село тубанаевка спасского района нижегородской области история
Село тубанаевка спасского района нижегородской области история
СЕРГЕЙ ЛЕДРОВ
кандидат исторических наук
«История ничему не учит, а только
наказывает за незнание уроков.» В.Ключевский ©
Село Тубанаевка
Село Тубанаевка – населенный пункт в составе Красноватрасского сельского совета Спасского района Нижегородской области. Расположено на речке Тубанаевка (Тобоновка), впадающей в Ватраску.
Основано в 1623–1642 гг. на территории Спасской вотчины нижегородского Благовещенского монастыря в Нижегородском уезде как деревня, приписанная к селу Ватрас. С 1654 г. – патриаршая, с 1721 г. – синодальная, в 1764–1866 гг. – государственная (экономическая). C 1779 г. – в Васильсурском уезде. После постройки в 1862 г. Вознесенской церкви – село. В 1918–1921 гг. – центр Тубанаевской волости и Тубанаевского партийного района Васильсурского уезда. Затем в Спасской волости Лысковского уезда. С 1929 г. – в составе Спасского района.
В прошлом – один из центров кожевенного производства губернии. По объемам выделки крупных кож находилось на втором месте после с. Богородского.
Население: 1779 г. – 556, 1859 г. – 1233, 1916 г. – 2062, 1929 г. – 2250, 1959 г. – 756, 1989 г. – 280, 2010 г. – 180 чел.
Село тубанаевка спасского района нижегородской области история
СЕРГЕЙ ЛЕДРОВ
кандидат исторических наук
«История ничему не учит, а только
наказывает за незнание уроков.» В.Ключевский ©
Село Тубанаевка
Село Тубанаевка – населенный пункт в составе Красноватрасского сельского совета Спасского района Нижегородской области. Расположено на речке Тубанаевка (Тобоновка), впадающей в Ватраску.
Основано в 1623–1642 гг. на территории Спасской вотчины нижегородского Благовещенского монастыря в Нижегородском уезде как деревня, приписанная к селу Ватрас. С 1654 г. – патриаршая, с 1721 г. – синодальная, в 1764–1866 гг. – государственная (экономическая). C 1779 г. – в Васильсурском уезде. После постройки в 1862 г. Вознесенской церкви – село. В 1918–1921 гг. – центр Тубанаевской волости и Тубанаевского партийного района Васильсурского уезда. Затем в Спасской волости Лысковского уезда. С 1929 г. – в составе Спасского района.
В прошлом – один из центров кожевенного производства губернии. По объемам выделки крупных кож находилось на втором месте после с. Богородского.
Население: 1779 г. – 556, 1859 г. – 1233, 1916 г. – 2062, 1929 г. – 2250, 1959 г. – 756, 1989 г. – 280, 2010 г. – 180 чел.
«Легенда и быль в истории Тубанаевки»
Рассказ об исторических памятниках села Тубанаевка, Тубанаевка, Нижегородская область
Работа «Легенда и быль в истории Тубанаевки» посвящена двум историческим постройкам на территории села – памятнику погибшим воинам в Великой Отечественной войне, история которого содержит историческую легенду и храму Вознесения Господня, построенного в 19 веке и сохранившим уникальные фрески до нашего времени.
Оксана
«Легенда и быль в истории Тубанаевки»
Наша Родина за свою историю испытала многое, но наиболее трагичными событиями всегда были войны. Несмотря на то, что именно они несли народу множество бед и несчастий, войны и их участники чаще сохраняются в памяти народа и в честь побед возводятся монументы и памятники. На территории нашего района, к счастью, не проходили великие сражения, но в каждом селе возведен памятник в память о погибших односельчанах в последней и самой страшной войне в истории человечества.
В Тубанаевке так же имеется такой памятник, и его история кажется очень интересной. Как и большинство монументов эпохи, он был воздвигнут к 20 – летию Победы над фашистской Германией в 1965 году. Но вот что кажется интересным и необычным. Памятник стоит в центре села, практически напротив православного храма, который конечно не был действующим в то время. Но как могла позволить тогдашняя власть такое соседство? Попытки найти ответ на этот вопрос натолкнули меня на мысль, о том, а не было ли на этом месте какого – нибудь памятника, посвященного героям прошлых войн? Эта мысль кажется абсолютно допустимой, если обратится к истории села. Тубанаевка 19 века была крупным и богатым промышленным селом, с почти двухтысячным населением и поэтому среди них, конечно, были люди принимавшие участие в военных баталиях прошлого, а также были те, кто готов был увековечить память своих односельчан памятником в родном селе.
Оказывается, эта мысль имеет право на существования. Среди жителей села ходит легенда о том, что на этом месте был монумент в честь героев Отечественной войны 1812 года, возможно, это был памятник в честь какого – то конкретного человека, но его имени никто вспомнить не может. Но многие думают, что это, скорее всего, был памятник к какой – нибудь юбилейной дате Отечественной войны 1812 года и воздвигнут, был на пожертвования жителей села. Примечательно, что на современном памятнике имеются 4 чугунные плиты, которые возможно и достались «в наследство» от прежнего памятника. Вот так и соединилась в одном памятнике память о героях двух Отечественных войн.
К сожалению, человеку свойственно очень быстро забывать события и имена людей, и очень многое утрачено навсегда. Но мне кажется, что если хотя бы несколько человек помнят, и пусть рассказывают уже как быль историю своего села, это достойно уважения молодого поколения, которое передаст ее своим детям. Ведь в каждой, порой, очень невероятной истории, есть крупица истины.
Еще более интересной является история храма в этом селе. Быстрое увеличение числа старообрядцев в Тубанаевке и стало одной из причин строительства там приходской церкви.
Деньги на возведение храма и приобретение для него имущества пожертвовал кожевенный заводчик (по официальным документам государственный крестьянин) Андрей Иванович Токарев.
Церковь была построена в 1860—62 годах. Церковь построена по архитектурному типу «корабль»: с объединением в общее строение алтаря, молельного зала, трапезной и колокольни над западным входом, расположенных строго по оси. Молельный зал церкви имеет кубическую форму, завершенную каноническим пятиглавием. Колокольня представляет собой распространенную в России форму культовой архитектуры —«восьмерик на четверик» (восьмиугольное сооружение на четырехугольном основании), завершением служит высокий шатер.
Церковь имеет три престола: Вознесения Господня, в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Престолы освящены: Вознесения — 3 июня 1866 г., Покрова Пресвятой Богородицы — 30 сентября 1862 г., Святителя и Чудотворца Николая — 28 сентября 1863 г.
Первым священником Вознесенской церкви села Тубанаевка был Василий Григорьевич Соловьев, за плечами которого имелся 20 —летний опыт службы в церквях Нижегородской епархии. Он должен был «своею примерною доброю нравственностью заслужить доверенность своих новых прихожан» и вернуть отступников в лоно официальной церкви. С помощью доходчивых проповедей ему удалось добиться раскаяния части отступников официального православия. Так, к началу 80—х годов X1X века число старообрядцев среди тубанаевцев сократилось до 84 человек. В начале 60—х годов их было 120 человек.
Деятельность настоятеля не ограничивалась только совершением церковных треб и произнесением проповедей. В.Г. Соловьев, с самого своего приезда в село, занимался обучением небольшого количества крестьянских детей. Обучение проводилось на безвозмездной основе. А в 1884 году в доме священника была открыта Тубанаевская церковноприходская одноклассная школа. Обучение вел сын Василия Григорьевича—сменивший отца на посту настоятеля храма, а помогала ему в этом жена Елизавета Александровна. Через пять лет школа стала располагаться в церковной сторожке. Школу посещали в основном мальчики.
Согласно церковной ведомости при церкви была открыта богадельня на 4 человека. Находящиеся в ней добывали средства существования своими трудами и подаянием.
Деятельность церкви была прекращена в 30-е годы XX века. Когда, как и большинство храмов в нашей стране, она была, к сожалению закрыта.
70 лет Вознесенская церковь села Тубанаевка простояла закрытой, но находилась под присмотром жителей села и по благоприятным стечением обстоятельства сохранилась до наших дней почти полностью, имея лишь небольшие разрушения внутри. Но сейчас над зданием церкви нависла угроза полного разрушения, т.к. износилось покрытие крыши (крыша и купол были вновь перекрыты в 1980 – е годы) и протекает в нескольких местах, что тут же приводит к протекам внутри здания и исчезновению сохранившихся фресок и убранств. Также зданию угрожает разрушение от основания деревьями и кустарниками, прорастающими прямо из-под фундамента по всему периметру. Начала разрушаться каменная ограда вокруг церкви, которая продержалась столько лет.
К сожалению, человеку свойственно очень быстро забывать события и имена людей, и очень многое утрачено навсегда. Но мне кажется, что если хотя бы несколько человек помнят, и пусть рассказывают уже как быль историю своего села, это достойно уважения молодого поколения, которое передаст ее своим детям. Ведь в каждой, порой, очень невероятной истории, есть крупица истины.
Усадьба А.И.Копашина (село Тубанаевка)
Село Тубанаевка находится в Спасском районе Нижегородской области.
Расположено на речке Тубанаевка (Тобоновка), впадающей в Ватраску.
Основано в 1623–1642 гг. на территории Спасской вотчины нижегородского Благовещенского монастыря в Нижегородском уезде как деревня, приписанная к селу Ватрас.
С 1654 г. – патриаршая, с 1721 г. – синодальная, с 1764 г. – государственная (экономическая).
C 1779 г. – в Васильсурском уезде. После постройки в 1862 г. Вознесенской церкви – село. В 1918–1921 гг. – центр Тубанаевской волости и Тубанаевского партийного района Васильсурского уезда. С 1929 г. – в составе Спасского района. В 1963 году район был ликвидирован, с 1965 вновь восстановлен.
История села Тубанаевка.
Существует несколько версий названия и основания села Тубанаевка.
По легенде давным – давно, в местных лесах разбойничали три брата: Тубанай, Саблук и Антон.
В конце концов, надоело им разбойничать и грабить, и решили они зажить честной и спокойной жизнью.
Но место для жизни каждый выбрал своё. Один на реке Урге, другой на речке Уронге,
а третий – в живописной долине, по которой протекал ручей, берущий начало от шумного, вечно гремящего ключа (отсюда и название речки Гремячка).
Так возникли три села: Тубанаевка, Саблуково и Антоново. По другой версии только два: Тубанаевка и Антоново, а вТубанаевке поселились два брата: Тубанай и Саблук (по другой версии Корнил), который и стал родоначальником распространенной в Тубанаевке фамилии Корниловых.
В 17 веке стала обживаться пустошь на речке Тобоновке, где и появилась деревня Тубанаевка.
По преданию первые крестьянские избы появились на Ключиках – так до сих пор называются три родника, бьющих в овраге, расположенном позади улицы Верхней.
Позже стали заселяться берега речки Гремячки, где и расположено современное село. Речка протекает по территории всего села и впадает в речку Ватраску.
Что же касается речке Тобоновки, упоминаемой в Писцовой книге17 века, то, скорее всего, первоначально так называлась Гремячка, в другом документе встречается название речки – Студенец.
Территория, где возникла Тубанаевка, принадлежала Благовещенскому монастырю. После ликвидации патриаршества Спасская волость стала принадлежать Святейшему Синоду, а в 1764 году, по указу Екатерины 2 — Государственной коллегии экономии.История Тубанаевки оказалась связана с историей крестьянской войны Е.И.Пугачева, когда войска Пугачева заняли Курмыш, ожидалось, что оно двинется на Нижний Новгород и тогда Тубанавки ему не миновать. Рассчитывая на это, местные крестьяне отказались от подписки властям « об истреблении злодея Пугачева», признав его государем Петром 3. Пугачев в Спасской волости не был, из Курмыша он повернул на Казань.
А своеволие местных крестьян было наказано, по указу императрицы Екатерины 2 в селе были поставлены виселицы, на которых вешали местных крестьян.
В 1797 году состоялась реформа управления казенными имениями, поэтому Тубанаевка вошла в Ватрасскую волость, но не надолго. Спустя несколько лет волость была ликвидирована. В конце 18 века в России проводилось важное мероприятие – Генеральное межевание земель.
В «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию земель Васильсурского уезда о Тубанаевке было записано:
«Деревня Тубанаевка – у оврага Тубанаевского, на котором пруд и от вершка безымянного по обе стороны, ручьев безымянных одного по правой, а другого по левой сторонах».
По данным пятой ревизии 1795 года в Тубанаевке имелось 146 дворов с 814 жителями. Государственные крестьяне в ревизских сказках, в отличие от помещичьих, именовались по фамилиям: Волковы, Шурыгины, Булычевы, Мешковы, Токаревы, Бурлаковы, Тепловы, Редровы, Дунаевы, Корниловы и другие.
19 век в истории Тубанаевки занимает особое место. Именно в это время деревня оказалась одним из главных центров кожевенной промышленности Нижегородской губернии.
Доходы от сельского хозяйства не могли обеспечить потребности быстро растущего населения, а удачное расположение на пересечении сухопутных торговых путей на Макарьвскую ярмарку подтолкнуло к занятию промыслами. Товарное производство по выделке кож начало развиваться с 1800 года, с открытием предприятия братьев Лепиловых, Замятина С.В. и Павлычева Ф.Ф. В течение первого десятилетия 19 века в Тубанаевке было открыто 16 кожевенных предприятий. По переписи кожевенных предприятий Васильсурского уезда 1827 года в Тубанаевке числилось 27 предприятий.
По берегам речки Гремячки один за другим появлялись кожевенные заводы: самый большой площадью 20 на 17 метров принадлежал И.П.Токареву, самый маленький 6 на 6 метров – С.А.Тулупову. Тубанаевцы занимались преимущественно выделкой конских и яловичных кож. По данным 1827 года в Тубанаевке было выделано 8730 кож и все они были проданы на ярмарках в Нижнем Новгороде и Москве, то есть производство носит ярко выраженный коммерческий характер.
В 50 – е годы 19 века кожевенное производство начинает активно развиваться.
В 1858 году в Васильсурском уезде действовало 59 кожевенных предприятий – 33 из них в Тубанаевке.
Общий объем выделанных кож составлял – 17410 штук на сумму – 47,1 тыс. рублей.
Среди крестьян – промышленников все больше начинает наблюдаться расслоение. Половина местной кожевенной продукции выделывалась Токаревыми и Замятиными, первые играли наиболее важную роль. Иван Петрович Токарев ещё в 1827 году имел четыре кожевни, самая большая на 6 чанов, именно он через 10 лет построил первый каменный корпус завода в Васильсурском уезде, стоимость которого оценивалась в 2 тысячи рублей серебром. В 1844 году на окраине деревни он же построил мукомольную мельницу стоимостью 400 рублей серебром, которую через 15 лет передал в собственность местной общине. Его сын, Александр Иванович Токарев, в 1858 году поставил на рынок 4000 кож на сумму 12 тыс. рублей.
Другой представитель этой фамилии – Иван Михайлович Токарев – в 1850 – е годы владел заводом с 12 чанами и выделывал 2000 кож на сумму 6 тыс. рублей, именно он первым стал торговать на рынках Санкт – Петербурга.
Тубанаевка стала значительным центром кожевенной промышленности Нижегородской губернии, и в 1858 году заняла 2 место, уступив только селу Богородскому Горбатовского уезда.
Усадьба (дом) А.И. Копашина.
В Тубанаевке сохранилось немало красивых домов и построек конца 19 века.
До наших дней дошла и усадьба А.И.Копашина, крупнейшего тубанаевского заводчика с конца XIX века, а также его кожевенный завод (конец XIX – начало XX века),где работало 118 рабочих.
Во время Первой мировой войны, когда потребовались огромные партии яловичного мостовья для изготовления армейского обмундирования. Тубанаевские и богородские кожевенники оказались единственными поставщиками такого сырья в Нижегородской губернии.
Заводчикам были выделены крупные кредиты. В тубанаевке действовало 49 промышленных предприятий с 568 наемными рабочими, причем 3/5 всего производства были сосредоточены на 11 заводах.
Именно в это время А.И.Копашин значительно упрочил своё положение, получая выгодные государственные заказы, и стал вторым по значимости, после богородского промышленника А.В.Александрова, поставщиком дубленных кож в Нижегородской губернии.
Из воспоминаний жителей села.
(Наши благодарности Макарову.С.М за присланные материалы в редакцию портала)
Усадьба А.И.Копашина,село Тубанаевка,Спасский район район,Нижегородская область, Россия
Координаты GPS:55.927463, 45.695527
тубанаевка 2
Из-за частых набегов монголо-татарских отрядов и казанцев восточная окраина была в запустении. И только в середине 40-х годов 17 века Спасское стало довольно крупным ремесленным селом. В Спасской волости быстро развивалась торговля и промыслы: село Тубанаевка стало центром кожевенного производства; в селе»’ Монастырский Ватрас действовали десятки овчинных мастерских; село Елховка славилось гончарными изделиями; в селе Турбанка с 1912 года начала действовать одна из самых крупных в губернии льнопрядильных фабрик
Около 10 отраслей обрабатывающей промышленности было в районном центре селе Спасское. Главными видами товаров в селе Спасское были кожевенное сырье, пух, перо, конский волос, щетина, изделия местных ремесленников. Но более всего село Спасское стало известно благодаря развитию торговли. Здесь проводились базары, а с 1831 года — летняя и осенняя ярмарки. Ярмарка превратилась в крупнейший центр сельской торговли Нижегородского Поволжья. Районным центром Спасское стало в 1929 году. В 1963 году район был ликвидирован, но с 1965 вновь восстановлен. »’
Игнат Березовский запись закреплена
Вернулся домой через 79 лет – еще одного героя Великой Отечественной войны похоронили в Нижегородской области
В 2020 году страна отметила 75 лет со дня Великой Победы в Отечественной войны. Но и спустя три четверти века продолжают возвращаться домой ее герои. Так, в минувшую субботу в селе Татарское Маклаково Спасского района простились с красноармейцем Хамзей Садиковым, чьи останки были найдены поисковиками в районе Севастополя.
Показать полностью. В церемонии прощания приняли участие активисты Общероссийского Народного фронта.
Сегодня в окрестностях Севастополя активно работают поисковые отряды. Находят много останков, но опознать удается лишь некоторых – говорят, у солдат было поверие: если написать записку со своими данными и сунуть в специальную капсулу, которую носили или на шее, или в кармане, то убьют. Поэтому зачастую оставались пустыми эти капсулы. А Хамзя Садиков написать не побоялся и вот спустя 79 лет после своей гибели в октябре 1941 года он вернулся домой, чтобы быть похороненным в родной земле