село шигоны самарской области история
Из разных источников.
Сообщение [Страница 1 из 1]
Navy
Navy
Navy
Navy
Navy
Navy
Navy
Navy58
Так называемое Надеинское Усолье, местность, занимавшая в XVII в. западную часть Самарской Луки, является одним из самых значимых историко-культурных достопримечательных мест нашей области. Территория Надеинского Усолья на протяжении всего XVII столетия практически оставалась неизменной. Только в начале XVIII в., после перехода к А.Д. Меншикову, границы местности начали размываться. В XVIII-XIX вв. теряется историко-культурная обособленность памятника, целостность. Таким образом о Надеинском Усолье как об едином реально развивавшемся достопримечательном месте мы можем судить только по данным XVII в.
Вся территория Усолья занимала примерно 1,5 тыс. кв. км. В него вошли такие уникальные природные комплексы как междуречье Волги и Усы, знаменитая Переволока, западные остроги Жигулевских гор (так называемые Соляные и Морквашские горы), соляные источники, обширный Муранский бор, значительные степные и лесостепные пространства пригодные для земледелия.
До начала сооружения Сызрани, Кашпира и других укрепленных пунктов укреплений правобережья в 1680-х гг. Надеинское Усолье являлось крайним пограничьем в Самарском правобережье, вплотную примыкавшим к кочевой степи и лесостепи. Причем границы уже освоенного и защищенного ареала сельскохозяйственных поселений Среднего Поволжья находились намного севернее и северо-западнее, так что Надеинское Усолье вместе с другими населенными пунктами Самарской Луки оказалось как бы островом в кочевом пространстве степи.
Оборонять себя жителям Усолья помогали укрепленные городки, выстроенные рядом с промыслами, и уникальные природные условия. И все же население купеческого владения жило в более опасном районе, чем селяне более восточных территорий Самарской Луки, значительно лучше защищенных излучиной Волги.
Получив Усолье, Надея Светешников предпринял энергичные меры для его освоения. В первую очередь он позаботился о переводе населения из своих владений в Соли Камской, Костроме и т.д. Кроме того, в Усолье «за льготу» селились гулящие люди, беглые, «вольные», которыми так богата Волга. Уже в середине 30-х гг. XVII в. был оборудован соляной промысел, а рядом с ним устроили слободы и соорудили хорошо вооруженный городок. Все эти поселения и промысловые предприятия занимали сравнительно небольшую локальную территорию «под горами», несколько северо-восточнее современного расположения Усолья (эта местность «под Белым камнем» ныне затоплена водами Куйбышевского водохранилища).
В середине 40-х гг. XVII в. Надея Светешников запутался в долгах с казной, и, несмотря на все свои очевидные заслуги перед правительством, поставлен на правеж. Собрать вовремя деньги не удалось, промышленник не выдержал наказания и умер. В 1646 г. Надеинское Усолье в было отписано государству. В Самарский край приехали приказные люди составить описание промысла. Судя по данным описных книг, в Надеинском Усолье в 1646 г. насчитывалось 108 взрослых мужчин (без духовенства).
Из них 33 пищальника занимались охраной владения, 30 крестьян было занято в сельском хозяйстве, 28 бобылей и 13 работных людей работали на соляном и рыбном промыслах, а кроме того специально были выделены такие квалифицированные специалисты, как городельщик, часовник, скотник и неводчик. Все население Надеинского Усолья жило в небольшой слободке под защитой расположенной южнее, ближе к степи небольшой крепости.
В 1660 г. Надеинское Усолье получило нового владельца. Им стал подмосковный звенигородский Савво-Сторожевский (нередко его еще называют Саввин Сторожевский) монастырь. История этой обители в XVII в., особенно во второй его половине, весьма любопытна. Основанный в конце XIV в. учеником и сподвижником легендарного Сергия Радонежского Саввой, монастырь едва ли не середины XVII в. был небогат, малолюден и не играл сколько-нибудь заметной роли в духовной жизни страны.
При Алексее Михайловиче монастырскому клиру удалось войти в доверие царской семьи, в том числе и самого государя. Обитель на Сторожевской горе стала любимым местом богомолья для царского окружения, фактически летней резиденцией. С этого времени богатства братии растут в геометрической прогрессии. У обители появились приписные монастыри, многочисленные села и деревни, вотчины в самых различных уездах страны, в том числе и Надеинское Усолье. Хозяйственными делами монастыря руководил практически сам государь через свои дворцовые приказы. Естественно, что такие «тепличные условия» создавали на местах для монастырских правителей режим наибольшего благоприятствия, ограничивали произвол и вмешательство местных воевод.
Если при Светешниковых Усолье начало формироваться как уникальный центр расселения русского и чувашского населения, его хозяйственной деятельности, то во времена Савво-Сторожевского монастыря произошло окончательное становление его самобытного облика, сложился уникальный для XVII в. тип промыслового и сельскохозяйственного комплекса на территории Самарско-Симбирского Поволжья. Рассмотрим более внимательно этот период в истории местности.
В 60-x начале 70-х гг. монастырские власти не уделяли должного внимания развитию Надеинского Усолья. Промысел, доставшийся монастырю в виде царского подарка, являлся для него второстепенным. Главный центр производства соли и добычи красной рыбы монастырь пытался создать в Прикамье, где он владел значительными участками земли и камской акватории. Возможно, монастырские власти были неопытны или местность и природные условия не благоприятствовали хозяйственной деятельности, но солидного промыслового центра на северо-востоке создать не удалось. Это обстоятельство окончательно выяснилось только в конце 60-x начале 70-х гг. До этого времени Надеинским Усольем старцы монастыря интересовались пока постольку-поскольку. Его сдавали в оброчное пользование другим промышленникам, тому же Киприяну Климшину. Отчасти здесь хозяйничали монастырские старцы промышленники, курировавшие прежде всего камские промыслы (Самуил Савинский и другие). Владение находилось под контролем приказчиков из Симбирска. Они распоряжались промыслом, а на устье Усы, рядом с новопостроенной деревней Жигулевкой, в конце 60-х годов даже устроили государев рыбный двор. Несмотря на разноголосицу в управлении даже в эти годы промысловое владение постепенно расширялось, устраивалось. Увеличивалось население, появились новые селения. В конце 60-х годов рядом с устьем Усы, в овражной долине за Усинским курганом, на берегу Волги была основана новая деревня Жигулевка. Возникла она, по всей видимости, на месте старинного рыболовецкого стана. Симбирские власти утверждали, что Жигулевку основали беглые крестьяне из Симбирского уезда и поэтому всех жителей необходимо вернуть назад к их прежним владельцам. Промышленники монастыря выдвинули иную версию. По их словам, на месте деревни всегда находились рыболовные ватаги монастыря и вот как раз рыбные ловцы по указу монастыря и основали деревню. Скорее всего, истина лежала где-то посередине. На наш взгляд, основателем деревни, одним из первопоселенцев, давшим ей имя был коренной (то есть еще «светешниковский» житель промысла) «Семка Жигуль» из Устюга Великого (или его потомки).
Основание Жи(е)гулевки, Жи(е)гулей или Жи(е)гулихи (с переменными гласными и-е) положило начало освоению жителями Надеинского Усолья территорий к востоку от Усы, то есть собственно «малой» Самарской Луки.
В середине 60-х годов проплывая по Волге, сделал свое известное краткое описание береговых селений и промыслов Надеинского Усолья западноевропейский путешественник Ян Стрейс. Он видел усольские слободы и соляной промысел, а также рыбачий промысел и недавно отстроенную деревню в устье р. Усы, то есть Жигулевку.
Если на формирование русских промысловых селений, облика их важнейших общественных и промысловых сооружений власти вотчины оказывали непосредственное влияние, то процесс чувашского и мордовского заселения территории Надеинского Усолья в гораздой меньшей степени поддавался такой коррекции. В первой половине 1670-х гг. (до 1677-78 г.) на правобережье Усы в районе современного с. Большая Рязань, так называемых «Брусянских вершинах», появился маленький починок в 4 двора выселенцев из Старого Теплого Стана. К середине 80-х гг. в деревне насчитывалось уже 14 чувашских дворов. Называться поселение стало д. Новый Теплый стан на Брусянском Ключе или попросту Брусяны (не путать с совре-менными Брусянами). Так начала осваиваться территория глубинных районов западной части Самарской Луки.
Так к 80-м годам XVII в. окончательно сформировался крупный промысловый и жилой комплекс в западной части Самарской Луки, получивший историческое название Надеинское Усолье.
Из людей непосредственно занимавшихся управлением промыслового владения, несомненно, выделяется фигура соборного старца Савво-Сторожевского монастыря, промышленника Леонтия Моренцова. Моренцов несомненно был рачительным хозяином. При нем конец 70-х начало 80-х гг. укрепления, соляные варницы и другие хозяйственные заведения Усолья были перестроены, промысел приносил значительный доход. Старец не отличался примерным поведением и в предыдущий период своей жизни (например, будучи житенным старцем Ипатьевского монастыря за «слова и действо» он был взят под караул и направлен для исправления в Кирилло-Белозерский монастырь). В оторванном от всего мира Надеинском Усолье Моренцов почувствовал себя бесконтрольным владыкой. Все его дурные наклонности проявлялись самым ярким образом. Он создал себе «гвардию» из местных жителей. Пожалуй, нет такого преступления которого бы не совершил этот человек (убийства, изнасилования, незаконные поборы и т.д.) Многочисленные жалобы местных жителей долго не имели последствий, пока наконец все население вотчины в 1662 г. не выступило против Моренцова. Неистового «старца» отозвали, но нужно сказать, что нравы других руководителей промысла не многим отличались в лучшую сторону. Свидетельства о насилии промышленников, превышении ими своих полномочий то и дело мелькают в документах того времени.
В 90-х гг. XVII в. монастырь потерял покровительство царской семьи. Это сказалось самым непосредственным образом на экстерриториальности Надеинского Усолья. В вотчине начали появляться сыщики, они разоряли налаженное хозяйство, уводили беглых, составлявших большинство населения. Монастырские старцы начали жаловаться, что вотчина приходит в упадок, её экономика «порушена». После строительства Сызрани началось быстрое освоение Правобережья Волги. Севернее Надеинского Усолья по побережью Волги приобрел земли московский Новодевичий монастырь, на границе вотчины которого с вотчиной Савво-Сторожевского монастыря и возникла впоследствии деревня Кузькина. Ранее изолированное промысловое владение оказалось окруженным многочисленными владениями помещиков, общинами служилых людей по «прибору», государственных крестьян. Уникальность его, как «островка» на
История района
Шигонский район образован на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.01.1965 г. В настоящее время на территории района находится 12 сельских поселений, 46 населенных пункта.
История села Шигоны тесно связана с историей села Усолье, потому что в начале второй половины XVI века пермскими купцами-солепромышленниками Строгановыми было основано с. Усолье, и все земли вокруг, в том числе и земли на которых расположено с. Шигоны в настоящее время, являлись собственностью Строгановых.
В 1632 году царь Михаил Фёдорович Романов передал Строгановское владение костромскому купцу Святешникову. Он владел данной землей 28 лет. В 1660 году эти владения переходят в собственность Звенигородского монастыря Саввы Старожевского. В период с 1768 по 1791 годы Усольская вотчина принадлежала графу Орлову-Давыдову.
На рубеже XVI и XVII веков предполагается и было основано село Шигоны.
Относительно происхождения названия села существует несколько версий. По одной из них согласно приказу царя на землях Шигоны должны были поселиться ссыльные. Слово «шигоны» означает «чёрный сброд, чернь».
Согласно второй — от слова «шиханы» — «холмы». Возможно, что русские поселенцы, сменившие на рубеже XVII—XVIII вв. ранее здесь живших чувашей, пришли из с. Шигоны Шацкого уезда и принесли с собой новое название селения.
Перед реформой 1861 года селом владела дворянка В. П. Кроткова. По Х ревизии в селе насчитывалось 309 дворов, в которых проживало 1654 мужчин и женщин. Белых изб имелось 309, черных бань 20. Крестьянских тягл было 280. О территории селения сообщали, что местность волнистая, берега Усы ровные и болотистые, почва черная, местами глина с илом и частью с супесью. Наибольшая ширина реки в районе селения в это время составляла более 20 м, глубина от 2 до 4 м. Весной Уса разливалась от 400 до 800 метров в ширину. У ручья берега в северной части были покатые, в южной ровные. Русло ручья было в рытвинах. Наибольшая ширина до 1 метра, глубина 3 вершка. Весной при разливах вода из берегов в ручье не выходила. Ниже села по ручью был устроен пруд шириной от 400 до 500 метров, длиной до 2 км. Через Усу было устроено два деревянных моста, а, кроме того, существовала еще и переправа на судах для сообщения с близлежащими деревнями. Из крупных строений в эти годы в Шигонах находились перестроенная из деревянной в каменную церковь, господский дом, в котором помещики практически не жили, деревянный хлебный магазин, деревянная больница на 12 кроватей, каменный скотный двор. Крупнейшим промышленным заведением являлась суконная фабрика. Она размещалась в каменном здании и находилась при ручье Глиняном. На фабрике работало более 330 человек. Основным занятием населения продолжало оставаться земледелие. Все крестьяне относились к православному вероисповеданию. Во второй половине XIX—XX вв. селение все более разрасталось, превращалось в крупный административный и хозяйственный центр. Оно стало центром Шигонской волости Сенгилеевского уезда. По данным 1884 г. в нем насчитывалось 320 дворов, в которых проживало более 1800 человек.
Территория Шигонского района в 1918-1920 годы (становление Советской власти) входила в состав Симбирской губернии и была разделена на два уезда: Сенгилеевский и Сызранский. В Сенгилеевский уезд входили: Новодевиченская, Новотукшумская, Тереньгульская волости. В Сызранский уезд: Троицкая, Усольская, Усинская и Шигонская волости.
В середине 1924 года Симбирская губерния была переименована в Ульяновскую.
С 1928 года в СССР проводилась самая крупная административно-территориальная реформа. На карте страны появилась Средне-Волжская область с центром в г. Самара, в неё вошла территория и Ульяновской губернии. Одновременно был объявлен переход от губернского, уездного и волостного административного деления, на областное, окружное и районное. С 16 июля 1928 года произошло разделение Средне-Волжской области на округа. Был образован и Сызранский округ, в составе которого были образованы Новодевиченский и Шигонский районы.
20 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край, затем в Куйбышевский край, а 5 декабря 1936 года Куйбышевский край был переименован в Куйбышевскую область, 25 января 1991 года на карте страны в результате переименования Куйбышевской области появилась Самарская область.
В 1932 году Шигонский район вошёл в состав Новодевиченского района, в 1935 году вновь образован Шигонский район. В 1960 году Новодевиченский район был ликвидирован и вошёл в состав Шигонского района.
В результате укрупнения районов в 1963 году Шигонский район объединили с Сызранским районом, а 12 января 1965 года вновь был образован Шигонский район, эту дату и принято указывать рождением Шигонского района.
Шигоны
Шигоны
центр муниципального района Шигонский район
Население: 5,309 тыс. чел. (2002)
Дата основания: 1480
Часовой пояс: UTC+4
Телефонный код: +784648
Почтовый индекс: 446720
Ближайший аэропорт: Курумоч
История
В далёком прошлом в здешних краях кочевали ногайцы. Об этом свидетельствуют названия природных объектов. Так урочище Ногайский Брод было известно с Позднего средневековья. О нём упоминается в письменных источниках, датированных 1480 годом.
Появление здесь селения связано с историей Усолья. Когда в ней появились промышленники Строгановы и занялись добычей соли, земли нынешних Шигон стали их собственностью. В 1632 году в период царствования Михаила Романова Строгановская вотчина перешла в собственность Звенигородского монастыря. Позже они стали владением графа Орлова-Давыдова.
В канун реформы 1861 года, отменившей крепостное право, селом владела дворянка Кроткова. К тому времени в нём насчитывалось 309 дворов, в которых проживало более 1650 человек. Застройка села включала белые избы, чёрные бани, хозяйственные строения.
Во второй половине 19 столетия наибольшая ширина реки в пределах селения была не более 20 метров, в то время как глубина достигала 4 метров. Весной Уса разливалась, но из своих берегов не выходила. Ниже по течению от села находился пруд. Его длина достигала 2 километров.
Через реку в двух местах были устроены два моста. Кроме того, работала переправа. Она соединяла Шигоны с близлежащими селениями. Самым крупным строением была перестроенная в камень церковь. Господский дом часто пустовал, поскольку помещики редко сюда наведывались. Работали больница и хлебный магазин, занимающие деревянные строения.
В селе функционировала суконная фабрика. Она размещалась в каменном здании, расположенном вблизи ручья. Основным источником дохода местных жителей было земледелие. К рубежу 19-20 столетий село преобразовалось в хозяйственный и административный центр. В нём насчитывалось 320 дворов, где проживало более 1800 человек.
Достопримечательности
На территории современного села действует церковь во имя святого Архангела Михаила. Его история началась в 1829 году. Архитектурный облик храма повторял внешним очертанием церковь Московского Савво-Сторожевского монастыря. Этой обители в эпоху правления царя Михаила Романова принадлежали здешние земли.
Разрушение храма началось в ранней стадии советской эпохи. До нынешних времён сохранился лишь притвор бывшей церкви. Почти 60 лет храм находился в запустении. Затем его здание использовали как склад. Возрождаться церковь стала в 1989 году.
Село шигоны самарской области история
1905 — Крестьяне села Старый Буян Самарского уезда пров.
Ещё события 8 Ноября
На территории района находится 12 сельских поселений, 46 населенных пунктов. История села Шигоны тесно связана с историей села Усолье, потому что в начале второй половины XVI века пермскими купцами-солепромышленниками Строгановыми было основано с. Усолье, и все земли вокруг, в том числе и земли, на которых расположено с. Шигоны в настоящее время, являлись собственностью Строгановых. В 1632 году царь Михаил Фёдорович Романов передал Строгановское владение костромскому купцу Святешникову. В районе много мест, которые интересны туристам.
Автор: По материалам сайта Министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области
В 1767 году Екатерина II в сопровождении свиты путешествовала по Волге от Твери до Симбирска. Среди сопровождавших императрицу находились Григорий и Владимир Орловы. Самарская Лука привлекла внимание братьев. Орловы стали хлопотать о пожаловании им этих мест.
Санаторий «Волжский Утес» (лечебно-оздоровительный туризм и отдых, проведение семинаров и конференций)
Санаторий находится в ведении управления делами администрации Президента РФ. Он расположен на берегу Жигулевского моря у крайних западных острогов Жигулевских гор в большом лесном массиве. За красоту и чистоту воздуха эти места называют Волжской Швейцарией.
Санаторий полностью реконструирован в 2007 году к саммиту Россия-Евросоюз. Сегодня «Волжский Утес» – один из самых современных лечебно-оздоровительных комплексов России. Уровень комфорта соответствует самым высоким мировым образцам.
«Волжский Утес» славится высоким качеством лечебно-оздоровительных услуг. Здесь успешно лечат от болезней сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта. Кабинеты санатория оснащены современным медицинским оборудованием. Прием ведут высококвалифицированные врачи.
В общем комплексе лечебных мероприятий основу составляет активный санаторный режим. Для отдыхающих организуются пешеходные, велосипедные и конные прогулки, катание на лодках, купание, водные экскурсии. Имеются два корта с профессиональным покрытием для большого тенниса, площадка для игры в волейбол, два пруда для рыбной ловли с прокатом необходимых снастей, открытый и закрытый бассейны, тренажерный зал, финская баня и русские бани, бильярдная. Зимой работает горнолыжный комплекс с автоматическими подъемниками бугельного типа. Возможен прокат горных и беговых лыж, коньков. Для гостей санатория подготовлена обширная экскурсионная программа по местным заповедным местам и достопримечательностям. Санаторий предоставляет широчайший спектр услуг для проведения мероприятий и встреч, включая обслуживание VIP-гостей. В 2007 году был построен павильон переговоров – отдельно стоящее здание на 70 мест. Павильон оснащен всем необходимым мультимедийным оборудованием: плазменными панелями, мультимедиа-проектором, микрофонами, оборудованием и помещением для синхронного перевода.
«Волжский Утес» славится высоким качеством лечебно-оздоровительных услуг. Здесь успешно лечат от болезней сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта. Кабинеты санатория оснащены современным медицинским оборудованием. Прием ведут высококвалифицированные врачи.
Усадьба графов Орловых-Давыдовых в селе Усолье (культурно-познавательный туризм)
Село Усолье Шигонского района подолгу принадлежало фаворитам русской короны. В 1710 году Петр I жалует усольские владения в вечное пользование князю А.Д.Меншикову. После его ссылки в Сибирь земли были переданы в казну. В 1767 году Екатерина II в сопровождении свиты путешествовала по Волге от Твери до Симбирска. Среди сопровождавших императрицу находились Григорий и Владимир Орловы. Самарская Лука привлекла внимание братьев. Орловы стали хлопотать о пожаловании им этих мест. И годом позже Лука была отдана им в нераздельное пользование. Село Усолье – главная резиденция графов Орловых в Самарской Луке. Комплекс зданий графского дворца с флигелями был спроектирован архитекторами Х.Сахаровым и А.Цукановым при участии известного московского архитектора Д.Жилярди. К 1834 году были возведены кирпичный дворец и ряд служб, двухэтажный дом управляющего и контора в три этажа с мезонином. В 1836 году в Усолье был приглашен садовник Шомра, который посадил фруктовый сад и разбил парк. Перед дворцом располагалась открытая площадка с фонтанами и скульптурами. В Усолье сохранился большой хозяйственный двор, в котором главное место занимают многочисленные конюшни.
В XIX столетии именно провинциальная усадьба определяла в России «весь культурный и духовный характер русской жизни» (Д.С.Лихачев). По мере разрушения реального усадебного мира создавался миф русской усадьбы, происходила своеобразная канонизация ее как символа родной старины, национальной культуры. В настоящее время отдельные сохранившиеся предметы быта и художественного убранства усадьбы Орловых-Давыдовых находятся в коллекциях Самарского областного художественного музея, Самарского областного историко-краеведческого музея им.П.В.Алабина и Сызранского историко-краеведческого музея.
«Соляная ярмарка» в селе Усолье воссоздана по образцу настоящей ярмарки XIX – начала XX вв. с использованием традиционного ярмарочного антуража, включающего праздничное оформление, выступления фольклорных коллективов, участие характерных ярмарочных персонажей: зазывал, лоточников и т.п.
Районный музей истории Усольского края (культурно-познавательный туризм)
Районный музей истории Усольского края имени И.Н.Ульянова был открыт 20 августа 1986 года. Музей расположен в здании бывшего народного одноклассного трехгодичного училища министерства народного просвещения (постройка 1874 года). Он занесен во Всемирную картотеку музеев за свою оригинальность как по содержанию, так и по истории создания.
В 1986 году музей открылся как народная картинная галерея работ самобытных художников. Затем в его стенах были собраны материалы по истории Усольского края и по народному образованию, причем последние собирались по всему Советскому Союзу. С 1 января 2001 года музей стал районным муниципальным. В основе музейной экспозиции – отказ от традиционных музейных приемов и поиск новых методов и решений. Центр музея – интерактивный учебный класс бывшего училища: парты, чернильницы, гусиные перья (которыми, кстати, можно даже попробовать что-нибудь написать). Посетителям предлагается также порешать задачки из учебника XIX века. Особенностью истории края стало солеварение, начавшееся еще в бронзовом веке. Во дворе музея стоит главный его экспонат – соляной котел XVI века: огромный клепаный чан, в котором выпаривалась соль. А рядом в маленьком домике расположена экспозиция «Соль земли», рассказывающая об истории добычи соли в России. Кроме того, в музее экспонируются довольно редкие предметы: портреты сановных лиц, уникальные фотографии, предметы и документы крестьянского, интеллигентского и дворянского быта конца XIX – начала XX веков, археологические находки, раскрывающие тему истории рода графов Орловых, материалы по этнографии, документы советского периода. Есть и своя картинная галерея.
Памятники природы (экологический, экзотический и астральный туризм)
Уникальные памятники природы, расположенные на территории района, способны привлечь любителей экологического туризма со всех концов России.
Муранский бор
Бор стоит на песчаной холмистой террасе, которая возвышается над поймой реки Усы с небольшим уклоном в сторону Усинского залива. Есть в Муранском бору заповедные кварталы, выделенные в качестве памятников природы. Интересны они соснами-великанами возрастом 100-160 лет. Старый сосновый бор исключительно красив. Здесь произрастают реликтовые сосновые и смешанные леса с брусничниками и черничниками.
Чувашский бугор
Располагается в двух с половиной километрах от Усолья. Тянется на 150 метров вдоль левого берега реки Елшанки, высота – 60 м. Вокруг ни строений, ни леса. Существует легенда, согласно которой, под бугром покоится чувашский замок, погребенный его обитателями во время нападения монголо-татар. В пользу этой легенды говорят и подковообразная форма холма, и внутренние пустоты (карстовые промоины).
Совсем рядом с бугром находится источник соленой воды. А на вершине бугра – загадочное место, называемое то волчьим логовом, а то и пиком-излучателем, на котором можно подзаправиться космической энергией, потому что, по некоторому поверью, Чувашский бугор напрямую связан с космосом.
Меловые леса южной части Сенгилеевской возвышенности и Гурьев овраг
Уникальный растительный комплекс с обилием редких видов растений, включающий водораздельные смешанные, лиственные и сосновые леса, а также луговые и степные сообщества, в южной части Сенгилеевской возвышенности, сложенной верхнемеловыми породами с богатой меловой фауной. Овраг Гурьев – это узкий глубокий каньон с многочисленными родниками и водотоком, протянувшийся с запада на восток и выходящий на берег водохранилища. Его правый склон зарос широколиственным лесом, а левый, известный как гора Гусиха, крут и обнажен.
На территории района находится 12 сельских поселений, 46 населенных пунктоа. Наиболее известны села Шигоны и Усолье. Их история тесно взаимосвязана. Много исторических личностей побывало в них. В частности, село Усолье подолгу принадлежало фаворитам русской короны. Но в районе есть не только что посмотреть, но и где отдохнуть. На его территории располагается один из самых известных санаториев России «Волжский Утес».
Караульный бугор – гора Светелка
Так ее стали называть, когда на вершине горы по приказу графа В.П.Орлова-Давыдова была выстроена остекленная башня-светелка. Из нее можно было любоваться окрестностями на многие километры вокруг.
По другой версии, в старые времена спокойно жить усольцам не давали ногайцы, часто устраивая набеги. Поэтому, уходя в поле на работу, земледельцы не знали, вернутся ли они домой. На Караульном Бугре сторожа, оставленные ими, в случае нападения кочевников зажигали сигнальный огонь, чтобы мужики поскорее возвращались в крепость.
Высота горы 360 метров. Светелка является природным памятником республиканского значения. В настоящее время гора приобрела известность как «место Силы». Со всей России сюда едут люди, чтобы подзарядиться положительной энергией, загадать желание. На одном из склонов горы устроена горнолыжная трасса.
Гора на левом берегу Усинского залива – самая западная вершина Жигулевских гор. В ясную погоду с вершины горы виден город Ульяновск, удаленный от Усолья на 110 км.
Соляная ярмарка
«Соляная ярмарка» в селе Усолье воссоздана по образцу настоящей ярмарки XIX – начала XX вв. с использованием традиционного ярмарочного антуража, включающего праздничное оформление, аттракционы «Гигантские шаги» и «Качели», детские игры, выступления фольклорных коллективов, участие характерных ярмарочных персонажей: зазывал, лоточников и т.п. Любители катания на лошадях могут совершить конную прогулку. По музейным образцам изделий традиционных художественных промыслов сельские умельцы изготавливают и представляют на ярмарку свою сувенирную продукцию, тем самым способствуя возрождению самобытных местных ремесел.
В рамках ярмарки возможно проведение экскурсий по усадьбе (пешеходная), «Древние степи, скифские курганы» (автобусно-пешеходная), «Легенды и были Жигулей» (теплоходная).