село батайки ступинский район история
Исторические этюды. с. Батайки
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Храм Рождества Христова. Село Батайки.
* * *
Загадочное село Батайки – расположилось, словно спряталось в глубине густого леса, вдали от дорог. В 1578-м году место это упоминается как пустошь, а в описях 1677-го года записано уже как новопоселённая деревня Батайки на пустоши Батайки.
Не зря, видимо, по легенде место это было избрано ханом Батыем для тайной стоянки. По этой же легенде объясняется, и происхождение названия села от Батый – Батайки. Но вероятнее всего оно происходит от названия протекающей по селу речки – Ботаинки.
От дороги, проходящей вдоль реки Оки, в лес ведут множество тропинок, да извилистый просёлок, по ним-то и можно добраться до села. И пройдя через густой лес, вдруг видишь распахнувшиеся просторные поля, окружённые чащобой, а посерёдке небольшое, не более трёх десятков домов, село и в центре села руины, некогда величественного, Храма.
От, варварски взорванного в советское время комуняками, Храма осталась только лишь трапезная часть. Но, судя по сохранившейся трапезной и остаткам фундамента, Храм был весьма внушительных размеров и поражал величием архитектуры, что является ещё одной загадкой этого села – зачем в такой глуши с тридцатью крестьянскими дворами, столь внушительный памятник Русского зодчества?
К сожалению, сведений о Храме осталось немного. Известно, что построен он был в 1828 году и освящён во имя Рождества Христова с предположительным приделом во имя Покрова Богородицы и был приписан к храму Казанской иконы Божьей Матери в селе Суково.
Поражает яростная злоба и разрушительная неуёмность коммунистов-сатанистов прошедшая, словно ураган в округе этого Храма. Их ничтожную богоборческую сущность смертельно раздражало обилие святынь, находившихся в окрестностях Батаек. Ведь в радиусе 5-6 км. вокруг села, ещё до 50-х годов XX-го века стояло множество храмов. В их числе – церковь Воскресения Словущего в селе Кондрево (разрушена), церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость в селе Возцово (разрушена), деревянная церковь Рождества Богородицы на погосте Кременье (сожжена), церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Суково (руины), храм иконы Божьей Матери Знамение в селе Старая Кашира (руины).
И теперь, созерцая всё сие, как прикажете жить в стране, где творился и до ныне творится большевистский ли, коммунистический ли, али демонократический – как не назови – бес-пре-дел.
По делам нашим и мзда! То ли ещё будет.
Господи, помилуй.
Батайки. Церковь Рождества Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
С. Батайки (в старину оно называлось Батасово) получило такое непривычное для уха имя от речки, на которой расположено. Поражает обилие храмов, ещё до 1950-х гг. находившихся в его окрестностях. На 4-6 километров вокруг стояли храмы Воскресения Словущего в с. Кондрево (разрушен), иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость с. Возцов (разрушен), Рождества Божией Матери погоста Кременье (разрушен), Казанской иконы Божией Матери с. Суково и иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира.
Кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1828 г. вместо деревянной на средства крестьянина Григория Варфоломеева. Имела боковые престолы в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Была приписной к Казанской церкви в Сукове. В советское время храм и колокольня были разрушены, сохранилась лишь коробка (без перекрытий) трапезной части, трактованная в стиле зрелого классицизма.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с.Батайки (Богородицкое) Ступинского района является выявленным объектом культурного наследия (Приказ Комитета по культуре МО от 31.12.1998 г. № 354).
Кирилл Аминов 23 апреля 2015 г.
Комментарии и обсуждение
Церковь Рождества Богородицы (Рождества Христова) в с.Батайки (Богородицкое) Супинского района является выявленным объектом культурного наследия (Приказ Комитета по культуре МО от 31.12.1998 г. № 354).
И сказал Господь Ною: войди ты и семейство
(БАЙТ род, семейство) твое в ковчег, ибо тебя
увидел Я праведным предо Мною в роде сем
Бытие 7:1
Господь выбрал для общения из членов семьи старшего по возрасту человека, в силу его способности правильно оценивать окружающую действительность и разрешать противоречия возникшие в ходе природных и общественных явлений.
1) Фамилия и топонимика
а) ЭСБЕ/ дворянский род Батюшковы
Родословие начинается с Ивана Михайловича Батюшкова, есаула в казанском походе 1544 г. Семен Данилович Батюшков ездил послом в Молдавию и Валахию в 1543 г. Иван Степанович и Петр Никитич, дворяне Бежецкого верха, убиты при осаде Смоленска в 1634 г.
В XVII ст. Батюшковы служили в стряпчих, стольниках и дворянах московских.
В 1699 г. восемнадцать Батюшковых владели населенными имениями. Павел Львович, род. в 1765 г., ум. 2 янв. 1848 г., был сенатором и действ. тайным советником.
б) Топонимы XIX века по Спискам населенных мест Российской Империи (данные не полные)
в) Современная топонимика (данные не полные)
* Батюшково село Дмитровский район Московская область. Показано на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. В середине XVII века оно было вотчиной думного дворянина А. И. Нестерова (1660 г.), затем — боярина Б.М. Хитрово и князя Ф.С. Урусова. Главной достопримечательностью является Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь), построенная в 1666 году на средства А. И. Нестерова (по другим данным в 1670-х Б. М. Хитрово).
См.
2) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера (Викисловарь и др.)
Батя, батько «отец», укр. батьо, батько, блр. баця, болг. баща, сербохорв. бата – ласкательное название брата, чеш. bat’a «брат, родственник, приятель», диал. морав. bat’a «дядя».
Попытки рассматривать это слово как заимств. из венг. batya «старший брат, дядя» были справедливо отвергнуты Бернекером (1, 45 и сл.). Он считает *bate, *bat’a усеченными формами от brat(r)ъ «брат». Следует, во всяком случае, отвергнуть попытку Соболевского (РФВ 64, 149) рассматривать это слово как ир. заимств. «Для того, кто знает Авесту, авест. формы *patar больше не существует» (Хюбшман, Arm. St. 37; Фасмер, RS 4, 161).
3) Применение термина и топонима в русском языке
а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 36; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=36
БатЯ (юс малый, Я — предположительно). В этом значении впрочем слово батЯ встретилось в древних памятниках только один раз. Роман Ростиславич посылает из Смоленска попа своего к Изяславу, река тако: отдавает ти батЯ Чернигов, а со мною в любви поживи. Ипат. Лет. 6669 (1161 г.). Роман Ростиславич назвал тут батей отца своего Ростислава Мстиславича в. князя Киевского. …
в) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Батенько — батюшка, 1673. Батько, батко. 1. Отец, XV в. II Глава, покровитель (Батько де их воров Степан Разин…), 1672 г. 2. Священник, 1673 г.
Батьков — батько, 1497 г. Батюшко/а — отец. 1619. Лицо проявляющее заботу, покровительство кому-то; обращение к старшим. Батя — отец, 1161.
г) Национальный корпус русского языка
* Иван Грозный. Второе послание Ивана Грозного Курбскому (1577)
чюдотворцовъ молитвою, и Сергиевою милостью, и батюшковым благославениемъ, и меня Прозоровскихъ было не одно сто».
* Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675)
«Батюшка-г[о]с[у]д[а]рь, Евфимей Степанович при кончине и кричит не удобно, бьет себя и охает, а сам говорит: «Дайте бат[ь]ка Аввакума, за него меня б[о]гъ наказует!».
* Льготная грамота владимирского писца Романа Игнатьевича Образцова арх. Рожд. монастыря Ефросину на запустевшее сц. Батюшково в вол. Колпь Владимирского у. (1541)
* Сотная с книг письма Романа Игнатьевича Образцова на дворы Рожд. монастыря во Владимире и монастырские вотчины в Опольском, Боголюбовском, Клековском, Ильмехоцком стт. и Яслицкой, Славцовской, Колпской, Санницкой и Медушской волл. Владимирского у (1544)
В Колпи Рожественого ж манастыря из Володимеря сельцо Батюшково, двор манастырской, а в нем приказщик Малец, а крестьян ( в) Окиня, ( в) Васюк, ( в) Климко, ( в) Ферюта. А пашня того селца перелогом лежит и лесом заросла, а дворы ставят ново, лготы дано на пять лет, а после лготы давати им тягль с половины полтрети сохи.
* К. К. Сиверс. Документы (1812)
№ 230 21 августа 1812 года Лагерь при селении Батюшкова в 6 часов утра получив чрез прапорщика Гевлича письменно от начальника Генерального штаба объявление неудовольствия Вашего Сиятельства на меня…
3) Обобщение и вывод
Батя, батюшка: 1. Отец, глава семьи; 2. также почтительно-вежливое обращение к личности имеющему высокое общественное положение (к царю, вождю, отцу семейства, священнику и т.д.), способного в силу своего положения (много ресурсов) оказать помощь (или причинить неприятности).
Зависимость жизни и имущества рядового человека от воли высокопоставленного лица, вне степени кровного родства, вызвало в средневековье появление терминов «батя, батюшка». Почтительно обращаясь к лицу наделенному властными функциями, человек как бы признавал его превосходство, показывая своё полное подчинение решениям этой личности.
б) Библейский образ
В еврейской традиции мужчину младше 30 лет не воспринимали серьёзно, считалось, что до 30 лет в мужчине преобладала сексуальность, а в связи с этим он не мог принимать правильные решения и быть авторитетом для других.
* ЕЭБЕ/Семья
Семья (ивр. Бейт (дом, семья), БЕЙТ АВ дом отца). — В древности у евреев было два рода Семьи: «большая» и «малая», или индивидуальная. Так, Яков со всеми своими сыновьями и внуками (70 душ) составлял большую Семью (БАЙТ, Быт., 46, 31), между тем каждый из его сыновей со своими женами и детьми составлял, в свою очередь, индивидуальную Семью(БАЙТ, Исх., 1, 1).
«Большая семья» является подразделением рода (см. Род и родовой быт) и представляла родственный союз индивидуальных семей. …
Во главе Семьи стоял отец, который имел большую власть над детьми, мог продать свою дочь в рабство, подвергнуть смертной казни провинившуюся невестку (Быт., 38, 24). Вообще все права членов Семьи определялись по отношению к отцу как к главе Семьи: родство, принадлежность к данному племени, право наследства — все это направлялось по отцовской линии.
Светские исследователи XIX-XX вв. не смогли объяснить термин «батя, батюшка», т. к. искали связь содержания и графики в национальных языках; возникли на европейских территориях только после принятия иудеохристианства. Целесообразно рассмотреть термин и топонимы в связи с библейскими образами и лексиконом.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Библейский образ
* Числа 1:2: И сказал Господь Моисею… «Исчислите все общества сынов Израилевых по родам их, по семействам (БАЙТ АВОТАМ дом отца) их, по числу имен, всех мужского пола поголовно».
* Числа 1:4: «с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своём (БЕЙТ АВОТАИВ дом отца) есть главный».
* Числа 1:18: «и собрали они все общество в первый день второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам (БЕЙТ АВОТАМ дом отца) их, по числу имен, от двадцати лет и выше, поголовно».
* Иисус Навин 22:14: «и с ним десять начальников, по начальнику поколения (БЕЙТ АВ дом отца) от всех колен Израилевых; каждый из них был начальником поколения (БЕЙТ АВ дом отца) в тысячах Израилевых.
* Числа 3:20: «И сыны Мерари по родам их: Махли и Муши. Вот роды Левиины по семействам(БЕЙТ АВ дом отца) их».
* русск. БАТЯ, без гласных Б.Т. = ивр. Б.Й.Т., с огласовками БАЙТ семейство, род, дом; т. е. глава семейства, дома, от которого зависит благополучие членов семьи, коллектива.
* русск. БАТЮШКА = БАТ+ЮШ+КА = иврит Б.Т., БАЙТ семейство, род, дом (глава) + ЙЕША помощь, спасение, избавление, безопасность, благополучие + К как, подобие.
Человек существует в материальном и духовном мире, его благополучие в мире материальном зависит от начальника, руководителя (дворянина, помещика, главы поселения и т. д.); за благополучие в мире духовном отвечает священник.
* См. стронг иврита 1004, БАЙТ и арамейского БАЙТА(БАТЯ)
https://biblehub.com/hebrew/1004.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 62.
* См. стронг иврита 3468, ЙЕША; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/03468.html
Исаия 62:11: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель (ЙЕША) твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним».
а) Фамильную связь (от фамилии — топоним) установить не удалось, нет текстов.
б) Землевладения в средние века
* Некоторые деревни из указанных в списке связаны с монастырским землевладением, Церковь в средние века крупнейший земельный собственник (ок. 30% земель). Монастыри и храмы существовали за счет приношений (власть дарила деревни с землями), а также от доходов принадлежащих им земель (основная ценность), ремесел и торговли. Часть указанных топонимов: Батьково, Батино, Батюшково и др., могла быть сформирована как указание на принадлежность данной деревни к монастырскому или церковному землевладению, или по наличию в данном поселении церкви (прихода).
Таким образом, титул «батя, батюшка» и топонимы Батюшково, Батино и подобные указывают на главу коллектива людей (царя, вождя, владельца земли, главу поселения или семьи, группы переселенцев, священника) от которого зависела жизнь и благополучие рядового члена этой группы.
Терминология БАТЯ сформирована на основе образов и лексикона оригинальных библейских текстов, начальная лексика фиксируется в летописании с 1161 г., топонимика с XVI века. Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести только к религиозно-культурной деятельности Русской Православной Церкви, которая имела обученные богословские кадры, средства и условия для тиражирования термина и топонима в пространстве и времени.
Публичная кадастровая карта села Батайки на 08.11.2021
Если вы не нашли свой участок на карте, значит у него не сделано межевание. Это может быть проблемой при продаже или строительстве.
Объект по этим данным не найден
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Объект по этому номеру не найден
Проверьте правильность кадастрового номера.
Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Объект по этому адресу не найден
Нужно указать более точный адрес.
Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8
Или воспользуйтесь нашим расширенным поиском
Поделиться ссылкой на карту
Почему нет участка на кадастровой карте?
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Распечатать карту
На публичной кадастровой карте вы можете найти любой земельный участок или объект капитального строительства, который поставлен на кадастровый учёт в Единый государственный реестр недвижимости и для которого проведена процедура межевания.
По клику на участок карты села Батайки вы узнаете кадастровый номер объекта, площадь, назначение, год постройки (для дома) и можете перейти к просмотру всех доступных электронных отчетов.
На земельный участок и здание можно прямо на сайте получить отчет об объекте, отчет о переходе прав и отчет о кадастровой стоимости.
2015–2021 © Egrp365
Не является уполномоченным органом регистрации прав
либо его структурным подразделением