савеловский вокзал история названия
Савеловский вокзал история названия
Об истории Савеловского вокзала:
Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Савёловским вокзал стал с 1912.
Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы, грузовой двор и 30-метровая водосборная башня, необходимая при паровозной тяге. Эта башня, ровесница вокзала, — единственное его историческое сооружение, дошедшее в целостности до наших дней.
С вводом действия нового графика движения пригородных поездов 31 мая 1981 организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно. Вокзал, который не реконструировался с момента его основания, обветшал, уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая были начаты его расширение и реконструкция, оконченные 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. Савёловская).
Савеловский вокзал
Единственный пригородный
Савеловский вокзал — самый молодой в Москве. Он единственный в городе обслуживает только пригородные электрички. Но отсюда начался путь главного героя романа «Москва — Петушки». А инициатором строительства вокзала был Савва Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
В 1897 году начали прокладывать новую железную дорогу от Москвы до села Савелово длиной 130 км. Затем путь планировали продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Мамонтов понимал, что в первые годы линия не будет прибыльной, но полагал, что она стратегически важна для развития северных областей России. Однако Савеловский вокзал из-за различных проволочек строили долго — с 1897 по 1902 год. Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А.С. Сумароков.
Место для нового вокзала выбрали за пределами Москвы, у Бутырской заставы, так как там земли стоили недорого. А в 1900 Московская городская дума оценила перспективы этого района с появлением вокзала и включила его в состав города. Это тоже притормозило строительство. Тогда Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила купить часть путей, но расположить Савеловский вокзал в другом месте. При этом по железной дороге уже было открыто временное движение! Сделка так и не состоялась, а летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла в казну. После этого строительство вокзала возобновилось.
10 марта 1902 года Савеловский вокзал (тогда он назывался Бутырский) торжественно открыли. Здание вокзала было одноэтажным, а 2 этажа были лишь в центре, где размещались служебные квартиры.
Строительство железнодорожной линии преобразило жизнь этого тихого уголка Москвы.
Например, промышленник Густав Лист поставил здесь завод с расчетом на рабочую силу из пригорода, а домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов и подняли цены на землю. При этом Савеловский вокзал был довольно тихим.
В 1992 году Савеловский вокзал реконструировали под руководством Я.В. Шамрая. Он стал полностью двухэтажным, и его внутренняя площадь увеличилась в 2,5 раза. Но здание потеряло ряд стилевых особенностей.
Зарождения Савеловского вокзала и направления
Идею строительства Савеловской линии железной дороги, а в будущем и Савеловского вокзала, выдвинул Савва Мамонтов, известный в Российской империи промышленник и меценат.
Перспектива данного направления была связана с выходом железнодорожных путей к берегам Волги, расположенной в 130 километрах от Москвы. Первоначальным конечным пунктом становилось село Савелово, расположенное на противоположном берегу от известного торгового поселения Кимры.
В будущем железную дорогу планировали продлить к городам Калязин, Углич и дальше на Рыбинск.
Фото 1. Здание Савеловского железнодорожного вокзала в городе Москве
Получение разрешения на прокладку путей далось Мамонтову нелегко, так как на реализацию этого проекта претендовала еще одна крупная российская компания.
В 1897 году, получив от Николая II Высочайшее разрешение, железная дорога, названная к тому времени Московско-Ярославско-Архангельской, приступает к изысканиям на территории будущего пути.
Строительством Савеловского пути занималось специально созданное Управление, руководство которым было поручено инженеру Савицкому К.А.
История Савеловского вокзала
По первоначальному плану, место под будущий вокзал определили в районе нынешней станции Бескудниково.
Уже после начала прокладки путей была найдена возможность выкупа земель поближе к Москве – у Бутырской заставы. Отстроенный участок дороги от станции Лосиноостровская Ярославской дороги до Бескудникова, таким образом, продлили до Камер-Коллежского вала.
Здание нового московского вокзала планировали возвести к зиме 1899 года, но работы пришлось остановить по причине обращения Общества Виндаво-Рыбинской железной дороги к Правлению Московско-Ярославской-Архангельской с предложением о выкупе.
Пока шли эти переговоры, работы на Савеловском направлении были завершены и открыто движение составов по временной схеме. Вокзал так еще и не достроили. В связи с этим, пассажирам приходилось добираться до 10-го поста Ярославской дороги от одноименного вокзала Москвы и лишь затем, на станции Лосиноостровская, пересаживаться в вагоны Савеловского направления.
Летом 1900 года вопрос о продаже пропал в связи с передачей Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в казну Российской Империи.
Осенью 1900 года строительство вокзала возобновилось. Работами назначили руководить инженера Сумарокова. Ему же приписывают и авторство проекта.
Здание вокзала получилось одноэтажным, без особых изысков. Второй этаж надстроили по центру здания для размещения в нем служебных квартир.
Одновременно с основным зданием строился больший по размерам «Воинский барак», где предполагали временно разместить залы для пассажиров. Неподалеку возводили и «Грузовой двор».
Строительство завершили в начале 1902 года и уже 10 марта прошли торжества по поводу открытия. Вокзал назвали Бутырским (в будущем переименуют в Савеловский вокзал).
Появление в этих местах железнодорожной станции преобразило этот район.
Промышленник и предприниматель Густав Лист выстраивает новый завод. Московские домовладельцы возводят порядка 30 домов для будущих постояльцев из пригородов – работников этого промышленного объекта.
Не осталась в стороне и Московская Городская Дума. Поняв перспективы развития поселения, власти подсуетились и оформили новые разграничительные бумаги уезда. Таким образом, с 1900 года жители района Бутырки стали москвичами.
Первую реконструкцию Савеловского вокзала решили провести лишь в 1987 году. Восстановлением здания руководил архитектор Я.В. Шамрай.
Работы были завершены лишь к 1 сентября 1992 года.
У здания вокзала появился второй этаж, площади увеличились в 2 с половиной раза.
Отрадно отметить, что архитектурных облик здания не пострадал и отражал черты старой постройки.
Начиная с 2000-х годов, Савеловский вокзал обслуживает лишь пригородные электрички.
Последнюю реконструкцию провели в 2005-2008 годах. К пригородному сообщению прибавился маршрут к аэропорту Шереметьево, принадлежащий компании Аэроэкспресс.
Савеловский вокзал в Москве
Савеловский вокзал в Москве расположен в Бутырском районе на северо-востоке столицы. Это самый молодой и единственный из 9-ти вокзалов города, обслуживающий только пригородные электропоезда.
Поезда
До недавнего времени отсюда отходили поезда в Рыбинск, Санкт-Петербург и Углич. В настоящее время станция обслуживает только пригородные электропоезда.
Электрички
Электропоезда отправляются до станций Икша, Вербилки и Дмитров, Дубна и Савелово, а также курсирует экспресс до Лобни с остановкой в Долгопрудном, время в пути составляет 25 минут. Всего на станции 11 путей, 9 из них, кроме 5 и 6, используются для электропоездов. 2-ой и 3а путь принимают поезда Белорусского направления, с 10 пути отправляются эксперессы на Лобню.
Ближайшая станция метро к Савёловскому вокзалу
Ближайшие станции метро — «Савёловская» на Серпуховско-Тимерязевской и Большой кольцевой линиях.
Пригородные поезда в Москве
Как добраться до Савёловского вокзала
Быстрее всего добраться на метро. Большая скорость и отсутствие пробок делают этот путь самым надежным. Доехать до станции «Савёловская». После выхода на станцию следовать по указателям «Выход к Савёловскому вокзалу».
Как добраться до аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково
До аэропорта Шереметьево
Самый удобный способ добраться до Шереметьево — аэроэкспресс, который останавливается на вокзале. Также можно доехать на метро и автобусе, но в этом случае Вам придётся делать 2 пересадки.
Савеловский вокзал (Москва)
В 2002 году Савеловский вокзал отметил юбилей — исполнилось 100 лет самому молодому вокзалу Москвы, единственному московскому вокзалу, имя которому дал не город, а село.
Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат. Во многом благодаря его энергии концессия на постройку дороги, первоначально выданная другой частной компании — Второму Обществу подъездных путей, была передана «Ярославке».
В 1897 году Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, что находится на берегу Волги напротив Кимр. Новая ветка была не очень длинной — 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Для строительства Савеловской линии было создано специальное управление «под заведыванием начальника работ инженера К.А.Савицкого». Дорога предполагалась однопутной, пропускная способность — две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения — 20 верст в час.
Пути стоили с двух сторон — от Москвы и от Савелова. Рельсы использовались только отечественных заводов — Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Строительство началось с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково, откуда, собственно, и должна была начаться Савеловская дорога.
Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Савеловская ветка была продлена от станции Бескудниково до Камер-Коллежского вала. Получив после многочисленных проволочек разрешение Московской городской думы, строители завезли к Бутырской заставе песок, камень и другие материалы. Возведение здания планировалось завершить к зиме 1899 года. Однако работы были неожиданно приостановлены, так как Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила правлению Общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги купить у них участок Савеловской дороги от станции Бескудниково до Савелова. Пассажирский вокзал предполагаемые новые хозяева собирались строить в другом месте.
Тем временем, к началу 1900 года основные работы на Савеловской ветке были завершены, и было открыто временное движение. Поезда до Савелова отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные неудобства: доехав по Ярославской дороге до «поста 10-ой версты», они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги.
Летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, и продажа московского участка Савеловской линии Виндаво-Рыбинской железной дороге не состоялась.
В сентябре 1900 года строительство вокзала возобновилось. Руководил работами инженер А.С. Сумароков. Есть предположение, что именно он стал автором проекта. Здание вокзала было довольно скромным, не имевшим даже парадного входа, в основном одноэтажным и лишь по центру двухэтажным, для размещения служебных квартир. Отдельно от пассажирской станции устраивался так называемый воинский барак, значительно превосходивший своими размерами вокзальное здание. В нем предполагалось разместить временную пассажирскую станцию. В некотором отдалении раскинул свои пути и грузовой двор.
Строительные работы были завершены к весне 1902 года. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю) вокзал, получивший название Бутырский, был освящен и от него отправился первый поезд. «Новое здание вокзала, — писал тогда «Московский листок», — и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд. Около 12 часов дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашенными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершенным в зале 3 класса пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания святой водою все присутствующие были приглашены в зал 1 класса, где было подано шампанское».
Открылось регулярное движение поездов. Вначале в сутки их курсировало две пары: в 10:35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7:30 вечера — почтовый.
Строительство железнодорожной линии и вокзала преобразило жизнь тихого уголка Москвы от Новослободской улицы до Марьиной рощи с одной стороны, и до Бутырского хутора и Петровско-Разумовского, где прежде жили в основном лишь извозчики, мастеровые и огородники, с другой. Недалеко от станции промышленник Густав Лист построил новый завод с расчетом на рабочую силу из пригорода. Московские домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов, резко поднялись цены на землю.
Напомним, что вокзал строился за городской заставой, то есть за пределами Москвы. Однако Московская городская дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом, оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда, и с 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы. Таким образом, жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу.
Долгие годы Бутырский вокзал (переименованный позже в Савеловский) успешно выполнял свою работу, но по мере роста перевозок, особенно пригородных, стал отставать от времени, ветшал. В 80-х годах XX века было принято решение о его капитальном ремонте и реставрации. Проект подготовил коллектив Института Мосжелдорпроект под руководством Я.В. Шамрая. Работы велись несколько лет. Движение поездов при этом не прекращалось, билетные кассы работали во временных помещениях.
1 сентября 1992 года, через 90 лет после постройки, обновленный и помолодевший вокзал вновь распахнул свои двери. Он стал двухэтажным, но сохранил прежний архитектурный облик. Сегодня Савеловский вокзал — это современный пассажирский комплекс, предлагающий пассажирам железных дорог широкий спектр услуг.