сапоги со скрипом история
Какие сапоги носили на Руси?
Слово «сапог» произошло от славянского «сопа» — кожаная труба, которую напоминала форма голенища. В «Слове о полку Игоре-ве» (1187) сапог означает высокую обувь. Но первыми в обиходе наряду с лаптями появились полусапожки с разрезом спереди. Они затягивались или зашнуровывались. Сапоги как таковые в Киевской Руси известны примерно с X века. В основном их носили князья и старейшины.
Как сообщает историк Н.Костомаров, и XVI-XVII веках сапоги до колен кроме своей основной задачи служили своего рода штанинами для нижней части тела, для чего у них изнутри была подкладка из холстины. Сапоги русичей имели острые приподнятые носки. Нога в таком сапоге не застревала в стремени.
В древнерусском фольклоре сохранилось описание сапог с высоким каблуком:
У оратая (пахаря) сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
Пошив сапога подобного фасона требовал особого мастерства.
Благодаря раскопкам было установлено, что при изготовлении обуви использовались простые и съемные колодки. Это позволяло делать заготовки отдельных деталей, а затем сшивать их. Более сложные по конструкции сапоги делались жесткими, кстати, они носились дольше.
Чтобы сапоги меньше снашивались, они подбивались подборами (каблуками) и подковами со множеством гвоздей, располагавшихся вдоль подошвы. Обувь знатных лиц можно было отличить по серебряным гвоздям на подошве и голенищам, богато украшенным жемчугом. Из-за его обилия почти не виден был сафьян — тонкая персидская кожа, из которой шились сапоги. Возможно, мода расшивать сапоги жемчугом пришла из Византии. Но там такой привилегией обладал только император.
Обувь из цветной кожи носила преимущественно знать. На изображении семейства Святослава, приложенном к «Изборнику» Святослава (1073), можно увидеть мальчика, сына великого князя, в желтых сапогах.
В петровскую эпоху сапоги, царапавшие своими гвоздями полы в новомодных домах, были заменены обувью европейского покроя, чаще всего башмаками.
Но позже они опять вернулись. В России сапоги носили представители всех классов, но их наличие свидетельствовало о социальном достатке хозяина. Об этом свидетельствует одно из описаний городского быта на рубеже XIX-XX веков: «Когда рабочий уже пообщился (то есть обжился и начал хорошо зарабатывать), он приобретал другие выходные сапоги, из хрома, с лакированными голенищами. Они так и назывались — русские сапоги. Считалось особенным шиком, чтобы выходные сапоги были со скрипом».
Необходимый эффект достигался особым приемом: между подметкой и стелькой закладывали сухую бересту. Тогда сапоги и начинали скрипеть. Художник К.Петров-Водкин утверждал, что форс «скрип» — особый скрип, который возникал в сапоге от трения стелек по подметке, — придумал его отец, сапожник. Сапоги Водкина-старшего звучали как по камертону.
Русские сапоги обычно носили представители купечества, городские рабочие, зажиточные крестьяне. По форме различали бутылочные сапоги (с объемным лакированным голенищем), сапоги гармошкой (со сборками между голенищем и головкой), сапоги с гамбургскими передами (с лакированным голенищем и головкой из матовой кожи). В начале XX века появились сапоги-бульдоги — с возвышением на носках.
Так с течением времени сапоги видоизменялись, но они всегда оставались незаменимой обувью, необходимой в условиях русской зимы. Для народов, живущих в более мягком климате, они представляют скорее атрибут моды.
На рипах сапоги
Сейчас никто босиком и в обмотках не ходит. И никто не хочет чтобы обувь скрипела. Интернет полон советов по устранению скрипа. Но я уверен, что мода на скрипучую обувь обязательно вернётся.
Ван Гог «Пара ботинок»
Я простудился. Греюсь дома, читаю книгу Шелега «Аркадий Северный. Две грани одной жизни». В книге Шелег приводит пример из «Гамбринуса» Куприна, где упоминается песня со словами:
Вижу я по походке,
Что пестреются штанцы.
В него волос под шантрета
И на рипах сапоги.
И тут я впервые в жизни понимаю, что поётся в другой популярной песне: «Ботиночки он носит на рипах»!
Ри’пати (г. ср. ) СкрипЪть. «Чого винъ ри’па, ри’пае? » Чего онъ скрипитъ двЪрями, ходитъ и выходитъ. «Чоботы з’ ри’пами».
Версию эту, в частности, озвучивает Скляр на концертах.
В самой старой из существующих записанных версий песни отчетливо слышно, как Морфесси поет именно «на рипах».
В «Энциклопедическом словаре российской жизни и истории: XVIII-начало XX в», в статье «Обувь» читаю про вторую половину 19 века:
«Щёголи из народной среды (мастеровые, приказчики, деревенские парни) предпочитали сапоги с мягкими голенищами «в гармошку» и со скрипом».
Вот ещё одно описание модной обуви прошлого:
«Кроме того, праздничные сапоги должны были поскрипывать или постукивать при ходьбе. Для постукивания на сапоги пришивались медные набойки на каблук. Для поскрипывания подошва к сапогу пришивалась особым образом.»
Агния Барто тоже уделила внимание «поющей» обуви в стихотворении «Башмаки со скрипом»:
Побывав в починке,
Дядины ботинки
Заскрипели, запищали.
Вот уж не было печали!
Как он ни старался,
На носочках крался
И вставал на каблуки,
Не смолкали башмаки.
Вспоминаю, как сам слегка раздражался в армии от скрипа сапог, у которых подмётка была не приклеена, а подбита гвоздями. Видимо, такое соединение кожанных деталей слегка люфтило и при ходьбе скрипело.
Если бы я служил в разведке, то скрипучая обувь меня могла демаскировать. Но мои сапоги благополучно доскрипели до окончания срока службы.
Жаль, что не могу распросить прадеда об обуви, которую он носил. На фотографии времён Первой мировой войны он в сапогах.
А во времена Второй мировой, почему-то, стоит в ботинках с обмотками.
Сейчас никто босиком и в обмотках не ходит. И никто не хочет чтобы обувь скрипела. Интернет полон советов по устранению скрипа. Но я уверен, что мода на скрипучую обувь обязательно вернётся. Всё когда-то надоедает. И бесшумная обувь не исключение. Ведь есть же современная обувь похожая на ботинки с обмотками.
Из истории сапог в России
В XIX веке Курск был одним из центров России по производству сапог для армии. Но речь ниже пойдет о самих сапогах.
До середины XX века сапоги в России были мужской и женской, бытовой и рабочей обувью. Генерал Брусилов в свое время писал: «…к 1917 году чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах». Стоит заметить, что женщины в те времена чаще всего носили коты — укороченные сапожки, отороченные сверху красным сукном или сафьяном.
Сапоги в России в основном шили из юфти, с пришивным голенищем или цельные – вытяжные.
ПРИМЕЧАНИЕ: В мире юфть часто называли «русской кожей». В XIX веке это была единственная кожа, которая пропитывалась дегтем. По этой причине она не плесневела в шкафах, ее не портили насекомые. Именно за такие качества она и ценилась на рынке.
Особым шиком считались складки на голенищах (тогда это называлось сапоги «с моршыной»). Складки имели правильную круглую форму. Для этого в кожу вшивалась кольцом круглая веревка. На голенище помещалось 5-6 таких колец. Также производили сапоги «со скрипом» – между подошвой и стелькой делали подкладку из сухой бересты или насыпали туда сахарный песок.
Носки имели круглую или удлиненную форму. Долгое время, как и в других форматах обуви, сапоги не делились на правый и левый.
Отдельно о кирзовых сапогах. Приоритет в освоении их массового производства принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка, он получил еще в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом «дышал». Однако применение этого материала для армейской обуви первоначально себя не оправдало: кирза Поморцева трескалась на морозе. И о кирзе для обуви надолго забыли.
В начале Великой Отечественной войны интендантские службы РККА столкнулись с острейшей проблемой – во что обувать миллионы бойцов? И тут на помощь Красной Армии пришел химик Иван Плотников, которого в августе 1941 года забрали в московское ополчение, но через две недели по распоряжению Совета народных комиссаров вернули в тыл, так как он перед войной занимался вопросами разработки искусственных кожзаменителей. Плотникова назначили директором и главным инженером завода «Кожимит», перед ним была поставлена задача: в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя – «кирзы». От правительства этот вопрос лично курировал зампред СНК Косыгин.
P.S. По рассказам моей тещи Анастасии Яковлевны (ветеран войны, под немецкими бомбежками и обстрелами строила и восстанавливала железные дороги к западу от Курска), кирзовые сапоги были незаменимой обувью. Правда, ей и ее подругам из строительного батальона сапоги выдавали мужских размеров. И девчонки придумали, как выйти из положения: обрезали рукава от старых телогреек (их выдавали чаще, чем сапоги), зашивали с одной стороны и использовали вместо портянок.
И еще:
. Сохраню я обувку в кирзе,
Отнесу в свой военный музей
И поставлю ее под стекло –
До чего же нам с ней
Повезло…
Почему сапоги называют ЯЛОВЫЕ? Родословная слова КИРЗАЧИ
Добрый день, Друзья!
Сегодня разговор пойдет о кирзовых и яловых сапогах
Так как обувь в основном складского хранения, то на первое место встал вопрос об выравнивание и разминании.
Рецептов в инете много, от мочи до глицерина, вазилина и водки, гарячие полотенца и спец колодки
Оригинальный способ с пакетом,водой и морозилкой. Расширяясь вода выравнивает и немного растягивает сапог
А теперь немного об истории и различии
Часть 1
Почему сапоги называют ЯЛОВЫЕ? Потому что их шьют из кожи яловых (неогулянных) коров?
Из истори
Сапоги́ — вид обуви с высокими голенищами.
Сафьяновые сапоги упоминаются в русских былинах. В русских летописях, повествующих о X веке, сапоги противопоставляются лаптям как знак принадлежности аристократии.
Популярность сапог несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды.
В вооружённых силах являлись элементом формы одежды военнослужащих. В Советской Армии военнослужащие носили ХРОМОВЫЕ, ЯЛОВЫЕ, КИРЗОВЫЕ, И ЮФТЕВЫЕ сапоги.
Сегодня сапоги являются элементом рабочей производственной и женской обуви, но, постепенно, и мужчины начинают носить сапоги как традиционно мужскую обувь.
КИРЗА — материал на основе многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной плёнкообразующими веществами. Поверхность кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи. Именно поэтому кирза называется искусственной кожей.
ЧАСТЬ 2
Как кирзовые сапоги стали культом
Рождение
К Первой мировой войне в долгом армейском противостоянии ботинок и сапог была поставлена точка. Сапоги однозначно победили. Даже в тех армиях, где на изготовление сапог не хватало материала, ноги солдат все равно почти до колена обматывались. Это была вынужденная имитация сапог. В обмотках горчичного цвета прошли войну, например, британские солдаты. Солдаты русской армии, кстати, в Первой мировой были единственными, кто мог позволить себе щеголять в настоящих кожаных сапогах.
Как и о всякой культовой вещи, о кирзовых сапогах ходит масса домыслов и слухов. Так, одним из заблуждений является то, что «кирзачи» получили свое название от «кировского завода», на котором было налажено их производство. На самом деле, свое название легендарные сапоги получили по названию шерстяной ткани Kersey, из которой они изначально изготовлялись.
Также ходит масса заблуждений насчет того, кто первым создал кирзовые сапоги. Расставим точки над i. Приоритет в этом деле принадлежит русскому изобретателю Михаилу Поморцеву. Брезентовую ткань, пропитанную смесью парафина, канифоли и яичного желтка он получил в 1904 году. Материал обладал свойствами, практически идентичными коже. Он не пропускал воду, но при этом «дышал». Впервые кирза «понюхала пороха» на Русско-японской войне, где она использовалась для изготовления амуниции для лошадей, сумок и чехлов для артиллерии.
Материал Поморцева заслужил высокую оценку как солдат, так и экспертов международных выставок, из него было уже решено выпустить партию сапог, но массовое их изготовление так и не было налажено. Сначала делу помешали кожевенные лоббисты, а в 1916 году Михаил Михайлович умер. Сапоги почти на 20 лет «положили на полку».
Второе рождение
Возродили производство кирзы уже в 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство «кирзачей».
У Ивана Васильевича спросили: «Почему ваша кирза такая холодная и не дышит?». Он ответил: «Бык и корова пока еще не поделились с нами всеми своими секретами».
Один из символов Победы
Кирзовые сапоги снискали за время войны заслуженную славу. Высокие, почти непромокаемые, но при этом дышащие, они позволяли солдатам идти многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. О том, насколько кирзовые сапоги были хороши, можно судить, если сравнить их с американскими военными ботинками.
Генерал О. Бредли, автор книги «История солдата», писал, что из-за постоянной сырости американская армия лишилась 12 тысяч строевых солдат за один только месяц. Некоторые из них так и не смогли после этого восстановиться и вернуться на фронт.
О. Бредли писал: «К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы».
Без высоких сапог и портянок на осеннем и зимнем фронте приходилось несладко.
Портянки
Кроме того, портянки удобны ещё и тем, что в случае их намокания, их достаточно намотать другой стороной, тогда нога по-прежнему останется сухой, а мокрая часть портянки будет тем временем высыхать.
Просторное голенище «кирзачей» позволяет в холода наматывать по двое портянок, плюс закладывать в них газеты для того, чтобы сохранить тепло.
Народная любовь или «любовь»
Кожанная обувь на Руси
Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.
Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.
Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.
У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.
Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.
Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.
А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.
Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.