село покровка оренбургской области история

Село покровка оренбургской области история

461230, С. Покровка, пл. Калинина 11, Новосергиевский район Оренбургская область
Наш адрес

8-3533-99-7-2-35
8-3533-99-7-2-38
selsovet56@mail.ru

Историческая справка

В декабре 1922 года состоялись выборы в сельские Советы по Покровской волости, образовано 14 сельских Советов.

На основании постановления ВЦИК от 30 мая 1927 года упразднены уездные волостные и утверждено районное деление в Оренбургской области. Образовано 16 районов. В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР « О районном и административном делении волисполком прекратил свое существование.

Район образован 1 августа 1927 года из 5 волостей: Покровской, Абрамовской, Уранской, Переволоцкий, Дмитриевский. В состав района входят 46 сельских Советов, 136 населенных пунктов, 48149 человек населения. Имеет 10092 домохозяйств,345866 десятин из них 321178 десятин неудобий. На одного едока приходилось 6,6 десятины.

Животноводство: 8672 лошадей, или 86 на 100 дворов,6030 волов или 60 на 100 дворов, 11935 крупного рогатого скота.

В 1934 году 27 мая на территории Покровского района организовано 12 сельских Советов.

В 1946 году на территории сельского Совета – было 2 фермы,186 коров,1600 свиней.

В 1959 год. Покровский район реорганизован и обьединен с Новосергиевским районом.

Село Покровка стало центром сельского Совета.

В 1975 году в декабре месяце Покровский сельсовет разукрупнен, из него отошли к Платовскому сельском Совету центральная усадьба совхоза им.А.Матросова с отделением №1, ст.Платовка и пос.Дубовая Роща. В Покровском сельсовете с населением около 4-х тысяч человек остались населенные пункты : с.Покровка, с.Козловка, и пос.Ягодный., две улицы микрорайона ПМК» Водстрой»,поселок Элеватора с жилыми домами, нефтебаза и дома прилегающие к ней. На территории Сельсовета в то время располагалась центральная усадьба откормсовхоза « Покровский» с отделением № 1 и два отделения №7,№ 9, совхоза имени А.Матросова.

Исполнительным органом является Исполком сельского Совета.

Администрация Покровского сельсовета начала свою деятельность с момента вступления в должность главы администрации сельсовета назначенного распоряжением главы администрации района от 20.01.1992 г № 25-р и прекращения полномочий исполнительного комитета сельсовета.

Являясь правоприемником исполкома и Совета народных администрация осуществляет исполнительно- распределительные функции. В своей деятельности администрация подотчетна исполкому Совета народных депутатов.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона и об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации № 131 –ФЗ от 06.10.2003 г Распоряжением № 585 –р от 31.10.2005г администрация Покровского сельсовета территориальный орган муниципального образования – ликвидирована с 31.12.2005 года.

Источник

Покровский район Чкаловской области

Вообще, сам процесс образования районов стал возможен в 1928 году, когда были упразднены губернии и уезды. Но первоначально была создана Средне-Волжская область, потом на ее основе Средневолжский край в 1929 году 20 октября, а сам Покровский район был значительно больше того, который вошел во вновь образованную Оренбургскую область (она была вычленена из Средневолжского края) в 1934 году. О составе Покровского района по состоянию на 1931 год я еще планирую написать, а вот о составе образования в 1939 году я сегодня поведаю.Как мы знаем, Оренбургская область, образованная в 1934 году, в 1938 году была переименована в Чкаловскую, поэтому ясное представление о составе района может дать «Справочник об административно-территориальном делении Чкаловской области 1939 года».

Еще хотелось бы заострить внимание вот на чем:нередко сведения о месте рождения писались такие, которые существовали именно в год оформления документа, а не в год рождения человека. Например, в моей статье » Средне-Волжская область и Средне-Волжский край» я это представляю наглядно. По сути, мама читательницы родилась в деревне Ахмерово Ахмеровского сельсовета Покровского района Средне-Волжской области, а данные записаны, что место ее рождения — Чкаловская область. Почему появилась эта запись, напишу чуть ниже.

Покровский район Чкаловской области в 1939 году.

Покровский район Чкаловской области был, вот его населенные пункты перед вами:

Ахмеровский сельсовет.Село Ахмерово, хутор Бикбай, хутор Искужа, мельница водяная, село Нижний Кунакбай, деревня Ново-Ахмеровка.

Габдрафиковский сельсовет. Деревня Верхне-Кунакбай, деревня Габдрафиково, мельница водяная.

Девятаевский сельсовет.Село Александровка, хутор Грань, село Девятаевка, хутор Дорожки, хутор «Красный Батрак».

Жоховский сельсовет.Хутор База «Заготскот»,хутор Васильевский, хутор Волосновский, дача детсанатория, хутор Жохово, подсобное хозяйство детсанатория, хутор Полтавский.

Кувайский сельсовет.Село Бостанжоглово, хутор Буденновский, деревня Булгаково, деревня Вороновка, хутор Карбалак, деревня «Красная Долина»,деревня Малахово, отделение № 2 Платовского зерносовхоза, отделение № 3 Платовского зерносовхоза, поселок Репное, хутор Сузаново, ферма овцев. товарн. Платовского зерносовхоза, село Ягодное.

Мрясовский сельсовет.Деревня Ибрагимовка, мельница № 4, село Мрясово, отделение № 4 Платовского зерносовхоза.

Ново-Михайловский сельсовет.Село Верхняя Уранка, село Ново-Михайловка, хутор Первомайский, хутор Энергия.

Платовский сельсовет.Хутор Беликов, село Верхняя Платовка, мельница № 6, село Нижняя Платовка, хутор «Пески»,совхоз зерновой Платовский, станция Платовка.

Покровский сельсовет.Хутор Дубовая Роща, кирпичный завод, село Козловка, хутор «Культура»,лесная сторожка, лесопитомник, МТС Платовская, мельница № 3, село Покровка, элеватор.

Преторийский сельсовет. Колония «Зеленое»,колония «Камышевое»,колония «Карагуй»,мельница бывш. Эккорт, колония «Суворовка»,колония «Чернозерное».

Рыбкинский сельсовет.Хутор Васильевский I,хутор Васильевский II,хутор Ивано-Тимофеевский, кордон учлесхоза, мельница, хутор Михайловский, хутор Петропавловский, село Рыбкино, учлесхоз.

Судьбодаровский сельсовет. Деревня Борисовка, деревня Камышка, хутор Ладо, деревня Логачевка, отделение № 6 Платовского зерносовхоза, село Судьбодаровка, поселок «Труженик»,деревня Хлебовка, деревня Царичанка.

Черепановский сельсовет. Село Черепаново.

село покровка оренбургской области история. Смотреть фото село покровка оренбургской области история. Смотреть картинку село покровка оренбургской области история. Картинка про село покровка оренбургской области история. Фото село покровка оренбургской области история

Покровский район Чкаловской области 1957 год

Ахмеровский сельсовет Покровского района Средне-Волжской области.

Вообще, в таком состоянии Покровский район существовал с 1934 года, а с 1928 года территориальное образование с таким названием было значительно большим по площади и занимало территории современных Переволоцкого, Новосергиевского, части Илецкого и Александровского районов и др. В момент, когда родилась мама читательницы, Покровский район входил в Средне-Волжскую область и Ахмеровский сельсовет, бывший в его составе, представлял собой следующее:

Ахмеровский сельсовет Покровского района Средне-Волжской области. Деревня Ахмерово, поселок Бикбай, хутор Зиновьевский, поселок Шикуноса, деревня Ново-Ахмерово, мельница.

Вернусь к записи в свидетельстве о рождении. Сама фраза

«родилась 22 февраля 1929 года в Ахмерово Ахмеровского сельсовета Покровского района Чкаловской области»

несколько абсурдна. Как я уже писала, до октября 1929 года существовала Средне-Волжская область, позже край, и хоть Ахмеровский сельсовет и Покровский район были, не могли они принадлежать Чкаловской области, так как такое территориальное объединение появилось только в 1938 году. Я считаю, что свидетельство о рождении мамы моей читательницы уже было выдано постфактум, а именно после 1938 года, когда уже Чкаловская область имела место быть, место же рождения было прописано на текущий момент.

Вообще, после 1918 года вместо церковных свидетельств о крещении стали выдавать свидетельства о рождении, метрики ликвидировались, производились вместо них актовые записи. В сельской местности эту функцию выполняли сельсоветы. Но свидетельства получали не все.

Хотя ниже представлен документ, что их все-таки выдавали и до 1935 года:

село покровка оренбургской области история. Смотреть фото село покровка оренбургской области история. Смотреть картинку село покровка оренбургской области история. Картинка про село покровка оренбургской области история. Фото село покровка оренбургской области история

Свидетельство о рождении, выданное Грачевским сельсоветом в 1929 году

Только после постановления СНК СССР от 2 ноября 1935 года свидетельство о рождении стало обязательным. Поэтому после этого года получали документы все те, кто их до того времени не имел. Так как Ахмеровский сельсовет имел место быть в тридцатые-пятидесятые годы, то и актовая запись, согласно которой и было написано свидетельство, должна была храниться в архиве Ахмеровского сельсовета. Но шестидесятые внесли свои коррективы в плане ликвидации многих неперспективных деревень, хуторов, сельсоветы были укрупнены. Так на смену двум-трем бывшим сельсоветам приходил один, который по площади был большим нежели раньше, но ввиду исчезновения многих малых населенных пунктов бывшие сельсоветы 30-40-х годов уже не могли существовать. Так и Ахмеровский сельсовет в шестидесятые годы был ликвидирован, а его территории вошли в Судьбодаровское образование. Вместо Покровского района был образован Ново-Сергиевский.

Судьбодаровский сельсовет Ново-Сергиевского района 1960 год.

Вот для примера состав Судьбодаровского сельсовета 1960-го года:

Село Судьбодаровка, село Ахмерово, поселок Борисовка, поселок Искужа, село Камышка, село Логачевка, село Нижний Кунакбай, село Новое Ахмерово, поселок отделение № 5 совхоза Платовский, поселок отделение № 6 совхоза Платовский, село Царичанка.

О Царичанке можно прочитать в одной из моих статей.

Где же искать документ?

Как мы видим, в его состав вошли как населенные пункты собственно Судьбодаровского сельсовета (смотрите 1939 год),так и бывшего Ахмеровского. Многие села, деревни, хутора вообще были сметены аграрной политикой Хрущева. И коль Ахмеровский сельсовет прекратил свое существование, смею думать, что его архив перекочевал в Судьбодаровский сельсовет. Поэтому я бы посоветовала читательнице обратиться туда сперва, возможно, что актовая запись о рождении хранится именно там.

Вообще, вот эти небольшие архивчики сельсоветов еще ценны тем, что в них имеются похозяйственные книги, в них есть записи о людях, проживавших в том или ином населенном пункте. По крайней мере, можно установить не только факт рождения в населенном пункте, но и факт проживания в нем. Так, например, в статье про Бартковку я использовала данные похозяйственной книги для выявления списка жителей населенного пункта.

О Покровском и Ново-Покровском районах Чкаловской области.

И, наконец, для совершенно несведущих людей: в Чкаловской области было два района, созвучных между собой:это собственно Покровский район, о котором я написала и Ново-Покровский район, земли которого сейчас принадлежат Кувандыкскому городскому округу, поэтому не следует их путать ни в коем случае.

Источник

Село покровка оренбургской области история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[website|Персональный сайт]
[Профиль|Мой профиль]
[Архив записей|Архив записей]
Святые Пещеры и Покровка[Sep. 13th, 2014|11:00 am]

[Tags|Оренбургская область, ПФО, фотоотчёт, фотоотчёты путешествий]
[Current Location|Оренбург, Оренбургская область, Россия]

01. Селу Покровка уже 215 лет. Название неоригинальное. Связано с праздником РПЦ Покров Пресвятой Богородицы. Эта Покровка находится в Новосергиевском районе Оренбургской области, почти на трассе Самара-Оренбург. До Оренбурга около 85 километров.

02. Покровка расположена на реке Самаре и насчитывает около 3000 жителей.

07. Люблю такие дома.

08. Ещё одно здание из кирпича. В 1907-12 годах был построен Новоникольский мужской монастырь с кирпичным заводом и фруктовым садом.

15. Все наземные строения новодельные. Какие-то вовсе в стадии строительства.

16. Вид на село Покровка.

18. После кровавой революции 1917 года на церковь в СССР пошли гонения. Постройки Святых Пещер коммунисты разрушили, вход засыпали, тополиную аллею от села вырубили, источник засыпали щебнем. В 1939 году жизнь тут прекратилась.

20. Купель с источником воды.

21. Температура 4 градуса. Считается, что если верить и окунуться, то болезни исчезнут. Лично я не проверял.

22. И ещё немного Покровки.

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопок ниже:

Вы можете подписаться на мои страницы в социальных сетях:

Источник

Историческая справка

Село Подгородняя Покровка основано 5 августа 1777 года.

Началось настоящее село Подгородняя Покровка с маленького хутора, затерявшегося на просторах Оренбургской губернии в конце ХVIII века. Обосновавшиеся в этих местах татары мурзы Чанышевы из Воронежской губернии, Касимовского уезда, деревни Адешевой, расположили свой хутор на правом высоком берегу при Тулуповском Ерике /река Каргалка/ в одном из красивейших мест и состояло поместье из двух усадеб с гумениками и дворовыми постройками, необходимыми для ведения хлебопашества.

Итак, первыми словами в названии настоящего села, были слова Покровское сельцо, впервые упоминающиеся в 1823 году, впоследствии трансформировалось в слово Покровка, и слово Подгородный – расположившийся рядом хутор с одноимённым названием помещика И.С.Шубина, прошедший с этим названием в восьмой переписи населения в 1834 году. А впоследствии сама жизнь объединила их в одно название села: Подгородняя Покровка. Но объединились они только в 1849 году, когда впервые название села упоминается словами вместе.

Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области – является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией два сельских населенных пункта село Подгородняя Покровка и село Павловка. Административным центром является село Подгородняя Покровка.

Территория муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет составляет 14 522 га, находится в центре муниципального образования Оренбургский район, граничит с областным центром городом Оренбург.

На территории муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет находятся 1 детский сад, 1 школа, 1 объединение (дошкольное и старшее звено образования), 1 лицей, 1 колледж.

Дети и взрослые активно занимаются спортом. На территории находятся 3 спортивных сооружения, из них 2 муниципальных, 3 плоскостных спортивных сооружения, 3 спортивных зала, 1 плавательный бассейн.

До 2021г. действовало муниципальное казённое учреждение «Пожарно-спасательная команда муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района», которое в настоящее время находится на стадии ликвидации.

Село Подгородняя Покровка с г.Оренбург и селом Павловка связаны общественным транспортом, движение которого регулярное с интервалом 20 минут.

Для организации работы по благоустройству создано МБУ «Благоустройство», которое занимается уборкой территории, откосом травы вдоль дорог, благоустройством и озеленением поселка, очисткой дорог от снега, содержанием мест захоронения, сбором мусора в поселках и т.д.

По оказанию услуг жилищно-коммунального хозяйства создано МП «Подгородне-Покровское», которое занимается водоснабжением и водоотведением на территории муниципального образования.

Источник

Взойти на Монахову гору

село покровка оренбургской области история. Смотреть фото село покровка оренбургской области история. Смотреть картинку село покровка оренбургской области история. Картинка про село покровка оренбургской области история. Фото село покровка оренбургской области история Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя несколько новых храмов и трехъярусную звонницу.

Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком.

В Никольском женском монастыре на Монаховой горе удивительный виноград. Зрелый, сорванный прямо с лозы, он в буквальном смысле тает во рту. Монастырские угодья невелики, но с виноградника в несколько рядов длиной в пару десятков метров в сезон удается собрать больше центнера. Спасибо и агроному-виноградарю Алексею Немытову, который специально для Никольской обители вывел несколько не­укрывных сортов винограда, и местному климату — 40-градусная жара в конце августа оптимальна для южных культур. А всего в нескольких десятках шагов температура воздуха резко падает — почти на 30 ˚C. «Вход в пещеры», — гласит табличка у иконной лавки монастыря. Вместе с настоятельницей игуменией Иоанной (Боярской) мы осторожно спускаемся по ступенькам под пение Иисусовой молитвы, и вскоре глаза привыкают к скудному освещению.

Видение отшельника-казака

История Святых пещер под Оренбургом словно в капле воды отражает весь трагический и противоречивый ХХ век.

село покровка оренбургской области история. Смотреть фото село покровка оренбургской области история. Смотреть картинку село покровка оренбургской области история. Картинка про село покровка оренбургской области история. Фото село покровка оренбургской области история В монастырском винограднике

«Дореволюционный собор был невелик — отнюдь не городских масштабов, — рассказывает игумения Никольского монастыря Иоанна (Боярская). — На его месте сейчас взгорок, в котором обнаружены старые фундаменты. Сам монастырь долго не просуществовал. В 1919 году, когда в Оренбуржье окончательно утвердилась советская власть, игумена арестовали, а в начале 1920-х годов ликвидировали и монастырь. До революции братия по здешним меркам считалась многочисленной: один схимонах, по восемь иеромонахов и монахов, четыре иеродиакона и 24 послушника». С Зосимой произошла редкая для кровавых лет красного террора история: обвиненного в контрреволюционной деятельности игумена по прошению граждан и даже нескольких сельсоветов сначала освободили, а затем и вовсе оправдали. Это были последние годы существования мужской обители на Монаховой горе.

С датой кончины первоначальника обители полной ясности до сих пор нет. Официально считается, что отец Зосима отошел ко Господу ровно век назад, — так гласит и табличка на его могиле, обустроенной на монастырской территории уже в наши дни, после перезахоронения игумена. Но сохранились свидетельства очевидцев, приходивших к отцу Зосиме за советом и благословением то ли в 1922, то ли в 1923 году. После сноса собора советская власть открыла в братском корпусе первую в селе школу (со временем она стала коррекционным учебным заведением детского дома), а монастырское кладбище запахала. В 1939 году взорвали вход в Святые пещеры, святой источник засыпали щебнем.

Подземная церковь и квасохранилище

В 1990-е годы в Покровском приходском храме одноименного села служил священник Анатолий Чернецов. Ориентируясь на рассказы старожилов, он попытался найти пещеры, тем более общую привязку к местности недвусмысленно давал сохранившийся в народе топоним «Монахова гора». Наконец, 8 июня 2002 года ковш экскаватора вывернул несколько кирпичей с клеймом «НМ» (до революции при монастыре функционировал собственный завод, изготавливавший кирпичи по старинным рецептам, с добавлением яиц и меда). Еще движение — кирпичи посыпались, и в углу котлована открылся вход в пещеры.

«Когда обнаружившие подземелье люди впервые спустились туда, у них, по их словам, было ощущение, будто монахи только что ушли оттуда, — продолжает игумения Иоанна. — Конечно, ни вещи, ни иконы не уцелели. Но сохранились, к примеру, гвозди для лампад на поворотах лабиринта (мы и сейчас ими пользуемся), остались полочки для икон из плитняка».

Малое подземное кольцо с дюжиной поворотных колен протянулось на 60 м. К нему примыкает обходное полукольцо еще примерно 100-метровой длины. «Все пещеры были подробно обследованы, — говорит матушка Иоанна. — Найдена келья отца Зосимы — с камнем, на котором, по преданию, он молился. Обнаружена и подземная церковь, после открытия освященная во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских». В этом храме ежедневно ранним утром совершаются сестринский молебен и лития по усопшим насельникам обители и по всем монашеству­ющим, пострадавшим в годы репрессий.

Местами стены основного хода отшлифованы до блеска: кусочки земли и камня ­благочестивые паломники развозят по домам. Взамен они ­оставляют образки, цепочки, драгоценные камни. Игумения Иоанна рассказывает, как однажды стала свидетельницей благодарственной молитвы матери. Молодая женщина, взяв на руки младенца, встала на колени на тот самый памятный камень и со слезами повторяла: «Алешенька, смотри, вот на этом самом месте я тебя вымаливала!» Все случаи чудесной помощи монахини тщательно собирают и документируют, надеясь, что со временем эти свидетельства станут основанием для местного прославления игумена Зосимы (Карцева). А пустые глухие пещеры обходного хода сестры обители приспособили для хранения овощей и кваса: условия для этого здесь идеальные.

Малое стадо

Село Покровка обширное, но жителей в нем сейчас мало: молодежь уехала на заработки. Хоть рядом и функционирует завод железобетонных опор, рабочих мест там на всех не хватило бы. Нескольким местным монастырь дал возможность трудиться на его небольшом хозяйстве. Монастырских коров и коз, которых благодаря деятельности попечительского совета обители приобрели на пожертвования меценатов, водят на выпас вместе с сельскими.

Небольшой коллектив насельниц и трудниц по мере сил благоустраивает Монахову гору. Территория в целом приведена в порядок. Открыто монастырское кладбище, которое было обез­ображено в советские годы, обустроен святой источник с купелью.

село покровка оренбургской области история. Смотреть фото село покровка оренбургской области история. Смотреть картинку село покровка оренбургской области история. Картинка про село покровка оренбургской области история. Фото село покровка оренбургской области история В Никольский монастырь паломники приезжают в любое время года.

Храмовый комплекс обители сделает честь иному городскому монастырю. В небольшой Никольской церкви хранится сделанная по благословению митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина точная уменьшенная копия привезенного в 2017 году в Россию ковчега с мощами святителя Николая. Два больших каменных храма могут претендовать на статус соборных: Казанский (до революции в мужском монастыре существовала церковь с тем же посвящением престола) и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Между ними располагается высокая звонница. Надвратная колокольня с церковью во имя преподобной Марии Египетской сейчас ремонтируется.

Под горой — водосвятная часовня Табынской иконы Божией Матери (до революции чудотворный образ дважды бывал в монастыре), а рядом с бывшим местом соборного храма мужского монастыря на фундаменте братского корпуса устроены сестринские кельи с паломнической трапезной. В ближайшее время планируется строительство полноценного паломнического корпуса перед Святыми вратами.

А в нескольких километрах от Никольского монастыря, в соседнем селе Платовка, находится еще один Покровский приходской храм, ставший, по сути, монастырским подворьем. Его приходской совет возглавляет игумения Иоанна. Здесь пребывает чудотворная икона «Достойно есть». После Великой Отечественной войны два архиерея, последовательно управлявших Оренбургской епархией, — архиепископ Мануил (Лемешевский; † 1968) и епископ Борис (Вик; † 1965) — собрались перевезти образ в областную столицу. Владыки посылали за иконой транспорт: первый — гужевой, второй — «полуторку». Лошадь встала и не двигалась с места, несмотря на удары кнутом, пока икону не вернули в храм. Машина заглохла на сельском кладбище и заводилась только тогда, когда с нее снимали икону. Так чудотворный образ и остался в сельской церкви на радость местным жителям и паломникам.

ИГУМЕНИЯ ИОАННА (БОЯРСКАЯ): «ЗА КАЖДОЙ СЛУЖБОЙ МЫ НЕУКОСНИТЕЛЬНО МОЛИМСЯ ВСЕ ВМЕСТЕ»

— Матушка, много ли сейчас сестер в монастыре? Где вы берете силы на поддержание территории в должном порядке?

— В монастыре 11 штатных насельниц в монашеском постриге. Но в это число входят монахини, трудящиеся при храме в Платовке, а также на архиерейском подворье в Оренбурге. В самой обители остается скромный коллектив из пяти монахинь. Все мы — выходцы из Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце. Кроме того, в нашу монашескую общину входят две оренбургские послушницы. Но они только присматриваются к монашескому житию и возможному постригу. Где взять силы на то или иное послушание, особенно задумываться некогда. Конечно, я как игумения понимаю: сестрам, которые постарше, нужно отдыхать чуть больше. Например, перед спуском в Святые пещеры мы разминулись с монахиней, обычно встречающей посетителей и паломников. Ей сейчас надо дать отдохнуть, иначе к началу вечернего богослужения она не сможет быть в храме.

За каждой службой мы неукоснительно молимся все вместе: кто-то певчая, кто-то чтец, кто-то уставщица. Исключения составляют совсем уж неотложные послушания. Это мало­ярославецкая школа, и мы стараемся следовать ее традициям. Признаюсь, оренбургским сестрам привыкнуть к этому трудно.

— Почему, на ваш взгляд, сегодня так мало желающих поступить в монастырь?

— Из какой среды в монастырь поступали прежде? Из крестьянской. Насельники дореволюционного Никольского монастыря — благочестивые казаки и крестьяне, выросшие в сельском труде и укорененные в Законе Божием, которые умели работать и хотели молиться. Они поступали в обитель осознанно. Нередко они совершали паломничества по российским монастырям, на Святую Землю и Афон. Сегодня таких людей очень мало. Сейчас сельских жителей (говорю о нашей Оренбургской области), почитай, и не осталось. По крайней мере, их гораздо меньше, чем до революции.

Ну и наконец, не стоит забывать, что на монашеский путь благословляет духовник. Видимо, духовные отцы некоторых мирянок, которые, быть может, и нашли бы себя здесь как инокини, пока не считают возможным направить их на такой серьезный шаг. Хотя мне, конечно, хотелось бы, чтобы такое случалось чаще. Поделюсь еще одним личным наблюдением: среди верующих сейчас все чаще усматривается тенденция жить при монастыре, а не в монастыре, то есть регулярно молиться за монастырским богослужением, но при этом оставлять при себе собственную волю.

— В Покровке действует приходской храм. Не конкурируете ли вы с ним за прихожан, особенно с учетом обезлюдевшего села?

— Ни в коем случае! Если говорить о классическом приходе из мирян, в него входят всего двое-трое местных селян. Есть еще спаянный трудовой коллектив монастырских работников: два человека в лавках, двое на кухне, два охранника, завхоз и шофер. Все они работают за денежное вознаграждение, правда, весьма скромное. Но это и есть наш самый настоящий приходской актив местных жителей: без него мы не проживем. Кроме того, у нас есть монастырская пасека. Посильную помощь оказывает постоянная трудница из Оренбурга. Приезжают и временные — не больше чем на неделю, — но довольно редко.

— Зато паломники у вас, как видно, гости частые…

— Это еще мягко сказано. В сезон только больших автобусов в среднем по четыре ежедневно бывало, не считая посетителей на машинах. Дважды в год приезжает группа из Магнитогорска. Мы их вечером разместили, утром они помолились на Литургии, побывали в пещерах, смотрю — уже в автобус садятся! «Что ж так быстро?» — недоумеваю. — «Да ведь нам утром в понедельник на работу, а этой благодати нам на полгода хватает». Растет доля паломников-новичков, после снятия жестких ограничительных мер на тематических сайтах нам моментально присвоили туристский статус «ме́ста, куда можно поехать уже сегодня».

— Какие услуги организованным группам паломников вы можете предложить?

— Два десятка человек спокойно разместятся в гостинице. Если потесниться и задействовать часть других помещений, можно уместить и 40 человек. Но сегодня этих площадей уже не хватает: если ночевать остаются хотя бы две группы, им приходится спать в салоне автобуса. Поэтому мы и запланировали строительство нового паломнического корпуса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *