село суйсарь история быт культура читать
Вести из Суйсари
Публикация Ирины Фофановой, финалиста конкурса «Сельский блогер»
Известно у нас в Карелии старинное село Суйсарь, расположенное на западном побережье Кондопожской губы Онежского озера.
По данным переписи населения 1873 года Суйсарь была карельской деревней. Располагалась она на острове. Первые упоминания об этом поселении относятся к концу XV века.
С конца XIX века село включало деревни: Суйсарь на Острове, Северную Суйсарь, Среднюю Суйсарь, Южную Суйсарь (Педри-Наволок), Куля. Суйсарь на острове упоминается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
В 1957 году деревни суйсарского гнезда были юридически объединены в село.
А современная деревня расположена за Ялгубой и делится на Северную и Южную.
Сегодняшняя Суйсарь – это одна деревня, которая постепенно становится дачным посёлком. Но прошлое напоминает о себе.
Вы знаете, кого в Суйсари называют португальцами? Нет, не заезжих иностранцев, а жителей старой деревни. Именно они знают много пословиц и поговорок и охотно делятся своими знаниями со студентами – собирателями фольклора, которых было в Суйсари раньше очень много.
Квартировались студенты у местных бабулек, выполняя мужскую работу по дому. А вечером, за самоваром, с ручками и блокнотами, слушали и записывали. Послушать там было что, ведь у суйсарцев на всё «назывки прокладены». Своих соседей из деревни Берёзовые мосты называли фараонами, а соседей из Ялгубы простокишниками.
Современные суйсарцы тоже любят словотворчество. Дачников, живущих в другой половине дома, именуют «дрУгойполовИнскими», пишется слитно, произносится быстро, скороговоркой. С другойполовинскими дружат, не ссорятся, ведь только очень недальновидный человек будет ругаться со своими соседями. Другойполовинские – это не прилагательное, это существительное.
Благодаря ребятам-фольклористам мы с вами можем читать хорошие книги, где написаны замечательные вещи. Такие, например:
Плетут бУраки берЕстяные,
А суйсаришка – дЕвятые купцы –
На семи подводах езживали…
А подводы удивительные –
В домах до сих пор стоят старинные сундуки для нарядов, где хранили свои вещи суйсарские невесты. Когда девушка шла на праздник, просто так не улицу не выходила, а соблюдала целый ритуал. И стол надо сдвинуть, и рукой дотронуться до двери, и в зеркало не смотреть.
Стоит такой сундук в нашем доме, ждёт своего часа, сидеть на нём и сейчас не разрешается. Здесь сохранились не только сундуки; здесь в старых домах живут домовые, с которыми лучше дружить, а в лес за ягодами нужно ходить со знающими людьми, иначе леший вас закружит. Думаете, это сказки? Здесь сказок не рассказывают, здесь в них живут.
Суйсарь
1 материал, 23 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Суйсарь.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Выходные на Суйсари (в соавторстве с братом)
О Суйсари мы много слышали, но никогда ранее не видели. Хотя, даже читали на заборах. Да,да, именно так! Плакаты с рекламой новой турбазы были развешены по всему Петрозаводску. Но не о турбазе речь. Может быть, мы так и откладывали бы визит в эту карельскую деревню до «следующего раза», если бы не помог случай. Друзья моего брата пригласили его с супругой провести там выходные, ну а поскольку на тот момент мы оказались с машиной в Петрозаводске, то вызвались их туда доставить, а заодно уже, наконец, самим увидеть эту деревню с таким красивым и непривычным названием. Встретив питерский поезд, мы прямиком направились в Суйсарь.
Описывая любое место в Карелии, просто невозможно не сказать хотя бы несколько слов о дороге туда. Куда бы вы не ехали, здесь всегда встретиться что-нибудь примечательное: то ли деревенька с сохранившимися этническими постройками, то ли живописное озеро или лесная ламба, да и лес невозможно хорош!
Вот и дорога в Суйсарь имеет свои изюминки. Для жителя «каменных джунглей», уже отдалённые районы Петрозаводска станут потрясением! Например, в Песках имеется замечательный городской песчаный пляж, обрамлённый соснами.
Вырубка на территории восстановительного питомника.
proofreader_z
proofreader_z
Это здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBBQVWBRgB
Остров сей лежит на юге Кондопожской губы Онежского озера (т.е. в С-З части оного), всего лишь в паре десятков вёрст (по прямой) от Петрозаводска. Место издавна населяет этнографическая группа карел, называемая людики (некоторые даже связывают с ними название Людина конца Новгорода Великого).
Хочется добавить фразу из материалов Карельской СНРПМ: «Церковь датирована на основании архитектурно-конструктивных признаков. Косвенным подтверждением правильности датировки является живопись, вывезенная из церкви, а также архивные данные». Т.е. все даты «не твёрдые» (кроме 1864 года, конкретность которого позволяет думать, что он всё же где-то прописан).
Печь «появилась не позже 1912 года».
Храм окружала валунная ограда, остатки которой ещё заметны:
Обращают на себя внимание крыльца, ведущие в сени. Подъём с нижнего рундука на верхний идёт с востока на запад, также как и в знаменитой Кондопожской церкви, стоявшей когда-то всего в 25 верстах отсюда.
Поздняя обшивка скрывает конструкцию «висячего» крыльца на консолях:
Северное крыльцо разрушено в 1950-х гг.:
Стоит сказать и о крыше, которую часто называют двухъярусной, ибо рубленные (самцовые) щипцы торцевых фасадов несут два яруса повалов, от чего она получает уступчатый профиль. Соответственно, такие крыши зовут ещё и уступчатыми, а иногда и каскадными (не путать с модной теперь металлочерепицей).
Чаще всего уступов бывает два, как здесь или как на всем известной часовне из Лёликозера, а может быть и больше, как в Юксовичах.
О назначении таких крыш приводились разные мнения.
Пишут, М.В.Красовский считал, что они «ослабляли стремительность стекающих со скатов дождевых потоков, сильно размывающих грунт вокруг церкви»,
по А.А. Шенникову (видимо этому) будто бы «такие формы покрытия могли повсеместно использоваться в усадебных кухнях для удобства дымоудаления»,
наконец, Ларс Петтерсон якобы объяснял дело «стилизацией базиликальной формы в дереве, т. к. сама базиликальная форма была известна в тех местах, где обнаружены каскадные завершения».
По мне таки все три варианта как-то малоубедительны. Думаю, публика просто оценила, чисто технически возникшую «уступчивость» храмов с гульбищами (типа всем известной часовни на Волкострове), заметив, что это «красиво само по себе». И потому уступы из чисто художественных соображений стали делать даже там, где ни какой практической надобности в них нет.
Церковь обследовалась в 1970 г.
«Принята под охрану» по «республиканской» категории в 1974 г.
Карельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (СНРПМ) в 1978 г. восстановлена кровля из красного тёса (под руководством Владимира Анатольевича Крохина).
Встречаются и упоминания о каких-то работах в 1980 г., но без конкретики.
В 1990 г. началась последняя реставрация. Насколько я понял (может кто поправит), документацию делала Проектная группа Карельского научно-реставрационного производственного управления Ассоциации «Росреставрация» (автор проекта В.А. Каурова). С 1992 на 1993 гг. производилась реорганизация упомянутой «группы», и создано ЗАО «ЛАД». Ну, а церковь взяла да и сгорела тут же где-то, в мае 1993 года.
Иногда пишут, мол «здесь снимался фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»». Ну, я так понимаю, не весь, фрагменты какие-то. А кино шикарное конечно.
Село суйсарь история быт культура читать
Живая старина. — М., 2000. № 1.
Живая старина. — М., 2006. № 2.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М., 1991.
Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1917-1934. — М., 1999.
Зеленин Д.К. К вопросу о русалках: Культ покойников, умерших неестественной смертью // Живая старина, 1912. Вып. 3-4.
Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников» // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 18. — Харьков, 1909.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Умершие неестественной смертью и русалки. — Пг., 1916.
Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990.
Круглый год. Сост. А.Ф. Некрылова. — М., 1989.
Малаховская А. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. — С-Пб., 2006.
Малиновский А. Похоронные причети в Перской вол. Устюженского у. Новгородской губ. // Живая старина, 1909. Вып. 1.
Невская Л.Г. Балто-славянское причитание. — М., 1993.
Никитина А.В. Русская демонология. — С-Пб., 2006.
Пахаваннi. Памiнкi. Галашэннi. — Miнск,1986.
Плотникова А.А. Дух вон // Русская речь, № 4. — М., 1993.
Плотникова А.А. Предметный код погребальной обрядности (вещи в гробу усопшего) // Истоки русской культуры. — М., 1994.
Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. — М., 1872. Т.1; 1882. Т.2; 1885. Т.3 (Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Ч. 3, 4).
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986.
Романов Е. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. — М., 1889. № 3.
Русские // Народы и культуры. — М., 1997.
Русские плачи Карелии. Подг. текстов и примеч. Михайлова М.М. Вступит. ст. Виноградова Г.С. и Михайлова М.М. — Петрозаводск, 1940.
Русские плачи (причитания). Вступ. ст. Андреева Н.П. и Виноградова Г.С. Ред. текстов и примеч. Виноградова Г.С. — Л., 1937.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. — М., 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981.
Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. Авт.-сост. Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л.Н. // Рязанский этнографический вестник №28. — Рязань, 2001.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д.К. Зеленина «Древнерусский языческий культ заложных покойников» // Проблемы славянской этнографии. — Л., 1979.
Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М., 2004.
Село Суйсарь: история, быт, культура. — Петрозаводск, 1997.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 1. — М., 1995.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 2. — М., 1999.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. — М., 2004.
Смирнов В.И. Народные похороны и причитания в Костромском крае // Второй этнографический сборник Костромского научного общества по изучению местного края. — Кострома, 1920.
Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. — М., 2003.
Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. — Сергиев Посад, 1913.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1979.
Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности: Образ «свадьбы-смерти» в славянском фольклоре // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1977.
Суворовский А. Вопли Новгородской губернии // Этнографическое обозрение, 1907. № 3.
Терновская О.А. Бабочка в народной демонологии славян: «душа-предок» и «демон» // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран юго-восточной Европы. — М., 1989.
Толстая С.М. Полесский народный календарь: Материалы к этнодиалектному словарю (Деды) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы диалектологии. — М., 1986.
Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. — М., 2003.
Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990.
Толстые Н.И. и С.М. О жанре «обмирания» (посещения «того света») // Вторичные моделирующие системы. — Тарту, 1979.
Топоров В.Н. Заметки о похоронной обрядности // Балто-славянские исследования. 1985. — М., 1987.
Украинцы // Народы и культуры. — М., 2000.
Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982.
Шайжин Н.С. Похоронные причитания Олонецкого края (новая запись) // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1910 год. — Петрозаводск, 1910.
Шайжин Н.С. Олонецкий фольклор. Похоронные причитания вопленицы Н.С. Богдановой // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1911 год. — Петрозаводск, 1911.
Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п. — С-Пб., 1900.
Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. — М., 1987.
Издания «Велесова Круга»:
Влх. Богумил. Книга оберегов. — Обнинск, 2006.
Влх. Богумил, влх. Велеслав. Малый Велесов Сонник. Короб Снов. — М., 2005.
Влх. Велеслав. Вещий Словник. Славления Родных Богов. — М., 2005.
Влх. Велеслав. Книга Велесовых Сказов. Русские Веды: Голубиная Книга. — М., 2005.
Влх. Велеслав. Книга Мудрости Вещего (Из «Белой Книги»). — Обнинск-Москва, 2006.
Влх. Велеслав. Кологод. — М., 2004.
Влх. Велеслав и др. Мара. — М., 2004.
Влх. Велеслав. Обрядник. Кологод. — М., 2006.
Влх. Велеслав. Шуйный Путь: Книга Нави. — Обнинск-Москва, 2006.
Влх. Велеслав и др. Ярило. — М., 2004.
Нечто о похоронной обрядности, или как оберечься от «неспокойного» покойника
1. Если боятся, что умерший окажется неспокойным, несут ему на могилу хлеб да соль, рекут:
Село суйсарь история быт культура читать
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986.
Романов Е. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. — М., 1889. № 3.
Русские // Народы и культуры. — М., 1997.
Русские плачи Карелии // Подг. текстов и примеч. Михайлова М.М. Вступит, ст. Виноградова Г. С. и Михайлова М.М. — Петрозаводск, 1940.
Русские плачи (причитания) // Вступ. ст. Андреева Н.П. и Виноградова Г.С. Ред. текстов и примеч. Виноградова Г.С. — Д., 1937.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. — М., 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981.
Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. / Авт. — сост. Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижиков а А.Н. // Рязанский этнографический вестник № 28. — Рязань, 2001.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д.К. Зеленина «Древнерусский языческий культ заложных покойников» // Проблемы славянской этнографии. — Л., 1979.
Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М., 2004.
Село Суйсарь: история, быт, культура. — Петрозаводск, 1997.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 1. — М., 1995.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 2. — М., 1999.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. — М.,
Смирнов В.И. Народные похороны и причита- пия в Костромском крае // Второй этнографический сборник Костромского научного общества по изучению местного края. — Кострома, 1920.
Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. — М., 2003.
Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. — Сергиев Посад, 1913.
Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1979.
Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности: Образ «свадьбы-смерти» в славянском фольклоре //Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1977.
Суворовский А. Вопли Новгородской губернии Ц Этнографическое обозрение, 1907. № 3.
Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: «душа-предок» и «демон» // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран юго-восточной Европы. — М., 1989.
Толстая С.М. Полесский народный календарь: Материалы к этнодиалектному словарю (Деды) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы диалектологии. — М., 1986.
Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. — М., 2003.
Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990.
Толстые Н.И. и С.М. О жанре «обмирания» (посещения «того света») // Вторичные моделирующие системы. — Тарту, 1979.
Топоров В.Н. Заметки о похоронной обрядности //Балто-славянские исследования. 1985. — М., 1987.
Украинцы Ц Народы и культуры. — М., 2000.
Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982.
Шайжин Н. С. Похоронные причитания Олонецкого края (новая запись) // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1910 год. — Петрозаводск, 1910.
Шайжин Н.С. Олонецкий фольклор. Похоронные причитания вопленицы Н.С. Богдановой //
Памятная книжка Олонецкой губ. на 1911 год. — Петрозаводск, 1911.
Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т. п. — С Пб., 1900.
Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. — М., 1987.
Издания «Велесова Круга»:
Влх. Богумил. Книга оберегов. — Обнинск, 2006.
Влх. Богумил, влх. Велеслав. Малый Велесов Сонник. Короб снов. — М., 2005.
Влх. Велеслав и др. Мара. — М., 2004.
Влх. Велеслав и др. Ярило. — М., 2004.
Влх. Велеслав. Вещий Словник. Славления Родных Богов. — М., 2005.
Влх. Велеслав. Книга Мудрости Вещего (Из «Белой Книги»). — Обнинск-Москва, 2006.
Влх. Велеслав. Кологод. — М., 2004.
Влх. Велеслав. Книга Велесовых Сказов. Русские Веды: Голубиная Книга. — М., 2005.