селение ремесленников на руси

Ремесленный пригород

Последняя бука буква «д»

Ответ на вопрос «Ремесленный пригород «, 5 (пять) букв:
посад

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова посад

Определение слова посад в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
, предградье, предместье, торгово-ремесленная, первоначально не укрепленная часть русских городов эпохи феодализма. Образовался в результате развития общественного разделения труда, приводившего к отделению ремесла от сельского хозяйства и концентрации.

Примеры употребления слова посад в литературе.

Конные бирючи осипшими глотками выкликали по посадам и селениям указы: беглых от крепостного строения имать миром, сечь батоги, везти на цитадель.

В Москве мнение Вассиана превозмогло: проживши две недели в Красном сельце, приказавши Патрикееву сжечь московский посад и распорядившись переводом дмитровцев в Переяславль для осады, а москвичей в Дмитров, великий князь отправился к войску.

Пока цепью выстроились от Москвы-реки по взвозу и начали передавать из рук в руки кожаные и кленовые ведра, пока вынеслись конные бочки с водой и подоспели крючники с посада, уже весело пылали службы и прислуга с плачем и криками выносила порты, иконы и рухлядь из теремов.

Казы-Гирей тотчас пошел в Козлев со всеми людьми, но черкас в городе уже не застал: они выграбили здесь лавки, выбирая из них лучшее, турок и жидов одних били, других забирали в плен, но тут напал на них калга Фети-Гирей и был бой в самом посаде, татары взяли у черкас человек с тридцать в плен, Кулага был убит, остальные ушли.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Публикации

РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко.

Речь в нем пойдет о профессиональных специалистах в разных сферах производства, отличительной чертой которых являлось не происхождение или место проживания, а мастерство и вытекающая из него высокая ценность на рынке. Первый материал посвящен формированию социальной прослойки ремесленников, а также специфике их существованию до появления особых определений правового положения.

Естественно, это происходит тогда, когда развивается обмен продуктами труда, вернее, это происходит параллельно, то есть одновременно. Ремесленник получает возможность сосредоточиться на производстве одного вида изделий, если он уверен в том, что всегда сможет обменять эти изделия на зерно, мясо и другие продукты сельского хозяйства.

Процесс выделения ремесла в особую отрасль в восточнославянских племенах в первые века нашей эры развивался медленно, так как господствовала система натурального хозяйства, при которой все необходимое для работы и быта крестьянин производил самостоятельно: и орудия труда, и одежду, и обувь. Поэтому выделению какого-либо ремесла должны были поспособствовать в первую очередь некие внешние обстоятельства или особые природные условия.

Это легко проиллюстрировать на обособлении первого отдельного ремесла на Руси. Таковым считается гончарное дело. Действительно, глиняная посуда производилась абсолютно во всех племенах и практически в каждой родовой и соседской общине.

Однако качество глины в некоторых местах выгодно отличалось от качества такого же сырья на прочих территориях. Слава о прочности посуды, изготовленной из этой особой глины, расходилась по всем городам и весям. Поэтому вполне естественно, что соседние общины и племена со временем стали предпочитать пользоваться керамическими изделиями именно из тех мест, где они получались более высокого качества.

С этой поры наиболее талантливые умельцы в таких районах полностью переключились на производство глиняной посуды, постоянно совершенствуя технологию и технику производства. Так появилась новая категория в составе населения Древней Руси — ремесленники.

Аналогичный описанному выше процесс случился и с железоделательным производством: оно сосредоточилось там, где находились залежи необходимых для выработки металлов руд. Не случайно на первых местах по распространенности в России расположились фамилии Кузнецовых и Гончаровых.

Там же в лидерах и Плотниковы, но обособление плотницкого ремесла шло, пожалуй, не столько по причине географических факторов, сколько по степени одаренности отдельных умельцев, которые могли возводить хозяйственные и жилые постройки лучше других. Потому таких людей нанимали бояре и относительно состоятельные крестьяне для строительства жилищ, рассчитываясь с ними опять же хлебом, шкурами, мясом и т.п.

Исторических источников в нашем распоряжении для детального изучения обособления ремесел и выделения соответствующего сословия в древнерусском обществе очень немного.

Принято считать, что ремесло как самостоятельная отрасль начало оформляться на Руси в VII–IX веках. Правовое положение первых ремесленников ничем не отличалось от прав их однообщинников, то есть все отношения в этих сообществах регулировались нормами обычного права. Но с появлением городов приходится уже отдельно говорить о сельских и городских ремесленниках, так как объем их прав, обязательств и привилегий стал существенно различаться.

Наиболее способные ремесленники естественным образом стремились расширить свои рынки сбыта, поэтому они и устремлялись в появляющиеся города, где им намного легче было найти покупателей и заказчиков своей продукции. Города привлекали ремесленников и тем, что именно там они встречались с купцами — людьми, профессионально занимающимися торговлей, то есть распространением и ремесленных изделий.

Сельские ремесленники с развитием феодализма так же, как и их односельчане, попадали в распоряжение бояр, которым великий князь раздавал в вотчины ранее свободные земли. Правовое положение таких деревенских ремесленников в связи с этим заметно изменилось к худшему: из свободных общинников они становились феодально-зависимыми людьми.

Обязанности крестьян перед своими феодалами состояли в основном из барщины и оброка (натурального или, позднее, денежного). Барщина — это обязательный труд крестьянина (2-3 дня в неделю) на «барской запашке» по обработке земли, производству посева, сенокосу, уборке и обмолоту урожая. Те ремесленники, которые еще не полностью порвали с сельским хозяйством и имели рабочих лошадей, а также инвентарь, несли все те же повинности, что и односельчане. Но это были люди, которых можно было назвать чем-то вроде «полуремесленников».

Окончательно же обособившиеся от чисто сельскохозяйственного труда ремесленники могли уже не иметь у себя в хозяйстве рабочий скот, соху и весь другой набор аграрного инвентаря. Весь свой рабочий день они проводили в кузнице, гончарной мастерской или изготовляя лошадиную кожаную упряжь и т.п.

Ясно, что отрабатывать барщину на боярской земле обычным порядком они не могли. Да и не рационально было использовать такую высококвалифицированную рабочую силу на простой физический труд. Поэтому повсеместно бояре принимали одинаковые решения: они освобождали ремесленников от барщины и заставляли их нести феодальные повинности в форме выплаты оброка своей произведенной продукцией. В тех же случаях, когда у ремесленника уже был хорошо налажен сбыт своих изделий через купцов, феодал требовал уплаты оброка в денежном выражении.

В самом бесправном положении оказывались ремесленники-холопы. Эта прослойка формировалась волевыми решениями бояр-вотчинников, которые включали отдельных ремесленников в число своей личной и дворовой обслуги. Такие специалисты фактически лишались своего самостоятельного хозяйства и не могли распоряжаться произведенной ими продукцией.

Холопы-ремесленники обязаны были выполнять все поручения феодала по обустройству и обслуживанию его жилища, усадьбы и дворового хозяйства. Таким образом, объемы их феодальных повинностей не были ограничены никакими правовыми рамками.

В совсем другом правовом положении оказывались ремесленники, перебравшиеся в города. В IX–X веках в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и другие. За XI век появилось еще свыше 60 городов, в том числе Витебск, Курск, Минск, Рязань. Образование наибольшего числа городов пришлось на XII век. В это время появились Брянск, Галич, Дмитров, Коломна, Москва и другие — всего не менее 134.

Общее число городов, возникших до монголо-татарского нашествия, приближалось к 300. Это были центры ремесленного производства. В больших городах ремесленники селились улицами по профессиональному признаку (например, Гончарный и Плотницкий концы — в Новгороде, Кожемяк — в Киеве).

Обычно именно из ремесленников и формировались отряды городского ополчения в случае большой войны. Эта категория населения не попадала под власть феодалов-бояр и была свободной. Во многих городах, там, где было вечевое правление, ремесленники могли силой большинства проводить решения в свою пользу, в защиту своих прав и интересов.

Таким образом, одновременно с формированием Древнерусского государства происходило складывание и оформление не очень большой количественно, но очень важной социальной прослойки в обществе — ремесленников.

Их правовое положение не было четко определено в первых сводах русского права, да и говорить об этом в целом не позволяет заметно выраженная дифференциация данной категории населения: от ремесленников-холопов, до городских ремесленников крупных городов вроде Новгорода, где ремесленники могли на вечевом собрании сыграть решающую роль даже на выборах кандидата на высшую государственную должность – посадника.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 3 сентября

Источник

Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Семья за изготовлением ложек

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

За ткацким станком

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

С льняными пасмами

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Вышивальщицы за работой

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Роспись глинянной игрушки

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Изготовление деревяных потешек

Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

селение ремесленников на руси. Смотреть фото селение ремесленников на руси. Смотреть картинку селение ремесленников на руси. Картинка про селение ремесленников на руси. Фото селение ремесленников на руси

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Источник

Город. Развитие ремесла в 14 — 15 веках

Город. Развитие ремесла в 14 — 15 веках

На протяжении 14 — 15 веков росли русские города. В наиболее крупных из них проводились работы по благоустройству. В Новгороде и Москве настилались деревянные мостовые, применялась довольно сложная система дренажных сооружений.

В 14 веке получило развитие литейное дело, пришедшее в упадок в связи с нашествием монголов. Распространенным видом этого ремесла было литье колоколов. Судя по упоминанию летописи, 1382 году на Руси уже были пушки. В 15 веке на Руси получил известность тверской пушечный мастер Микула Кречетников, вместо ковки железных пушек начавший отливать медные орудия. В 1483 году русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку. В 80-х годах 15 века в Москве имелась особая Пушечная изба, где производилось литье пищалей.

Потребности феодальной знати обслуживало ювелирное ремесло. Сохранившиеся от 14 — 15 веков золотые пояса, иконы, переплеты книг, золотая и серебряная посуда свидетельствуют о высоком мастерстве русских ювелиров в области ковки, чекана, гравировки, черни и художественного литья. В ряде русских княжеств в середине 14 века начался чекан серебряной монеты, в связи с чем выделился особый вид ремесла — денежное дело. На большой круг заказчиков и на рынок были рассчитаны кожевенное и сапожное ремесла. Снова получило развитие гончарное ремесло. Мастера выделывали разнообразные виды посуды, а также глиняные игрушки, изготовляли строительные материалы, потребность в которых возросла с развитием зодчества.

В 14 веке происходило строительство каменных церквей в Москве, Твери и других городах. Каменные здания возводились преимущественно из белого камня. Московские зодчие Василий Ермолин и другие достигли высокой степени мастерства. В середине 15 века стала применяться забытая техника постройки кирпичных зданий. В городах устраивались башенные часы с боем. Такие часы в начале 15 века были сделаны в Москве.

Увеличивалось количество мастеров, специализировавшихся в области «книжного дела».

Труд русских ремесленников имел большое значение в деле восстановления разрушений, произведенных татаро-монгольскими завоевателями, в подготовке экономических предпосылок образования Русского централизованного государства. Ремесленники работали не только на дому, но и по найму. Число городских ремесленников росло за счет притока беглых крестьян и холопов. В городе часть их переходила в разряд тяглых посадских людей.

Городские ремесленники имели свои организации. Ремесленники отдельных профессий занимали целые улицы. Формами ремесленных объединений являлись иногда и территориальные подразделения внутри городов. Можно предполагать, что и на Руси существовал обычай, по которому требовался экзамен на звание мастера с представлением «урочных» изделий. В 14 — 15 веках среди ремесленников наблюдалось имущественное расслоение. Некоторые из них являлись даже кредиторами князей. В то же время рядовая масса ремесленников жила в бедности и многие из них попадали в долговую кабалу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *