село черное вагайский район история

Село черное вагайский район история

Для нас, русского народа, основой культуры является Православие. Так случилось, что большую часть своей сознательной жизни я живу в селе Черном Вагайского района. Мой отец, Владимир Климов, является настоятелем черноковского храма. Этому храму уже триста с лишним лет.

История храма очень сложная, даже трагичная. Когда-то в Тобольской губернии была образована Адбажская слобода, основателем которой считается боярский сын Никита Боровский. Это было время, когда в XVII веке шло активное освоение новых сибирских земель. Чтобы сдерживать натиск кочевников, требовалась закладка поселений, жители которых могли бы не только заниматься сельским хозяйством, охотой и рыболовством, но и обороняться от внешних врагов. Так и стали возникать остроги.

Сведения об Адбажском остроге следующие: «стоячей мерой 117 саженей, в том числе и три башни по три сажени да калитка, в той же стене церковь построена на 10 саженей. Позади острога с трех сторон ров шириною в три сажени, позади рву надолбы и рогатки, с четвертой стороны река Черная».

Непременным условием острога и слободы была церковь. Первая церковь в Адбажской слободе была построена в 1678 году. Ее строителями были казаки, но церковь была уничтожена пожаром. В XVIII веке город Тобольск становится крупным торговым центром, куда съезжались купцы из крупных городов России, Бухары, Казахской орды. В связи с этим в Адбажской слободе в 1750 году была построена таможенная застава. В 1877 году на средства купца Г. Плесовских и прихожан в селе Черном была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1985 году церковь была снесена по причине своей ветхости.

Так еще одна церковь ушла в небытие. Из воспоминаний Ивана Георгиевича Бабикова, жителя с. Черного, узнаем, что в 1947 году его пригласил директор черноковского МТС Павел Яковлевич и сказал, чтобы он дал гусеничный трактор Ивану Георгиевичу Чередину. Вечером Чередин с помощью троса стащил крест светло-желтого цвета с церковного купола. Так церковь была обезглавлена. Крест был сдан черному заготовителю. С тех пор его судьба неизвестна. Первоначально в поруганной церкви хранили зерно, потом оборудовали клуб. В 1985 году здание разобрали и отправили в пекарню на дрова.

Прошло немало времени, и снова по небу в селе Черном поплыли колокольные звоны, зазвучали соборные молитвы. На месте старого разрушенного храма поднялись стены нового. Люди с Божьей помощью взялись за дело и бревнышко к бревнышку, камешек к камешку воздвигли новый храм. Закладка черноковского храма началась с поклонного креста и торжественного молебна ко Святой Троице, Чье имя носила утраченная церковь и будет носить возрожденная церковь. В 2004 году поднялись ее стены. Сельчане вносили посильную лепту на важное и богоугодное дело. Большую помощь оказал Абалакский монастырь. Всем миром поднимало село Черное свою церковь. Во все века люди чтут своих небесных покровителей. Черноковцам снова есть у кого просить помощи и заступничества – у Святой Троицы, в честь Которой и был освящен храм. Сам храм похож на старинный диковинный корабль, который увозит на небо молитвенников.

Помню, примерно классе в третьем к нам с Афона привезли икону Божьей Матери. Привез ее бывший строитель храма. Сейчас эта икона висит в средней части храма по левую сторону. Иконостас разрисован так, как будто ты попал в рай, а иконы на нем и греческого, и русского канонов. Храм уже реставрировали, и я сам красил наружные стены, помогал в уборке. Раньше в храме я был пономарем и видел алтарь. На престоле стоит красивая дарохранительница, изображающая стеклянный храм. Горнее место имеет икону Спасителя, взгляд Которого строгий, но в то же время любящий. По обеим сторонам от престола – светлые большие окна. Одно выходит на поле, а другое – на кедровый сад, в котором очень красиво. Храм деревянный и не имеет фресок. В нем всегда прохладно, пахнет ладаном и очень тихо. Кажется, что время замерло, никто не мешает молиться.

С колокольни открывается живописный вид на село. Колокольный звон в праздничные и воскресные дни разливается далеко за сельской околицей. Позолоченные купола церкви отражают свет солнца… Когда стоишь на клиросе и поешь вместе с маленьким хором тропари и кондаки, уносишься куда-то наверх, к теплому и близкому.

Алексей КЛИМОВ,
воспитанник 7 класса
Тобольской православной гимназии

Источник

Страницы истории

село черное вагайский район история. Смотреть фото село черное вагайский район история. Смотреть картинку село черное вагайский район история. Картинка про село черное вагайский район история. Фото село черное вагайский район история

Интерес к истории своего края побудил нас, группу учителей-ветеранов, побывать в селе Черном, с которого, как известно, начиналась та территория, что ныне носит название Вагайский район.

Все организационные заботы по поездке взяла на себя председатель нашей «первички» Г.М. Калибабова. Автобус выделила администрация Вагайской средней школы.

Принимали нас в Черном и проводили эту экскурсию А.Н. Копотилов, заведующий сестринским отделением, депутат сельской думы, и его супруга Мария Ивановна. Первый – как представитель общественности села, вторая – как представитель приходской общины, что действует при храме Святой Троицы.

Стоял тёплый денек конца октября. Мы прошли поначалу к мемориалу участникам Великой Отечественной войны, что построен в виде часовенки, от которой идут в два ряда мраморные плиты с именами солдат, не вернувшихся с фронта. Возложили цветы и почтили память минутой молчания.

Потом наш гид поднялся на колокольню и продемонстрировал, как звонят новые, недавно поднятые наверх колокола, которых здесь пять. Кто из газет, а кто, как я, из рассказов родных и близких знаем, что эта церковь появилась на месте старой, которая простояла сто с лишним лет. К слову сказать, была она срублена без единого гвоздя. И стены ее к моменту сноса ещё были довольно крепки, только крыша худая. Жаль, что не нашлось тогда возможности сохранить то строение как памятник деревянного зодчества.

Из старинных построек полуторавековой давности сохранились в селе лишь каменный магазин да некоторые деревянные дома, не раз перекатанные. Но когда стоишь над рекой, видишь эти просторы, ощущение такое, что всё прошлое – старина – это где-то рядом, живое. Такое чувство возникает, когда слушаешь рассказы Анатолия Никитича, через чьи руки прошло немало архивных документов по истории села и истории Сибири.

Атбажской слободе дал начало острог, строительством которого руководил боярский сын Боровский. А одними из первых поселенцев были казаки Воронов, Ульянов и Борисов, от которых пошли крепкие династии, известные до сих пор.

Папа окончил четыре класса церковно-приходской школы и реальное училище. Считался по тем временам вполне грамотным человеком. И мог бы стать кадровым военным, как ему предлагали на действительной службе, куда он был призван в августе 1929 года, через четыре месяца после женитьбы. Но вся родня и, конечно, молодая супруга, сумели его отговорить.

Дом же дедовский во время коллективизации у них отобрали. Но по отцовской жалобе в Москву через год вернули назад. А вот растащенное имущество всё ушло без следа.

В 1934 году папу послали учиться в Тобольскую советско-партийную школу, после которой он был направлен председателем сельсовета в с. Сычёво.

Затем последовало новое назначение – мастером на Черноковский маслозавод, потом на этом же заводе перевели инспектором.

Потом – война. Папу забрали в числе первых и бросили сразу в пекло – на Карельский фронт. Под Ленинград. В одном из боев в июле 1944-го он был тяжело ранен в руку и ногу и неминуемо бы погиб, если б не помощь однополчанина-земляка Никиты Михайловича Копотилова…

Всё это невольно прокручивает моя память, растревоженная этим колокольным звоном и всем увиденным. Вот, дожили мы наконец до счастливого времени – возрождения храмов. Засияла золотыми куполами Черноковская церковь, обрела свою стать и голос. Вновь звучат здесь молитвы. Помолились перед святыми образами и мы. Многие из икон здесь старинные: Святой Троицы, Божией Матери Абалацкой, Николая Чудотворца, Архангела Гавриила, Петра и Павла. Как поведал Анатолий Никитич, большинство из икон было выловлено в воде. Когда церковь крушили и бросали иконы в реку, находились смелые люди, что спасали эти святыни, уносили и прятали в потаенных местах. А теперь спасенные образа возвращаются в храм, через руки детей и внуков. Многие иконы со следами дроби и пуль – в них стреляли из ружей. Поднимались руки безбожников на такое кощунство.

Не стоит село без праведника, а храм без молитвы. И народ это понял. Посмотрите, как люди нынче тянутся к вере.

Службы ведет, приезжая сюда регулярно, священник Вагайской церкви Иоанна Богослова о. Андрей Мишечкин. С ним приезжают и церковные певчие.

Не оставляет без внимания земляков и о. Николай Егоров, настоятель Тюменского Михайло-Архангельского храма,

Именно он был главным инициатором строительства Черноковской церкви и главным добытчиком стройматериалов, а также – рабочей силы.

О семье же Копотиловых хочется сказать отдельно. Какие это замечательные люди, интересные, увлеченные, настоящие патриоты своего села, подвижники. Побывали мы по приглашению хозяев у них дома. Отобедали за щедро накрытым столом. Напоили нас чаем из старинного самовара, нагреваемого углями. Угостили «солнечным» мёдом, что получен с собственной пасеки. Восхитило всех то, как устроен их дом: много зелени и цветов. Все уютно и очень мило. Особенно уголок с большим, во всю стену, аквариумом, где так приятно отдохнуть после напряженного дня.

Здесь, у Копотиловых, посмотрели мы некоторые архивные документы. В том числе церковную книгу с метрическими и другими записями. И, кроме меня, ещё двое из нашей экскурсионной группы в той книге обнаружили ценнейшие для себе записи о своих предках. Вот так откликается людям давнее прошлое, если они хотят и стремятся знать о нём. А мы с Анатолием Никитичем вспомнили и про тот фронтовой случай – со счастливым концом – когда его отец Никита Михайлович, фронтовой санинструктор, вынес нашего папу с поля боя, несмотря на огонь противника. После нескольких операций и многомесячного лечения в госпиталях наш родитель вернулся к жизни. И к работе, а трудился он после войны – по приказу партии – на пристани Карелино, в рыбкоопе, председателем Вагайского райпотребсоюза, председателем Черноковского сельсовета.

Это тоже одна из бессмертных страниц черноковской истории. Затронула Наталья Николаевна тему народной культуры, традиций, обрядов, праздников. Пригласила нас всех на Троицу, на престольный праздник села, что всегда проходит с размахом. И мы дружно дали согласие.

На обратной дороге делились мы своими впечатлениями об этой экскурсии. И пришла мне такая мысль. Вот есть города-побратимы, которые ощущают между собой духовную связь. А я бы назвала побратимами два старейших села – Чёрное и Вагай.

Нина ЖУРАВЛЕВА, ветеран педагогического труда

Источник

Сибирские приключения (статья)

Всё началось с Эрика (Кирилла) Лаксмана… Некоторые, я больше чем уверена, спросят: «А кто это?», на что я с гордостью в голосе отвечу: выдающийся российский естествоиспытатель и путешественник финской нации, академик Петербургской академии наук, живший в XVIII веке. Этот ученый был хорошим другом исследователя Сибири, Камчатки, Якутии, участника Второй Камчатской экспедиции, Якоба Линденау, предка Валерия Ленденева, директора «Нашей городской газеты». Сильное стремление Валерия Сергеевича выяснить происхождение своей фамилии, а также желание увидеть памятник Лаксману, погибшему в дороге в Вагайском районе Тюменской области, и привели команду новоуральцев на восток Западной Сибири.

Тюменская область встретила нас прекрасными автодорогами на протяжении почти 2000-километрового пути, необъятными вспаханными полями, радующими уральский глаз равнинами и… майской непогодой. Но никакие природные капризы не смогут остановить современного человека, который смело идет к достижению своей цели.

Тобольск – столица Сибирской губернии

Именно так раньше называлась вся территория Российской империи от Урала до Тихого океана, в том числе и Тюменская область. Славный град Тобольск – это кладезь истории не только Сибири, но и России в целом. Если бы меня попросили назвать первые три слова-ассоциации, связанные с этим городом, то я бы ответила: Иртыш, Ермак и духовность.

После победы Ермака над татарами в 1587 году в излучине реки Иртыш был основан Тобольск, столица Сибири, через которую из Европы проходила дорога на Восток. Здесь началось сибирское книгопечатание и летопись, развивались ремесленные направления (одно из которых – резьба по кости), образование, наука и искусство. Ремезов, Менделеев, Ершов, Радищев, Достоевский – это только лишь малая часть фамилий известных исторических личностей, чья жизнь была связана со старинным городом. Здесь сохранились давние строения, златоглавые соборы, находятся православные монастыри и духовная семинария. А чего стоит Тобольский кремль – единственный каменный кремль во всей Сибири! Поистине это место – находка для ученого-краеведа, и с некоторыми из них нам довелось познакомиться.

В Тобольске нас сопровождали два замечательных человека: профессор, доктор исторических наук Александр Ярков, заведующий сектором изучения этно-конфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета и молодой ученый Евгений Панишев, кандидат исторических наук, старший преподаватель Тобольской социально-педагогической академии. Общение с этими людьми не только вдохновило, но и заставило почувствовать атмосферу тех событий, которые происходили здесь несколько веков назад, дотронуться до истории, невидимо проскользнувшей мимо нас и воскликнуть: «Ну почему, почему я не жила в то время!». Или даже со стыдом вздохнуть и сказать: «А я даже и не предполагала, что тут такое было…».

село черное вагайский район история. Смотреть фото село черное вагайский район история. Смотреть картинку село черное вагайский район история. Картинка про село черное вагайский район история. Фото село черное вагайский район история

Название реки Иртыш с татарского переводится как «роющий землю». Иртыш – река буйная, и Подгора часто терпела наводнения по весне, пока в 1987 году не построили дамбу. На горе, наоборот, горожане постоянно испытывали недостаток воды, и ситуацию спасла сооруженная водонапорная башня.

В казачьей слободе удобно расположилась церковь Андрея Первозванного, в которой когда-то отпевали погибшего декабриста Вильгельма Кюхельбекера, лучшего друга Пушкина по Царскосельскому лицею.

На берегу маленькой речки Покровки величаво на искусственной отсыпке грунта стоит Крестовоздвиженская церковь. Имеется мечеть, построенная в начале XX века татарским купцом второй гильдии Тухтасыном Айтмухаметовым. И это еще не все храмы, которые есть в Тобольске! Сохранилась с XVIII века церковь Архангела Михаила.

Благовещенская площадь напоминает горожанам о большом событии, произошедшем 2 июня 1837 года, здесь побывал наследник престола цесаревич Александр Николаевич (в будущем император Александр II ) вместе со своим воспитателем поэтом Василием Жуковским на смотре городских войск казачьих и полицейских частей. В память об Александре II построили и освятили в 1887 году Александровскую часовню.

Поговорить с учеными, которые всегда находились рядом, можно было о чем угодно: о религии, о национальности, о происхождении фамилий и народов. Интересно было узнать, что в близлежащем от Тюмени селе Ембаево проживают в большинстве своем татары, а Ярково населено представителями трех вероисповеданий – там построены мечеть, православный храм и армянская церковь. В селе Покровское можно купить отменное мясо, сало, молоко и сметану и заодно посетить дом-музей Григория Распутина (Покровское – это его Родина).

Табличка с надписью «Вагайский район» оптимистично подсказывала: близка наша цель! Село Вагай расположено в 70 км от Тобольска, и эта местность хранит в себе историю с немаловажными событиями. Во-первых, на острове Вагайский определено место гибели Ермака, но поскольку могила Ермака до сих пор не найдена, историки не могут достоверно выяснить, где же все-таки захоронено его тело. Версий смерти Ермака много, и многие факты остаются загадкой по сей день. Несмотря на это, ходят легенды на этот счет: о том, что сохранившиеся панцири русского казачьего атамана обладают чудодейственными свойствами или о том, что от его могилы исходило свечение, и, взяв горстку земли с места захоронения, люди могли излечиться от болезни. Но всё это не больше, чем придуманные истории.

Во-вторых, у реки Вагай (но уже в соседнем селе Сычево) орловскими исследователями установлен памятник Эрику Густаву (Кириллу) Лаксману, куда мы, собственно, на всех парах и спешили. Но наш пыл немного поумерили работники Вагайского музея. Вместе с директором музея Валерием Дрогалевым они устроили нашей команде радушный прием, познакомили с экспонатами, творческими работами коллектива «Вдохновение» (а это и картины, и вышивка, и поделки), показали музейный уголок, посвященный Эрику Лаксману, рассказали о своей сельской жизни, даже приготовили для гостей обед! Несмотря на то, что село небольшое (население Вагая – 5000 человек), жизнь здесь кипит.

Такой вот дружной компанией с работниками Вагайского музея мы отправились к памятнику Лаксману. По пути Валерий Дрогалев рассказывал о селе, о здешних местах, об исторических событиях и людях, школах, детских садах, большое внимание в рассказе он уделил личности начальника Вагайского ДРСУ Владимира Захарчука. Как в сказке: здесь его владения, здесь его дороги, здесь его магазин, здесь живет его дочь, а это его дом… Если в Тобольске «куда ни глянь – везде история!», то в Вагае – «куда ни глянь – везде Захарчук!».

О, почему же я до нашего путешествия не так рьяно интересовалась историей?! Поступившая информация о неизведанных краях в моей голове стала вытеснять всю остальную, повседневно-надоевшую…

Постояли, перевели дыхание, обменялись эмоциями и впечатлениями, собрались и отправились в сторону дома… Горстка земли с места захоронения хорошего друга Якоба Линденау теперь перекочует в Западное Прибайкалье, где находится могила предка Валерия Ленденева. Хочется отметить, что летом исполняется 300 лет со дня рождения исследователя Сибири, и Валерий Сергеевич привезет в Прибайкалье вагайскую землю – в память о дружбе ученых.

Нависающее серое суровое сибирское небо, многочисленные деревни и поля, необычные, энергичные и открытые люди, встретившиеся нам в Тюменской области, необъятная и головокружительная прекрасная Тюмень, в которой мы провели ночь, четкими и яркими образами сохранились в душе.

Пускай Сибирь мы не покорили, но миссию выполнили. Назвать эту поездку одним большим приключением можно вполне заслуженно, ведь там, где нам довелось побывать, свершались события огромных масштабов! На тех местах, куда ступали наши ноги, происходили сражения, строились дома, развивалось купечество. Здесь гуляла царская семья, а вот тут раньше стоял храм… Осознавая то, что именно в этих местах вершилась история и что мы – ее часть… это даже больше, чем просто приключение, это фантастика! И что-то мне подсказало, что мы сюда еще вернемся…

Мечты мечтами, а Урал встречал нас ясным небом, солнцем и… дорогами, к которым мы так привыкли и не перестаем «хвалить». Как-никак своё, родное…

Источник

ВАГАЙ (ВАГАЙСКИЙ РАЙОН)

Упоминается в Дозорной книге от 1623 года: «Во дворе Успенского монастыря старцы Лаврентий да Панфил да работных людей детенышев шесть человек» [1].

В «Межевой книге Софийских вотчин» на 1659 год значится как село Богословское: «Знаменского монастыря село Богословское на реке Вагай. Ограда забрана в столбы. Башня с проезжими вороты. В ограде церковь Иоанна Богослова да монастырские кельи, а в них живут поселенной, да служебные старцы. Да конюшенной да скоцкой дворы, а на тех дворах живут монастырские работники, а кто имянно, то писано ниже сего. «. [2].

Позднее за селом Богословским закрепилось название Вагайское.

В 1892 году в селе была открыта церковно-приходская школа [3].

На начало 1910-х годов в Вагайском имелись хлебозапасный магазин, винная лавка, 3 торговых лавки, 2 торжка. Входило в Куларовскую волость Тобольского уезда, располагалось на земском тракте. Население занималось землепашеством, звериным и рыбным промыслом, столярными, гончарными, кузнечными ремеслами.

Советская власть была провозглашена весной 1918 года, в годы Гражданской войны в селе размещался штаб 51-й дивизии В.К. Блюхера.

В середине 1920-х годов здесь действовали фельдшерский пункт, сельско-хозяйственное кустарно-промысловое товарищество, школа 1 ступени.

В 1932 году был образован Вагайский район с центром в селе.

Статистика

Храмы

Использованные материалы

[1] Балюк Н.А. «Вотчины Тобольского Софийского дома в XVII веке», стр. 10. Цит. по: Кутафин П.В. Славен Вагай сельским храмом // Сибирская Православная газета, 2010, № 1.

[2] Балюк Н.А. Указ сочин., с. 65. Цит. по: Кутафин П.В. Славен Вагай сельским храмом // Сибирская Православная газета, 2010, № 1.

[3] Приходы и церкви Тобольской епархии / Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. – Тобольск : Тип. Епарх. Братства, 1913, с. 29.

Источник

История села Вагай

село черное вагайский район история. Смотреть фото село черное вагайский район история. Смотреть картинку село черное вагайский район история. Картинка про село черное вагайский район история. Фото село черное вагайский район историяВ 1612 году стрельцы кн. Трубецкого, казаки атамана Дурыни обратились к Тобольским городским властям, чтобы «головы свои приклонить к монастырю, а на прокормление били челом о пустом займище о реке Вагае по обе стороны и со всеми угодьями и озерами». Власти пожаловали монастырские названные земли. Сразу началось их заселение и освоение. Так возникло село (Устьямский острог). Дозорная книга 1623 года называет первых жителей Вагайского монастырского двора: «Во дворе Успенского монастыря старцы Лаврентий и Панфил да работных людей детёнышев 6 человек». А по межевой книге Софийских вотчин в 1639 выглядит так: «Ограда забрана в столбы. Башня с проезжими воротами. В ограде церковь Иоана Богослова да монастырские кельи, а в них живут поселенцы да служебные старцы. Да конюшенной да скотской дворы, а на тех дворах живут монастырские работники. » И перечисляются все 28 душ, в т. ч. «Алёшка Михайлов сын Калмык, Ивашко Иванов сын Остяк, Иванко Герасимов сын Бухаркин» и др. нанятые, купленные и подаренные работники. С самого начала селение с церковью является духовной опорой для вновь прибывающих поселенцев. А власти Санкт-Петербуржской столицы держали здесь острог для защиты от «кучумовых внучат» и их союзников. Крестьяне окрестных деревень Берёзовка, Изюк, Погост и др. отдавали на монастырский двор «четвёртый сноп», а также дрова, строевой лес, дрань, уголь, рыболовные снасти, лыко, сено, сани, лопаты, верёвки, смолу, орехи, грибы; платили деньги; в виде барщины ловили рыбу на Вагайском и Изюкском озерах, размалывали зерно на Погостовской и Берёзовской мельницах и т. д.
В 1779 построена камен. церковь Иоанна Богослова с тремя престолами и 5-6 «штатным11» служителями. Разрушенное воинствующими атеистами здание ныне восстановлено как памятник архитектуры. В 1903 в Вагае были сельская управа, церковно-приходская школа с 2 учителями, хлебозапасный магазин, казённая винная лавка, 3 торговых лавки, 4 привоза-торжка, в 49 домах проживали 300 чел. За время гражданской войны селение дважды переходило из рук в руки. Во время последнего контрнаступления белых здесь был штаб противостоящей им дивизии В. К. Блюхера. Отсюда и начался его 10-дневный переход на соединение с основными силами Красной Армии. Именем Блюхера названа одна из ул. Вагая. В селе был захоронен А. В. Семаков. Его именем названа улица, поставлен памятник. Вместе те с регулярными частями Красной Армии он подавлял крестьянское восстание 1921, в котором участвовали многие Вагайцы.
В 1932 Вагай стал райцентром, в нём были созданы новые предприятия и учреждения, увеличилось население. В годы ВОВ многие жители Вагая ушли на фронт. В саду на обелиске высечены имена 454 погибших воинов. Учителю И. В. Королькову присвоено звание Героя Советского Союза. За героический труд на полях и фермах в I960—70-е орденом Ленина награждены вагайцы И. К. Чусовитин, К. С. Байдашин, Т. М. Верёвкина, А. В. Фирсов. В настоящее время по старому Сибирскому тракту построена автодорога, построен 248-метровый мост через р. Вагай. Село газифицируется. Строится индивидуальное жильё. Развивается частное предпринимательство. В социальной сфере имеются все необходимые для райцентра службы. Население состоит около 6 тыс. чел. Имеются общества объединения ветеранов, женщин, православных христиан, национальная культурная автономия татар.

Новости

626240 Тюменская область, Вагайский район, с. Вагай пер. Дорожный, 5а.

Центральная библиотека, совместно с детским отделом и отделом краеведения предлагают Вам заказать проведение дня рождения для Вашего ребенка. Поробности здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *