савия сираева биография семья дети фото

Савия сираева биография семья дети фото

савия сираева биография семья дети фото. Смотреть фото савия сираева биография семья дети фото. Смотреть картинку савия сираева биография семья дети фото. Картинка про савия сираева биография семья дети фото. Фото савия сираева биография семья дети фотоСегодня памятный день в жизни актрисы Савии Гимадлисламовны Сираевой, которая уже много лет беззаветно служит башкирскому театру.

Савия Сираева родилась 5 января 1934 года в деревне Староисаево Нуримановского района Башкирской АССР. Семья Сираевых была многодетной, Савия стала последним, двенадцатым ребенком. С самого детства она любила петь и танцевать, с удовольствием участвовала в самодеятельных спектаклях в сельском клубе. Отец хорошо играл на скрипке, братья виртуозно исполняли народные песни на гармошке, часто выступали дуэтом.

Ее творческий путь, как и вся жизнь, не был усыпан розами. Как раз наоборот, судьба постоянно преподносила одно испытание за другим. Но она всегда верила в свои силы, не ждала подарков от судьбы, сама была себе опорой, и смело преодолевала все трудности. Мать Гульямал всегда говорила дочери: «Балам, когда очень тяжело – посмотри вокруг, кому-то ведь еще тяжелее…».

Родителей Савия Гимадлисламовна всегда вспоминает с особой теплотой и не перестает восхищаться их добротой и мудростью. От них актриса унаследовала талант, душевную красоту и терпение, как младший ребенок в семье получила чуть больше внимания и нежности.

Никогда не забывает актриса и свою родную деревню Староисаево. «Между двух улочек – речка Яланды. Мы с утра купались в ней. Чистили большие медные самовары, соревновались, у кого чище, а потом рыбу ловили», вспоминает она.

Детство Савии Гимадлисламовны пришлось на суровые годы войны. Четверо братьев ушли на фронт. Семье пришлось испытать и голод, и холод. Но почему-то не было страха или паники, все были уверены, что наша армия обязательно победит фашистов, и жизнь непременно наладится.

После окончания Старокулевской восьмилетней школы Савия Сираева приехала в Уфу и без экзаменов поступила в Уфимское государственное театрально-художественное училище (ныне Уфимское училище искусств). Ей сильно повезло с педагогом – училась она в классе знаменитого режиссера Хазиахмета Бухарского. Актерскому мастерству, сценической речи и пластике их курс обучали корифеи театра Шаура Муртазина, Лек Валеев и Рим Сыртланов. Училась Савия Гимадлисламовна легко и вдохновенно, перенимая каждое слово, жест и взгляд учителей.

Еще в училище она играла Любовь Шевцову из «Молодой гвардии» в постановке заслуженного артиста РСФСР Федора Крашенинникова, затем активную колхозницу Сулумбику в спектакле «Сакмар» по пьесе Сагита Мифтахова. В преддипломных спектаклях Савия Сираева успешно справилась со сложной ролью Вассы Железновой в спектакле по пьесе Максима Горького на татарском и русском языках, хотя по-русски актриса тогда говорила с трудом. В спектакле «Свадьба с приданым» молоденькой девушке пришлось перевоплотиться в старушку Лукерью.

После окончания училища Савия Гимадлисламовна до 1953 года работала в Башгосфилармонии: участвовала в декадах искусства, выступала в ансамбле Файзи Гаскарова, пела в хоре.

Затем судьба привела ее в Салаватский драматический театр, где она создала более двадцати образов в спектаклях русской и башкирской классической драматургии. Ей сразу же выпала серьезная роль Гульнисы в спектакле «Райса» Нажиба Асанбаева. Савии Сираевой пришлось показать глубоко психологический, но отрицательный образ немолодой женщины, которая ради счастья своей дочери поступает жестоко по отношению к другим. Актриса блестяще справилась с этой сложной задачей, роль принесла ей истинное удовлетворение и показала высокий творческий потенциал Савии Гимадлисламовны.

С 1964 года она работала в Башкирском академическом театре драмы, с 1989 года – в Уфимском театре юного зрителя, с 1993 года – в Уфимском татарском театре «Нур». Савия Сираева получила широкую известность как актриса острохарактерных и комедийных ролей. С 1987 года является членом Союза театральных деятелей Республики Башкортостан.

За многие годы создала запоминающиеся образы в спектаклях «Башмагым» Хабибуллы Ибрагимова (Жихан), «Похищение девушки» Мустая Карима (Сабира), «Измена предкам» Фарита Богданова (Гулира), «Три аршина земли» Аяза Гилязова (Таифа), «Одинокая» Туфана Миннуллина (Разия), «Убей меня, голубчик» Азиза Несина (Сайда) и других.

Как режиссер Савия Сираева поставила в театре «Нур» спектакль «Лесная сказка» Сайфи Кудаша. За эту постановку она была удостоена премии фестиваля детских постановок «Колонсак» за лучшую режиссуру. Снималась в роли Марьям в телевизионном фильме «Ай кызы» («Дочь луны»). Играла во многих радиоспектаклях.

За значительный вклад в развитие национального театра Савия Гимадлисламовна удостоена почетных званий заслуженной артистки России, народной артистки Башкирской АССР и Республики Татарстан. Награждалась почетной грамотой Совета Министров СССР, знаком «За отличие в культуре» Министерства культуры Российской Федерации.

Савия Гимадлисламовна и сегодня ведет активную жизнь. До сих пор играет на сцене, заряжая зрителей своим оптимизмом, жизнелюбием и добрым юмором. Много лет является ведущей юмористических передач на радио «Шарк». Передает молодым актерам свой богатый опыт. Любит встречаться с земляками-нуримановцами. Не забывает и родное село, в Староисаево живет один из ее братьев.

Без сцены Савия Сираева не представляет своего существования. Актриса говорит: «С самого начала своей артистической карьеры мне приходилось работать с поистине великими представителями литературы, поэзии, драматургии и сцены, перед которыми я преклонялась. У них я научилась болеть театром. Нынешнее поколение молодых актеров с точки зрения профессиональной подготовки, возможно, превосходит нас тогдашних, но этого не всегда оказывается достаточно, необходима еще постоянная полная самоотдача, жертвенность. Но большинство молодых артистов ходят в театр на работу, а не жить, как мы когда то. За главными ролями я никогда не гонялась, соглашалась на любое предложение всю жизнь. Даже маленькая эпизодическая роль становилась для меня более интересной и дорогой по творческим переживаниям, чем иная главная. На сцене всегда стараюсь выразиться максимально, вне зависимости от того, состоит моя роль из одного единственного выхода, одной реплики и даже слова, или занимает весь спектакль. Безумно люблю свою профессию, дороже ею, горжусь и готова служить ей без остатка. Театр отвечает мне тем же. Я благодарна судьбе, что она свела нас вместе…».

Источник

СИРАЕВА

САВИЯ ГИМАДЛИСЛАМОВНА

Почетный гражданин Уфы

Заслуженная артистка Российской Федерации (2007)

Народная артистка Республики Башкортостан (1989)

Народная артистка Республики Татарстан (2000)
Савия Сираева родилась 5 января 1934 года в деревне Староисаево Нуримановского района Башкирской АССР. Семья Сираевых была многодетной, Савия стала последним, двенадцатым ребенком. С самого детства она любила петь и танцевать, с удовольствием участвовала в самодеятельных спектаклях в сельском клубе. После окончания Старокулевской восьмилетней школы Савия Сираева приехала в Уфу и без экзаменов поступила в Уфимское государственное театрально-художественное училище (ныне Уфимское училище искусств). Ей сильно повезло с педагогом – училась она в классе знаменитого режиссера Хазиахмета Бухарского. Актерскому мастерству, сценической речи и пластике их курс обучали корифеи театра Шаура Муртазина, Лек Валеев и Рим Сыртланов. Училась Савия Гимадлисламовна легко и вдохновенно, перенимая каждое слово, жест и взгляд учителей. После окончания училища Савия Гимадлисламовна до 1953 года работала в Башгосфилармонии: участвовала в декадах искусства, выступала в ансамбле Файзи Гаскарова, пела в хоре.
Сираева Савия свою творческую биографию начала с 1960 года в Салаватском государственном башкирском театре драмы Республики Башкортостан, где создала более 20 образов в спектаклях. В 1993 году Сираева С. Г., будучи ведущим мастером сцены, по праву стала наставником творческой молодежи в коллективе Уфимского государственного татарского театра «Нур». Ее зрелое мастерство сыграло огромную роль в становлении творческого коллектива. Она была занята в ведущих ролях репертуара театра.
Диапазон ее дарования позволил актрисе раскрыться еще одной гранью творчества в режиссерской работе. Спектакль для детей по поэме С. Кудаша «Лесная сказка» в постановке Сираевой С. Г. стал лауреатом II республиканского фестиваля детских спектаклей «Колонсак – 2000» и был награжден призом в номинации «самая оригинальная постановка».
Савия Гимадлисламовна приняла участие в съемках киносериала «Дочь луны» (режиссер Нурмухаметов А.). Осуществила дублирование на башкирский язык десятки телевизионных фильмов. И по сей день она активно участвует в творческой жизни театра, систематически ведет цикл радиопередач на республиканском радио.

Играет в спектаклях

Галима «ХАДЖИ ЭФЕНДИ ЖЕНИТСЯ» Ш. Камала

Мама «Белое платье моей матери» Ш. Хусаинова

Авдаки «Зятья Гергери» Т. Миннуллина

Камиля «Похищение девушки» М. Карима

Биби «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозеров

савия сираева биография семья дети фото. Смотреть фото савия сираева биография семья дети фото. Смотреть картинку савия сираева биография семья дети фото. Картинка про савия сираева биография семья дети фото. Фото савия сираева биография семья дети фото

Играла в спектаклях

Хатира «Платочек юности моей» Т. Миннуллина
Бибиасма «Осень» Г. Исхаки
Сайда «Убей меня, голубчик!» А. Несина
Тутыя ханум «Не ожесточай сердце свое» Р. Кол – Давлета
Таифа «Три аршина земли» А. Гилязева
Марфуга «Ясновидец» З. Хакима
Сайма «Волосатое чудо» Амануллы
Жихан «Аршин мал алан» У. Гаджибекова
Разия «Одинокая» Т. Миннуллина
Женщина «Сновидение» М. Гилязова
Колдунья «Колдунья» Н. Гиматдиновой
Мать Марьям «Черно-белые чудеса» И. Бикбулатовой
Галимабану «Галиябану» М. Файзи
Курбанбикэ «Вечернее застолье» М. Карима
Бабушка Феридэ «Птичка певчая» Р.Н. Гюнтекин
Сваха Мигри «Зятек» Х. Ибрагимов
Тутакай «На совином повороте» Ф. Бигашева
Нагима «Банкрот» Г. Камала
Тетушка «По соседству мы живем» Аманулла
Жихан «Опаленные песней» М. Файзи
Ак эби «Озеро моей души» Р. Нурлыгаянов
Марфуга эби «История одного недоразумения» В. Жеребцов

Пресса

Гюльнара ИКСАНОВА
«Республика Башкортостан» № 33 от 19 февраля 2009 г.

Лилия Сахабутдинова.
Культура // Персона

Источник

Актриса по истинному призванию души (К юбилею Савии Сираевой)

Сегодня памятный день в жизни актрисы Савии Гимадлисламовны Сираевой, которая уже много лет беззаветно служит башкирскому театру.

Савия Сираева родилась 5 января 1934 года в деревне Староисаево Нуримановского района Башкирской АССР. Семья Сираевых была многодетной, Савия стала последним, двенадцатым ребенком. С самого детства она любила петь и танцевать, с удовольствием участвовала в самодеятельных спектаклях в сельском клубе. Отец хорошо играл на скрипке, братья виртуозно исполняли народные песни на гармошке, часто выступали дуэтом.

Ее творческий путь, как и вся жизнь, не был усыпан розами. Как раз наоборот, судьба постоянно преподносила одно испытание за другим. Но она всегда верила в свои силы, не ждала подарков от судьбы, сама была себе опорой, и смело преодолевала все трудности. Мать Гульямал всегда говорила дочери: «Балам, когда очень тяжело – посмотри вокруг, кому-то ведь еще тяжелее…».

Родителей Савия Гимадлисламовна всегда вспоминает с особой теплотой и не перестает восхищаться их добротой и мудростью. От них актриса унаследовала талант, душевную красоту и терпение, как младший ребенок в семье получила чуть больше внимания и нежности.

Никогда не забывает актриса и свою родную деревню Староисаево. «Между двух улочек – речка Яланды. Мы с утра купались в ней. Чистили большие медные самовары, соревновались, у кого чище, а потом рыбу ловили», вспоминает она.

Детство Савии Гимадлисламовны пришлось на суровые годы войны. Четверо братьев ушли на фронт. Семье пришлось испытать и голод, и холод. Но почему-то не было страха или паники, все были уверены, что наша армия обязательно победит фашистов, и жизнь непременно наладится.

После окончания Старокулевской восьмилетней школы Савия Сираева приехала в Уфу и без экзаменов поступила в Уфимское государственное театрально-художественное училище (ныне Уфимское училище искусств). Ей сильно повезло с педагогом – училась она в классе знаменитого режиссера Хазиахмета Бухарского. Актерскому мастерству, сценической речи и пластике их курс обучали корифеи театра Шаура Муртазина, Лек Валеев и Рим Сыртланов. Училась Савия Гимадлисламовна легко и вдохновенно, перенимая каждое слово, жест и взгляд учителей.

Еще в училище она играла Любовь Шевцову из «Молодой гвардии» в постановке заслуженного артиста РСФСР Федора Крашенинникова, затем активную колхозницу Сулумбику в спектакле «Сакмар» по пьесе Сагита Мифтахова. В преддипломных спектаклях Савия Сираева успешно справилась со сложной ролью Вассы Железновой в спектакле по пьесе Максима Горького на татарском и русском языках, хотя по-русски актриса тогда говорила с трудом. В спектакле «Свадьба с приданым» молоденькой девушке пришлось перевоплотиться в старушку Лукерью.

После окончания училища Савия Гимадлисламовна до 1953 года работала в Башгосфилармонии: участвовала в декадах искусства, выступала в ансамбле Файзи Гаскарова, пела в хоре.

Затем судьба привела ее в Салаватский драматический театр, где она создала более двадцати образов в спектаклях русской и башкирской классической драматургии. Ей сразу же выпала серьезная роль Гульнисы в спектакле «Райса» Нажиба Асанбаева. Савии Сираевой пришлось показать глубоко психологический, но отрицательный образ немолодой женщины, которая ради счастья своей дочери поступает жестоко по отношению к другим. Актриса блестяще справилась с этой сложной задачей, роль принесла ей истинное удовлетворение и показала высокий творческий потенциал Савии Гимадлисламовны.

С 1964 года она работала в Башкирском академическом театре драмы, с 1989 года – в Уфимском театре юного зрителя, с 1993 года – в Уфимском татарском театре «Нур». Савия Сираева получила широкую известность как актриса острохарактерных и комедийных ролей. С 1987 года является членом Союза театральных деятелей Республики Башкортостан.

За многие годы создала запоминающиеся образы в спектаклях «Башмагым» Хабибуллы Ибрагимова (Жихан), «Похищение девушки» Мустая Карима (Сабира), «Измена предкам» Фарита Богданова (Гулира), «Три аршина земли» Аяза Гилязова (Таифа), «Одинокая» Туфана Миннуллина (Разия), «Убей меня, голубчик» Азиза Несина (Сайда) и других.

Как режиссер Савия Сираева поставила в театре «Нур» спектакль «Лесная сказка» Сайфи Кудаша. За эту постановку она была удостоена премии фестиваля детских постановок «Колонсак» за лучшую режиссуру. Снималась в роли Марьям в телевизионном фильме «Ай кызы» («Дочь луны»). Играла во многих радиоспектаклях.

За значительный вклад в развитие национального театра Савия Гимадлисламовна удостоена почетных званий заслуженной артистки России, народной артистки Башкирской АССР и Республики Татарстан. Награждалась почетной грамотой Совета Министров СССР, знаком «За отличие в культуре» Министерства культуры Российской Федерации.

Савия Гимадлисламовна и сегодня ведет активную жизнь. До сих пор играет на сцене, заряжая зрителей своим оптимизмом, жизнелюбием и добрым юмором. Много лет является ведущей юмористических передач на радио «Шарк». Передает молодым актерам свой богатый опыт. Любит встречаться с земляками-нуримановцами. Не забывает и родное село, в Староисаево живет один из ее братьев.

Без сцены Савия Сираева не представляет своего существования. Актриса говорит: «С самого начала своей артистической карьеры мне приходилось работать с поистине великими представителями литературы, поэзии, драматургии и сцены, перед которыми я преклонялась. У них я научилась болеть театром. Нынешнее поколение молодых актеров с точки зрения профессиональной подготовки, возможно, превосходит нас тогдашних, но этого не всегда оказывается достаточно, необходима еще постоянная полная самоотдача, жертвенность. Но большинство молодых артистов ходят в театр на работу, а не жить, как мы когда то. За главными ролями я никогда не гонялась, соглашалась на любое предложение всю жизнь. Даже маленькая эпизодическая роль становилась для меня более интересной и дорогой по творческим переживаниям, чем иная главная. На сцене всегда стараюсь выразиться максимально, вне зависимости от того, состоит моя роль из одного единственного выхода, одной реплики и даже слова, или занимает весь спектакль. Безумно люблю свою профессию, дороже ею, горжусь и готова служить ей без остатка. Театр отвечает мне тем же. Я благодарна судьбе, что она свела нас вместе…».

Источник

Актриса по истинному призванию души (К юбилею Савии Сираевой)

Сегодня памятный день в жизни актрисы Савии Гимадлисламовны Сираевой, которая уже много лет беззаветно служит башкирскому театру.

Савия Сираева родилась 5 января 1934 года в деревне Староисаево Нуримановского района Башкирской АССР. Семья Сираевых была многодетной, Савия стала последним, двенадцатым ребенком. С самого детства она любила петь и танцевать, с удовольствием участвовала в самодеятельных спектаклях в сельском клубе. Отец хорошо играл на скрипке, братья виртуозно исполняли народные песни на гармошке, часто выступали дуэтом.

Ее творческий путь, как и вся жизнь, не был усыпан розами. Как раз наоборот, судьба постоянно преподносила одно испытание за другим. Но она всегда верила в свои силы, не ждала подарков от судьбы, сама была себе опорой, и смело преодолевала все трудности. Мать Гульямал всегда говорила дочери: «Балам, когда очень тяжело – посмотри вокруг, кому-то ведь еще тяжелее…».

Родителей Савия Гимадлисламовна всегда вспоминает с особой теплотой и не перестает восхищаться их добротой и мудростью. От них актриса унаследовала талант, душевную красоту и терпение, как младший ребенок в семье получила чуть больше внимания и нежности.

Никогда не забывает актриса и свою родную деревню Староисаево. «Между двух улочек – речка Яланды. Мы с утра купались в ней. Чистили большие медные самовары, соревновались, у кого чище, а потом рыбу ловили», вспоминает она.

Детство Савии Гимадлисламовны пришлось на суровые годы войны. Четверо братьев ушли на фронт. Семье пришлось испытать и голод, и холод. Но почему-то не было страха или паники, все были уверены, что наша армия обязательно победит фашистов, и жизнь непременно наладится.

После окончания Старокулевской восьмилетней школы Савия Сираева приехала в Уфу и без экзаменов поступила в Уфимское государственное театрально-художественное училище (ныне Уфимское училище искусств). Ей сильно повезло с педагогом – училась она в классе знаменитого режиссера Хазиахмета Бухарского. Актерскому мастерству, сценической речи и пластике их курс обучали корифеи театра Шаура Муртазина, Лек Валеев и Рим Сыртланов. Училась Савия Гимадлисламовна легко и вдохновенно, перенимая каждое слово, жест и взгляд учителей.

Еще в училище она играла Любовь Шевцову из «Молодой гвардии» в постановке заслуженного артиста РСФСР Федора Крашенинникова, затем активную колхозницу Сулумбику в спектакле «Сакмар» по пьесе Сагита Мифтахова. В преддипломных спектаклях Савия Сираева успешно справилась со сложной ролью Вассы Железновой в спектакле по пьесе Максима Горького на татарском и русском языках, хотя по-русски актриса тогда говорила с трудом. В спектакле «Свадьба с приданым» молоденькой девушке пришлось перевоплотиться в старушку Лукерью.

После окончания училища Савия Гимадлисламовна до 1953 года работала в Башгосфилармонии: участвовала в декадах искусства, выступала в ансамбле Файзи Гаскарова, пела в хоре.

Затем судьба привела ее в Салаватский драматический театр, где она создала более двадцати образов в спектаклях русской и башкирской классической драматургии. Ей сразу же выпала серьезная роль Гульнисы в спектакле «Райса» Нажиба Асанбаева. Савии Сираевой пришлось показать глубоко психологический, но отрицательный образ немолодой женщины, которая ради счастья своей дочери поступает жестоко по отношению к другим. Актриса блестяще справилась с этой сложной задачей, роль принесла ей истинное удовлетворение и показала высокий творческий потенциал Савии Гимадлисламовны.

С 1964 года она работала в Башкирском академическом театре драмы, с 1989 года – в Уфимском театре юного зрителя, с 1993 года – в Уфимском татарском театре «Нур». Савия Сираева получила широкую известность как актриса острохарактерных и комедийных ролей. С 1987 года является членом Союза театральных деятелей Республики Башкортостан.

За многие годы создала запоминающиеся образы в спектаклях «Башмагым» Хабибуллы Ибрагимова (Жихан), «Похищение девушки» Мустая Карима (Сабира), «Измена предкам» Фарита Богданова (Гулира), «Три аршина земли» Аяза Гилязова (Таифа), «Одинокая» Туфана Миннуллина (Разия), «Убей меня, голубчик» Азиза Несина (Сайда) и других.

Как режиссер Савия Сираева поставила в театре «Нур» спектакль «Лесная сказка» Сайфи Кудаша. За эту постановку она была удостоена премии фестиваля детских постановок «Колонсак» за лучшую режиссуру. Снималась в роли Марьям в телевизионном фильме «Ай кызы» («Дочь луны»). Играла во многих радиоспектаклях.

За значительный вклад в развитие национального театра Савия Гимадлисламовна удостоена почетных званий заслуженной артистки России, народной артистки Башкирской АССР и Республики Татарстан. Награждалась почетной грамотой Совета Министров СССР, знаком «За отличие в культуре» Министерства культуры Российской Федерации.

Савия Гимадлисламовна и сегодня ведет активную жизнь. До сих пор играет на сцене, заряжая зрителей своим оптимизмом, жизнелюбием и добрым юмором. Много лет является ведущей юмористических передач на радио «Шарк». Передает молодым актерам свой богатый опыт. Любит встречаться с земляками-нуримановцами. Не забывает и родное село, в Староисаево живет один из ее братьев.

Без сцены Савия Сираева не представляет своего существования. Актриса говорит: «С самого начала своей артистической карьеры мне приходилось работать с поистине великими представителями литературы, поэзии, драматургии и сцены, перед которыми я преклонялась. У них я научилась болеть театром. Нынешнее поколение молодых актеров с точки зрения профессиональной подготовки, возможно, превосходит нас тогдашних, но этого не всегда оказывается достаточно, необходима еще постоянная полная самоотдача, жертвенность. Но большинство молодых артистов ходят в театр на работу, а не жить, как мы когда то. За главными ролями я никогда не гонялась, соглашалась на любое предложение всю жизнь. Даже маленькая эпизодическая роль становилась для меня более интересной и дорогой по творческим переживаниям, чем иная главная. На сцене всегда стараюсь выразиться максимально, вне зависимости от того, состоит моя роль из одного единственного выхода, одной реплики и даже слова, или занимает весь спектакль. Безумно люблю свою профессию, дороже ею, горжусь и готова служить ей без остатка. Театр отвечает мне тем же. Я благодарна судьбе, что она свела нас вместе…».

Источник

Актриса по истинному призванию души (К юбилею Савии Сираевой)

Сегодня памятный день в жизни актрисы Савии Гимадлисламовны Сираевой, которая уже много лет беззаветно служит башкирскому театру. Савия Сираева родилась 5 января 1934 года в деревне Староисаево Нуримановского района Башкирской АССР. Семья Сираевых была многодетной, Савия стала последним, двенадцатым ребенком. С самого детства она любила петь и танцевать, с удовольствием участвовала в самодеятельных спектаклях в сельском клубе. Отец хорошо играл на скрипке, братья виртуозно исполняли народные песни на гармошке, часто выступали дуэтом. Ее творческий путь, как и вся жизнь, не был усыпан розами. Как раз наоборот, судьба постоянно преподносила одно испытание за другим. Но она всегда верила в свои силы, не ждала подарков от судьбы, сама была себе опорой, и смело преодолевала все трудности. Мать Гульямал всегда говорила дочери: «Балам, когда очень тяжело – посмотри вокруг, кому-то ведь еще тяжелее…». Родителей Савия Гимадлисламовна всегда вспоминает с особой теплотой и не перестает восхищаться их добротой и мудростью. От них актриса унаследовала талант, душевную красоту и терпение, как младший ребенок в семье получила чуть больше внимания и нежности. Никогда не забывает актриса и свою родную деревню Староисаево. «Между двух улочек – речка Яланды. Мы с утра купались в ней. Чистили большие медные самовары, соревновались, у кого чище, а потом рыбу ловили», вспоминает она. Детство Савии Гимадлисламовны пришлось на суровые годы войны. Четверо братьев ушли на фронт. Семье пришлось испытать и голод, и холод. Но почему-то не было страха или паники, все были уверены, что наша армия обязательно победит фашистов, и жизнь непременно наладится. После окончания Старокулевской восьмилетней школы Савия Сираева приехала в Уфу и без экзаменов поступила в Уфимское государственное театрально-художественное училище (ныне Уфимское училище искусств). Ей сильно повезло с педагогом – училась она в классе знаменитого режиссера Хазиахмета Бухарского. Актерскому мастерству, сценической речи и пластике их курс обучали корифеи театра Шаура Муртазина, Лек Валеев и Рим Сыртланов. Училась Савия Гимадлисламовна легко и вдохновенно, перенимая каждое слово, жест и взгляд учителей. Еще в училище она играла Любовь Шевцову из «Молодой гвардии» в постановке заслуженного артиста РСФСР Федора Крашенинникова, затем активную колхозницу Сулумбику в спектакле «Сакмар» по пьесе Сагита Мифтахова. В преддипломных спектаклях Савия Сираева успешно справилась со сложной ролью Вассы Железновой в спектакле по пьесе Максима Горького на татарском и русском языках, хотя по-русски актриса тогда говорила с трудом. В спектакле «Свадьба с приданым» молоденькой девушке пришлось перевоплотиться в старушку Лукерью. После окончания училища Савия Гимадлисламовна до 1953 года работала в Башгосфилармонии: участвовала в декадах искусства, выступала в ансамбле Файзи Гаскарова, пела в хоре. Затем судьба привела ее в Салаватский драматический театр, где она создала более двадцати образов в спектаклях русской и башкирской классической драматургии. Ей сразу же выпала серьезная роль Гульнисы в спектакле «Райса» Нажиба Асанбаева. Савии Сираевой пришлось показать глубоко психологический, но отрицательный образ немолодой женщины, которая ради счастья своей дочери поступает жестоко по отношению к другим. Актриса блестяще справилась с этой сложной задачей, роль принесла ей истинное удовлетворение и показала высокий творческий потенциал Савии Гимадлисламовны. С 1964 года она работала в Башкирском академическом театре драмы, с 1989 года – в Уфимском театре юного зрителя, с 1993 года – в Уфимском татарском театре «Нур». Савия Сираева получила широкую известность как актриса острохарактерных и комедийных ролей. С 1987 года является членом Союза театральных деятелей Республики Башкортостан. За многие годы создала запоминающиеся образы в спектаклях «Башмагым» Хабибуллы Ибрагимова (Жихан), «Похищение девушки» Мустая Карима (Сабира), «Измена предкам» Фарита Богданова (Гулира), «Три аршина земли» Аяза Гилязова (Таифа), «Одинокая» Туфана Миннуллина (Разия), «Убей меня, голубчик» Азиза Несина (Сайда) и других. Как режиссер Савия Сираева поставила в театре «Нур» спектакль «Лесная сказка» Сайфи Кудаша. За эту постановку она была удостоена премии фестиваля детских постановок «Колонсак» за лучшую режиссуру. Снималась в роли Марьям в телевизионном фильме «Ай кызы» («Дочь луны»). Играла во многих радиоспектаклях. За значительный вклад в развитие национального театра Савия Гимадлисламовна удостоена почетных званий заслуженной артистки России, народной артистки Башкирской АССР и Республики Татарстан. Награждалась почетной грамотой Совета Министров СССР, знаком «За отличие в культуре» Министерства культуры Российской Федерации. Савия Гимадлисламовна и сегодня ведет активную жизнь. До сих пор играет на сцене, заряжая зрителей своим оптимизмом, жизнелюбием и добрым юмором. Много лет является ведущей юмористических передач на радио «Шарк». Передает молодым актерам свой богатый опыт. Любит встречаться с земляками-нуримановцами. Не забывает и родное село, в Староисаево живет один из ее братьев. Без сцены Савия Сираева не представляет своего существования. Актриса говорит: «С самого начала своей артистической карьеры мне приходилось работать с поистине великими представителями литературы, поэзии, драматургии и сцены, перед которыми я преклонялась. У них я научилась болеть театром. Нынешнее поколение молодых актеров с точки зрения профессиональной подготовки, возможно, превосходит нас тогдашних, но этого не всегда оказывается достаточно, необходима еще постоянная полная самоотдача, жертвенность. Но большинство молодых артистов ходят в театр на работу, а не жить, как мы когда то. За главными ролями я никогда не гонялась, соглашалась на любое предложение всю жизнь. Даже маленькая эпизодическая роль становилась для меня более интересной и дорогой по творческим переживаниям, чем иная главная. На сцене всегда стараюсь выразиться максимально, вне зависимости от того, состоит моя роль из одного единственного выхода, одной реплики и даже слова, или занимает весь спектакль. Безумно люблю свою профессию, дороже ею, горжусь и готова служить ей без остатка. Театр отвечает мне тем же. Я благодарна судьбе, что она свела нас вместе…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *