село хой чеченская республика история

Село хой чеченская республика история

История возникновения и развития села Хой

Заселение территории, где расположено Хойское поселение вероятнее всего началось после последнего ледникового периода 5 тысяч лет назад, когда в результате потепления растаяли ледники до высоты 3000-3500м. и образовались пастбищные альпийские луга. В это же время образовалось озеро Кезеной Ам, запрудив реки в результате оползней.

В первую очередь заселялись более удобные для жизни равнинные места, а Кавказский хребет начал обживаться в последующее время 2,5-3 тыс. лет назад. Происходившие в это время захватнические войны в Закавказье теснили людей в горы, возникала необходимость переходов через горные хребты, оборудование перевалов, охраны их и т.д.

Археологические находки у селений Хо и Кезеной говорят о том, что охотничьи стоянки уже находились в этой местности около 2500 лет назад. Но они, очевидно, не были постоянными жителями этих мест, а были лишь охотниками.

Равнинные местности Северного Кавказа заселялись разными племенами до 12-13вв. нашей эры. И уже в 14-15вв. нашей эры под натиском более сильных завоевателей в лице монголо-татар Союз северокавказских племен распался и начал обживать недоступные горные ущелья и хребты. Последний переход войск Тамерлана через земли горских народов принудил горцев к строительству отдельных крепостей, башенных комплексов.

15 век стал началом интенсивного развития каменной архитектуры на нахской земле.

Выбор места поселения Хо вероятнее всего зависел от возможности защиты населения с использованием рельефа и необходимой прочности основания для строительства укреплений.

В окрестностях озера Кезеной-Ам оползневые грунты не позволяют строительство крупных зданий, башенных комплексов. Этим обосновывается расположение поселений на скалистых вершинах.

Первые башенные комплексы, основание которых можно обнаружить на сегодняшний день, относятся ориентировочно к 14-15 вв.

По устным преданиям первые поселенцы, от которых произошел тейп Хо, считают выходцами из районов раннего проживания нахов в составе Аланского объединения племен. После нашествия монголо-татар племена переместились с низовий рек Терек, Сунжа, Асса в горы. Эллинское влияние оказывалось сильнее на горцев, и ислам признавался с трудом. Миссионерская деятельность греческих колонистов была развита еще с 5 в. до н.э.

После разгрома монголо-татар Тамерлан направил свои войска с целью исламизации горских племен, в этом ему помощь оказывала небольшая нахская группа уже ранее принявшая ислам, являясь проводниками и становясь наместниками. Таким образом, по дороге прохождений Тамерлана возникали поселения, строились сторожевые башни, назначались эмиры и т.д. По такой схеме, вероятно, возник и Хо.

Конечно, это не означало, что ислам с тех пор стал нормой жизни. Однако некоторые обряды соблюдались совместно с обычаями.

Хорошие пастбищные луга, водные источники, озеро делали эту местность привлекательной для многих смельчаков, поэтому жестокие схватки за право на жизнь в этих горах происходили на всем протяжении веков.

Построенная первая сторожевая башня Амина в Хо, видимо, была приграничной, и если у поселения осталось постоянное название «ха» (сторожевое), то там всегда находилась вооруженная охрана, приходившая на помощь всей окрестности при необходимости.

Заложили Хо на отвесной скале над ущельем реки.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика историяРисунок 4. Ущелье у подножия селения Хо

В ранние времена движение группы людей, обозов происходили по дну ущелий, по руслам из-за отсутствия постоянных дорог. Соответственно крепости и башни строились вдоль вероятного маршрута движения, чтобы держать под контролем проходы через хребты и пути движения.

По мере роста населения строительство новых домов проходило по склону горы вверх традиционно для архитектуры каменных строений в горах.

К первой переписи 1867г. официальное количество населения Хо составляло 195 домов и около 2000 человек. Это количество людей, оставшееся уже после трех значительных переселений горцев на равнину, которые происходили после начала строительства равнинных сел в конце 16-начале 17 вв.

Первыми поселенцами были 7-8 семей.

Сложно выжить, если есть враждующее окружение, необходимо строить неприступные крепости и башни, используя рельеф местности, иметь хорошее вооружение и храбрых воинов.

Северный склон Андийского хребта в те времена не был, очевидно, заселен, но использовался для выпаса скота и заготовки кормов теми, кто жил на более теплых южных склонах.

И после заселения нашими предками этих земель проходы и переезды были перекрыты сторожевыми постами, один из которых и является нашим укреплением Хо.

В начальный период в основном жилье строилось из боевых башен и комплексов. В дальнейшем по мере установления границ территорий и установления дружеских отношений с соседями строительство жилых домов велось в традиционном горном стиле, а также строились в видимом отдалении от главной укрепленной цитадели небольшие хутора из нескольких семей.

Рядом с озером из-за оползневых грунтов строительство велось менее интенсивно. При больших весенних и осенних осадках горные склоны у озера подвержены сходам.

В те времена, конечно, жизнь была очень тяжелой. Отсутствие дорог, нормальных орудий труда и при этом суровые горные условия делали большую часть труда достаточной только для зарабатывания пищи.

Все завоеватели Кавказа приходили с мыслью оставить Кавказ в своей империи навеки и поэтому ставили крепости, башни и другие укрепления вдоль основных путей сообщения Северного Кавказа с Закавказьем. Такие гарнизоны состояли из местных горцев.

Дорога Тамерлана пролегала с равнин Сунжи и Терека по ущельям Аргуна через горы Басхой и Хиндой к озеру Къезан и далее по ущелью реки Койсу через Андийский хребет в Дагестан к Каспийскому морю.

У этого перехода через Андийский хребет и был поставлен сторожевой пост (Ха) тем самым взяв под контроль дорогу связи между чеченцами и дагестанцами.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Рисунок 5. Перевал Харами, дорога на Кезеной-Ам

На таких постах-крепостях обосновались колонии из близких родственников с большим доверием и уважением друг к другу и всегда готовых прийти на помощь друг другу не жалея своей жизни.

От этих первопоселенцев происходят гары тейпа. Так тейп Хо имеет 7-8 основополагающих гар. По мере роста населения появлялись новые гары, гары же делились на подгары. Когда население достигало некой критической величины, происходило вынужденное переселение представителей тейпа в другие районы, обычно на равнины, где образовывались новые поселения.

Тейп Хо, по мнению большинства, происходит от семи семей. Соответственно в основе структуры тейпа находятся семь гар: Амин, Алхаст, Ангут, Баьллиг, Утулкх, Лекъа, Гези.

Разумеется, это были родственные семьи. Так Амин и Алхаст были братьями, кроме того с ними вместе находились и другие помощники-строители и охранники-воины (Гази), которые явились родоначальниками.

В дальнейшем установление Советской власти, коллективизация, раскулачивание, ссылка в Среднюю Азию, войны 1995 и 1999 годов оказало отрицательное влияние на населенность Хо. После возвращения из ссылки заселять Хо было запрещено. Хотя тайком, правдами неправдами люди старались обживать село, содержать в порядке могилы предков.

В настоящее время построенный со средних веков как памятник старины стоит «мертвый» город.

Много интересных мест и достопримечательностей в старинном селе.

Первое: Неповторимая и самобытная архитектура средневекового каменного зодчества.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Рисунок 11. Развалины древнего Хо.

Сложные арочные системы, вымощенные камнем улочки, башни у самого края утесов. От первой построенной сторожевой башни полукругом с радиальными узкими как траншеи улочками по склону горы Шимара располагаются, чередуясь жилые и хозяйственные постройки из камня на террасах, вырубленных в горе многими ярусами.

Задняя стена помещений вырублена в скале, получаемый камень использован для строительства стен. Отдельные камни, получаемые в виде плит, использованы для перекрытий, несущие каменные конструкции арочного типа.

Кровля плоская каменная с глиняной засыпкой. Толстая глиняная засыпка послойно трамбовалась и укатывалась специальным цилиндрической формы камнем, чтобы не пропускала воду.

Этот камень был необходимым инструментом в каждом дворе. Интересное решение безбалочных перекрытий арочной системы рассчитанное на постоянную динамическую нагрузку, увеличивающуюся по мере уплотнения и добавления насыпи. Чем больше нагрузка на перекрытие, тем оно прочнее.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Рисунок 12. Сложная арочная система в сохранившемся доме Хо

Сложная система передвижений в этих узких улочках с умелыми развязками чтобы не пересекались пути домашних животных и людей.

Все это говорит о продуманности архитектурно-планировочных решений строительства. По преданиям еще до нашествия кочевников предки, жившие в предгорьях, получали строительные навыки у приезжавших по торговым делам к местным жителям джелтов, которые славились как мастера каменного строительства.

Следующее чудо это само озеро. В летнее время большое количество людей устремляются к озеру для отдыха и экскурсий, хотя температура воды не поднимается выше 17-18̊. Зимой любители подледной рыбалки сутками сидят на льду пробурив лунки, толщина льда местами достигает 90 см.

Много интересных былин и легенд рассказывают про озеро. Одно из них говорит о том, что на дне озера огромные сокровища, оставшиеся от затопленного наводнением села. Жители этого села говорят, были богатыми людьми, но очень скупыми, что явилось причиной их гибели. Сказывают, что еще 150 лет назад житель села Хой проплывал на дне озера через ушко огромного глиняного кувшина, которого он даже сдвинуть не смог.

Другие рассказывают, что видели спину огромного живого существа, который чуть не опрокинул их лодку.

Озеро исключительное место для подготовки и тренировки гребцов-спортсменов. Тяжелая пресная вода, 1860м над уровнем моря, в результате низкое содержание кислорода в воздухе, спокойная и гладкая поверхность воды, прекрасные климатические условия и величавый горный пейзаж благоприятно влияют на подготовку спортсменов. Два месяца подготовки и призовое место обеспечено. Поэтому в 1976 году была построена на озере тренировочная база гребцов и уже в 1980 году советская команда завоевала олимпийское золото.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Рисунок 14. Тренировки гребцов на озере Кезеной-Ам 1970 годы

Источник

Древнее поселение Хой. Чеченская Республика, январь 2018

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Доброго времени суток, мои уважаемые друзья, подписчики и гости блога!

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Продолжаем путешествие по Чеченской Республике.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Хой — село в бывшем Чеберлоевском (ныне Веденском) районе Чеченской Республики. Расположено недалеко от озера Кезеной-Ам, на правом берегу реки Ансалта, к юго-востоку от районного центра Шаро-Аргун.
Ближайшие населённые пункты: на юго-западе — сёла Макажой, Ихарой и Харкорой, на северо-западе — село Ари-Аул, на юго-востоке — село Тандо (Дагестан).

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Название населённого пункта на чеченском «Хо» – «стража», «дозор» − «поселение стражников».
Древнее городище Хой включает в себя средневековый некрополь «Город мертвых», древние башни и замки.
Здесь была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов у селений Кезеной, Макажой, Харкарой, Хой, откуда контролировались дороги в Шарой, Ичкерию и Дагестан.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Известно, что ранее в этих местах проживали чеченские тайпы. На это указывают результаты этнографических экспедиций и археологических раскопок. Рядом с озером были обнаружены вайнахские башни (как жилые, так и боевые), множество склепов и могильников, святилища. Здесь же располагалась одна из самых ранних чеченских мечетей. Вокруг озера Кезеной-Ам найдены и древние аулы, а немного выше водоёма находится аул Хой.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Сегодня это место необитаемо, здесь сохранились петроглифы разных эпох. А когда-то здесь кипела жизнь – можно долго бродить пешком по узким извилистым улочкам Хоя. Больше всего поражает воображение практически недоступные каменные жилища этого «города мертвых», прилепленные к самым отвесным утесам и кручам.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Конечно, когда-то к их порогам вели каменные или деревянные лестницы, которые со временем рассыпались или обратились в тлен – но от этого их труднодоступность ничуть не умаляется, особенно – в глазах — современных равнинных обывателей. В них чеченцы рождались и умирали, обзаводились семьями, растили детей, принимали гостей и вступали в бой с врагами.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

От озера Кезеной-Ам до села Хой ведет накатанная грунтовка, но в момент нашего посещения она была завалена снегом, и обычно относительно широкая дорога, ныне напоминала узкоколейку.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Село Хой поражает каменными архитектурными сооружениями, созданными древними мастерами. При этом этот удивительный городок окружен красотой горных пейзажей, посетив это место остаешься под впечатлением от нетронутой цивилизацией горной красоты и гармонично устроенного в ней былого каменного городка.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Село Хой было заброшено не только из-за войны. Его трагическая судьба в первую очередь связана с депортацией 1944 года. Сейчас там построены новые дома и мечеть, желающие могут вернуться в родные места. Что касается руин, то у меня нет однозначного мнения, нужно их восстанавливать или нет. С туристической точки зрения вроде бы требуется придать им «товарный вид», но в этом случае они потеряют свою древнюю привлекательность.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

А прошлым летом, древнее поселение Хой, стало арт-площадкой. Идея привлечь внимание к поселку, превратив его в «музей под открытым небом», принадлежит дизайнеру и урбанисту Юрию Берестову, благодаря проекту, к слову, приуроченному кубку «Кезеной-Ам 2017» поселение получило шанс на новую жизнь. Впервые за всю историю Хой заслужил внимание, достойное объекта культурного наследия, ведь ранее место было заброшено и беззащитно перед временем.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

На его стенах прошла выставка тридцати работ лучшего фотографа-пейзажиста Чечни — Абдуллаха Берсаева – его работы поражают своей красотой и своеобразным видением окружающего мира, а фотографии пользуются небывалой популярностью.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Перед нами же выставка предстала в суровых условиях, некоторые работы, сорванные ветром, лежали на земле, в осколках памяти, хранимые красоту изображенного, другие же стойко удерживались на стенах, создавая невероятный контраст между прошлым и настоящим.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Удивительный мир – горная Чечня, край суровых и прямолинейных людей, гордых и красивых душой, а место просто невероятное, там такой дух!

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Тем, кто планирует посетить Чеченскую республику — это один из пунктов must see.

Источник

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история
ЧЕЧНЯ. Хой — древнее «село стражников», оберегавших покой Ичкерии, ныне само охраняется государством как памятник архитектуры и музей под открытым небом.

Недалеко от озера Кезеной-Ам, в 45 километрах к югу от районного центра Ведено, на высоте 1826 метров над уровнем моря расположилось древнее чеченское село Хой. В переводе с чеченского его название означает «стража, дозор», или «поселение стражников».

Башня, построенная в Хое в XIV−XV веках, вероятнее всего, была сторожевой — там всегда находилась вооруженная охрана, приходившая на помощь всей округе в случае нападения врагов. Позже здесь была выстроена целая система укреплений и башенных комплексов, откуда контролировались дороги в области Шарой, Нохч-мокх и в Дагестан.

В 1867 году, согласно переписи Ичкерийского округа, в Хое было 195 домов и проживало около 2000 человек. Кроме башен и жилых домов тут располагался некрополь и одна из самых ранних чеченских мечетей.

После депортации 1944 года Хой полностью опустел. Сегодня древняя часть села необитаема, но является памятником архитектуры и охраняется государством. Вблизи построены новые дома и мечеть, желающие могут вернуться на родину предков.

В 2017 году благодаря проекту Юрия Берестова, приуроченному к парусной регате «Кезеной-Ам — 2017», поселение фактически стало музеем под открытым небом. В нем прошла выставка работ одного из лучших фотографов-пейзажистов Чечни — Абдуллаха Берсаева.

Сегодня каждый турист может посетить древнее село стражников, проехав всего два километра от озера Кезеной-Ам, ставшего популярным курортом республики. Каменные стены старого села в окружении великолепных гор никого не оставят равнодушным.

Источник

Новое лицо старинного чеченского села Хой

В нескольких километрах от знаменитого озера Кезеной-Ам, на высоте 1826 метров над уровнем моря расположилось древнее чеченское село Хой. В переводе с чеченского его название означает «стража» или «поселение стражников». Согласно легенде, жители этого села воспитывали воинов для охраны рубежей Чечни.

Ворота в село Хой. Они больше символические, так как со всех сторон каждый дом практически являлся защитным военным сооружением, связанным узкими коридорами с остальными домами жителей села.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Все каменные постройки в свое время были сооружены без раствора. Каждый камень сантиметр к сантиметру подтачивался и должен был служить веками домом для его жителей.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Сегодня те немногие жители села, которые вернулись в свое родное село, обосновались не в домах своих предков, а соорудили новые дома. При этом каждый житель до сих пор отвечает за дом своего предка в старой части села.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

При реставрации старых зданий сегодня применяется цемент, что было не допустимо еще сто лет назад в этих краях. Время берет свое. Мастеров каменных дел уже нет. В реставрации участвуют мастера из соседнего Дагестана. Из бойницы-башни видно ущелье.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

После депортации чеченцев в 1944 году Хой полностью опустел. После восстановления республики в 1957 году жителям запретили заселять его. Их расселили в Шалинском, Грозненском и Наурском районах ЧИ АССР. Но село не осталось совершенно безжизненным. Сменяя друг друга, здесь живут старики, не позволяя угаснуть огню в «очаге».

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Эти арки нежилого комплекса Хой. Такие надземные строения сооружались для загона животных, и по количеству арок определялся достаток того или иного жителя. В их строительстве также не использовался раствор.

село хой чеченская республика история. Смотреть фото село хой чеченская республика история. Смотреть картинку село хой чеченская республика история. Картинка про село хой чеченская республика история. Фото село хой чеченская республика история

Источник

Село хой чеченская республика история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самые увлекательные рассказы о Чечне. Регион 95. Глава 11.

Хой – поселение стражников

Хой – древний аул в Чечне. Он находится в Веденском районе южнее высокогорного озера Кезеной-Ам недалеко от границы с Дагестаном. (Об озере Кезеной-Ам мы уже писали: «Непростое очарование озера Кезеной-Ам», «Красоты озера Кезеной-Ам»,«Туризм на озере Кезеной-Ам».) Слово «Хо» можно примерно перевести, как «стража», «дозор», «люди, несущие караульную службу». Смысл слов аул Хой можно примерно трактовать, как поселение стражников. В настоящее время старые дома в ауле Хой в Чечне в значительной степени разрушены и заброшены. (Фотографии увеличиваются при клике.)

Тем не менее, древние башни и захоронения в округе наводят на мысль, что возраст поселения Хой в 1000 лет вполне может оказаться реальным.

Для тех, кто не в теме, мы описываем особенностей средневековой архитектуры:

« Машикули́ (фр. machicoulis, от средневекового фр. mache-col, «бить в голову») — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные главным образом для вертикального обстрела штурмующего стены противника, забрасывания его камнями и т.п. В русском крепостном зодчестве употреблялся термин «бойницы косого боя» и «варницы» (от вар, варёная смола, крутой кипяток).

Специфическим типом машикулей можно считать так называемые «дыры-убийцы» — отверстия в потолках и сводах воротных проездов, через которые защитники крепости поражали ворвавшегося в проезд противника камнями и стрелами, поливали кипятком и т. п.» Источник.

На фото ниже башня в Чечне с остатками машикули. Такая архитектура башен часто встречалась нам во время путешествия по Чечне.

Как специально, в день нашего приезда в Хой погода в горах и природа вокруг показали нам «чеченский характер».

Далеко внизу горная река Ансалта, протекающая в одноименном ущелье. Длина реки всего около 23 км. В древности ущелье Ансалта имело большое значение для людей, здесь живущих. В мирные времена дно ущелья становилось торговой тропой в соседний Дагестан (из нынешнего Веденского района Чечни в Ботлихский район Дагестана). В военные времена ущелье Ансалта становилось неприступным рубежом со сторожевым аулом-крепостью Хой, примостившимся на краю горной бездны.

Конечно, не только башни, но и весь аул Хой постигла трагичная судьба. Слишком много войн, конфликтов и произвола властителей прокатилось по этой земле. Один из самых сокрушительных ударов нанесла сталинская депортация 1944 года. Ниже мы приводим цитату из материала, на который случайно наткнулись, готовя этот репортаж из аула Хой в Чечне. Цитата большая. Сократить ее у нас не поднялась рука. Проверить достоверность этого материала у нас нет возможности, но и пройти мимо было нельзя.

«Для акций по выселению чеченцев и ингушей Сталин избрал 23-28 февраля 1944 года, чтобы начало «депортации» совпало со всенародными празднованиями Дня Советской Армии. В сталинском приговоре это звучало так: «Поскольку население республики оказало поддержку нацистской армии, Коммунистическая партия и Советское правительство решили переселить всех чеченцев и ингушей…» Хотя известно, что нога немецкого солдата не переступала границ Чечено-Ингушетии, переселяли весь чеченский народ; за чеченцами охотились по всему Советскому Союзу. 17 000 чеченцев погибли на фронтах Великой Отечественной, из них 400 полегли в первые же дни войны, при защите Брестской крепости… Но даже тем, кто защищал советскую Родину, в разгар боев давали увольнительную: их арестовывали и угоняли в Казахстан, в Киргизию, в Сибирь… В истории чеченского народа эта депортация с полным правом называется третьим геноцидом чеченцев — в соответствии со всеми определениями геноцида.

По свидетельству одного из ветеранов Второй Мировой войны Бориса Машалова, которому в то время еще не было 19 лет и который в составе своей дивизии был послан на Северный Кавказ, естественно, не зная до последней минуты, для чего, — это происходило так: «Нас по тревоге разбудили в час ночи и приказали оцепить большую площадь в каком-то городке, (он или не знал, или не запомнил названия — В.П.) Потом по двое военных с автоматами наперевес входили в каждый чеченский дом, зачитывали приказ Коммунистической партии и выгоняли людей на площадь. Там было столько детей! Они все плакали, кричали, ночью, в мороз! Это было ужасно, невинные дети, со сна, ночью!»

Людей погружали на грузовики без сидений, без отопления, и везли в Грозный для пересадки в товарные эшелоны. Картина того, что происходило в Грозном, хорошо описана в книге профессора Гуверовского института Джона Данлопа «Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта» (Москва, 2001 г.) Oн приводит воспоминания депортированных:

«Рассвет 23 февраля предвещал ясный, безоблачный день. В Грозном созывали жителей на празднование 26-й годовщины создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На трибуне появился заместитель командира полка. В короткой сухой речи он огласил приговор. Ошарашенная, замершая от ужаса толпа во главе с местными чиновниками двинулась строем по четыре на пункты сбора… Местные руководители и чиновники разделили впоследствии общую судьбу».

Были и более страшные эпизоды при депортации. По книге того же Данлопа: «В некоторых районах людей убивали. Так, все жители аула Хайбах — более 700 человек — по приказу полковника НКВД (Гвешиани — В.П.) были сожжены живыми». Вот свидетельство Дзияудина Мальсагова, тогдашнего заместителя наркома юстиции Чечено-Ингушской АССР:

«27 февраля в селе Хайбах собрали людей со всех окрестных сел и хуторов. Офицер НКВД приказал тем, кто не может идти, зайти в помещение: там, мол, подготовлено место, завезено сено для того, чтобы было теплее. Здесь собралось большое количество стариков, женщин, детей, больных людей, а также присматривающие за больными и престарелыми людьми их родственники. К ним же присоединились остальные люди, которые решили, что вместе с нетранспортабельными могут уехать на машинах и подводах. Некоторые даже поговаривали, что их вывезут на самолетах. По моим подсчетам, в конюшню зашли 650-700 человек.

Все это происходило на моих глазах. Всех остальных жителей района через село Ялхорой под конвоем отправили в село Галашки, а оттуда их нужно было переправить до железнодорожной станции. Примерно в промежутке с 10 до 11 часов, когда увели здоровую часть населения, ворота конюшни закрыли. И тут я услышал команду: «Зажигайте!» В эту же минуту вспыхнул огонь, охватив всю конюшню. Оказывается, все было заранее подготовлено и облито керосином. Когда пламя поднялось над конюшней, люди, находившиеся внутри конюшни, со страшными криками о помощи выбили ворота и устремились к выходу. Генерал-полковник Гвешиани, стоявший недалеко от ворот конюшни, приказал: «Огонь!» Выбегающих людей тут же из автоматов и ручных пулеметов стали расстреливать в упор. У выхода из конюшни образовалась гора трупов. Один молодой человек выбежал оттуда, но в метрах двадцати от ворот его настигли пули автоматчиков. Выбежали еще двое, но их также расстреляли».

И Хайбах — еще не все. Вот что пишет далее Данлор: «В других чеченских аулах людей топили, расстреливали, забрасывали гранатами. Жителей отдаленных аулов заставили двое суток брести пешком под надзором НКВД по заснеженным горным тропам. Всем больным и престарелым было приказано остаться (якобы для лечения, после чего они будут воссоединены со своими близкими), но около 300 человек загнали в колхозный сарай и сожгли живыми». И вот что вспоминает Дзияудин Мальсагов: «Через некоторое время Гвешиани подозвал меня с Громовым, дал нам в сопровождение нескольких солдат и отправил в село Малхесты. Это село состояло из нескольких горных хуторов, в которых было больше боевых башен, чем жилых домов. Здесь тоже мы увидели страшную картину: с промежутками в несколько десятков метров прямо на дороге и на горных тропах валялись трупы местных жителей. В самом Малхесты трудно было найти дом, где не было трупов расстрелянных чеченцев. Через несколько дней, когда мы с Громовым возвращались обратно, в пещере мы увидели много бездыханных тел, расстрелянных военными. Мне особенно запомнилась мертвая женщина, прижавшая к себе трупы двух детей — мальчика двух-трех лет и грудного ребенка. В пути следования в Малхесты и обратно мы не встретили ни одного живого местного жителя. Всюду сновали солдаты, а оставшаяся часть горцев скрывалась в горах. Их, как правило, автоматически причисляли к бандитам и жестоко с ними расправлялись. Возвращаясь из села Малхесты, мы с Громовым заехали в Хайбах с тем, чтобы осмотреть место расстрела людей. У конюшни несколько человек собирали останки сожженных людей. Увидев нас, они бросились в разные стороны. Я на чеченском языке крикнул им, чтобы они остановились и подошли к нам. Только один человек приблизился к нам, остальные же разошлись в разные стороны. Это был Жандар Гаев. Вид у него был ужасный. Он уже несколько дней вместе с односельчанами собирал оставшееся от сожженных людей месиво и хоронил все это в другом месте. Жандар сообщил мне, что они уже похоронили 137 трупов». Автор Виктория Пупко (Бостон). Источник.

Теперь вы понимаете, почему здесь долгие годы царило запустение…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *