сбор дани в древней руси назывался

Полюдье (сбор дани) в Древней Руси

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси называлсяО полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Одно из последних упоминаний о полюдье относится к 1190 году – времени правления в Суздальском княжестве – князя Всеволода Юрьевича (сына Юрия Долгорукого), прозванного Большим Гнездом.

Источник

Полюдье (сбор дани) в Древней Руси

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси называлсяО полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Одно из последних упоминаний о полюдье относится к 1190 году – времени правления в Суздальском княжестве – князя Всеволода Юрьевича (сына Юрия Долгорукого), прозванного Большим Гнездом.

Источник

Сбор дани в древней руси назывался

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси назывался

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси назывался

Дни нашей славы запись закреплена

Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9 – 12 веках. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких вот «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры на тему того, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно также захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввёл князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и расширением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов. путем продажи на рынке в Византии полученных в ходе сбора дани товаров. Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях относится к 10 веку. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения упоминается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и также относится ко второй половине 10 века. Это позволяет судить, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10 века.

В данном трактате, полюдье описывается таким образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью. русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию для того, чтобы там на рынке сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и другие товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее, данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели, но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян, княгиня Ольга проводит налоговую реформу и вводит новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог, позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался непосредственно князю в Киев. Поездки дружинников по территориям прекратились, а вместе с ними и кормления.

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича в 966 году, а позднее, в 982 году и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 году. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась вплоть до середины 19 века на отдаленных глухих территориях России. Полюдье также взимали в ряде других стран, например, в странах Африки.

Странности летописного рассказа

Помните летописный рассказ о смерти киевского князя Игоря Рюриковича? Он отправился в полюдье к древлянам, жившим северо-западнее Киева. Собрав с них установленную дань, князь двинулся дальше, но затем вернулся, то ли намереваясь получить дань второй раз в один год, то ли решив, что древляне ему чего-то недодали (тут толкования историков расходятся). При этом князь отпустил домой большую часть сопровождавших его воинов. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Византийский историк Лев Дьякон сообщает, что Игоря привязали к верхушкам двух пригнутых к земле деревьев, а затем их отпустили — и князь был разорван надвое.

Этот рассказ о смерти князя Игоря был, наверное, всем понятен в Киевской Руси X—XI веков. Другое дело — в наши дни. Сразу появляются вопросы. Вот только главные из них: что такое полюдье, только ли в Древней Руси правители ходили полюдьем, каково место полюдья в истории общества? Почему древляне подвергли Игоря именно такой казни? Почему его похоронили в земле древлян, а не сожгли в ладье на погребальном костре, как подобало бы, когда погребают знатного человека Руси?

Древнерусское полюдье представляло собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани.
Сведения о полюдье на Руси мы находим во многих древнерусских источниках, а также в источниках арабских, византийских, скандинавских. Около 948 года византийский император Константин Багрянородный на основе расспросов приезжих славян называет сроки полюдья (ноябрь — апрель), дает его маршрут, перечисляя племена, по землям которых оно следовало.

Академик Б. Л. Рыбаков обосновал предположение, что полюдье существовало и у скифов времен Геродота (V век до новой эры), а у вятичей и других племенных союзов восточных славян — еще до их объединения Киевской Русью. Он также вычертил на карте круговой маршрут киевского великокняжеского полюдья.

На территории нынешней Украины и юга России существовало прежде, вероятно, полюдье правителей дославянских государств — не только скифских царей, но, может быть, также готских королей, каганов гуннских, аварских, тюркских. В каждом из славянских племенных союзов, или княжений, было свое собственное полюдье. С образованием Киевской Руси полюдье киевского великого князя как бы «наложилось» на эти местные.

С середины X века система сбора дани совершенствуется княгиней Ольгой (см. выше) Однако с распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних — на всё более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины — в Полесье и на Карпатах — полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, мёда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями. Вместе с тем все большую долю дани составляла денежная подать.
В складывавшемся Русском государстве полюдье постепенно утратило свое значение основного способа отчуждения феодальной ренты, лишь на северных и восточных окраинах примерно таким же образом собирали дань («ясак») с местных «князьцов». Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Заодно, как и в старину, по пути вершили суд, собирали подношения.

Источник

Сбор дани в древней руси назывался

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси назывался

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси назывался

Исторические очерки запись закреплена

ПОЛЮДЬЕ НА РУСИ
Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9 – 12 веках. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких вот «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры на тему того, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно также захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввёл князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и расширением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов. путем продажи на рынке в Византии полученных в ходе сбора дани товаров. Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях относится к 10 веку. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения упоминается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и также относится ко второй половине 10 века. Это позволяет судить, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10 века.

В данном трактате, полюдье описывается таким образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью. русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию для того, чтобы там на рынке сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и другие товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее, данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели, но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян, княгиня Ольга проводит налоговую реформу и вводит новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог, позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался непосредственно князю в Киев. Поездки дружинников по территориям прекратились, а вместе с ними и кормления.

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича в 966 году, а позднее, в 982 году и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 году. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась вплоть до середины 19 века на отдаленных глухих территориях России. Полюдье также взимали в ряде других стран, например, в странах Африки.

Странности летописного рассказа

Помните летописный рассказ о смерти киевского князя Игоря Рюриковича? Он отправился в полюдье к древлянам, жившим северо-западнее Киева. Собрав с них установленную дань, князь двинулся дальше, но затем вернулся, то ли намереваясь получить дань второй раз в один год, то ли решив, что древляне ему чего-то недодали (тут толкования историков расходятся). При этом князь отпустил домой большую часть сопровождавших его воинов. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Византийский историк Лев Дьякон сообщает, что Игоря привязали к верхушкам двух пригнутых к земле деревьев, а затем их отпустили — и князь был разорван надвое.

Этот рассказ о смерти князя Игоря был, наверное, всем понятен в Киевской Руси X—XI веков. Другое дело — в наши дни. Сразу появляются вопросы. Вот только главные из них: что такое полюдье, только ли в Древней Руси правители ходили полюдьем, каково место полюдья в истории общества? Почему древляне подвергли Игоря именно такой казни? Почему его похоронили в земле древлян, а не сожгли в ладье на погребальном костре, как подобало бы, когда погребают знатного человека Руси?

Древнерусское полюдье представляло собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани.
Сведения о полюдье на Руси мы находим во многих древнерусских источниках, а также в источниках арабских, византийских, скандинавских. Около 948 года византийский император Константин Багрянородный на основе расспросов приезжих славян называет сроки полюдья (ноябрь — апрель), дает его маршрут, перечисляя племена, по землям которых оно следовало.

Академик Б. Л. Рыбаков обосновал предположение, что полюдье существовало и у скифов времен Геродота (V век до новой эры), а у вятичей и других племенных союзов восточных славян — еще до их объединения Киевской Русью. Он также вычертил на карте круговой маршрут киевского великокняжеского полюдья.

На территории нынешней Украины и юга России существовало прежде, вероятно, полюдье правителей дославянских государств — не только скифских царей, но, может быть, также готских королей, каганов гуннских, аварских, тюркских. В каждом из славянских племенных союзов, или княжений, было свое собственное полюдье. С образованием Киевской Руси полюдье киевского великого князя как бы «наложилось» на эти местные.

С середины X века система сбора дани совершенствуется княгиней Ольгой (см. выше) Однако с распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних — на всё более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины — в Полесье и на Карпатах — полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, мёда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями. Вместе с тем все большую долю дани составляла денежная подать.
В складывавшемся Русском государстве полюдье постепенно утратило свое значение основного способа отчуждения феодальной ренты, лишь на северных и восточных окраинах примерно таким же образом собирали дань («ясак») с местных «князьцов». Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Заодно, как и в старину, по пути вершили суд, собирали подношения.

Источник

Сбор дани в древней руси назывался

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси назывался

Сбор полюдья в Древней Руси (XV век)

Сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории.

В середине X века полюдье было организовано так. Каждый год в ноябре великий князь вместе с дружиной выходил из Киева и объезжал земли покорённых племён. Сначала он посещал древлян, затем — дреговичей, кривичей и, наконец, северян. Основные пункты сбора дани назывались становищами. Это были племенные центры, на месте которых впоследствии возникли города. Многие из них существуют до сих пор. Так, в землях древлян дружина князя посещала Малин, Овруч и Искоростень (современный Коростень). Далее полюдье возвращалось к Днепру и двигалось вверх по реке, останавливаясь в Рогачёве и Речице. Затем дружина переезжала в земли кривичей, посещая Оршу и Смоленск. Дальнейший путь пролегал по землям северян — через Новгород-Северский, Чернигов и Вышеград. Совершив зимой круговое путешествие, сборщики дани возвращались в Киев. В апреле, когда вскрывались реки, они грузили собранные товары на лодки и отправлялись вниз по Днепру в Чёрное море, к Константинополю.

Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов. Но, кроме выплаты натуральных продуктов (меха, воска и мёда), полюдье предполагало многочисленные отработки — строительство становищ, мощение гатей, гужевую повинность, строительство и оснастку кораблей.

Первоначально полюдье напоминало, по выражению одного историка, «молодецкий разбой». Но к середине X века установились определённые правила, которые регулировали размер собираемой дани. Их нарушение могло привести к серьёзным последствиям. Примером является известный летописный рассказ о смерти князя Игоря. К концу его правления дань в землях древлян стал собирать отряд варяга Свенельда. Узнав об этом, дружинники Игоря обратились к князю: «Пойдём, князь, с нами за данью, и ты себе добудешь, и мы». Несмотря на протесты древлян, Игорь собрал дань с древлян повторно — в дополнение к той, что уже взял Свенельд. Собрав по этому случаю вече, древляне постановили княжеский отряд перебить, а самого Игоря казнить.

Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам, в частности сожгла их столичный град Искоростень. Но для нас интереснее всего то, что, расправившись с убийцами мужа, Ольга всё же поспешила исправить его ошибки. Утвердившись на киевском престоле, она отправилась в поездку по подвластным ей территориям, установила твёрдые нормы сбора дани и сам порядок проведения полюдья. Считается, что в период с 945 по 947 год ею были введены «уроки» (или «уставы») и «погосты». Под «уроками» понимался установленный на много лет размер дани, а под «погостами» — места её сбора. Слово «погост» произошло от «гостить» и означает место временного пребывания князя и его дружины.

сбор дани в древней руси назывался. Смотреть фото сбор дани в древней руси назывался. Смотреть картинку сбор дани в древней руси назывался. Картинка про сбор дани в древней руси назывался. Фото сбор дани в древней руси назывался

Пахарь с сохой и сеятель. Миниатюра из Лицевого летописного свода (1560—1570-е годы)

Погосты создавались в отдалённых от Киева местах (1—2 месяца пути). Они представляли собой небольшие укреплённые пункты со своими гарнизонами и администрацией. Рядом должны были проживать и трудиться зависимые крестьяне, обеспечивавшие поселение едой. Администрация погостов, видимо, самостоятельно организовывала и сбор дани, и её отправку в Киев.

Значение нововведений Ольги гораздо шире, чем просто упорядочивание сбора дани. Фактически она провела первую в истории Руси экономическую реформу. В итоге полюдье, которое вначале было силовым изъятием военной добычи у покорённых племён, преобразовалось в сбор заранее известных налогов по заранее известным правилам. Новый порядок сбора полюдья оказался весьма живучим, просуществовав, по некоторым данным, до XIV столетия.

Подати в Древней Руси опирались на земледелие как на основное занятие восточных славян. Они устанавливались либо «с дыма» — с крестьянского двора, хозяйства, либо «с рала» или «с сохи» — с пахотной земли. Во втором случае величина налога зависела от площади земли или от количества людей, задействованных в её обработке.

Помимо налогов, существовала «вира» — денежный штраф за какое-то нарушение или преступление. Так, штраф за убийство человека составлял 40 гривен. Для того времени это было большой суммой. В одиночку выплатить её было невозможно, поэтому штраф налагался на всю общину, которая платила его за преступника, но самого убийцу брала «на поруки».

Сборщиков судебных штрафов (судебных приставов) называли «вирниками». Согласно Русской Правде, для решения дела о судебном штрафе вирнику давалась одна неделя. На это время он и его слуги обеспечивались всем необходимым со стороны населения «градов и весей», где собирались штрафы. На неделю им полагалось 7 вёдер солода, туша овцы либо половина говяжьей туши — или же 2 ногаты (серебряные монеты) деньгами. Каждый день вирник должен был получать по две курицы, а в среду и пятницу — дополнительно большую порцию сыра (ценой в резану). Ему и его сопровождающим предоставляли хлеб и пшено «колько могут изъясти». Кроме того, население должно было содержать и кормить до четырёх коней, на которых приехали вирник и его слуги.

В течение X века полюдье, которое вначале было силовым изъятием военной добычи у покорённых племён, преобразовалось в сбор заранее известных налогов по заранее оговорённым правилам

Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *