сборник эссе по истории на максимальный балл
Примеры сочинений ЕГЭ по истории [обновлено 2020]
Здесь вы встретите не только сами примеры сочинений, но и подробный комментарии от экспертов, а также выводы, которым будут сопровождаться все наши сочинения. Все комментарии от экспертов собраны в файле, который расположен в самом низу.
СОЧИНЕНИЕ 1
Период с марта 1801 – май 1812 гг. является первый периодом правления Александра I. Он характеризуется проведением либеральных реформ во всех сферах жизни общества, реформами в сфере образования и системе государственного управления, а также активной внешней политикой. К важным событиям данного периода можно отнести: создание министерств в 1802 г. и создание Царскосельского лицея 1810 г, а также другие реформы в сфере образования.
Александр I с самого начала своего правления понимал, что созданные, ещё во времена Павла I, коллегии, больше не могли решать важные проблемы общества, т.к. они не были до конца разработаны и не имели чёткой организованности. Государству нужен был высший орган, который лично был бы ответственным за принятие решений. Для этого в 1802 г. Александр I проводит Министерскую реформу, суть которой заключалась в том, что все министерства будут подчиняться одному человеку-министру. Особую роль в указанном событии сыграл Н.Н.Новосильцев, т.к. именно его проект лёг в основу реформы. Следствием данной реформы стало создание 8 министерств, которые смогли более чётко организовать систему государственного аппарата.
Немалое внимание Александр I уделял образованию в стране, т.к. сам был высокообразованным человеком, воспитанным в век Просвещения. В 1810 г. Александр издаёт указ об открытии Царскосельского лицея, также инициатором данного указа был М.М.Сперанский. По программе Сперанского Царскосельский лицей был направлен в первую очередь на подготовку государственных служащих. Помимо создания лицея Александр проводит и другие реформы в области образования. В 1802 году Александром был издан указ, по которому провозглашались новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Следствием данных реформ, был выросший уровень образования в стране, а также формирование высококвалифицированных специалистов.
В целом период правления Александра I с марта 1801- май 1812 год во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны. В стране повышается уровень образования, проводятся реформы государственного аппарата. Внешняя политика данного периода во многом стала причинами столкновения Российской Империи с Францией(например, нарушение континентальной блокады Англии, стало одной из причин Отечественной войны 1812г.) Несмотря на все реформы, они носили не законченный характер. Всё более остро в стране становился вопрос о решение крестьянского вопроса.
Комментарий эксперта:
К2 снижен так как в сочинении упомянуты исторические личности но об их роли в событиях указано недостаточно, засчитано только про Александра 1.
К3 снижен так как недостаточно прослежены ПСС открытия Лицея. Исключительно желание Александра 1 и его воспитание не могут быть единственными причинами, было бы выгоднее расширить это, например- стране требовалось все больше образованных людей, можно было бы подчеркнуть преемственность в вопросах организации системы образования, инча получается что все зависело только от Александра.
К6 снижен из за наличиня фактических ошибок
К7 снижен из-за недостаточно связного изложения материала, сочинение в ряде случаев представляет собой набор рассуждений общего характера.
Рекомендации: Было бы выгоднее упоминать 1 событие из внешней политики 1 из внутренней. Более точно следует проследитьва ПСС, не бросать их на половине пути, формулировать до конца. К4 моджет быть в данной работе снижен до 0 баллов, так как ни одно из описанных событий и ПСС не указано достаточно полно, до конца, который позволил бы оценить уровень знания автором истории. Автору при описании событий было бы полезно руководствоваться четким планом написания, и уделять внимание проверке работы на предмет фактических ошибок.
ИТОГО 6 баллов
СОЧИНЕНИЕ 2
Март 1801- май 1812
Данный исторический период связан с началом правления императора Александра I. Александр проявлял себя как гибкий и осторожный политик.
Александр Павлович стремился сильно изменить Россию. В 1801 г. был создан «Негласный комитет», который занимался подготовкой реформ. В 1803 г. был издан «Указ о вольных хлебопашцах», который давал помещикам возможность отпускать крестьян на волю по обоюдному согласию. Результаты оказались не такими, каких ожидали. Но значение указа оказалось велико: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян за выкуп. Были созданы восемь министерств и Комитет министров.
Реформы Александра I сильно повлияли на область просвещения. Стране требовались новые «умы». Для этого нужно было реформировать систему образования. Территория страны была поделена на шесть учебных округов, в каждом из которых было по 4 вида учебных заведений. Император считал, что университет должен быть в каждом округе. В Петербурге был основан педагогический институт. Увеличились казенные ассигнования на нужды просвещения.
Во внешней политики все внимание России было приковано к Европе, в которой расширял свои завоевания император Франции Наполеон Бонапарт. В 1805 г. антифранцузская коалиция вступила в войну с Францией. Наполеон все еще желал видеть Россию в роли своего союзника, однако Александр был категорически против. В 1807 г. у страны не оставалось выбора – мир был необходим. В том же году в Тильзите был заключен мирный договор. Россия признавала все завоевания Франции и была обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии. Данные условия не отвечали интересам страны. Вследствие нарастающего противостояния между империями, война России и Франции была неизбежна.
Период 1801-1812 гг. сильно повлиял на дальнейшее будущее страны. В основном историки оценивают его положительно. При Александре начали более бурно обсуждаться вопросы об ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Россия успешно противостояла столкновению с Францией. Но нарушение условий Тильзитского мирного договора все же приведут империю в войну 1812 г.
Комментарий эксперта:
К2 снижен из за того что роль личности недостаточно указан. Засчитана роль Александра 1. (изложена просто образцово!). Но в остальных случаях указаны не роль а функция. (Роль= влияние, функция=действие)
К3 в реальном экзамене может быть снижен ( и скорее всего будет снижен) из за недостаточно четкого прослеивания ПСС в 1 событии.
Рекомендации:более точно разделять роль и функции, более полно проследивать ПСС, не увлекаться общими фразами, добаить конкретных итогов. В целом работа хорошего уровня, если будут учтены отдельные замечания, возможно выставление выских баллов
ИТОГО: 10 баллов
СОЧИНЕНИЕ 3
Март 1801- май 1812
Период 1801-1812 годов характеризуется либеральным периодом правлением императора Александра 1.
Правление Александра стало результатом очередного дворцового переворота, в ходе которого был убит его отец Павел. При восхождении на престол император обещал править как бабушка его, Екатерина Великая.
Первым преобразованием императора стало создание министерств в 1802 году, которые заменили существовавшие коллегии. Затем в 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, ставший первым шагом на пути к отмене крепостного права в России. В 1808 году М.М. Сперанскому было поручено создание общего проекта государственных преобразований. Однако из большого количества выдвинутых им идей воплощено было всего несколько из них, в том числе Государственный совет, созданный в 1810 году. Все эти события характеризуют внутреннюю политику Александра.
Внешняя политика императора была неоднозначной. В 1804 году Россия вступает в Антифранцузскую коалицию, но в 1805 году терпит вместе с союзниками сокрушительное поражение в битве под Аустерлицом, и коалиция распадается. В 1807 году император заключает Тильзитский мир с Францией на невыгодных условиях. Заключение договора вынудило Александра вступить в континентальную блокаду Англии, которая была союзницей России по коалиции. Император понимал, что этот мир является лишь небольшой передышкой перед грядущей войной, которая была лишь делом времени. В 1809 году по Фридрихсгамскому миру, закончившему Русско-Шведскую войну благодаря содействию французской армии, к России была присоединена Финляндия. Однако расширение территории было встречено недовольством населения империи. Антифранцузская политика резко меняется на профранцузскую, что вызвало еще больше возмущений.
Первый период правления Александра 1 полон противоречивых действий, большинство из которых было встречено недопониманием. И все же либеральные реформы играли важное значение. Император выполнял обещание, данное им при восхождении на престол.
Комментарий эксперта:
К2- роль личностей не раскрыта. Личности указаны но какова их роль в данном событии неясно.
К3 снси жен из-за не совсем корректной формулировки событий внешней политики. В реальном экзамене может быть снижен еще из-за недостаточно четкого проследивания ПСС и во внутренней политике.
К4- историческая оценка событий не засчитана так как предствалена в виде рассуждений общего характера
К6,К7 ставится 0, так как К1-4 менее 4 баллов.
Рекомендации: более точно пролеживать ПСс, уделить внимание отработке именно данного аспекта сочинения. Не увлекаться рассуждениями общего характера, делать упор на конкретные оценки событий, особенно в выводе.
ИТОГО: 4 балла
СОЧИНЕНИЕ 4
Март 1801 – май 1812
Период с марта 1801 года по май 1812 года относится к первой половине царствования Александра 1 и характеризуется, по мнению историков, либеральной политикой.
Данный период оценивается историками неоднозначно. Но в целом, можно сказать, что он был положительным. Были упразднены жестокие реформы Павла, восстановлены статьи Жалованных грамот дворянству и города, что способствовало либерализации общественной жизни. Система государственного управления, сложившаяся при Александре, просуществовала до 1917 года. Создание новых университетов, развитие народного образования и преобразование цензуры способствовало формированию широкого слоя интеллигенции во второй четверти 19 века.
Комментарий эксперта
К2 не засчитан так как роль исторических личностей не раскрыта. Участие личностей в конкретных событиях не является ролью. Под ролью подразумеваетс то влияние, которое историческая личность оказала на то или иное событие, процесс, явление.
К3 в реальном экзамене может быть снижен так как в 1 событии причины указаны недостаточно, во 2 событии итоги не являются очевидными и в приницпе могут быть расценены ошибочными.
К4 –нет оценки с «привязкой» к событиям, упомянутым в тексте сочинения. Автор вводит новые собьытия и не объясняет их. Одно из событий (см приложения) в принципе не говорит о положительном влиянии реформ что может быть расценено как ошибка.
К6 выставлено 2, но в реальном экзамене может быть снижение баллов из за наличия спорных суждений.
Рекомендации: Требуется более глубокая проработка ПСС, работа над формулировками. Именно из-за формулировок автор может потерять баллы, так как количество баллов в К1-4 в адннйо работе критическое. Видно что автор разбирается в контексте исторических событий, но формулирование представляет для него сложность, что может повлечь снижение общего количества баллов.
Сформулированный вывод в реальном экзамене за вычетом ошибочных суждений может быть оценен как рассуждения общего характера, так как реальной оценки периода фактически не содержит.
ИТОГО: 8 баллов
СОЧИНЕНИЕ 5
Тема сочинения март 1801- май 1812
Период 1801-1812 охватывает первую половину правления императора Александра 1. В это время проводятся реформы, способствующие либерализации всех сфер жизни общества.
Безусловно, главной личностью этого периода является сам Александр Павлович. Уже в начале своего правления он объявил амнистию политическим заключённым, преобразовал Сенат в высший судебный орган, заменил коллегии министерствами, провёл реформу образования. В начале 19 века остро стоял крестьянский вопрос. Вследствие этого Александром был принят закон «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с земельными наделами за выкуп. В итоге, к концу царствования Александра 1 стали свободными 47 тысяч крепостных. Эта реформа сдвинула с мёртвой точки крестьянский вопрос и дала почву для следующих реформ в этом направлении.
Другой важной личностью этого периода по праву считается государственный секретарь и реформатор Михаил Сперанский. Он разработал указы о придворных званиях и производстве в чины, план финансовых реформ и др. Сперанский считал, что необходимо модернизировать и подвести к европейскому стандарту государственное управление в России путём введения буржуазных норм и форм. Так им был разработан проект под названием «Введение к уложению государственных законов» по которому вся власть в империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную (абсолютная власть императора оставалась неприкосновенной). В итоге в 1810 году был создан Государственный совет и преобразования министерств.
Данный период является значимым для истории нашей страны. Было положено начало отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах дал толчок к последующим изменениям в крестьянском вопросе и помог смягчить последствия отмены крепостного права в 1861 году. Реформа образования помогла повысить грамотность населения за счёт введения бессословности учебных заведений и бесплатного обучения на низших ступенях. Очень значимым оказался проект реформы управления Сперанского. В будущем государство будет стремиться именно к конституционной форме правления в основе которой будут законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. Это закрепит лишь м=созданная в 1993 году Конституция РФ, но предпосылки к этим изменениям созданы ещё во время правления Александра 1 (Государственный совет, министерства, автономия Финляндии).
Комментарий эксперта:
К2- см примечания в файле
К6 в реальном экзамене может быть снижен- см примечания в файле
Рекомендации: Автор очень хорошо формулирует те мысли, в которых уверен, но если у автора начинаются сомнения, формулировки начинают страдать, что может повлечь снижение общей оценки сочинения. Выгодным было бы указать также осбытие и из внешней политики, хотя при данном уровне сочинения это сокрее рекомендация. Следует более четко разграничивать роль и функции исторических личностей (см примечния), не бросать на половине ПСС. В целом работа оставляет благоприятное впчатление и в реальном экзамене может быть очень выского оценена.
Сочинения ЕГЭ 2019 по истории на максимальный балл
Сборник сочинений по истории в формате ЕГЭ 2019 года. Здесь собраны только ИДЕАЛЬНЫЕ образцовые сочинения на максимальные 11 баллов.
Обратите внимание, что сочинения проверялись по критериям именно 2019 года.
Сочинение №1
ноябрь 1796 – март 1801
Период ноябрь 1796 – март 1801 в истории Российского государства включает в себя правление Павла I (1796-1801), «романтического императора». Для этого периода характерно усиление центрального государственного управления, ограничение сословных привилегий дворянства и противоречивая внешняя политика.
За свое недолгое правление Павел I успел сделать многое. В 1797 им был опубликован Манифест о трехдневной барщине. В годы правления Екатерины II во многом прослеживалось усиление крепостного права и увеличение роли дворянства. Павел I понимал, что такая тенденция несет в себе множество рисков для государственного развития, поэтому он решает ввести первый в истории России закон, ограничивающий собственникам крестьян количество дней в неделю, в которые они могут использовать труд своих крепостных. Еще до того как стать императором Павел показал на собственном примере, как можно изменить отношения к крестьянству: в своих имениях в Гатчине он ввел двухдневную барщину и разрешил крестьянам заниматься промыслами. Уже тогда будущий император стал задумываться над тем, что бесправие крепостных может создать ряд проблем для государственного строя России. Принятие Павлом I решения об ограничении барщины тремя днями в неделю и, соответственно, подписание им в день коронации Манифеста были продиктованы многими причинами. Во-первых, катастрофическим дисбалансом отношений между сословиями, сложившимся в Российской империи (серьёзные привилегии дворянства существовали наряду с полным бесправием крестьян). Во-вторых, крестьянскими движениями (постоянными жалобами, челобитными крестьян и вооружёнными мятежами). В-третьих, тяжёлым социально-экономическим положением крепостного крестьянства, подвергающегося бесконтрольной помещичьей эксплуатации. Однако в действительности не было создано контроля за исполнением Манифеста. Многими помещиками он воспринимался как рекомендация. Кроме того, в некоторых регионах Российской империи существовала двухдневная барщина, а теперь помещики получили официальное разрешение на ее увеличение. Хотя реализация Манифеста о трехдневной барщине имела и положительные результаты: некоторые крестьяне, работая на помещика только три дня в неделю, свободное время тратили на занятия промыслами, став, например, торговцами и скопив капитал.
В 1798 году была создана II антифранцузская коалиция, основанными участниками которой были: Англия, Россия, Османская империя и др. Первой причиной для формирования этой коалиции было недовольство России и Турции тем, что в ходе Египетского похода (1798-1801) Наполеон захватывал территории, которые считались их сферами влияния (например, Мальту, покровителем которой был российский император Павел I). Второй причиной стало желание Англии, Австрии и Неаполитанского королевства вернуть Францию в ее дореволюционные границы. В рамках II коалиция Российская империя участвовала во многих кампаниях против Франции. Так в морских сражениях отличилась союзная русско-турецкая эскадра в Средиземном море, которую возглавлял русский флотоводец, адмирал Ушаков. Действия Ушакова были продуманны до мелочей, что позволило адмиралу за все время участия России во второй антифранцузской коалиции не потерять ни одного корабля. Также, в 1799 году состоялось два похода Суворова, русского полководца: итальянский и швейцарский. Во время швейцарского похода союзники предоставили российским войскам неправильную карту местности, что заставило Суворова принять решение о переходе русской армии через Альпы, чтобы как можно скорее соединиться с армией Римского-Корсакова. Однако переход занял время, и добраться до армии Римского-Корсакова Суворов не успел (армия была разбита французами). II антифранцузская коалиция фактически прекратила свое существование в 1800 году, когда из ее состава вышла Российская империя из-за обострения отношений с Австрией и Англией. Итогами этой коалиции стали: полное освобождение Северной Италии от французов войсками коалиции и переориентация внешнеполитического курса Российской империи на союз с Францией.
По моему мнению, период ноябрь 1796-март 1801 справедливо может считаться одним из важнейших периодов в российской истории. Именно в этот период были предприняты первые значимые попытки облегчить положение зависимых слоев населения и сократить привилегии дворянства как сословия. События этого периода, а именно убийство Павла I в ходе дворцового переворота, наложили свой отпечаток на следующего императора Российской империи, Александра I, страшась участи отца, во многом пошел на возвращение дворянству былых привилегий. Так, например, Александр I восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отмененные Павлом в 1797, и снова позволил дворянам собираться в губернских городах для выборов Губернских предводителей дворянства. Однако Александр, по примеру отца, также желал изменить в лучшую сторону положение крестьянства: Александр запретил раздачу государственных крестьян, а в 1803 году был издан указ «о вольных хлебопашцах».
Сочинение №2
Этот период охватывает первую половину правления Александра 1. Данный промежуток его правления характеризуется либерализацией общественной жизни. Так, в результате последовавших затем реформ «Негласного комитета» было улучшено положение крепостных, введен указ о «вольных хлебопашцах», коллегии заменены на министерства, закреплен принцип единоначалия в управлении.
Указ «О вольных хлебопашцах», изданный Александром 1 в 1803 году, давал право помещикам отпускать своих крепостных на волю без земли. Причиной принятия документа являются личные взгляды молодого императора. Надо отметить, что его воспитанием занимался француз Лагарп, приверженец гуманистических и либералистических идей. Принятие данного указа очень важно, ведь с помощью него было положено начало для последующей отмены крепостного права.
Александр 1 упразднил коллегии, введенные еще Петром 1, и образовал министерства. Причиной упразднения коллегий является несовершенство государственного аппарата, которое видел Александр 1. В результате реформы был увеличен штат чиновничьего аппарата, но и вместе с тем упростилась и ускорилась работа бюрократической системы. Немалую роль в данном промежутке отводится Михаилу Сперанскому. Он разработал идею создания Государственного Совета (1810) – законосовещательного органа при императоре. Причиной разработки данного органа являлась необходимость в ограничении самодержавной власти. Сперанский в перспективе рассматривал проведение и иных реформ, но, впав в немилость общества из-за своих французских симпатий, отошел в сторону от политической жизни. Итак, данный орган смог в той или иной степени ограничить самодержавие. В целом, период с марта 1801 по май 1812 года сыграл важную роль в истории России. Были положены основы для отмены крепостного права («Указ о вольных хлебопашцах»), ограничения самодержавной власти (учреждение Государственного Совета). Так, уже в 1861 году крепостное право будет отменено.
Сочинение №3
март 1801- май 1812
Период 1801-1812 охватывает первую половину правления императора Александра 1. В это время проводятся реформы, способствующие либерализации всех сфер жизни общества.
Безусловно, главной личностью этого периода
Другой важной личностью этого периода по праву считается государственный секретарь и реформатор Михаил Сперанский. Он разработал указы о придворных званиях и производстве в чины, план финансовых реформ и др. Сперанский считал, что необходимо модернизировать и подвести к европейскому стандарту государственное управление в России путём введения буржуазных норм и форм. Так им был разработан проект под названием «Введение к уложению государственных законов» по которому вся власть в империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную (абсолютная власть императора оставалась неприкосновенной). В итоге в 1810 году был создан Государственный совет и преобразования министерств.
Данный период является значимым для истории нашей страны. Было положено начало отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах дал толчок к последующим изменениям в крестьянском вопросе и помог смягчить последствия отмены крепостного права в 1861 году. Реформа образования помогла повысить грамотность населения за счёт введения бессословности учебных заведений и бесплатного обучения на низших ступенях. Очень значимым оказался проект реформы управления Сперанского. В будущем государство будет стремиться именно к конституционной форме правления в основе которой будут законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. Это закрепит лишь м=созданная в 1993 году Конституция РФ, но предпосылки к этим изменениям созданы ещё во время правления Александра 1 (Государственный совет, министерства, автономия Финлян
Сочинение №4
Июнь 1762 – ноябрь 1796
Июнь 1762 – ноябрь 1796 – период правления Екатерины 2 на Российском престоле, на который она взошла, совершив последний дворцовый переворот 1725-1762 годов. За такой долгий период управления государством произошло много событий как во внешней, так и во внутренней политике.
Одним из значимых событий является Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством донского казака Е.И.Пугачёва. Зачинщиками этой войны были яицкие казаки, но позже к ним присоединились башкиры, уральские рабочие и крепостные крестьяне тех губерний, где разворачивались боевые действия. Причинами данного события являлись недовольство яицкого казачеств правительственной политикой по ликвидации привилегий казачества; усиление крепостного гнета, тяжёлые условия труда и жизни рабочих; национальная политика российского государства. Огромную роль в восстании сыграл его лидер – Е.И. Пугачёв. Он объявил себя «спасшимся» царём Петром III, от его имени обещал отмену крепостного права. Благодаря своим личным качествам именно он смог объединить под собственной властью войска, соразмерные правительственным, и вести боевые действия на протяжении достаточно длительного времени. В успехе и масштабности этого бунта во многом его личная заслуга. В итоге восстание было подавлено, лидер казнен; река Яик была переименована в Урал, а яицкое казачество в уральское; восстание привело к осознанию необходимости реформ в области управления государством.
Другим событием является Русско-турецкая войны 1787-1791 годов, причинами которой было недовольство Турции утверждением России на Черном море и включением Крыма в состав России. Немалую роль играл Григорий Потемкин: в 1788 ему удалось осадить крепость Очаков, что стало одним из его главных военных триумфов. Несмотря на то, что Очаков был необычайно хорошо укреплен, Потемкину после длительной осады удалось провести быстро штурм с небольшими потерями. В конце этой войны был подписан Ясской мир, по которому Крым признавался владением России, в состав Российской Империи вошла территория между Бугом и Днестром, Турция признала условия Георгиевского трактата.
Именно в этот период Российская империя достигла своего военного могущества, а также высокого положения на международной арене. Благодаря приобретенным причерноморским плодородным землям, российская экономика получила огромный толчок, став впоследствии крупнейшем экспортером зерна, обеспечив себе крупнейший источник дохода для казны, от состояния которой зависело дальнейшее сохранение военной мощи Российской империи
Сочинение №5
Декабрь 1825 – март 1855
Декабрь 1825 – март 1855 гг. – это период правления Николая I. Он характеризуется укреплением бюрократического аппарата, борьбой с вольнодумством и революционными настроениями, кодификацией российского законодательства, реформой Киселева в государственной деревне, финансовой реформой Канкрина, началом Крымской войны.
Одним из важных событий данного периода стала реформа государственной деревни. Причиной её проведения являлась необходимость улучшения положения государственных крестьян, облегчения и упорядочения сбора налогов в деревне, показа помещикам примера обращения с крестьянами. Важная роль при проведении реформы принадлежит Киселеву. Сначала он лично отправился в некоторые российские уезды и губернии, чтобы ознакомиться с положением крестьян, затем он представил Николаю 1 проект будущих преобразований, в котором разработал основные направления реформы. Следствием данного события стало улучшение положения государственных крестьян: было введено самоуправление в деревне, малоземельным крестьянам дали земли, были построены новые школы и больницы, сбор налогов облегчен.
Другим важным событием этого периода стало издание Свода законов Российской империи. Причиной его издания стала необходимость упорядочить прежнее запутанное российское законодательство вследствие его архаичности и громоздкости, ведь еще до этого делались попытки его систематизации (Уложенная комиссия при Екатерине II и др.), а также обеспечить порядок в стране. Ключевую роль в кодификации законодательства сыграл Сперанский. Для этой цели было создано II отделение СЕИВК, работу в которой и курировал Сперанский. Также он лично участвовал в работе отделения, для чего изучил прошлые законы, изданные после Соборного уложения, и обобщил их. Эти законы и вошли в Свод законов, который Сперанский представил Николаю I. Следствием этого события стала, с одной стороны, кодификация и упорядочивание российского законодательства, что способствовало становлению правовой системы России, а с другой стороны, была закреплена традиционная крепостническая структура государства, ведь Сперанский не имел возможности вносить принципиальные изменения в Свод законов.
Период правления Николая I нельзя оценить однозначно. С одной стороны, была ужесточена цензура («чугунный устав»), подавлено восстание декабристов, усилен государственный контроль (III отделение СЕИВК). Но с другой стороны, были проведены мероприятия по решению крестьянского вопроса («указ об обязанных крестьянах»), реформа государственной деревни Киселева, благодаря чему накоплен опыт решения крестьянского вопроса, использованный Александром 2 при отмене крепостного права. Наказанные при Николае I декабристы были амнистированы при Александре 2. В Крымской войне, начавшейся в этот период и закончившейся при следующем правителе подписанием Парижского мира, Россия потерпела поражение. Оно было вызвано недостаточными мерами Николая 1 по реформации страны, технической и экономической отсталостью России. Всё это подготовило основу для правления Александра 2 и дало толчок к проведению им «великих реформ».
Сочинение №6
декабрь 1825-март 1855
Период декабрь 1825-март 1855 время правления Николая I. В данный период происходят такие события, процессы: финансовая реформа (1839-1843), реформа государственной деревни (1837-1841), указ «об обязанных крестьянах», систематизация российского законодательства, промышленный переворот, борьба с вольнодумием и революционными настроениями (например: «чугунный цензурный устав», утверждение официальной идеологии самодержавия, ограничение автономии университетов), подавление восстаний в Польше и Венгрии, Крымская война (1853-1856).
Задачами II отделения СЕИВК были кодификация законов и подготовка единого Свода законов. Причиной для этого послужило то, что с издания Соборного Уложения (1649) прошло почти два века, некоторые законодательные акты повторялись, некоторые противоречили. Работу поручили выполнить М.М. Сперанскому, который в 1826 возглавил II отделение СЕИВК. Именно он сформулировал несколько правил для составления нового Свода законов Российской Империи: сокращать длинные формулировки, не трогая суть закона, исключать повторения, распределять по предмету регулирования. М.М. Суперанскому удалось выполнить работу и итогом стало опубликование Полного собрания законов Российской Империи (1830) в 45 томах и издание Свода действующих законов Российской империи (1832).
Николай I предпринимал попытки решения крестьянского вопроса, который становился всё острее. Отсутствие рабочий силы тормозило развитие промышленности, незаинтересованность крестьян в результате труда приводило сельское хозяйство в упадок, крестьяне стали выражать недовольство, а общественные деятели требовали решения этого вопроса. Это стало причиной предпринятых мер Николаем Павловичем по решению крестьянского вопроса. Так было запрещено продавать крестьян с торга с раздроблением семей, платить ими долги и дарить их. В 1837-1841 была проведена реформа государственных крестьян П.Д. Киселёвым, которая вводила крестьянское самоуправление, наделяла малоземельных крестьян землёй, упорядочивала налогообложение. Итогом реформы стало улучшение правового и материального положения крестьян. В 1842 был издан указ «об обязанных крестьянах», по которому помещик мог по своему желанию прекратить личную зависимость крестьян, но те были обязаны выполнять крестьянские повинности (барщина, оброк).
Данный период сложно оценить однозначно с одной стороны упорядочивание законов, промышленный переворот, облегчение жизни крестьянам, но с другой стороны контроль над населением, борьба с инакомыслием, ограничение автономии университетов. Так реформа П. Д. Киселёва способствовала моральной подготовке общества к отмене крепостного права (1861) и её опыт был использован Александром II, например, опыт создания органов крестьянского самоуправления.
Сочинение №7
сентябрь 1689 – январь 1725
Период с сентября 1689 по январь 1725 года относится к правлению Петра I и характеризуется проведением масштабных реформ.
Необходимо описать личность правителя, так как в условиях самодержавной монархии его убеждения и характер формировали общий курс государства. Петр I стремился европеизировать Россию для улучшения её положения. Царь лично ездил в Европу для обучения; с юности учился военному мастерству (например, им были созданы потешные полки – Семеновский и Преображенский).
Петр I вел активную внешнюю политику. Среди всех событий выделяется Северная война 1700 – 1721 годов. Одной из главных причин для ведения войны со Швецией стала необходимость получить выход к морю для установления связей с Европейскими государствами. Ключевой победой на суше являлась Полтавская битва 1709 года, в которой проявил себя главный сподвижник Петра – А. Меншиков. По итогу войны к России были присоединены Ям, Копорье, Орешек; страна получила выход к Балтике. В 1703 году был заложен Санкт-Петербург, куда впоследствии Петр перенес столицу. В 1721 году после подписания Ништадского мира, завершившего войну, Петра I провозгласили императором.
Кроме того, Северная война стала стимулом и причиной для проведения многих реформ, так как они могли бы обеспечить её нужды. Так, была проведена рекрутская реформа, следствием которой стало появление в стране регулярной армии. Также, Петр способствовал развитию мануфактур, продукция которых снабжала армию. Ключевой личностью здесь являлся Демидов – уральский промышленник, владелец крупнейших металлургических мануфактур. Он активно развивал свою отрасль, был одним из сподвижников императора.
Среди других реформ важно упомянуть указ о престолонаследии, позволявший императору самому выбирать наследника престола и изменять свой выбор. Он стал одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов после смерти Петра.
Перечисленные события, наряду с другими преобразованиями (указом о единонаследии, политикой протекционизма, изменениями в культуре) позволили Петру I в короткий срок модернизировать страну.
Данный период повлиял на всю последующую историю России: мощный импульс петровскому курсу дала Екатерина
Сочинение №8
1689 – 1721 гг.
Период 1689 – 1721 гг. является временем правления Петра 1. Этот период характеризуется созданием военно-морского флота, образованием губерний, Северной войной, учреждением Сената и Синода, изданием указа о единонаследии, о престолонаследии, политикой меркантилизма и протекционизма.
В этот период был создан военно-морской флот. Причиной этого было то, что Россия на тот момент до сих пор не имела своего флота, вследствие чего отставала от других стран и что могло грозить поражениями, что и произошло после азовского похода 1695 г. Поражение в этом походе показало важность создания военно-морского флота. Важную роль здесь сыграл Петр 1. Он умел извлекать уроки из поражений, поэтому сразу после азовского похода 1695 г. отдал приказ строить флот в Воронеже. Для этого он выписал иностранных инженеров, прибыл в Воронеж и сам лично принимал участие в строительстве. Из-за недостатка средств Петр 1 инициировал богатых землевладельцев объединяться в кумпанства, которые также занимались строительством кораблей и их снаряжением. Следствием этого события стала победа в азовском походе 1696 года, а также победа в решающих морских сражениях Северной войны (Гангутское, Гренгамское). Заложенный Петром 1 флот стал основой для современного флота России.
Также в этот период был заключен Ништадтский мир со Швеций. Причиной этому стала необходимость закончить Северную войну и определить её итоги. Важную роль в этом событии сыграл Остерман. Будучи сподвижником Петра 1, он отправился в Швецию для заключения мира. Он вел переговоры со шведским дипломатом. Важной его заслугой стало то, что ему удалось удержать по условиям договора город Выборг за Россией, хотя Петр 1 считал, что его придется отдать шведам, чтобы закончить продолжительную войну. В итоге между российской делегацией в составе с Остерманом и шведской был заключен выгодный для России мир. Следствием заключения Ништадского мира стало окончание Северной войны, по условиям этого договора Россия получила во владение Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии, то есть был получен выход в Балтийское море, и, таким образом, повышен международный авторитет, что сделало возможным провозгласить Россию – Империей, а Петра 1 – Императором.
Влияние этого периода на дальнейшую историю России состоит в том, что был издан указ о престолонаследии, по которому император сам мог назначать себе наследника, стал одной из ключевых причин начала эпохи дворцовых переворотов. Другой указ – о единонаследии, вызвал недовольство среди множества дворян и был отменен при Анне Иоанновне. Победа в Северной войне в этом периоде привела к русско-шведской войне 1741—1743 гг, так как Швеция хотела вернуть утраченные земли.