйствах. Каждая семья отправила на фронт близкого, а некоторые – по 3,4 и 5 человек. И каждая четвертая семья не дождалась домой своих кормильцев и защитников. С многочисленными подвигами фронтовиков в единое боевое усилие, обеспечившее победу, сливалась героическая работа остававшихся в тылу. Особые слова хочется сказать о Фомине Борисе Прокопьевиче – талантливом краеведе, благодаря усилиям которого мы узнаем о давнем прошлом села. К сожалению, его уже нет в живых, но память о себе он оставил своими исследовательскими работами. Все материалы о прошлом и настоящем жизни села по крупицам собирают сотрудники сельской библиотеки уже более 20 лет. Все собранное пользуется огромной популярностью и у детей и у взрослых. И это очень радует. Потому что народ жив, пока жива его историческая память.
Село Вознесенское расположено на высоком правом берегу Амура. В четырёх километрах выше села в Амур впадает горная река Гур. К берегам рек близко подступает тайга.
Село Вознесенское приравнено к районам Крайнего Севера.
История [ | ]
Когда в 1860 году на этом берегу высадились первые русские переселенцы из западных губерний России, здесь было небольшое нанайское население. «Однако наши старики здесь долго жили, много видели, и мы живём.» — говорили старики нанайцы. Во время Амурской экспедиции Г. И. Невельского в 1852 году один из топографических отрядов под руководством офицера Попова, обследуя Амур вверх по течению от Николаевского поста, поднялся на лодках до реки Гур. В своём отчёте Попов упоминал о нанайских сёлах Диппы и Хунгари с амбарами на высоких сваях. Сёла с такими же названиями являются как бы оконечностями села Вознесенское и в настоящее время.
Вопросами освоения села Вознесенское занимались многие авторы. Фомин Б. П. в своих работах, опубликованных в районной газете «Амурская Заря» № 72 от 17.06.89 г и № 83 от 15.07.89 г освящает такие вопросы, как освоение и заселение села переселенцами. В дальнейшем исследованиями села Вознесенское занимался Толмачёв Г. И. В работе «Истоки. От „А“ до „Я“ на карте района.» (2004 г.) он продолжал исследования, как истории села, так и его дальнейшего развития. В 2005 г. Толмачёв Г. И. выпустил книгу «Путь к Победе», в которой большое внимание уделял участию жителей села в Великой Отечественной войне, а также вклад села в дело Победы.
«Известно, что с древнейших времён в долине реки Амур жили люди, обладавшие самобытной культурой. Ряд тысячелетий обитали здесь древние племена. В районе села Вознесенское в толще песка залегают пласты с отчётливыми следами пребывания. Эти населения представляют собой своеобразную летопись древнего Дальнего Востока. Редкий случай: три слоя на одном месте, верхний самый поздний слой — начало железного века. Здесь обнаружены почти целые глиняные сосуды. Они принадлежат племени Мохэ, представители которых жили в этих местах, 1000—1500 лет назад и являются предками бохайцев, создавших в VIII—IX веках нашей эры свою самобытную цивилизацию. Мохэ были предками, безусловно, и нанайцев.
Место и обстановка дают основание предполагать, что люди того времени ещё не умели копать землю. Здесь жили рыболовы и охотники. Их жилища располагались на самом берегу реки. Найдено несколько хозяйственных ям, попросту углублений с отбросами: кости касатки, раковины улиток. Найдены также топоры и тёсла для долбления лодок, изготовленные на плотной зеленокаменной породе, кремнёвые наконечники для стрел. Эти стрелы уникальны по форме и отделке. За 35 лет работы по раскопкам на Амуре такие изделия попались впервые. Следующий слой — неолит. Удивительно разнообразные узоры на керамике, тонкой работы наконечники стрел были найдены в этом слое. По уголькам и золе, найденным в очаге жилищ, радиоуглеродным методом, был определён возраст находок — пять тысяч лет».
Пять тысяч лет тому назад на том месте, где сейчас находится село Вознесенское, в полуподземных жилищах горели костры одного из многочисленных племён, населявших бескрайние просторы Амура. Жизнь древних людей была неотделима от природы.
Впервые о Приамурье сообщили тунгусы, кочевавшие в верховьях рек Витима, Олёкмы и Алдана. В 1637 году томские казаки, собирая ясак с алданских тунгусов, узнали о племенах, живущих по реке Зее и Шилке. Более подробные сведения были получены енисейскими казаками во время походов во главе с казаком Максимом Перфильевым в верховьях Витима в 1639 году.
Однако первые сохранившиеся сведения об Амурском крае были доставлены в 1643 году казаком Василием Поярковым, который открыл реку Амур и плавал по ней до самого устья в 1643—1646 годах. Сведения эти указывали на то, что край был густо населён тунгусами, даурами, гиляками, что среди кочевников есть в достаточном количестве и оседлый элемент, занимающийся хлебопашеством.
В 1649 году русский землепроходец Ерофей Хабаров предпринял поход на Амур. (Хабаров и его люди провели зиму 1651—1652 года недалеко от места, где сейчас стоит село Вознесенское, на мысе Джаори). Его поход положил начало заселению русскими Приамурья. На Амур потянулись вольные переселенцы.
Русские переселенцы встретили здесь жившие тунгусо-манчжурские племена. Однако русские застали ещё следы достаточно высокой культуры.
В 1850 году правительственным постановлением учреждается особая Амурская экспедиция, руководить которой поручается Г. И. Невельскому, ставшему душой второго открытия Амура. Горячий патриот России Г. И. Невельской доказывает, что Сахалин не полуостров, а остров, находит устье Амура и основывает Николаевский военный пост. Для усиления военных рубежей, восточных стран, в 1854 году по Амуру первым сплавом были переброшены войска. В 1855 году вторым «сплавом» вместе с солдатами прибыли на Амур первые русские земледельцы иркутские и забайкальские крестьяне, организовавшие ряд поселений по реке от озера Кизи до устья Амура.
Предложение Г. И. Невельского об основании на берегах Амура селений — останков или постов, которые бы способствовали нормальному плаванию по Амуру, не было принято царским правительством. Однако, после трагического похода русских солдат по Амуру и неудачной попытки шхуны «Восток» подняться вверх по течению по реке была создана комиссия для определения мест, пригодных к поселению. Эта комиссия выработала план заселения Амура. Планом учитывалась необходимость организации зимнего почтового тракта по реке Амур. Для этого предлагалось располагать населённые пункты на расстоянии друг от друга не более двадцати двух вёрст (24 км.). При невозможности расположения сёл по условиям береговой линии Амура намечалось постройка отдельных домов для почтовых станков. Таким образом, были распланированы места для расположения сёл и для постройки почтовых станков, число которых в общей сложности должно быть немного больше сорока на всём протяжении тракта от Хабаровки до Николаевского поста.
Согласно этому плану в 1860 г. из Забайкалья была отправлена большая группа крестьян для поселения между Хабаровкой и Мариинским. В то же время первый губернатор Приамурья П. В. Казакевич отправил приказ группе своих солдат отся рубить лес и оставить срубы по берегам Амура.
В начале августа 1860 года в Хабаровку приехали крестьяне — переселенцы из центральных губерний России. Они бросили жребий, кому, где селиться. Осенью того же года они начали спускаться вниз по Амуру с домашним скотом и птицей и селились по местам, на которые им выпал жребий. Так появились новые сёла по Амуру — Воронежское, Вятское, Сарапульское, Троицкое, Пермское и др. Почти все свои новые места жительства крестьяне называли по имени своей родной земли.
Житель села Вознесенское с 1917 года Андрей Иванович Ганджа (1884 года рождения), который в 1817—1940 годы работал связистом и по долгу своей службы много раз бывал в селе Шелехово.
Официальные документы об основании села Вознесенское не сохранились, но документы об основании сёл Пермское, Шелехово и других, а также рассказы старейших жителей села Вознесенского подтверждают начало биографии Вознесенского в 1860 г.
На месте села Вознесенского, где было небольшое нанайское стойбище, высадились три семьи: Карпа Берсенева, Антона Пастухова и Анисима Варова.
В настоящее время в Вознесенском проживает много семей Шатохиных, Курдюмовых и т. д. Это внуки и правнуки первых переселенцев; это потомки бесстрашных пионеров, обживших глухие дебри на берегу Амура.
В 1880 году крестьянином Павлом Бересневым в селе была открыта частная лавочка. Павел Береснев и позже его сын Иван скупали пушнину у охотников, а затем обменивали её у торговцев на муку и др. Обмены и товары они продавали в своей лавочке. К 1890 г. в селе появилась винная лавочка Хабаровского купца Пьянкова. Винная продукция высылалась в село под ответственность сельского старосты, который организовывал торговлю.
В 1891 году в селе на площади (напротив теперешней школы) была построена церковь. Эта церковь перевезена из нанайского села Болонь, где её построили с целью приобщения нанайцев к христианской вере. Но видимо доморощенные шаманы были по духу ближе и роднее для нанайцев, чем шаманы христианские, поэтому богослужение проходило почти в пустой церкви, или вообще срывалось. Для освещения церкви из Хабаровки приезжал архиерей. Освещение церкви происходило в день религиозного праздника — Вознесения Господа Бога и архиерей освятил её в честь этого дня. День Вознесения Господа Бога стал храмовым праздником села. А само село получило официальное название Вознесенское.
Летом 1917 года церковь от сильной молнии сгорела. До постройки церкви моления проходили в домах жителей по уговору. Своего попа село не имело, его привозили на время моления из Хабаровки или Болони. После постройки церкви в село приехал поп на постоянное жительство.
С 1865 года в село начала поступать основанная в Николаевске газета «Восточное Поморье». Получал и читал эту газету только почтальон, остальное население было неграмотным. В 1898 году через село прошёл проложенный между Хабаровском (1893 г.) и Николаевском второй провод телеграфной связи.
К 1900 г. общая численность села составляла около ста человек. Население пополнилось в основном за счёт естественного прироста. Все жители села происходили от семей нескольких фамилий и находились между собой в родственных отношениях. Новые переселенцы в село до 1910 г. не приезжали.
В период с 1900 по 1917 г. в жизни села произошли заметные изменения. Собственно эти изменения начались с 1910 г. В это время в село прибыло 20 семей переселенцев. Общая численность населения возросла в 1917 г. до двух сот пятидесяти человек. Добротные рубленые дома с хозяйственными постройками далеко вытянулись одной улицей вдоль берега Амура. Их к 1917 г. насчитывалось до пятидесяти.
В 1912 г. открыли и построили школу с четырёхклассным обучением.
К 1914 г. в селе появился свой фельдшер, и была открыта небольшая больница. Перед Октябрьской революцией в больнице работал бывший ротный фельдшер Пётр Павлович Храпай. Храпай практически хорошо освоив лечебное дело, пользовался большим доверием и уважением всего села. Указом Президиума Верховного Совета СССР в пятидесятые годы он был награждён орденом Ленина за долголетнюю и безупречную работу. В 1916—1917 г. сельским попом был нанаец Никита Хонгени. Этот поп примечателен тем, что владел приличным голосом и имел две жены.
Увеличивалось пароходное движение по Амуру, а с ним торговля, связь и потребность в дровах.
Село Вознесенское расположено на высоком правом берегу Амура. В четырёх километрах от села в Амур впадает горная река Гур. К берегам рек близко подступает тайга.
Село Вознесенское приравнено к районам Крайнего Севера.
История
Когда в 1860 году на этом берегу высадились первые русские переселенцы из западных губерний России, здесь было небольшое нанайское население. «Однако наши старики здесь долго жили, много видели, и мы живем.» — говорили старики нанайцы. Во время Амурской экспедиции Г. И. Невельского в 1852 году один из топографических отрядов под руководством офицера Попова, обследуя Амур вверх по течению от Николаевского поста, поднялся на лодках до реки Гур. В своём отчёте Попов упоминал о нанайских сёлах Диппы и Хунгари с амбарами на высоких сваях. Сёла с такими же названиями являются как бы оконечностями села Вознесенское и в настоящее время.
Вопросами освоения села Вознесенское занимались многие авторы. Фомин Б. П. в своих работах, опубликованных в районной газете «Амурская Заря» № 72 от 17.06.89 г и № 83 от 15.07.89 г освящает такие вопросы, как освоение и заселение села переселенцами. В дальнейшем исследованиями села Вознесенское занимался Толмачёв Г. И. В работе «Истоки. От „А“ до „Я“ на карте района.» (2004 г.) он продолжал исследования, как истории села, так и его дальнейшего развития. В 2005 г. Толмачёв Г. И. выпустил книгу «Путь к Победе», в которой большое внимание уделял участию жителей села в Великой Отечественной войне, а также вклад села в дело Победы.
«Известно, что с древнейших времён в долине реки Амур жили люди, обладавшие самобытной культурой. Ряд тысячелетий обитали здесь древние племена. В районе села Вознесенское в толще песка залегают пласты с отчётливыми следами пребывания. Эти населения представляют собой своеобразную летопись древнего Дальнего Востока. Редкий случай: три слоя на одном месте, верхний самый поздний слой — начало железного века. Здесь обнаружены почти целые глиняные сосуды. Они принадлежат племени Мохэ, представители которых жили в этих местах, 1000—1500 лет назад и являются предками бохайцев, создавших в VIII—IX веках нашей эры свою самобытную цивилизацию. Мохэ были предками, безусловно, и нанайцев.
Место и обстановка дают основание предполагать, что люди того времени ещё не умели копать землю. Здесь жили рыболовы и охотники. Их жилища располагались на самом берегу реки. Найдено несколько хозяйственных ям, попросту углублений с отбросами: кости касатки, раковины улиток. Найдены также топоры и тёсла для долбления лодок, изготовленные на плотной зелёнокаменной породе, кремниевые, но дички, наконечники для стрел. Эти стрелы уникальны по форме и отделке. За 35 лет работы по раскопкам на Амуре такие изделия попались впервые. Следующий слой — неолит. Удивительно разнообразные узоры на керамике, тонкой работы наконечники стрел были найдены в этом слое. По уголькам и золе, найденным в очаге жилищ, радиоуглеродным методом, был определён возраст находок — пять тысяч лет».
Пять тысяч лет тому назад на том месте, где сейчас находится село Вознесенское, в полуподземных жилищах горели костры одного из многочисленных племён, населявших бескрайние просторы Амура. Жизнь древних людей была неотделима от природы.
Впервые о Приамурье сообщили тунгусы, кочевавшие в верховьях рек Витима, Олекмы и Алдана. В 1637 году томские казаки, собирая ясак с алданских тунгусов, узнали о племенах, живущих по реке Зее и Шилке. Более подробные сведения были получены енисейскими казаками во время походов во главе с казаком Максимом Перфильевым в верховьях Витима в 1639 году.
Однако первые сохранившиеся сведения об Амурском крае были доставлены в 1643 году казаком Василием Поярковым, который открыл реку Амур и плавал по ней до самого устья в 1643—1646 годах. Сведения эти указывали на то, что край был густо населён тунгусами, даурами, гиляками, что среди кочевников есть в достаточном количестве и оседлый элемент, занимающийся хлебопашеством.
В 1649 году русский землепроходец Ерофей Хабаров предпринял поход на Амур. (Хабаров и его люди провели зиму 1651—1652 года недалеко от места, где сейчас стоит село Вознесенское, на мысе Джаори). Его поход положил начало заселению русскими Приамурья. На Амур потянулись вольные переселенцы.
Русские переселенцы встретили здесь жившие тунгусо-манчжурские племена. Однако русские застали ещё следы достаточно высокой культуры.
В 1850 году правительственным постановлением учреждается особая Амурская экспедиция, руководить которой поручается Г. И. Невельскому, ставшему душой второго открытия Амура. Горячий патриот России Г. И. Невельской доказывает, что Сахалин не полуостров, а остров, находит устье Амура и основывает Николаевский военный пост. Для усиления военных рубежей, восточных стран, в 1854 году по Амуру первым сплавом были переброшены войска. В 1855 году вторым «сплавом» вместе с солдатами прибыли на Амур первые русские земледельцы иркутские и забайкальские крестьяне, организовавшие ряд поселений по реке от озера Кизи до устья Амура.
Предложение Г. И. Невельского об основании на берегах Амура селений — останков или постов, которые бы способствовали нормальному плаванию по Амуру, не было принято царским правительством. Однако, после трагического похода русских солдат по Амуру и неудачной попытки шхуны «Восток» подняться вверх по течению по реке была создана комиссия для определения мест, пригодных к поселению. Эта комиссия выработала план заселения Амура. Планом учитывалась необходимость организации зимнего почтового тракта по реке Амур. Для этого предлагалось располагать населенные пункты на расстоянии друг от друга не более двадцати двух верст (24 км.). При невозможности расположения сел по условиям береговой линии Амура намечалось постройка отдельных домов для почтовых станков. Таким образом, были распланированы места для расположения сел и для постройки почтовых станков, число которых в общей сложности должно быть немного больше сорока на всем протяжении тракта от Хабаровки до Николаевского поста.
Согласно этому плану в 1860 г. из Забайкалья была отправлена большая группа крестьян для поселения между Хабаровкой и Мариинским. В то же время первый губернатор Приамурья П. В. Казакевич отправил приказ группе своих солдат отправиться рубить лес и оставить срубы по берегам Амура.
В начале августа 1860 года в Хабаровку приехали крестьяне — переселенцы из центральных губерний России. Они бросили жребий, кому, где селиться. Осенью того же года они начали спускаться вниз по Амуру с домашним скотом и птицей и селились по местам, на которые им выпал жребий. Так появились новые села по Амуру — Воронежское, Вятское, Сарапульское, Троицкое, Пермское и др. Почти все свои новые места жительства крестьяне называли по имени своей родной земли.
Житель села Вознесенское с 1917 года Андрей Иванович Ганджа (1884 года рождения), который в 1817—1940 годы работал связистом и по долгу своей службы много раз бывал в селе Шелехово.
Официальные документы об основании села Вознесенское не сохранились, но документы об основании сел Пермское, Шелехово и других, а также рассказы старейших жителей села Вознесенского подтверждают начало биографии Вознесенского в 1860 г.
На месте села Вознесенского, где было небольшое нанайское стойбище, высадились три семьи: Карпа Берсенева, Антона Пастухова и Анисима Варова.
В настоящее время в Вознесенском проживает много семей Шатохиных, Курдюмовых и т. д. Это внуки и правнуки первых переселенцев; это потомки бесстрашных пионеров, обживших глухие дебри на берегу Амура.
В 1880 году крестьянином Павлом Бересневым в селе была открыта частная лавочка. Павел Береснев и позже его сын Иван скупали пушнину у охотников, а затем обменивали её у торговцев на муку и др. Обмены и товары они продавали в своей лавочке. К 1890 г. в селе появилась винная лавочка Хабаровского купца Пьянкова. Винная продукция высылалась в село под ответственность сельского старосты, который организовывал торговлю.
В 1891 году в селе на площади (напротив теперешней школы) была построена церковь. Эта церковь перевезена из нанайского села Болонь, где её построили с целью приобщения нанайцев к христианской вере. Но видимо доморощенные шаманы были по духу ближе и роднее для нанайцев, чем шаманы христианские, поэтому богослужение проходило почти в пустой церкви, или вообще срывалось. Для освещения церкви из Хабаровки приезжал архиерей. Освещение церкви происходило в день религиозного праздника — Вознесения Господа Бога и архиерей освятил её в честь этого дня. День Вознесения Господа Бога стал храмовым праздником села. А само село получило официальное название Вознесенское.
Летом 1917 года церковь от сильной молнии сгорела. До постройки церкви моления проходили в домах жителей по уговору. Своего попа село не имело, его привозили на время моления из Хабаровки или Болони. После постройки церкви в село приехал поп на постоянное жительство.
С 1865 года в село начала поступать основанная в Николаевске газета «Восточное Поморье». Получал и читал эту газету только почтальон, остальное население было неграмотным. В 1898 году через село прошёл проложенный между Хабаровском (1893 г.) и Николаевском второй провод телеграфной связи.
К 1900 г. общая численность села составляла около ста человек. Население пополнилось в основном за счет естественного прироста. Все жители села происходили от семей нескольких фамилий и находились между собой в родственных отношениях. Новые переселенцы в село до 1910 г. не приезжали.
В период с 1900 по 1917 г. в жизни села произошли заметные изменения. Собственно эти изменения начались с 1910 г. В это время в село прибыло 20 семей переселенцев. Общая численность населения возросла в 1917 г. до двух сот пятидесяти человек. Добротные рубленые дома с хозяйственными постройками далеко вытянулись одной улицей вдоль берега Амура. Их к 1917 г. насчитывалось до пятидесяти.
В 1912 г. открыли и построили школу с четырёхклассным обучением.
К 1914 г. в селе появился свой фельдшер, и была открыта небольшая больница. Перед Октябрьской революцией в больнице работал бывший ротный фельдшер Петр Павлович Храпай. Храпай практически хорошо освоив лечебное дело, пользовался большим доверием и уважением всего села. Указом Президиума Верховного Совета СССР в пятидесятые годы он был награждён орденом Ленина за долголетнюю и безупречную работу. В 1916—1917 г. сельским попом был нанаец Никита Хонгени. Этот поп примечателен тем, что владел приличным голосом и имел две жены.
Увеличивалось пароходное движение по Амуру, а с ним торговля, связь и потребность в дровах.
Период гражданской войны
Не обошла стороной гражданская война и Дальний восток. На берега Амура пришли белогвардейцы и японские интервенты. Они захватили Хабаровск. На борьбу с ними большевики начали поднимать народ за свою свободу. В Синде эту работу возглавил Иван Иванович Шерый, поддерживающий связь с хабаровскими подпольщиками через своего брата Степана. Летом 1919 года Калмыков объявил мобилизацию населения в белую армию.
Из Хабаровска подпольный партизанский комитет направил в Синду бывшего комиссара амурской флотилии Григория Мизина. Он привел с собой ещё 12 человек. Отряд Шерого и Мизинова объединились. Назвали его Первым Морским. Командиром стал Мизин, комиссаром Шерый.
У Малмыжа, куда отряд Мизина — Шерого опустился на лодках с намерением там зазимовать, партизаны захватили две баржи с мукой и уничтожили до тридцати японцев и белогвардейцев, сопровождавших этот груз. Богатый трофей переправили на одну из своих баз в районе Инокентьевки, и сами расположились в этом селе. О месте нахождения партизан через свою разведку узнал Калмыков.
Партизаны нападения явно не ожидали, о чём говорит тот факт, что небыли выставлены дозоры. Так что орудийный и пулеметный огонь, шум и крики застали врасплох. И все же отряд сумел вырваться из окружения и уйти в лес, потеряв, при этом двоих. Они были схвачены карателями и брошены в трюм парохода.
На четвёртый день партизаны пришли в деревню Чинку, что в нескольких километров от Славянки. Но здесь калмыковцы оставили дозоры, которые и заметили подозрительную лодку. Устроили засаду. А когда трое стали пробираться сквозь заросли к лесу, глянули, винтовочные выстрелы. И. И. Шерый упал от резкой боли в ноге, затем его ударили по голове. Полуживого комиссара каратели приволокли в старый заброшенный сарай.
Сентябрьским днем 1919 года к берегу села Вознесенского подошёл пароход «Казакевич». Высадил десант белых, которые пошли по селу. Они врывались в дома, где жили семьи подлежащих мобилизации в белую армию. Были взяты в заложники младшие братья новобранцев, скрывавшихся на островах от белогвардейцев.
К вечеру И. И. Шерого вытащили из парохода и подтащили к поленице дров и, распяв, привязали к ним. Офицер приказал солдатам приготовиться. Грянул залп, и распятое тело облекло.
Как только пароход ушёл, вознесенчане Ф. А. Пастухов, Л. З. Останин, И. И. Бородин бережно сняли труп, завернули в парусину, положили в лодку и поплыли к кладбищу. Похоронили Шерого без почестей, на краю кладбища, под старой липой.
В ноябре 1919 года Григорий Мизин с несколькими партизанами прибыл в Вознесенское, чтобы до земли поклониться праху своего комиссара и отдать ему последнюю честь. Командир выступил с речью. Партизаны спели «Интернационал». Прогремели прощальные винтовочные залпы.
Могила Ивана Ивановича Шерого была восстановлена учащимися сельской школы в 1961 году. А в 1964 году на крутом живописном берегу Амура был установлен памятник, изготовленный заводом железобетонных изделий. Есть в селе и улица Ивана Ивановича Шерого.
Сороковые роковые…
На центральной площади Вознесенского стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. В общем, строю советского народа, поднявшегося на смертный бой с фашистскими захватчиками, достойное место заняли жители села Вознесенское.
Первые мобилизационные повестки были вручены вознесенцам на второй день после начала Великой Отечественной войны. Двадцать пять молодых и здоровых мужчин ушли на фронт в июне 1941 года, пятьдесят пять человек — в июле. Общее число ушедших на фронт вознесенцев в 1941 году составило сто восемнадцать, в 1942 году 124 человека. А всего за 1941—1945 годы в боях с немецкими захватчиками и японскими милитаристами приняли участие триста шестьдесят человек. В числе их три женщины: Антонина Павловна Лончакова, Ольга Алексеевна Терских и Нина Ивановна Авраменко, ушедшая в возрасте семнадцати лет. Ещё двадцать семнадцатилетних парней и один шестнадцатилетний — Анатолий Яковлевич Пастухов — ушли на фронт. Все здоровые мужчины села до шестидесятилетнего возраста приняли участие в защите Родины.
Перед войной в Вознесенском вместе с поселком рыбозавода проживало 1118 человек в 237 хозяйствах. Каждая семья отправила на фронт близкого, а некоторые по три, четыре и даже пять человек. И каждая четвёртая семья не дождалась домой своих кормильцев и защитников. В результате поисковой работы стало известно, что погибли на фронте 74 вознесенца. Каждый пятнадцатый житель от общего числа военнообязанных, принявших участие в войне, заплатил за победу самой высокой ценой — жизнью.
Вознесенцы — фронтовики участвовали во многих крупных боевых операциях Советской Армии. Участвовали в освобождении народов стран Европы. Штурмовали Кенигсберг, Варшаву, Прагу, Будапешт, Берлин. Освобождали народы Кореи, Китая от Японских захватчиков.
Вознесенцы чтят память о своих героях земляках, погибших на войне. В 1965 году к 20-летию со дня Победы, поставлен памятник погибшим на фронте односельчанам. В 1975 году, в день 30-летней годовщины Победы они назвали одну из улиц именем трех братьев Бородиных, на доме, где жили герои, была установлена мемориальная доска. На домах всех участников войны установлены знаки.
Система образования в селе
С 1856 году в районах Среднего Амура была создана Приамурская духовная миссия. Центром её стал Усть-Зейский пост, основанный в том же году и переименованный Н. Н. Муравьевым в город Благовещенск
Свои задачи духовенство Дальнего Востока осуществляло не только через церковь, но и путем разносторонней активности в школьном деле. В 1893 году Благовещенский миссионерский комитет открыл в Вознесенском миссионерскую школу. Открыли её для того, чтобы нанайские дети учились и готовились к принятию христианства. Жители села согласились содержать школу на свои средства с условием, чтобы в школу были приняты и русские дети.
Первым учителем был дьячок Манухин. Он учил детей как арифметике и русскому языку, так и закону божьему. В 1901 году Вознесенская миссионерская школа была реорганизованна в смешанную школу. Такой школе на учительскую работу разрешалось принимать людей, не имеющих духовного звания.
В школе учились вместе русские и нанайцы. За счёт средств Благовещенского миссионерского комитета на озере Болонь при Вознесенской школе был создан пансион. В нём проживали дети «инородцев», собранные из ближайших стойбищ. В подготовительном классе они обучались русскому языку и получали знания по закону божьему, русской грамоте и исчислению. Освоивши с грамотой их, переводили в младшие классы русского отделения, где наряду с русскими детьми проходили трехгодичную начальную школу.
В 1902 году учебный план пополнился такими предметами, как рисование, рукоделие и ручной труд.
Школа, построенная в 1893 году, просуществовала до 1974 года. Первого сентября 1974 года новая школа открылась. Школа кирпичная, трехэтажная имеет центральное отопление.
После деревянного здания она казалась прекрасным дворцом с оборудованными кабинетами химии, физики, биологии, географии, иностранного языка, спортивными и актовым залом. При школе был построен интернат, в котором жили дети из отдалённых сел Амурского района. Первым директором в школе была Мария Игнатьевна Мироненко.
Литература
Примечания
Ссылки
Амурский район Хабаровского края
Городское поселение «Город Амурск»
Амурск (город)
Эльбанское городское поселение
Тейсин (пос. при ст.) • Эльбан (пос. гор. типа)
Сельское поселение «Село Ачан»
Ачан (село)
Болоньское сельское поселение
Болонь (село) • Казарма 207 км (пос. сел. типа) • Казарма 213 км (пос. сел. типа) • Менгон (пос. при ст.) • Разъезд 18 (рзд.) • Разъезд 21 (рзд.) • Хевчен (пос. при ст.)
Вандан (пос. при ст.) • Голубичное (село) • Джармен (пос. при ст.) • Джелюмкен (пос. при ст.) • Казарма 37 км (пос. сел. типа) • Казарма 51 км (пос. сел. типа) • Казарма 59 км (пос. сел. типа) • Лесной (пос. сел. типа) • Литовко (пос. сел. типа) • Партизанские Сопки (пос. при ст.) • Украинка (село) • Утиный (пос. при ст.) • Форель (пос. при ст.)
Сельское поселение «Село Омми»
Омми (село)
Падалинское сельское поселение
Известковый (пос. сел. типа) • Казарма 286 км (пос. сел. типа) • Малмыж (пос. при ст.) • Падали (село)
Санболинское сельское поселение
147 км (пос. при ст.) • Нусхи (пос. при ст.) • Нусхи (пос. при ст.) • Санболи (пос. сел. типа) • Сельгон (пос. при ст.)
Примечание: районный центр выделен полужирным курсивом, центры поселений выделены курсивом
Литовко (Хабаровский край) — Посёлок Литовко Страна РоссияРоссия … Википедия
Известковый (Хабаровский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Известковый. Посёлок сельского типа Известковый Страна РоссияРоссия … Википедия
Лесной (Хабаровский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лесной. Посёлок сельского типа Лесной Страна РоссияРоссия … Википедия
Украинка (Хабаровский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Украинка. Село Украинка Страна РоссияРоссия … Википедия
Богородское (Хабаровский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородское. Село Богородское Страна РоссияРоссия … Википедия
Булава (Хабаровский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Булава (значения). Село Булава Страна РоссияРоссия … Википедия
Ягодный (Хабаровский край) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ягодный. Посёлок сельского типа Ягодный Страна РоссияРоссия … Википедия
Мариинское (Хабаровский край) — Село Мариинское Страна РоссияРоссия … Википедия
Вознесенское сельское поселение — муниципальное образование (сельское поселение) в России: Содержание 1 Архангельская область 2 Воронежская область … Википедия