село дружба кчр история
Храм Святого Георгия Победоносца поселка Кавказский
Архив рубрики: Жизнь прихода с. Дружба
Престольный праздник в с. Дружба 18.07.2017
В селе Дружба Прикубанского района Карачаево-Черкесии, во вновь образованном приходе, в Престольный Праздник, посвященный преподобномученице великой княгине Елисавете и инокине Варваре, была отслужена первая полная служба, в истории этого населенного пункта, который был образован 95 лет назад, и по свидетельству старожилов, никогда не имел храма.
Прихожане благодарили Владыку Феофилакта, за заботу о православных верующих, долгое время лишенных возможности полноценного духовного окормления. Приход был образован в 2014 году, и духовная жизнь в селе набирает обороты.
Усилиями верующих и благотворителей, постепенно создаются условия для регулярного совершения богослужений, что необходимо для духовного возрождения, и жизни во Христе. Служба, как и подобает, началась со всенощного бдения, продолжилась водосвятным молебном с акафистом, и завершилась божественной литургией и крестным ходом. Так же по традиции всем был предложен праздничный обед.
В городе Черкесске прошел благотворительный концерт в поддержку новообразованного православного прихода
12 февраля в Доме культуры г. Черкесска прошел благотворительный концерт «Отчизна возрождается в тебе». Перед зрителями выступили гости из г. Воронежа Сергей Гребенников и Анна Митт.
Собранные средства были направленны на поддержку новообразованного прихода в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с. Дружба. Со сцены звучали патриотические и духовные песни, романсы и светлая лирика. Около 400 зрителей стали не только соучастниками благого дела, но и увидели замечательный концерт.
Напомним, что не так давно православная община в с. Дружба приобрела вагончик для совершения богослужений, теперь средства, собранные благодаря концерту, пойдут на его благоустройство
Молодой приход в с. Дружба отпраздновал Рождество Христово в своем помещении
В дни святок в с. Дружба прошло Рождественское богослужение. Служба прошла в недавно приобретенном вагончике. «Мы совершаем сегодня нашу молитву с радостью и благодарностью нашему настоятелю отцу Геннадию, главе района Казиеву Хусейну Магомедовичу, а также всем неравнодушным людям, которые помогли приобрести этот вагончик», поделилась прихожанка Нина Васильевна.
Молодой приход в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары был создан в 2014 году и до лета 2016 года собирался во временно предоставленном для этого помещении, а до последнего времени во дворе частного домовладения. В ноябре прошлого года было принято решение искать свое помещение для богослужений, для этой цели был найден вагончик.
Для сбора средств в размере 150.000 рублей была подана заявка на платформе «Начинание», которая представляет собой сервис коллективного финансирования социальных инициатив. Проект стал успешным, так как деньги были собраны в полном объеме. Купленный вагончик был перевезен на место будущего строительства храма. Помещение еще предстоит облагородить, но в нем уже можно совершать богослужения.
Молодой приход села Дружба нуждается в помещении для совершения богослужений
Прихожане села Дружба, прихода святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики, просят помочь в сборе средств для приобретения вагончика, для совершения богослужений.
Приход был создан в 2014 году, до нынешнего лета прихожане собирались во временно предоставленном для этого помещении, но теперь вынуждены собираться под навесом во дворе частного домовладения. Часть средств, сумму в 50 тыс. рублей, удалось собрать среди местных селян, стоимость же вагончика составляет 150 тыс. рублей, и он требует некоторого ремонта. Собственник пошел приходу навстречу, из-за критического положения в котором оказались верующие, и разрешил забрать вагончик и использовать его по назначению, с условием расчета до конца нынешнего года.
Специально для сбора средств, необходимых для приобретения вагончика, на прощадке «Начинание»открыт проект. Просим всех неравнодушных людей помочь нашим братьям и сестрам в селе Дружба, для этого нужно пройти по ссылке и поддержать проект посильной «лептой».
В селе Дружба освятили православное кладбище
12 июля 2016 в селе Дружба Прикубанского района КЧР совершен чин благословения и освящения места «идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан» — кладбища. Богослужение совершили благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа протоиерей Александр Нартов и, окормляющий общину села Дружба, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца пос. Кавказский иерей Геннадий Малютин. На молитву собрались более 50 жителей села.
Перед началом освящения благочинный обратился к молящимся с приветственным словом. Также он передал благодарственное письмо главе Прикубанского района Хусейну Казиеву, выделившему участок под кладбище.
Благочинный посетил малые общины округа
20 апреля 2016 благочинный приходов Северного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Александр Нартов начал ознакомительные поездки по приходам округа. В ходе поездки были посещены общины в поселках: Октябрьский, Садовый и Дружба. Благочинного сопровождал настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца пос. Кавказский иерей Геннадий Малютин.
Верующим было передано благословение архиепископа Феофилакта и поздравления с приближающимся праздником Светлого Христова Воскресения. «Владыка благословил посещать вас почаще и помогать по мере сил, — сказал о. Александр. Ваши радости – это и наши радости, и ваши заботы – они тоже наши. По мере сил будем помогать вам, чем сможем, а с вашей стороны просим молитв».
В каждом поселке собиралось более десятка верующих, для которых слово поддержки, переданное благочинным, было хорошим подарком к Пасхе Христовой.
Праздник Преображения Господня на приходах Прикубанского района 19.08.2015
19 августа 2015 года в праздник Преображения Господня на приходах в поселках Октябрьский, Водораздельный, Майский, Мичуринский, селах Дружба и Садовое служились водосвятные молебны и освящались фрукты в честь великого двунадесятого праздника.
Село дружба кчр история
Официальные сообщества Правительства Карачаево-Черкесской Республики:
с.Дружба
Администрация Дружбинского сельского поселения
369103 КЧР, Прикубанский район, с.Дружба, ул.50 лет Октября,157
Тебуев Магомет Дагирович, глава администрации
Библиотека Дружбинского сельского поселения
369103 КЧР, Прикубанский район, с.Дружба, ул.50 лет Октября,181
Уртенова Раиса Ибрагимовна
Дом культуры Дружбинского сельского поселения
369103 КЧР, Прикубанский район, с.Дружба, ул.50 лет Октября,101
Зинченко Николай Васильевич, директор
Муниципальное казенное учреждение образования «Гимназия с. Дружба»
369103 КЧР, Прикубанский район, с.Дружба, ул. 50 лет Октября,197
Коркмазов Рамазан Борисович, директор
Муниципальное казенное учреждение дошкольного образования «Детский сад «Радуга»
369103 КЧР Прикубанский район, с.Дружба, ул.Шаумяна,3
Узденова Любовь Таубиевна, заведующая
Зареченкская участковая больница
369103 КЧР Прикубанский район, с.Дружба, ул.50лет Октября,4
Байкулова Медина Алиевна, главврач
369103 КЧР Прикубанский район, с.Дружба, ул. 50 лет Октября,181
Салпагарова Аминат Абуюсуфовна, заведующая
Отделение почтовой связи с.Дружба
369103 КЧР Прикубанский район, с.Дружба, ул. 50 лет Октября,181
Позывайло Майя Васильевна, руководитель
Аптечный пункт (ИП Байкулов Х.Х.)
369103 КЧР Прикубанский район, с.Дружба, ул. 50 лет Октября,4
Байкулов Хусей Хасанович, директор
Аптечный пункт (ИП Урусов И.М.)
369103 КЧР Прикубанский район, с.Дружба, ул. Победы,23
Осуждённый условно депутат и экс-глава села в КЧР остался на работе под видом волонтера
В редакцию «Политики 09» обратились жители села Дружба, рассказавшие о странной ситуации, сложившейся в администрации сельского поселения.
Бывший глава села Р. Байрамуков в декабре прошлого года был приговорён к условному сроку с запретом занимать руководящие должности. Однако чиновник продолжает ходить на работу и явно не собирается освобождать своё место.
— Бывший глава как ни в чем не бывало ходит на работу в свой бывший кабинет. Людям говорит, что он теперь волонтёр, и не сдаёт рабочее место, — удивляются жители Дружбы.
По их словам, в администрации села не считают необходимым «попросить» Байрамукова с работы.
— Это происходит при попустительстве врио главы Чотчаевой. Она несколько лет назад сама была осуждена за служебный подлог, но сохранила свою должность. Полная анархия! — рассказывают люди.
После обращения местных жителей прокуратура КЧР провела проверку, в результате которой были обнаружены нарушения. Байрамуков продолжал осуществлять депутатскую деятельность в Совете Дружбинского сельского поселения, будучи осуждённым.
Также продолжал работу и другой местный депутат районного совета, с ним был заключён гражданско-правовой договор, который фактически заменял трудовой договор.
После разбирательств полномочия депутата были прекращены, а должностное лицо, которое с ними заключило договор, наказано.
— Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены. Полномочия депутата Дружбинского сельского поселения прекращены, противоречащий закону гражданско-правовой договор расторгнут, виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа, — рассказали «Политике 09» в пресс-службе прокуратуры КЧР.
Тем временем начата прокурорская проверка о кормлении медиков из инфекционного госпиталя несвежими остатками еды. Люди жалуются, что остаются голодными.
Село дружба кчр история
Краткая история основания некоторых населенных пунктов в КЧР, Адыгее.
Аул Баралки (Бэралъкъ).
Населённый пункт основан в 1928 году переселенцами из аула Али-Бердуковский.
Аул Эрсакон (Абатэхьэблэ).
Черкесское название переводится как «поселение Абатовых»
Аул основан в 1857 году, незадолго до окончания Русско-Кавказской войны. Первопоселенцами были адыгами из побережья Чёрного моря, которые вследствие притеснений русскими войсками сначала обосновались на левом берегу реки Малый Зеленчук, а затем переселились на левый берег реки Большой Зеленчук, где и находится аул по сей день.
Первоначально аул был назван Абатовским (Абатэ Хьэблэ), в честь шапсугского дворянина Абата возглавлявшего поход переселенцев. После окончания Кавказской войны, аул начал пополнятся за счет переселенцев из других близлежащих селений.
В 1925 году аул Абатовский был переименован как и другие черкесские аулы, из-за присутствия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате аул получил своё нынешнее название Эрсакон.
Аул Вако-Жиле.
Первые упоминания об ауле встречаются в 1822 году, когда аул ещё располагался в долине реки Уруп.
На своём современном местоположении аул был основан в 1859 году бесленеевцами, когда остатки населения аула Докшукинский были переселены из долины реки Уруп на левый берег реки Большой Зеленчук. С окончанием Русско-Кавказской войны, аул остался одним из пяти бесленеевских аулов сохранившихся на Кавказе.
Первоначально аул назывался Докшукинским в честь князей Докшуковых живших в ауле. В это время в Кабарде такое же название носили современные сёла Старый Черек и Кахун, а также позже основанный город Нарткала.
В 1925 году аул Докшукинский был переименован как и другие черкесские аулы, из-за присутствия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате аул получил своё нынешнее название Вако-Жиле, что в переводе с кабардино-черкесского языка означает — «общество пахарей».
Аул Адыге-Хабль.
Населённый пункт основан в 1925 году переселенцами из аула Хабез. Первыми переселенцами основанный ими аул был назван «Адыге-Хабль», что в переводе с черкесского языка означает — «адыгское (черкесское) селение». В последующем в аул переселилось также много абазин, ногайцев и русских.
Посёлок Малокурганный.
Современное поселение было основано в 1940 году переселенцами из аула Хумара и посёлка Орджоникидзевский.
Аул Хумара.
Есть несколько версий о происхождении названия аула.
Возможно слово Хумара происходит от кабардино-черкесского «Хъумэрэн», что в переводе означает — защищать (укреплённое место). В абазинском ХӀвмараа — родовое имя.
Первоначально аул Абуковский находился в районе Пятигорья. В 1775 году жители селения переселились в долину реки Кумаи основали аул Абуковский (ныне село Первомайское). Причиной переселения было, притеснения в результате военных действий царских войск в районе Пятигорья.
В 1803 году во время раздела имущества между братьями Абуковыми возник спор и Абуков Алий был вынужден обосноваться на правом берегу реки Кубань в устье реки Мара, но из-за частых разливов реки жилища сельчан разрушались и погибал скот. В 1825 году Абуков Алий принял решение переселиться по Хумаринскому ущелью в долину Бохшаколы.
В 1835 абазинские князья Ногай и Саралып Лоовы просили российские власти переселиться с Кумы в местность у аула Абуковский. Прошение было удовлетворено.
В 1862 году сельчане стали переселяться на нынешнее место жительства у подножия горы Калеж, что находится в двух километрах севернее долины Бохшаколы.
По данным Е.Д. Филицина, в 1884 году население аула составляло уже 268 человек, из них 201 — кабардинцы и бесленеевцы, 67 — абазины.
В 1925 году аул Абуковский был переименован как и другие черкесские аулы, из-за присутствия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате аул получил своё современное название.
Аул Малый Зеленчук (Инджыч Ц1ык1у).
В 1833 году аул Боташевский (Ботащей) располагавшийся в районе Пятигорья был переселён в среднее течение реки Малый Зеленчук. Этот год считается примерной датой основания аула.
В 1864—1867 годах население аула резко сократилось в результате мухаджирства, вызванного окончанием Русско-Кавказской войны.
В 1923 году аул Боташевский располагавшийся напротив аула Атажукинский, переселился вниз по течению реки и осела на своём современном местоположении.
В 1925 году аул Боташевский переименован как и другие черкесские аулы, из-за присутствия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате аул получил новое название Малый Зеленчук.
Аул Али-Бердуковский.
В 1825 году Кабарда была окончательно включена в состав Российской империи. В связи с этим, многие кабардинцы не желавшие признавать над собой власть русского царя, начали большими волнами переселяться из Кабарды за Кубань, к другим адыгам.
Происхождение аула связано с «беглыми» кабардинцами, которые жили в районе Пятигорья у подножья Машука. Интенсивное русское заселение, начало быстрыми темпами вытеснять черкесские аулы остававшиеся в районе Пятигорья.
В 1824 году большая часть населения аула Хагундокова, отошла к Кубани и осела в районе современного села Мара, где аул пробыл около года. Но очередное нападение на аул в 1825 году вынудило их уйти дальше.
После этого Хагундоковы обосновались на Ахмет-горе. Затем переселились к окраине станицы Сторожевая. Но не прижившись и там отошли к долине реки Маруха.
В 1828 году Хагундоковы получили разрешение осесть в районе современной станицы Кардоникская. Но из-за стычек с казаками осевших в этих местностях, Хагундоковы отошли в местность «Шыбэгыкъуэ».
В 1830 году аул переселился к реке Малый Зеленчук и осела у подножия башни Адиюх. Через год, население аула поднялась ещё выше и поселилась на том месте, где живут и по сей день.
В 1931 году аул Хагундоково был переименован в Али-Бердуковский, в честь революционера Али Бердукова. Однако прежнее название аула, до сих пор используется местными жителями в быту.
Аул Ново-Хумаринский.
Руководством Черкесской автономной области, по предложению земельного комитета под руководством Асламбека Калмыкова было принято решение о расселении густонаселенных пунктов, где живут черкесы и абазины, на пустующие земли Хабезского и Адыге-Хабльского районов, благодаря которому на карте появились 7 новых аулов, в том числе и аул Ново-Хумаринский.
Аул Бавуко.
Ранее на месте нынешнего посёлка находился бесленеевский аул, который был сожжён генералом Мамонтовым в 1820-х годах.
Современное поселение было основано в конце 1860-х годов, после окончания Русско-Кавказской войны. Он был основан на базе конного завода, и в связи с этим, населённый пункт первоначально носил название Конезавод.
Аул Бесленей.
В 1920-е годы аул Тазартукай переименовывается в Бесленей. Жители настаивали на переименовании именно в Бесленей — по имени проживающих в ауле этнических бесленеевцев, тогда как власти усматривали другой смысл в новом названии, видя в нём имя одного из предводителей бесленеевцев в Кавказской войне — князя Беслана Канокова. В итоге после нескольких отказов желание жителей аула было удовлетворено.
Аул Бесленей (ранее Тазартукай), на своём современном местоположении был основан в середине XIX века, в период окончания Русско-Кавказской войны.
До середины XIX века аул Тазартукай находился в верховьях реки Уруп. После завершения Кавказской войны, аул был переселён на отведённую царскими властями землю, недалеко от станицы Исправной. После этого аул был переселён к окраине станицы Невинномысской. Затем население аула был переселён на правый берег реки Большой Зеленчук, где окончательно и осела.
Нынешний Бесленей объединяет в себе три прежних бесленеевских аулов: Тарканей(нижняя часть аула), Тазартукай (серединная часть аула) и Богупсей(верхняя часть аула).
В начале августа 1942 года через Черкесскую АО проходил путь, по которому везли вывезенных из блокадного Ленинграда детей, которые направлялись в Грузинскую ССР. У аула Бесленей остановился один такой обоз, в котором находилось 32 ребёнка. Об этом узнали жители аула, и детей решили разобрать и оставить в ауле, так как большинство из них было в тяжёлом состоянии от недоедания и дороги.
В хозяйственной колхозной книге в ту же ночь всех детей записали черкесами, изменив имена и фамилии, чтобы скрыть их от наступавших на Черкесскую АО немецко-фашистских войск.
В честь поступка бесленеевцев 7 мая 2010 года в центре аула был открыт мемориальный комплекс.
В январе 2013 года в Москве презентовали вторую часть исторической поэмы Николая Чистякова — «Память сердца. Ленинградские черкесы Бесленея», о подвиге жителей черкесского аула, спасших в годы Великой Отечественной войны 32 еврейских ребенка, эвакуированных из блокадного Ленинграда.
Аул Жако.
Существует несколько версий о происхождении названия аула. «Буквальное значение составляющих топоним компонентов (жьэ — «рот» и куэ — «бедро») название не объясняет». В самом Жако существует легенда, что своё название аул получил по имени дерева, которое ранее почитали местные жители.
Первые упоминания об ауле относятся к русским архивным документам 1740 года. В то время аул располагался в междуречье истоков рек Мара и Подкумок, и назывался Кубатей по фамилии основателя аула Худа Кубатова.
К концу XVIII века, аул переселился в ущелье реки Маруха, а в 1834 году аул обосновался уже на своей нынешней территории.
По окончании Русско-Кавказской войны в 1864 году, дворяне Кубатовы с частью населения аула вынуждено покинули Кавказ и переселились в Турцию, а аул был переименован в Атласкеровский по фамилии дворянина Атласкерова.
В 1925 году аул Атласкеровский был переименован установившейся советской властью из-за присутствия в названии аула дворянской фамилии. В результате аул получил своё нынешнее название Жако.
Аул Зеюко.
Зеюко (от кабард.-черк. Зэикъуэ) в переводе означает «Кизиловая долина». Одноимённое селение Заюково, расположено в Баксанском районе Кабардино-Балкарии.
Аул был основан в 1836 году, в ходе программы по переселению и расселению черкесских аулов, расположенных между Урупом и Кумой, по берегам рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук.
Первоначально аул располагался у реки Мара. В 1834 году население аула было переселено в среднее течение реки Малый Зеленчук, у подножия горы Герпегеж («Эхо»). Переселение возглавлял местный князь Бекмурза Атажукин и в последующем аул был назван в его честь — ХьэтIэхъущыкъуей (Атажукинский).
В 1836 году население аула переселилась чуть севернее и осела у родника Ашабово, где и по ныне находится аул. Этот год официально считается и датой основания аула.
В 1925 году аул Атажукинский был переименован в Зеюко, в связи с присутствием в названии населённого пункта княжеской фамилии.
Аул Инжичишхо.
Аул основан в 1835 году переселенцами с верховьев реки Кяфар (приток реки Большой Зеленчук) под предводительством дворян Береслановых. До этого аул переселенцев располагался в районе современной станицы Сторожевая. В честь своих предводителей основанный на новом месте аул был назван Береслановским.
В 1925 году аул Береслановский был переименован установившейся советской властью, из-за присутствия в названии населённого пункта дворянской фамилии. В результате аул получил своё новое название — Инжичишхо, что в переводе с кабардино-черкесского языка означает «Большой Зеленчук».
Аул Кош-Хабль.
Населённый пункт основан в 1925 году переселенцами из аула Зеюко.
Прежде чем осесть на своём нынешнем месте, население аула несколько раз меняло своё местоположение, в результате чего населённый пункт и получило своё название — Кош-Хабль, что в переводе с кабардино-черкесского языка означает — «кочующий аул».
Аул Абазакт (Еджыбокъуей).
Аул на своём нынешнем месте основан в 1862 году. До этого аул Егибоковский располагался между реками Уруп и Кяфар.
В 1925 году аул Егибоковский был переименован как и другие черкесские и абазинские аулы, из-за присутствия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате аул получил своё современное название Абазакт. Название образовано от этнонима «абаза» и слова кабард.-черк.кыт — «село».
Аул Псаучье-Дахе.
В 1860 году несколько разорённых черкесских и абазинских аулов под предводительством абазинского князя Клычева, переселилось из района реки Маруха на левый берег реки Малый Зеленчук. Сам же новообразованный аул был назван Клычевским, в честь князя Клычева.
В годы мухаджирства население новообразованного аула сильно сократилось, в результате миграции большинства жителей аула в другие мусульманские страны, не желая признавать над собой власть установившейся военной русской администрации.
В 1925 году аул Клычевский переименован как и другие черкесские и абазинские аулы, из-за присутствия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате аул получил своё современное название Псаучье-Дахе, что в переводе с черкесского означает «красивый образ жизни».
Аул Хабез.
В конце XVIII века, часть жителей аула Касей-хабля из Кабарды переселилась на берег реки Большой Зеленчук (район нынешнего села Даусуз). Переселенцы потом еще не раз меняли место своего поселения, исходя из ситуаций Кавказской войны.
В 1830 году аул был переселен в долину реки Малый Зеленчук к устью ручья Красный, где он и обосновался на правом берегу реки, у подножия башни Адиюх.
В 1833 году аул переселился на левый берег реки, где в это время располагался бесленеевский аул Кирмизей. При объединении этих поселений правителем аула стал кабардинский князь Касбот Касаев, а сам аул получил название Касаевский.
Сельский совет аула был создан в 1919 году и окончательно сформирован в 1920 году
В 1920 году аул Касаевский был переименован, из-за присутствии в его названии дворянской фамилии. Новое название аул получил, по названию урочища Хабез. Хабез (Хьэбэз) в переводе с черкесского означает — «много ячменя».
Аул известен своей достопримечательностью, расположенной неподалеку башней, в которой, согласно древней легенде, жила княгиня Адиюх («Светлорукая»). Когда её муж, промышлявший воровством лошадей, возвращался с награбленным, княгиня перебрасывала через реку полотняный мост и простирала в темноту свои светящиеся руки. Однажды муж обидел Адиюх, она не стала наводить и освещать переправу, из-за чего князь вместе с ворованными лошадьми утонул.
Аул Кошехабль.
Основан в 1868 году непримиримыми (беглыми) кабардинцами.
Первоначально первопоселенцы проживали между станцией Михайловской нынешнего Курганинского района Краснодарского края и лесом, что на правом берегу реки Лабы. Река часто меняла своё русло, поэтому селение часто затоплялось. Из-за чего в 1868 году Лабинский округ выделил жителям место на левом берегу. Но и на новом месте их часто беспокоила Лаба. Ввиду постоянной кочёвки с места на место аул был назван кочующим: «кощ» — переходить, переселяться, «хьабл» — несколько кварталов. Он раньше носил имя Анзаурий. Ряд географических объектов в Адыгее и за её пределами носит название Кошехабль. Сохранились следующие названия кварталов: Анзаурий — Принадлежащий Анзорову, Кубашый — Кубачий — Квартал Кубачиевых, Тэхъущэкъуй — Околоток Тохушикуя, Трамкъуадж — Аул Трамовых, Бэгупсе — Квартал Богупсевых.
На фото: Флаг и Герб КЧР, Эрсакон, Вако-Жиле, Адыге-Хабль, Малокурганный, Хумара, Малый Зеленчук, Али-Бердуковский, Ново-Хумаринский.