сегрегация что это в истории
Сегрегация
Сегрега́ция (позднелат. segregatio — отделение ) — политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и расовой дискриминации (отделение группы по расовому или этническому признаку). Различается сегрегация де-юре и де-факто. Сегрегация де-юре, или административная сегрегация, была очень распространена в Средние века и Новое время в германских и англосаксонских странах, а также их колониях (Германия, США, Британская империя, ЮАР, Ирландия, Прибалтика и т. д.), но практически исчезла после успехов, достигнутых движением за права человека во второй половине XX века и ныне встречается крайне редко. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы (практика красной черты). Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений (см. Исторические чёрные высшие учебные заведения), спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т. д. Возникают новые феномены: гиперсегрегация, ресегрегация и пр.
Содержание
Южно-Африканская Республика
Сегрегация в Южно-Африканском Союзе (ЮАС; с 1961 года Южно-Африканская Республика, ЮАР) началась с приходом в 1948 году к власти Национальной партии и провозглашением апартеида официальной государственной политикой. «Небелое» население принудительно переселялось в бантустаны.
Два столетия в США существовала расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация, пока 2 июля 1964 года президентом Линдоном Б. Джонсоном не был принят закон о гражданских правах, поставивший сегрегацию вне закона. Вопреки широко распространенному мнению, сегрегация как государственная политика была распространена и за пределами Юга США, а в сфере частной жизни — на всей территории страны.
Израиль
Первое время, атеистами считалось, что Иисус Христос был сторонником сегрегации:
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Другие государства
Законы, аналогичные южноафриканским и американским, существовали до 1965 года в Австралии. В мягких формах расового апартеида обвиняются, в числе других государств, Франция и Бразилия. Относительно Кубы речь идёт о туристическом апартеиде: местные жители лишены права пользоваться сервисами, которые доступны посещающим страну иностранцам. В Китайской Народной Республике развита крестьянская сегрегация: усложнённая система регистрации не позволяет сельским жителям селиться в городах. Саудовскую Аравию обвиняют в апартеиде как по половому, так и по религиозному признаку: «неверные» не допускаются в некоторые районы страны — в частности, Мекку и Медину.
«Будто на разных планетах»: почему в современном мире существует сегрегация
Началом воплощения в жизнь политики апартеида на государственном уровне в Южно-Африканской Республике (на тот момент — Южно-Африканском Союзе) считаются парламентские выборы 26 мая 1948 года, на которых победила Национальная партия, сделавшая сегрегацию одним из ключевых моментов предвыборной кампании. На самом деле своими корнями апартеид уходит в далёкое прошлое.
Англичане и буры
В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название — Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.
Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма). Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».
Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики — Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.
Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.
В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.
Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.
Путь к апартеиду
«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», — рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.
Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.
В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).
Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.
Несмотря на то что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.
В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».
Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.
ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.
В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.
26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.
«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», — пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.
Сегрегация и бантустаны
Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.
По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.
К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.
Кроме того, был принят акт о «регистрации» жителей ЮАС, делящий людей на три категории: европейцы, темнокожие и цветные (жители Союза неевропейского происхождения, в то же время не являющиеся коренными африканцами). Расовая принадлежность фиксировалась в удостоверениях нового типа и заверялась несмываемой печатью.
«Права разных групп отличались друг от друга. Самой жестокой дискриминации подвергались темнокожие жители ЮАС. Права индийцев и выходцев из Юго-Восточной Азии были шире, но и против них действовал ряд ограничений», — подчеркнула Александра Архангельская.
В начале 1950-х на территории страны был создан ряд резерваций, названных по имени группы народов банту — бантустанами. Хотя темнокожие составляли около 80% населения ЮАС, под их проживание было выделено всего 13% территории государства. Причём территории с самой неплодородной и наименее пригодной для проживания землёй.
Начался снос трущоб, построенных в период индустриализации для темнокожих работников.
Более 3 млн человек в рамках этой кампании подверглись насильственному переселению в гетто.
Образование белые и темнокожие дети получали отдельно. Причём всё, что противоречило националистическим взглядам, было исключено из программы. В учебниках пропагандировалась «иерархия рас», присутствовали оскорбительные утверждения в адрес целых народов, основанные на этнических стереотипах. Чиновники от образования прямо говорили о том, что их цель — вбить в голову маленьким африканцам, что равенство с белыми для них невозможно.
Раздельной была и медицина. Если для лечения жителей ЮАС европейского происхождения были созданы максимально комфортные условия, то в ряде гетто больниц не существовало в принципе.
Была введена сегрегация на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, в религиозных сооружениях.
Коммунистическая партия после объявления режима апартеида оказалась под полным запретом. Во всех сферах жизни пропагандировался воинствующий антикоммунизм.
В 1961 году ЮАС вышел из Содружества наций и преобразовался в Южно-Африканскую Республику. Бантустаны лидеры ЮАР решили объявить формально независимыми. «Власти ЮАР стали создавать фиктивные власти в резервациях», — отметил Андрей Урнов. Сделано это было для того, чтобы окончательно лишить африканцев гражданских прав. Хотя мировое сообщество и не признало «независимость» бантустанов, в ЮАР с их жителями пытались обращаться формально как с иностранцами, закрывая им свободный доступ на «территории для белых».
«Происходящее при апартеиде стало мировым прецедентом из-за того, что расистские и сегрегационные проявления являлись официально провозглашённой политикой государства», — подчеркнула Александра Архангельская.
«Постепенно в стране начали возникать экономические проблемы. Сегрегация не могла привести к благосостоянию и процветанию», — отметила эксперт.
«ЮАР при апартеиде была частью западного мира. Против республики вводились какие-то санкции, но в то же время западные страны щадили её власти и не давали никому подорвать сам режим, опасаясь усиления Африканского национального конгресса (АНК) и южноафриканских коммунистов», — заявил Андрей Урнов.
«В 1980-е годы АНК набрал силу. А вскоре начался развал социалистического лагеря, и западные страны перестали опасаться потенциального роста советского влияния в ЮАР, из-за чего правые в Южной Африке стали утрачивать лояльность со стороны иностранных государств. В националистическом движении произошёл раскол, и представители его умеренной части осознали, что режим апартеида обречён. К счастью, им хватило мужества осуществить передачу власти в стране бескровным путём», — рассказал Андрей Урнов.
Дискриминационные меры были официально отменены. В 1990 году на свободу вышел один из лидеров АНК Нельсон Мандела, находившийся в заключении с 1964 года. На всеобщих выборах 1994 года Африканский национальный конгресс одержал уверенную победу.
«Апартеид остался в прошлом, но его последствия ощущаются до наших дней. Это касается и социально-экономических моментов, когда многие люди так ещё и не получили доступа к нормальной инфраструктуре, и психологических — среди тех, кто помнит о дискриминации, есть люди, до сих пор ощущающие желание отомстить», — отметила Александра Архангельская.
«В масштабах планеты»
«На сегодняшний день расовый апартеид в его привычном виде остался в прошлом, однако в мире существуют явления, которые можно охарактеризовать как апартеид экономический», — пояснил RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.
По словам эксперта, эта новая форма апартеида существует в двух вариациях: внутри социума и в масштабах планеты. «Во многих странах мира мы можем наблюдать резкую поляризацию общества. Богатые живут в районах, которые я называю «золотыми клетками», а бедные — в подобиях гетто. В тех же Соединённых Штатах неравенство зашкаливает. И, вопреки мифам, оно не имеет чёткой расовой привязки, оно носит социально-экономический характер. Белый тоже может быть бедняком. Так вот, социально-экономическая сегрегация достигла во многих странах такого уровня, что богатые могут вообще физически не контактировать с бедными. Они живут в закрытых районах и передвигаются в закрытых машинах от вертолётной площадки к аэропорту, чтобы вылететь куда-то специальным рейсом. В одной стране, в одной географической зоне люди живут как будто на разных планетах», — пояснил Васильев.
По его словам, на общемировом уровне глобальная сегрегация существует между западными странами и странами третьего мира. «Люди в них не просто отличаются по уровню доходов. Общества богатых стран элементарно не понимают тех, кто живёт в бедных. Это как разные измерения», — пояснил эксперт. По словам Васильева, такое положение сформировалось в результате проведения неолиберальной экономической политики.
«Хотелось бы, конечно, верить в то, что об апартеиде можно забыть навсегда после избрания Манделы президентом ЮАР. Но, к сожалению, дискриминации в мире за последние десятилетия не стало меньше, скорее даже наоборот. Существует глобальное неравенство, разговоры о «золотом миллиарде» идут не на пустом месте. Кроме того, преследуя свои политические цели, власти некоторых могущественных государств заигрывают с откровенно ультраправыми режимами, в том числе на территории постсоветского пространства, и это во многом напоминает попустительство, существовавшее по отношению к режиму апартеида в Южной Африке. И когда сегодня кто-то может безнаказанно оставлять миллионы людей без воды и электроэнергии или блокировать их свободное перемещение, кто знает, не получим ли мы завтра новые апартеиды?» — задаётся вопросом академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
Значение слова «сегрегация»
1. Вид расовой дискриминации, заключающийся в различных формах отделения «цветного» населения от белых.
2. Спец. Неоднородность химического состава металлических сплавов, возникающая при их кристаллизации. Сегрегация примесей сплава.
[От лат. segregatio — отделение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сегрегация может приобретать новые формы (практика красной черты). Возникают новые феномены: гиперсегрегация, ресегрегация, интеграция и пр.
Не следует путать сегрегацию с дискриминацией. Дискриминация — более общее явление, не обязательно включающее сегрегацию.
сегрега́ция
1. полит. этнолог. вид расовой дискриминации, принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего — расовому и этническому ◆ Рабство чернокожих отменили в 1865 году, и только через сто с лишним лет прекратилась расовая сегрегация. Денис Драгунский, «О рабах и свободных // «Частный корреспондент»», 2011 г. (цитата из НКРЯ)
2. металл. неоднородность сплава по химическому составу, структуре и неметаллическим включениям, возникающая при кристаллизации слитка; процесс образования такой неоднородности
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дорисовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словарный запас: СЕГРЕГАЦИЯ
Человек ежедневно сталкивается с сегрегацией. Пространственная, гендерная, социальная, неявная — её не замечают, порой интерпретируют как дискриминацию, а иногда закрепляют законодательно. Strelka Magazine выяснил у экспертов, что понимать под сегрегацией и как она проявляется.
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
Один из видов расовой дискриминации, ограничение в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности. (Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова)
ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии в КБ «Стрелка»
Евгений Варшавер, директор Центра исследований миграции и этничности, старший научный сотрудник РАНХиГС
В общем случае сегрегация — это ситуация в обществе, когда коммуникация могла бы происходить, но по каким-то причинам не происходит. Есть три основных контекста, когда употребляется этот термин.
Во-первых, это разного рода ограничения во взаимодействии темнокожих и белых в Америке после отмены рабства и примерно до 1960–1970-х годов. Рабство было отменено, но полноценного взаимодействия между двумя группами не наблюдалось. Это не научный контекст, он скорее связан с социальной реальностью этнических границ.
Есть более научные контексты. В частности, в 1970-х годах были попытки компьютерного моделирования сегрегации, связанные прежде всего с именем Томаса Шеллинга. За этим моделированием стоял вопрос: что будет происходить, если на игровом поле расположить в произвольном порядке фишки двух цветов и сообщить им установку: рядом с каждой фишкой может быть не более, например, трёх фишек другого цвета. Запускалось пошаговое моделирование, и через несколько ходов выяснялось, что поле почти ровно делилось на белую и чёрную части. Это была попытка смоделировать ситуацию того, как люди выбирают место для жизни в городе в контексте межэтнических отношений, и понять, почему складываются этнические районы, несмотря на то что люди не расисты. Оттуда, возможно, и взялась легенда, что мигрантского населения должно быть не более 11–14 процентов, чтобы не спровоцировать этнический конфликт.
В привычном контексте сегрегация — это социальная ситуация, в которой мы предполагаем взаимодействие людей, потому что они живут в одном городе, но этого не происходит. Например, российские цыгане. Они общаются внутри своей группы и не общаются с представителями большинства, и наоборот.
Бывает локальная сегрегация, когда, например, киргизы живут в московских квартирах с родственниками и односельчанами. Такие мигранты первого поколения не общаются с местным населением. А их дети, мигранты второго поколения, пойдут в местную школу. И здесь я очень оптимистично настроен, так как считаю, что проблема интеграции и сегрегации для второго поколения будет в значительной степени решена: дети вольются в окружающую социальную среду.
В России сегрегации гораздо меньше, чем в Европе или США, где действительно есть кварталы для проживания иноэтнического населения. В результате в этих районах живут люди, которые из поколения в поколение воссоздают свою систему ценностей. Вместе с тем в России есть определённая дискриминация на рынке труда и на рынке недвижимости, которая в дальнейшем приводит к сегрегации. Например, объявление, в котором говорится, что квартиру сдадут только славянам.
Существуют социальные механизмы, из-за которых складывается сегрегация. Это желание быть понятым, чувствовать себя любимым, жить спокойно. Человек выбирает тех, с кем ему приятнее, кого он не боится. На индивидуальном уровне человек ощущает плюсы, потому что чувствует себя защищённым, но в глобальном смысле это приводит к сегрегации.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
В этом городе мы наблюдаем пространственную сегрегацию цыган. (Жители города не ходят в место, где живут цыгане, так как считают это опасным.) (Евгений Варшавер)
ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО
Я приехал на собеседование, и меня сегрегировали, сообщив, что киргизов не принимают на эту должность. (Это дискриминация по национальному признаку.) (Евгений Варшавер)
Когда мы вместе проводим время, у нас в компании четкая сегрегация: мужчины говорят, а женщины молчат. (В данном контексте термин «сегрегация» ошибочно принят за «иерархию») (Михаил Алексеевский)
Сегрегация (значения)
Сегрегация (новолат. segregacio — отделение) — разделение по какому-либо признаку, действия по такому разделению, а также результат такого разделения:
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Сегрегация (значения)» в других словарях:
Сегрегация — У этого термина существуют и другие значения, см. Сегрегация (значения). Сегрегация (позднелат. segregatio отделение) политика принудительного отделения какой либо группы населения. Обычно упоминается как одна из форм религиозной и… … Википедия
Сегрегация (физика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сегрегация (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить для статьи более точные категории … Википедия
Апартеид — У этого термина существуют и другие значения, см. Апартеид (значения). Часть серии статей о дискриминации Основные формы … Википедия
Эйзенхауэр, Дуайт Дэвид — Дуайт Дэвид Эйзенхауэр Dwight David Eisenhower … Википедия
Гетто — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Сан-Паулу — У этого термина существуют и другие значения, см. Сан Паулу (значения). См. также: Сан Паоло Город Сан Паулу São Paulo … Википедия
Черная легенда — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия
КЛАСС — (CLASS) Социологи определяют класс как один из фундаментальных типов социальной стратификации наряду с кастой и сословием. Основная теоретическая традиция анализа классов в социологии берет начало в работах К. Маркса и М. Вебера, исследовавших… … Социологический словарь
Федеральный суд США — (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия